Как реализуется механизм поддержки инвесторов «Региональная инициатива», рассказали в Минэкономики
Первый заместитель Министра экономики Беларуси Андрей Картун рассказал в программе «Актуальное интервью» на
«Первом информационном», как реализуется новый механизм поддержки «Региональная инициатива», сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Говоря о структуре инвестиций в основной капитал в I квартале, первый замминистра отметил, что предприятия стали больше тратить средств на приобретение техники, оборудования, станков. Реализуются крупные инвестиционные проекты. В пример Андрей Картун привел поэтапное строительство Нежинского горно-обогатительного комбината, запуск автобусного производства на МАЗ, модернизацию Слонимского картонно-бумажного завода «Альбертин» и др.
Андрей Картун напомнил, что в текущем году продолжается программа «Один район – один проект», которая включает свыше 200 инициатив. Параллельно в январе запущен новый механизм поддержки – «Региональная инициатива». Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей выступает в качестве интегратора для сбора и обработки заявок инвесторов.
Первый замминистра отметил, что пересмотрены критерии оказания поддержки. На нее теперь могут рассчитывать не только проекты производственной направленности. «Мы ставку сделали как раз на услуги, прежде всего на туризм, – сказал Андрей Картун. – У нас в портфеле уже 30 проектов, которые прошли отбор».
Как ранее сообщалось, перечень «Региональная инициатива» формируется на основании заявок организаций, подаваемых на онлайн-площадке Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей.
Среди критериев для включения в перечень инвестиционных проектов выделяются следующие: организация-заявитель является субъектом малого или среднего предпринимательства (внесена в соответствующий реестр) на дату подачи заявки, проект реализуется на территории регионов (за исключением областных центров и Минска, а также прилегающих к ним территорий). Такие проекты должны обеспечивать создание новых производств (цехов) или модернизацию (техническое перевооружение, расширение) существующих либо создание коммерческих объектов транспортно-логистической инфраструктуры, туризма и отдыха, медицинского обслуживания. Еще один критерий – создание не менее пяти новых рабочих мест или трудоустройство дополнительно не менее пяти человек на существующие рабочие места для новых производств (цехов). Также проекты должны быть значимыми для социально-экономического развития региона (области, района) с учетом отраслевых особенностей.
Срок рассмотрения заявки организации о включении в перечень «Региональная инициатива» – не более 25 дней с момента ее подачи.
По информации
БЕЛТА
Микроэлектроника, ИИ, биотехнологии. Владимир Гусаков перечислил приоритеты развития белорусской науки
В стране разработаны 12 программ фундаментальных исследований, в рамках которых определены группы приоритетов для развития научной мысли. Ключевые векторы для приложения усилий отечественных ученых перед сессией Общего собрания Национальной академии наук в общении с журналистами назвал Председатель Президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков, передает корреспондент
БЕЛТА.
Было отмечено, что ученые Беларуси работают по множеству направлений. В прошлом году не менее 300 научных разработок было внедрено в разные отрасли белорусской экономики, им нашли применение на специализированных промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, в области здравоохранения, и перечень тем не исчерпывается. Для систематизации были сформированы 12 программ фундаментальных исследований, в рамках которых составлена группа приоритетов. Так, по словам главы Академии наук, в последнее время сфера научных интересов белорусских специалистов все чаще затрагивает область микроэлектроники, где создаются новейшие транзисторы и совершенствуются лазерные приборы.
«Сегодня ни одна «умная» система, разрабатываемая для разных отраслей, без микроэлектроники ни то что отвечать требованиям конкурентоспособности, даже существовать не способна. Мы обладаем серьезными компетенциями в области лазерной техники, – обратил внимание Владимир Гусаков. – Все больше внимания учеными уделяется области искусственного интеллекта. Академия наук гордится сильнейшей школой программного обеспечения, которая развивается независимо от Парка высоких технологий, мы ее еще больше укрепили. На данный момент наши специалисты создают программные продукты для всевозможных направлений: от машиностроения до робототехники, медицины, сельского хозяйства».
К слову, про агропромышленный комплекс. Отечественное научное сообщество активизировало работы по созданию новейших сортов сельхозкультур, которые председатель Президиума НАН условно разделил на три группы. По первой, самой большой, в которую входят пшеница, ячмень, рожь, овес, рапс и некоторые другие виды культур, белорусские разработки лидируют в сравнении с зарубежными аналогами. Во вторую группу входят созданные отечественными учеными сорта, которые по качественным характеристикам не уступают иностранным примерам. Самая малочисленная третья группа – в ней нетрадиционные для сельского хозяйства нашей страны культуры, белорусские сорта которых на рынке пока неконкурентоспособны. Вместе с тем Владимир Гусаков заверил, что отечественные селекционеры к решению обозначенной задачи подходят весьма ответственно, и за несколько лет им удастся предложить качественные заменители заграничным образцам сортов.
«Еще один наш приоритет – биотехнологии. Регулярно появляются новинки в группе стимуляторов роста растений, средств для защиты от вредителей и болезней. Все эти препараты надо обновлять и совершенствовать регулярно, поскольку вредители быстро адаптируются к традиционным средствам защиты, и те становятся бесполезными, – пояснил руководитель Академии наук. – Аналогичными соображениями можно растолковать и непрекращающуюся работу по созданию новых сельхозсортов и гибридов, поскольку с течением практики использования сорта начинают «затухать» и терять в урожайности. Не становятся менее актуальными и научные исследования в области новых материалов. Углепластики, стеклопластики, термопластики и прочие разновидности композиционных материалов просто необходимы для машиностроения, приборостроения и других отраслей промышленности».
Не остаются в стороне и гуманитарные науки. Не прекращается изучение событий истории Великой Отечественной войны, масштабные исследования развернуты в экономической науке, где была сформирована национальная социально-экономическая модель, обеспечивающая устойчивое развитие государства, выпущена серия книг в области философии, где отражены этапы становления традиционно белорусской философской мысли, было введено в научный оборот понятие «этнофилософия» применительно к белорусским реалиям. Владимир Гусаков выделил эффективную и результативную работу Института социологии, исследования специалистов которого оперативно реагируют на общественную ситуацию.
«Белорусские ученые, в частности специалисты Национальной академии наук, сегодня, как и прежде, нацелены на максимальное удовлетворение любого запроса общества, экономики, государства в целом. Этот основополагающий принцип нашей работы остается неизменным», – заключил Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси Владимир Гусаков.
В сессии Общего собрания Национальной академии наук Беларуси принимают участие около четырехсот представителей академической, вузовской и отраслевой науки, молодые ученые страны. Рассматриваются итоги работы отечественной науки в прошлом году, ставятся задачи развития Национальной академии наук и в целом научной сферы страны на 2025-й.
По информации
БЕЛТА
Юрий Чеботарь: государство заинтересовано в активном развитии и укрупнении предпринимательского сектора
В проекте Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040-го значительная роль отведена как бизнесу вообще, так и малому и среднему предпринимательству в частности. Предполагается, что к 2040 году доля МСП достигнет 40 процентов. Стратегия – не цель, а перманентный процесс развития деловой среды. О ее состоянии на сегодняшний день рассказал Министр экономики Юрий Чеботарь.
От торговли к производству
– Деловая среда формируется исходя из общей экономической политики, подстраивается под конъюнктуру рынка и трансформируется вместе с вызовами времени. В 1990-х подавляющее большинство предпринимателей занимались торговлей. Спустя годы ретейл консолидировался, сформировались крупные сети с высоким уровнем сервиса и разнообразием ассортимента. Сейчас стремительно развивается электронная коммерция, а вместе с ней и новые бизнес-модели.
Изменились не только формы ведения бизнеса, но и сама структура национальной экономики. Основная добавленная стоимость формируется в реальном секторе: промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве. Государство нацелено на поддержку индустриальных проектов, и этот курс находит отклик в предпринимательской среде.
Практика показывает, что многие производственные компании начинали в той или иной форме с торговой деятельности: поставки товаров помогали аккумулировать капитал, нарабатывать компетенции. И в определенный момент предприниматели осознавали, что им выгоднее организовать собственное производство и использовать уже наработанную торгово-проводящую сеть для продвижения своей продукции.
По такому алгоритму реализуется ряд проектов в рамках инициативы «Один район – один проект». Немало инвесторов, начавших свой путь в бизнесе в сфере торговли в крупных городах, возвращаются на малую родину уже в новой роли – создателей производств, которые меняют экономический ландшафт регионов.
Государство заинтересовано в активном развитии и укрупнении предпринимательского сектора и создает для этого необходимые условия. Важным шагом стали законодательные инициативы по масштабированию бизнеса путем «бесшовного» перехода ИП в коммерческие организации. Одновременно расширяются механизмы поддержки субъектов МСП: предприниматели могут рассчитывать на займы и поручительства по коммерческим кредитам от Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты, предоставляемые местными властями, выгодные кредитные программы от Банка развития и других. Инструментов достаточно, их перечень продолжает расширяться. Так, с этого года заработали новые финансовые инструменты поддержки – «Региональная инициатива» и промышленная ипотека.
Широкий спектр стимулов предусмотрен обновленным Законом «Об инвестициях». Важный принцип, заложенный в законодательство, – равенство всех форм собственности. Инвесторами могут выступать и частные компании, и государственные. Необходимо отметить, что госсектор только начинает осваивать новые механизмы: пока лишь два предприятия воспользовались такой возможностью. В проработке находится 14 проектов (практически половина от заявленных). Большинство в высокой степени готовности к реализации. Среди инициаторов проектов – как флагманские компании (БЕЛАЗ), так и коммунальные предприятия. Рассчитываем, что активность в 2025-м повысится.
Особое внимание уделяется развитию высокотехнологичного сектора. Продолжим расширять технопарки, совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Они должны не просто предоставлять необходимые площади и инфраструктуру, но и готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Развитие технопарков – стратегическая задача, рассматриваемая и как способ масштабирования технологического бизнеса, и как инструмент роста предпринимательства в целом.
С далеким прицелом
– Предсказуемость – ключевой фактор для любого бизнеса. Поэтому Минэкономики совместно с другими ведомствами работает над формированием документов по стратегическому развитию в долгосрочном и среднесрочном периодах: как страны в целом, так и отраслей. Внесли соответствующие изменения в законодательство: теперь каждая отрасль должна иметь стратегию развития сроком на десять лет. Был пройден большой и достаточно непростой путь подготовительной и предметной работы. В прошлом году одобрен Комплексный прогноз научно-технического прогресса (КП НТП). Мы очень плотно сотрудничали с Государственным комитетом по науке и технологиям, чтобы сделать документ максимально приземленным.
С учеными и отраслевыми регуляторами сформировали 26 технологических карт, которые отражают, что необходимо сделать, чтобы максимально углубить переработку собственной сырьевой базы, какие материалы, оборудование, технологии для этого необходимы.
На выходе получился конкретный список технологий, которыми мы должны обладать до 2040-го: на основе собственных знаний и компетенций и в сотрудничестве с нашими партнерами.
Теперь на основе технологических карт формируются отраслевые стратегии, позволяющие на десять лет вперед выстроить продуктовую линейку, которую будет осваивать наша промышленность, определить межотраслевую интеграцию.
Министерство экономики в этой работе взяло на себя роль координатора: ведь чем детальнее проработка, тем точнее планы. Приведу пример из деревообработки. В деревообрабатывающей отрасли планируется увеличить производство ДСП-плит, но для этого нужны не только дополнительные объемы щепы, но и специальные смолы. Однако оказалось, что в отраслевой стратегии нефтехимического производства не предусмотрен рост выпуска смол. Попросили доработать документ. Посмотрели дальше по межотраслевым связям: для выпуска смолы нужен в том числе карбамид. Предприятие-производитель также скорректировало свои долгосрочные планы. И в таком ключе, шаг за шагом раскручиваем все производственные цепочки, синхронизируя стратегии различных сфер производства.
В реальном секторе должны быть сформированы 12 отраслевых стратегий. Восемь из них уже готовы, прошли согласование на уровне Минэкономики. По отдельным еще предстоит защита на уровне профильного вице-премьера. Самым сложным направлением остается машиностроение, ведь здесь требуется учесть огромное число межотраслевых связей, новых технологий и наработок.
В технологические карты включены около 800 позиций, товаров и технологий, из которых свыше 200 из КП НТП. Эти документы могут и должны стать опорой для развития, включая малый и средний бизнес, создание новых производств, промкооперацию с нашими флагманами.
Приведу еще один пример. Президент поставил задачу нефтехимической отрасли освоить за пятилетку 40 новых видов продукции. Отраслевая стратегия предполагает увеличение доли производства нетопливной продукции в полтора раза. Соответственно, крупные предприятия, являющиеся производителями сырья, будут сотрудничать с малым бизнесом, обеспечивающим последующие технологические переделы. Именно такой подход реализован в Витебской области: в Глубокском районе компания «Сканлинк» запустила завод по производству масел и специальных жидкостей, применяя сырье от «Нафтана». Проект реализован в рамках инициативы «Один район – один проект». Инвестор намерен расширять производство, осваивать выпуск широкой номенклатуры продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Это взаимовыгодное сотрудничество, когда крупный бизнес получает надежного покупателя, а малое предприятие – стабильный источник сырья. Такие кооперационные цепочки станут разрастаться, обеспечивать новые рабочие места и создавать дополнительную добавленную стоимость. Именно с этой целью и формируются стратегии, технологические карты и другие системные документы, чтобы вся экономика развивалась в едином ритме, а предприниматели независимо от масштаба бизнеса могли уверенно планировать будущее.
ФАКТЫ
За прошлый год экспорт несырьевых товаров и услуг МСП составил около 40 процентов от общестранового объема. География экспортных поставок – три четверти стран мира.
Частные предприятия активны в реализации принятой модели мобилизационного развития, импортозамещения и создания новых продуктов. Более половины патентов в стране (53,7 процента) приходится на регистрацию частными компаниями. Созданная в 2022-м электронная платформа «Импортозамещение» объединяет на одном ресурсе производителей и потребителей комплектующих сырья и материалов. Объем сделок на площадке в 2024-м вырос в полтора раза к 2023 году и составил около 770 миллионов рублей.
МСП реализует более половины проектов (125 из 221) в рамках инициативы «Один район – один проект».
В прошлом году Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей проведено 22 контактно-кооперационные биржи. В них приняло участие свыше 470 субъектов предпринимательской деятельности. Продолжает действовать общереспубликанский информационный ресурс субконтрактации. За время его работы заключены около 490 кооперационных контрактов на сумму более 24 миллионов долларов в эквиваленте.
ЦИФРЫ
За 30 лет сектор малого и среднего предпринимательства вырос с 8 тысяч малых предприятий до 110 тысяч субъектов хозяйствования. Из них 40 процентов заняты в производственном секторе (промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство). Количество занятых за тот же период увеличилось с 235 тысяч до 1,4 миллиона человек.
Примерно 2,2 тысячи ИП уже перешли в упрощенном порядке в статус юридического лица. В топ-6 видов деятельности зарегистрированных компаний вошли розничная торговля (44 процента), автомобильные перевозки (11), оптовая торговля (10,7), сдача внаем недвижимого имущества (4,5), общественное питание (3), деятельность в сфере образования (2,2). Наибольшая активность по перерегистрации наблюдается в Минске и Минской области: в них сконцентрировано наибольшее число индивидуальных предпринимателей (31 и 16 процентов соответственно). Далее следуют Брестская (14) и Гомельская (13,1) области. В Могилевской и Витебской – около 9. На Гродненскую область приходится 8 процентов зарегистрированных ИП, которые перерегистрировались в коммерческие организации в упрощенном порядке.
В ТЕМУ
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора. В рамках этого механизма инвестиционный проект в Бресте уже прошел первичную оценку, отработаны условия реализации и положения инвестдоговора, бизнес-план проекта подвергнут оценке в Банке развития. В проработке еще два потенциальных проекта.
Бюджетные трансферты – возмещение части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов. Выплачивается трансферт после запуска предприятия и достижения заявленных показателей. Сейчас в проработке восемь проектов.
Специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот: так называемый преференциальный проект. В четырех областях уже принято восемь таких решений. На подходе еще 20 проектов, из них 13 в высокой степени готовности.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 25 апреля 2025 г.