О формировании цен на овощи и яблоки с учетом постановления Совета Министров от 24 января 2022 г. № 36
Формирование и применение цен
Постановлением № 36 до мая месяца текущего года включительно установлены предельные максимальные отпускные и розничные цены на продукцию, произведенную и реализуемую на территории Республики Беларусь, в том числе из стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров (далее – овощи и яблоки).
С 26 января 2022 года цены на овощи и яблоки формируются в соответствии с пунктом 3 постановления № 36.
Одновременно при применении цен на овощи и яблоки необходимо учитывать положения пункта 30 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 6 августа 2021 г. № 55, в соответствии с которым реализация указанных товаров при несоблюдении максимального (верхнего) предела цен, установленных постановлением № 36, не допускается.
Осуществление государственных закупок
При участии в процедурах государственных закупок цены формируются участниками в строгом соответствии с постановлением № 36.
Также рекомендуется заказчикам (организаторам) учитывать требования постановления № 36 при определении ориентировочной стоимости предмета государственной закупки.
В отношении заключенных до 26 января 2022 года договоров государственных закупок необходимо учитывать следующее.
Поставки, осуществленные до 26 января 2022 года, подлежат оплате по цене, сформированной по результатам проведенной процедуры государственной закупки.
С 26 января 2022 года реализация овощей и яблок должна осуществляться с учетом положений пункта 1 настоящего разъяснения.
Соответствующие изменения оформляются дополнительным соглашением к договору государственной закупки. При этом, учитывая, что согласно постановлению № 36 предельные максимальные отпускные цены установлены с января по май 2022 года, то допускается временный пересчет цен – на период действия ценового регулирования, если договор государственной закупки заключен на более длительный срок.
Сфера распространения
Одновременно следует отметить, что нормы постановления № 36 распространяются также на откалиброванные, мытые, а также расфасованные в перфорированные пакеты или сетчатую тару с применением клипсатора овощи и яблоки.
По сообщению официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Министр по налогам и сборам Дмитрий Кийко на форуме PRO.EDO на тему «Развитие электронного документооборота в Беларуси» рассказал, когда Беларусь и Россия перейдут на электронный документооборот при взаимной торговле, передает корреспондент БЕЛТА.
«В настоящее время по результатам проведенной МНС совместно с Федеральной налоговой службой Российской Федерации работы созданы правовые и организационные основы для использования межстранового электронного документооборота при взаимной торговле. В первую очередь это касается Российской Федерации. В ближайшее время после решения вопроса о признании белорусской электронной цифровой подписи Россией ожидается запуск межстранового электронного документооборота в промышленную эксплуатацию», – заявил Дмитрий Кийко.
Запуск этого процесса придаст новый импульс дальнейшему развитию электронного документооборота в Республике Беларусь, уверен он. «В том числе в части его масштабирования и установления порядка и условий участия автомобильных перевозчиков и экспедиторов в процессе создания товаросопроводительных документов как при перевозке грузов внутри республики, так и при международных автомобильных перевозках. Международная товарно-транспортная накладная будет использоваться в виде электронного документа», – пояснил он.
Дмитрий Кийко выразил надежду, что проведение форума PRO.EDO позволит субъектам хозяйствования подготовиться к расширению с 1 октября 2025 г. перечня товаров, подлежащих прослеживаемости в Республике Беларусь и внедрению механизма прослеживаемости в рамках Евразийского экономического союза, а также принять меры по повышению эффективности своей деятельности путем внедрения цифровых инструментов в бизнес-процессы.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке», в соответствии с которым были дополнены виды государственной финансовой поддержки. О том, какие особенности предусматривает новый документ и какие преимущества он предоставляет юридическим лицам, корреспондент БЕЛТА побеседовала с директором Института экономики Национальной академии наук Беларуси Денисом Мухой.
Уже в преамбуле Указа отмечается, что он принят в целях упорядочения подходов к принятию решений по оказанию государственной финансовой поддержки юридическим лицам и усилению защиты государственных и общественных интересов. «В нашей стране уже сложилась широкая система государственной поддержки субъектов хозяйствования, инвестиционной деятельности в приоритетных и иных видах деятельности. Принимались различные указы, постановления и прочие нормативно-правовые акты по поддержке определенных направлений, – отметил Денис Муха. – Объективно на сегодняшний день возникла необходимость упорядочивания, чтобы был какой-то единый документ, который бы определял ключевые подходы и принципы к государственной финансовой поддержке. Этим документом стал Указ Президента № 177».
Финансовая поддержка, предусмотренная Указом, может быть оказана любому юридическому лицу, который является коммерческой организацией. Исключениями являются банки, Банк развития и небанковские кредитно-финансовые организации. Документ в первую очередь направлен на реальный сектор экономики, т.е. на организации, которые производят продукцию, оказывают услуги и так далее. Что важно, в этом Указе отмечается, что финансовая поддержка может быть оказана индивидуально, подчеркнул директор института.
Среди преимуществ Денис Муха выделил то, что документ конкретизировал виды финансовой поддержки. Определено четыре основных вида. Первый – это предоставление бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам. «Условно говоря, инвестор вложил какую-то сумму, и часть может быть компенсирована. Это может быть 10 %, 20 % или 30 %. В Указе это конкретно не прописано, но порядок и условия оказания данного вида поддержки определяются законодательными актами и соответствующим госорганом», – объяснил он.
Второй вид финансовой поддержки – это внесение вкладов в уставные фонды юридических лиц. «Причем они тоже могут выделяться по решению Президента, и тогда идет внесение этих вкладов за счет средств республиканского бюджета. Если по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то, соответственно, это будет за счет средств местных бюджетов, – пояснил Денис Муха. – Государство объективно не имеет столько ресурсов, чтобы на безвозмездной основе или на очень льготных основаниях давать их всем. Поэтому в мировой практике очень часто используется подход, когда государство оказывает поддержку, но при этом становится частично собственником того бизнеса, которому оказывается поддержка. Это, как правило, делается за счет внесения средств в уставные фонды. По примеру многих стран оказывается, что государство может быть довольно эффективным собственником». Оказание этой финансовой поддержки может производиться за счет средств местных бюджетов либо республиканского. Если, например, ее предоставляют местные бюджеты, то они и определяют условия ее предоставления.
Третий вид финансовой поддержки – это предоставление бюджетных займов за счет средств республиканского и местных бюджетов. Он предоставляется на коммерческой основе и его условия определяются бюджетным законодательством либо законодательством в сфере инвестиций. Может быть определенная градация этих условий.
Четвертый вид поддержки – иной, который возможен по решению Президента. «Грубо говоря, за Главой государства закрепляется возможность создания каких-то иных видов поддержки, которые будут предоставляться по решению Главы государства. Как правило, такое часто бывает, потому что проекты разные и они имеют разную значимость для экономики, для социальной сферы. Какие-то являются более приоритетными, какие-то менее. В тех или иных случаях может оказываться индивидуальная поддержка. Поэтому все это будет взвешиваться и приниматься некое индивидуальное решение», – отметил директор института.
Также преимуществом Указа Денис Муха назвал то, что в нем довольно четко определены особенности при внесении предложений по финансовой поддержке. Например, какие должны быть документы, если организация планирует получить такую поддержку. Прописано, что должно быть заключение Министерства экономики по конкурентоспособности выпускаемой продукции, если поддержка выделяется по решению Главы государства, а также должно быть экономическое обоснование целесообразности оказания финансовой поддержки.
«Организация должна конкретно на расчетах в виде экономического обоснования показать, что эта финансовая поддержка пойдет не впустую, а будет иметь самый непосредственный эффект. Поэтому в этом экономическом обосновании должна содержаться информация о финансовом состоянии юридического лица, о перспективах его развития, о тех мероприятиях, которые планируется реализовать, чтобы повысить эффективность работы и так далее», – сказал он.
Указом также довольно четко прописывается персональная ответственность, которую несет, во-первых, руководитель организации, которая получает государственную поддержку, во-вторых – руководитель госоргана, который ее оказывает, в том числе курирующий Заместитель Премьер-министра. «То есть видно, с кого спрашивать, если та или иная поддержка будет оказана неправомерно или необоснованно. Раньше во многих документах этого не было прописано. Я бы сказал, что, наверное, впервые введен такой подход жесткой вертикальной ответственности, где каждый понимает, что он отвечает за выделение этой поддержки и рациональное ее использование», – пояснил Денис Муха.
Определены также последствия недостижения основных показателей деятельности. Если, например, юрлицо не достигает определенных показателей, то уполномоченный государственный орган может инициировать решение о привлечении к ответственности юридического лица, которому была оказана финансовая поддержка. «В случае бюджетных займов, размер процентов за пользование увеличивается на один процентный пункт с 1 января года, который следует за годом, в котором не было обеспечено выполнение установленных показателей деятельности юрлица. Если мы говорим о бюджетных трансфертах на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, то уполномоченные государственные органы вносят на рассмотрение Совета Министров предложение о возможности дальнейшего оказания финансовой поддержки, которая была предоставлена на основании решения Главы государства, т.е. определены последствия и перечень индикаторов, по которым можно оценивать эффективность оказания поддержки», – отметил он.
Указом также установлены критерии для оценки эффективности оказания индивидуальной государственной финансовой поддержки: для реализации инвестиционных проектов – срок ввода объекта осуществления инвестиций в эксплуатацию в полном объеме и срок его выхода на проектную мощность, а также на иные цели – темпы роста производительности труда и рентабельность продаж не ниже уровня, сложившегося у получателя до принятия решения Главы государства об оказании ему поддержки.
Кроме того, корректировка значений основных показателей деятельности юридического лица не допускается. Если определили, условно, что рентабельность должна быть не менее 10 %, то изменений быть не может.
В Указе также прописано, на что он не распространяет свое действие: на решения о государственной поддержке, которые были приняты до вступления этого Указа в силу, о государственной поддержке субъектов и инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, на использование средств республиканского централизованного фонда, местных инновационных фондов, внебюджетных централизованных инвестфондов. «В основном это отдельные преференциальные режимы, которые не могут быть как-то по-другому урегулированы, поэтому они идут отдельной статьей», – обратил внимание директор института.
Денис Муха уверен, что в развитие Указа в ближайшее время будет принят ряд других нормативных правовых актов. «Для обеспечения практической реализации данного Указа в ближайшее время правительство подготовит ряд документов, где уже будут конкретно прописаны механизмы того, каким образом юридическое лицо может получить эту поддержку. Будут также прописаны более подробно все организационные вопросы: как подавать, куда подавать, какой полный пакет документов должен быть», – объяснил он.
Указ не имеет каких-то ограничений для организаций по отраслевой и ведомственной принадлежности. «Любая юридическая организация, кроме тех, которые определены из финансового сектора, могут претендовать на данную поддержку. В Указе нет размеров этой поддержки, потому что решения будут приниматься индивидуально, исходя из параметров проектов, которые будут направляться для получения этой государственной поддержки», – заключил Денис Муха.
По информации БЕЛТА
Полноформатное соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Ираном вступило в силу 15 мая, сообщает БЕЛТА.
Соглашение было подписано 25 декабря 2023 года в Санкт-Петербурге. Оно устанавливает беспошлинный режим между сторонами в отношении почти 90 % всей товарной номенклатуры. С 2019 года между ЕАЭС и Ираном действовало временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли, по ограниченному количеству товаров.
«Реализация нового соглашения станет эффективным инструментом развития торговли между странами и уже в обозримой перспективе может довести взаимный товарооборот до рекордных $12 млрд, увеличившись примерно вдвое по сравнению с текущими объемами», – считают в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Стороны учредили совместный комитет ЕАЭС и Ирана для рассмотрения любых вопросов, связанных с действием полноформатного соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Ираном, а также дальнейшим развитием взаимоотношений в контексте реализации недавно предоставленного Ирану статуса наблюдателя в ЕАЭС. Его первое заседание планируется провести в сентябре в Минске.
Кроме того, ранее стороны договорились о подготовке дорожной карты по развитию сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес. Как отмечал член Коллегии (министр) по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, дорожная карта могла бы включать в себя такие перспективные направления, как упрощение пограничных таможенных процедур, промышленное сотрудничество, устранение технических барьеров в торговле, сотрудничество в области СФС-регулирования, электронная и цифровая торговля.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Социальные стандарты в области транспорта в Беларуси установили еще в 2003 году. Министерство транспорта и коммуникаций постановлением от 31 января 2025 г. № 5 утвердило инструкцию о порядке оценки минимальных социальных стандартов в области транспортного обслуживания населения. Изменилось ли что-то в самих стандартах, корреспондент БЕЛТА поинтересовалась у начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрея Гладкого.
Когда речь заходит о социальных стандартах транспортного обслуживания, подразумевается наличие пассажирских терминалов на автобусных маршрутах, охват транспортным обслуживанием, обслуживание населения в рамках городских перевозок и междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении.
«Социальные стандарты были первоначально установлены на уровне постановления Правительства № 724 в 2003 году, – напомнил начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта. – Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций мы только уточняем отдельные моменты и методику определения факторов выполнения этих социальных стандартов. Чего-то нового в систему социальных стандартов не привносится».
Так, норматив наличия пассажирских терминалов – один-два на район. Предусмотрен 100 % охват транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного и внутреннего водного транспорта в навигационный период) административных центров сельсоветов при обязательном выполнении не менее 16 рейсов, с 2026 года – не менее 20 рейсов в неделю. Для агрогородков с численностью населения более 1 тыс. – при обязательном выполнении не менее 28 рейсов в неделю.
Зона охвата населенных пунктов с численностью населения от 20 человек транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период) определена до 3 км.
Отмечено, что вопросы транспортного обслуживания часто привлекают внимание общественности, особенно если касаются малых населенных пунктов. «Социальный стандарт предусматривается в том числе для населенных пунктов с численностью от 20 человек. Зачастую пустить туда автобус возможности нет в принципе, поскольку это не позволяют параметры дороги, – обратил внимание представитель Минтранса. – Для этого вводится такая оценка, как зона охвата транспортным обслуживанием, чтобы до определенного остановочного пункта можно было организовать сообщение или построить остановочный пункт и оттуда пустить автобусы. Одинаковое понимание механизмов действия стандартов должно быть как у местных исполнительных и распорядительных органов, так и у населения. С этой целью и введена методика их оценки».
Норматив обслуживания населения в рамках городских перевозок для городов и городских поселков с численностью 10–30 тыс. – один автобус на 8 тыс. пассажиров. Если там проживает от 30 тыс. до 50 тыс. – один автобус на 4 тыс. человек. Для городов с населением от 50 тыс. до 250 тыс. предусматривается один автобус (троллейбус, трамвай) на 2 тыс. человек, для городов с населением от 250 тыс. до 1 млн – один автобус (троллейбус, трамвай) на 1,5 тыс. человек. Для Минска норматив – один автобус (троллейбус, трамвай, вагон метрополитена) на 2 тыс. человек.
Акцент был сделан на том, что обязанность по обеспечению перевозки пассажиров возложена на местные исполнительные и распорядительные органы. В каждой области создана специальная структура – операторы автомобильных перевозок, задача которых – реагировать на обращения граждан, касающиеся транспортного обслуживания. «Допустим, возникает потребность в дополнительном рейсе или изменении расписания движения. Операторы проводят мониторинг и при необходимости вносят изменения в те или иные параметры, – пояснил Андрей Гладкий. – Замечу, что порядка 25 % обращений граждан решаются положительно, то есть имеются объективные основания для изменения маршрута или расписания движения».
Что касается маршрутов междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период), то предусмотрен ежедневно один оборот (два рейса) между районным и областным центрами.
Государственные социальные стандарты по обслуживанию населения республики являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности. Для вынесения заключения о выполнении социального стандарта на территориальном уровне необходимо сравнить фактически достигнутый его уровень, определенный по инструкции, с уровнем установленного социального стандарта или с более высоким уровнем, утвержденным решениями вышестоящего местного исполнительного и распорядительного органа для каждой административно-территориальной единицы с учетом ее специфики и развития инфраструктуры.
«Социальные стандарты определяют общие подходы государства к тому или иному вопросу. В нашем случае подразумевается транспортное обслуживание не только малых населенных пунктов, но также городов, областных центров. Установлены параметры, – уточнил Андрей Гладкий. – На данный момент мы занимаемся в том числе решением проблемы населенных пунктов с незначительным пассажиропотоком. Прорабатывается возможность реализации пилотного проекта, под которым понимается возможность организации перевозки или заказа транспортного средства в удобное для пассажира время, например, по звонку или через мобильное приложение. Выполнить проект мы планируем в ближайшее время, возможно, в 2025 году, в одном из районов».
Согласно документу, социальные стандарты устанавливают гарантированный уровень транспортных услуг, позволяющий удовлетворить основные потребности населения в перемещении. Оценка их выполнения позволит ввести единообразный подход при анализе работы по обслуживанию населения в соответствии с нормативами социальных стандартов.
Для урегулирования вопросов транспортного обеспечения гражданам следует обращаться в местный исполнительный или распорядительный орган, в частности, в районный, городской или областной исполнительный комитет. Министерство транспорта и коммуникаций выступает своего рода методологом и готово помогать исполкомам в решении задач транспортного обслуживания населения.
По информации БЕЛТА
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин подписал постановление «Об утверждении программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2025–2029 годы», сообщили БЕЛТА в пресс-службе Правительства.
Программа состоит из трех разделов. Первый – повышение устойчивости экономики. Основные задачи – сокращение (ликвидация) субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг и транспорта, введение дифференцированной оплаты за сверхпотребление коммунальных услуг, обеспечение долговой устойчивости (поэтапное снижение долговой нагрузки), создание благоприятных условий для инвестирования и улучшение бизнес-среды.
Второй раздел – приоритетные направления социально-экономической политики. В направлении развития человеческого потенциала основными задами стали пересмотр системы поддержки семей (акцент на ее адресность), сохранение и укрепление репродуктивного здоровья (две бесплатные попытки ЭКО), модернизация системы образования, повышение доступности и качества здравоохранения. В направлении новых стандартов качества жизни – обеспечение населения доступным арендным жильем (в том числе его выкуп), улучшение транспортного сообщения между регионами, реновация территорий населенных пунктов. Для развития сферы услуг правительство будет заниматься укреплением сферы туризма (создание 70 региональных туристических информационных центров, переформатирование гостиниц и санаториев под мировые требования), повышением качества бытового обслуживания, продвижением товаров отечественного производства. В направлении цифровизации основные задачи – развитие цифрового государства, создание и использование программного обеспечения. Для технологической самодостаточности перед Правительством стоят задачи по обеспечению опережающего развития производств с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичных видов деятельности, повышению уровня локализации промышленной продукции.
Кроме того, в направлении «уникальность каждого региона» основными задачами стали – развитие внутриобластных агломераций и городов-спутников, расширение применения технологий точного земледелия, а в направлении «экология и рациональное природопользование» – цифровая трансформация лесного хозяйства, обеспечение безопасности ядерных отходов, развитие системы обращения с отходами, расширение сферы применения вторичных материальных ресурсов.
Третий раздел – развитие экспортного потенциала. Основные задачи здесь – качественный рост и диверсификация экспорта, финансовая и нефинансовая поддержка экспортеров.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
7 мая программа деятельности Правительства на 2025–2029 годы одобрена Палатой представителей.
По информации БЕЛТА