Возрастной ценз для доноров крови планируют увеличить
В Беларуси максимальный возраст доноров крови и ее компонентов планируют увеличить до 65 лет. Сегодня это 60 лет. Об этом 9 июня на пресс-конференции сообщил директор РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий Федор Карпенко, передает корреспондент агентства « Минск-Новости».
По словам Ф.Карпенко, соответствующее изменение внесено в новую редакцию Закона Республики Беларусь «О донорстве крови и ее компонентов». Документ в первом чтении рассмотрят 16 июня в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Говоря о законопроекте, Ф.Карпенко отметил, что донорам планируют сохранить все принципиальные гарантии, в том числе компенсационные выплаты за сдачу крови и ее компонентов. Также он сообщил, что в республике только почетных доноров около 66 тыс.
По сообщению БЕЛТА
Заместитель директора Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Александр Цай в проекте БЕЛТА «Страна говорит» пояснил новшества законодательства о летнем отдыхе и оздоровлении детей.
В прошлом году было подготовлено два основных нормативно-правых акта касательно летнего отдыха детей. Один из них вступил в силу с 1 сентября 2024 г. – это постановление Совета Министров № 509 «Об организации оздоровления детей в образовательно-оздоровительных центрах, воспитательно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных лагерях». Параллельно еще был подготовлен проект, который вступил в силу с 1 февраля этого года, – постановление Совмина № 6 от 3 января «О порядке подтверждения готовности лагерей к работе в период каникул». Основная цель этих нормативно-правовых актов – повышение доступности услуг отдыха и оздоровления для детей и приведение в соответствие с законодательством об образовании.
Александр Цай отметил, что необходимость принятия этих документов заключается в том, что до сих пор виды и перечни таких лагерей не были упорядочены. «В постановлении № 509 определены основные виды и типы лагерей, даны им понятия, в том числе и по срокам. То есть это теперь уже стационарный лагерь, воспитательно-оздоровительный, спортивно-оздоровительный лагерь, палаточный лагерь и дневной лагерь, – рассказал он. – Ряд лагерей у нас раньше выпадал, то есть были только лагеря оздоровительные, которые были созданы как учреждения образования. Другие виды лагерей тоже функционировали, но не было понятийного аппарата. Поэтому на сегодняшний день все уже урегулировано».
Был и ряд обращений от родителей по поводу того, что раньше путевки выдавались в комиссиях по оздоровлению. Далеко не все предприятия хотели создавать эти комиссии, тем самым ограничились права ребенка на отдых и оздоровление.
«Особенно это касается организаций частной формы собственности. Они не всегда были заинтересованы создавать комиссии по оздоровлению, а численность детей, которые не могли воспользоваться удешевленной путевкой, было немалое. Поэтому мы изменили механизм – теперь физлицо может приобрести путевку для родителей. При этом нанимателю не запрещают заключать договоры о сотрудничестве и таким же образом организовывать работу – назначать ответственного работника, который соберет необходимый пакет документов за родителей, который организует заключение договоров с организатором лагеря. Сегодня это можно урегулировать так же, как и раньше. Через комиссию по оздоровлению тоже можно организовать приобретение путевок для родителей», – пояснил Александр Цай.
По стоимости, естественно, ничего не изменится. «Никаких изменений нет. Стоимость лагеря, она контролируется областными и Минским городским исполнительными комитетами и, как правило, не превышает уровня макроэкономических показателей на очередной год», – заявил он.
Кроме того, документами определено, сколько и в каком лагере должны пребывать дети, чтобы это считалось воспитательно-оздоровительным или спортивно-оздоровительным лагерем. Продолжительность смены может регулироваться, но не во всех типах лагерей, подчеркнул эксперт.
По информации БЕЛТА
В стране активно применяются технологии искусственного интеллекта (ИИ) в разных сферах экономики. Среди них машиностроение, сельское хозяйство, банковский сектор, медицина и многие другие. В Национальной академии наук прогнозируют, что в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в работу предприятий, бизнеса и в нашу жизнь. Вместе с тем законодательно определения использования такой стратегической технологии пока еще нет. Сегодня в стране ведется активная работа по созданию закона об искусственном интеллекте. Подробности узнали у генерального директора Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Сергея Кругликова.
Широта сфер внедрения
Искусственный интеллект становится ключевой технологией, с применением которой планируется автоматизировать основные отрасли мировой экономики. В идеале их использование сулит сокращение издержек, увеличение производительности труда, а также экономию времени. Очередное соревнование за место на рынке подразумевает существенные инвестиции в развивающуюся технологию в ближайшем будущем. Предприятия нашей страны также понимают необходимость сохранения своих конкурентных преимуществ, поэтому активно внедряют ИИ в самых разных направлениях.
Белорусские ученые констатируют, что технологии машинного обучения и анализа данных уже используются в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, логистике. Среди таковых, например, применение ИИ для оптимизации производственных процессов предприятий, прогнозирования поломок оборудования и контроля качества продукции за счет технологий компьютерного зрения.
На ряде предприятий агропромышленного комплекса страны используют ИИ для мониторинга состояния посевов, анализа почвы и прогнозирования урожайности. Применяются беспилотники для сбора данных, которые помогают найти оптимальные решения для полива, внесения удобрений и защиты растений.
В белорусских клиниках ИИ помогает в диагностике заболеваний, в поиске новых лекарств. В свою очередь, отечественные банки и IТ-компании применяют ИИ для автоматизации рутинных операций. Аналитические системы помогают обеспечивать безопасность в общественных местах.
Беларусь делает ставку на цифровизацию экономики, и искусственный интеллект становится ключевым инструментом в этом процессе. Как отметил Сергей Кругликов, в ближайшие годы ИИ проникнет еще глубже в нашу жизнь, открывая новые возможности для бизнеса и граждан.
– Стоит отметить, что определения ИИ с точки зрения законодательства пока нет. Беларусь активно развивает данную сферу, однако такой рост требует грамотного регулирования. Вместе с тем в стране необходимо разработать нормативно-правовую базу в сфере ИИ и четкую стратегию его развития, чтобы обеспечить его безопасное и эффективное внедрение. Также необходим государственный регулятор, ответственный за управление интеллектуальными технологиями, – подчеркнул собеседник.
ИИ – на законном пути
Несмотря на то что в Беларуси пока нет отдельного закона об ИИ, имеются нормативные акты, затрагивающие эту сферу. Среди них Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики» от 21 декабря 2017 г., который предоставляет право резидентам Парка высоких технологий на осуществление деятельности в сфере искусственного интеллекта. В стратегии «Наука и технологии: 2018–2040» ИИ отмечен как одно из ключевых направлений модели «Беларусь интеллектуальная».
Стратегически важный шаг для применения технологии ИИ на пространстве СНГ был сделан в марте текущего года на заседании Постоянной комиссии МПА СНГ по науке и образованию.
– В ходе мероприятия парламентарии одобрили проект модельного закона «О технологиях искусственного интеллекта». Документ направлен на принятие единой терминологии и принципов использования ИИ в странах СНГ. Он создаст условия для внедрения технологий ИИ в нашу жизнь, обеспечивая при этом государственную поддержку и соблюдение этических норм. Закон в будущем создаст общие правила, которые не будут противоречить национальным законодательствам. Стоит отметить, что каждая из стран СНГ имеет свои взгляды на вопрос развития искусственного интеллекта. Поэтому модельный закон будет обобщающим и не будет ущемлять права и возможности стран, – пояснил Сергей Кругликов.
При этом ученый подчеркнул, что сейчас весь мир стоит перед необходимостью глобального перехода к искусственному интеллекту для становления новой цифровой экономики. Сегодня десятки стран уже имеют национальные стратегии по развитию ИИ. Ряд государств находится в процессе формирования таких законодательных актов. Беларусь не исключение.
– Накануне в ходе заседания рабочей группы по разработке законопроекта об искусственном интеллекте мы обсудили создание белорусского закона, который в будущем будет регулировать эту стратегическую сферу. Ранее, в ноябре 2024 года, Совет по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте признал целесообразным разработку и принятие закона о технологиях ИИ. Этот же вопрос был отмечен и постановлением Правительства. Мы, в свою очередь, подготовили проект решения нашей рабочей группы, согласно которому направим предложение от НАН в Национальный центр законодательства и правовой информации. Ожидаем, что концепцию проекта данного законодательного акта включат в соответствующий план подготовки на 2026 год, – рассказал Сергей Кругликов.
– Кроме того, рабочая группа по разработке законопроекта об искусственном интеллекте будет готовить в этом году глоссарий в сфере ИИ. Это очень сложная тематика. Но как только мы договоримся о понятиях в данной сфере, начнем правильно двигаться во многих направлениях, – резюмировал генеральный директор Объединенного института проблем информатики НАН.
Илья Крыжевич, « Рэспубліка», 12 апреля 2025 г.
Постановлением Министерства здравоохранения от 27 марта 2025 г. № 32 внесено изменение в постановление Минздрава от 27 мая 2021 г. № 61 в части исключения из номенклатуры должностей медицинских, фармацевтических работников должности «врач-стоматолог детский».
Данное предложение было рассмотрено на совещании в Минздраве с участием главного внештатного стоматолога Минздрава, главного внештатного детского стоматолога Минздрава, главного внештатного детского стоматолога Комитета по здравоохранению Мингорисполкома, заместителей главного врача Университетской стоматологической поликлиники, первого заместителя председателя Комитета по здравоохранению Мингорисполкома и других заинтересованных.
Решение об исключении должности «врач-стоматолог детский» было принято с целью улучшения доступности стоматологической помощи на всех уровнях, в том числе в сельской местности, за счет более широкого круга врачей-специалистов стоматологического профиля, способных ее оказать. Обязанности врача стоматолога-детского возложены на врача стоматолога-терапевта.
Подготовка кадров для оказания стоматологической помощи населению в медуниверситетах осуществляется по единому образовательному стандарту высшего образования по специальности «Стоматология». Студенты данных факультетов в рамках учебных дисциплин овладевают базовыми практическими навыками по всем разделам стоматологии, в том числе стоматологии детского возраста.
Специализация выпускников медицинских университетов по специальности «Стоматология» и приобретение ими необходимых практических навыков и компетенций для оказания терапевтических и хирургических видов стоматологической помощи (как взрослому, так и детскому населению) осуществляется при прохождении интернатуры.
В настоящее время прохождение интернатуры осуществляется по трем специальностям стоматологического профиля: «Стоматология хирургическая», «Стоматология детская» и «Стоматология терапевтическая».
При этом в программы и планы по специальности интернатуры «Стоматология хирургическая» входит изучение вопросов оказания хирургической стоматологической помощи взрослому и детскому населению. После окончания интернатуры присваивается квалификация «врач-стоматолог-хирург» (без разделения на детского и взрослого), данный специалист может оказывать хирургическую стоматологическую помощь взрослому и детскому населению без дополнительного обучения и занимать должность врача-стоматолога-хирурга в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь взрослому и (или) детскому населению.
В связи с принятием изменений объединены две специальности интернатуры «Стоматология детская» и «Стоматология терапевтическая» в единую специальность интернатуры «Стоматология терапевтическая и детская» с присвоением единой квалификации «врач-стоматолог-терапевт». После прохождения такой интернатуры врач-специалист будет обладать компетенциями к оказанию терапевтических видов стоматологической помощи, как взрослому, так и детскому населению без ограничений и дополнительной подготовки. Данный специалист сможет занимать должность «врач-стоматолог-терапевт» в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь взрослому и (или) детскому населению, в том числе в малочисленных районах и сельской местности.
Отметим, что структура (детские стоматологические кабинеты, отделения, поликлиники), система постдипломной подготовки врачей-специалистов (курсы повышения квалификации), оказывающих стоматологическую помощь детскому населению, а также выстроенная система оказания стоматологический помощи детям не изменится.
По сообщению официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Постановлением Министерства здравоохранения от 27 марта 2025 г. № 32 в системе здравоохранения Республики Беларусь вводится новая специальности – врач физической и реабилитационной медицины. Это – многопрофильный специалист, обладающий знаниями, умениями, навыками и компетенциями в области не только медицинской реабилитации (как врач-реабилитолог), но также физиотерапии и лечебной физкультуры. Он сможет организовать, проводить и управлять процессом медреабилитации пациентов при остром развитии заболевания или травмы, а также при хроническом течении заболевания, при наличии нарушений функций органов и систем организма пациента и ограничений жизнедеятельности.
Потребность во введении новой специальности и, соответственно, в разработке проекта образовательного стандарта (квалификационных требований) «Врач физической и реабилитационной медицины» вызвана необходимостью:
- организации процесса медреабилитации пациентов с различными заболеваниями и травмами, особенно после оказания высокотехнологичной медицинской помощи, в соответствии с современными требованиями, начиная через 12–48 часов от развития заболевания или травмы;
- приведения в соответствие с современными моделями оказания медпомощи;
- установления единых требований к трудовым функциям врача, занимающего должность врач-реабилитолог.
Данный специалист будет формировать индивидуальные программы медреабилитации, медабилитации на основании: диагностики не только повреждения в результате травмы или развившегося заболевания, но и экспертно-реабилитационной диагностики последовавших нарушений функций и ограничений базовых категорий жизнеспособности пациента. Он сможет руководить мультидисциплинарным процессом медреабилитации, гибко управлять взаимодействием мультидисциплинарной реабилитационной бригады (МДРБ) с пациентом. В его компетенциях будет умение своевременно и обосновано направить пациента в соответствующую организацию здравоохранения, соответствующего этапа медреабилитации на основании оценки степени тяжести нарушения функций и ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала с учетом наличия медицинских показаний и отсутствия медицинских противопоказаний.
В Беларуси появятся квалифицированные многопрофильные специалисты, владеющие вопросами назначения технических средств социальной реабилитации. Перед системой повышения квалификации стоит задача – усовершенствовать образовательные программы для подготовки профессиональных врачей-специалистов.
До настоящего времени функции врача по физической реабилитационной медицины осуществляли врачи нескольких специальностей в рамках их профессиональной компетенции:
- врач-специалист по профилю оказываемой медицинской помощи;
- врач-физиотерапевт;
- врач по лечебной физкультуре;
- другие специалисты в зависимости от профиля медицинской помощи и объема нарушений функций органов и систем организма пациента.
С развитием технологий, усовершенствованием процесса оказания медпомощи, спектр нарушений функций и их тяжесть, с которыми поступают пациенты в организации здравоохранения для оказания медицинской помощи, неуклонно расширяется и усложняется. Часто встречающейся практикой сегодня является наличие у врача-специалиста нескольких дипломов о переподготовке, прохождении клинической ординатуры, свидетельств о повышении квалификации одновременно: по клинической специальности, по медреабилитации, физиотерапии, лечебной физкультуре, функциональной диагностике, другие. Это позволяет врачу быстрее и эффективнее оказать пациенту необходимую медицинскую помощь, включая медицинскую реабилитацию, а при кадровом дефиците – ликвидировать потребность в специалистах.
Подготовка врача ФРМ будет включать подготовку по основам клинических дисциплин (неврология, кардиология, травматология и ортопедия, терапия, онкология, педиатрия, другие). Подготовка также будет проводиться по основам функциональной диагностики. Этот врач будет изучать основы применения средств, форм и методов медреабилитации, включая физиотерапию, лечебную физкультуру в целях коррекции нарушенных функций и ограничений жизнеспособности.
Цель профессиональной деятельности врача ФРМ: повышение качества жизни пациента путем применения комплекса мероприятий медицинского и психологического характера. Они будут направлены на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме.
Врач физической и реабилитационной медицины должен:
- нести ответственность за результаты деятельности специалистов по медреабилитации МДРБ по различным профилям оказания медпомощи, в том числе при стойких нарушениях функций пациентов и ограничений жизнедеятельности,
- уметь осуществлять самостоятельную меддеятельность с пациентами с различными заболеваниями и травмами различной степени тяжести. Речь идет об оказании помощи пациентам вне зависимости от возраста и пола. Также помощь должна быть оказана на различных этапах – при проведении обследования (диагностики), проведении экспертно-реабилитационной диагностики нарушений функции и вызванных ими ограничений жизнедеятельности, проведении мультидисциплинарного обсуждения выявленных нарушений с целью профилактики нарушений функций, заболеваний, травм, определении задач собственной работы и членов МДРБ по достижению поставленной цели медреабилитации.
Специалист должен будет формировать индивидуальные программы (планы) медреабилитации, медабилитации, назначать и проводить лечебные и реабилитационные мероприятия (включая физиотерапию, лечебную физкультуру); контролировать эффективность и безопасность лечебно-реабилитационных мероприятий, анализировать результаты.
Он сможет назначать и применять физиотерапию при заболеваниях, травмах и (или) состояниях; контролировать эффективность и безопасности применения физиотерапии при заболеваниях, травмах и (или) состояниях, в том числе при реализации индивидуальных программ.
Данный врач будет назначать и применять лечебную физкультуру при заболеваниях, травмах и (или) состояниях, контролировать эффективность и безопасность ее применения.
Он будет управлять мультидисциплинарным процессом медреабилитации с использованием междисциплинарного взаимодействия.
Новая кадровая модель оказания помощи по медреабилитации (ведение специальности «врач ФРМ»), позволит обеспечить качественно новый уровень оказания медицинской пациентам в стране, улучшит качество их жизни.
По сообщению официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Депутатам следует более принципиально подходить к рассмотрению законопроектов, отметил заместитель Председателя Палаты представителей Вадим Ипатов на заседании Совета Палаты представителей Национального собрания, где рассмотрены в том числе задачи депутатов и работников Секретариата Палаты представителей по усилению исполнительской дисциплины, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
Соответствующий вопрос рассмотрен в связи с Директивой № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины», вступившей в силу 3 апреля. Как отметил Вадим Ипатов, это системный комплексный документ, нацеленный на работу как государственных органов, так и организаций, независимо от форм собственности, и граждан, то есть распространяется на всех по своему содержанию.
Главный посыл Директивы № 11 – реализация поставленных на пятилетку качества задач требует кардинального повышения эффективности функционирования системы органов государственной власти, управленческой дисциплины, усиления исполнительской дисциплины, социально-ответственного отношения каждого к труду.
Документ расставляет наиболее важные акценты. В плане законодательной власти в Директиве отмечено, что зона ответственности Национального собрания – качественное и эффективное законотворчество, отвечающее актуальным запросам государства и общества, требованиям стабильности правового регулирования. «Обеспечение такого законотворчества – одна из главных наших с вами задач», – сказал Вадим Ипатов.
«Безусловно, все законопроекты, которые вносятся в Палату представителей, проходят все стадии законотворческого процесса и получают необходимые согласования, экспертизы, обсуждаются с экспертами, – отметил зампредседателя Палаты представителей. – Но как показывает практика, не всегда предлагаемые инновации глубоко проработаны разработчиком, просчитаны последствия их принятия. Один из основополагающих принципов деятельности всех госорганов – всестороннее прогнозирование социально-экономических, политических и иных последствий принимаемых решений, что для принятия законов, конечно же, архиважно».
Вадим Ипатов подчеркнул, что нельзя допустить ситуацию, когда норма не только не достигнет цели принятия, но и вызовет обратный эффект: негативный общественный резонанс, социальную напряженность в обществе.
«Поэтому законопроекты должны рассматриваться депутатами как новые, всесторонне прорабатываться на заседаниях постоянных комиссий, рабочих групп, диалоговых площадках, – сказал он. – Нужно более принципиально подходить к рассмотрению проектов. Не надо стесняться задавать вопросы, высказывать свои мнения. Ведь обсуждая норму с разных сторон, вырабатываются наиболее выверенные решения. При введении новаций очень важно понимать, как они будут реализовываться на практике, какие подзаконные механизмы для этого предусматриваются».
Вадим Ипатов обратил внимание на важность пакетного принципа подготовки законопроектов. Также он указал на некоторые позиции Директивы, которым необходимо следовать при работе над законопроектом. Необходимо избегать включения в проект бланкетных и отсылочных норм, не допускать принятия правовых актов, требующих дальнейшего толкования и разъяснений, исключить факты нахождения и рассмотрения в госоргане документов, в том числе проектов правовых актов, сверх сроков, определенных законодательством.
По информации БЕЛТА