01.06.2022
Особые дети – особая поддержка. Социальные гарантии семьям с детьми с инвалидностью
В Беларуси 1 июня отмечается Международный День защиты детей. Это не только праздник для самих детей, но и напоминание обществу о важности защиты и соблюдения их прав.
Особой поддержкой пользуются семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Сегодня таких детей в стране более 36 тыс. человек. Выстроенная система социальных гарантий и льгот способствует созданию условий для их воспитания в семейной среде.
Социальные выплаты
Прямая материальная поддержка семей с детьми-инвалидами осуществляется через систему государственных пособий. Размер выплат зависит от возраста ребенка-инвалида, степени утраты его здоровья и наличия других детей в семье.
Так, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на ребенка с инвалидностью назначаетсяв повышенном размере – 45 % среднемесячной заработной платы работников в стране (694 рубля).
На всех детей старше 3 лет, воспитываемых в семье, выплачивается ежемесячное пособие – на ребенка-инвалида 70 % бюджета прожиточного минимума (БПМ) – 218 рублей, на других детей в семье – 50% БПМ(156 рублей).
Родителям либо другим лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, назначается пособие по уходу за ним, размер которого установлен в зависимости от возраста и степени утраты здоровья ребенка:
- на ребенка в возрасте до 3 лет – 100 % БПМ независимо от степени утраты здоровья (311 рублей);
- на ребенка старше 3 лет с 1 или 2 степенью утраты здоровья – 100 % БПМ (311 рублей);
- на ребенка старше 3 лет с 3 или 4 степенью утраты здоровья – 120 % БПМ (373 рубля).
Детям-инвалидам до 18 лет назначается социальная пенсия, размер которой дифференцирован в зависимости от степени утраты здоровья (от 80 до 110 % БПМ). В мае текущего года ее размер составил от 249 рублей до 342 рублей.
Таким образом, при воспитании в семье ребенка с инвалидностью в возрасте до 3 лет суммарный размер выплат (пенсия и пособия) составит от 1254 рублей, а при наличии в семье дополнительно еще двух детей старше 3 лет выплаты могут достигать до 1659 рублей.
Суммарный размер выплат в период воспитания в семье ребенка-инвалида в возрасте от 3 до 18 лет (если один из родителей осуществляет за ним уход и получает пособие по уходу) составляет от 778 рублей, а при наличии в семье дополнительно еще двух детей старше 3 лет – до 1245 рублей. Если пособие по уходу не выплачивается, размеры выплат в таком случае соответственно составят от 467 рублей до 872 рублей.
Выплата пособий – это системный механизм, но если семья оказалась в трудной жизненной ситуации и ей нужна поддержка, на помощь приходит система государственной адресной социальной помощи.
Она включает четыре вида пособий: ежемесячное и единовременное социальные пособия, пособие на приобретение средств гигиены для детей-инвалидов, обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни.
Самое значимое для семей с детьми-инвалидами – пособие на приобретение средств гигиены. За три месяца 2022 г. такое пособие предоставлено 2,5 тыс. детей на сумму 1,5 млн. рублей. Средний размер такого пособия составляет 414 рублей.
Социальное обслуживание семей с детьми-инвалидами
В целях оказания помощи родителям в уходе за ребенком с инвалидностью государством предоставляются услуги няни и социальной передышки.
Услуга няни оказывается семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, а также семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста (до 6 лет), где оба родителя либо один родитель в неполной семье являются инвалидами I и II групп.
Услуга предоставляется бесплатно, рассчитывать на помощь няни можно в пределах 20 часов в неделю.
Услуга социальной передышки предоставляется семьям с детьми-инвалидами с 2013 года. Это уникальная возможность помочь ребенку с инвалидностью социализироваться. Специалисты обучат ребенка бытовым навыкам, общению со сверстниками, проведут творческие и развивающие занятия. А для родителей эта услуга предоставит возможность восстановить силы и решить семейно-бытовые вопросы.
Такая услуга предоставляется домами-интернатами на срок до 56 дней в году (но не более 28 дней подряд) на безвозмездной основе, за исключением питания, которое предоставляется на условиях оплаты. В этот период за семьей сохраняются все социальные выплаты, предусмотренные законодательством. В 2021 г. услугой социальной передышки воспользовались 66 семей.
Технические средства социальной реабилитации
Одной из социальных гарантий, которую обеспечивает государство детям с инвалидностью, является предоставление технических средств социальной реабилитации.
В настоящее время из 72 наименований средств реабилитации, 64 выдаются детям-инвалидам. Следует отметить, что 90 % из них, включая такие дорогостоящие как кресла-коляски всех типов, аппараты для искусственной вентиляции легких, велосипед трехколесный, протезы, ортезы, ортопедическая обувь, слуховые аппараты, выдаются бесплатно. И только 10 % средств реабилитации – выдаются на условиях частичной оплаты от 10 до 50 процентов от стоимости.
Помимо обеспечения техническими средствами реабилитации предусмотрен ряд других государственных социальных льгот, финансирование которых обеспечивается из государственного бюджета, и которые существенно экономят бюджет семьи.
Например, бесплатное обеспечение лекарственными средствами, изготовление и ремонт зубных протезов, первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление, бесплатный проезд на городском и пригородном общественном транспорте.
Трудовые гарантии родителям, воспитывающим ребенка-инвалида
В целях более гармоничного совмещения семейных и трудовых обязанностей законодательством о труде установлен ряд гарантий, направленных на поддержку семей, в которых воспитываются дети-инвалиды. В частности, родителям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, предоставляется дополнительный свободный от работы день (в месяц или в неделю), оплачиваемый в размере среднего дневного заработка. Также родители (мачехи, отчимы) имеют право на использование трудового отпуска на выбор в летнее либо другое удобноедля них время.
Кроме того, женщинам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, наниматель обязан по их желанию предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней. Также женщины, имеющие детей-инвалидов до восемнадцати лет, не могут привлекаться к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, работе в ночное время, выходные дни и направляться в служебную командировку без их письменного согласия.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Минтруда и соцзащиты о социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС
26 апреля в Беларуси отмечается памятная дата – День чернобыльской трагедии.
Участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС предоставляется социальная поддержка в зависимости от периода их участия в работах по ликвидации последствий аварии, а также от уровня радиоактивного загрязнения территории, на которой проводились такие работы.
Наиболее значимые льготы предусматриваются для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, заболевших и перенесших лучевую болезнь, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне эвакуации (отчуждения).
В трудовых отношениях
Участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий, инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС:
-
преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников;
-
предоставление социального отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году;
-
предоставление отпуска в летнее или другое удобное время по желанию работника. Указанная гарантия предоставляется также работникам, эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 г.
Предусмотрены также особенности регулирования труда работников, проживающих (работающих) на территории радиоактивного загрязнения:
-
35-часовая рабочая неделя;
-
суточные в повышенных размерах для временно направленных или командированных;
-
повышенная продолжительность трудового отпуска (без учета дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда):
-
44 календарных дня – для лиц, работающих в зонах эвакуации (отчуждения), первоочередного отселения и последующего отселения;
-
37 календарных дней – для лиц, работающих в зонах с правом на отселение;
-
отпуск по беременности и родам женщинам с 27 недель беременности продолжительностью 146 календарных дней (в случае осложненных родов или рождения двух и более детей – 160 календарных дней) независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
Медицинским, фармацевтическим работникам, работникам культуры, педагогическим работникам и другим специалистам учреждений образования, здравоохранения, главным специалистам и специалистам сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, специалистам, осуществляющим ветеринарную деятельность, работникам и специалистам системы потребительской кооперации, специалистам и руководителям специализированных учебно-спортивных учреждений, заключившим контракт сроком на 5 лет на работу в организациях, расположенных в зонах с правом на отселение и последующего отселения, выплачивается единовременная выплата:
-
при заключении первого контракта сроком на 5 лет – 200 базовых величин;
-
при заключении второго контракта сроком на 5 лет после 5 лет работы на условиях первого пятилетнего контракта – 300 базовых величин.
Поддержка семей с детьми
Граждане, зарегистрированные по месту жительства и фактически проживающие в населенных пунктах, находящихся на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения или зоне с правом на отселение, имеют право на выплату пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 150 % от установленного размера.
Повышенный размер пособия назначается при наличии у гражданина, осуществляющего уход за ребенком в возрасте до 3 лет:
-
удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, подтверждающего право на льготы по статьям 21, 22 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»;
-
регистрации по месту жительства и фактического проживания в населенном пункте, находящемся в зоне последующего отселения или зоне с правом на отселение и указанном в удостоверении пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.
Пенсионное обеспечение
Значительный объем льгот предоставляется в части пенсионного обеспечения. Это:
право на досрочную пенсию по возрасту:
на 10 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста:
участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987 году;
гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС).
на 5 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста – участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, занятым на работах по ликвидации последствий катастрофы в 1986 – 1987 годах в пределах зоны эвакуации (отчуждения) (кроме занятых в 10-километровой зоне), при наличии инвалидности (независимо от причины);
особый порядок исчисления пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца – для лиц, ставших инвалидами вследствие увечья или заболевания, вызванного катастрофой на ЧАЭС, и семей, потерявших кормильца вследствие указанных причин. В виде пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца им возмещается утраченный в связи с инвалидностью или потерей кормильца заработок (доход);
льготное исчисление времени работы на эксплуатации ЧАЭС, а также в зонах эвакуации, первоочередного отселения и последующего отселения (засчитывается в стаж для назначения пенсий в тройном или полуторном размере в зависимости от зоны, в которой протекала эта работа, и времени ее выполнения);
установление к пенсиям доплат:
надбавок инвалидам вследствие увечья или заболевания, вызванного катастрофой на ЧАЭС в размере от 56 до 112 рублей (на апрель т.г.);
повышений участникам ликвидации последствий катастрофы (в зависимости от времени участия в ликвидации последствий и зоны, в которой протекала работа по ликвидации) и лицам, отселенным из зон эвакуации (отчуждения), первоочередного отселения и последующего отселения и самостоятельно покинувшим эти зоны после катастрофы, в размере от 28 до 56 рублей (на апрель т.г.);
право на социальную пенсию:
инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и детям, потерявшим кормильца вследствие увечья или заболевания, вызванного катастрофой на ЧАЭС, в повышенных размерах.
Кроме того, гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлено право на следующие государственные социальные льготы:
-
90-процентную скидку со стоимости лекарственных средств;
-
бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации;
-
первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение;
-
бесплатный проезд в городском и пригородном общественном транспорте;
-
50-процентную скидку с платы за жилищно-коммунальные услуги (предоставляется гражданам, не имеющим трудоспособных членов семьи).
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Доклад Президенту Беларуси о развитии районов Гомельской области, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС
Президент Беларуси Александр Лукашенко 25 апреля заслушал доклад о развитии районов Гомельской области, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В состав участников мероприятия включены Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой, Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов, Заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак, председатель Гомельского облисполкома Иван Крупко, Министр по чрезвычайным ситуациям Вадим Синявский, помощник Президента – инспектор по Гомельской области Руслан Пархамович, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по законодательству и государственному строительству Михаил Русый.
В центре внимания собравшихся – меры поддержки, экологические программы и социально-экономические инициативы для жителей территорий Гомельской области, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
Президент отметил, что в 2026 году исполняется 40 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Для Беларуси это важная дата, поскольку страна, хоть и не причастна ни к строительству этой атомной электростанции, ни к ее эксплуатации, ни к причинам, приведшим к аварии, но пострадала более всего. «Беда коснулась Беларуси и белорусского народа больше, чем кого-либо», – обратил внимание Александр Лукашенко.
Глава государства напомнил, что первые десять лет с момента аварии были временем неопределенности и нагнетания страхов. «Я это хорошо помню. Будучи еще депутатом, я выезжал в эти районы, интересовался, что там происходило. Десять лет неразберихи. Кого-то отселяли, переселяли, что-то строили, делали. Потом мы опомнились, взялись за голову и поняли, что для белорусов другой земли не будет и другой страны тоже не будет. Надо думать, как жить в Беларуси, в том числе на этих землях. Был принят ряд программ, мы их называли «чернобыльские программы», – сказал Александр Лукашенко.
В то время не было уверенности в правильности всех предпринимаемых мер, так как опыта преодоления такого рода катастроф просто не существовало, заметил Президент. Поэтому, по его словам, нельзя упрекать тех, кто делал первые шаги по преодолению чернобыльской катастрофы. Тогда не было достаточно знаний о последствиях воздействия малых доз радиации на организм человека. «Мы не знали, что это такое. Если Хиросима и Нагасаки – это взрывы атомной бомбы, и там огромная масса всех последствий от взрыва: и ударная волна, и температура, и радиоактивное заражение большими дозами человека – мы понимали, опыт уже какой-то был у человечества. Здесь – нет. Делали, чтобы не было хуже», – сказал Глава государства.
«Правильно делали, неправильно... Я тогда об этом говорил, еще 30 лет назад: пройдет время, оно все расставит на свои места, и мы поймем, правильно мы делали или нет. Сегодня мы можем сделать определенные выводы. Если бы мы этой проблемой не занимались или, еще хуже, занимались бы так, как в первые десять лет, то Беларуси вообще бы уже не существовало. Все бы куда-то побежали, разбежались и так далее», – обратил внимание Президент.
После распада Советского Союза Беларусь фактически в одиночку преодолевала последствия аварии на ЧАЭС, не получая никакой финансовой помощи. На возрождение и развитие пострадавших регионов были направлены значительные ресурсы. «Мы вложили туда огромное количество средств. За последние 10 лет вложили Br5 млрд. Это были насыщенные годы. Мы немало сделали, шли на непопулярные шаги – не раздавали по рублю, как это было принято, и кто-то хотел эти деньги, а концентрировали на тех проектах, которые нужны были для людей: жилье, чистая вода, канализация, водоотведение, газификация и так далее. Очень много было сделано за это время. И это время показало, что мы действовали абсолютно верно и правильно», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Поэтому к 40-летию аварии на ЧАЭС в 2026 году логично подвести определенные итоги проделанной работы, считает Глава государства. «Сорок лет – это все-таки срок. Мы в будущем году на эту тему серьезно поговорим», – пообещал Президент.
А пока Глава государства спросил ответственных должностных лиц о ситуации, которая складывается в пострадавших регионах, предупредив, что в ближайшей перспективе планирует лично побывать в так называемых чернобыльских районах. Президент, говоря о будущем развитии этих территорий, ориентировал на то, чтобы менять некоторые подходы. В первую очередь это касается вопросов финансирования, где необходимо больше самостоятельности и инициативы, а от иждивенческих подходов надо избавляться.
«Чем мы можем там помочь, если это надо? Если не надо, значит, никто туда влазить не будет. Надо отучать наших людей от этой, как в народе говорят, соски, особенно в восточных регионах, в том числе (а может, и прежде всего) в Гомельской области. Надо жить по средствам и зарабатывать деньги самим», – поставил задачу Александр Лукашенко.
«Еще раз подчеркиваю: не будем мы раздавать никому деньги», – продолжил Глава государства, подчеркнув, что финансирование будет идти под определенные проекты и цели. «Надо Крупко (председателю Гомельского облисполкома Ивану Крупко. – Прим.) там что-то построить, будем ему помогать», – пояснил Президент.
Анатолий Сивак доложил на мероприятии, что на начало этого года в зонах радиоактивного загрязнения расположено 2016 населенных пунктов в пяти областях Беларуси, где проживают более 930 тыс. человек, в том числе 181 тыс. детей до 17 лет.
По этому поводу Глава государства высказался критически, указав на несоответствие этих статистических данных существующим реалиям. «Чем же мы тогда занимались 30 лет, если у нас 900 тыс. проживают на загрязненных территориях?» – резонно заметил Президент. Глава государства поручил серьезно проанализировать вопросы отнесения территорий к категории пострадавших или загрязненных и решить, насколько это целесообразно в нынешних условиях с учетом всех предпринятых мер.
Александр Лукашенко отметил, что лично много раз бывал в тех регионах и говорил о необходимости возвращать в сельхозоборот земли там, где это возможно. «Чего вы до сих пор цифры называете, которые были 40 лет назад? Надо приводить, как бы это ни было – популярно, непопулярно – в соответствие (с действительностью. – Прим.). Вы должны подсказать. Обижать людей не надо. На загрязненной территории у нас никто жить не должен», – подчеркнул Президент. Глава государства обратил внимание, что в Беларуси уже есть опыт возрождения пострадавших территорий и возобновления ведения там сельскохозяйственных работ. «Вот эта динамика мне нужна – что мы сделали за это время», – пояснил он.
«Надо навести порядок. Чтобы мы знали, что вот эти земли – мы пока не знаем, можно там жить или нет, лучше поберечь себя и людей поберечь. Пока нельзя – обойдемся. Будем делать это тихонечко, шаг за шагом, осваивая те или иные земли. Но только если мы будем уверены, что это нормально», – заявил Президент.
Анатолий Сивак в свою очередь согласился, что вопрос критериев отнесения земель к категории загрязненных требует дополнительной детальной проработки и в ближайшее время на уровне Правительства этому вопросу будет уделено особое внимание. Он также заметил, что со стороны населения есть интерес к тому, чтобы возрождать регионы, считавшиеся пострадавшими, и восстанавливать там жизнедеятельность. Например, по его словам, в Наровлянском районе большой спрос на земельные участки.
Также было доложено, что в Беларуси уже реализованы пять так называемых чернобыльских программ, на что была направлена сумма порядка $20 млрд. На реализацию программ, которые разрабатываются на следующую пятилетку, потребуется, по расчетам, около Br2,5 млрд. Государство оставляет за собой обязанности по социальной защите населения, обеспечению требований радиационной безопасности и – главный элемент – ускоренному социально-экономическому развитию и возрождению загрязненных радионуклидами территорий.
По данным, которые привел Анатолий Сивак, за 2024 год на развитие таких районов было выделено и направлено Br701 млн, на предоставление всех льгот и компенсаций пострадавшим гражданам – Br217 млн, на бесплатное питание учащихся – Br57 млн. За прошлый год оздоровиться смогли 85 тыс. детей. Кроме того, финансируются направления, связанные с восстановлением земель, мелиорацией. Растут объемы производства продукции в Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике – на 40 % в 2024 году по сравнению с 2023-м. Здесь производят широкий спектр продукции: от меда до заготовки лесопродукции, на которую есть спрос среди населения, развивается туристическая деятельность.
Во время доклада Президент высказался на тему привлечения в Беларусь трудовых мигрантов, в том числе из Пакистана.
Глава государства таким образом откликнулся на одну из тем, которая обсуждается на просторах интернета после его переговоров с лидерами Пакистана: «Был такой разговор, они обратились к нам по поводу трудовых ресурсов, которые у них в избытке, а у нас не хватает».
Александр Лукашенко констатировал, что проблемы с трудовыми ресурсами существуют во многих странах и регионах, в том числе в Европейском союзе, России. «Естественно, как Европейский союз, Россия, так и, наверное, нам придется в ближайшем будущем согласиться на то, что у нас будут работать люди из других стран. И прежде всего стран азиатских. На переговорах с пакистанцами мы договорились о том, что мы выработаем соответствующую программу, которая будет утверждена межправительственным соглашением. То есть нужно выработать механизм, чтобы не произошло так, как нас сегодня и наш народ пытаются пугать», – сказал Президент.
Он констатировал, что просто на этой теме заинтересованные хотят взбудоражить белорусское общество. При этом Александр Лукашенко напомнил свой тезис о том, что производительность труда в Беларуси пока в два-три раза ниже, чем в Евросоюзе. «Я могу по-народному сказать, непопулярно: ну если у нас кто-то боится иностранцев, надо работать тогда за троих, хотя бы за двоих. И мы в ближайшие 10–15 лет вообще не будем говорить о дефиците трудовых ресурсов, – отметил белорусский лидер. – Хотим мы этого? Не очень. Я говорю непопулярно, но откровенно».
«Если мы хотим сохранить свою страну, сохранить наш народ, быть суверенными, независимыми, строить Музей истории белорусской государственности и нашего народа и любоваться, какими мы были и сколько веков мы живем, в основе должна лежать экономика. А это – люди. Если мы хотим работать, управлять процессами, никакого страха нет, что к нам приедут (мигранты из других стран. – Прим.). Из тысячи человек будут у нас, допустим, 60 или 100 человек иностранцев. Это нормальная практика, – подчеркнул Глава государства. – А вообще у нас трудовых ресурсов в общем-то достаточно. А где не хватает, мы просветим каждого человека и возьмем его жить на самой прекрасной земле – белорусской земле. Из любой страны. Тех, кто захочет работать».
Глава государства при этом отметил, что мигранты из разных стран должны быть рассредоточены по территории Беларуси. Акцент также будет делаться на приглашении приезжать сразу семьями.
Александр Лукашенко рассказал, что Премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф на переговорах в Минске сам предложил выработать и заключить межправсоглашение, в котором прописать все нюансы относительно приезда в Беларусь трудовых мигрантов.
Речь в том числе идет о направлении в Беларусь востребованных специалистов. В этом плане сразу вышли на обсуждение вопросов хлопчатобумажного комбината в Барановичах. «От Советского Союза наследство. Комбинат хороший. Есть х/б белье, простыни, наволочки. Это все нам надо. Но у нас нет хлопка. А он есть в том числе в Пакистане. Они посмотрели: о, да у вас прекрасный комбинат», – рассказал белорусский лидер.
По словам Президента, пакистанская сторона предложила поставлять в Беларусь необходимое сырье, а также направить специалистов. «Нам это выгодно, – подчеркнул он. – Заметьте, в Пакистане текстильное производство – одно из лучших в мире. Они по всему миру продают. Если они нам помогут в Барановичах, предложили специалистов… Я говорю: да с удовольствием, мы создадим все условия, даже жилье построим, если вы дадите нам сырье и тех специалистов, которые там нужны. И будем вместе работать».
Более того, Александр Лукашенко предложил Пакистану войти в капитал предприятия, но этот вопрос будет решаться позже по мере развития сотрудничества в этой сфере. «Я даже им предложил: давайте, входите в капитал. Говорит (Шахбаз Шариф. – Прим.): нет, вы должны убедиться в том, что мы можем. А тогда, говорит, будем заниматься дележкой этого предприятия – сколько там им акций продать, если они захотят. То есть они очень порядочно подходят к нам. И, скажу вам откровенно, это все зарождалось и основано на личных отношениях», – поделился подробностями белорусский лидер.
С 1 мая увеличиваются размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей, исчисляемые из БПМ
С 1 мая по 31 июля 2025 г. размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей, исчисляемые из БПМ, составляют:
-
пособие в связи с рождением ребенка (единовременное):
- при рождении первого ребенка – 4625,8 руб. (10 БПМ);
- при рождении второго и последующих детей – 6476,12 руб. (14 БПМ);
-
пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности (единовременное), – 462,58 руб. (100 % БПМ);
-
пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет (ежемесячное) – 231,29 руб. (50 % БПМ);
-
пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, предусмотренных законодательством (ежемесячное):
- на детей старше 3 лет, воспитываемых в таких семьях (кроме ребенка-инвалида) – 231,29 руб. (50 % БПМ);
- на ребенка-инвалида старше 3 лет – 323,81 руб. (70 % БПМ);
-
пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет(ежемесячное):
- с I и II степенью утраты здоровья до исполнения ребенку 18 лет и с III и IV степенью утраты здоровья до исполнения ребенку возраста 3 лет – 462,58 руб. (100 % БПМ);
- с III и IV степенью утраты здоровья после исполнения ребенку возраста 3 лет – 555,1 руб. (120 % БПМ);
-
пособие на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ежемесячное) – 323,81 руб. (70% БПМ).
Пособиями, которые исчисляются из БПМ, охвачено 161,2 тыс. детей.
По сообщению
официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Первый замминистра труда и соцзащиты – о тенденциях на рынке труда и современных инструментах профориентации
Какие инструменты и инициативы предлагает государство для трудоустройства молодежи и какая сейчас обстановка на рынке труда, корреспондент «Р» поговорила с первым заместителем Министра труда и соцзащиты Татьяной Астрейко.
Спрос и предложения
– Какие тенденции на рынке труда в Беларуси и какое влияние они оказывают на трудоустройство молодежи?
– Белорусский рынок труда переживает период активных изменений. С одной стороны, мы наблюдаем устойчивый рост спроса на рабочую силу и новые компетенции, а с другой – существенно изменяются требования нового поколения сотрудников.
С начала 2025-го количество заявленных вакансий в Общереспубликанском банке вакансий возросло, что отчасти связано со вступлением в силу новой редакции закона о занятости, которая обязала работодателей в первую очередь публиковать вакансии в единой государственной базе. Теперь у молодежи появился более широкий и прозрачный доступ к актуальным предложениям работодателей, что упрощает поиск первой работы.
При этом 67 процентов вакансий – рабочие профессии (водители, продавцы, грузчики), что открывает возможности для молодых людей без высшего образования. Однако важно отметить, что молодежь сегодня стремится не только к трудоустройству, но и к профессиональному развитию: все чаще выпускники ищут вакансии с перспективой карьерного роста и дополнительного обучения.
Государство активно вовлекает молодежь в трудовую деятельность через программы временной занятости. В прошлом году было трудоустроено свыше 55 тысяч учащихся – это в 1,7 раза больше, чем в 2020-м. Кроме того.
В 2024-м 114 тысяч молодых специалистов впервые вышли на рынок труда – на 11,5 процента больше, чем годом ранее. Это говорит о том, что компании готовы брать на работу новичков.
Несмотря на позитивные тенденции, перед молодежью по-прежнему стоит ряд вызовов. К примеру, конкуренция за престижные вакансии – в IT, финансах, маркетинге спрос остается высоким, но требования к кандидатам растут.
– Какие навыки и компетенции наиболее востребованы у работодателей?
– Современные тенденции показывают, что требования работодателей значительно изменились. Раньше главным критерием были профессиональные знания и узкоспециальные навыки, но сегодня они стали базовым требованием, к которому обязательно добавляются другие важные качества.
Это подтверждает и анализ данных Общереспубликанского банка вакансий: работодатели практически повсеместно включают в свои вакансии следующее требование – способность человека эффективно взаимодействовать с другими (так называемые soft skills). Особенно востребованы умение работать в команде, адаптивность и навыки деловой коммуникации. Даже для таких традиционно технических специальностей, как водитель или оператор станков, все чаще становятся обязательными навыки взаимодействия с клиентами и коллегами.
Компьютерная грамотность из дополнительного навыка превратилась в обязательный минимум. Плюс к этому работодатели все чаще готовы закрывать недостаток опыта у молодых специалистов за счет их гибкости и обучаемости.
– Недавно Минтруда и соцзащиты расширило перечень легких видов работ, которые могут выполнять 14–16-летние, и сократило список запрещенных для несовершеннолетних. Какие именно изменения были внесены и как, по вашим оценкам, это повлияет на возможности трудоустройства молодежи?
– Для возрастной группы 14–16 лет существенно расширен перечень легких видов работ. Теперь ребята могут трудоустраиваться в пунктах проката, заниматься оформлением праздников и флористикой, доставлять товары, а также трудиться в справочно-информационных службах. В сфере общественного питания добавлены такие функции, как сервировка столов и прием заказов, в торговле – контроль сроков годности продукции.
Для всех несовершеннолетних до 18 лет сняты ограничения более чем по 160 профессиям. Благодаря приведению перечня запрещенных работ в соответствие с классификатором занятий молодежь теперь может работать поварами, кондитерами, корректорами, операторами полиграфического производства и на других должностях, которые ранее были недоступны, но при этом являются безопасными.
Подчеркну, что все новые возможности строго соответствуют принципам безопасности: запрещены ночные смены, работа с опасными веществами или тяжелыми механизмами. Для 14–16-летних сохраняется требование о согласии родителей.
Где искать работу?
– Что более эффективно в поиске работы: ярмарки вакансий или поиск в сети?
– Эффективнее всего в поиске работы комбинировать разные подходы: и посещать ярмарки вакансий, и активно пользоваться онлайн-ресурсами. Каждый из этих способов дает свои преимущества.
Ярмарки вакансий – это не просто возможность увидеть открытые позиции, но и личный контакт с работодателями. Здесь можно сразу задать вопросы о компании, требованиях к кандидатам, корпоративной культуре и даже пройти мини-собеседование на месте. Для молодежи, особенно выпускников без большого опыта, это отличный шанс проявить себя, произвести впечатление и получить обратную связь напрямую. Онлайн-поиск удобен своей доступностью и оперативностью.
– Какую роль играют ярмарки вакансий в системе содействия занятости молодежи?
– С каждым годом мы наблюдаем увеличение спроса на республиканские ярмарки среди молодых соискателей. Только в 2024-м участие в таком масштабном мероприятии приняли 46 тысяч молодых людей – это на 18 тысяч больше, чем в 2023 году. Причем каждый четвертый участник в 2024-м смог предварительно договориться о последующем трудоустройстве, что свидетельствует о высокой эффективности этого формата.
Анализ показывает, что для молодежи такие мероприятия становятся важным элементом профессиональной ориентации. Широкий спектр компаний из разных отраслей в одном месте помогает сориентироваться на рынке труда, сравнить условия и требования, а иногда и открыть для себя совершенно новые карьерные возможности.
Важным преимуществом современных ярмарок стало их образовательное наполнение. Мастер-классы по составлению резюме или подготовке к собеседованию помогают молодым людям компенсировать недостаток опыта в поиске работы. Экономия времени – это еще один значимый фактор. Для молодежи, совмещающей поиск работы с учебой, возможность за один день пообщаться с десятками работодателей становится реальным ускорителем трудоустройства.
– Сколько ярмарок планируется провести в этом году и в каких регионах?
– В 2025-м в период с 21 по 25 апреля предусмотрено проведение 273 ярмарок вакансий по всей стране. В областных центрах и крупных городах с населением свыше 50 тысяч человек ярмарки будут работать три дня, а в населенных пунктах с меньшей численностью – два.
Уже сейчас к участию заявились более 2,6 тысячи нанимателей из различных секторов экономики, включая промышленность, торговлю, гостиничный бизнес и сельское хозяйство. Они готовы предложить молодежи 34 тысячи вакансий, причем около 12 тысяч из них предназначены для несовершеннолетних. Это особенно важно, так как позволяет охватить все возрастные группы молодежи – от школьников до выпускников вузов.
Отмечу, что для удобства участников создан тематический раздел «Временная занятость» на Информационном портале государственной службы занятости. Именно там можно заранее ознакомиться с условиями работы и требованиями нанимателей.
«Шаг в профессию»
– Какие современные инструменты профориентации доступны молодежи сегодня, как они помогают сделать осознанный выбор профессии?
– Важно взвешенно подходить к выбору профессии и развитию своих навыков. Государственная служба занятости предлагает современный инструмент для этого – цифровой профориентационный сервис «Шаг в профессию».
Сервис позволяет не только пройти комплексное тестирование профессиональных склонностей, но и получить детальную информацию о более чем 800 профессиях – от требований к образованию до карьерных перспектив.
Особую ценность представляет возможность анализировать актуальные данные по вакансиям, что дает четкое представление о востребованных навыках в конкретных регионах и профессиональных сферах. Такой подход помогает сделать выбор, соответствующий как личным способностям, так и потребностям рынка труда.
Планы по развитию молодежной занятости
– Каковы ближайшие планы министерства по решению вопросов молодежной занятости?
– Это существенное обновление механизмов поддержки молодежной занятости, что особенно актуально в условиях трансформации рынка труда.
Один из ключевых шагов – расширение доступа к государственной финансовой поддержке для организаций, готовых трудоустраивать молодежь. Сейчас на уровне Правительства рассматривается инициатива, которая позволит участвовать в программе не только бюджетным учреждениям, но и более широкому кругу работодателей.
– Какие новые форматы занятости молодежи вы намерены развивать в ближайшее время и какие цели стоят за этими инициативами?
– Уже скоро стартует важный проект «Время добрых дел». Он представляет собой качественно новый подход к организации занятости молодежи, объединяя трудовую практику с социальной миссией. Участники будут работать в территориальных центрах социального обслуживания и социальных пансионатах, получая уникальный опыт взаимодействия с пожилыми гражданами и людьми с инвалидностью.
Это не просто временная занятость, а целый механизм, который помогает молодым людям развивать профессиональные и личностные качества. Проект решает сразу несколько стратегических задач: от профориентации молодежи до улучшения качества жизни социально уязвимых категорий населения.
Для участников 14–16 лет предусмотрены различные виды помощи: от обучения пожилых людей компьютерной грамотности до работы в пунктах проката технических средств реабилитации. Ребята постарше смогут заниматься сопровождением пожилых и людей с инвалидностью, оказывать помощь в быту, организовывать досуг для поддержания активного образа жизни пожилых, а также непосредственно участвовать в работе реабилитационно-трудовых мастерских и кружков.
Подростки получат возможность увидеть изнутри работу социальной сферы, что может стать определяющим фактором при выборе будущей профессии. Мы ожидаем, что «Время добрых дел» не только обеспечит временную занятость, но и сформирует кадровый резерв для системы соцзащиты.
Акцентирую, что все эти инициативы носят комплексный характер: они сочетают экономические, воспитательные и карьерные аспекты.
Поддержка молодых специалистов
– Какие меры поддержки предусмотрены государством для молодых специалистов?
– Государственная политика поддержки молодых специалистов охватывает ключевые аспекты профессионального становления. Так, в рамках реализации Указа Президента № 344 от 29 августа 2024 г. создан новый механизм обеспечения жильем через специальные кредитные линии для организаций с госдолей собственности.
Суть инициативы заключается в предоставлении таким предприятиям доступа к льготным кредитам на строительство и приобретение арендного жилья с обязательным условием выделения не менее 20 процентов жилого фонда молодым специалистам и гражданам до 31 года.
Финансовая поддержка приобрела многоуровневый характер: от стимулирующих выплат в бюджетной сфере и сельском хозяйстве до специальных доплат в регионах радиоактивного загрязнения. Введение налогового вычета, сопоставимого с 13-й зарплатой, создает дополнительную мотивацию для выпускников, распределяющихся на предприятия.
Эти меры синхронизированы с изменениями на рынке труда. Усовершенствованные условия льготного кредитования на домашнее имущество, например, учитывают реальные потребности молодых семей. Такой комплексный подход позволяет привлекать молодые кадры в приоритетные для экономики сферы.
Екатерина Умрихина, «
Рэспубліка», 19 апреля 2025 г.
Минтруда о нюансах оформления долговременного ухода на дому
Система долгосрочного ухода на дому позволяет пожилым людям и инвалидам получать необходимую медицинскую и социальную помощь, не покидая привычной среды проживания. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Минтруда.
«Долгосрочный уход — это комплексная система поддержки, направленная на улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями самообслуживания. В основе лежит индивидуальный подход: программа ухода разрабатывается с учетом состояния здоровья, бытовых условий и пожеланий человека», — отметили в ведомстве.
В перечень услуг входит как социальная поддержка — приготовление пищи, уборка, помощь в проведении гигиенических процедур и сопровождение на прогулках, так и медицинская помощь: перевязки, инъекции, контроль артериального давления, уход за лежачими больными. Особое внимание уделяется поддержке родственников. Как отмечают в Минтруда, благодаря системе долгосрочного ухода родственники получают профессиональную помощь, что позволяет им совмещать уход с работой и личной жизнью.
Еще одним важным преимуществом является финансовая доступность. Таким образом, средняя стоимость одного часа работы социального работника составляет 80 копеек. Долгосрочный уход может быть предоставлен пожилым людям старше 65 лет с серьезными ограничениями в передвижении и самообслуживании, инвалидам I и II групп, нуждающимся в ежедневной поддержке, семьям, в которых родственники вынуждены отказываться от работы ради ухода. Исключение составляют граждане, заключившие договор ренты или договор пожизненной ренты с иждивением.
Для постановки на учет необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания населения (ТЦСОН), предоставить необходимые документы, пройти врачебно-консультационную комиссию и получить заключение о необходимости длительного ухода.
По информации
БЕЛТА