Зарубежным дипломатам разъяснили суть предлагаемых изменений в Конституцию Беларуси
В Министерстве иностранных дел состоялась встреча с главами иностранных дипломатических миссий и представительств международных организаций, посвященная процессу внесения изменений в Конституцию Беларуси. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе МИД.
Всего в мероприятии приняли участие более 50 зарубежных дипломатов.
«Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей на встрече подчеркнул важность происходящих в стране конституционных процессов и их значимость для эволюционного пути развития белорусского общества», – рассказали в пресс-службе ведомства.
Основными спикерами стали заместитель Председателя Конституционного Суда, член Конституционной комиссии Наталья Карпович, директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Вадим Ипатов, а также директор Национального центра правовой информации Республики Беларусь Андрей Мательский.
«Гостям мероприятия в открытом ключе была представлена подробная информация о предлагаемых изменениях и дополнениях в Конституцию Республики Беларусь, о ходе всенародного обсуждения рассматриваемых поправок, причинах и целях их внесения.
В рамках активного обмена мнениями от участников встречи поступили многочисленные вопросы, на которые экспертами в ходе заинтересованной дискуссии были даны ответы и разъяснения», – отметили в Министерстве.
По сообщению
БЕЛТА
(фото – МИД)
11 апреля 2025 г. в г. Алматы под председательством Министра иностранных дел Республики Таджикистан Сироджиддина Мухриддина состоялось заседание Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств.
В заседании участвовали заместитель Министра иностранных дел Азербайджанской Республики Самир Шарифов, заместитель Министра иностранных дел Республики Армения Мнацакан Сафарян, заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Павел Утюпин, заместитель Премьер-министра – Министр иностранных дел Республики Казахстан Мурат Нуртлеу, Министр иностранных дел Кыргызской Республики Жээнбек Кулубаев, Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров, заместитель Министра иностранных дел Туркменистана Ахмет Гурбанов, заместитель Министра иностранных дел Республики Узбекистан Бобур Усманов, Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев.
В рамках встречи в узком формате участники обменялись мнениями по актуальным вопросам международной повестки дня и взаимодействия в формате Содружества.
Отдельной темой обсуждения в узком составе стал анализ деятельности органов отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств в минувшем году. С докладом по этому вопросу выступил Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев.
С приветственным словом к главам делегаций на заседании в широком формате обратился заместитель Премьер-министра – Министр иностранных дел Республики Казахстан Мурат Нуртлеу. Далее заседание провел Председатель СМИД, Министр иностранных дел Республики Таджикистан Сироджиддин Мухриддин.
Собравшиеся обсудили вопрос о проекте Программы сотрудничества в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2026–2030 годы. С докладом на эту тему выступил заместитель Председателя Совета командующих Пограничными войсками – Председатель Координационной службы СКПВ Александр Манилов. Документ затем предполагается рассмотреть на заседании Совета глав государств СНГ в октябре нынешнего года в Душанбе.
О подготовке проекта Положения о Форуме волонтеров Содружества Независимых Государств участникам заседания доложила Вице-министр культуры и информации Республики Казахстан Айзада Курманова. Проект Положения, одобренный СМИД, будет внесен на рассмотрение очередного заседания Совета глав правительств СНГ.
Члены СМИД подвели итоги выполнения в прошлом году Плана многоуровневых межмидовских консультаций в рамках Содружества Независимых Государств и Программы действий по активизации партнерства между внешнеполитическими ведомствами.
Многоуровневые межмидовские консультации, проведение которых практикуется с 1995 года, являются важным инструментом политического взаимодействия государств. Они проходят на регулярной основе в формате заинтересованных сторон.
Основными целями консультаций являются широкий обмен информацией и мнениями по актуальным внешнеполитическим вопросам, представляющим взаимный интерес, по региональной и глобальной политике, анализ проблем, препятствующих продвижению совместных инициатив в международных организациях.
Реализация Программы действий в 2024 году способствовала дальнейшему развитию многопланового межмидовского сотрудничества и укреплению политико-дипломатического взаимодействия в рамках Содружества. По большинству позиций удалось добиться конкретных положительных результатов, что подтверждает наличие существенного потенциала укрепления сотрудничества в условиях стремительно меняющихся реалий международных отношений.
Были утверждены положения о двух новых базовых организациях. Так, статус базовой организации по осуществлению образовательной и научной (научно-технической) деятельности в области информационной безопасности вооруженных сил получило Краснодарское высшее военное орденов Жукова и Октябрьской Революции Краснознаменное училище имени генерала армии С.М.Штеменко, которое имеет профильную учебно-материальную и научную базу, а также большой практический опыт международного военного сотрудничества. Статус базовой организации по вопросам питания учащихся получил Московский Институт отраслевого питания, являющийся ведущей экспертной организацией в сфере школьного питания в России и за рубежом, партнером Всемирной продовольственной программы ООН.
На заседании были одобрены проекты протоколов о внесении изменений в ряд конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Поправки, в частности, планируется внести в конвенции от 22 января 1993 г. и 7 октября 2002 г. Изменения направлены на устранение проблем в разрешении принудительного исполнения судебных приказов о взыскании алиментов, что будет способствовать созданию дополнительного механизма защиты прав и интересов несовершеннолетних детей.
СМИД одобрил проект Соглашения о сотрудничестве по обмену информацией при осуществлении принудительного исполнения судебных актов, актов иных уполномоченных органов и должностных лиц. Документ устанавливает правовые основания для обмена практически важной информацией, использование которой будет способствовать соблюдению прав и законных интересов граждан (организаций) при исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Кроме того, был одобрен еще ряд документов, которые будут направлены на рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. Это проекты Решения о присвоении звания «Город трудовой славы. 1941–1945 гг.», Договора о порядке организации и проведения международной контролируемой поставки компетентными органами государств – участников Содружества, Положения о принципах формирования организационно-технической структуры, построения и функционирования Совместной (объединенной) системы связи вооруженных сил, Основных направлений и мероприятий развития Объединенной системы контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки министерств обороны до 2030 года, новой редакции Положения о Совете руководителей государственных и общественных телерадиоорганизаций, положений о нагрудном знаке «За развитие туризма в Содружестве Независимых Государств».
Планируется, что следующее заседание Совета министров иностранных дел СНГ состоится 9 октября в Душанбе.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
Беларусь и Колумбия заключили межправительственное соглашение о взаимной отмене виз для краткосрочных поездок граждан. Документ подписали 9 апреля в Москве заместитель Министра иностранных дел Беларуси Евгений Шестаков и посол Колумбии в России и в Беларуси по совместительству Эктор Исидро Аренас Нейра, передает корреспондент БЕЛТА.
«Это очень значимый шаг в наших отношениях. С большим уважением и симпатией отношусь к вашей стране», – сказал Евгений Шестаков, обращаясь к колумбийскому дипломату.
Заместитель Министра добавил, что соглашение вступит в силу через 30 дней после его ратификации парламентами двух государств.
«Это огромный шаг на пути укрепления наших двусторонних отношений. Подписание соглашения дает возможность гражданам посещать наши страны в туристических и деловых целях, что позволит интенсифицировать наши отношения во всех сферах», – подчеркнул посол Колумбии.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 18 марта принял с докладом Министра иностранных дел Беларуси Максима Рыженкова.
Глава государства во вступительном слове обозначил целый ряд вопросов для беседы. Это проработка визитов Главы государства, реализация планов по развитию сотрудничества, в том числе с Китаем. В числе тем также работа на площадке Евразийского экономического союза и подготовка к проведению саммита с учетом председательства Беларуси в этом интеграционном объединении в текущем году. Кроме того, Президент планирует провести совещание с белорусскими послами.
«Визиты Президента, о которых мы договаривались. Насколько они сегодня вырисовываются? Проработаны, не проработаны?» – поинтересовался Глава государства.
Он отметил, что планирует посетить ряд азиатских стран, и это будут очень важные визиты. «Насколько мы тут сейчас имеем какую-то картину?» – спросил он у главы МИД.
«Второе – у нас Евразийский экономический совет (заседание высшего Евразийского экономического совета. – Прим.). Когда, что, как? И так далее», – поставил еще один вопрос Глава государства.
Александр Лукашенко также напомнил о задаче, которую ставил не только перед Максимом Рыженковым, но и Главой Администрации Президента Дмитрием Крутым: «Я ведь пообещал, что мы серьезно вникнем в структуру и численность, штатное расписание нашей Евразийской комиссии (ЕЭК. – Прим.). Для того, чтобы определиться наконец-то по зарплате и так далее. Это же будет лакмусовая бумажка для нас. Поэтому надо вникнуть, если что, посоветоваться с Мясниковичем (Михаил Мясникович, который ранее занимал пост Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии. – Прим.). У него знаний гораздо больше, чем у всех нас тут в Беларуси. Чтобы ошибок не наделать, когда будем вносить предложения».
«Совещание с послами, о котором я сказал. Надо определиться, когда мы их пригласим. Я не говорю, что это может быть только лето. Когда определишься, тогда и пригласим», – отметил Глава государства, говоря о сроках проведения мероприятия.
Вопрос номер один, который обозначил Александр Лукашенко, – это отчет МИД и послов по вопросам внешнеэкономической деятельности. «Они на это должны быть сориентированы», – сказал он.
«Очень важно иметь представление, как мы будем двигаться с Китайской Народной Республикой. Это Директива № 9. Мы там очень четко определялись, что нам надо сделать», – поставил задачу Президент.
В центре внимания и развитие отношений с другими странами в таких регионах, как Ближний Восток, Африка. «Мы об этом много говорили. Но самое главное – это дорожные карты. Это планы нашей работы», – отметил белорусский лидер.
В качестве примера он привел Оман, куда Глава государства недавно совершил официальный визит. «В Омане побывали. Как будем работать с Оманом? По-моему, ты собирался туда поехать. Надо где-то встретиться с ответственным лицом, чтобы поговорить, как они видят спустя некоторое время наши дальнейшие действия», – отметил Глава государства.
Президент также напомнил, что поручал Министру промышленности, который также сопровождал Главу государства в ходе визита, чтобы он четко взял на контроль все вопросы с этим государством. «Это к примеру. Пусть там два наших вопроса будут, которые нас интересуют и нам нужны. Это очень важно», – сказал Александр Лукашенко.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Абсолютно все сферы нашей жизни регулируются законами. Они же создаются и принимаются в соответствии с Конституцией – Основным Законом страны. Как и все общество, Конституция развивается и совершенствуется, чтобы при любых обстоятельствах защищать наши права и свободы. О социальной ориентированности обновленной Конституции, особенностях ее действия в современных условиях «Р» поговорила с Аллой Бодак, судьей Конституционного Суда.
Запрос времени
– В результате республиканского референдума, проведенного 27 февраля 2022 года, у Конституционного Суда значительно расширились полномочия. Чем это вызвано и как сказалось на вашей деятельности?
– Наша действительность характеризуется процессами глобализации, динамичным развитием региональной интеграции, сложной геополитической ситуацией. Политическая и социально-экономическая реальности обусловили необходимость укрепления государственного суверенитета, правовое содержание которого раскрывается в статье 1 Конституции: согласно ей, Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Конституционный Суд Республики Беларусь, являясь «хранителем Конституции», призван защищать суверенитет.
В результате изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме в 2022 году, Конституционному Суду по сути придан статус конституционного арбитра при разрешении споров между ветвями власти, государством и гражданами. В связи с этим введены новые полномочия о толковании Конституции, даче заключений о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции, конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. При этом расширено число субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный Суд.
Обновленная Конституция предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд гражданина с просьбой о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, которым, по его мнению, нарушены его конституционные права и свободы. Это является важным этапом развития конституционного правосудия в Беларуси. Указанные конституционные изменения свидетельствуют об усилении конституционных гарантий правового статуса личности и о расширении правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод граждан.
Важный этап правосудия
– Насколько широко граждане Беларуси пользуются своей новой возможностью? Относятся ли вопросы, которые они хотят разрешить, к компетенции Конституционного Суда?
– В течение 2024 года в Конституционный Суд поступило 530 обращений, из которых 103 в определенной мере отвечают критериям конституционной жалобы. В жалобах изложены вопросы, связанные с нарушением прав при применении трудового, жилищного, земельного, пенсионного, налогового, а также уголовно-процессуального, административного и гражданского процессуального законодательства. Поступающие жалобы граждан изучаются в установленном Законом «О конституционном судопроизводстве» порядке, определяется способ их дальнейшего разрешения с учетом соблюдения условий допустимости, общих требований к содержанию конституционной жалобы.
Анализ жалоб показывает, что гражданами не соблюдаются в полной мере положения данного закона, что является основанием для отказа в возбуждении производства по делу.
Многие обращения не относятся к компетенции Конституционного Суда, а подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции или в других государственных органах.
Конституционным Судом принято два определения об отказе в возбуждении производства по делу, принято одно решение по существу «О конституционности статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях по жалобе». Еще одно решение находится на рассмотрении в суде.
– Что же нужно учитывать тем, кто намерен обратиться за защитой своих прав в Конституционный Суд?
– Для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы. Она должна отвечать всем условиям допустимости, а также общим требованиям к ее содержанию, включая юридически четко сформулированную позицию гражданина по поставленному в конституционной жалобе вопросу о неконституционности закона, примененного в конкретном деле, со ссылкой на соответствующие нормы Конституции. Для этого требуются организация всесторонней разъяснительной работы с привлечением существующих информационных ресурсов и оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.
Для содействия реализации права граждан на доступ к конституционному правосудию и создания максимально благоприятных для этого условий в Конституционном Суде активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Так, граждане, желающие обратиться в Конституционный Суд, могут подать конституционную жалобу в электронной форме. Для этого на официальном сайте Конституционного Суда следует создать личный кабинет и заполнить в нем специальную регистрационную форму с приложением необходимых документов и иных материалов.
– Недавно в Конституционном Суде была рассмотрена первая индивидуальная конституционная жалоба…
– Реализуя полномочие принимать решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, Конституционный Суд исходит из необходимости своевременного устранения из правового регулирования законодательных пробелов, правовой неопределенности, которые, как правило, нарушают системность и согласованность правовых норм, затрудняют правоприменение.
Наличие в законодательных актах пробелов и правовой неопределенности не позволяет обеспечивать в полной мере принцип верховенства права, создает возможность такого понимания и применения правовых норм, которое может приводить к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из принципа верховенства права, Конституционный Суд при рассмотрении и разрешении дела по конституционной жалобе гражданина признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании, вызвавшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и статьи 7.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Оказалось, в системе действующего законодательства они не обеспечивают правовую определенность при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность.
Национальному собранию Республики Беларусь предложено устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в данном решении. Правоприменителям рекомендовано до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность, обеспечить соблюдение принципов справедливости и разумности.
Мы станем лучше
– В обновленной Конституции усилена социальная ориентированность. Это касается норм о долге каждого вносить посильный вклад в развитие государства и общества, государственной поддержки семьям с детьми, содействия духовному, нравственному и иному развитию молодежи и многого другого. Такой подход требует определенной модернизации самого общества, не правда ли?
– Положения о социальном характере белорусского государства в обновленной Конституции получили развитие и содержательное наполнение путем расширения гарантий социальных прав граждан, повышения социальных обязательств государства. Так, в Конституции закрепляется больший уровень гарантий социальных прав граждан, которые нуждаются в повышенной социальной защите: особая забота со стороны государства о ветеранах войны и труда, о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, об инвалидах и пожилых людях; обеспечение инвалидам равных возможностей для осуществления прав и свобод человека и гражданина, социальной интеграции, доступной среды и улучшения качества их жизни; поддержка семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая норма налагает дополнительные социальные обязательства на государство и значительно усиливает социальную составляющую государственной политики.
Действительно, в современном социальном государстве корректируются взаимоотношения между гражданином, обществом и государством, исключается иждивенческий характер.
Современное развитие социального государства основывается на предоставлении гражданам равных возможностей, позволяющих конкретному человеку на основе полученных знаний и духовно-нравственных ценностей осознанно самореализоваться с пониманием важности своего активного участия в обеспечении не только собственного благополучия, но и благополучия общества.
Важнейшим принципом социального государства выступает социальная справедливость. Напомню, что в результате республиканского референдума в 2022 году мы дополнили преамбулу Конституции положением, согласно которому народ Республики Беларусь утверждает устои социально справедливого общества.
Социальная справедливость явно нарушается, когда существует огромный разрыв в материальном положении индивидов и разных групп населения. С материальными возможностями ведь связан доступ к культуре, образованию, медицинскому обслуживанию, отдыху. При определении уровня такого разрыва используется децильный коэффициент фондов. Он обозначает соотношение средних доходов 10 процентов наименее обеспеченных и 10 процентов наиболее обеспеченных слоев населения страны. В США и России такой коэффициент составляет приблизительно 15, в странах Европы – 7–8. По данным Национального статистического комитета Беларуси, в нашей стране децильный коэффициент равен 6.
Развитие социального государства на принципах справедливости выступает важнейшим фактором безопасности, минимизации социальных конфликтов в обществе и устойчивого развития государства.
Оксана Невмержицкая, « Рэспубліка», 15 марта 2025 г.
Дорогие соотечественники!
Поздравляю вас с Днем Конституции.
Обновленный при участии миллионов белорусов Основной Закон стал фундаментом для построения подлинно народного государства, в котором забота о человеке является приоритетом проводимой политики.
В Беларуси создается общество равных возможностей, обеспечивается защита прав и свобод граждан, укрепляется институт семьи, действует система поддержки молодежи, активно развиваются здравоохранение, наука и образование. Государство оказывает содействие духовному возрождению, сохранению культурного наследия и межконфессионального диалога.
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне особое значение приобретают положения Конституции, направленные на сохранение исторической правды о священном подвиге белорусского народа. Эту правду о героях, отстоявших свободу Родины, должны знать и помнить наши дети и внуки.
Убежден, что патриотизм, сплоченность, верность конституционным принципам и ценностям станут залогом процветания и независимости нашей страны.
Желаю всем мира, добра, благополучия и новых свершений на благо Отечества.
Александр Лукашенко