/ / Общественно-политические
20.01.2022

Буква и дух Основного Закона должны соответствовать требованиям этапа развития общества и государства

Об изменениях и принципиальных новшествах в судебной системе, которые предложены в обновленном проекте Конституции, рассказал первый заместитель Председателя Верховного Суда Валерий Калинкович.

Утвержден перечень госпрограмм для реализации в 2021–2025 годах

Изменения ко времени

– Необходимость реформирования Основного Закона страны продиктована временем. Конституция принята в 1994 году. За последние два десятилетия изменилось законодательство, его лексика, классификация нормативных актов, в соответствии с современными представлениями развился понятийный аппарат. Буква и дух Основного Закона должны соответствовать требованиям этапа развития общества и государства.

Изменения в проекте Конституции, который вынесен на рассмотрение, с одной стороны, позволяют более полно реализовать права и свободы личности. С другой – обеспечивают необходимый баланс в регулировании отношений в рамках триады личность – общество – государство.

Сейчас говорю о достаточно глобальном перераспределении властных полномочий в сфере законодательной и исполнительной власти. Предлагаемый высший представительный орган народовластия – Всебелорусское народное собрание – это шаг в сторону более полной реализации в повседневной жизни принципов народовластия. И это не просто орган, состоящий из 1200 делегатов. Хотя в нем палитра общества будет представлена полнее и многограннее, чем в ином представительном органе власти. На ВНС предлагается возложить полномочия по формулированию стратегических задач в области общественного развития, государственного строительства, соблюдения социальных гарантий. Ряд полномочий, которые предлагается придать этому высшему органу народовластия, призваны обеспечивать более значимо и эффективно необходимый баланс в реализации принципа разделения властей, дабы каждая ветвь власти могла в надлежащих условиях осуществлять свои полномочия и не возникало межвластного конфликта как одного из поводов к потрясениям. В нашей системе власти у ВНС будут серьезные функции, обеспечивающие стабильность.

Новые моменты

Что касается конкретных новшеств в судебной системе, то поправки в главу 6 можно условно разделить на три группы. Первая – это вопросы, связанные с судоустройством и статусом судей. Вторая касается Конституционного Суда и рассматривает вопросы, связанные с осуществлением судебных процедур. Третья – это больше технико-юридические нюансы, которые в основном интересны специалистам.

Подробнее остановлюсь на первых двух моментах. Предлагается передать вопросы избрания председателей и судей Верховного и Конституционного судов в компетенцию ВНС. Это означает дополнительную гарантию независимости и беспристрастности судебной системы при осуществлении правосудия. И это объективно повышает уровень ответственности тех людей, которые будут избираться в высшие суды. Когда избрание судьи на должность происходит в публичном формате, это дополнительные гарантии его независимости и несменяемости без законных на то оснований. Соответственно, от этого зависит тот кредит доверия, который общество имеет к судебной системе. От поправок мы ждем именно такого эффекта. В том числе и укрепления доверия к правосудию.

Вторая составляющая – впервые в истории на уровне Конституции определяется статус Верховного Суда. Это одна из форм воплощения на практике принципа разделения властей.

В проекте изменений и дополнений Конституции есть принципиально новые моменты. Во-первых, вводится понятие конституционного запроса. Для того чтобы выдержать разграничение компетенций, предлагается в Конституции прописать: если у суда возникают сомнения по поводу конституционности того или иного правового акта, он направляет соответствующий запрос в Конституционный суд и ожидает результаты его рассмотрения.

Второе принципиальное новшество отражено в статье 1161. Это конституционная жалоба. Конституционный суд будет выносить решение по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод. Конституционность законов проверяется, если гражданином исчерпаны все другие средства судебной защиты.

Пояснить на будущее

Эти и другие моменты интересуют не только специалистов, но и людей, далеких от юриспруденции. Приведу пример. К нам обратился минчанин с вопросом – в проекте написано, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов. В нынешнем Основном Законе написано – нормативных актов. То есть в новом варианте появилось слово «правовых». Человек спрашивает: как это отразится на обычном гражданине? Здесь необходимо разъяснить, что нормативные правовые акты – те, что содержат нормы и правила, имеющие свое действие на неопределенный круг лиц. Это кодексы, законы, постановления Правительства – например, ПДД, которыми руководствуются суды при разрешении дел и споров. От них надо отличать так называемые ненормативные правовые акты, которые издаются на основании законов; имеют, как правило, индивидуально-определенный характер действия, касаются конкретной ситуации или периода времени. В случаях, предусмотренных законом, такие акты могут быть обжалованы заинтересованными лицами в суд.

Елена Мисник, « Рэспубліка», 20 января 2022 г.