Белорусские и российские нотариусы обсудили актуальные вопросы наследования с участием иностранных субъектов
Белорусская нотариальная палата и нотариальные палаты города Санкт-Петербурга и Ленинградской области при участии Санкт-Петербургского государственного университета провели 25 июля в формате видеоконференцсвязи круглый стол на тему: «Актуальные вопросы нотариальной деятельности. Оформление наследственных прав с иностранным элементом».
Участники круглого стола – более 70 специалистов и экспертов – обсудили наиболее острые и дискуссионные вопросы развития нотариата через призму правоприменения, в том числе проблемы и противоречия, существующие в наследственном праве Беларуси и России, а также зарубежных стран. Отдельный блок вопросов касался теории и практики взаимодействия нотариусов с банковской сферой. В частности, механизм принятия мер по охране наследства из банков и небанковских кредитно-финансовых организаций об имеющихся у них вкладах и денежных средств на счетах наследодателя.
«Основная задача нотариата в Республике Беларусь – обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, в том числе и путем оформления наследственных прав. Поэтому, на мой взгляд, очень важно, что мы обсуждаем с российскими коллегами актуальные вопросы наследования с участием иностранных субъектов, рассматриваем новации в белорусском и российском законодательстве в сфере нотариата и анализируем возможность их применения на практике», – сказала председатель Белорусской нотариальной палаты Наталья Борисенко. Она также отметила, что формат и организация круглого стола с нотариальными палатами города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Санкт-Петербургским государственным университетов – удачное решение для обсуждения широкого круга вопросов по оформлению наследственных прав, в том числе связанных с международным частным правом и семейным законодательством.
В свою очередь заведующая кафедрой нотариата Санкт-Петербургского государственного университета Наталия Рассказова отметила насколько важно в настоящее время поддерживать и укреплять белорусско-российское взаимодействие, в том числе в области применения права деятельности нотариусов. «Давайте и дальше развивать, и укреплять наши отношения в разных форматах: с научной и практической точки зрения. Мы со своей стороны всегда будем откликаться на все предложения белорусских коллег, чтобы решать проблемы и возникающие вопросы вместе», – сказала она.
По итогам мероприятия стороны договорились продолжить общение, но уже на круглом столе в Санкт-Петербурге, который пройдет в начале августа.
По сообщению официального сайта Белорусской нотариальной палаты
В первый день действия обновленного законодательства по государственной регистрации недвижимого имущества агентства по государственной регистрации и земельному кадастру по всей стране приняли 196 нотариальных уведомлений, сообщили БЕЛТА в Государственном комитете по имуществу.
Так, новая норма закона исключает необходимость самостоятельного обращения человека к регистратору после посещения нотариуса. Накануне, 11 июня, также начал действовать экстерриториальный принцип подачи заявления о госрегистрации недвижимости. Первое подобное заявление было подано в Минское областное агентство по госрегистрации и земельному кадастру.
11 июня вступили в силу основные положения Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним». Среди ключевых глобальных новаций, предусмотренных новым законодательным регулированием, – экстерриториальный принцип регистрации недвижимости, изменение порядка взаимодействия между нотариусом и регистратором, совершенствование подходов к удостоверению регистраторами договоров с недвижимостью. Существенной новацией закона является закрепленное общее правило об обязательности государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, что обеспечит достоверность, актуальность и полноту единого регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Предусмотрены и прочие нововведения.
По информации БЕЛТА
С 11 июня 2025 г. при обращении к нотариусу клиенты могут получить комплексную юридическую помощь, включающую не только консультирование по вопросам удостоверения сделки с недвижимостью, составление проектов документов, истребование сведений (или) документов, необходимых для совершения нотариальных действий, но и направление нотариально удостоверенных договоров (соглашений) на государственную регистрацию, получение от регистраторов свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации договоров (соглашений) и основанных на них прав, ограничений (обременений) прав.
Удостоверить сделку с недвижимым имуществом может любой нотариус, без привязки к месту нахождения объекта недвижимости.
Законодательством предусмотрен механизм взаимодействия между нотариусами и регистраторами, который позволяет осуществить государственную регистрацию нотариально удостоверенных сделок и основанных на них прав в отношении недвижимого имущества без личного обращения сторон сделки в организацию по государственной регистрации, обращаясь только к нотариусу:
- при обращении клиентов за удостоверением сделки нотариус направляет в государственную информационную систему «Единый реестр имущества» сообщение о начале удостоверения сделки, что препятствует совершению в отношении одного объекта недвижимости одновременно нескольких сделок;
- после нотариального удостоверения сделки нотариус в тот же день направляет в ГИС «Единый реестр имущества» электронную копию удостоверенного им договора на бумажном носителе, а также составленное в виде электронного документа уведомление о его направлении;
- регистратор в течение часа после принятия документов в ГИС «Единый реестр имущества» направляет нотариусу сведения о размере платы за государственную регистрацию и реквизитах для ее внесения, который не позднее следующего рабочего дня сообщает эти сведения клиентам;
- государственная регистрация недвижимого имущества, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня подтверждения факта уплаты государственной пошлины, внесения платы за осуществление государственной регистрации. За дополнительную плату государственная регистрация может осуществляться в ускоренном (в течение двух рабочих дней) или срочном (в день подтверждения факта уплаты государственной пошлины и платы за государственную регистрацию) порядке;
- регистратор в день осуществления государственной регистрации направляет нотариусу в виде электронного документа свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации для передачи (направления) правообладателю (его представителю), кандидату в правообладатели (его представителю);
- нотариус, не позднее следующего рабочего дня после получения от регистратора свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации, сообщает приобретателю о возможности получения у нотариуса соответствующего свидетельства (удостоверения) в виде электронного документа, которое выдается на представленный клиентами USB-флеш-накопитель.
При выборе клиентами нотариальной формы сделки с недвижимым имуществом процесс ее совершения от волеизъявления участников сделки до получения ими свидетельства о государственной регистрации происходит под контролем нотариуса.
Нотариус разъясняет гражданам и юридическим лицам, обратившимся за совершением нотариального действия, их права и обязанности, а также предупреждает о возможных последствиях. При этом у нотариусов есть возможность проверить посредством ЕИС актуальность представленных нотариально удостоверенных доверенностей, согласий на совершение сделки, в которых лица, дающие согласия, оставили за собой право его отмены до совершения, проверить, заключались ли отчуждателем брачный договор или иной договор, изменяющий режим имущества, нажитого супругами в период брака.
Обращение к нотариусу за удостоверением сделки с недвижимостью позволяет гражданам и юридическим лицам не только получить квалифицированную помощь на стадии согласования ее условий и проекта документа, но и в дальнейшем иметь гарантию защиты своих прав и имущества.
Внимание!
За более подробными разъяснениями по предложенной Вам информации обратитесь к нотариусу.
График работы и адреса нотариальных контор и нотариальных бюро можно уточнить на сайте Белорусской нотариальной палаты.
По сообщению официального сайта Белорусской нотариальной палаты
11 июля 2024 г. вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности», в соответствии с которыми нотариусы наделены компетенцией совершать исполнительные надписи в виде электронного документа.
Для совершения исполнительной надписи в виде электронного документа взыскателю необходимо создать личный кабинет на сайте Белорусской нотариальной палаты, через который будут подаваться заявление и документы для ее совершения, а также в дальнейшем будет получена электронная исполнительная надпись.
Алгоритм создания личного кабинета размещен на сайте Белорусской нотариальной палаты.
Министерством юстиции для субъектов хозяйствования реализована возможность предъявления к исполнению в органы принудительного исполнения исполнительных надписей в виде электронного документа посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС), а также системы межведомственного электронного документооборота (СМДО).
Для информационного взаимодействия организован доступ к услугам 3.11.02 – 3.11.05 ОАИС, обеспечивающим направление исполнительных надписей в виде электронного документа в органы принудительного исполнения, а также получение взыскателем информации о ходе исполнения исполнительного производства из автоматизированной информационной системы органов принудительного исполнения. Такой способ предъявления к исполнению исполнительного документа позволяет в дальнейшем значительно сократить бумажный документооборот между взыскателем и органом принудительного исполнения.
Для предъявления к исполнению в органы принудительного исполнения исполнительных надписей в виде электронного документа посредством ОАИС необходимо заключить трехстороннее соглашение с Министерством юстиции, республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг», а также доработать свою информационную систему в соответствии с техническими условиями оказания электронных услуг ОАИС.
Исполнительная надпись в виде электронного документа может быть направлена в орган принудительного исполнения посредством СМДО вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства и иными документами, предусмотренными статьей 43 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве».
Обращаем внимание, что при предъявлении к исполнению в органы принудительного исполнения исполнительной надписи в виде электронного документа все документы должны быть подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП), а исполнительная надпись в виде электронного документа должна содержать ЭЦП совершившего ее нотариуса.
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Исполнительная надпись может быть совершена удаленно с использованием информационных ресурсов (систем) Белорусской нотариальной палаты (ИС). Для совершения исполнительной надписи удаленно необходимо создать личный кабинет пользователя (ЛК).
1. Создание ЛК.
Для создания ЛК представителю юридического лица необходимо обратиться лично к любому нотариусу и подать заявление о создании ЛК.
Примечание
Проект заявление о создании ЛК может быть составлен нотариусом.
При подаче заявления необходимо представить нотариусу:
- документ, удостоверяющий личность;
- документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица (доверенность для обращения за совершением нотариальных действий, составленная на бумажном носителе или в виде электронного документа).
Важно: для создания ЛК электронная цифровая подпись представителя юридического лица не требуется.
На основании такого заявления нотариус создает в ИС учетную запись пользователя представителя юридического лица.
Логин и секретный код для восстановления пароля распечатываются и выдаются нотариусом пользователю. Пароль для входа направляется на указанные в заявлении о создании ЛК номер мобильного телефона (посредством SMS) и адрес электронной почты (e-mail).
Для авторизации и входа в ЛК необходимо перейти на страницу https://enotariat.by и в правом верхнем углу экрана нажать кнопку «Войти».
Ввести логин (1), пароль (2), выбрать способ получения кода подтверждения (3), нажать кнопку «Запросить код» (4). Код подтверждения направляется на указанные в заявлении о создании ЛК номер мобильного телефона (посредством SMS) или адрес электронной почты (e-mail).
Полученный код подтверждения необходимо ввести в поле «Код из email» или «Код из смс» (1) и нажать кнопку «Войти» (2).
2. Направление заявления о совершении исполнительной надписи удаленно и документов, необходимых для ее совершения.
Направление заявления о совершении исполнительной надписи удаленно и документов, необходимых для ее совершения, осуществляется через ЛК.
Для этого в ЛК необходимо выбрать раздел «Нотариальные действия» (1), блок «Исполнительная надпись» (2).
В открывшейся форме необходимо нажать кнопку «Создать» и выбрать вид исполнительной надписи (согласно пункту постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2024 г. № 418 «О перечнях документов по вопросам совершения исполнительных надписей»).
После этого необходимо заполнить соответствующие сведения, представляемые для совершения каждой исполнительной надписи:
о должнике, солидарных должниках (при наличии) (обязательные поля для заполнения помечены «*»);
о задолженности.
Далее необходимо прикрепить обязательные документы*:
*Ниже приведен для примера перечень документов, представляемых для совершения исполнительной надписи на основании пункта 7 перечня бесспорных требований, для удовлетворения которых совершаются исполнительные надписи – приложения к Закону Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности».
1) заявление о совершении исполнительной надписи удаленно;
Примечание
Примерный образец заявления размещен в ЛК в разделе «Образцы документов».
Заявление должно быть составлено в виде электронного документа и подписано уполномоченным на подписание заявления представителем юридического лица (далее – Заявитель), создавшим ЛК, электронной цифровой подписью, выработанной с использованием личного ключа, сертификат открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее – ЭЦП).
Если в подписанном ЭЦП заявлении не содержится реквизитов «дата» и «исходящий номер», то необходимо дополнительно направлять регистрационно-контрольную карточку (далее – РКК) заявления в формате .pdf, подписанную Заявителем ЭЦП. РКК прикрепляется в качестве «иного документа».
2) документ о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней);
Примечание
Документ о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней) должен быть составлен в виде электронного документа и подписан уполномоченным на подписание такого документа представителем юридического лица ЭЦП.
3) доверенность на обращение за совершением исполнительных надписей;
Примечание
Доверенность должна быть составлена с соблюдением требований гражданского законодательства, в т.ч. содержать дату ее совершения, в виде электронного документа и подписана руководителем юридического лица ЭЦП.
Если из текста подписанной ЭЦП доверенности исходит необходимость заполнения реквизита «номер» и иных, предусмотренных локальными актами юридического лица реквизитов, и такие реквизиты в ней не содержатся, то необходимо дополнительно направлять РКК доверенности в формате .pdf, подписанную Заявителем ЭЦП. РКК прикрепляется в качестве «иного документа».
Если из текста подписанной ЭЦП доверенности не исходит необходимость заполнения реквизита «номер» и иных, предусмотренных локальными актами юридического лица реквизитов, либо доверенность содержит такие реквизиты, дополнительное направление РКК не требуется.
4) документ, подтверждающий полномочия на подписание документа о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней);
Примечание
Направляется при отсутствии в доверенности на обращение за совершением исполнительных надписей полномочий на подписание документа о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней).
Документ, подтверждающий полномочия на подписание документа о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней), может быть составлен на бумажном носителе или в виде электронного документа. В первом случае прикрепляется скан такого документа, подписанный Заявителем ЭЦП, во втором случае – электронный документ, подписанный руководителем юридического лица ЭЦП.
При составлении документа, подтверждающего полномочия на подписание документа о расчете суммы задолженности, неустойки (штрафа, пеней), в виде электронного документа случай необходимости прикрепления РРК аналогичен приведенному выше.
5) кредитный договор или иной договор, содержащий существенные условия кредитного договора (далее – Договор);
Примечание
Если Договор заключен в форме документа на бумажном носителе, то направляется скан такого договора, подписанный Заявителем ЭЦП.
Если Договор заключен в форме электронного документа, то направляется такой документ либо форма внешнего представления такого документа на электронном средстве отображения информации, подписанная Заявителем ЭЦП.
Если Договор заключен в электронном виде, то направляется форма внешнего представления такого документа на электронном средстве отображения информации, подписанная Заявителем ЭЦП.
6) договор поручительства;
Примечание
Аналогично порядку направления Договора.
7) документ об оплате нотариального тарифа.
Примечание
Может направляться после поступления от нотариуса сообщения о сумме тарифа и реквизитов для оплаты.
Для прикрепления документов необходимо выбрать «Тип документа» (1) и прикрепить соответствующий документ (2).
Важно: на Портал принимаются только электронные документы в формате .pdf и размером не более 15МБ.
Далее необходимо выбрать получателя (1).
Примечание
При выборе получателя «Нотариус РБ» система направит документы любому нотариусу страны, при выборе нотариуса, например, Витебского нотариального округа система направит документы любому нотариусу Витебского нотариального округа.
Для оперативной связи Заявитель может указать свои контактные данные (1) и написать дополнительную информацию для нотариуса (2).
Важно: После заполнения данных и прикрепления документов в соответствующих разделах необходимо нажимать кнопку «Сохранить».
Если все обязательные поля заполнены и прикреплены все документы, на форме отобразится кнопка «Отправить».
После направления документов в разделе «Исполнительная надпись» можно отслеживать статус действий по направленному заявлению.
3. Получить исполнительную надпись в виде электронного документа в ЛК.
Для получения документа необходимо зайти в ЛК, перейти в раздел «Нотариальные действия», блок «Исполнительная надпись». Далее необходимо перейти в соответствующую запись со статусом «Завершено». Внизу страницы во вкладке «Документы нотариуса» можно скачать файл (исполнительную надпись в виде электронного документа) (1).
Исполнительная надпись, составленная в виде электронного документа, подписанная нотариусом ЭЦП в период действия сертификата открытого ключа, соответствующего личному ключу, использовавшемуся при выработке ЭЦП, имеет юридическую силу независимо от последующего отзыва открытого ключа, указанного в этом сертификате.
По сообщению
официального сайта Белорусской нотариальной палаты
(фото – официальный сайт БНП)
16 апреля 2025 г. в Исполнительном комитете СНГ в Минске состоялся Международный семинар на тему «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в работе которого приняли участие представители министерств юстиции и других заинтересованных органов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.
Семинар стал очередным международным мероприятием, организованным в соответствии с Планом работы Совета министров юстиции государств – участников СНГ на 2025 год.
Открывая семинар, ответственный секретарь Совета министров юстиции государств – участников СНГ Ирина Целиковец отметила, что под эгидой Совета на постоянной основе проходит экспертный обмен опытом, что позволяет проводить системный анализ проблемных вопросов, вносить предложения по развитию конкретных направлений сотрудничества в сфере юстиции и разрабатывать необходимые проекты документов.
С инициативой обсуждения вопросов взаимодействия органов юстиции и юридической службы органов государственной власти выступило Министерство юстиции Кыргызской Республики.
В своем приветствии первый заместитель Министра юстиции Кыргызской Республики Зарема Аскарова справедливо обозначила, что тема семинара актуальна для всего юридического сообщества государств – участников СНГ. В современных условиях эффективная юридическая служба – это неотъемлемая часть сильной государственной власти.
Представитель председательствующей стороны в Совете министров юстиции – заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Валентина Якимович подчеркнула значимость обмена наработанным опытом, теоретическими и практическими подходами министерств юстиции государств – участников СНГ к организации взаимодействия юридических служб.
В рамках состоявшейся дискуссии была представлена модель нормотворчества Кыргызской Республики, в том числе освещено направление методического руководства и правовой координации деятельности юридических служб. Особое внимание было уделено работе Института нормотворчества и верховенства права при Министерстве юстиции Кыргызской Республики, деятельность которого направлена на институционализацию правового анализа, формирование единых подходов в нормотворческой практике, а также развитие экспертной поддержки органов государственной власти.
В ходе семинара обсужден порядок осуществления юридической экспертизы нормативных правовых актов в Республике Беларусь, проводимой Министерством юстиции, а также территориальными органами юстиции. В частности, участие представителей главных управлений юстиции Минского облисполкома и Минского горисполкома позволило затронуть вопрос повышения качества юридической службы как на республиканском, так и на местном уровнях.
Вниманию участников международного семинара был представлен опыт обеспечения Минюстом России и его территориальными органами единства правового пространства Российской Федерации. В выступлениях спикеров были затронуты особенности ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также представлены разработанные Минюстом России в рамках оказания помощи правовым службам регионов и органам местного самоуправления муниципальных образований Методические рекомендации по подготовке проектов нормативных правовых актов, которые в свободном доступе размещены на официальном сайте Минюста России.
В рамках обсуждения Министерством юстиции Республики Узбекистан были продемонстрированы основные направления деятельности органов юстиции в налаживании и координации системы оказания бесплатной первичной юридической помощи гражданам посредством электронного взаимодействия. Представлена работа правовых консультативных бюро, где наряду с бесплатными консультациями для граждан осуществляется подготовка необходимых процессуальных документов. Детально раскрыт и продемонстрирован цифровой путь юридических служб Республики Узбекистан по электронному согласованию проектов нормативных правовых актов.
Опыт взаимодействия органов юстиции с общественными объединениями Республики Беларусь осветили представители Белорусского республиканского союза юристов. Отмечен ряд мероприятий, проводимых с участием юридического сообщества, в том числе обозначено ежегодное проведение Белорусского юридического форума «Право в современном мире», ключевая цель которого – в условиях открытого диалога между представителями государственных органов, гражданского общества и бизнеса обсудить текущее состояние правовой системы, проблемные вопросы применения правовых норм для учета при последующем совершенствовании законодательства.
Представители Белорусской нотариальной палаты, которая является базовой организацией государств – участников СНГ в сфере нотариальной деятельности, обозначили опыт сотрудничества нотариата с уполномоченными должностными лицами по организации нотариального обслуживания жителей агрогородков и оказанию методической помощи в вопросах совершения нотариальных действий, а также совместного участия в мероприятиях по повышению правовой культуры граждан. Отдельно подчеркнули, что данное сотрудничество – пример практической реализации роли органов юстиции во взаимодействии с местными исполнительными органами власти.
В целом стороны обменялись национальным опытом взаимодействия органов юстиции с юридическими службами государственных органов различных уровней, включая вопросы проведения правовых реформ, инвентаризации законодательства, осуществления различного рода экспертиз, методического обеспечения подготовки проектов ведомственных нормативных правовых актов, обучения специалистов. Материалы семинара будут размещены на специальной странице Совета министров юстиции на интернет-ресурсах Исполнительного комитета СНГ.
Итоги проведения Международного семинара «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в том числе предложения по дальнейшему укреплению сотрудничества в правовой сфере, будут представлены на девятнадцатом заседании Совета министров юстиции государств – участников СНГ, которое состоится 25 июня 2025 г. в городе Минске под председательством Министра юстиции Республики Беларусь Коваленко Е.И.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ