/ / Общественно-политические
20.01.2022

Чтобы соответствовать времени, необходимо менять систему управления, в том числе и политическую систему

Конституция – Основной Закон, обеспечивающий долговременность действия законов с целью обеспечения стабильности выбранного народного конституционного строя, легитимность и законность власти, устойчивость законов, политической системы в целом. Действующая Конституция сыграла важнейшую роль в развитии страны, но прошло 26 лет с момента принятия на республиканском референдуме новой редакции Основного Закона. Мир изменился и продолжает стремительно меняться. Чтобы соответствовать времени, необходимо менять систему управления, в том числе и политическую систему. А это возможно только через изменение конституционных положений.

Конституция Республики Беларусь

В духе времени

Необходимость таких изменений инициировал Глава государства, основываясь на своем конституционном праве, еще в октябре 2016 года, обращаясь к Парламенту и белорусскому народу.

В течение 2018–2019 годов Президент неоднократно обращался к данной теме. Почему? Изменилась структура нашего общества, сократилась доля сельского населения, увеличилась доля населения, которая занимается самостоятельным бизнесом, быстро формируется новая отрасль IT-технологий с принципиально новым электоратом. За это время выросло новое поколение белорусов, воспринимающее стабильность и благополучие в стране как само собой разумеющееся, как данность.

Мы стали привыкать к сформированной в результате колоссального труда всего общества независимости. Одновременно колоссальные изменения в мире и мировой передел сфер влияния; борьба за рынки и ресурсы планеты; США теряют безвозвратно свое исключительное превосходство; Китай входит в число ведущих мировых лидеров; Россия окрепла и решительно отстаивает свои интересы в мире; Ближний Восток взорвался; Турция все явственнее выступает инициатором стать лидером, консолидатором мусульманского мира; по миру прокатилась серия «цветных революций».

В мире фактически началась необъявленная гибридная война. Нынешние «цветные революции» – это результат когнитивных технологий, управляющих нашим сознанием. Необходимо задуматься над словами первого генерального директора ВОЗ Брока Чисхольма: «Чтобы прийти к мировому господству, необходимо изгнать из сознания людей их индивидуальность, привязанность к семейным традициям, национальный патриотизм и религиозные догмы». Разве не это мы видим на руинах «цветных революций»?

Наши основы – социально ориентированная рыночная экономика, сильное государство, христианские ценности – подвергаются атакам. Нам предстоит изменить наши основы под меняющийся мир, а это конституционные изменения. Они должны решить две задачи:

  • развитие нашего государства в новых условиях на десятилетия вперед;
  • создать механизмы, обеспечивающие это развитие, причем застраховать от фактора нестабильности.

Сильная нация – сильное самостоятельное государство

В стране проходит открытое и демократичное обсуждение будущих конституционных преобразований, сформулированы концептуальные предложения, предоставлены условия всем участвовать в этом процессе. К их выработке привлечены профессионалы: юристы, ученые, видные государственные деятели от различных сфер. Они выработали основы предлагаемых изменений. Свои дополнения внесла и рабочая группа, созданная для доработки предложений Конституционной комиссии. Обсуждение опубликованных конституционных изменений и дополнений продолжается.

В результате общения с гражданами, коллегами, участия в дискуссионных площадках поддерживаю концептуальное положение, изложенное в опубликованном проекте документа. Считаю, что изложенные в преамбуле дополнения (положения) о необходимости сохранения национальной самобытности суверенитета, культурных и духовных традиций, как устои правового государства и социально справедливого общества, обеспечат благополучие граждан, независимость и процветание Беларуси, явятся ответом на тенденции глобализации современного мира: размывание, девальвацию национального суверенитета, традиционных ценностей (семейных, культурных и нравственных).

Укрепление государственности, рост благосостояния граждан – реализуем только в условиях сохранения фундаментальных ценностей.

Что необходимо скорректировать

Положения действующей Конституции в своей основе актуальны, но в некоторые из них предлагается внести корректировки с учетом прошедших изменений в экономике, политике, социальной структуре общества. Это разделы I и II.

Предлагаемые изменения статьи 15 раздела I чрезвычайно важны – «Государство обеспечивает сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны». В последние годы в мире со стороны коллективного Запада делаются все более яростные попытки переписать исторические факты, предать забвению героизм советского народа в той войне, мощь невиданного партизанского движения и миллионные жертвы советских людей, белорусов в той страшной бойне, устроенной фашистами с их человеконенавистническими идеями. Надо оградить и защитить молодежь от навязывания лживых «фактов» о Великой Отечественной войне, от попыток посеять раздор и хаос в нашем обществе с последующим внедрением внешнего управления, как в Украине. Поэтому актуальным является принятие и вступление в силу в январе текущего года Закона «О геноциде белорусского народа».

В Конституции сохраняется социальная направленность государственной политики, трудовые и экономические гарантии, защита прав собственности.

Вместе с тем полагаю, что статью 13 после абзаца 6 необходимо дополнить следующим: «Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства, являются важнейшим природным активом и национальным достоянием. Порядок использования земель, ответственность землепользователей за нерациональное и неэффективное их использование определяются законом». Почему? Земля – наше национальное богатство, достояние, основа его экономического благополучия, истоки наших исторических национальных черт, нашей духовности, нашей белорусскости. Наши обязанности – сохранить ее, улучшить для передачи будущему поколению.

Актуальными являются предлагаемые конституционные изменения в части внутренней и внешней политики страны. Поправки предполагают, что Беларусь исключает военную агрессию со стороны своей территории в отношении других государств, демонстрируя миролюбивую внешнюю политику. Одновременно исключается положение стремления к нейтралитету.

Реальность в современных условиях свидетельствует о возрастающем геополитическом противостоянии. Военный блок НАТО реально приблизился к нашим границам, наращиваются военные группировки как на западной границе, так и на южной границе с Украиной, усиливается напряженность. Надо быть готовыми к агрессии потенциального противника, который может стать реальным.

Союзное государство с Россией, Евразийский экономический союз, система коллективной безопасности ОДКБ являются важнейшими факторами сохранения нашего суверенитета. События в Казахстане и решительность стран – участниц ОДКБ, своевременные и решительные действия президентов России и Беларуси это подтверждают.

Социальные гарантии со стороны государства на право охраны здоровья, бесплатное лечение за счет государственных средств изложены в статье 45. Эта статья дополнена тезисом об обязанности граждан принимать меры по сохранению и укреплению собственного здоровья.

Поддерживая эти предложения, полагаю существенно дополнить эту статью положением о необходимости со стороны государства развивать профилактическую медицину. Предлагаю изложить ее в следующей редакции: «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение за счет государственных средств в порядке, установленном законом. Государство создает условия доступного медицинского обслуживания для всех граждан. Государство обеспечивает развитие профилактической медицины. Государство создает условия для здорового питания граждан в соответствии с законом. Право граждан Республики Беларусь обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользоваться оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда. Граждане обязаны принимать меры по сохранению и укреплению собственного здоровья».

Основой Конституции является обеспечение баланса всех ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной, закрепление равновесной системы – системы «сдержек и противовесов», нейтрализации в случае возможного усиления или ослабления каждой из них.

Реальный практический опыт работы Всебелорусского народного собрания, который наша страна приобрела в период с 1996 года (прошло шесть ВНС, на пяти из которых я был делегатом), продемонстрировал высшую форму настоящей демократии. Именно данный орган приобретает конституционное право стать высшим представительным органом народовластия (глава 31). Решения ВНС будут носить обязательный, а не рекомендательный характер. Конституционный характер ВНС – самобытная модель белорусского народовластия, исходящая своими корнями из Полоцкого вече, Всебелорусского съезда 1917 года, Народного собрания Западной Белоруссии 1939 года.

Таким образом, с учетом внесенных предложений и ряда других новшеств, которые будут, уверен, отвечать актуальным реалиям мира и соответствовать требованиям времени, укрепят главные столпы белорусской модели общественного развития:

  • сильное государство;
  • социально ориентированная рыночная экономика;
  • традиционно-христианские ценности.

Хочу обратиться к нашим гражданам, чтобы каждый спросил себя: «Что я сделал в жизни лично сам?» Чтобы улица, город, деревня стали краше, комфортнее, удобнее для жизни? Лучше, чем были? И при этом не кивая на других.

Земля Беларуси многострадальная и сакральная. Здесь всегда темные силы зла получали смертельный надлом, в том числе в июне – июле 1941 года под Брестом и Могилевом. Наши отцы и деды, бабули и матери отстояли эту землю тогда, а мы обязаны отстоять ее сегодня. И отстоим. Только вместе, только в единстве! Чтобы талантами наших детей и внуков, нашим трудолюбием сделать ее еще краше и сильнее.

Николай Иванченко, делегат 2-го, 3-го, 4-го, 5-го, 6-го Всебелорусских народных собраний, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 5-го созыва, председатель Наблюдательного совета ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»
« Рэспубліка», 20 января 2022 г.