Базовая арендная величина и арендная плата за пользование госимуществом не будут расти до 1 апреля 2024 года
Базовая арендная величина и размер арендной платы за пользование государственным движимым и недвижимым имуществом не будут расти до 1 апреля 2024 года. Такое решение принято оперативно-ситуационным штабом при Совмине, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Правительства.
«Это позволит сохранить условия для стабильного функционирования субъектов хозяйствования», – отметили в пресс-службе.
Кроме того, в ближайшее время будет разработана методика предоставления государственного движимого и недвижимого имущества, не используемого более трех лет, в безвозмездное пользование сроком на пять лет производителям для расширения производства и иных целей.
«Это позволит вовлечь неиспользуемое государственное имущество в хозяйственный оборот, поддержать производителей, предоставив им возможность использования денежных средств на расширение и модернизацию производства, а не выплату арендной платы арендодателю», – добавили в пресс-службе.
Базовая арендная величина с 27 марта 2019 года составляет Br16,9.
По сообщению БЕЛТА
Президент Беларуси Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 июня подписал Указ № 235, направленный на расширение социально-правовых гарантий в области жилищных отношений граждан с предоставлением им права приобретения в собственность арендного жилья.
Гражданам наиболее востребованных профессий будет предоставляться право приобретать в собственность арендное жилье в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек (кроме Минского района) при определенных условиях.
Такое приобретение будет возможно, в частности, при наличии оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, стажа работы в организации, предоставившей жилье, и срока проживания в таком жилье не менее 10 лет, а также неиспользовании указанными гражданами и членами их семей государственной поддержки при возведении, реконструкции или приобретении жилья, отсутствии у них иных жилых помещений в собственности в населенном пункте по месту нахождения арендного жилья либо фактов их отчуждения в течение трех лет.
Оплату стоимости арендного жилья можно будет произвести в рассрочку на 15 лет, а также использовать на данные цели именные приватизационные чеки «Жилье» и средства семейного капитала.
Местные исполнительные и распорядительные органы, государственные органы (организации) будут наделены правом передачи в собственность нанимателей расположенных на селе одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах государственного жилого фонда, эксплуатируемых более 10 лет и требующих капремонта. При этом такое жилье, предоставленное на время трудовых отношений, может быть передано в собственность граждан, имеющих стаж работы не менее 5 лет в организации, выделившей жилое помещение.
Строительство арендного жилья является одним из основных вопросов для развития экономики страны. С одной стороны, благодаря арендным метрам востребованные специалисты могут свободно перемещаться и гибко работать в разных регионах, а с другой – закрепляться, если им предоставляют право выкупа такого жилья. Также возведение арендного жилья обеспечивает крышу над головой гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Плюсов немало, и именно поэтому в стране долгое время ведется планомерная работа по наращиванию темпов его строительства. Еще более серьезно сфокусируются на данном вопросе уже в будущей пятилетке.
С правом выкупа
Вопрос предоставления арендного жилья должен стать одним из приоритетов на пятилетку. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 29 мая на совещании с руководством Совета Министров.
– Принцип несложный: проработал определенное количество лет, допустим 10 или 15, без перерыва в организации, которая тебе предоставила жилье в аренду, тогда получаешь право выкупить его в собственность. Это принципиальный вопрос, по которому очень много дискуссий. И люди ставят перед нами этот вопрос, – отметил Президент.
В свою очередь во время совещания Премьер-министр Александр Турчин сообщил, что около 5 млн кв. метров арендного жилья предлагается построить в Беларуси в следующей пятилетке.
– Главная цель – это закрепление кадров и развитие наших регионов. Инструментом для решения данной задачи является развитие фонда арендного жилья. В том числе за счет ежегодного наращивания его строительства для предоставления целевым образом нашим гражданам, – пояснил Премьер-министр.
Кадровая мобильность
Как отметила начальник главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Татьяна Василючек, в последние годы в стране прослеживается тенденция к наращиванию объемов возведения арендного жилья для удовлетворения спроса среди граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По словам специалиста, арендное жилье позволяет гражданам в том числе передвигаться по стране, не привязываться к какому-то одному месту. Благодаря этому обеспечивается мобильность кадров в зависимости от потребности экономики.
Помощь бюджета
Финансирование строительства арендного жилья осуществляется за счет различных источников, но преимущественно – из республиканского и местного бюджетов.
– Например, в 2024 году инвестиции на строительство арендного жилья составили 795,2 млн рублей. Из них 87 процентов – это средства республиканского бюджета. Как правило, оно строится в виде квартир в многоквартирных жилых домах. Самыми востребованными арендными квартирами являются однокомнатные и двухкомнатные площадью 45–60 квадратных метров, – подчеркнула Татьяна Василючек.
Акцент сегодня делается на улучшении жилищных условий граждан, относящихся к наиболее востребованным специальностям.
– Регионам предоставлено право определять категории наиболее востребованных профессий граждан, которым будут выданы квартиры, чтобы их закрепить на местах, – отметила специалист.
Необходимость составления таких перечней предусмотрена Указом Президента от 27 января 2025 г. № 38 «Об особенностях предоставления и использования арендного жилья». Ранее Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило отмечал, что данный документ направлен на расширение полномочий местных органов власти.
– Подписанный указ является, по сути, дополнительным стимулом по привлечению кадров наиболее востребованных профессий в регионы, в том числе в сельскую местность, где в них нуждаются. Решение жилищного вопроса для большинства граждан имеет довольно важное значение, зачастую первостепенное.
Профессиональное закрепление
Елена Хиля, член Постоянной комиссии по жилищной политике, торговле и строительству Палаты представителей Беларуси:
– Возведение арендного жилья – это достаточно планомерный процесс в нашем государстве, которым мы занимаемся многие годы. Ранее право выкупа такого жилья уже предоставлялось военнослужащим, представителям правоохранительных органов. То, что сегодня такая мера распространяется и на другие категории граждан – учителей, медиков, иных востребованных специалистов, очень важно как для экономики страны, так и для благосостояния граждан.
Строительство арендного жилья – это практика, применяемая не только в Беларуси, но и в других странах. Наш Президент смотрит всегда наперед, в том числе и в вопросе по созданию единых условий для жизни как в столице, так и в регионах. Это очень важный аспект в закреплении кадров. Также стоит обратить внимание, что у нас сегодня уже есть Концепция государственной жилищной политики до 2030 года, в рамках которой арендное жилье – одно из главных направлений развития.
Илья Крыжевич, « СБ. Беларусь сегодня», 19 июня 2025 г.
Новые правила государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним вступили в силу на этой неделе. Специалисты поправили примерно половину текста нормативного правового акта, концептуально пересмотрев подходы к операциям с недвижимым имуществом, чтобы сделать их более простыми и понятными. Итак, какие же ключевые новации предусмотрены новым законом?
Во-первых, начал действовать экстерриториальный принцип. Если до внесения изменений в законодательство заявление о регистрации нужно было подавать в организацию по месту нахождения объекта недвижимого имущества, то теперь без дополнительных затрат и усилий это заявление можно подать в любой офис агентства по государственной регистрации и земельному кадастру.
При этом заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Екатерина Лукьянова призвала индивидуальных предпринимателей и юрлиц активнее обращаться за регистрацией в электронном виде, напомнив, что сделать это можно с помощью электронных сервисов, которые доступны на Едином портале электронных услуг с 1 января 2024 г. Авторизация в данном случае происходит при помощи электронной цифровой подписи.
Во-вторых, меняется порядок взаимодействия между нотариусами и регистратором. Теперь гражданин, который обращается к нотариусу для регистрации недвижимого имущества либо внесения исправлений в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, не должен самостоятельно обращаться с заявлениями в организации по государственной регистрации. Ему достаточно посетить нотариуса, который и передаст регистратору все необходимые документы и сведения. Клиент же получит от нотариуса информацию о размере платы, которую необходимо внести за регистрацию либо за внесение исправлений, и по готовности документов сможет их забрать у нотариуса.
В-третьих, усовершенствованы подходы к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Ранее стороны договора для согласования условий и подписания сделки должны были обращаться к одному регистратору вместе в одно и то же время в одном офисе. Отныне стороны договора могут обращаться к регистраторам, например, по месту своего жительства, находясь при этом в разных городах, но в одно время. С помощью средств видеосвязи одномоментно на двух разных площадках будут согласованы все необходимые условия для заключения договора, он будет подписан и передан на регистрацию.
Эксперты Госкомимущества уверены, что данная новелла повысит клиентоориентированность процессов госрегистрации недвижимости, и рассчитывают на востребованность такой услуги у населения.
Наконец, в обновленном законе прописана обязательность государственной регистрации недвижимого имущества. Прежде сроки обращения за регистрацией устанавливались по ограниченному перечню случаев. Теперь установлены общие сроки обращения за любым регистрационным действием – полгода с даты подписания документа, ставшего основанием для регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Есть и другие изменения, пусть и не столь масштабные, но они касаются многих. О них подробнее рассказал заместитель генерального директора Национального кадастрового агентства Сергей Сенчук.
Прежде всего меняется процедура обжалования действий регистраторов. Не всегда человек согласен с решением госорганов, у него есть право это решение обжаловать. Раньше гражданин был вынужден обращаться вначале в территориальную организацию, действиями сотрудника которой остался недоволен, и лишь затем в республиканскую организацию. Теперь он может сразу обратиться в Национальное кадастровое агентство для обжалования действий или бездействия регистратора. Если же вопрос не решится, следующий шаг – обращение в суд.
Важной и современной новеллой стало внедрение принципа обязательного автоматического взаимодействия между государственными информационными ресурсами, содержащими сведения в отношении граждан.
Отныне в случае изменения каких-либо данных в идентификационных сведениях гражданина, юрлица или предпринимателя такие изменения будут попадать в регистр недвижимости в автоматическом режиме. Сергей Сенчук пояснил, что это значит:
– Наиболее распространенная ситуация: девушка вышла замуж и взяла фамилию супруга. Раньше необходимо было обращаться к регистратору для внесения исправления в документ регистра. Теперь эти данные поменяют автоматически. После внесения в профильный регистр сведения синхронизируются с базой Национального кадастрового агентства. Это ускорит решение связанных с регистрацией недвижимости вопросов.
Еще одна важная новелла – предусмотрена возможность для гражданина обратиться в суд, если он считает, что совершаемым регистрационным действием нарушаются его права.
Регистратор обязан внести в регистрационное дело соответствующую отметку. Это наложит определенное ограничение на распоряжение объектом недвижимости. Раньше такие отметки вносились на сайты территориальных организаций по госрегистрации. Сейчас все данные отметки будут централизованно размещаться на сайте Национального кадастрового агентства.
Обновленное законодательство расширило возможности для уведомления о совершении каких-либо регистрационных действий. Теперь это можно сделать в том числе посредством СМС-сообщения.
Инна Горбатенко, « СБ. Беларусь сегодня», 14 июня 2025 г.
В первый день действия обновленного законодательства по государственной регистрации недвижимого имущества агентства по государственной регистрации и земельному кадастру по всей стране приняли 196 нотариальных уведомлений, сообщили БЕЛТА в Государственном комитете по имуществу.
Так, новая норма закона исключает необходимость самостоятельного обращения человека к регистратору после посещения нотариуса. Накануне, 11 июня, также начал действовать экстерриториальный принцип подачи заявления о госрегистрации недвижимости. Первое подобное заявление было подано в Минское областное агентство по госрегистрации и земельному кадастру.
11 июня вступили в силу основные положения Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Среди ключевых глобальных новаций, предусмотренных новым законодательным регулированием, – экстерриториальный принцип регистрации недвижимости, изменение порядка взаимодействия между нотариусом и регистратором, совершенствование подходов к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Существенной новацией закона является закрепленное общее правило об обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, что обеспечит достоверность, актуальность и полноту единого регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Предусмотрены и прочие нововведения.
По информации БЕЛТА
С 11 июня 2025 г. при обращении к нотариусу клиенты могут получить комплексную юридическую помощь, включающую не только консультирование по вопросам удостоверения сделки с недвижимостью, составление проектов документов, истребование сведений (или) документов, необходимых для совершения нотариальных действий, но и направление нотариально удостоверенных договоров (соглашений) на государственную регистрацию, получение от регистраторов свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации договоров (соглашений) и основанных на них прав, ограничений (обременений) прав.
Удостоверить сделку с недвижимым имуществом может любой нотариус, без привязки к месту нахождения объекта недвижимости.
Законодательством предусмотрен механизм взаимодействия между нотариусами и регистраторами, который позволяет осуществить государственную регистрацию нотариально удостоверенных сделок и основанных на них прав в отношении недвижимого имущества без личного обращения сторон сделки в организацию по государственной регистрации, обращаясь только к нотариусу:
- при обращении клиентов за удостоверением сделки нотариус направляет в государственную информационную систему «Единый реестр имущества» сообщение о начале удостоверения сделки, что препятствует совершению в отношении одного объекта недвижимости одновременно нескольких сделок;
- после нотариального удостоверения сделки нотариус в тот же день направляет в ГИС «Единый реестр имущества» электронную копию удостоверенного им договора на бумажном носителе, а также составленное в виде электронного документа уведомление о его направлении;
- регистратор в течение часа после принятия документов в ГИС «Единый реестр имущества» направляет нотариусу сведения о размере платы за государственную регистрацию и реквизитах для ее внесения, который не позднее следующего рабочего дня сообщает эти сведения клиентам;
- государственная регистрация недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня подтверждения факта уплаты государственной пошлины, внесения платы за осуществление государственной регистрации. За дополнительную плату государственная регистрация может осуществляться в ускоренном (в течение двух рабочих дней) или срочном (в день подтверждения факта уплаты государственной пошлины и платы за государственную регистрацию) порядке;
- регистратор в день осуществления государственной регистрации направляет нотариусу в виде электронного документа свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации для передачи (направления) правообладателю (его представителю), кандидату в правообладатели (его представителю);
- нотариус, не позднее следующего рабочего дня после получения от регистратора свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации, сообщает приобретателю о возможности получения у нотариуса соответствующего свидетельства (удостоверения) в виде электронного документа, которое выдается на представленный клиентами USB-флеш-накопитель.
При выборе клиентами нотариальной формы сделки с недвижимым имуществом процесс ее совершения от волеизъявления участников сделки до получения ими свидетельства о государственной регистрации происходит под контролем нотариуса.
Нотариус разъясняет гражданам и юридическим лицам, обратившимся за совершением нотариального действия, их права и обязанности, а также предупреждает о возможных последствиях. При этом у нотариусов есть возможность проверить посредством ЕИС актуальность представленных нотариально удостоверенных доверенностей, согласий на совершение сделки, в которых лица, дающие согласия, оставили за собой право его отмены до совершения, проверить, заключались ли отчуждателем брачный договор или иной договор, изменяющий режим имущества, нажитого супругами в период брака.
Обращение к нотариусу за удостоверением сделки с недвижимостью позволяет гражданам и юридическим лицам не только получить квалифицированную помощь на стадии согласования ее условий и проекта документа, но и в дальнейшем иметь гарантию защиты своих прав и имущества.
Внимание!
За более подробными разъяснениями по предложенной Вам информации обратитесь к нотариусу.
График работы и адреса нотариальных контор и нотариальных бюро можно уточнить на сайте Белорусской нотариальной палаты.
По сообщению официального сайта Белорусской нотариальной палаты