Утверждена новая редакция регламента Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров
Решением Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь утвержден регламент работы Комиссии при поступлении обращений о согласовании повышения или установления цен на социально значимые товары первой необходимости в связи с внесением изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2021 г. № 100 «О временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары первой необходимости».
Новая редакция регламента устанавливает порядок работы Комиссии при поступлении обращений о:
- повышении цен на социально значимые товары первой необходимости в размере превышающем, установленные постановлением № 100, ограничения;
- согласовании установления цен на социально значимые товары, которые до 1 января 2022 г. не произведены (не ввозились) в Республике Беларусь.
Регламентом определены перечни документов, вносимых для рассмотрения на заседаниях Комиссии, а также процедура и сроки их внесения.
По сообщению официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
В Беларуси скорректированы ветеринарно-санитарные правила для организаций, осуществляющих производство, хранение и реализацию молочной продукции. Это предусмотрено постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 11 сентября 2025 г. № 81, сообщает БЕЛТА.
Как пояснили БЕЛТА в пресс-службе Минсельхозпрода, документ включил в себя требования в области безопасности в ветеринарно-санитарном отношении по всей цепочке производства молочной продукции, начиная от поступления молока-сырья и до выпуска готовой продукции.
«Исключены излишние требования, не относящиеся к области ветеринарии. Актуализированы и детализированы требования, касающиеся условий выпуска молочной продукции, безопасной в ветеринарно-санитарном отношении, включая требования к организации производственного контроля молока-сырья и молочной продукции на предприятии, производственным процессам, обеспечению водой, вспомогательному сырью и материалам, терминологии. При разработке правил также были учтены рекомендации контрольно-надзорных органов стран – импортеров белорусской молочной продукции, высказанные в ходе ранее проведенных аудитов (требования к вентиляции, личной гигиене работников молокоперерабатывающих предприятий и др.)», – пояснили в Министерстве.
Кроме того, включены актуальные требования к проведению мойки и дезинфекции, контролю результативности их проведения, что является важным условием выпуска безопасной продукции.
«Актуальность требований вновь разработанных ветеринарно-санитарных правил обусловлена не только необходимостью приведения в соответствие с действующим законодательством в области ветеринарии, включая Закон о ветеринарной деятельности, но и в связи с постановлением Министерства здравоохранения от 29 сентября 2025 г. № 121», – добавили в пресс-службе.
Утратили силу действующие ветеринарно-санитарные правила для молокоперерабатывающих предприятий, в том числе для предприятий, изготавливающих мороженое, продукцию детского питания. Новая редакция нормативного правового акта будет способствовать выпуску качественной и безопасной молочной продукции, увеличению экспортных возможностей предприятий.
Постановление вступает в силу после официального опубликования.
По информации БЕЛТА
В Беларуси вступили в силу изменения в организацию торговли в сельской местности через передвижные торговые объекты. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 3 ноября 2025 г. № 608 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 августа 2025 г. № 294», сообщает БЕЛТА.
В частности, скорректировано наименование админпроцедуры 8.3.1. Она предполагает согласование маршрута движения автомагазина. Однако если ранее такое согласование требовалось только в случае реализации алкогольных напитков, то сейчас – всем, кто торгует на территории сельской местности независимо от ассортимента товаров.
Процедура включает подачу заявления в службу «одно окно», рассмотрение дела и принятие решения уполномоченным органом. Обратиться юрлица могут, подав письменное заявление и предоставив маршрут движения автомагазина.
Маршрут движения – путь следования передвижного торгового объекта или объекта общественного питания с указанием адресных ориентиров мест остановки, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами, – времени прибытия и убытия с этих мест.
По информации БЕЛТА
Максимально сблизить правила работы стационарного и онлайн-ретейла – на это направлен разрабатываемый Министерством антимонопольного регулирования и торговли проект Указа с предварительным названием «О совершенствовании регулирования потребительского рынка». Работа над документом ведется на протяжении последнего полугода. Недавно регулятор выносил его на общественное обсуждение – поступило 15 сообщений, включающих в себя 54 предложения. Ряд предложений взяли на карандаш. Впрочем, уже сейчас прорисовывается каркас подходов, призванных упорядочить ситуацию в онлайн-торговле с учетом современных реалий. Об основных предлагаемых новшествах узнавала корреспондент «Р».
К теме маркетплейсов – комплексно
Заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич рассказала, что в документе постарались обозначить основные тенденции, которые возникают при работе отрасли в современных условиях, в том числе и в онлайн-сегменте. Он, к слову, активно развивается: по итогам 2024-го доля интернет-торговли в розничном товарообороте составила чуть меньше 12 процентов – практически двукратный рост за два года, к 2022-му.
При этом заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак обращает внимание, что на сегодня в Беларуси нет специального законодательного акта, который бы комплексно регулировал работу маркетплейсов. Из недавнего – в июле 2024-го вступили в силу изменения в Правила дистанционной торговли. В частности, появилось определение, что такое интернет-площадка: это когда продаются товары двух и более продавцов. Введены требования к маркетплейсам, которые касаются в большей степени доведения информации до потребителя. С июля нынешнего года интернет-площадки, как и интернет-магазины, обязаны обеспечить возможность подачи жалоб, обращений потребителей в электронной форме непосредственно на сайте маркетплейса и получение ответа на них в таком же формате. Кроме того, урегулированы определенные вопросы информирования владельцами интернет-площадок об условиях изменения договора как с потребителями, так и с продавцами. Ряд обязанностей появился и у владельцев пунктов выдачи заказов в части информирования клиентов о контактах для связи и указания партнеров из виртуального ретейла.
– Но время не стоит на месте и добавляет новые вызовы, к которым должна быть готова отрасль. Потому и был разработан проект указа, – подчеркнула Ирина Шпак.
Одно из ключевых требований проекта указа говорит о том, что владелец интернет-площадки вправе оказывать услуги в нашей стране со дня включения сведений о маркетплейсе в Торговый реестр. Аналогичные требования уже установлены для владельцев интернет-магазинов, объектов торговли и общепита, торговых центров и рынков. Логично, что эта норма должна распространяться и на виртуальные площадки, которые, по сути, выступают аналогом ТЦ, только в онлайн-режиме.
Второй немаловажный нюанс: если владелец интернет-площадки – иностранное юрлицо или гражданин, то он обязан создать в Беларуси организацию или филиал иностранной организации, сведения которой будут включаться в Торговый реестр. Плюс эта же организация будет отвечать за соблюдение требований национального законодательства, в том числе принимать и рассматривать обращения, представлять интересы иностранного лица в госорганах, судах, обеспечивать работу маркетплейса. Местом оказания его услуг будет признаваться территория Беларуси, если информация на сайте размещается на одном из двух государственных языков, счет для оплаты товаров открыт в нашем банке, а доставка заказанных через маркетплейс товаров происходит в адрес жителей страны.
К исполнению – обязательно
У владельцев маркетплейсов появится и ряд обязанностей, которых сейчас нет в Правилах дистанционной торговли. Например, предоставлять на равных условиях доступ юрлицам и физлицам ко всем услугам интернет-площадки.
– Подразумевается, что у отечественных производителей и торговых организаций будут такие же возможности доступа к услугам, как, например, у продавцов и производителей других государств, – прокомментировала Ирина Шпак.
В списке других обязанностей – предоставление контролирующим и надзорным органам необходимых сведений. Совмин установит требования к показу информации о товарах, в том числе к результатам выдачи товаров через поиск в соответствии с запросом потребителя. В Правила дистанционной торговли также внесут корректировки – пропишут требования к результатам «выпадения» вариантов при поисковом запросе. Требования эти, к слову, в том числе будут направлены на продвижение отечественных товаров.
На виду будут и условия предоставления услуг, в том числе критерии формирования рейтинга товаров и продавцов, их значимость для создания такого списка и основания для изменения, принципы ранжирования товаров и продавцов в поисковой выдаче.
– У производителей, продавцов и потребителей будет четкое понимание, на основании каких критериев и принципов формируются рейтинги. Ведь это, наверное, ключевой показатель, который способствует продвижению товаров на интернет-площадках и увеличению их продаж, – акцентировала представитель МАРТ.
В проекте указа предусмотрен ряд запретов для владельцев интернет-площадок. Во-первых, будет введен запрет на совершение действий, которые ограничивают или устраняют конкуренцию на соответствующих рынках, причиняют вред правам, свободам и законным интересам игроков рынка и потребителей. Появится и запрет на создание дискриминационных условий, определенных в соответствии с Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
– Надо отметить, что в указанном законе такой запрет установлен только для субъектов, занимающих доминирующее положение. Но владельцу интернет-площадки, независимо от того, занимает он доминирующее положение или нет, будет запрещено совершать оговоренные действия. В первую очередь – ограничивать доступ на рынок, – подчеркнула Ирина Шпак.
Кроме того, если товар на интернет-площадке продал нерезидент Беларуси, владелец маркетплейса будет исполнять предусмотренные законодательством о защите прав потребителей обязанности продавца – например, принимать товар ненадлежащего качества, проводить экспертизу и делать возврат. А также – отвечать за причиненные потребителю убытки из-за размещенной продавцом недостоверной информации и убытки в случае реализации товаров ненадлежащего качества.
– МАРТ наделяется компетенцией выносить решение об ограничении доступа к интернет-площадкам при выявлении нашими специалистами или поступлении к нам письменных обращений госорганов или организаций, которые выявили факты неисполнения владельцами интернет-площадок предусмотренных указом требований. Порядок приостановки и возобновления работы будет определен Правительством, – ввела в курс дела представитель Министерства.
Добавить в ассортимент белорусское
Следующий блок касается организаций торговли – владельцев интернет-магазинов. Они будут должны и обеспечить постоянное или сезонное размещение на сайте предложений. Регулятор позже подскажет, какие товары должны быть в наличии. Исключение сделают для фирменных магазинов, секонд-хендов, продавцов на интернет-площадках.
– Важно, чтобы продавец предоставил возможность заключить договор о доставке такого товара, как, например, в магазинах, которые продают продукцию по образцам, в частности, бытовую технику, и уже потом доставляют покупку в оговоренные сроки. Так что добавлять склады не придется, чтобы обеспечить хранение в указанном на сайте количестве, – пояснила Ирина Шпак. – Эта норма сделана по аналогии с требованием к стационарным магазинам и павильонам, которые должны разрабатывать обязательные перечни отечественных товаров и обеспечивать их постоянное наличие. Мера направлена в первую очередь на защиту внутреннего рынка, увеличение продаж белорусских производителей, постоянное наличие их товаров в предложении.
Свой рынок должен быть в приоритете
Еще одно предлагаемое нововведение касается установления правил формирования цен на товары, поставляемые на экспорт. Так, возможно, появится требование о том, что реализация произведенных в Беларуси товаров по перечню, который определит Совмин, на экспорт будет идти по отпускной цене не ниже стоимости таких товаров, поставляемых на внутренний рынок. В случае необходимости продажи за рубеж продукции по отпускным ценам ниже, чем внутри страны, такой шаг предстоит согласовать с местными органами власти. Ожидается, что в перечень войдут наиболее инфлятогенные товары, рассказали в МАРТ.
Мария Друк, « Рэспубліка», 4 ноября 2025 г.
28 октября 2025 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 584 «Об изменении постановления от 14 сентября 2020 г. № 533», касающееся статистического декларирования товаров. На Национальном правовом Портале постановление опубликовано 30 октября 2025 г.

Постановлением определяется необходимость указания в статистической декларации сведений о регистрационном номере декларации на товары либо о регистрационном номере заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары в отношении отдельных товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в государствах – членах ЕАЭС, страной происхождения которых не являются государства – члены ЕАЭС либо происхождение которых неизвестно (для импортных статистических деклараций).
Речь идет о товарах, указанных в перечне согласно приложению 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14 сентября 2020 г. № 533 (в редакции от 28 октября 2025 г.).
Отсутствие в статистической декларации сведений о вышеуказанных документах будет являться основанием для таможенных органов отказывать в регистрации статистической декларации.
Постановление вступает в силу с 1 января 2026 г.
Следует отметить, что в отношении товаров, отгрузка (поступление) которых состоялась до 31 декабря 2025 г. включительно, представление, заполнение, регистрация статистической декларации, внесение изменений в зарегистрированную статистическую декларацию, ее аннулирование осуществляются в случаях и порядке, определенных актами законодательства по вопросам статистического декларирования, действовавшими на день отгрузки (поступления) таких товаров.
По сообщению единого Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
