06.07.2022
Беларусь и Россия могут перейти на оформление электронных документов при трансграничной торговле
Министерство по налогам и сборам и Федеральная налоговая служба России подвели итоги двух этапов пилотного проекта по обмену электронными товаросопроводительными документами при трансграничной торговле с применением механизма доверенной третьей стороны (ДТС), сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Национального центра электронных услуг.
Служба ДТС предназначена для межгосударственного обмена электронными документами и автоматизации процессов, связанных с подтверждением подлинности ЭЦП, идентичности и целостности электронного документа и признания его юридической силы и достоверности.
Согласно Указу № 515 Национальный центр электронных услуг определен национальным оператором ДТС по признанию подлинности электронных документов при межгосударственном электронном взаимодействии, а также уполномоченным оператором интеграционного шлюза национального сегмента интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза.
Цель пилотного проекта – переход на обмен электронными товаросопроводительными документами и их признание при трансграничной торговле между Беларусью и Россией. Это позволит снизить непроизводственные издержки бизнеса и государств, связанные с оформлением бумажных документов. Кроме того, одной из важнейших задач проекта является прояснение и дополнение целевой схемы работы международного электронного документооборота, которая станет основой для нормативной базы двух стран.
В рамках первого этапа пилотного проекта был испытан технологический механизм обмена между российскими и белорусскими налогоплательщиками товаросопроводительными документами, подписанными электронными подписями в соответствии с национальными законами, через операторов электронного документооборота. Проверка таких подписей осуществлялась с применением механизма ДТС. На втором этапе было протестировано оформление в электронных товаросопроводительных документах фактов расхождений, выявленных при приемке товаров.
По результатам был разработан и утвержден план мероприятий по распространению применения схемы трансграничного электронного документооборота на все хозяйствующие субъекты Беларуси и России. Так, планируется ввести стандарты взаимодействия операторов электронного документооборота, сформировать перечни документов, обмен которыми возможен с помощью согласованных схем трансграничного электронного документооборота, а также согласовать рекомендации для бизнеса и профессиональных участников рынка по организации услуг электронного документооборота.
В результате выполнения плана уже в 2023 году может появиться возможность избавиться от оформления бумажных документов при трансграничной торговле между двумя странами по согласованным перечням.
По сообщению
БЕЛТА
Новые админпроцедуры по получению и изменению лицензий доступны онлайн на портале «Е-Паслуга»
Новые административные процедуры стали доступны на едином портале электронных услуг «Е-Паслуга». Об этом сообщили
БЕЛТА в Национальном центре электронных услуг.
С 11 июля на «Е-Паслуга» доступны к заказу новые административные процедуры в сфере лицензирования: 200.17-1.1 «Получение лицензии на осуществление адвокатской деятельности», 200.17-1.2 «Изменение лицензии на осуществление адвокатской деятельности», 548.10.2.1 «Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности», 548.10.2.2 «Изменение лицензии на осуществление образовательной деятельности», 548.12.2.1 «Получение лицензии на оказание юридических услуг», 548.12.2.2 «Изменение лицензии на оказание юридических услуг», 548.12.2-1.1 «Получение лицензии на осуществление риелторской деятельности», 548.12.2-1.2 «Изменение лицензии на осуществление риелторской деятельности», 548.17.1.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности, связанной со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов», 548.17.1.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности, связанной со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов».
Кроме того, онлайн стали доступны процедуры 548.22.2.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов», 548.22.2.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов», 548.12.3.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности по проведению судебных экспертиз», 548.4.4.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности в области связи», 548.4.4.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности в области связи», 548.6.4.1 «Получение лицензии на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду», 548.6.4.2 «Изменение лицензии на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду», 548.8.10.1 «Получение лицензии на оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами», 548.8.10.2 «Изменение лицензии на оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами», 548.7.11.1 «Получение лицензии на осуществление ветеринарной деятельности» и 548.7.11.2 «Изменение лицензии на осуществление ветеринарной деятельности».
Административные процедуры доступны для заказа со строгой аутентификацией (с использованием личной электронной цифровой подписи или ID-карты).
По информации
БЕЛТА
Президент подписал Закон «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности»
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Закон «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности». Документ предусматривает административную ответственность поставщиков и торговых сетей за невыполнение обязанностей по поставке плодоовощной продукции.
За непоставку (недопоставку) такой продукции по соответствующему договору из стабилизационных фондов товаров для республиканских нужд, за ее отсутствие в торговом объекте в межсезонный период предусматривается штраф в размере от 5 до 200 базовых величин.
Государственный секретарь Союзного государства: стратегию формирования единого информпространства мы должны представить до конца года
Стратегию формирования единого информационного пространства Союзного государства до конца года представят президентам Беларуси и России. Об этом на международной конференции «Время Союзного государства: культурное и информационное пространство», которая проходит в рамках «Славянского базара в Витебске», журналистам сообщил Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Яна Горбанюка, БЕЛТА)
Госсекретарь СГ отметил, что проходящая конференция посвящена вопросам взаимодействия государств и участия Союзного государства в формировании единого информационного и культурного пространства. Сергей Глазьев напомнил, что на открытии фестиваля Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал, что фронт гибридной войны проходит через сознание каждого человека. «В зависимости от того, как воспитывается наше молодое поколение, какие ценности у людей в голове, устремления, мотивы, зависит все остальное – экономическое процветание, обороноспособность, и смысл жизни определяет позицию человека по всем вопросам», – отметил Госсекретарь СГ.
Сергей Глазьев подчеркнул, что в современном мире большое внимание уделяется техническому развитию. «Мы переходим в новый мирохозяйственный и технологический уклад, где ведущую роль в развитии экономики играет научно-технический процесс и главной ценностью является человеческий интеллект», – сказал он. Госсекретарь СГ добавил, что при всей увлеченности общества искусственным интеллектом ИИ не заменит человеческий, о чем на открытии фестиваля также отдельно упомянул белорусский лидер.
«Обсуждать мы сегодня будем стратегию формирования информационного пространства Союзного государства. Такое поручение дано Высшим госсоветом СГ. Мы должны до конца года такую стратегию предложить нашим главам государств», – отметил Сергей Глазьев.
По словам Госсекретаря, будет обсуждаться и вопрос создания информационно-культурного центра СГ. «Есть проект, который следует дорабатывать исходя из необходимости использования современных цифровых технологий, чтобы это было не просто здание с красивыми буклетами, а удобная информационная среда с приложениями в телефонах, удобная для пользователя, чтобы в каждом месте нашего необъятного Союзного государства туристы могли бы пользоваться такого рода информационными услугами, понимать, где они находятся, что интересно посмотреть. И лучшие гиды могли бы помочь в дистанционном режиме», – пояснил Сергей Глазьев.
Алеся Пушнякова,
БЕЛТА
Информация в доступе и ответы на обращения. Что меняется в интернет-торговле с 11 июля
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре
БЕЛТА рассказала, что меняется в интернет-торговле с 11 июля.
С 11 июля вступает в силу следующее требование: владелец интернет-площадки или интернет-магазина обязан обеспечить функционирование инфраструктуры, в том числе и техническую возможность заполнения покупателем электронной формы заказа на приобретение товара либо выполнение иных действий, необходимых для заключения договора, в том числе проверки заказа и исправление ошибок до завершения оформления заказа. «Были такие проблемы у потребителей, когда невозможно было внести исправления в заказ. Потом в результате человек получал не то, что ему было нужно. Такая возможность должна быть обеспечена», – рассказала Инна Гаврильчик.
Кроме этого, появляется требование об обязательном принятии обращений покупателей в электронной форме. «Думаю, некоторые удивятся этой норме, ведь учитывая, как отлажена в Беларуси система работы с обращениями граждан и юридических лиц, все уже привыкли, что на все обращения отвечают в установленные законодательством сроки. Тем не менее обязанностей для негосударственных организаций принимать электронные обращения в законодательстве не было. Сейчас она появилась для интернет-площадок и интернет-магазинов, – пояснила она. – Сейчас обязаны обеспечить прием таких обращений. Более того, обязаны в соответствии с законодательством о защите прав потребителей и законодательством об обращениях граждан направлять ответы в установленные законодательством сроки».
Ранее на сайтах интернет-площадок и интернет-магазинов появилась информация о лице, ответственном за рассмотрение обращений граждан. «Было очень много жалоб потребителей в чат-боты и так далее, где потребитель или через личный кабинет пишет претензию, но понимает, что ее не читают, либо бот отвечает красиво, вежливо, но ни одного слова по существу, кроме радостной новости о том, что обращение рассматривается. И так могло длиться на протяжении не одного месяца, что, наверное, больше раздражало потребителя. Наверное, с возможностями искусственного интеллекта это все-таки превратится в более или менее адекватное общение, потому рассмотрение обращений – это большие трудозатраты. Тем не менее площадки и магазины обязательно должны будут отвечать по существу и в установленные законодательством сроки», – пояснила начальник управления.
Владелец пункта выдачи заказов также обязан довести до сведения покупателя в доступном для обзора месте и удобной для покупателя форме полное наименование и местонахождение владельца, то есть юридический адрес, а если индивидуальный предприниматель, то место жительства, фамилию, имя, отчество. Он также должен предоставить сведения о государственной регистрации, номера контактных телефонов, адрес электронной почты, режим работы и название интернет-ресурсов, продавца и интернет-площадок, с которыми работает пункт выдачи заказов. Владелец также обязан оказывать содействие покупателям в защите их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
«Тоже были жалобы потребителей на то, что невозможно найти информацию о том, кому принадлежит эта точка и вообще с кем решать проблему. А сотрудники часто говорили, что они не в курсе, они не знают и так далее», – привела пример Инна Гаврильчик.
По информации
БЕЛТА
Обновленный портал социальной защиты населения начнет работать в Беларуси с 15 июля
Обновленный портал социальной защиты населения начнет работать в Беларуси с 15 июля. Об этом в пресс-центре
БЕЛТА рассказала начальник управления по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Виктория Гречиха.
На обновленном портале будет представлена, в частности, расширенная информация о доступности объектов, в том числе по функциональным зонам. По сути, это будет единый интернет-ресурс со всей информацией об услугах и процедурах социальной сферы.
Виктория Гречиха напомнила, что получение общедоступной информации – это одна из составляющих создания доступной среды. «Сегодня широко представлены способы получения инвалидами информации через телевизионные и печатные средства массовой информации, через официальные сайты государственных органов и организаций, а также с использованием переводчиков жестового языка, субтитров, рельефно-точечного шрифта Брайля, тактильной рельефной графики и адаптации сайтов», – рассказала она. Работники организаций, предоставляющих услуги населению, оказывают ситуационную помощь инвалидам при предоставлении им услуг. «Цель – создать условия для независимого образа жизни инвалидов, повысить их мобильность, возможность поддерживать социальные связи и вести активный образ жизни», – отметила начальник управления.
С 1 января текущего года начала работать карта доступности объектов социальной инфраструктуры. «В процессе ведения этой базы данных поставщики информации постоянно вносят и актуализируют сведения об элементах доступной среды, которыми обустроены их объекты. Далее эти сведения передаются Национальному кадастровому агентству для их последующего размещения на публичной кадастровой карте, доступной для всех граждан. Сейчас там порядка 50 тыс. объектов», – рассказала она. При этом карта полезна не только для людей с инвалидностью, но и для любого человека: мам с детьми, пожилых или ослабленных людей. На карте полностью доступные объекты обозначаются кружками зеленого цвета, а частично доступные – желтого.
С целью привлечения внимания широкой общественности к необходимости решения социальных проблем людей с инвалидностью и повышения качества их жизни осуществляется трансляция телерадиопередач и сюжетов, посвященных проблемам инвалидов и направленных на формирование позитивного отношения общества к ним. «В том числе с участием общественных объединений инвалидов разрабатывается социальная реклама. Мы уже более пяти лет занимаемся разработкой социальной рекламы по доступной среде», – добавила Виктория Гречиха.
По информации
БЕЛТА