Ограничения и запреты на посещения лесов введены в 25 районах Беларуси
Ограничения и запреты на посещения лесов введены в 25 районах Беларуси. Такие данные приведены на специальной карте Министерства лесного хозяйства, сообщает БЕЛТА.

По актуальной информации, в лесных массивах Могилевской, Минской и Витебской областей можно бывать свободно.
Ограничения введены в Гродненской области – в Ошмянском и Сморгонском районах. В Брестской области ограничения на посещения лесов сейчас действуют в семи районах. В частности, в Брестском, Жабинковском, Ивановском, Кобринском, Малоритском, Пинском и Столинском районах. В Гомельской области разрешено бывать в лесах Кормянского, Чечерского, Буда-Кошелевского, Светлогорского и Ветковского районов. В девяти районах данного региона введены ограничения, еще в семи – запрет на посещение лесных массивов.
По сообщению БЕЛТА
Как в Беларуси совершенствуется система обращения с отходами, рассказал заместитель начальника управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Максим Тарасов на пресс-конференции «Государственная политика в сфере обращения с коммунальными отходами: принятие технических и организационных мер» в БЕЛТА.
«Проблема в современном мире становится все более острой. Урбанизация и развитие промышленного производства, потребления приводит к увеличению объемов отходов. Неправильное обращение с ними вызывает загрязнение окружающей среды, ухудшение качества воды, воздуха, почвы, негативно сказывается на здоровье человека. При этом некоторые отходы могут повторно вовлекаться в оборот, переработку», – рассказал Максим Тарасов.
В 2024 году в стране образовалось 4,3 млн т твердых коммунальных отходов, из которых использовались 39,8 %. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с другими ведомствами подготовило стратегию по обращению с отходами производства и потребления до 2040 года, цель которой – использовать не менее 90 % твердых коммунальных отходов. Проект утвержден постановлением правительства в августе текущего года.
План разделен на три этапа: до 2030, до 2035 и до 2040 года. Предусмотрены целевые показатели по основным группам отходов. Уже к 2030 году планируется достигнуть уровня использования ТКО не менее 70 %. В числе мер – определение единого государственного органа для регулирования и контроля системы обращения с отходами, ограничение чрезмерного использования упаковки в производстве, стимулирование использования перерабатываемых материалов и др. Продолжится развитие комплексов по переработке и сортировке отходов, поэтапное закрытие мусоропроводов, создание в средних и крупных городах центров по раздельному сбору ТКО.
Некоторые меры уже реализуются. Подготовлен проект закона, которым вносятся корректировки в сферу обращения с отходами. Он сейчас находится на рассмотрении в правительстве. Предусмотрены и другие законодательные новации, направленные на более широкое использование вторичных материалов в производстве, контроль за эксплуатацией полигонов, предотвращение несанкционированных свалок.
Минприроды усилило контроль в сфере обращения отходов. В ходе проверок выявлены нарушения, проводится работа по их устранению. В результате большинство предписаний выполнены. Предприятия, допускавшие нарушения, были временно лишены лицензий для исправления недоработок.
По информации БЕЛТА
6 октября 2025 г. в Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по экологии и природопользованию состоялось заседание рабочей группы по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь».
В ходе заседания были обсуждены вопросы:
- использования поверхностных водных объектов для рекреации, физической культуры, спорта и туризма, а также для лечебных (курортных, оздоровительных) нужд;
- осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах;
- ведения государственного водного реестра и государственного водного кадастра и др.
По обсуждаемым вопросам выработаны конкретные предложения.
Работа над законопроектом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
11 сентября 2025 г. под руководством председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Наркевича Ю.И. состоялось заседание рабочей группы по проекту Закона Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)».
В мероприятии приняли участие депутаты Палаты представителей, представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь, Государственного производственного объединения «Белводоканал», а также Секретариата Палаты представителей.
В ходе заседания рабочей группы участники обсудили замечания и предложения главного правового управления Секретариата Палаты представителей и Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь. Наиболее острые дискуссии вызвали вопросы, касающиеся названия законопроекта, определений его основных терминов, государственного регулирования в области питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации), информирования в этой сфере, гарантий обеспечения питьевой водой и надежности приема сточных вод, пользования централизованными системами питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации).
Работа над документом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды усилило контроль за нарушениями в области обращения с отходами. Об этом заявил на полях III Международной специализированной экологической выставки Ecology Expo заместитель начальника управления координации контрольной деятельности Минприроды Степан Дубницкий, передает корреспондент БЕЛТА.

По словам Степана Дубницкого, контроль в области обращения с отходами включает в себя систему мер, направленных на обязательность соблюдения законодательства в обращении с отходами всеми субъектами хозяйствования и неотвратимость наказания. Контроль в сфере обращения с отходами Минприроды реализует в форме проверок и иных форм контроля, предусмотренных законодательством. Основные требования, предъявляемые субъектам, установлены в законе «Об обращении с отходами». Ответственность за нарушение законодательства предусмотрена ст.16.44 Кодекса об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с постановлением Совета Министров от 11 апреля 2022 года № 219 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядке его исчисления», вред окружающей среде считается причиненным при установлении факта засорения отходами.
«Итоги контрольно-надзорной деятельности в сфере обращения с отходами регулярно рассматриваются в Минприроды. Ежегодно наибольшее количество правонарушений выявляется в части несоблюдения законодательства в области обращения с отходами. Типичными нарушениями являются размещение отходов в несанкционированном месте, необеспечение сбора и разделения их по видам, а также захоронение вторичных материальных ресурсов», – отметил Степан Дубницкий.
Основную часть всех проведенных контрольно-аналитических мероприятий в сфере обращений с отходами составляют мониторинги. Положительный эффект проводимой профилактической работы – заинтересованность субъектов хозяйствования в оперативном устранении нарушений. «Большая часть всех выданных по результатам мониторингов рекомендаций и предписаний выполняется. По выявленным правонарушениям в 80 % случаев составленных административных дел виновные лица освобождены от административной ответственности с вынесением предупреждений. Штрафные санкции, как правило, применяются к виновным лицам, допускающим повторные нарушения», – обратил внимание представитель Минприроды.
При выполнении поручений главы государства, полученных 20 мая 2025 года в ходе совещания по вопросу обращения с отходами и использованию вторичных материальных ресурсов, Минприроды усилило контроль за соблюдением лицензионных требований предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, эксплуатирующими объекты захоронения коммунальных отходов. В ходе проведения контрольно-аналитических мероприятий установлено, что на большинстве полигонов твердых коммунальных отходов присутствует нарушение лицензионных требований.
Степан Дубницкий добавил, что типичными нарушениями были несоблюдение определенного технологического регламента захоронения отходов на полигонах ТКО в части захоронения вторичных материальных ресурсов, отсутствие послойного уплотнения и промежуточной изоляции отходов, дезинфицирующих средств для колес мусоровозов и беспорядочное складирование отходов по всей площади полигона. Предприятия – собственники полигонов ТКО и должностные лица привлечены к административной ответственности. «Хочу обратить внимание, что неустранение нарушений в установленный срок является основанием для приостановления действия лицензии до шести месяцев. Выполнение предписанных мероприятий остается на дальнейшем контроле в ведомстве», – подчеркнул он.
В этом году с учетом одобренных главой государства подходов по усилению административной ответственности за правонарушения, связанные с благоустройством и наведением порядка на земле, подготовлен законопроект «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности».
«В соответствии с действующим кодексом при загрязнении леса и иной древесно–кустарниковой растительности в отношении виновного лица могут быть применены меры административной ответственности как по ст.16.22, так и по ч.3 ст.16.44. Вместе с тем действующие штрафные санкции, предусмотренные ч.3 ст.16.44, в десятки раз выше санкций, установленных ст.16.22. В целях устранения неравенства применяемой административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения, а также для усиления ответственности за эти правонарушения верхние пределы штрафных санкций ст.16.22 предлагается определить на уровне ч.3 ст.16.44», – добавил Степан Дубницкий.
В настоящее время проводится активная работа по подготовке проекта Экологического кодекса Беларуси. Одно из нововведений – термин «накопленный вред окружающей среде», под которым следует понимать вред, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности юридического или физического лица, обязанности по устранению которого не были выполнены в полном объеме. Выявление объектов накопленного вреда будет проводиться посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом проводилась антропогенная деятельность и на которых расположены бесхозные объекты капитального строительства и хранения отходов.
Также в законопроекте определена компетенция органов госуправления на установление порядка выявления, оценки объектов накопленного вреда, введение их в государственный реестр, а также организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
III Международная специализированная экологическая выставка Ecology Expo три дня будет встречать гостей из сферы охраны окружающей среды. В ней с 19 по 21 августа примут участие представители республиканских органов государственного управления, министерств и ведомств из стран ближнего и дальнего зарубежья, белорусских и зарубежных предприятий и международных организаций, ученые. Они обсудят ключевые вопросы развития зеленой экономики, обменяются передовым опытом и продемонстрируют достижения в области охраны окружающей среды.
По информации БЕЛТА
В Палату представителей правительством внесен проект закона «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)». Законопроект подготовлен в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в области питьевого водоснабжения и водоотведения и направлен на удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в питьевой воде и приеме сточных вод. О новациях законопроекта корреспонденту БЕЛТА рассказал заместитель председателя Постоянной комиссии по жилищной политике, торговле и строительству Палаты представителей Сергей Казачок.

«Законопроект предусматривает актуализацию положений действующей редакции закона с учетом практики его применения, а также дополнение сферой регулирования в области водоотведения (канализации)», – рассказал Сергей Казачок.
В частности, предусматривается четкое разграничение сфер регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации). «Уточняются полномочия Президента, Совета Министров, ряда министерств, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации). Предусматривается разработка программ производственного контроля безопасности питьевой воды соответствующими субъектами хозяйствования. Определяется состав систем питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации), их развитие и размещение. Регламентирован порядок эксплуатации систем питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации), систем дождевой канализации», – отметил депутат.
«Кроме того, в целях оперативного решения вопросов бесперебойного водоснабжения населенных пунктов в случаях прекращения или ограничения подачи питьевой воды законопроектом определена возможность бурения временных скважин. Также уточнен порядок эксплуатации (обслуживания) систем питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации), в том числе построенных за счет собственных средств юридических и физических лиц. Уточнен порядок платы услуг водоснабжения, водоотведения (канализации) и услуги по вывозу сточных вод ассенизационным транспортом. Конкретизированы подходы, регулирующие договорные отношения (уточнены права и обязанности) в области питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации)», – подчеркнул Сергей Казачок.
Проектом закона уточняется компетенция Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства здравоохранения в области питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации). «Местным исполнительным и распорядительным органам на территории соответствующей административно–территориальной единицы предоставляется право принимать решения по определению организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение (канализацию), – уточнил парламентарий. – В настоящее время услуга водоснабжения из централизованных систем питьевого водоснабжения населению оказывается организациями жилищно-коммунального хозяйства, входящими в систему Министерства жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственными организациями, а также в ряде населенных пунктов (города, городские поселки, сельские населенные пункты) услугу водоснабжения одновременно оказывают как организации жилищно-коммунального хозяйства, так и иные организации (промышленности, транспорта и коммуникации и др.)».
Законопроектом также предусматривается введение государственного реестра, обеспечивающего формирование единого свода данных о системах питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации) в республике (количестве, местоположении, состоянии систем питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации), объемах питьевой воды, соответствии питьевой воды нормативам безопасности питьевой воды, количественному и качественному составу сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения (канализации) и окружающую среду).
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по жилищной политике, торговле и строительству Палаты представителей. Законопроект готовится к первому чтению.
По информации БЕЛТА
