14.01.2022
МАРТ: вниманию организаторов рекламных игр
С 15.11.2021 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-3 «О защите персональных данных» (далее –Закон № 99-З).
Выборочный анализ правил проведения рекламной игры (находящихся в открытых источниках), проведенный Национальным центром защиты персональных данных Республики Беларусь, свидетельствует об их изложении без учета норм законодательства о персональных данных.
Так, распространенной практикой является включение в правила проведения рекламной игры положений о том, что участники соглашаются с тем, что их фамилии, имена, отчества (при наличии), фотографии, видео-, аудио- и иные материалы о них могут быть использованы организатором в любых рекламных и (или) информационных материалах, связанных с проведением рекламной игры, а также победитель рекламной игры дает согласие на интервью в средствах массовой информации и съемку для рекламных материалов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 99-З согласие субъекта персональных данных представляет собой свободное, однозначное, информированное выражение его воли, посредством которого он разрешает обработку своих персональных данных.
Для обеспечения свободного характера согласия для каждой конкретной цели требуется, чтобы субъект персональных данных имел возможность согласиться или не согласиться как с одной, так и с несколькими целями обработки.
В этой связи согласие не будет свободным в случае, когда одно согласие получается для достижения нескольких, не связанных между собой целей (например, использование в рекламных целях и проведение интервью).
Следует учитывать, что согласно пункту 7 статьи 5 Закона № 99-З обязанность доказывания получения согласия субъекта персональных данных возлагается на оператора персональных данных. В приведенном примере оператор (организатор рекламной игры и (или) иного рекламного мероприятия) должен будет доказать, что субъект персональных данных дал свое согласие свободно, не воспринимая его как обязательное условие участия в рекламной игре либо как необходимость для достижения одной желаемой цели соглашаться с иными целями.
Кроме того, указанные цели обработки персональных данных («использование в любых рекламных и (или) информационных материалах») не являются конкретными, что не соответствует требованиям части первой пункта 4 статьи 4 Закона № 99-З, поскольку не позволяет субъекту персональных данных понять суть и параметры обработки персональных данных.
Просим учитывать данную информацию при подготовке правил проведения рекламных игр.
По сообщению официального сайта Министерства антимоно
польного регулирования и торговли Республики Беларусь
Какие новации законодательства призваны защищать потребителей риелторских услуг, рассказали в МАРТ
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Инна Гаврильчик рассказала на пресс-конференции о том, какие новации законодательства призваны защищать потребителей риелторских услуг, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
В компетенции МАРТ есть два вопроса, имеющих непосредственное отношение к риелторской деятельности, – это реклама и защита прав потребителей риелторских услуг. «Что касается последнего, то в Законе «О защите прав потребителей» содержатся общие нормы, которые развиваются Законом «О риелторской деятельности», который был принят в этом году. В случаях решения вопроса о том, есть ли нарушение прав потребителей, мы будем руководствоваться не только Законом «О риелторской деятельности», но и Законом «О защите прав потребителей». Здесь риелторским организациям важно понимать, что, например, в статье 7 Закона «О защите прав потребителей» говорится о том, что исполнитель услуги, в том числе риелторской, обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о предлагаемых услугах. И благодаря Закону «О риелторской деятельности» четко понятно, какая эта информация должна быть», – пояснила Инна Гаврильчик.
В Законе «О риелторской деятельности» есть соотносящееся с Законом «О защите прав потребителей» требование о том, что должно быть указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги. «Здесь спасибо Закону «О риелторской деятельности», который четко это регламентирует, и направлен на исключение случаев, когда фактически услугу оказывал не риелтор, значащийся в документах, а агент. Не каждый агент обладает специальными знаниями, достаточными для оказания качественной риелторской услуги», – обратила внимание она.
Почему важно доведение достоверной информации до потребителя? Потому что в Законе «О защите прав потребителей» есть статья 16, которая говорит, что если не была доведена вся необходимая и достоверная информация, то потребитель имеет право на расторжение договора без всяких других условий. «Достаточно вот этой причины. Думаю, риелторские организации могут оценить последствия при расторжении договора таким образом – все денежные средства необходимо будет вернуть», – привела пример Инна Гаврильчик.
Закон «О риелторской деятельности» принят в Беларуси в этом году. Он направлен на дальнейшее развитие сферы риелторской деятельности, решение существующих в этой сфере проблем. По мнению Министерства юстиции, реализация норм закона поможет повысить качество оказания риелторских услуг, престиж профессии риелтора и доверие населения к риелторским организациям.
По информации
БЕЛТА
Россия намерена перенять опыт Беларуси распространения социальной рекламы
Россия заинтересована и намерена перенять опыт Беларуси распространения социальной рекламы. Об этом сообщила заместитель Председателя Государственной Думы Федерального собрания РФ Анна Кузнецова на полях международного форума «Семья – основа демографического потенциала государства», передает корреспондент
БЕЛТА.
Анна Кузнецова подчеркнула, что тема семьи, которая сегодня стала основной для встречи политиков России и Беларуси, общественников и молодежи, «стратегическая и касается напрямую безопасности наших государств».
На форуме прозвучало множество предложений, связанных с усилением взаимодействия государств. «Это необходимо для того, чтобы укрепить друг друга на демографическом фронте. Нам нужно принимать вместе точные и выверенные решения, которые еще больше защищают наши семьи и детей. Безусловно, звучали конкретные предложения. Мы рассматривали опыт государств России и Беларуси в поддержке семей – как ошибки, так и прорывные решения. Звучали предложения различных общественных организаций», – отметила Анна Кузнецова.
По ее словам, еще в ходе пленарного заседания приняты определенные решения. «Первое касается распространения социальной рекламы. Интересный опыт Беларуси должен быть передан в Российскую Федерацию», – подчеркнула зампредседателя. На форуме были представлены примеры интересных баннеров с совершенно разными, но теплыми сюжетами: молодая семья, ожидание первенца, многопоколенная семья.
Беларусь заинтересовалась опытом России в поддержке студенческих семей. «Конечно, звучали концептуальные предложения, касающиеся разработки модельных законов и иных стратегических решений, которые могут быть приняты в рамках Союзного государства», – поделилась Анна Кузнецова.
«Ключевое – поддержка семьи должна исходить из рождения следующего ребенка. Родился ребенок – укрепилась поддержка семьи, и так с каждым последующим ребенком», – уверена она.
Зампредседателя подчеркнула, что самыми часто произносимыми словами сегодня стали «традиционные семейные ценности». «Это точно самые современные ценности, которые мы можем себе представить. Потому что те ценности, которые ведут к разрушению, рано или поздно умирают. Остается только то, что поддерживает жизнь», – отметила она.
Международный форум «Семья – основа демографического потенциала государства» проходит в Национальной библиотеке Беларуси. Его цель – консолидация усилий государства, Белорусской православной церкви и общества в выработке мер, ориентированных на формирование в обществе позитивной установки на создание семьи, рождение и воспитание детей, преемственность поколений, здоровый образ жизни как основы демографического благополучия государства.
По информации
БЕЛТА
В Москве состоялось 58-е заседание Межгосударственного совета по антимонопольной политике
24 апреля 2025 года в г. Москве состоялось 58-е заседание Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП).
В заседании приняли участие представители Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также представители Исполнительного комитета СНГ, Регионального содружества в области связи и Евразийской экономической комиссии.
Председателем МСАП на очередной срок был избран Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Карпович Артур Борисович.
С приветственным словом выступил руководитель Федеральной антимонопольной службы (Российская Федерация) Шаскольский Максим Алексеевич, который поблагодарил членов МСАП и коллег из антимонопольных органов государств – участников СНГ за совместную работу в период своего председательства и рассказал о достигнутых результатах.
Участники заседания проинформировали о наиболее заметных событиях, произошедших в государствах – участниках СНГ в области антимонопольной политики в текущем периоде, отметив, что в государствах Содружества проводится активная работа по совершенствованию законодательной базы, практики применения антимонопольного законодательства и структуры антимонопольных органов СНГ в целях повышения эффективности рыночных преобразований в экономике и обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства на социально значимых рынках.
Директор департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Мыскин Михаил Евгеньевич проинформировал участников заседания об основных мероприятиях, состоявшихся в рамках Содружества.
В ходе заседания МСАП была заслушана информация о деятельности Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств – участников СНГ.
В рамках заседания были утверждены Модельные практики взаимодействия маркетплейсов с правообладателями и продавцами в рамках предотвращения реализации неоригинальных товаров. Принято решение направить указанный документ в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения высшими органами СНГ в установленном порядке.
По завершении мероприятия состоялась церемония вручения знаков отличия МСАП представителей антимонопольных органов государств – участников СНГ, внесших большой личный вклад в развитие сотрудничества в области конкурентной политики.
По всем вопросам повестки дня решения приняты единогласно.
Очередное заседание МСАП намечено провести в октябре 2025 года в г. Бресте, Республика Беларусь.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
МАРТ: оптовики должны быть внесены в Торговый реестр
В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли напомнили, что оптовики должны быть внесены в Торговый реестр, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе ведомства.
МАРТ в целях недопущения субъектами торговли нарушений законодательства, а также исключения причин и условий, способствующих незаконному обороту мяса крупного рогатого скота, изучил информацию о договорах, заключенных по результатам проведения процедур государственных закупок, на поставку мясных полуфабрикатов учреждениям социальной сферы.
В результате установлено, что победителями процедур государственных закупок в I квартале 2025 года являлись как предприятия-производители, включенные в реестр производственных объектов, на которых осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, так и субъекты торговли, осуществляющие оптовую торговлю мясной продукцией и не включенные в реестр производственных объектов.
При проведении мониторинга у 14 субъектов, осуществляющих оптовую торговлю, являющихся победителями процедур государственных закупок, установлено нарушение законодательства о торговле в части отсутствия сведений в Торговом реестре. Субъектам торговли выданы рекомендации об устранении нарушений законодательства, установлены сроки их исполнения.
В МАРТ напомнили, что если организация оптовой торговли осуществляет деятельность без использования торгового объекта, ей необходимо в установленном порядке представить в соответствующий уполномоченный орган уведомление для включения сведений в Торговый реестр Республики Беларусь. Дополнительно МАРТ проинформирует облисполкомы и МГИК о нарушениях законодательства о торговле.
По данным Торгового реестра Республики Беларусь количество розничных торговых объектов, функционирующих на территории республики, за 2024 год увеличилось на 2,5 %, или 3,2 тыс. единиц. На 1 января 2025 года составило 131,3 тыс. Торговая площадь розничных торговых объектов за 2024 год увеличилась на 3,1 %, или 243,9 тыс. кв.м и на 1 января 2025 года составила 8192,6 тыс. кв.м.
По информации
БЕЛТА