31.01.2022
ДОСЬЕ: К 100-летию Института белорусской культуры
30 января исполнилось 100 лет со дня основания Института белорусской культуры, первого государственного научного учреждения в новейшей истории Беларуси.
В начале 1920-х годов одним из основных направлений национальной политики, проводимой советской властью, было ускоренное развитие науки. С этой целью 30 января 1922 года на базе Научно-терминологической комиссии был создан Институт белорусской культуры (Инбелкульт), высшая государственная научная организация БССР.
Первым председателем Инбелкульта был назначен Степан Михайлович Некрашевич. Среди первых работников организации были Евфимий Карский, Вацлав Ластовский, Янка Купала, Якуб Колас, Язэп Лесик.
Начав свою деятельность с исследований в области гуманитарных наук, Институт белорусской культуры постепенно стал приобретать характер комплексного научного учреждения. Была проведена основательная работа по стандартизации белорусского языка: за 1922–1924 годы издано шесть сборников белорусской терминологии, принято 15 тыс. терминов. Характерным явлением того времени была организация краеведческого движения вокруг Инбелкульта. В конце 1923 года в институте было создано Центральное краеведческое бюро.
25 июля 1924 года был утвержден устав Инбелкульта, в соответствии с которым он был объявлен высшей государственной научной организацией БССР, основными задачами которой являлись организация изучения общественных наук и координация всей научной деятельности в стране.
В июле 1926 года началась подготовка к преобразованию Института белорусской культуры в Академию наук. Уже в 1928 году в институте было 15 отделов, 3 комиссии, ботанический сад, химическая лаборатория, зоологический музей, библиотека и типография.13 октября 1928 года ВЦИК и СНК БССР приняли постановление «О преобразовании Института белорусской культуры в Белорусскую академию наук».
Торжественное открытие Академии наук состоялось в Минске 1 января 1929 года, в десятую годовщину образования БССР. Первым президентом Академии наук стал профессор Всеволод Игнатовский. На день открытия штат академии составлял 128 человек, из них 87 научных сотрудников.
В мае 1936 года на сессии академии приняли новый устав, в соответствии с которым Белорусская академия наук была переименована в Академию наук Белорусской ССР, ее научные учреждения объединялись в профильные отделения. К началу 1941 года в академии работали около 750 человек. В ее структуре было 12 научно-исследовательских учреждений, из них 9 институтов.
В период Великой Отечественной войны деятельность Академии наук БССР была прервана. Часть ученых продолжили свои исследования в институтах России и других регионов бывшего Советского Союза. Многие сотрудники приняли участие в военных действиях против немецко-фашистских захватчиков. Академии наук за годы войны был нанесен огромный ущерб. Научные лаборатории, оборудование, здания, фонды библиотеки были сожжены или разграблены, а главное – утрачено большое количество научных кадров.
После освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков Академия наук БССР вернулась в Минск. Все пришлось начинать заново. К началу 1945 года восемь академических институтов возобновили свою деятельность, а в 1951-м в Академии наук насчитывалось уже 29 научно-исследовательских учреждений, из них 16 институтов. Общая численность сотрудников достигла 1234 человек, среди них 33 академика, 27 членов-корреспондентов, 55 профессоров и докторов наук, 165 кандидатов наук.
Профиль дальнейших научно-исследовательских работ Академии наук складывался под влиянием изменений в структуре народного хозяйства республики, потребностей развития науки, сложившихся традиций и имеющегося научного потенциала.
В 1950–1960-е годы были созданы институты математики, физики, физики твердого тела и полупроводников, технической кибернетики, ядерной энергетики и другие. Быстрыми темпами развивалась деятельность академии в 1970–1980-е годы. Возглавлял ее в то время академик Николай Борисевич. В начале 1970 года в составе академии насчитывался 21 институт, а в конце 1980-х годов – 31 научно-исследовательский институт и 4 отделения (филиала) институтов в областных центрах республики.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 1997 года Академия наук была преобразована в Национальную академию наук со статусом высшей государственной научной организации Беларуси, ответственной за координацию и проведение фундаментальных научных исследований.
В целях укрепления статуса и повышения ответственности за развитие науки Декретом Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 года № 7 на НАН Беларуси возложены функции республиканского органа государственного управления по некоторым вопросам финансирования научной и инновационной деятельности, развития информатизации и системы научно-технической информации, контроля за эффективным использованием государственных средств, выделяемых на финансирование научных исследований и разработок, а также проведения научно-технической экспертизы.
Для эффективного решения стоящих перед НАН Беларуси задач в ее состав были включены Академия аграрных наук Республики Беларусь, Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Белорусский государственный научно-производственный концерн межотраслевого машино- и приборостроения, Белорусский государственный научно-производственный концерн порошковой металлургии, созданы другие организационные структуры.
В настоящее время в составе НАН Беларуси работают семь отделений наук. Функционируют 111 организаций, где занято около 14 тыс. человек. Средний возраст работников составляет менее 47 лет. В академии работают 387 докторов наук и 1611 кандидатов наук, из них звание профессора имеют 207 человек, доцента – 518.
За многолетнюю историю в НАН Беларуси сформировались авторитетные научные школы, выросли ученые с мировым именем. Ими решен ряд крупных теоретических и прикладных проблем в области математики, физики, химии, биологии, наук о Земле, гуманитарных и социальных наук.
Национальная академия наук Беларуси является драйвером в развитии инноваций в стране. Ученые НАН Беларуси имеют достижения во всех приоритетных областях развития страны, среди них ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, промышленные биотехнологии, наноматериалы и новые источники энергии, медицина и фармация, информационные и аэрокосмические технологии, технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, экология и рациональное природопользование.
Успехи белорусских ученых в различных областях фундаментальной и прикладной науки признаны мировым сообществом. За относительно небольшой промежуток времени стране удалось создать дееспособную национальную инновационную систему.
По сообщению
БЕЛТА
Упорядочивание и определение ключевых подходов. Эксперт о законодательных новациях финансовой поддержки
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке», в соответствии с которым были дополнены виды государственной финансовой поддержки. О том, какие особенности предусматривает новый документ и какие преимущества он предоставляет юридическим лицам, корреспондент
БЕЛТА побеседовала с директором Института экономики Национальной академии наук Беларуси Денисом Мухой.
Уже в преамбуле Указа отмечается, что он принят в целях упорядочения подходов к принятию решений по оказанию государственной финансовой поддержки юридическим лицам и усилению защиты государственных и общественных интересов. «В нашей стране уже сложилась широкая система государственной поддержки субъектов хозяйствования, инвестиционной деятельности в приоритетных и иных видах деятельности. Принимались различные указы, постановления и прочие нормативно-правовые акты по поддержке определенных направлений, – отметил Денис Муха. – Объективно на сегодняшний день возникла необходимость упорядочивания, чтобы был какой-то единый документ, который бы определял ключевые подходы и принципы к государственной финансовой поддержке. Этим документом стал Указ Президента № 177».
Финансовая поддержка, предусмотренная Указом, может быть оказана любому юридическому лицу, который является коммерческой организацией. Исключениями являются банки, Банк развития и небанковские кредитно-финансовые организации. Документ в первую очередь направлен на реальный сектор экономики, т.е. на организации, которые производят продукцию, оказывают услуги и так далее. Что важно, в этом Указе отмечается, что финансовая поддержка может быть оказана индивидуально, подчеркнул директор института.
Среди преимуществ Денис Муха выделил то, что документ конкретизировал виды финансовой поддержки. Определено четыре основных вида. Первый – это предоставление бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам. «Условно говоря, инвестор вложил какую-то сумму, и часть может быть компенсирована. Это может быть 10 %, 20 % или 30 %. В Указе это конкретно не прописано, но порядок и условия оказания данного вида поддержки определяются законодательными актами и соответствующим госорганом», – объяснил он.
Второй вид финансовой поддержки – это внесение вкладов в уставные фонды юридических лиц. «Причем они тоже могут выделяться по решению Президента, и тогда идет внесение этих вкладов за счет средств республиканского бюджета. Если по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то, соответственно, это будет за счет средств местных бюджетов, – пояснил Денис Муха. – Государство объективно не имеет столько ресурсов, чтобы на безвозмездной основе или на очень льготных основаниях давать их всем. Поэтому в мировой практике очень часто используется подход, когда государство оказывает поддержку, но при этом становится частично собственником того бизнеса, которому оказывается поддержка. Это, как правило, делается за счет внесения средств в уставные фонды. По примеру многих стран оказывается, что государство может быть довольно эффективным собственником». Оказание этой финансовой поддержки может производиться за счет средств местных бюджетов либо республиканского. Если, например, ее предоставляют местные бюджеты, то они и определяют условия ее предоставления.
Третий вид финансовой поддержки – это предоставление бюджетных займов за счет средств республиканского и местных бюджетов. Он предоставляется на коммерческой основе и его условия определяются бюджетным законодательством либо законодательством в сфере инвестиций. Может быть определенная градация этих условий.
Четвертый вид поддержки – иной, который возможен по решению Президента. «Грубо говоря, за Главой государства закрепляется возможность создания каких-то иных видов поддержки, которые будут предоставляться по решению Главы государства. Как правило, такое часто бывает, потому что проекты разные и они имеют разную значимость для экономики, для социальной сферы. Какие-то являются более приоритетными, какие-то менее. В тех или иных случаях может оказываться индивидуальная поддержка. Поэтому все это будет взвешиваться и приниматься некое индивидуальное решение», – отметил директор института.
Также преимуществом Указа Денис Муха назвал то, что в нем довольно четко определены особенности при внесении предложений по финансовой поддержке. Например, какие должны быть документы, если организация планирует получить такую поддержку. Прописано, что должно быть заключение Министерства экономики по конкурентоспособности выпускаемой продукции, если поддержка выделяется по решению Главы государства, а также должно быть экономическое обоснование целесообразности оказания финансовой поддержки.
«Организация должна конкретно на расчетах в виде экономического обоснования показать, что эта финансовая поддержка пойдет не впустую, а будет иметь самый непосредственный эффект. Поэтому в этом экономическом обосновании должна содержаться информация о финансовом состоянии юридического лица, о перспективах его развития, о тех мероприятиях, которые планируется реализовать, чтобы повысить эффективность работы и так далее», – сказал он.
Указом также довольно четко прописывается персональная ответственность, которую несет, во-первых, руководитель организации, которая получает государственную поддержку, во-вторых – руководитель госоргана, который ее оказывает, в том числе курирующий Заместитель Премьер-министра. «То есть видно, с кого спрашивать, если та или иная поддержка будет оказана неправомерно или необоснованно. Раньше во многих документах этого не было прописано. Я бы сказал, что, наверное, впервые введен такой подход жесткой вертикальной ответственности, где каждый понимает, что он отвечает за выделение этой поддержки и рациональное ее использование», – пояснил Денис Муха.
Определены также последствия недостижения основных показателей деятельности. Если, например, юрлицо не достигает определенных показателей, то уполномоченный государственный орган может инициировать решение о привлечении к ответственности юридического лица, которому была оказана финансовая поддержка. «В случае бюджетных займов, размер процентов за пользование увеличивается на один процентный пункт с 1 января года, который следует за годом, в котором не было обеспечено выполнение установленных показателей деятельности юрлица. Если мы говорим о бюджетных трансфертах на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, то уполномоченные государственные органы вносят на рассмотрение Совета Министров предложение о возможности дальнейшего оказания финансовой поддержки, которая была предоставлена на основании решения Главы государства, т.е. определены последствия и перечень индикаторов, по которым можно оценивать эффективность оказания поддержки», – отметил он.
Указом также установлены критерии для оценки эффективности оказания индивидуальной государственной финансовой поддержки: для реализации инвестиционных проектов – срок ввода объекта осуществления инвестиций в эксплуатацию в полном объеме и срок его выхода на проектную мощность, а также на иные цели – темпы роста производительности труда и рентабельность продаж не ниже уровня, сложившегося у получателя до принятия решения Главы государства об оказании ему поддержки.
Кроме того, корректировка значений основных показателей деятельности юридического лица не допускается. Если определили, условно, что рентабельность должна быть не менее 10 %, то изменений быть не может.
В Указе также прописано, на что он не распространяет свое действие: на решения о государственной поддержке, которые были приняты до вступления этого Указа в силу, о государственной поддержке субъектов и инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, на использование средств республиканского централизованного фонда, местных инновационных фондов, внебюджетных централизованных инвестфондов. «В основном это отдельные преференциальные режимы, которые не могут быть как-то по-другому урегулированы, поэтому они идут отдельной статьей», – обратил внимание директор института.
Денис Муха уверен, что в развитие Указа в ближайшее время будет принят ряд других нормативных правовых актов. «Для обеспечения практической реализации данного Указа в ближайшее время правительство подготовит ряд документов, где уже будут конкретно прописаны механизмы того, каким образом юридическое лицо может получить эту поддержку. Будут также прописаны более подробно все организационные вопросы: как подавать, куда подавать, какой полный пакет документов должен быть», – объяснил он.
Указ не имеет каких-то ограничений для организаций по отраслевой и ведомственной принадлежности. «Любая юридическая организация, кроме тех, которые определены из финансового сектора, могут претендовать на данную поддержку. В Указе нет размеров этой поддержки, потому что решения будут приниматься индивидуально, исходя из параметров проектов, которые будут направляться для получения этой государственной поддержки», – заключил Денис Муха.
По информации
БЕЛТА
В странах ЕАЭС готовятся к взаимному признанию ученых званий
Коллегия Евразийской экономической комиссии одобрила и направила в государства Евразийского экономического союза для проведения внутригосударственного согласования проект Соглашения о взаимном признании документов об ученых званиях.
Соглашением предусмотрено прямое признание документов об ученых званиях, присвоенных в государствах Союза, в целях обеспечения доступа их обладателей к осуществлению профессиональной научной деятельности в других государствах ЕАЭС.
«Соглашение создаст дополнительные стимулы для трудоустройства ученых в странах ЕАЭС, способствуя развитию научного сотрудничества и обмену опытом. Уверен, что этот инструмент позволит привлечь талантливых специалистов и будет стимулировать развитие инноваций в наших государствах», – отметил министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Бахыт Султанов.
Напомним, в мае 2024 года вступило в силу Соглашение о взаимном признании документов об ученых степенях в государствах ЕАЭС.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
НАН Беларуси объявляет молодежный конкурс научных и творческих работ «Наука будущего», посвященный Году благоустройства
Национальная академия наук Беларуси объявляет молодежный конкурс научных и творческих работ «Наука будущего», посвященный Году благоустройства пятилетки качества. Такое решение принято Бюро Президиума НАН Беларуси.
Конкурс проводится в целях повышения престижа научной деятельности, развития творческой активности, стимулирования интереса к научному творчеству и привлечения молодежи в науку, формирования в обществе ответственности за результаты своего труда и чувства сопричастности к будущему страны.
К участию в Конкурсе приглашается школьная, студенческая и рабочая молодежь, представители творческих профессий, магистранты, аспиранты, молодые ученые.
Конкурс «Наука будущего» проводится НАН Беларуси в 2025 году по девяти номинациям: «Инновации благоустройства городов, районных центров, поселков и деревень Беларуси»; «Будущее за качеством: инновации и творчество молодежи»; «Физика, математика и информатика»; «Экспериментальная биология. Экология, сохранение биоразнообразия»; «Физико-технические инновации»; «Химия и природопользование»; «Медицина будущего»; «Гуманитарное знание и творчество в XXI веке»; «Инновации в АПК».
В каждой из номинаций Конкурс проводится по трем категориям:
-
категория 1 – школьники и студенты;
-
категория 2 – магистранты, аспиранты;
-
категория 3 – рабочая, творческая молодежь (до 31 года по состоянию на 1 января конкурсного года).
В каждой из категорий вручаются дипломы I, II и III степени.
Участниками Конкурса могут быть как отдельные граждане, так и авторские коллективы в составе не более трех человек.
На Конкурс представляются опубликованные и неопубликованные работы в форме статей (цикла статей), разработки, обладающие инновационностью, социально-экономической значимостью, а также макеты, модели, установки, аппараты, механизмы, поделки и другие возможные формы, образцы, научные доклады, презентации, эссе и др. Каждый соискатель может представлять для участия в Конкурсе только одну работу по одной из номинаций.
Заявка на участие в Конкурсе отправляется путем заполнения соответствующей регистрационной формы на официальном сайте Национальной академии наук Беларуси до 1 октября конкурсного года. Остальные материалы направляются почтой с пометкой «Молодежный конкурс научных и творческих работ «Наука будущего» в одном экземпляре до 1 октября конкурсного года по адресу 220072, г. Минск, проспект Независимости 66. Допускается направление заявки в бумажном виде (по форме согласно приложению) вместе с материалами выдвижения в случае технической невозможности заполнения регистрационной формы.
По информации
официального сайта Национальной академии наук Беларуси
Сколько докторов наук появилось в Беларуси за прошлый год, рассказали в Белстате
Сколько докторов наук появилось в Беларуси за прошлый год? Информация об этом размещена на сайте Белстата, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Основными формами подготовки научных работников высшей квалификации являются аспирантура и докторантура.
По данным Государственного комитета по науке и технологиям, в 2024 году в республике численность обучавшихся аспирантов составила 4,4 тыс. человек. Аспирантуру окончили 757 человек. В докторантуре обучались 594 человека, окончили ее 153.
По данным Высшей аттестационной комиссии, в 2024 году докторами наук стали 48 человек, кандидатами – 308.
В 2024 году 27,4 тыс. человек в 463 организациях занимались научными исследованиями и разработками (в 2023 году – 26,7 тыс. человек в 462 организациях).
По информации
БЕЛТА
От машиностроения до медицины: как в Беларуси обстоят дела с развитием инноваций
Новые научные разработки, безусловно, необходимы для развития любой отрасли. Машиностроение, медицина, биотехнологии, развитие умных городов – все это требует самых современных технологий. Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Сергей Шлычков рассказал в интервью корреспонденту
БЕЛТА, как в стране развиваются инновации, что в приоритете для белорусских ученых и каких изменений в законодательстве следует ждать.
Новые производства и разработки
– Сергей Владимирович, назовите, пожалуйста, яркие примеры использования научных разработок на практике за последний год.
– В 2024 году по результатам прикладных научных исследований и разработок получен ряд выдающихся результатов. Так, СЗАО «БЕЛДЖИ» для реализации на внутреннем рынке и поставок на экспорт выпустило более 15,5 тыс. автомобилей Geely Coolray и Emgrand на сумму более Br900 млн. Холдингом «Белкоммунмаш» выпущен 41 полностью низкопольный трамвайный вагон с низкопольными тележками на сумму более Br75,2 млн.
Белорусские разработки активно внедряются не только в машиностроении, но и в медицине. В РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Александрова разработан метод диагностики рака легких с применением скрининговой низкодозовой компьютерной томографии. За три ближайших года метод будет внедрен в деятельность Солигорской, Минской центральных больниц и Гродненской университетской клиники. Кроме того, Брестской областной клинической больницей проведено 20 операций с использованием модифицированного метода лапароскопической рукавной резекции желудка. Метод оперирования относится к V технологическому укладу.
Минский научно-исследовательский приборостроительный институт создал подвижную лабораторию измерительной техники на базе автомобильного средства. Мобильный метрологический комплекс способен выполнять комплекс измерений в местах размещения различной радиоэлектронной техники и оборудования, а также решать на месте задачу комплексного технического обслуживания средств измерений. По совокупности характеристик, а также эксплуатационных параметров комплекс уникален для рынка метрологического оборудования на территории Беларуси.
– Какие новые производства появились в Беларуси за последнее время благодаря Государственной программе инновационного развития?
– За 2024 год введены в эксплуатацию объекты по 12 проектам. В том числе для сферы машиностроения. Так, ОАО «Экран» создало производство интеллектуальных автокомпонентов и систем для автотранспортных средств экологического класса Евро-5, Евро-6. ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» – современное гибкое автоматизированное производство узлов рулевого управления для комплектации автомобильной техники. Еще один проект – по выпуску нового поколения автокомпонентов, соответствующих требованиям экологических стандартов Евро-5, Евро-6 и выше для перспективных моделей легковой, коммерческой, грузовой, сельскохозяйственной и специальной техники – реализован в ОАО «БАТЭ» – управляющая компания холдинга «Автокомпоненты».
В прошлом году ОАО «Гомсельмаш» начало выпускать и компоненты механических передач для выпуска нового поколения сельскохозяйственной зерноуборочной и кормоуборочной техники, ОАО «АМКОДОР-Унимод» – тандемные мосты для самоходной лесозаготовительной техники. Еще один инновационный проект направлен на получение высокоточных и прочных сварных соединений деталей гидроцилиндров для техники (ОАО «САЛЕО-Кобрин»).
В Витебске ООО «Белкаролин» создало цифровизированный завод по производству инновационных ветеринарных препаратов с внедрением мировых подходов к проектированию, контролю и управлению производством на базе концепции «Индустрия 4.0», интернета вещей, искусственного интеллекта. И еще один проект по инновационным ветпрепаратам, ориентированный на экспорт, реализован ООО «Лабфарма» в Минске.
Филиал «Камертон» ОАО «Интеграл» в Пинске организовал выпуск стеклозаготовок и развил производство пластин кремния. Также разработаны и освоены инновационные технологии в производстве обуви с внедрением роботизированных программно-аппаратных комплексов в СООО «Белвест». Организовано импортозамещающее производство санитарно-керамических изделий по инновационной технологии (ОАО «Керамин»). Обольский керамический завод в Витебской области создал производство новых видов продукции с внедрением технологии и оборудования обжига с использованием твердых видов топлива.
Что нас ждет в будущем?
– Подготовлен Комплексный прогноз научно-технического прогресса Беларуси на 2026–2030 годы и на период до 2045 года (КП НТП). Какую роль сыграет этот документ в развитии различных отраслей?
– КП НТП – один из основных структурных документов системы государственного прогнозирования социально-экономического развития Беларуси. Прогноз сформирован по 22 видам экономической деятельности 15 отраслей экономики с учетом их вклада в ВВП Беларуси. В числе его результатов – перечень перспективных технологий и товаров на 2026–2030 годы, перечень перспективных комплексных проектных идей, а также технологические атласы областей и Минска для подготовки проектов и их реализации в районах, населенных пунктах и организациях. Эти атласы доведены до региональных властей.
Для разработки стратегий развития отраслей экономики на основе результатов прогнозирования подготовлены соответствующие рекомендации. Они касаются научно-технологического компонента. При подготовке стратегий государственные органы и иные организации на основе комплексного прогноза используют мероприятия, необходимые для достижения целевых показателей отраслей экономики.
– Глава государства подписал Указ о приоритетах научной, научно-технической и инновационной деятельности на следующие пять лет – с 2026 по 2030 годы. Это цифровые технологии и искусственный интеллект, инновационные технологии в промышленности, биологические и медицинские технологии, инновационные технологии в агропромышленном комплексе и пищевой промышленности, научное и научно-техническое обеспечение безопасности человека, общества и государства. Как определялись эти приоритеты, почему именно этим направлениям придается принципиальное значение?
– Главой государства утверждены пять приоритетов на следующие пять лет. Приоритеты определяются для концентрации государственных ресурсов на реализации наиболее эффективных, важных и значимых, сквозных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности в интересах развития отраслей экономики и социальной сферы. Основой для разработки приоритетов послужили результаты комплексного прогноза, о котором я говорил ранее. Реализовать сквозные приоритетные направления будем с помощью существующих инструментов: госпрограмм научных исследований, научно-технических программ, госпрограммы инновационного развития.
Приоритеты имеют первоочередное значение для социально-экономического и общественного развития, ориентированы на развитие производств, основанных на технологиях высших технологических укладов, направлены на замещение критического импорта для укрепления технологического суверенитета и технологической безопасности страны. Они отвечают требованиям неразрывности инновационного цикла от фундаментальных и прикладных исследований через разработки к промышленному освоению, практическому применению результатов научно-технической деятельности.
Новации в законодательстве
– Готовятся ли какие-то изменения в законодательной базе в сфере науки и технологий?
– Чтобы повысить эффективность научных исследований и разработок, а также взаимодействия отраслей экономики и научной сферы, разработан и проходит согласование с заинтересованными ряд проектов постановлений правительства. В частности, предусматривается изменение максимальной доли бюджетного финансирования с 50 % до 75 % для прикладных научных исследований и разработок высокотехнологичной продукции, с 50 % до 100 % – для заданий, направленных на разработку и модернизацию критических технологий (товаров). А также изменение сроков выполнения заданий программ по предложению госзаказчика при наличии подтверждающих документов от уполномоченных органов, упорядочение норм, регулирующих порядок финансирования научно-технических программ, для приведения их в единую, внутренне согласованную систему. В планах и внедрение информационно-аналитической системы, обеспечивающей повышение оперативности и качества информационного сопровождения, анализ реализации научно-технических программ.
Среди других новаций – разработаны единые подходы к оценке эффективности научной и научно-технической деятельности вне зависимости от программных инструментов выполнения научных исследований и разработок. Соответствующий проект постановления направлен на рассмотрение и согласование заинтересованным.
Также подготовлен проект постановления Совета Министров «О стратегии технологической безопасности Республики Беларусь на 2026–2030 годы и на период до 2035 года». Стратегия предусматривает комплексное вовлечение отраслевых регуляторов в научную, научно-техническую и инновационную деятельность. Она направлена на выполнение предусмотренных Концепцией национальной безопасности Беларуси показателей.
Кроме того, для повышения эффективности взаимодействия отраслей экономики и научной сферы ГКНТ разработаны проекты постановлений Правительства по определению функций и полномочий научно-технических советов отраслевых регуляторов и головных научных организаций, осуществляющих научное обеспечение развития отраслей экономики.
Технопарки
– Как в нашей стране развивается инновационная инфраструктура?
– В настоящее время в стране функционирует более 20 субъектов инновационной инфраструктуры, в том числе научно-технологические парки, центры трансфера технологий, Белорусский инновационный фонд и Национальный центр интеллектуальной собственности. При этом для масштабирования работы по поддержке инновационного предпринимательства технопарки открывают филиалы в регионах. Так, технопарком ООО «ИнКата» создано два филиала в Бобруйске и Молодечно, а Брестским научно-технологическим парком – филиал «Бурштын» в Барановичах.
Объем выпущенной резидентами технопарков продукции вырос более чем на 20 % по сравнению с предыдущим годом и составил Br1 млрд. При этом на развитие материально-технической базы всех технопарков в 2024 году направлено свыше Br135 млн бюджетных средств. По итогам 2024 года количество резидентов технопарков составило 275 (по итогам 2023-го их было 264), общая численность их работников составила 6390 человек (по итогам 2023-го – 5323).
В 2025 году планируется повысить эффективность поддержки резидентов. В частности, предложено направлять не менее 50 % средств фондов инновационного развития технопарков на финансирование инновационных проектов резидентов.
От электротранспорта и умных городов до биотехнологий
– Как обстоят дела с «проектами будущего»?
– В 2024 году продолжалась реализация шести комплексных «проектов будущего»: «Национальный электротранспорт», «Биотехнологии в агропромышленном комплексе», «Точное земледелие», «Инновационное здравоохранение», «Биотехнологии для фармацевтики», «Умные города Беларуси».
Много удалось достичь в сфере электротранспорта. ОАО «БЕЛАЗ» изготовлен опытный образец карьерного электросамосвала, проведены предварительные испытания, получен комплект системы термостатирования. Изготавливается опытный образец зарядной станции мощностью 500 кВ. Разработана конструкторская документация на тяговый асинхронный электродвигатель и синхронный генератор для карьерных самосвалов грузоподъемностью 240 т. ОАО «Приборостроительный завод «Оптрон» провел процедуру сертификации электроскутера. Изготовлены аккумуляторные батареи для Белорусского протезно-ортопедического восстановительного центра и РУП «Белтаможсервис». Разработан опытный образец электромотоцикла на базе бензинового МINSK D4 125 с новой компоновкой аккумуляторных батарей.
ОАО «БЕЛЛИС» продолжена работа по согласованию и утверждению технических заданий на разработку государственных стандартов в области электротранспорта, его компонентов и инфраструктуры, гармонизированных с международными и европейскими стандартами и документами. РУП «ПО «Белоруснефть» с привлечением организаций малого и среднего предпринимательства обеспечило финансирование для сервисного обслуживания объектов зарядной инфраструктуры. Собственные зарядные сети созданы ОАО «Витязь» (сеть ISKRA), ООО «Энергометсистем» (ByCharge), ООО «Е-Пауэр» (E-power), ООО «Нэробелстрой» (Charge&GO).
– Как развивается сфера биотехнологий?
– В области биотехнологий в АПК созданы сорта мягкой озимой пшеницы «Доминика» и «Эллина», мягкой яровой пшеницы «Инновация», которые проходят госсортоиспытание. Разработаны методические рекомендации по оценке уровня экспрессии CBF-генов, вовлеченных в стрессовый ответ на воздействие низких температур у ячменя. Выделены сортообразцы ячменя, обладающие зимостойкостью и высокой урожайностью.
Что касается биотехнологий для фармацевтики, Институт биоорганической химии НАН Беларуси получил функциональные химерные антигенные рецепторы против нейробластомы и разработал технологию CAR-T терапии нейробластомы, позволяющую достичь ремиссии у пациентов высокой группы риска, для которых не существует альтернативных вариантов консервативной терапии или иммунотерапии. Закуплено оборудование для организации производства рекомбинантных антител и библиотек синтетических генов. Институт биофизики и клеточной инженерии НАН разработал 9 инновационных биомедицинских клеточных продуктов, которые проходят процедуру государственной регистрации. Успешно завершено 10 клинических испытаний методов клеточной терапии с их использованием для лечения пациентов с онкологическими, аутоиммунными, аллергическими и иными заболеваниями (сахарный диабет 1-го типа, рак мочевого пузыря, рак почки, метастатический рак толстого кишечника, бесплодие, гипопаратиреоз, тяжелые ожоги, системный склероз, аллергический ринит, хронический полипозный риносинусит, макулярная дегенерация сетчатки глаз, аллопеция, дефекты костной ткани).
– Каковы успехи с остальными «проектами будущего»?
– В стране продолжается внедрение элементов системы точного земледелия. В каждой области определены базовые сельскохозяйственные организации, в которых будет проведена апробация разрабатываемой информационно-аналитической системы «Цифровая платформа точного земледелия», проведен комплексный анализ их материально-технической базы, разработаны индивидуальные планы мероприятий по подготовке и реализации технологии точного земледелия в указанных хозяйствах.
В сфере инновационного здравоохранения отмечу новый корпус гибридной кардиохирургии в РНПЦ «Кардиология», оснащение которого позволяет выполнять новый вид высокотехнологичной инновационной продукции – гибридные кардиохирургические вмешательства. Но это далеко не единственный значимый новый объект. Кроме того, в стране создается централизованная информационная система здравоохранения.
В Беларуси также создана типовая региональная государственная цифровая платформа «Умный город». Запланировано ее внедрение в Минске, областных центрах и 11 региональных городах с более чем 80 тыс. жителей.
Валерия Гаврилова, БЕЛТА