/ / Общественно-политические
27.01.2022

Михаил Мясникович – о развитии евразийской интеграции и наращивании инвестиционного взаимодействия

Евразийский экономический союз продемонстрировал способность успешно выдерживать и проходить через настоящие глобальные испытания, в том числе имеющие неэкономическую природу, например пандемию. Каких успехов удалось добиться в евразийской интеграции в прошлом году и о прогнозе на 2022-й «Р» спросила у председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаила Мясниковича.

ЕАЭС

Достойный результат

– Михаил Владимирович, прежде чем говорить о перспективах 2022 года, логично подвести предварительные итоги 2021-го. Чем он ознаменовался для ЕАЭС, с какими вызовами пришлось столкнуться и как их преодолевали? Какие наиболее ключевые решения вы бы выделили?

– На протяжении последних лет все больше принимаемых комиссией экономических решений носит социально ориентированный характер, когда во главу угла ставятся интересы простых граждан ЕАЭС.

Повышение качества жизни людей является главной задачей принимаемых решений как на национальном, так и на евразийском уровне.

Социальная ориентированность проводимой политики закреплена в основных законах каждой из стран нашего союза. «Государство для народа» – это не лозунг, это цель, которая последовательно реализуется в Беларуси под руководством Президента и предлагается к закреплению в Конституции страны. Именно социально ориентированная рыночная экономика была принята в качестве перспективной модели госстроительства в 1994 году, успешно себя зарекомендовала и, уверен, позволит обеспечить дальнейший рост благосостояния граждан Беларуси.

В Беларуси темпы роста реальных денежных доходов населения за последние пять лет были одними из самых высоких среди стран ЕАЭС (116,7 процента). Только за 11 месяцев 2021 года реальная заработная плата увеличилась на 4,6 процента.

Полагаем, что формированию общего рынка труда Евразийского экономического союза будет способствовать вступившее в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся в ЕАЭС, предоставившее всем равные, не зависящие от гражданства права. Трудовые мигранты могут получать пенсию по месту проживания или в стране, назначившей пенсию. Выработанный стаж суммируется независимо от того, где получен. Решено отменить ограничения для педагогов и юристов, они могут работать в любом из государств союза. Трудящимся предоставлена возможность изменить цель въезда, не покидая страну трудоустройства.

Запущен экономически и социально важный проект «Работа без границ», который предоставляет людям возможность в онлайн-режиме находить информацию о свободных рабочих местах и соискателях вакансий в других странах –ЕАЭС. Реализован и начат ряд других значимых проектов, благодаря которым граждане государств – членов ЕАЭС получат социальную защиту и соответствующие гарантии.

Главным вызовом в прошедшем году, безусловно, оставалась пандемия COVID-19, на преодоление последствий которой были направлены значительные усилия и ресурсы стран Евразийского экономического союза.

Здоровье граждан – особая повестка деятельности Коллегии ЕЭК. Утвержден План мероприятий по повышению уровня обеспеченности стран ЕАЭС важными лекарственными препаратами до 2024 года.

2021-й стал первым годом реализации Стратегии-2025 как инструмента развития ЕАЭС, утвержденной в 2020-м главами государств ЕАЭС – в год председательства Беларуси в органах союза.

По нашим расчетам, по итогам 2021 года объем экспорта внешней торговли превысит 500 миллиардов долларов – максимального значения с 2015-го (за 11 месяцев 2021 года увеличился на 42,5 процента), а объем взаимной торговли (прирост составил 32,4 процента) превысит 70 миллиардов долларов и достигнет нового максимального исторического значения.

Наибольший вклад в экспорт на рынки стран вне ЕАЭС в январе – ноябре 2021 года внесли Беларусь (рост на 50,3 процента) и Россия (рост на 45,4 процента). Основными покупателями экспортируемых из ЕАЭС товаров являлись страны Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

Активизировались зарубежные экономические связи. В 2021 году вступили в силу 15 международных договоров, подписано 9 новых соглашений с иностранными парт­нерами, которые в настоящее время проходят ратификацию в странах. Принят Протокол к Временному соглашению, ведущему к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Ираном.

Главами государств одобрен переход ко второму этапу формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ­ЕАЭС. Все мероприятия первого этапа (2018–2021 годы) выполнены.

Перечисленное – далеко не полный список того, чего удалось достичь в прошедшем году. Сделан хороший задел на будущее для плодотворной работы в целях дальнейшего усиления интеграционных процессов.

Высокая оценка

– 2022 год для ЕЭК – юбилейный. 2 февраля исполнится десять лет с начала функционирования комиссии. За это время союз обрел прочную институциональную и нормативную базу. Вы как председатель какую бы дали оценку деятельности ЕЭК?

– Евразийский экономический союз состоялся, идет его стабильное развитие. ЕАЭС стал серьезным экономическим центром на международной арене, созданы дополнительные условия для экономического развития национальных экономик и повышения благосостояния народов союза.

Евразийская экономическая комиссия как постоянно действующий регулирующий орган союза обеспечивает деятельность ЕАЭС в пределах своих полномочий. Только в 2021 году принято 634 акта ЕЭК, большинство из которых носит характер прямого действия, а в отношении таможенного и технического регулирования – наднациональный.

На постоянной основе ведется целенаправленная работа по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке союза. Продолжается работа по формированию единой системы технического регулирования союза.

В октябре 2021 года Совет ЕЭК утвердил план по устранению наиболее значимых изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС, что будет содействовать более активной торговле и бесшовному транзиту.

Работа комиссии осуществляется в тесном контакте с государственными органами сторон. В 2021 году проведено более 50 совместных мероприятий с представителями хозяйствующих субъектов. В 2021-м состоялись встречи по проблемным вопросам с бизнес-сообществами Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России. Прошло два заседания Консультативного совета по взаимодействию комиссии и Делового совета ЕАЭС.

2021 год стал знаковым по многим чувствительным направлениям сотрудничества, которые, несмотря на их актуальность, не решались годами. Например, приняты документы о равном доступе всех субъектов хозяйствования к госзакупкам в государствах – членах союза, подписаны соглашения о применении навигационных пломб при перемещении товаров, таможенном транзите и другие. Благодаря этим мерам устраняются многие препятствия во взаимной торговле и транзите товаров.

Главами государств по предложению комиссии 10 декабря 2021 года подписан пакет поправок в Договор о ЕАЭС – так называемый II Большой протокол. Всего в документ включено 139 дополнений и изменений, которые направлены на устранение пробелов в правовом регулировании, снятие имеющихся ограничений.

Тесное взаимодействие

– Прошлый год наглядно продемонстрировал необходимость более тесной кооперации между странами ­ЕАЭС, в том числе в промышленности. Какие задачи ставятся в этом плане на 2022 год и каких прорывных проектов следует ожидать?

– Ключевая задача в Евразийском экономическом союзе сегодня – полномасштабная реализация Стратегии-2025. Экономики союзных стран могут развиваться более высокими темпами, обеспечивая рост благосостояния своих граждан. С одной стороны, положительная динамика роста экономик в 2021 году сложилась во всех государствах-членах, в Беларуси темп роста ВВП в январе – декабре 2021-го составил 102,3 процента. С другой – необходимо решительно переходить от логики развития в формате «торгового союза» к полноценной интеграции промышленных потенциалов государств-членов и инновационному развитию.

Несмотря на пандемию COVID-19, промышленность Евразийского экономического союза в 2021 году продемонстрировала высокие темпы роста. Промышленное производство в целом по ЕАЭС увеличилось за 11 месяцев 2021-го более чем на 5 процентов, причем во всех странах союза, а в Беларуси – на 6,7 процента. Это результат высокой базовой конкурентоспособности экономики Беларуси и ответ пессимистам, утверждающим, что инвестиционные проекты недостаточно эффективны. Именно инвестиции, в том числе с поддержкой государства, обеспечивают занятость и доходы многих тысяч семей, производство высоколиквидной продукции и экономическую мощь Беларуси.

Приоритетное внимание уделяется актуальным задачам. Так, в 2022 году государства-члены совместно с комиссией обеспечат дальнейшую проработку вопросов организации совместного производства вакцин, в том числе против коронавирусной инфекции, на территориях стран союза и формирование евразийской технологической платформы в сфере производства фармацевтической продукции. Мы в ЕЭК считаем, что целесообразно разработать стратегию развития общего рынка фармсубстанций ЕАЭС в целом.

Важным направлением работы является формирование комплексного плана сотрудничества в авиастроении. В декабре 2020 года Президентом Российской Федерации было инициировано расширение сотрудничества в авиастроении. Совместно со сторонами комиссия разработала соответствующий План мероприятий на 2022–2023 годы. В феврале 2022-го мы планируем вынести вопрос на рассмотрение премьер-министров стран союза. Для Беларуси как участника проекта это представляет большой интерес.

Идет наработка комплекса мер по Евразийской программе импортозамещения, о необходимости которой говорил Президент Беларуси на заседании Высшего совета. Одним из важнейших направлений нашей работы является цифровая трансформация промышленности в ЕАЭС. Это будет новым этапом развития и модернизации промышленного производства. Уже сейчас в государствах – членах союза сформировался запрос на создание информационной системы промышленности в ­ЕАЭС. Система должна связать производственные и научные организации, потребителей промышленного оборудования, товаров и услуг. Мы рассчитываем на запуск этой системы в 2023 году.

Все страны союза имеют собственные цифровые приоритеты и национальные программы цифровой трансформации отдельных отраслей и экономики в целом. Но есть большой пласт вопросов, заниматься которыми эффективно можно только на наднациональном уровне. Это и выстраивание трансграничной промышленной кооперации, формирование экосистемы цифровых транспортных коридоров, и создание умной евразийской системы цифрового технического регулирования.

Соответствующие проекты уже разрабатываются комиссией. Они должны поставить на службу экономикам стран союза последние технологические достижения: большие данные, облачные решения, элементы машинного обучения. Конечно, сегодня мы видим, что эти проекты могли бы реализовываться быстрее. Отчасти сдерживающим фактором остается неравномерность цифрового развития стран – участниц союза. Приходится сталкиваться с неготовностью национальных компонентов, отсутствием в некоторых странах необходимой цифровой инфраструктуры или информационных ресурсов.

Крайне важной задачей нашей работы остается, конечно, обеспечение роста конкурентоспособности экономики союза. Цифровые технологии в этом не являются самоцелью, но остаются одним из важнейших инструментов. Большой задачей, которую предстоит решить в 2022 году, мы видим необходимость подготовки соглашения об обороте данных в союзе. Ведь информация – основа цифровой экономики. Соответствующая Группа высокого уровня, созданная комиссией, уже в январе 2022 года приступила к работе. Очень вероятно, что потребуется корректировка приоритетов нашей цифровой повестки. Мир не стоит на месте. Ситуация за последние два года изменилась кардинально. Мы столкнулись с вызовами в сфере логистики, здравоохранения, климата, безопасности. И цифровые инструменты могут стать серьезным подспорьем в решении этих проблем.

Ставка на инвестиции

– Какие перспективы для наращивания инвестиционного потенциала есть у стран союза?

Как показывает мировая практика, опережающий рост экономики базируется именно на росте инвестиций. Пример этому – Китай, где на протяжении последних десяти лет ежегодно инвестиции в основной капитал стабильно находятся на уровне выше 40 процентов ВВП, что в два раза выше этого показателя в государствах ЕАЭС.

Развитие экономик государств – членов ЕАЭС за счет инвестиционной и инновационной деятельности мы считаем главным приоритетом наравне с развитием промкооперации и цифровизации – это будущее ЕАЭС. Наш экономический союз должен укрепляться за счет новых как национальных, так и евразийских транснациональных компаний и производств, взаимодополняемости и специализации реального сектора и сферы услуг.

К сожалению, динамика валового накопления основного капитала в целом по ЕАЭС недостаточна. Основные объемы инвестиций направляются в сырьевой сектор государств – членов ЕАЭС. Дело нужное, однако необходима диверсификация экономик стран союза. В Беларуси ситуация несколько лучше, поскольку в обрабатываю­щую промышленность направляется более 21 процента инвестиций.

Аргументы министра ЕЭК академика РАН Сергея Глазьева о том, что проводимая в настоящее время центральными банками стран ЕАЭС денежно-кредитная политика является достаточно жесткой и не способствует увеличению кредитования экономики и, соответственно, стимулированию роста деловой активности в странах – ЕАЭС, заслуживают внимания.

Отрицательно на экономическом развитии стран ЕАЭС сказывается отставание финансовых возможностей региональных институтов развития ЕАЭС от европейских и азиатских партнеров. Имеющиеся средства евразийских институтов развития могли бы более активно использоваться для финансирования проектов ЕАЭС, обеспечивая тем самым модернизацию и диверсификацию экономик наших стран. В странах ЕАЭС удельный вес кредита в экономике ниже ведущих стран, что в значительной мере влияет на динамику и устойчивость потока инвестиций в реальный сектор экономики.

Вопросы инвестиционного развития государств – членов ЕАЭС являются актуальными и, полагаем, будут предметом обсуждения в феврале 2022 года Евразийского межправсовета и в мае Высшего Евразийского экономического совета.

Призывами и лозунгами эти вопросы не решить. Должны быть убедительные расчеты, прогнозы развития, надо создать мотивационные механизмы, чтобы не только ЕАБР, но и коммерческие банки, частный капитал в целом больше инвестиций направляли в промышленную сферу. Этот сектор формирует устойчивый спрос на инновации, высококвалифицированный персонал, финансовые, логистические, маркетинговые услуги. От его объемов напрямую зависит устойчивость экономик. Определенные предложения в ЕЭК наработаны.

Одним из механизмов снижения стоимости кредитных ресурсов может стать выделение средств Евразийского фонда стабилизации и развития, аккумулируемых на предоставление грантов. Кредиты и гранты ЕФСР следовало бы направлять также на стимулирование спроса на промышленную продукцию стран союза и расширение промышленной кооперации. Конечно, требуются решения высокого уровня о справедливой политике инвестиций в ЕАЭС.

Еще одним инструментом реализации кооперационных проектов может стать применение схемы финансирования межгосударственных программ и проектов ЕАЭС. Соответствующее Положение о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере имеется, но необходимо в полной мере использовать возможности Евразийского фонда стабилизации и развития, Евразийского банка развития, других институтов. Стратегией-2025 определена задача по формированию правовой базы по разработке, финансированию и реализации совместных программ и проектов во всех сферах экономики. Я уверен, эти непростые задачи будут решены успешно!

Консолидация национальных усилий и активная инициативная работа союзных органов над достижением этих целей, решением других актуальных задач, несомненно, позволят нашему Евразийскому экономическому союзу выйти на новые уровни экономического развития, обеспечат мир и согласие в обществе и благополучие граждан.

Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 27 января 2022 г.