НЦЗПИ: граждане положительно оценивают необходимость обновления Конституции
Граждане в целом положительно оценивают необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию, заявила журналистам заместитель директора – руководитель Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Елена Семашко во время заседания консультативного межконфессионального совета при Уполномоченном по делам религий и национальностей, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Уже более 7 тыс. предложений и обращений граждан поступило в адрес Национального центра правовой информации. Все предложения касаются текста Конституции в целом. Граждан интересуют различные направления, которые могут быть изменены в результате внесения изменений и дополнений в Конституцию. Среди самых популярных – Всебелорусское народное собрание, как порядок формирования этого органа, так и полномочия, особенно в той части, где полномочия ВНС будут пересекаться с полномочиями законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти», – сказала Елена Семашко.
По ее словам, много предложений звучит относительно социального характера белорусского государства, традиционных устоев, семейных ценностей. «Граждане, в целом положительно оценивая необходимость внесения изменений и дополнений, предлагают какие-то другие варианты по сравнению с теми, что вынесены сейчас на всенародное обсуждение, особенно в той части, которая касается государственных органов и перераспределения властных полномочий. Например, в отношении типа республики однозначно звучит превалирующая точка зрения, что Беларусь должна оставаться президентской республикой. В отношении Всебелорусского народного собрания в основном тоже есть поддержка с учетом того, что это уже апробированный нашим государством механизм народовластия, который доказал свою востребованность и эффективность», – подчеркнула Елена Семашко.
По сообщению БЕЛТА
Белорусы находятся буквально в паре дней от отпускного сезона. Как и в любых жизненных ситуациях, вы можете столкнуться с проблемами, о которых в предвкушении отдыха даже не могли предположить. Вылет перенесли на 15 часов? Развернули в аэропорту, потому что нет визы? Нет кондиционера в автобусе в плюс 35 градусов? Специалисты Министерства спорта и туризма и ОО «Региональное общество защиты потребителей» рассказали на вебинаре НЦЗПИ об основных аспектах оказания туристических услуг и на примерах пояснили, почему важно смотреть, что подписываете, сообщает БЕЛТА.
Что говорит законодательство
Консультант Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Александр Кречетов рассказал, что отношения, связанные с оказанием туруслуг, строятся исключительно на договорной основе. С 1 января 2023 года вступил в силу новый Закон о туризме, который предусматривает, что исполнителем является туроператор, исключительно юрлицо, имеющее право формировать туры и оказывать туристические услуги.
«Отношения между туроператором и туристом могут строиться опосредованно, поскольку туроператоры могут оказывать услуги как напрямую, так и через своих турагентов. Поэтому при заключении договора оказания туристических услуг следует обратить внимание на ряд определенных моментов, – отметил он. – Во-первых, для договора оказания туруслуг существует типовая форма, утвержденная правительством. Все договоры, которые предлагаются туроператором, должны отвечать этой типовой форме. Условия, предусмотренные в ней, исключениям не подлежат. Но договор, который строится на основании этой формы, можно дополнять, потому что бывают некоторые особенности туров».
Очень важным является вопрос оплаты туристических услуг. С одной стороны, порядок оплаты регулируется договором, но с другой стороны – есть императивная норма, согласно которой услуги оплачиваются либо туроператору, либо турагенту, и третьего варианта не дано. «Когда вам говорят, что вы сейчас нам оплачиваете, а потом часть денег вы вносите либо принимающей стороне, либо, допустим, оплата производится в автобусе, – такой вариант не допускается по законодательству. Все денежные средства за тур вносятся исключительно исполнителю или его уполномоченному лицу. Порядок внесения денежных средств также определяется договором. Возможно ли внесение предоплаты, оплаты в несколько этапов – это все зависит от того, какие варианты предлагает туроператор», – пояснил консультант.
Второй важный момент, связанный с оплатой, – она допускается в любой форме. «Если вам говорят, что оплата только через ЕРИП, то это ограничивает права потребителей, соответственно, такое условие не имеет юридической силы. Оплата туристических услуг возможна как безналичным способом, так и наличными денежными средствами в кассу с предоставлением платежного документа», – подчеркнул специалист.
Среди очень важных аспектов Александр Кречетов выделил то, что с 1 января 2023 года действует норма о том, что в договорах на оказание услуг в сфере международного выездного туризма применяются нормы о наличии у туроператора определенной гарантии (способа обеспечения) в договоре. «Таких способов у нас три – страхование ответственности туроператора, банковская гарантия, выданная на основании договора между туроператором и банком, и участие туроператоров в формировании фонда ответственности. Если мы имеем дело с договором в сфере международного выездного туризма, то в нем в обязательном порядке должны быть указаны способ обеспечения (гарантии), какая организация за это отвечает и ее ответственность, порядок обращения», – рассказал он.
Важно отметить, что способ обеспечения применяется в тех случаях, когда оператор не может исполнить свои обязательства. Законом о туризме предусмотрен исчерпывающий перечень таких случаев, начиная от форс-мажоров, которые подтверждаются официальным госорганом страны, где произошли данные обстоятельства, до объективных обстоятельств, связанных с работой оператора, – его ликвидация, признание банкротом, назначение конкурсного производства и тому подобное. Если возникает вопрос, связанный с некачественным оказанием услуг, то эти способы не применяются. Здесь уже действует порядок подачи претензий.
Порядок работы с претензиями, к слову, тоже является обязательным в договоре. «Законодатель устанавливает, что рассмотрение претензий осуществляется в течение семидневного срока, если заказчик является обычным юридическим лицом. Если это организация или индивидуальный предприниматель, то в течение 30 дней. Зачастую бывают случаи, когда в договоре прописывается, что претензия может быть подана в течение 20 дней или даже меньше. Такое условие является незаконным, поскольку подача претензий в соответствии с законодательством может осуществляться в течение продолжительного периода времени – двух лет с момента оказания услуги или в течение гарантийного срока, если таковой прописан в договоре. Поскольку речь идет об услугах, то зачастую применяются общие сроки подачи претензий», – обратил внимание консультант.
Одним из очень важных условий для оказания услуги является программа туристического путешествия, которая идет приложением к договору. «Когда вы приобретаете тур, обращайте внимание, чтобы все услуги, которые вам предоставляют, были прописаны в договоре. Все услуги, которые включены в программу туристического путешествия, являются туристическими услугами. Если вам говорят, что еще необходимо заплатить за некую услугу, то всегда задавайтесь вопросом, а что это такое? Зачастую пишется: комплекс услуг, который составляет энную сумму долларов или евро в эквиваленте, а определенная услуга – столько-то рублей. Но в этой программе ее нет. Вам могут быть оказаны только те услуги, которые вы сами заказали, и они обязательно должны быть отражены в программе путешествия. Если какой-то услуги там нет, а вам ее навязывают, вы вправе от нее отказаться», – предупредил он.
Также при оказании туруслуг существует такое понятие, как соблюдение правил личной безопасности. До человека должна доводиться информация о том, какие есть особенности пограничного, визового, таможенного и другого контроля. «Требуется ли виза? Требуется ли прохождение еще каких-то формальностей при пересечении государственной границы? Требуется ли уплата дополнительных сборов консульских, туристических? Об этом туроператор должен рассказать заранее. Конечно, необходимо сообщить туристу о месте нахождения представительства в случае, если, не дай бог, произойдет какое-то несчастье. Если турист путешествует в составе группы, то это бремя на себя берет руководитель туристической группы, поскольку он должен, получив инструкции от исполнителя, обратиться либо в правоохранительный орган, находясь в стране нахождения, либо в посольство», – заметил Александр Кречетов.
А что для вас «комфортабельный автобус»? Возможные проблемы рассмотрим на примерах
Юрисконсульт общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей» Мария Толстик обратила внимание, что в своей практике сталкивается с тремя категориями споров: о нарушениях прав потребителей на качество оказываемых услуг, на информацию и об одностороннем отказе от исполнения обязательства по договору.
Начать стоит с того, что договор об оказании туруслуг состоит из основного его текста с описанием прав, обязанностей, предмета договора, стоимости туристических услуг, а также двух приложений к нему. Первое приложение – это программа туристического путешествия. «Зачастую мы сталкиваемся с такой проблемой, как невнесение в программу туристического путешествия каких-то условий, которые устно были согласованы при заключении договора. Чем больше в договоре условий, тем сложнее туроператору его исполнить и проще затем потребителю предъявить претензии в случае, если будут какие-то отступления. Это все характеристики качества оказываемых услуг», – пояснила она.
При рассмотрении споров о качестве услуг специалисты часто сталкиваются с отсутствием точечного правового регулирования. «Приведу пример с автобусными турами. Очень часто, если заключен договор на автобусный тур, то прописывается, что это «туристический автобус», «автобус туристического класса» или еще более расплывчатая формулировка «комфортабельный автобус». Законодательство не дает определения всем этим понятиям. Соответственно когда потребитель приходит в суд и говорит о том, что ему обещали комфортабельный автобус, суд задает абсолютно логичный вопрос: а что в вашем понимании комфортабельный автобус? Ответчик, конечно же, говорит о том, что это все субъективное понятие, что он предоставил автобус, который сам считает комфортабельным», – рассказала Мария Толстик.
Поэтому есть такое понятие, как «предъявляемые требования», – это условия договора, которые не вносятся в него, однако они предполагаются из характера обязательств. «Были неоднократные споры, связанные с тем, что в автобусе что-то некорректно работает, например, сломан кондиционер, сломаны подставки для ног, отсутствуют полки для вещей, хотя предполагается их наличие, сломаны кресла. В этой ситуации мы исходим из того, что если автобус чем-то оснащен, значит, оно должно работать», – отметила юрисконсульт.
Она добавила, что зачастую также бывают отступления от условий договора, которые заблаговременно не согласовываются с потребителем, как, например, перенос времени вылета при услугах раннего бронирования. «Эти вопросы должны быть надлежащим образом согласованы путем подписания дополнительного соглашения к договору, но, как правило, такое соглашение не подписывается. Потребителя просто ставят в известность о том, что вылет перенесен на 15 часов например или что вылет состоится раньше – позже, без объяснения причины. Потребитель, который рассчитывает на конкретное время и количество дней отдыха, естественно, чувствует себя обманутым в этой ситуации. Подписание дополнительного соглашения об изменении программы туристического путешествия дает ему право обратиться в дальнейшем к исполнителю за возмещением соответствующего морального вреда», – пояснила она.
Наиболее актуальный вопрос – визовое сопровождение. Важно: когда потребитель обращается к туроператору, то в договоре обязательно прописывается услуга оказания визовой поддержки либо предоставляется информация о том, что туристическое путешествие может состояться только при наличии, например, шенгенской визы. «По этой теме у нас было уже два спора. Первый спор был связан с тем, что потребителю не была предоставлена полная достоверная информация о программе туристического путешествия и о том, что для осуществления путешествия ей потребуется шенгенская мультивиза. Соответственно уже ближе к концу туристического путешествия ее просто высадили на границе в иностранном государстве и сказали, что дальше она не поедет, потому что у нее нет права на пересечение границы зоны Шенгенского соглашения повторно», – привела пример Мария Толстик.
Также в объединении рассматривали спор о вьетнамской визе, когда потребителю сообщили, что виза ей вообще не нужна, но устно было сообщено о том, что если вдруг окажется так, что нужна, то ее прямо в аэропорту и поставят. «Закончилось все тем, что потребитель прилетела и благополучно улетела в этот же день назад, потому что дальше ее просто во Вьетнам не пропустили. Денежные средства за туристическую поездку были в полном объеме возмещены, в том числе и убытки, которые были понесены для того, чтобы вернуться обратно в Беларусь. И компенсация морального вреда также была выплачена», – резюмировала специалист.
В объединение поступает также много вопросов касательно одностороннего отказа. Потребители обращаются с вопросами о том, сколько денежных средств можно возместить, являются ли правомерными штрафы за отели, является ли правомерным условие перевозчика о том, что стоимость авиаперелета не возвращается и иные.
«У нас есть достаточно интересная судебная практика, когда при вынесении решения суд исходил из того, что ответчик не смог предоставить документацию, которая подтверждает, что денежные средства были уплачены непосредственно за эти услуги, непосредственно за этот тур и непосредственно за этого туриста, потому что односторонний отказ производился не по всему договору, а в рамках одного конкретного лица. Также не были предоставлены достаточно достоверные доказательства о том, что были приняты все меры по минимизации фактически понесенных расходов, – отсутствовали обращения к отелю о том, что нужно заменить или отменить номер, информация о том, что авиабилеты невозвратные. Если туроператор не позаботился о том, чтобы минимизировать расходы потребителя, то почему потребитель должен все эти необоснованные убытки нести? Ведь это обязанность туроператора перед потребителем – принять все меры и вернуть ему денежные средства. Суд исходит из того, что потребитель в данной ситуации прав», – рассказала Мария Толстик.
Потребители при нарушении их прав на качество и информацию могут потребовать соразмерное уменьшение стоимости. «На практике мы именно его и запрашиваем. Сумма выбирается произвольно либо, если, например, некачественно оказана услуга по проживанию в отеле, можно запросить стоимость проживания в отеле. Если пропущены какие-то дни отдыха, можно часть денежных средств тоже вернуть, скалькулировать по стоимости одной ночи. Расторжение договора запрашивается крайне редко, потому что все-таки мы исходим из того, что все участники правоотношений должны быть добросовестными и не злоупотреблять своими правами. В исключительных случаях, конечно, да, расторжение договора возможно», – пояснила юрисконсульт.
Кроме того, за нарушение права потребителя можно потребовать компенсацию понесенного морального вреда, неустойку и убытки.
По информации БЕЛТА
Граждане могут улучшить свои жилищные условия, получив во владение и пользование арендное жилье, распределение которого регламентировано ст. 111 Жилищного кодекса. Все нюансы во время вебинара в Национальном центре законодательства и правовой информации разъяснила заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства Надежда Якушова, передает корреспондент БЕЛТА.
Так, арендное жилье распределяется следующим образом: для граждан, имеющих первоочередное право на его получение в связи с характером трудовых и служебных отношений, отводится не более 40 %, а оставшиеся 60 % – для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из даты принятия их на соответствующий учет, либо не состоящих на таком учете, которые получают арендное жилье в общем порядке. Подобное соотношение действительно во всех регионах республики, кроме Минска.
В столице установлена отдельная квота на предоставление арендного жилья. Здесь не менее 80 % подобного жилья предусмотрено для граждан в связи с характером трудовых отношений и не более 20 % для граждан на общих основаниях. Данную квоту устанавливает Указ Главы государства № 382 от 5 октября 2021 г. «О жилых помещениях г. Минска».
«Предоставление арендного жилья носит заявительный характер, и прежде всего именно гражданин самостоятельно принимает решение о подаче заявления о предоставлении ему жилого помещения, – прокомментировала Надежда Якушова. – Информация о наличии свободного арендного жилья дублируется на официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов, то есть ресурсах райисполкомов, администраций районов в городах, сельисполкомов».
В первую очередь предоставляются сведения о месте нахождения, количественном и качественном составе жилого помещения, такая информация также обязательно содержит характеристику и данные об уровне благоустройства жилого помещения.
«Открыв сайт исполкома, мы можем увидеть, что имеется, например, свободная арендная квартира. Нам доступны данные, на каком этаже она расположена, сколько в ней комнат, какова ее площадь, есть и информация по ее благоустройству, оснащенности инженерными системами. Кроме того, в такой информации можно увидеть размер платы за пользование жильем и срок обращения для подачи заявления о предоставлении арендного жилья, который, кстати, не может быть менее 15 календарных дней, – обратила внимание Надежда Якушова. – Можно также почерпнуть сведения о том, кому предназначается та или иная квартира. Например, будет указано «для граждан в связи с характером трудовых отношений на основании индивидуальных ходатайств» либо «для граждан в общем порядке».
Вместе с тем есть нюанс, и касается он арендного жилья для военнослужащих, поскольку информация такого рода не размещается на сайтах исполкомов. Порядок информирования в данном случае устанавливается решениями облисполкомов и Мингорисполкома.
Когда гражданин выбрал для себя подходящий вариант арендного жилья, он, взяв с собой из документов только паспорт, обращается в службу «одно окно» местного исполнительного органа. Адреса и телефоны также можно найти на сайтах. Если же речь идет о предоставлении арендного жилья республиканского жилищного фонда, за предоставление такого жилья граждане обращаются не в службу «одно окно», а непосредственно к наймодателю, то есть в организацию республиканской формы собственности, за которой построенное арендное жилье закрепляется на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления.
«Теоретически получить во владение и пользование арендное жилье может каждый, так как на общих основаниях арендное жилье предоставляется гражданам, как состоящим на учете нуждающихся, так и не состоящим на подобном учете», – резюмировала представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства.
По информации БЕЛТА
Как с 2025 года изменился порядок назначения пособий на детей, на вебинаре в Национальном центре законодательства и правовой информации (НЦЗПИ) рассказала заместитель начальника управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Светлана Коваль, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Общий порядок назначения пособия таков: все государственные пособия назначаются по месту работы матери. Если мать не работает и не является индивидуальным предпринимателем, нотариусом или адвокатом, то пособие назначается по месту работы отца. Однако есть исключение: если отец работает в организации, где численность работников меньше 15 человек, тогда пособие назначается в органах по труду, занятости и социальной защите», – рассказала она.
Светлана Коваль отметила, что изменениями было конкретизировано место назначения пособий на детей для физических лиц, которые самостоятельно осуществляют деятельность. С 1 января 2025 г. в полной семье, если отец работает, а мать является индивидуальным предпринимателем, нотариусом или адвокатом, пособие назначается в органах по труду, занятости и социальной защите. Если мать осуществляет иную самостоятельную деятельность, например, ремесленную или деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, то пособие назначается по месту работы отца. Светлана Коваль пояснила, что ранее назначенные пособия продолжат выплачиваться на тех же местах, а новые назначения будут проходить по новому порядку.
Также предоставлена возможность выплаты пособия другому родителю в полной семье без изменения места выплаты. «Если получатель пособия признан ограниченно дееспособным или имеет заболевание, при котором не может выполнять родительские обязанности, то пособие выплачивается второму родителю без изменения выплаты и без пересмотра права на пособие по тому же месту», – рассказала она.
По информации БЕЛТА
Абсолютно все сферы нашей жизни регулируются законами. Они же создаются и принимаются в соответствии с Конституцией – Основным Законом страны. Как и все общество, Конституция развивается и совершенствуется, чтобы при любых обстоятельствах защищать наши права и свободы. О социальной ориентированности обновленной Конституции, особенностях ее действия в современных условиях «Р» поговорила с Аллой Бодак, судьей Конституционного Суда.
Запрос времени
– В результате республиканского референдума, проведенного 27 февраля 2022 года, у Конституционного Суда значительно расширились полномочия. Чем это вызвано и как сказалось на вашей деятельности?
– Наша действительность характеризуется процессами глобализации, динамичным развитием региональной интеграции, сложной геополитической ситуацией. Политическая и социально-экономическая реальности обусловили необходимость укрепления государственного суверенитета, правовое содержание которого раскрывается в статье 1 Конституции: согласно ей, Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Конституционный Суд Республики Беларусь, являясь «хранителем Конституции», призван защищать суверенитет.
В результате изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме в 2022 году, Конституционному Суду по сути придан статус конституционного арбитра при разрешении споров между ветвями власти, государством и гражданами. В связи с этим введены новые полномочия о толковании Конституции, даче заключений о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции, конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. При этом расширено число субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный Суд.
Обновленная Конституция предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд гражданина с просьбой о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, которым, по его мнению, нарушены его конституционные права и свободы. Это является важным этапом развития конституционного правосудия в Беларуси. Указанные конституционные изменения свидетельствуют об усилении конституционных гарантий правового статуса личности и о расширении правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод граждан.
Важный этап правосудия
– Насколько широко граждане Беларуси пользуются своей новой возможностью? Относятся ли вопросы, которые они хотят разрешить, к компетенции Конституционного Суда?
– В течение 2024 года в Конституционный Суд поступило 530 обращений, из которых 103 в определенной мере отвечают критериям конституционной жалобы. В жалобах изложены вопросы, связанные с нарушением прав при применении трудового, жилищного, земельного, пенсионного, налогового, а также уголовно-процессуального, административного и гражданского процессуального законодательства. Поступающие жалобы граждан изучаются в установленном Законом «О конституционном судопроизводстве» порядке, определяется способ их дальнейшего разрешения с учетом соблюдения условий допустимости, общих требований к содержанию конституционной жалобы.
Анализ жалоб показывает, что гражданами не соблюдаются в полной мере положения данного закона, что является основанием для отказа в возбуждении производства по делу.
Многие обращения не относятся к компетенции Конституционного Суда, а подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции или в других государственных органах.
Конституционным Судом принято два определения об отказе в возбуждении производства по делу, принято одно решение по существу «О конституционности статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях по жалобе». Еще одно решение находится на рассмотрении в суде.
– Что же нужно учитывать тем, кто намерен обратиться за защитой своих прав в Конституционный Суд?
– Для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы. Она должна отвечать всем условиям допустимости, а также общим требованиям к ее содержанию, включая юридически четко сформулированную позицию гражданина по поставленному в конституционной жалобе вопросу о неконституционности закона, примененного в конкретном деле, со ссылкой на соответствующие нормы Конституции. Для этого требуются организация всесторонней разъяснительной работы с привлечением существующих информационных ресурсов и оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.
Для содействия реализации права граждан на доступ к конституционному правосудию и создания максимально благоприятных для этого условий в Конституционном Суде активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Так, граждане, желающие обратиться в Конституционный Суд, могут подать конституционную жалобу в электронной форме. Для этого на официальном сайте Конституционного Суда следует создать личный кабинет и заполнить в нем специальную регистрационную форму с приложением необходимых документов и иных материалов.
– Недавно в Конституционном Суде была рассмотрена первая индивидуальная конституционная жалоба…
– Реализуя полномочие принимать решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, Конституционный Суд исходит из необходимости своевременного устранения из правового регулирования законодательных пробелов, правовой неопределенности, которые, как правило, нарушают системность и согласованность правовых норм, затрудняют правоприменение.
Наличие в законодательных актах пробелов и правовой неопределенности не позволяет обеспечивать в полной мере принцип верховенства права, создает возможность такого понимания и применения правовых норм, которое может приводить к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из принципа верховенства права, Конституционный Суд при рассмотрении и разрешении дела по конституционной жалобе гражданина признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании, вызвавшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и статьи 7.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Оказалось, в системе действующего законодательства они не обеспечивают правовую определенность при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность.
Национальному собранию Республики Беларусь предложено устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в данном решении. Правоприменителям рекомендовано до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность, обеспечить соблюдение принципов справедливости и разумности.
Мы станем лучше
– В обновленной Конституции усилена социальная ориентированность. Это касается норм о долге каждого вносить посильный вклад в развитие государства и общества, государственной поддержки семьям с детьми, содействия духовному, нравственному и иному развитию молодежи и многого другого. Такой подход требует определенной модернизации самого общества, не правда ли?
– Положения о социальном характере белорусского государства в обновленной Конституции получили развитие и содержательное наполнение путем расширения гарантий социальных прав граждан, повышения социальных обязательств государства. Так, в Конституции закрепляется больший уровень гарантий социальных прав граждан, которые нуждаются в повышенной социальной защите: особая забота со стороны государства о ветеранах войны и труда, о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, об инвалидах и пожилых людях; обеспечение инвалидам равных возможностей для осуществления прав и свобод человека и гражданина, социальной интеграции, доступной среды и улучшения качества их жизни; поддержка семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая норма налагает дополнительные социальные обязательства на государство и значительно усиливает социальную составляющую государственной политики.
Действительно, в современном социальном государстве корректируются взаимоотношения между гражданином, обществом и государством, исключается иждивенческий характер.
Современное развитие социального государства основывается на предоставлении гражданам равных возможностей, позволяющих конкретному человеку на основе полученных знаний и духовно-нравственных ценностей осознанно самореализоваться с пониманием важности своего активного участия в обеспечении не только собственного благополучия, но и благополучия общества.
Важнейшим принципом социального государства выступает социальная справедливость. Напомню, что в результате республиканского референдума в 2022 году мы дополнили преамбулу Конституции положением, согласно которому народ Республики Беларусь утверждает устои социально справедливого общества.
Социальная справедливость явно нарушается, когда существует огромный разрыв в материальном положении индивидов и разных групп населения. С материальными возможностями ведь связан доступ к культуре, образованию, медицинскому обслуживанию, отдыху. При определении уровня такого разрыва используется децильный коэффициент фондов. Он обозначает соотношение средних доходов 10 процентов наименее обеспеченных и 10 процентов наиболее обеспеченных слоев населения страны. В США и России такой коэффициент составляет приблизительно 15, в странах Европы – 7–8. По данным Национального статистического комитета Беларуси, в нашей стране децильный коэффициент равен 6.
Развитие социального государства на принципах справедливости выступает важнейшим фактором безопасности, минимизации социальных конфликтов в обществе и устойчивого развития государства.
Оксана Невмержицкая, « Рэспубліка», 15 марта 2025 г.
Дорогие соотечественники!
Поздравляю вас с Днем Конституции.
Обновленный при участии миллионов белорусов Основной Закон стал фундаментом для построения подлинно народного государства, в котором забота о человеке является приоритетом проводимой политики.
В Беларуси создается общество равных возможностей, обеспечивается защита прав и свобод граждан, укрепляется институт семьи, действует система поддержки молодежи, активно развиваются здравоохранение, наука и образование. Государство оказывает содействие духовному возрождению, сохранению культурного наследия и межконфессионального диалога.
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне особое значение приобретают положения Конституции, направленные на сохранение исторической правды о священном подвиге белорусского народа. Эту правду о героях, отстоявших свободу Родины, должны знать и помнить наши дети и внуки.
Убежден, что патриотизм, сплоченность, верность конституционным принципам и ценностям станут залогом процветания и независимости нашей страны.
Желаю всем мира, добра, благополучия и новых свершений на благо Отечества.
Александр Лукашенко