МАРТ: новые подходы к госзакупкам позволят в первый же год сэкономить около Br1 млрд
Новые подходы к организации и проведению государственных закупок позволят в первый же год их действия сэкономить для бюджета около Br1 млрд. Об этом рассказал сегодня журналистам Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов, передает корреспондент БЕЛТА.
«Реальная экономия средств приличная – до миллиарда рублей в первый год», – сказал Алексей Богданов.
Проект нового указа по совершенствованию законодательства в области закупок был рассмотрен на совещании у Главы государства. По словам Алексея Богданова, предполагаемые новшества позволят сэкономить бюджетные средства и увеличить долю отечественных товаров при госзакупках. «Первое, что предлагается, – запрет на участие в госзакупках аффилированных лиц», – сказал Министр. Он отметил, что именно аффилированные сговоры – одна из коррупционных составляющих, которая приводит к значительному завышению цен.
Проект указа был в целом одобрен Главой государства, осталось доработать лишь пару технических нюансов, рассказал Алексей Богданов. До конца февраля документ должен быть внесен на подписание.
«Чтобы ужесточить контроль за поставщиками услуг в госзакупках, предлагалось тех людей, которые допустили правонарушения, выплачивая зарплату в конвертах, не допускать к госзакупкам. Но как их не допускать, когда базы такой нет? Кто будет ее вести, как ее вести? Мы согласны это все сделать, но есть технические вопросы: как это постоянно обновлять, кто этим будет заниматься? Решение принято не было», – пояснил Министр антимонопольного регулирования и торговли.
Также более досконально надо проработать вопрос ведения базы аффилированных лиц. Однако на решение этого вопроса может понадобиться больше времени. «По данным международной статистики, при сговоре они дают завышение стоимости где-то на 20 %. Две компании пришли – попробуй их вычисли. А теперь конкурсные комиссии будут запрашивать у них данные и отслеживать», – добавил Алексей Богданов.
Как подчеркнул во время совещания Президент, система закупок всегда была объектом его пристального внимания, поскольку является одним из значимых инструментов экономической политики. «Мной не раз давались поручения о его использовании для повышения конкурентоспособности экономики, эффективного расходования денежных средств и недопущения разного рода серых схем, – сказал Александр Лукашенко. – Однако при любых новациях должна быть обеспечена бесперебойность процессов в хозяйственной деятельности предприятий с одновременной экономией денежных средств».
По сообщению БЕЛТА
Максимально сблизить правила работы стационарного и онлайн-ретейла – на это направлен разрабатываемый Министерством антимонопольного регулирования и торговли проект Указа с предварительным названием «О совершенствовании регулирования потребительского рынка». Работа над документом ведется на протяжении последнего полугода. Недавно регулятор выносил его на общественное обсуждение – поступило 15 сообщений, включающих в себя 54 предложения. Ряд предложений взяли на карандаш. Впрочем, уже сейчас прорисовывается каркас подходов, призванных упорядочить ситуацию в онлайн-торговле с учетом современных реалий. Об основных предлагаемых новшествах узнавала корреспондент «Р».
К теме маркетплейсов – комплексно
Заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич рассказала, что в документе постарались обозначить основные тенденции, которые возникают при работе отрасли в современных условиях, в том числе и в онлайн-сегменте. Он, к слову, активно развивается: по итогам 2024-го доля интернет-торговли в розничном товарообороте составила чуть меньше 12 процентов – практически двукратный рост за два года, к 2022-му.
При этом заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак обращает внимание, что на сегодня в Беларуси нет специального законодательного акта, который бы комплексно регулировал работу маркетплейсов. Из недавнего – в июле 2024-го вступили в силу изменения в Правила дистанционной торговли. В частности, появилось определение, что такое интернет-площадка: это когда продаются товары двух и более продавцов. Введены требования к маркетплейсам, которые касаются в большей степени доведения информации до потребителя. С июля нынешнего года интернет-площадки, как и интернет-магазины, обязаны обеспечить возможность подачи жалоб, обращений потребителей в электронной форме непосредственно на сайте маркетплейса и получение ответа на них в таком же формате. Кроме того, урегулированы определенные вопросы информирования владельцами интернет-площадок об условиях изменения договора как с потребителями, так и с продавцами. Ряд обязанностей появился и у владельцев пунктов выдачи заказов в части информирования клиентов о контактах для связи и указания партнеров из виртуального ретейла.
– Но время не стоит на месте и добавляет новые вызовы, к которым должна быть готова отрасль. Потому и был разработан проект указа, – подчеркнула Ирина Шпак.
Одно из ключевых требований проекта указа говорит о том, что владелец интернет-площадки вправе оказывать услуги в нашей стране со дня включения сведений о маркетплейсе в Торговый реестр. Аналогичные требования уже установлены для владельцев интернет-магазинов, объектов торговли и общепита, торговых центров и рынков. Логично, что эта норма должна распространяться и на виртуальные площадки, которые, по сути, выступают аналогом ТЦ, только в онлайн-режиме.
Второй немаловажный нюанс: если владелец интернет-площадки – иностранное юрлицо или гражданин, то он обязан создать в Беларуси организацию или филиал иностранной организации, сведения которой будут включаться в Торговый реестр. Плюс эта же организация будет отвечать за соблюдение требований национального законодательства, в том числе принимать и рассматривать обращения, представлять интересы иностранного лица в госорганах, судах, обеспечивать работу маркетплейса. Местом оказания его услуг будет признаваться территория Беларуси, если информация на сайте размещается на одном из двух государственных языков, счет для оплаты товаров открыт в нашем банке, а доставка заказанных через маркетплейс товаров происходит в адрес жителей страны.
К исполнению – обязательно
У владельцев маркетплейсов появится и ряд обязанностей, которых сейчас нет в Правилах дистанционной торговли. Например, предоставлять на равных условиях доступ юрлицам и физлицам ко всем услугам интернет-площадки.
– Подразумевается, что у отечественных производителей и торговых организаций будут такие же возможности доступа к услугам, как, например, у продавцов и производителей других государств, – прокомментировала Ирина Шпак.
В списке других обязанностей – предоставление контролирующим и надзорным органам необходимых сведений. Совмин установит требования к показу информации о товарах, в том числе к результатам выдачи товаров через поиск в соответствии с запросом потребителя. В Правила дистанционной торговли также внесут корректировки – пропишут требования к результатам «выпадения» вариантов при поисковом запросе. Требования эти, к слову, в том числе будут направлены на продвижение отечественных товаров.
На виду будут и условия предоставления услуг, в том числе критерии формирования рейтинга товаров и продавцов, их значимость для создания такого списка и основания для изменения, принципы ранжирования товаров и продавцов в поисковой выдаче.
– У производителей, продавцов и потребителей будет четкое понимание, на основании каких критериев и принципов формируются рейтинги. Ведь это, наверное, ключевой показатель, который способствует продвижению товаров на интернет-площадках и увеличению их продаж, – акцентировала представитель МАРТ.
В проекте указа предусмотрен ряд запретов для владельцев интернет-площадок. Во-первых, будет введен запрет на совершение действий, которые ограничивают или устраняют конкуренцию на соответствующих рынках, причиняют вред правам, свободам и законным интересам игроков рынка и потребителей. Появится и запрет на создание дискриминационных условий, определенных в соответствии с Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
– Надо отметить, что в указанном законе такой запрет установлен только для субъектов, занимающих доминирующее положение. Но владельцу интернет-площадки, независимо от того, занимает он доминирующее положение или нет, будет запрещено совершать оговоренные действия. В первую очередь – ограничивать доступ на рынок, – подчеркнула Ирина Шпак.
Кроме того, если товар на интернет-площадке продал нерезидент Беларуси, владелец маркетплейса будет исполнять предусмотренные законодательством о защите прав потребителей обязанности продавца – например, принимать товар ненадлежащего качества, проводить экспертизу и делать возврат. А также – отвечать за причиненные потребителю убытки из-за размещенной продавцом недостоверной информации и убытки в случае реализации товаров ненадлежащего качества.
– МАРТ наделяется компетенцией выносить решение об ограничении доступа к интернет-площадкам при выявлении нашими специалистами или поступлении к нам письменных обращений госорганов или организаций, которые выявили факты неисполнения владельцами интернет-площадок предусмотренных указом требований. Порядок приостановки и возобновления работы будет определен Правительством, – ввела в курс дела представитель Министерства.
Добавить в ассортимент белорусское
Следующий блок касается организаций торговли – владельцев интернет-магазинов. Они будут должны и обеспечить постоянное или сезонное размещение на сайте предложений. Регулятор позже подскажет, какие товары должны быть в наличии. Исключение сделают для фирменных магазинов, секонд-хендов, продавцов на интернет-площадках.
– Важно, чтобы продавец предоставил возможность заключить договор о доставке такого товара, как, например, в магазинах, которые продают продукцию по образцам, в частности, бытовую технику, и уже потом доставляют покупку в оговоренные сроки. Так что добавлять склады не придется, чтобы обеспечить хранение в указанном на сайте количестве, – пояснила Ирина Шпак. – Эта норма сделана по аналогии с требованием к стационарным магазинам и павильонам, которые должны разрабатывать обязательные перечни отечественных товаров и обеспечивать их постоянное наличие. Мера направлена в первую очередь на защиту внутреннего рынка, увеличение продаж белорусских производителей, постоянное наличие их товаров в предложении.
Свой рынок должен быть в приоритете
Еще одно предлагаемое нововведение касается установления правил формирования цен на товары, поставляемые на экспорт. Так, возможно, появится требование о том, что реализация произведенных в Беларуси товаров по перечню, который определит Совмин, на экспорт будет идти по отпускной цене не ниже стоимости таких товаров, поставляемых на внутренний рынок. В случае необходимости продажи за рубеж продукции по отпускным ценам ниже, чем внутри страны, такой шаг предстоит согласовать с местными органами власти. Ожидается, что в перечень войдут наиболее инфлятогенные товары, рассказали в МАРТ.
Мария Друк, « Рэспубліка», 4 ноября 2025 г.
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Какие сложности возникают у белорусских продавцов на маркетплейсах, рассказала журналистам заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич, передает корреспондент БЕЛТА.

Сегодня в МАРТ прошел семинар по вопросам взаимодействия отечественных производителей с маркетплейсами. «Онлайн-торговля дает возможность потребителям приобретать товар не только по традиционным, привычным схемам, но и не выходя из дома. Поэтому наши производители должны не отставать от тенденций и как можно быстрее осваивать это направление. Для того, чтобы система работы между нашими производителями и онлайн-площадками была понятной и скоординированной, мы решили на семинаре обсудить проблемы, выработать критерии подходов к тем или иным задачам, решить злободневные вопросы. Необходимо, чтобы белорусские товары, ставшие уже брендом, были доступны для покупки онлайн не только на территории Беларуси, но и за ее пределами», – сказала Светлана Короткевич.
По итогам 2024 года онлайн-торговля занимала 12 % удельного веса в товарообороте. «Эта цифра будет расти из года в год. Наши предприятия производят и косметические товары, и продукты питания, которые не требуют специальных условий хранения, например, кондитерские, бытовую технику и другие товары, которые можно приобретать на интернет-площадках. Эта продукция пользуется популярностью у потребителей», – отметила замминистра.
Сегодня был также рассмотрен пласт вопросов по формированию нового законодательства в области интернет-торговли. Обсуждались и вопросы взаимодействия между продавцами, покупателями и интернет-площадками. В октябре МАРТ изучал мнение производителей товаров и покупателей о деятельности маркетплейсов.
«В опросе участвовало более 80 субъектов, и половина из них уже сотрудничает с интернет-площадками. Основные вопросы, которые мы аккумулировали, касаются высокой комиссионной нагрузки, значительных затрат на логистику и хранение товаров на складах интернет-площадки, наличия серьезных штрафных санкций - в заключаемых договорах это иногда свыше 20 пунктов. А также неконтролируемые скидки со стороны интернет-площадок, постоянно меняющиеся условия договора оферты, которые продавец вынужден принимать безоговорочно, непредставление маркетплейсами документов, позволяющих принять к вычету сумму НДС, отсутствие льготного периода для раскрутки своего аккаунта, ограниченные возможности реализации крупногабаритных товаров и товаров, требующих соблюдения особых условий хранения и транспортировки. Процесс разрешения споров на интернет-площадках бывает затянутым, решения часто выносятся без должного учета позиции продавца. Есть вопросы и к ценообразованию. Необходимо выработать подходы, которые бы устроили обе стороны», – подчеркнула Светлана Короткевич.
По информации БЕЛТА
Как вырабатывается формула справедливой цены, насколько востребованы у населения социальные скидки на социально значимые товары, как устанавливают цены на продукцию на сельскохозяйственных ярмарках, рассказал Министр антимонопольного регулирования и торговли Артур Карпович в эфире телеканала ОНТ, сообщает БЕЛТА.

В эфире напомнили слова Президента на прошедшем на неделе совещании о проектах прогнозных документов на предстоящий год о том, что людям важна ценовая устойчивость, а не устойчивый рост цен. «Ценообразование – это достаточно осторожная тема, которая затрагивает не только население, но и развитие нашего бизнеса. Здесь необходимо принимать очень взвешенные решения. С одной стороны, защищая социальные слои населения, мы должны не навредить бизнесу и оставить ему возможность расти, платить заработную плату, аренду, налоги и так далее. С другой стороны, мы должны принимать такие решения, чтобы наши люди были защищены, имели возможность приобретать продукцию по взвешенным ценам», – подчеркнул Министр.
Говоря о выработке формулы справедливой цены, он обратил внимание: постановление Совмина № 713 действует уже в шестой редакции. «Это такой постоянный процесс. Мы его
(постановление. – Прим. БЕЛТА) корректируем. Корректируем нечасто, потому что это очень негативно влияет и на население, и на бизнес. Мы стараемся учитывать и одну сторону, и другую, и сторону торговли, потому что не только промышленность должна зарабатывать, но и торговля должна продавать не в убыток себе. Действительно, из 334 позиций мы снизили регулируемость до 211. Рассматриваем вопрос о пересмотре перечня, который на сегодня имеется, рассматриваем возможность установления надбавок немножко в других пределах»,
– рассказал Артур Карпович.
«Нельзя сказать, что мы сильно удержали цены, но вместе с тем, конечно, мы не допустили необоснованного роста цен. Это действительно так, и определенного всплеска на тот момент нам удалось не допустить и сбить где – то аппетиты недобросовестных участников рынка», – констатировал он.
Глава МАРТ отметил, что по социальным скидкам соглашение подписано с 14 самыми крупными сетями. «Соглашение у нас действует уже до конца года. Если раньше мы его поквартально продлевали, то теперь продлили до конца 2025 – го, и сети достаточно адекватно на это идут. При этом и население реагирует очень позитивно по этому соглашению. Если субъект хозяйствования в определенном населенном пункте оказывает скидку в 10 % на социально значимые товары, то люди отдают предпочтение походу в магазин именно в эту торговую сеть, чтобы этой скидкой воспользоваться. 10 % скидки с розничной цены – это достаточно серьезная скидка», – отметил Министр антимонопольного регулирования и торговли.
Также Артур Карпович рассказал, как формируются цены на овощи на сельскохозяйственных ярмарках: «У нас на ярмарках цены совершенно свободные. По чем захотели фермеры – производители, так продукцию продают».
«Что касается цен в рознице, то с 15 ноября вводится регулирование розничных цен на плодоовощную продукцию. Эта продукция закладывается в стабилизационные фонды страны в рамках государственного заказа, чтобы обеспечить наши социальные учреждения, торговые организации», – подчеркнул глава МАРТ.
По словам Министра, при формировании стабфондов есть определенные шероховатости по объемам яблок в связи с неурожаем. «Но изыскиваются ресурсы. И в тех регионах, в которых урожай больше по сравнению
(с другими. – Прим. БЕЛТА), идут навстречу. И торговые сети заключают договоры на поставку этой продукции в другие регионы», – пояснил Артур Карпович.
По информации БЕЛТА
Вчера были недобросовестными поставщиками – сегодня досрочно вышли из списка неблагонадежных. 19 организаций теперь снова могут участвовать в госзакупках. Такую возможность предоставило Министерство антимонопольного регулирования и торговли в постановлении № 61. Документ заработал с 25 сентября. Подробности узнавала корреспондент «Р».
Надо сказать, что возможность вернуться в игру была и прежде: в постановлении МАРТ № 92 от 29 декабря 2018-го прописан перечень оснований для досрочного исключения из списка недобросовестных поставщиков, исполнителей, подрядчиков. В списке новых весомых поводов – незнание законодательства, технические причины и забывчивость при заполнении информации о взаимосвязи с другими участниками торгов в период с 16 августа 2024-го по 31 декабря 2025 года. А таких случаев немало: документ появился в ответ на обращения юрлиц, предложения депутатского корпуса. Начальник управления государственных закупок Министерства антимонопольного регулирования и торговли Кристина Жигалко подчеркнула:
– Заинтересованы в сокращении списка все, ведь организации смогут вернуться к участию в госзакупках, к делу будут подходить внимательнее. Кроме того, конкуренция среди потенциальных поставщиков вырастет, а это прямой путь к снижению цен и более эффективному расходованию бюджетных средств.
Потому желающим выйти из черного списка участников госзакупок необходимо обратиться с соответствующим заявлением о досрочном исключении к регулятору. МАРТ, в частности, просит указать, были ли лица в процедуре, по результатам которой участник был признан победителем, аффилированными или не аффилированными с ним. А также данные о том, в первый ли раз в течение года эти данные не были представлены организатору закупки. К сожалению, несмотря на информирование о необходимости соблюдения требований законодательства со стороны МАРТ и операторов электронных торговых площадок, продолжают поступать заявления о включении в список недобросовестных игроков из-за непредоставления информации об аффилированности или ее отсутствии, отмечают в ведомстве.
– Заявления об исключении из списка недобросовестных поставщиков рассматриваются в течение пяти рабочих дней со дня поступления. Однако мы стараемся изучить сведения в первые дни, – обратила внимание Кристина Жигалко.
Мария Друк, « Рэспубліка», 14 октября 2025 г.
