/ / Общественно-политические
28.01.2022

Концептуальные подходы в сфере национальной безопасности обсудили на Республиканской межведомственной научно-практической конференции

27 января 2022 года состоялась Республиканская межведомственная научно-практическая конференция «Концептуальные подходы в сфере национальной безопасности: тенденции и параметры трансформации», организованная Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь и Академией управления при Президенте Республики Беларусь. В форуме приняли участие более 70-ти представителей Администрации Президента Республики Беларусь, профильных комиссий Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, государственных органов системы обеспечения безопасности и организаций, находящихся в их подчинении, органов прокуратуры, иных республиканских органов государственного управления, аналитических и социологических структур, общественных объединений, учреждений высшего образования, средств массовой информации. Еще свыше 50-ти ученых и экспертов выразили заинтересованность опубликовать тезисы своих докладов в сборнике, который планируется издать по итогам конференции.

Республиканская межведомственная научно-практическая конференция

Во время приветствия адрес Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь Александра Вольфовича зачитал заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь Владимир Арчаков. «Соблюдение национальных интересов, оценка существующих и потенциальных вызовов и угроз, успешное им противодействие требуют профессионального экспертного обсуждения с привлечением ведущих специалистов и ученых. И это особенно важно при подготовке новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, работа над которой ведется по поручению Главы государства», – звучало в обращении.

В своем адресе Александр Вольфович подчеркнул, что крайне важно, «чтобы в ходе этой представительной конференции прозвучали различные профессиональные мнения и оценки по актуальным вопросам защищенности национальных интересов».

В завершение Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь пожелал всем участникам форума активной и плодотворной работы, которая позволит внести весомый вклад в укрепление безопасности нашей страны.

В приветственном слове Министра обороны Республики Беларусь Виктора Хренина, которое зачитывал заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь по научной работе Николай Бузин, было отмечено, что сегодня современный мир переживает период глубоких перемен. Стремление геополитических центров силы к расширению зон своего стратегического влияния привело к ущемлению и блокированию интересов других государств, провоцированию напряженности и способствовало усилению межгосударственных противоречий.

− На протяжении последнего года Республика Беларусь, находящаяся в эпицентре глобальных противоречий, по существу стала объектом гибридной агрессии, развязанной против нашей страны так называемым коллективным Западом, прежде всего приграничными государственными-марионетками, выступающими под американским патронажем. Прогностическая оценка свидетельствует о том, что развитие военно-политической обстановки в Европе продолжит оказывать негативное влияние на состояние национальной безопасности Республики Беларусь. В этих условиях актуальность обсуждения и поиска новых подходов к обеспечению безопасности нашей страны во всех сферах значительно возрастет. Убежден, что сегодняшняя конференция, на которую собралась весьма авторитетная аудитория из видных экспертов и специалистов, представляющих различные сферы, пройдет в деловой, творческой и конструктивной обстановке, а ее результаты будут эффективно реализованы в интересах обеспечения национальной безопасности нашей страны, − было подчеркнуто в обращении.

Приветственное слово также направил Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Станислав Зась. В обращении было отмечено, что сегодняшнее мероприятие является важным и актуальным как для обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, так и для укрепления коллективной безопасности в формате ОДКБ. «Будучи полноправным членом Организации, Беларусь принимает активное участие в поддержании стабильности на евразийском пространстве, выступает с инициативами, направленными на поддержание и укрепление международной архитектуры безопасности и стабильности в мире. Эта деятельность крайне важна в условиях чрезвычайно острой, непредсказуемой военно-политической обстановки, складывающейся сегодня в мире и вокруг наших государств», − подчеркнул Станислав Зась.

Он также акцентировал внимание на том, что необходимо максимально учитывать существующие и вновь возникающие вызовы и угрозы, адаптировать к их развитию механизмы обеспечения безопасности и разрабатывать новые, более совершенные, учитывающие предыдущий опыт и современные реалии. «Сегодняшняя конференция, на мой взгляд, призвана способствовать решению проблем, поставленных перед нами современным развитием мира. В заключение я хотел бы пожелать Вам, уважаемые коллеги, плодотворной творческой работы, содержательных дискуссий и полезного общения», − отметил в приветственном адресе Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Станислав Зась.

Приветствуя участников и гостей, ректор Академии управления Вячеслав Данилович подчеркнул, что тематика форума актуальна как никогда. «Сегодня суверенная Беларусь является объектом неприкрытого информационного, политического и экономического давления со стороны западных государств. Политически мотивированные, незаконные санкции США и Европейского союза в отношении нашей страны направлены на ухудшение материального благополучия белорусских граждан и снижение экономического потенциала государства», – отметил Вячеслав Данилович. «В Беларуси, – сказал ректор, – задействованы различные механизмы дестабилизации внутренней обстановки. Внутренние и внешние оппоненты белорусской власти пытаются использовать широкий спектр политических технологий. В том числе продолжаются попытки ангажированной критики государственных символов Республики Беларусь, навязывания белорусским гражданам зарубежных культурных моделей, тенденциозных трактовок моральных и религиозных принципов».

Вячеслав Данилович особо подчеркнул, что Беларусь никогда не была и не будет ареной зла и насилия на европейском континенте. «Нынешняя конференция для многочисленных аналитиков – своего рода «сверка часов», площадка для профессионального диалога в целях выработки конкретных предложений для возможного включения в новую редакцию Концепции национальной безопасности Республики Беларусь», – сказал он.

Ректор Академии управления объявил о начале работы конференции и пожелал участникам результативных дискуссий.

В рамках пленарного заседания был заслушан ряд докладов. Заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь Владимир Арчаков выступил с темой «Тенденции современного мира и обеспечение национальной безопасности Беларуси в новых условиях». Докладчик отметил, что характерной чертой современности стало сочетание традиционных методов вооруженного противоборства со стратегиями комбинированного воздействия. «Наиболее распространенными методами «гибридных войн» являются политическое давление, экономическое эмбарго и санкции, демонстрация военной силы непосредственно у границ государства и иные», – сказал Владимир Арчаков. Эксперт обратил внимание на то, что идет активная борьба «за умы людей». «Принципиально новым фактором международной безопасности, – подчеркнул Владимир Арчаков, – ускорившим фрагментацию и перекомпоновку мироустройства, стала пандемия коронавируса. Вопреки некоторым ожиданиям, она не только не привела к смягчению имевшихся разногласий, но, напротив, еще более обострила их. Глобальное распространение COVID-19 посеяло хаос во всем мире и продолжает оказывать активное влияние на взаимодействие ведущих мировых государств». Также эксперт рассказал о том, что наблюдаются тревожные тенденции в формировании мировоззренческих установок на историю белорусской государственности. Главное в реализации государственной исторической политики, по мнению Владимира Арчакова, – это сформировать оптимальные подходы к историческому прошлому и обеспечить их позитивное восприятие обществом.

Модельное законотворчество в сфере национальной безопасности на примере Парламентской Ассамблеи ОДКБ осветил председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности Сергей Рачков. В начале выступления от имени Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь он выразил благодарность организаторам конференции. «Международное сообщество проходит этап обострения межгосударственной конкуренции. Все чаще дипломатия заменяется политикой санкций, опорой взаимодействия государств становятся ситуативные коалиции. В непростой обстановке особое значение для обеспечения национальной безопасности приобретает сотрудничество Республики Беларусь в рамках Организации договора о коллективной безопасности. В настоящее время сложилась неоднозначная ситуация: Парламентская Ассамблея, несмотря на приобретенный статус основного органа ОДКБ, фактически продолжает оставаться органом межпарламентского взаимодействия», − отметил Сергей Рачков. Гармонизация законодательства в сферах, связанных с коллективной безопасностью, реализуется через принятие Парламентской Ассамблеей моделей законодательных актов и рекомендаций, которые не носят обязательного юридического характера и не являются источником международного права, однако их ценность и важность заключается в том, что они направлены на сближение национальных законодательств государств-членов организации. Как подчеркнул Сергей Рачков, приоритетное внимание следует уделить повышению актуальности и качества модельных законов и рекомендаций.

Председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Сергей Шлычков представил доклад «Национальные интересы в научно-технологической сфере: вызовы, угрозы, направления нейтрализации». Он подчеркнул, что обеспечение национальной безопасности является нашей важнейшей задачей. «С целью повышения эффективности использования интеллектуального образования страны актуализирован перечень приоритетных специальностей научных работников высшей квалификации, необходимых для развития высокотехнологического производства. Важное значение имеет система мер, принимаемая в области защиты прав на интеллектуальную собственность», − было отмечено Сергеем Шлычковым.

Актуальные подходы к совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности осветил директор Белорусского института стратегических исследований Олег Макаров. Он акцентировал внимание, что теория национальной безопасности в Беларуси является системой динамичной и адаптируемой. Об этом говорит то, что начинается разработка новой генерации Концепции национальной безопасности. Кроме этого, Олег Макаров подчеркнул важность развития научных школ и сферы науки в целом.

Доклад на тему «Теоретические основы повышения эффективности обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в современных условиях» представил директор Института государственной службы Академии управления Леонид Мальцев. Он акцентировал внимание на том, что «в Республике Беларусь система обеспечения национальной безопасности функционирует устойчиво и успешно решает стоящие перед ней задачи. В сложных условиях она нейтрализует различные риски, вызовы и угрозы национальной безопасности. В то же время многие страны реализуют цели своей внешней политики достаточно агрессивными мерами. В результате возникают так называемые гибридные угрозы национальной безопасности Республики Беларусь».

В своем выступлении Леонид Мальцев остановился на некоторых проблемных вопросах, решение которых позволит повысить эффективность системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Он предложил определить понятие «национальные интересы» как «совокупность сбалансированных жизненно важных интересов личности, общества и государства, реализация которых позволяет обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства, независимость, суверенитет, территориальную целостность Республики Беларусь; прогрессивное устойчивое развитие каждого гражданина общества и государства», а также определить в качестве субъектов обеспечения национальной безопасности политические партии.

Леонид Мальцев акцентировал внимание, что в качестве объекта национальной безопасности нужно обязательно добавить национальные ценности. «Опыт реализации положений Концепции национальной безопасности Республики Беларусь показывает, что для организации системной и эффективной работы по обеспечению национальной безопасности необходимо иметь конкретный план реализации ее требований. Должны быть определены исполнители, сроки исполнения. Таким образом, произошедшие со времени принятия Концепции национальной безопасности Республики Беларусь изменения в мире и в нашей стране, появление новых и трансформация действующих рисков, вызовов и угроз, необходимость совершенствования подходов к комплексному обеспечению национальной безопасности обуславливает необходимость уточнения ее отдельных положений», − подчеркнул он.

Тему «Эволюция войны и трансформация межгосударственных противоречий» рассмотрел заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь по научной работе Николай Бузин. «Сегодня зависимость теоретических основ военной безопасности от военно-технического уровня развития государства является общепризнанной закономерностью и не требует дополнительного обоснования. Не случайно одно из фундаментальных положений военной науки, рассматриваемое большинством исследователей как закон, говорит о зависимости военного искусства от развития вооружения, оснащения им в необходимых количествах войск (сил) и уровня обученности личного состава», − подчеркнул он. Ряд исследователей и политиков заявляют об изменении сущности войны и вооруженной борьбы, вторичности военной силы, декларируют новые виды войны: холодную, экономическую, информационную, психологическую, сетецентрическую, асимметричную, гибридную, ментальную и другие. Центральным вопросом для теоретиков остается содержание войны. Большинство сторонников его пересмотра придерживаются расширенного понимания войны как явления. В их трактовке война может быть невооруженным насилием, ее отличает не форма насилия, а бескомпромиссность борьбы, победа одной и поражение другой стороны.

− Военная сфера остается областью острого межгосударственного противоборства. Зачастую оно ведется не в форме войн и вооруженных столкновений, а путем демонстрации силы и собственных возможностей на территории других государств, способами и средствами, не позволяющими определить оперирующего субъекта. Соответственно, требуют уточнения отдельные устоявшиеся теоретические положения, однако ревизия сущности войны не обоснована. В практике международных отношений она даже опасна, так как служит оправданием более широкого применения средств насилия, в том числе и вооруженного, для подтверждения собственных интересов. В этих условиях военная сила и Вооруженные Силы выступают гарантом суверенитета и территориальной целостности государства, а их боеготовность и боеспособность – основой системы национальной безопасности, − рассказал Николай Бузин.

В завершении ректор Академии управления Вячеслав Данилович выразил искреннюю признательность всем участникам пленарного заседания за готовность к предметному обсуждению ключевых аспектов защиты интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

После окончания пленарного заседания работа конференции продолжилась по четырем секциям: «Национальные интересы в политической сфере: вызовы, угрозы и направления нейтрализации», «Национальные интересы в экономической сфере: вызовы, угрозы и направления нейтрализации», «Национальные интересы в информационной сфере: вызовы, угрозы и направления нейтрализации» и «Национальные интересы в социальной сфере: вызовы, угрозы и направления нейтрализации».

В работе конференции активное участие приняли представители Академии управления.

Во время выступления в рамках работы секции «Национальные интересы в социальной сфере: вызовы, угрозы и направления нейтрализации» первый проректор Ольга Солдатова совместно с проректором по учебной работе Валентиной Швайко рассмотрели развитие национальной системы подготовки управленческих кадров как фактор обеспечения стабильности государства. Они акцентировали внимание присутствующих на том, что процессы общественной трансформации в Республики Беларусь протекают в условиях весьма непростой международной и внутренней обстановки. В этой связи надо полагать, что в новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь будет обеспечена преемственность подхода к политической и социальной стабильности как к одному из важнейших условий устойчивого и безопасного развития.

− Одним из важнейших ресурсов и инструментом стабильности выступает государственная кадровая политика Республики Беларусь. Требования к современному руководителю возрастают. Сегодня это должны быть специалисты, обладающие широким кругозором, способные определять стратегические задачи и приоритеты, оценивать последствия принимаемых ими решений и нести за них ответственность, способные оперативно реагировать на любые изменения ситуации в политической, экономической, социальной и иных сферах, готовые вырабатывать и аккумулировать инновационные идеи, необходимые для развития страны, территории, отрасли, предприятия (организации) и умеющие их реализовать на практике. На наш взгляд, целесообразно системно рассмотреть вопрос оптимизации специальностей и квалификаций, ориентированных на деятельность в сфере управления, − подчеркнула Ольга Солдатова.

«В контексте рассматриваемой проблемы следует также отметить, что при существующем многообразии образовательных программ в сфере управления необходима унификация и конкретизация социально-личностных и профессиональных компетенций, обеспечивающих соответствие выпускников требованиям, предъявляемым к современным управленческим кадрам. И что немаловажно – обеспечить измеримость результатов обучения. Анализ образовательных стандартов и типовых учебных планов специальностей указывает на необходимость проведения данной работы. Координатором в этом вопросе совместно с Министерством образования Республики Беларусь и Республиканским институтом высшей школы могло бы выступить Учебно-методическое объединение по образованию в области управления. Многие вопросы укрепления и развития национальной управленческой элиты, способной оперативно и результативно реагировать на новые вызовы и угрозы, могут быть сняты путем разработки Концепции управленческого образования в Республике Беларусь, призванной закрепить ключевые векторы дальнейшего развития национальной системы подготовки управленческих кадров, являющейся ключевым фактором обеспечения стабильности государства», − акцентировали внимание докладчики.

Выступая на секции «Национальные интересы в информационной сфере: вызовы, угрозы и направления нейтрализации», директор НИИ ТПГУ Александр Гордейчик отметил: «В последние годы на мировом рынке медиауслуг появилось множество частных агентов, готовых выполнять заказы политиков и военных по проведению информационно-психологических войн. Диапазон целей новых «бойцов» медийного фронта широк: от дискредитации каких-либо общественных деятелей или политических партий до атаки на отдельно взятое государство». При этом Александр Гордейчик акцентировал внимание на весьма эффективном использовании многими странами в информационном противоборстве блогеров, журналистов, гражданских активистов. По словам эксперта, «в ряде случаев властные структуры и вовсе «передали на аутсорсинг» (делегировали) неправительственному сектору некоторые свои функции. В этой области активно задействуются политизированные хакеры, а иногда даже ресурсы террористических организаций». «Данные факторы должны приниматься в расчет всеми государствами, стремящимися обеспечить национальную безопасность», – убежден представитель Академии управления.

По информации Академии управления при Президенте Республики Беларусь
(фото – Академия управления)