06.06.2022
Обязательная вакцинация и чипирование: в Беларуси готовят новый закон о домашних животных
По последним данным, во время пандемии во многих странах мира количество домашних питомцев возросло на 60 %. В компании пса или кота изоляция для людей проходила менее депрессивно. Не стали исключением и белорусские семьи. В правовых отношениях людей и животных разбирался 1prof.by.
Многострадальный закон
Именно так можно охарактеризовать правовые нормы, которые находятся в разработке долгие годы. На новый уровень документы, которые регулируют отношения людей и питомцев, вывела Мария Василевич. Самый молодой депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси вошла в состав рабочей группы по разработке нового проекта Закона «Об ответственном обращении с животными».
Попытки урегулировать взаимоотношения человека и животных в последний раз предпринимались в 2001 году. Затем к законодательству вернулись в 2003-м. С 2011 по 2013 новые нормы также посчитали «сырыми». В 2015-м поправки вновь были отозваны Парламентом.
Но нельзя сказать, что регулирования нет вообще. Так или иначе, вопросы обращения с животными устанавливает Гражданский кодекс, а также нормы об административных правонарушениях. Есть и Закон о ветеринарной деятельности. Основной же документ – постановление Совета министров о правилах содержания домашних животных, отлова безнадзорных животных. Устарели ли эти документы?
Безусловно
И вот почему! Еще в 2019 году были очерчены новые нормы. Но эти новации «застряли» на стадии юридического согласования. В то же время не остался незамеченным для белорусских зоозащитников документ, недавно принятый в России: закон об ответственном отношении к животным. Именно там прописаны полномочия госорганов к содержанию и использованию животных, работе приютов, обязанности владельцев. Но главное – меры противодействия жестокого обращения с животными.
Белорусские парламентарии в данный момент приводят в соответствие с обновленной Конституцией Беларуси законы. Но это не значит, что закон о братьях наших меньших вновь ушел с повестки дня.
– Закончились заседания рабочей группы по разработке законопроекта, сейчас он готовится к рассылке по министерствам и другим заинтересованным госорганам на согласование, – рассказала Мария Василевич.
Мария Викторовна не питает иллюзий и говорит, что в осеннюю сессию документ вряд ли поступит в Парламент. Надо соблюсти все процедуры. Впереди еще и общественное обсуждение новых норм.
Основные принципы
По словам Марии Василевич, в новый законопроект предлагают внести главное – гуманное и ответственное отношение с животными. Это касается элементарных форм быта – содержание, разведение, перевозки, выгула и других форм отношений с питомцами. Вместе с тем, предусматриваются положения о приютах, пунктах отлова и питомниках.
Журналисты, конечно, отмечают важную норму о чипировании всех собак и кошек в стране. С одной стороны, так будет проще отыскать убежавшего питомца, с другой – позволит найти владельца, выгнавшего на улицу зверька.
Для животных, которые не имеют племенную ценность, а говоря иначе беспородных собак и кошек, планируется ввести обязательную стерилизацию. Такая же мера ждет и тех животных, которые не предусматривают выполнения служебных задач.
На людей, которые хоть раз были уличены в жестоком обращении с животными, будут наложены ограничения на воспитание и владение животным. Одновременно в новом законе будет заложена норма об особой ответственности для владельцев потенциально опасных пород собак.
Особо опасные!
Сейчас в списке таковых 40. Однако будем откровенны, этот список явно устарел. Ведь постановление, которое определяет «потенциально опасных», вышло еще в 2001 году. С тех пор и работы селекционеров не стояли на месте. Да и проникновение в Беларусь экзотических животных, к примеру, из Австралии или Скандинавии, возросло. Навскидку, явно нет в списке бельгийской овчарки или того самого тибетского мастифа, который напал в конце мая на людей в Борисове.
Собаки, «требующие особой ответственности владельцев», – такое понятие закладывается в законопроект. Сюда включены особо крупные породы и потенциально опасные. Для владельцев таких собак предусматривается особые требования по выгулу и содержанию питомцев.
Но самое важное на национальном уровне новый закон четко закрепит понимание ответственности, которые берут на себя владельцы, заводя домашних животных.
От автора
Назвать точную численность питомцев и владельцев в Беларуси никто не берется. Конечно, хозяева обязаны регистрировать своих хвостатых. Только делают это крайне редко. Цена вопроса, к примеру, на собаку – от 0,3 до 1,5 базовых величины. Возможно, с принятием закона отношение к владельцам станет строже и все же подтолкнет платить.
Тема домашних животных в Беларуси – крайне деликатная. Возможно, именно поэтому закон прорабатывается, чтобы учесть не только нормы права, но и этики всех, как говорится казенным языком, субъектов. К примеру, службам по отлову предстоит научиться грамотно (читайте, непублично!) изолировать бездомных животных и стараться делать это как можно гуманнее. Собачникам уважать кошатников. Потому что иначе городам, которые населяют своры дворовых кошек, с их исчезновением грозит нашествие грызунов. Что однозначно, закон создаст определенную культуру, и не только правовую.
Алексей Болотов, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси
«Найти оптимальные решения». Корректировку земельного законодательства обсудили в Парламенте
Корректировку земельного законодательства в рамках работы над проектом Закона «Об изменении законов по вопросам регулирования земельных отношений» обсудили на расширенном заседании Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей, передает корреспондент
БЕЛТА.
В заседании приняли участие заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер и представители Министерства юстиции.
Особую значимость мероприятию придал тот факт, что депутаты принесли с собой актуальные вопросы и конкретные предложения своих избирателей, собранные во время работы в округах.
«Работа над законопроектом по совершенствованию земельного законодательства и Земельным кодексом является в настоящее время актуальной. И, конечно же, проведение таких совещаний с депутатами для нас существенно повышает эффективность в этой работе, – отметил заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер. – Предложения поступают с мест от избирателей, которые непосредственно пользуются землей. Как следствие, они хотят, чтобы совершенствование законодательства было направлено на улучшение условий использования земельных участков. Поэтому и эффективность данной встречи в том, что мы смогли на сегодняшний день конструктивно обсудить достаточно широкий круг вопросов, касающихся различных направлений совершенствования земельного законодательства, и принять соответствующие решения, которые будут положены в корректировку кодекса».
Как добавил заместитель председателя Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Андрей Балыш, в скором времени законопроект поступит в парламент. «Но уже сегодня комиссия со всеми заинтересованными депутатами прорабатывает данные вопросы. И все вопросы, которые обозначаются депутатами, идут от земли, от наших избирателей. И это немаловажно, потому что на сегодняшний день каждый депутат Палаты представителей, работая в округе, слышит и слушает своего избирателя», – подчеркнул парламентарий.
Дискуссия прошла активно и содержательно. Были обсуждены такие вопросы, как процедура изъятия земель при ликвидации юридических лиц, виды прав на землю, предоставляемую в рамках государственно-частного партнерства, установление минимального порога платежа при приобретении земельного участка в рассрочку.
«Подобные расширенные заседания, где депутаты представляют реальные вопросы и предложения от избирателей, являются жизненно важными для создания по-настоящему эффективного и справедливого законодательства. Именно здесь, в открытой дискуссии с профильными экспертами, мы можем найти оптимальные решения, отвечающие потребностям людей и развитию страны», – констатировал председатель Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Иван Маркевич.
По информации
БЕЛТА
Какие новации предусмотрены в законопроекте о госрегистрации и ликвидации субъектов хозяйствования
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования». Документ внесен в Палату представителей Советом Министров 19 мая 2025 г. и подготовлен в целях обеспечения комплексного правового регулирования процедур государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Какие новации предусмотрены законопроектом – узнавал наш корреспондент.
Эволюционное развитие
Для начала отметим, что данный законопроект долгое время разрабатывался на площадке Министерства юстиции во взаимодействии с представителями бизнес-сообщества. Его главная цель – комплексное совершенствование отношений в сфере создания, реорганизации и прекращения бизнеса. Законопроект также сменит действующий на протяжении долгого времени декрет Главы государства по указанному вопросу. Это связано с ранее внесенными в Конституцию нашей страны изменениями, согласно которым последующие корректировки декретов не осуществляются, а взамен декретов Президента готовятся другие акты законодательства. Сам законопроект направлен на ускорение процесса вхождения в бизнес, на максимальную цифровизацию отношений, которые в этой сфере имеют место, и конечно же, на создание дополнительных мер по защите интересов государства, общества и граждан.
По словам председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Виктора Николайкина, законопроект подготовлен качественно:
– Приятно отметить, что разработчики до внесения в Палату представителей провели несколько публичных обсуждений данного законопроекта. И я знаю, что они включили в него около 40 предложений, которые были высказаны на общественном обсуждении. Это тоже нормально, это связь с практикой.
Ключевые новеллы
В законопроекте предусмотрен ряд новаций. Так, устанавливается возможность государственной регистрации юридического лица на основании типового устава, что позволит сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган. Расширяются основания включения и актуализации сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в рамках информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами.
Предусматривается снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
Кроме того, исключается выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица. В частности, юридическому лицу, действующему на основании собственного устава, по результатам государственной регистрации будет выдаваться устав со штампом, а юридическому лицу, действующему на основании типового устава, – выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Расширяются и способы возмездного предоставления информации из ЕГР, что удовлетворит потребности бизнеса в оперативном получении необходимой информации.
– Устанавливается единый срок предоставления информации из ЕГР для граждан и юридических лиц (пять календарных дней вместо установленных в настоящее время семи), закрепляется создание электронного архива. Повышаются требования к верификации и актуализации информации о субъектах хозяйствования, в том числе информации о бенефициарной собственности. Сокращается количество регистрирующих органов за счет исключения из их числа администраций свободных экономических зон. Основным принципом при определении регистрирующего органа будет являться его местонахождение, – отметил Виктор Николайкин.
Законопроектом также закрепляется норма, предусматривающая включение адреса электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя в ЕГР, а также обязанность информирования регистрирующего органа в случае его изменения. Официальному адресу электронной почты придается юридическое значение. Он будет столь же обязательным, как и юридический адрес, и будет использоваться для направления субъектам хозяйствования официальных уведомлений, и получение уведомлений на этот электронный адрес будет порождать правовые последствия. Кроме того, закладываются механизмы дополнительного сопряжения государственных информационных систем, чтобы в наиболее короткие сроки вся информация о деятельности субъекта хозяйствования была доступна к использованию в рамках Единого государственного регистра юридических лиц.
– В целях исключения рисков, связанных с деструктивной и финансируемой из-за рубежа деятельностью, законопроект предусматривает направление запросов в государственный орган, уполномоченный на осуществление мер по предупреждению и выявлению угроз национальной безопасности, о наличии (отсутствии) информации о том, что деятельность собственника имущества частного учреждения, учредителей ассоциации (союза), представивших документы для государственной регистрации данных субъектов хозяйствования, создает угрозу национальной безопасности. В случае положительного ответа на запрос регистрирующий орган будет отказывать в государственной регистрации субъекта хозяйствования, – сообщил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.
Практический подход
Законопроектом предлагается и новый механизм актуализации содержащихся в ЕГР сведений об участниках хозяйственного общества в случае выхода участника. В частности, в Законе «О хозяйственных обществах» планируется установить, что заявление участника о выходе из хозяйственного общества подается не обществу, а нотариусу, который будет информировать о данном факте общество и регистрирующий орган. Такой подход позволит участнику общества в полной мере реализовать свое право на выход, исключит возникающие на практике проблемы, связанные с непредставлением или несвоевременным представлением обществом изменений в устав.
– Законопроектом также предусматриваются изменения порядка постановки субъектов хозяйствования на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрации в РУП «Белгосстрах». Срок постановки субъектов хозяйствования на учет предлагается сократить с пяти до трех рабочих дней. Также исключается необходимость получения субъектом хозяйствования извещения о постановке на учет. Сведения, подтверждающие его постановку на учет, по истечении трех рабочих дней со дня государственной регистрации будут размещаться на веб-портале ЕГР в открытом доступе, – отметил парламентарий.
Кроме того, предлагается установить возможность вынесения запрета судом, судебным исполнителем на принятие решения о ликвидации юридического лица, что будет содействовать решению проблемы принудительного взыскания долгов. Устанавливается запрет на внесение в ЕГР более одного раза записи о прекращении процедуры ликвидации юридического лица, а также предусматривается увеличение с двух до трех месяцев срока приостановления кредитором процедуры ликвидации. Предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества и председателя ликвидационной комиссии по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов в случае нарушения ими законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, повлекшего неудовлетворение требований кредиторов в установленном порядке при наличии возможности их удовлетворения.
– Для защиты прав кредиторов определяется право регистрирующего органа отказать в государственной регистрации или реорганизации юридического лица при наличии письменной информации кредитора об имеющемся у данного юридического лица неисполненном требовании, связанном с его реорганизацией с учетом устанавливаемых условий, – подчеркнул Виктор Николайкин.
В целом законопроект предусматривает значительный ряд мер, обеспечивающих системное и комплексное регулирование сферы государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, актуализацию и оптимизацию регламентируемых процедур, сокращение временных издержек государственных органов и бизнеса, а также стимулирование добросовестного поведения субъектов хозяйствования при их совершении.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 10 июля 2025 г.
Законопроект об изменении Водного кодекса Республики Беларусь внесен в Палату представителей
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь». Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Проект закона разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса Республики Беларусь. В соответствии с законопроектом Водный кодекс Республики Беларусь предлагается изложить в новой редакции.
Проектом закона, в частности, четко разграничиваются существующие сферы регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. Предусматриваются особенности правового регулирования отношений Президентом Республики Беларусь.
Водный кодекс Республики Беларусь дополняется полномочиями для местных исполнительных и распорядительных органов распоряжаться водными ресурсами на соответствующей территории с определением приоритетов их целевого использования с учетом общегосударственных интересов. Предусматриваются специальные требования, позволяющие регулировать последствия самовольного выполнения работ на водных объектах.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по экологии и природопользованию Палаты представителей.
По информации
БЕЛТА
На второй сессии Совета Республики рассмотрено 64 законопроекта
На второй сессии Совета Республики рассмотрено 64 законопроекта, сообщила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова на закрытии второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В течение сессионного периода проделан значительный объем работы по совершенствованию нормативной правовой базы. Рассмотрено 64 законопроекта, которые охватывают широкий круг вопросов: социальная защита и страхование, занятость населения, уголовная ответственность, вопросы образования, регулирования финансово-кредитной сферы, хозяйственной деятельности предприятий и многое другое. Приняты абсолютно новые для нашей правовой системы законы «О потребительском кредите и потребительском микрозайме», «О риэлтерской деятельности», «Об аккредитации в Национальной системе аккредитации». Внесены изменения в законодательные акты, касающиеся исполнительного производства, дорожного движения, государственных секретов, лицензирования, регулирования оборота драгоценных камней и металлов. Созданы экономические стимулы к продолжению трудовой деятельности для пожилых граждан. Упрощен порядок назначения и получения пенсий. Предусмотрены принципиально новые подходы к определению категорий граждан, на которых распространяется государственное социальное страхование, внедрен механизм начисления обязательных страховых взносов на скрытую заработную плату», – рассказала Наталья Кочанова.
Закреплен принцип обязательности общего среднего образования, расширена сфера применения реализации принципа инклюзии, обеспечивающего равный доступ к получению образования детей, в том числе с индивидуальными особенностями. «Усовершенствованы подходы к подготовке молодых специалистов. Изложенные в новой редакции законы «О ветеранах» и «О занятости населения» регулируют социальные аспекты отношений общества и государства, адресности дополнительной финансовой помощи. С приглашением экспертов во всех регионах страны были обсуждены наиболее острые положения Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности, – отметила спикер. – Уточнены порядка ста санкций Уголовного кодекса, комплексно реализован принцип обеспечения индивидуального подхода при назначении наказания. Ярким примером гуманной политики нашего государства стал закон «Об амнистии в связи с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне». Это помощь оступившимся людям, забота об их родственниках, которые переживают за судьбу близких. В общей сложности амнистия затронет около 8000 осужденных».
В ходе второй сессии Советом Республики ратифицирован ряд двусторонних соглашений с Российской Федерацией, странами Азии, Африки, Латинской Америки, а также многосторонних документов в рамках Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств. «Большинство принятых законов прошло через правовой фильтр, наш экспертный совет, созданный для совершенствования правовой базы, упреждения социальной напряженности в обществе, повышения качества, обоснованности и эффективности конкретных правовых решений. За время работы совета проведено 148 заседаний, на которых были рассмотрены 314 вопросов. По статистике – в двух из трех случаев эксперты высказывают принципиальные замечания по проектам законодательных актов, – подчеркнула Наталья Кочанова. – По поручению Главы государства год назад мы провели масштабную ревизию национального законодательства. Во-первых, чтобы сократить огромный массив правовых актов, во-вторых, устранить противоречия в правовом регулировании. И в-третьих, выявить документы, не соответствующие Конституции, законам и указам Президента. Наши предложения в целом поддержаны Главой государства и будут учтены государственными органами в дальнейшей работе по совершенствованию законодательства».
По информации
БЕЛТА
Какие изменения планируются в сфере государственного социального страхования и пенсионного обеспечения? Одобрен законопроект
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения», передает корреспондент
БЕЛТА.
Проект закона направлен на совершенствование порядка уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения для отдельных категорий плательщиков с учетом правоприменительной практики, а также на приведение законодательства о пенсионном обеспечении в соответствие с нормами Указа № 402 «О социальной поддержке».
В частности, уточняются категории граждан, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также которым предоставлено право уплаты взносов в добровольном порядке. Устанавливается порядок уплаты страховых взносов в ФСЗН в зависимости от размера получаемого дохода для индивидуальных предпринимателей, плательщиков подоходного налога.
Вводится особый порядок уплаты работодателем страховых взносов при выявлении факта выплаты заработной платы в конвертах, для работников, получающих такую зарплату, в страховом стаже для пенсии будут учитываться выплаты из размера минимальной заработной платы. Определяется новый порядок выплаты пенсий и осуществления соответствующих удержаний из нее лицам, находящимся в местах лишения свободы.
Предоставляется право органам ФСЗН выносить самостоятельные решения о взыскании задолженности субъектов хозяйствования.
По информации
БЕЛТА