21.07.2022
Дмитрий Матусевич: обновленный Кодекс о земле упростит землепользование для граждан
Законодательство в сфере землепользования так или иначе касается многих. 18 июля Президент подписал Закон «Об изменении Кодекса Республики Беларусь о земле». Законодательные новеллы достаточно долго обсуждали на разных уровнях, их проекты дорабатывали, отшлифовывали. О нововведениях, их целях и проблемах, которые должно разрешить обновленное земельное законодательство, рассказал Председатель Государственного комитета по имуществу Дмитрий Матусевич.
– Дмитрий Феофанович, чем был вызван достаточно долгий процесс подготовки изменений в земельное законодательство? Некоторые нововведения, насколько известно, обсуждались еще в прошлом десятилетии.
– Надо признать, что трансформация некоторых законодательных норм назрела уже достаточно давно. Дело в том, что выделение достаточно большого количества земельных участков осуществлялось еще в советские времена, а также в 1990-е годы, когда прошло массовое их предоставление. Делали все стремительно, при этом использовались различные материалы и технологии для подготовки землеустроительных документов. Но тогда была необходимость обеспечить людей земельными участками. Они и помогли многим белорусам пережить глубокий экономический кризис. Его также переживала страна после развала Советского Союза. Целый пласт проблем, по которым обращались граждане, тянулся еще с тех пор. Например, фактическое землепользование не совпадало с землеустроительной документацией, некоторые строения выходили за пределы участка, поэтому получался самовольный захват земли. Это порой являлось поводом для споров, жалоб и судебных разбирательств между гражданами, а также не давало возможности оформить право на земельный участок и, соответственно, зарегистрировать стоящие на нем строения. Отсутствие зарегистрированного права создавало сложности с распоряжением таким недвижимым имуществом: продажей, дарением, наследством. Хотя действующее законодательство и позволяло частично решать эти проблемы, но административные процедуры получались достаточно сложными, а в некоторых случаях требовали существенных затрат времени. Обновленное земельное законодательство позволит размотать клубок этих проблем. Почему на изменение нормативно-правовой базы ушло довольно много времени? Дело в том, что земельное законодательство является очень чувствительным для граждан. И любые ошибки и просчеты в нем влекут долгосрочные сложности.
Поэтому изменения в законодательство тщательно прорабатывали, чтобы сформировать правила игры, которые будут действовать долгое время.
– Насколько теперь упростится решение перечисленных неувязок?
– Раньше многие вопросы требовали решения или согласования с Главой государства. Поэтому вопросы, которые являются относительно незначительными, не несут никаких рисков, формально выносились на высокий уровень. Согласно новому законодательству происходит перераспределение полномочий и компетенций. В частности, расширяются полномочия Совета Министров в части определения порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода их из одной категории и вида в другую. Местные органы власти наделяются полномочиями в решении ряда земельных вопросов, в том числе в отношении самовольно занятых земель, совершения сделок и иных действий с земельными участками, их предоставления с учетом возможности увеличения предельных размеров для строительства жилья в сельской местности.
Новый закон предполагает так называемую земельную амнистию. В частности, в отношении выявленных до вступления в силу закона самовольно занятых участков Минским городским, областными исполнительными комитетами в течение трех лет после принятия закона по согласованию с Главой государства будет возможно принятие решений. Во-первых, о предоставлении земельного участка при его самовольном занятии, а также при несоблюдении его границы или целевого значения (из сельскохозяйственных или лесных земель). Во-вторых, о сохранении прав на земельный участок, предоставленный для строительства и обслуживания капитального строения государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения или без проведения аукциона.
В остальных случаях компетенция по принятию решений в отношении самовольно занятых земель будет передана местным органам власти, которые на подведомственной им территории смогут принимать следующие решения. Во-первых, о предоставлении земельного участка при несоблюдении его границы. Во-вторых, об изменении целевого назначения земельного участка при его несоблюдении. В-третьих, о предоставлении земельного участка, ранее предоставленного с нарушением установленной очередности и порядка предоставления земельных участков.
Однако в законодательстве четко прописано: принятие таких решений станет возможно только при соблюдении градостроительных регламентов, природоохранных и санитарно-эпидемиологических требований, противопожарных, строительных норм и правил, возмещении потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, внесении в местный бюджет денежных средств в размере кадастровой стоимости дополнительного земельного участка. Теперь граждане смогут подавать заявления в исполком, а он будет их рассматривать с привлечением необходимых специалистов. Фактически решение станет приниматься коллегиально, что снижает вероятность тех или иных злоупотреблений. Конечно, если кто-то «залезет» своим зданием на городскую улицу или площадь, такой самострой никто не узаконит. Но иногда нарушения бывают случайные, почти формальные, когда речь идет о 20–30 сантиметрах, которые, по сути, ни на что не влияют. Иногда козырек крыши дома или балкон немного выходят за границу участка. Новое законодательство позволит узаконить эти незначительные нарушения. И значительной части населения реализовать свои возможности в части легализации прав на самовольно занятый земельный участок, а местным органам власти – решить накопившиеся проблемы землепользователей в этой сфере.
В настоящее время законодательством установлен ряд ограничений в отношении сделок с земельными участками, в том числе с расположенными на них объектами незавершенного строительства, включающие раздел, изменение границ и целевого назначения земельных участков. Анализ ситуации на местах в отношении многообразия складывающихся жизненных обстоятельств показывает, что не всегда действие этих запретов экономически обосновано и эффективно. В связи с этим предлагается установить, что областные, городские и районные исполнительные комитеты будут вправе выносить в отношении землепользователей решения о разрешении совершения сделок и иных действий с земельными участками при соблюдении ими градостроительных регламентов, природоохранных и санитарно-эпидемиологических требований, противопожарных, строительных норм и правил. В целях исключения коррупционных проявлений, а также эффективного использования наиболее ценных земель Минска и областных центров, их пригородных районов и иных территорий одним из таких условий станет являться внесение землепользователем платы за земельный участок по его рыночной стоимости, но не ниже кадастровой. Принимая во внимание особенности развития регионов, предлагается существенно расширить полномочия и ответственность местных исполнительных комитетов в части процедуры изъятия и предоставления земельных участков, давая им право самостоятельно определять цели, населенные пункты и иные территории, в пределах которых земельные участки предоставляются без проведения аукционов.
– Пандемия сформировала более привлекательный образ загородной жизни у наших граждан. Насколько нововведения будут стимулировать развитие «одноэтажной Беларуси»?
– В целях стимулирования приобретения прав частной собственности на земельные участки или долгосрочной аренды закон предусматривает возможность землепользователям, подавшим заявления в течение пяти лет со дня официального опубликования закона, внести плату за такие участки с применением коэффициента 0,8 на территории Минска, областных центров и Минского района, коэффициента 0,5 – на иных территориях.
В целях создания благоприятных условий для проживания населения предлагается увеличить предельную площадь земельных участков. В частности, для строительства и обслуживания жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме, расположенных в Минске, областных центрах и городах областного подчинения, – до 0,15 гектара. В других городах и поселках городского типа – до 0,25 гектара, на территории иных населенных пунктов (за исключением хуторов) – до 1 гектара, а на территории хуторов площадь земельного участка определяется с учетом местных условий и волеизъявления землепользователя. Максимальная площадь участка для коллективного садоводства, дачного строительства – до 0,15 гектара (независимо от площадей земельных участков, принадлежащих члену садоводческого товарищества). Для ведения личного подсобного хозяйства – до 4 гектаров без учета площадей земельных участков, предоставленных гражданину для иных целей, вне зависимости от его регистрации по месту жительства.
Данный подход позволит местным органам власти иметь действенный механизм для наведения порядка на земле в отдаленных сельских населенных пунктах и вовлечения в гражданский оборот неиспользуемых земель, расположенных как в границах этих населенных пунктов, так и за их пределами, площадь которых порой составляет до 20–25 процентов от площади самих населенных пунктов. Для урегулирования проблемных вопросов в отношении земельных участков, вошедших в границы городов и поселков городского типа, на которых расположены эксплуатируемые до 1 января 2022 года жилые дома, квартиры в блокированных жилых домах, предлагается установить их размеры до 0,3 гектара включительно. Или в больших размерах, если это предусмотрено соответствующей документацией.
Рациональному использованию земель в регионах будет способствовать предусматриваемая кодексом возможность предоставления без проведения аукционов дополнительных земельных участков. Во-первых, испрашиваемыми гражданами при использовании по целевому назначению ранее предоставленных земельных участков. Во-вторых, иными лицами – в связи с развитием (расширением) производства товаров (выполнения работ, оказания услуг). Также новое законодательство предусматривает, что временное размещение нестационарных объектов на землях общего пользования населенных пунктов и земельных участках, предоставленных иным землепользователям, осуществляется без их изъятия и предоставления, что существенно упростит эту процедуру. Например, поставить временную торговую точку, летнее кафе или другую сборно-разборную конструкцию для оказания услуг станет намного проще. Раньше процедура была схожа с получением разрешения на капитальное строение.
В целях разрешения проблем членов садоводческих товариществ по вопросам пользования земельными участками в них закон допускает изменение границ этих участков без корректировки проекта организации территории товарищества, что позволит сократить количество административных процедур и излишних согласований.
В рамках цифровизации земельных отношений и создания условий для возможности дистанционного получения информации о свободных земельных участках предлагается установить, что перечни их станут размещаться в государственной информационной системе «Единый реестр имущества». Данная норма будет способствовать вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых земель и позволит заинтересованным лицам оперативно получить интересующую информацию о земельных участках на безвозмездной основе и в открытом доступе.
В новом кодексе есть несколько новелл, касающихся возможности разделения земельных участков. По этому поводу было много обращений граждан, прямых запросов. В какой-то степени это позволит решить проблемы молодых семей, если они стоят на очереди на улучшение жилищных условий, а у родителей или других родственников есть земельный участок. Его можно разделить и построить второй дом. Такие решения станут принимать местные органы власти с учетом наличия коммуникаций и других факторов. Необходимость корректировки действующего законодательства об охране и использовании земель в современных условиях назрела, о чем неоднократно говорил Глава государства. Принятие закона позволит комплексно усовершенствовать земельные отношения и решить накопившиеся проблемы землепользователей, а реализация норм, содержащихся в нем, принесет позитивный эффект для социально-экономического развития страны.
Владимир Волчков, «
Рэспубліка», 21 июля 2022 г.
«Удобны для бизнеса и способствуют развитию экономики». Марина Ленчевская о новеллах гражданского законодательства
Новеллы гражданского законодательства открыли новые возможности как для юридических, так и для физических лиц. Об этом заявила председатель Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Марина Ленчевская, передает корреспондент
БЕЛТА.
Сегодня Постоянная комиссия по законодательству Палаты представителей провела круглый стол на тему «Новеллы Гражданского кодекса Республики Беларусь в действии» с участием представителей Верховного Суда, Национального центра законодательства и правовой информации, Белорусской нотариальной палаты, Министерства юстиции, Белорусской республиканской коллегии адвокатов и других.
Как отметила Марина Ленчевская, мероприятие инициировано с целью проведения мониторинга практического применения Закона «Об изменении кодексов», вступившего в законную силу 19 ноября 2024 г. Данным законом внесены комплексные изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь.
«Новеллы гражданского законодательства открыли новые возможности как для юридических, так и для физических лиц. Новые финансовые инструменты удобны для бизнеса и в целом способствуют развитию экономики нашей страны. Тут стоит отметить такие договорные конструкции, как опцион на заключение договора, безотзывную доверенность, конвертированный заем, счета эскроу», – подчеркнула парламентарий.
По ее словам, сегодня действительно состоялся очень конструктивный диалог. «Для нас очень важно услышать, как эти новации применяются на практике, насколько они эффективны. А для законодателя это важно на перспективу для дальнейшего совершенствования законодательства», – дополнила Марина Ленчевская.
По информации
БЕЛТА
Председатель правления БУТБ – о перспективах развития биржевой торговли в ЕАЭС
Евразийский экономический союз начинает формировать общий биржевой рынок. Принята концепция, которая устанавливает этапы его формирования в странах ЕАЭС. Для ее реализации разработана программа. Эксперты отмечают, что общее биржевое пространство – один из самых эффективных рыночных инструментов, открывающий возможности для конкуренции. Общий рынок также позволит расширять использование собственных валют для расчетов.
В целом сумма биржевых сделок предприятий Беларуси с субъектами хозяйствования других стран – участниц Евразийского экономического союза в январе – мае 2025 года превысила 408 млн долларов, что на 10 процентов больше прошлогоднего показателя за тот же период. При этом удельный вес экспорта белорусской продукции в общем объеме биржевого товарооборота составил 85 процентов. В результате положительное сальдо биржевой торговли Беларуси со странами ЕАЭС достигло 287 млн долларов.
О перспективах развития биржевой торговли в ЕАЭС поговорили с председателем правления Белорусской универсальной товарной биржи Александром Осмоловским.
Общие принципы
– Александр Григорьевич, евразийская экономическая интеграция, в том числе в сфере биржевой торговли, сейчас в центре внимания. Какие инструменты в свете этого готова предложить Белорусская универсальная товарная биржа и как, на ваш взгляд, будет создаваться общее биржевое пространство ЕАЭС? Если не ошибаюсь, эти вопросы совсем недавно обсуждались в Минске на Международном биржевом форуме.
– Да, вы совершенно правы: интеграционное движение в рамках ЕАЭС набирает обороты, причем не на словах, а на деле. Как известно, есть концепция формирования общего рынка ЕАЭС, утвержденная главами правительств стран союза, а для ее реализации разработана соответствующая программа, которая включает в себя план конкретных мероприятий со сроками их реализации. Ну а Белорусская универсальная товарная биржа выступает здесь как один из операторов цифровой инфраструктуры, на базе которой будет осуществляться торговля на союзном рынке.
Насчет вашего вопроса об инструментах могу сказать, что биржевой механизм, несомненно, играет существенную роль в развитии торговли на просторах ЕАЭС.
В первую очередь это прозрачность и открытость. Биржевая торговля предполагает публичность, что сводит к минимуму возможности для манипуляций и создает условия для справедливого рыночного ценообразования, отражающего реальное соотношение спроса и предложения. Открытости способствует и доступность информации, поскольку биржа предоставляет всем участникам равный доступ к данным о ценах, объемах торгов, условиях поставки и других важных параметрах.
Следующий ключевой аспект – стандартизация и унификация. Ведь предметами биржевых сделок в большинстве случаев являются стандартизированные товары, что делает процесс сравнения предложений от разных поставщиков более удобным и облегчает доступ к рынкам для новых участников. В свою очередь, унификация биржевых торговых процедур обеспечивает применение на всем пространстве ЕАЭС единых правил и схем торговли. За счет этого сокращаются транзакционные издержки и упрощается взаимодействие между участниками из разных стран.
Кроме того, биржевая торговля сокращает финансовые и временные затраты, связанные с выходом на перспективные рынки сбыта и закупок. Это особенно актуально для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые зачастую не имеют собственной товаропроводящей сети за рубежом. В результате усиливается конкуренция и повышается эффективность функционирования рынков.
Также нельзя не упомянуть хеджирование рисков, так как применение биржевых инструментов позволяет участникам внешнеторговых операций страховать ценовые риски, нивелируя негативные последствия волатильности на мировом рынке.
– А каковы преимущества общего биржевого рынка ЕАЭС?
– Создание общего биржевого рынка на просторах ЕАЭС, несомненно, даст странам-участницам целый ряд преимуществ. Перечислю основные из них. В частности, будут сняты все барьеры во взаимной торговле, а взаимодействие между поставщиками и покупателями будет осуществляться по единым правилам, тем самым способствуя формированию справедливых цен. Кроме того, в условиях общего рынка активизируется движение товаров, а также существенно расширятся возможности использования национальных валют при расчетах по трансграничным сделкам. Помимо того, как уже отмечалось, важным моментом является развитие и стимулирование конкуренции, которая положительно скажется на качестве товаров и их стоимости для конечных потребителей.
– С какими странами ЕАЭС на сегодня выстроено наиболее тесное сотрудничество?
– Пожалуй, лучше меня на данный вопрос ответят цифры. Так вот, на сегодняшний день на бирже аккредитованы почти пять тысяч компаний из четырех стран ЕАЭС: Армении, Казахстана, Кыргызстана и России. Это плюс 390 новых участников торгов по сравнению с началом года. Особенно широко у нас представлена Российская Федерация с более чем 4600 участниками. Соответственно, именно на эту страну приходится львиная доля биржевых сделок с государствами союза.
В целом объемы биржевой торговли в рамках ЕАЭС демонстрируют положительную динамику. В частности, биржевой товарооборот Беларуси с Арменией по итогам 1-го полугодия вырос в 1,6 раза, с Казахстаном – на 33 процента, с Кыргызстаном – в 2,6 раза, а с Россией – на 20 процентов
Как видите, со всеми странами нам удалось достичь более высоких показателей взаимной торговли, что свидетельствует о заинтересованности наших зарубежных партнеров в развитии биржевого вектора сотрудничества.
Обоюдный трек
– И в продолжение союзного вектора: на прошедшем в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме БУТБ и Петербургская биржа заключили соглашение о сотрудничестве. Какова основная цель документа?
– Стратегическая цель сотрудничества БУТБ и Петербургской биржи – создание эффективного механизма взаимодействия между элементами биржевой инфраструктуры, который бы отвечал интересам субъектов хозяйствования государств – членов ЕАЭС и стимулировал их участвовать в биржевых торгах.
Соглашение предусматривает взаимодействие между нашими биржами по обмену информацией о востребованных товарных позициях и совместное совершенствование условий межгосударственной биржевой торговли в интересах участников биржевых торгов, которые получат взаимный доступ к товарам, обращающимся на рынках двух стран.
Помимо этого, мы планируем объединить усилия по разработке новых биржевых продуктов, учитывающих особенности трансграничной торговли и механизмы клиринга, а также содействовать концентрации взаимных экспортно-импортных операций с товарами, имеющими значительный биржевой потенциал, в том числе в рамках реализации международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.
– Недавно стало известно, что Белорусская универсальная товарная биржа примет участие в создании нового международного биржевого объединения. Что дает нашей стране участие в этой организации и какие страны войдут в ее состав?
– Да, действительно, БУТБ присоединилась к декларации о создании Международной ассоциации товарных и фьючерсных бирж. На начальном этапе ассоциация объединит биржевые платформы Беларуси, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, России и Узбекистана. Ну а цель данного интеграционного проекта – предоставить товарным и фьючерсным биржам стран ЕАЭС+, ШОС и БРИКС+ удобную площадку для взаимодействия. Это позволит проводить скоординированную политику по развитию организованных товарных рынков в соответствии с лучшими мировыми практиками. В частности, особое внимание планируется уделять трансграничной биржевой торговле, а также реализации проекта по созданию международного ценового агентства, на базе которого будет сформирована система справедливых и независимых ценовых индикаторов на ключевые товары.
Для участников биржевых торгов из Республики Беларусь это, безусловно, открывает новые возможности. Устранение торговых барьеров, упрощенный доступ к перспективным рынкам, расширение круга деловых партнеров, дополнительные торговые и маркетинговые инструменты – вот что получат наши клиенты благодаря созданию нового межбиржевого объединения.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 8 июля 2025 г.
Агентства по госрегистрации и земельному кадастру ко Дню Независимости проконсультируют бесплатно
В преддверии Дня Независимости сотрудники Национального кадастрового агентства 2 июля с 9.00 до 12.00 проведут единый день бесплатного консультирования, сообщили
БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
В указанное время можно обратиться за консультацией как непосредственно в агентство, так и по телефону +375 (17) 285-39-26. Специалисты бесплатно проконсультируют граждан, их представителей, представителей юрлиц и индивидуальных предпринимателей по общим вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также по основным новациям Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», который вступил в силу с 11 июня этого года. Можно будет также задать вопросы о порядке совершения регистрационных действий в отношении предприятия как имущественного комплекса, а именно о порядке обращения с заявлением о госрегистрации, сроках и стоимости административной процедуры, общих вопросах нормативного регулирования государственной регистрации предприятий как имущественных комплексов Беларуси.
У специалистов Национального кадастрового агентства, кроме того, можно будет узнать о технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества, попросить их о независимой оценке (квартир, недвижимости, бизнеса, оборудования и транспорта, нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности) и экспертизе независимости оценки.
Сотрудники Национального кадастрового агентства также проконсультируют обратившихся о порядке предоставления сведений из информационных ресурсов, оператором которых является агентство: единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, реестра характеристик недвижимого имущества, реестра адресов, регистра стоимости земель, земельных участков, единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц, реестра цен на земельные участки.
В этот же день бесплатное консультирование по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, технической инвентаризации и оценки, установления границ земельных участков и другим вопросам, связанным с оформлением прав на недвижимость, будет вестись в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, их филиалах и бюро. Более подробная информация о проведении акции в каждом регионе размещена на официальных сайтах территориальных организаций.
По информации
БЕЛТА
Как работает белорусский рынок оценки после законодательных нововведений
Объективная стоимость активов и недвижимости – во главе угла работы любой организации. Потому компетенции тех, кто занимается этим делом, не должны подлежать сомнению. На это направлены новшества в белорусском законодательстве, которые укрепляют позиции сферы на пространстве Евразийского экономического союза.
Слово – за потребителем
Что касается белорусского рынка оценочных услуг, то в начале –2025-го он претерпел ряд концептуальных изменений – заработал указ по совершенствованию оценочной деятельности. Согласно документу оценку могут проводить исключительно юридические лица со штатом оценщиков не менее пяти специалистов.
– Такое изменение требовалось, чтобы повысить качество оказываемых услуг и сформировать в рамках оценочной организации большой коллективный опыт, который, безусловно, положительно влияет на результат оценки в части качества и безопасности для использующих этот результат, – прокомментировал первый заместитель генерального директора РУП «Институт недвижимости и оценки», член аттестационной комиссии при Государственном комитете по имуществу Дмитрий Корсунский на пресс-конференции в Национальном пресс-центре.
Кроме того, появилась норма, связанная с минимальным уставным фондом для исполнителя оценки. Речь не менее чем о 50 тысячах белорусских рублей, чтобы обеспечить минимальную материально-техническую базу для оказания услуг. Плюс исполнитель оценки должен быть включен в соответствующий реестр, который ведет Госкомитет по имуществу. Еще одно важное изменение затронуло архивирование и хранение документов. Так, у исполнителя оценки должно быть помещение, где будут всегда находиться результаты работы, либо, если речь идет об электронных данных или виртуальных копиях, то и соответствующее ПО. В конечном счете для сферы новшества должны сработать в плюс, ведь результат оценки должен быть на безоговорочно высоком уровне.
– Если давать характеристику рынку оценочных услуг Беларуси, то на сегодня здесь действуют 52 исполнителя оценки, в которых работают около 600 оценщиков. По сути, на рынке достаточно большое количество оценщиков и оценочных организаций. Как следствие, с моей точки зрения, его можно охарактеризовать как высококонкурентный. При этом в связи с таким количеством оценочных организаций он с небольшой доходностью. Скорее, это рынок потребителя услуг, – делится наблюдениями Дмитрий Корсунский.
Он также озвучил результаты маркетинговых исследований уровня цен на белорусском рынке. Так, услуги по оценке недвижимости в среднем стоят около 600 рублей, оборудования, транспортных средств – примерно 350 рублей. Впрочем, эти цифры могут несколько отличаться в зависимости от региона, организации, нюансов объекта оценки. Например, в Минской области цены чуть выше, но не кардинально.
Фокус – на ЕАЭС
Сравнение с соседним рынком неспроста: дело в том, что вот-вот будет создан единый рынок оценочных услуг в ЕАЭС. Так, соглашение об административном сотрудничестве регуляторов в странах «пятерки» в сфере услуг по оценке имущества уже разработано, находится в высшей степени готовности, ожидает подписания первыми лицами государств. А перспективы работы обсуждались на IV Евразийском экономическом форуме в Минске.
– В общем-то, решение о необходимости включения оценочной деятельности в режим единого рынка услуг ЕАЭС было принято в 2020 году. Сейчас уже в отношении более 140 сфер деятельности или услуг принято решение о необходимости их работы в общих условиях. Почему выбрали и наше направление? Это обусловлено необходимостью формирования единого финансового рынка, который без услуг оценщиков функционировать не может. Потому что надежные, объективные результаты оценочной деятельности помогают инвесторам и субъектам хозяйствования определять стоимость своих активов, принимать обоснованные решения о покупке, продаже, страховании, кредитовании и других финансовых операциях. Да и просто необходимы для определения стратегии развития и управления рисками, – пояснила председатель Ассоциации оценочных организаций, член аттестационной комиссии при Госкомимуществе, член рабочей группы в области услуг, связанных с недвижимым имуществом, и оценки имущества от Беларуси Светлана Юреня.
Основные подходы к работе на общем рынке утверждены решением Высшего совета Евразийской экономической комиссии и должны найти отражение в национальных законодательствах стран «пятерки». Смысл в том, что, имея разрешительные документы на оценку тех или иных видов имущества на территории своей страны, услугодатель не должен их подтверждать заново и может спокойно работать на территории другого государства.
Используя, разумеется, местное законодательство. При этом оценочная организация должна направить уведомление в адрес регулятора о том, что желает оказывать услуги в определенной стране, чтобы ее внесли в нужный реестр. Раз в год о результатах работы компания должна сообщать в свою вышестоящую организацию, чтобы, например, при наличии жалобы из-за рубежа Госкомитет по имуществу мог детально разобраться.
Если уже завтра заработает единый рынок оценочных услуг, что это принесет нам? Да, эксперты не отрицают – есть риски для местных игроков в части ценовой конкуренции, что для клиентов будет скорее в плюс. Но при этом расширится обмен опытом, возможностей у отечественных организаций станет больше.
– Уровень белорусских оценщиков, исходя из анализа участия в международных конференциях, выступлениях наших коллег, можно определить как один из самых высоких. Кому мы проигрываем? Единичным компаниям из Москвы и столичного региона, Санкт-Петербурга. А с остальными мы можем конкурировать. Наши коллеги опасаются, что мы выйдем на их рынки и какую-то часть объемов на себя можем перетянуть, – отметила Светлана Юреня.
При этом эксперты ожидают, что чуть позже появятся точечные законодательные нормы, которые обозначат тонкости работы на региональном уровне.
Мария Друк, «
Рэспубліка», 28 июня 2025 г.
КС после рассмотрения конституционной жалобы указал на пробел в жилищном законодательстве
Конституционный Суд после рассмотрения конституционной жалобы поручил устранить пробел в законодательстве о праве пользования жилым помещением. Соответствующее решение Конституционного Суда от 25 июня 2025 г. № Р-1308/2025 официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В конституционной жалобе гражданка указала, что нарушены ее конституционные права. Она просила проверить конституционность п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса, примененного при рассмотрении гражданского дела с ее участием. В соответствии с указанной нормой переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Заявительнице на праве собственности принадлежит жилое помещение, полученное в наследство по закону. Она обратилась с иском в суд о выселении из этого жилого помещения зарегистрированной в нем сестры прежнего собственника (наследодателя). Решением суда Хотимского района заявительнице отказано в удовлетворении исковых требований.
Гражданка исчерпала все другие средства судебной защиты конституционных прав и свобод при разрешении гражданского дела. Она указала в жалобе, что п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса нарушает нормы Конституции, предусмотренные ч. 2 ст. 21 (о праве на достойный уровень жизни), ч. 2 и ч. 3 ст. 44 (о праве собственности), ч. 1 ст. 45 (о праве на охрану здоровья), ст. 47 (о праве на социальное обеспечение), ст. 58 (о запрете на понуждение к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами, либо к отказу от своих прав).
Проанализировав законодательство, Конституционный Суд пришел к выводу, что исходя из ч .2 ст. 21 ,ч. 6 ст. 44, ч. 1 и ч. 3 ст. 48 во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 23 Конституции, в соответствии с конституционными принципами социального государства, верховенства права, равенства всех перед законом, сохранение права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в рассматриваемом случае отвечает конституционно значимым целям защиты их конституционного права на жилище, принципу соразмерности ограничения прав, учитывая интересы и защиту прав других лиц. Конституционный Суд полагает, что п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса соответствует Конституции.
При этом в Конституционном суде обратили внимание на то, что основания выселения по требованию собственника жилого помещения членов, бывших членов его семьи, других граждан, имеющих право владения и пользования жилым помещением, определены ст. 89 Жилищного кодекса. Так, в соответствии с п. 2 этой статьи бывшие члены семьи собственника жилого помещения, другие граждане, имеющие право владения и пользования жилым помещением и не имеющие доли в праве общей собственности на это жилое помещение, подлежат выселению из него по требованию собственника жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не установлено брачным договором или письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением, а также законодательными актами.
Жилищный кодекс предусматривает также возможность выселения членов семьи бывшего собственника в случае перехода права собственности на жилое помещение к новому собственнику по иным, не связанным с наследованием, основаниям. При этом нормами Жилищного кодекса не установлено право нового собственника жилого помещения, приобретшего право собственности на основании наследования, требовать выселения из этого жилого помещения членов семьи прежнего собственника.
Проанализировав нормы действующего законодательства, Конституционный Суд пришел к выводу о наличии конституционно значимого пробела в правовом регулировании, повлекшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса и ст. 89 Жилищного кодекса, поскольку в системе действующего законодательства не обеспечивается правовая определенность при установлении оснований прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу. Национальному собранию Республики Беларусь надлежит устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом изложенных в решении правовых позиций Конституционного Суда. Правоприменителям до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при решении вопросов о сохранении права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в случае перехода права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу по наследству необходимо обеспечить соблюдение принципов верховенства права и социальной справедливости.
Решение является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит. Оно вступает в законную силу со дня его принятия.
По информации
БЕЛТА