11.01.2022
Владимир Гусаков – об основных вехах, достижениях, стратегическом значении и 100-летии академической науки
Приближается круглая дата, с которой ведет отсчет академическая наука нашей страны. В канун 100-летия с момента основания Института белорусской культуры – предтечи Национальной академии наук Беларуси – мы беседуем с Председателем Президиума НАН Беларуси академиком Владимиром Гусаковым.
Белорусский вклад в мировую сокровищницу мудрости
– Уважаемый Владимир Григорьевич, расскажите нашим читателям о наиболее знаковых страницах истории и современности ведущей научной организации страны. Когда же нам отмечать день рождения белорусской академической науки?
– Прежде всего хочу подчеркнуть, что такая датировка дня рождения академической науки относится к новейшему периоду истории. В целом же белорусская земля много веков славилась своими мыслителями. Всему миру известны имена Франциска Скорины, Симона Будного, Казимира Семеновича, Мартина Почобут-Одляницкого, Игнатия Домейко. Можно сказать, что своим интеллектом они проторили дорогу для целых поисковых направлений и современных научных школ, которые продолжают двигаться вперед и развивают богатейшее наследие, вносят свой вклад в мировую сокровищницу мудрости и знаний.
Принято считать, что путевку в жизнь академическая наука получила с основанием первого национального научно-исследовательского центра БССР – Института белорусской культуры. Инбелкульт начал свою работу в Минске в январе 1922 года. Он создавался не с нуля. Ему предшествовала Научно-терминологическая комиссия Народного комиссариата просвещения БССР, которая насчитывала до 20 человек и работала с февраля 1921-го. Занималась она составлением и публикацией сборников научной терминологии на белорусском языке.
Большинство ее работников и вошло в первый состав Инбелкульта. В их числе председатель комиссии и первый председатель Института белорусской культуры, специалист в области лексикографии и диалектологии белорусского языка Степан Некрашевич, лингвист Язеп Лесик, литературоведы Николай Байков и Владислав Чаржинский, географ Николай Азбукин, математик Александр Круталевич и ряд других выдающихся белорусских ученых. На сбор и издание терминологии по отдельным научным дисциплинам для комиссии был определен срок в три месяца. Однако обработка большей части технической, сельскохозяйственной и юридической терминологии была начата только в Инбелкульте.
Первое собрание членов Инбелкульта состоялось 30 января 1922 года. На нем были созданы две секции: этнографо-лингвистическая и естественно-научная. В рамках первой секции были сформированы три комиссии: терминологическая, словарная и литературно-исследовательская. Перед естественно-научной секцией ставилась задача доработать белорусскую терминологию по географии, физической географии, астрономии и ботанике. Круг основных вопросов, которые обсуждались на заседаниях, включал подготовку Статута Института белорусской культуры, выборы новых научных сотрудников, составление подробного плана деятельности, издание научного журнала.
Научное осмысление белорусскости
– Судя по названию, Институт белорусской культуры являлся в первую очередь культурным центром. На каком уровне в нем осуществлялись научные исследования?
– Именно Инбелкульт стал первым национальным научным учреждением, положившим начало осмыслению особенностей исторического развития белорусского народа, его традиций и духовно-культурного наследия.
Уникальность института в том, что он сочетал в себе две функции: являлся одновременно научно-исследовательским и культурно-общественным учреждением. Он должен был служить не только науке, но и культурному и национальному воспитанию широких масс трудящихся.
В составе Инбелкульта до 1927 года, кроме действительных членов и сотрудников, работали и корреспонденты – внештатные непрофессиональные сотрудники из числа активистов города и села. На правах постоянной комиссии с 1924-го при нем действовало Центральное бюро краеведения (ЦБК). При его помощи Инбелкульт осуществлял взаимодействие с широкими слоями белорусского общества. Работа в области краеведения проводилась с целью содействия в экономическом и культурном строительстве и должна была иметь не столько академический, сколько общественно-полезный, «производственный» характер.
Инбелкульт активно и с успехом привлекал краеведов к деятельности по сбору материалов живого белорусского языка, фольклора, сведений о метеорологических и фенологических явлениях, сельских промыслах и домашних ремеслах, к регистрации памятников археологии и истории и т.д. При этом четко очерчивалась граница между работой профессиональных ученых и краеведов. Последним доверялся сбор данных и проведение простейших исследований, а их обработка – дело научных специалистов.
Еще одна особенность Инбелкульта заключалась в том, что в его структуре действовали организации, изучавшие культуру национальных меньшинств Беларуси. Это Еврейский (с 1924 года) и Польский (с 1925-го) национальные отделы. В то время это единственные подобные организации в СССР, а Еврейский отдел вообще был уникальным в Европе. Позже при Инбелкульте учреждены структуры по изучению латышской культуры и истории Литвы.
Можно сказать, что с точки зрения целей, кадрового состава и структуры Инбелкульт был по-настоящему феноменальным учреждением.
В плане науки основной его задачей в 1922-м определена координация и объединение всей исследовательской работы в республике. Изначально из-за нехватки кадров и материальной базы Инбелкульт проводил исследования в области гуманитарных наук. Разрабатывались проблемы белорусского языкознания, готовились к публикации произведения, составлявшие классическое наследие белорусской литературы. В частности, академическое двухтомное издание произведений Максима Богдановича, сборники Винцента Дунина-Марцинкевича и Змитрока Бядули, других писателей.
Инбелкульт проводил исследования по истории и археологии. В 1923–1928 годах выполнена значительная работа по выявлению и исследованию материалов эпох неолита, бронзового и железного века. Впервые было начато археологическое и историческое изучение прошлого Полоцка, Витебска, Орши, Заславля, Борисова. В истории Беларуси основное внимание уделялось эпохам феодализма и капитализма, эволюции городского самоуправления, истории революционных движений. Собирались и публиковались редкие архивные материалы. Впервые был поднят вопрос о возвращении вывезенных с территории Беларуси архивных фондов.
Институт белорусской культуры сыграл значительную роль в развитии этнографии, которая понималась довольно широко и включала антропологию, фольклор и народное искусство.
Признавая важность работы Инбелкульта и необходимость расширения сферы его деятельности, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров БССР 12 февраля 1926 года приняли решение выделить его из состава Наркомата просвещения и превратить в самостоятельное государственное учреждение с прямым подчинением СНК.
Значительно расширилось количество сотрудников: по состоянию на 1 июля 1926-го в институте насчитывалось 77 действующих членов, 60 членов-корреспондентов и 69 научных сотрудников. С середины двадцатых годов ученые Инбелкульта развернули исследовательскую деятельность в области геологии, геоботаники, географии, геофизики, почвоведения, химии, изучения природных ресурсов Беларуси. Экспедиции Инбелкульта открыли месторождения фосфатов, керамической и тугоплавкой глины, бурого угля, кварцевого песка, приблизились к открытию нефти.
Были изучены география и генезис почвы, ее плодородие. К 1931-му были обследованы почвы всей республики и составлена сводная почвенная карта. В 1923–1928 годах институтом организованы многочисленные геоботанические экспедиции. В результате появились работы с описанием растительности в регионах республики, составлена геоботаническая карта. Материалы по флоре, фауне и геологии Беларуси представлялись в Музее природы, в котором находились зоологический, ботанический и почвенный отделы. Метеорологическое бюро имело сеть метеорологических станций и занималось изучением климата Беларуси. Медицинская секция изучала специфические заболевания населения, санитарное состояние деревни и лечебные источники республики. Сельскохозяйственная секция занималась проблемами развития сельского хозяйства и разработала способы его рационализации и улучшения.
Сейчас без преувеличения можно сказать, что Инбелкульт открыл белорусам и всему миру целый народ с его языком, культурой, историей. Страну с ее природой и недрами. Он сформировал научные знания о ней. Благодаря этому Беларусь превратилась в один из центров научной жизни и приобрела свою интеллектуальную элиту. Деятельность института дала импульс небывалому культурному подъему.
Зарождение Академии наук
– Но как Институт белорусской культуры связан с Национальной академией наук Беларуси?
– Быстрый рост Инбелкульта – как в количественном отношении, так и в плане расширения областей исследований – продемонстрировал его научную ценность и способность трансформироваться в Академию наук. Уже 4 октября 1924-го, через два года после основания Института белорусской культуры, заместитель наркома просвещения БССР Антон Балицкий выступил с предложением, чтобы институт постепенно преобразовывался в Академию наук.
Эту идею поддержали, в том числе на союзном уровне. 4 июня 1926 года правительство БССР выступило с докладом в ЦИК СССР. Отметили особую роль Инбелкульта в становлении науки и культуры Беларуси. Президиум ЦИК СССР отметил, что Институт белорусской культуры должен быть преобразован в Белорусскую академию наук.
В октябре 1928-го просьбу о реорганизации Института белорусской культуры удовлетворили. Отмечу, что в первый год существования академии радикальных изменений в организационном плане не предпринималось. В частности, решением Президиума БАН от 26 февраля 1929 года на ближайшие пять лет было предусмотрено сохранение структуры института. Однако быстрый рост Белорусской академии наук в начале тридцатых вызвал скорое создание научных институтов на базе кафедр и комиссий Инбелкульта.
– Ступени роста Белорусской академии наук в ХХ веке – какими они были?
– Только вдумайтесь: академическая наука за сто лет показала впечатляющие результаты. Начав работу с 15 научных сотрудников Инбелкульта, а после – с 128 ученых Белорусской академии наук, она выросла до крупной корпоративной структуры, объединяющей более 110 организаций с общей численностью около 15 000 человек. Тысячекратный прирост! А в научном плане, по результатам исследований, гораздо более того.
Как я уже отмечал, в первые годы своей деятельности Белорусская академия наук продолжала работать в русле своего предшественника – Института белорусской культуры. Руководство академии во главе с Всеволодом Игнатовским очертили концепцию постепенной количественной и качественной эволюции учреждения, которая содействовала бы развитию существующих и появлению новых исследовательских направлений. Надо признать, что это концептуальное видение развития научного центра не было реализовано. Во многом по причине изменившейся политической конъюнктуры и последовавшими за ней изменениями в общественной жизни.
Первые значительные преобразования Академии наук относятся к периоду деятельности на посту ее президента Павла Горина. Именно тогда был форсирован процесс организации академических учреждений нового типа – научно-исследовательских институтов. К 1935-му в академии их действовало уже 16. Значительное внимание уделялось привлечению новых сотрудников, сложилась база для подготовки кадров высшей квалификации через аспирантуру. Кардинальным образом облик Академии наук изменили и события Великой Отечественной войны, а также послевоенного восстановления.
В тылу, как на фронте
– Кстати, как именно трагические события Великой Отечественной повлияли на организацию деятельности Академии наук БССР?
– Академия наук во время Великой Отечественной войны оказалась в очень сложных условиях. Быстрое наступление немецкой армии летом 1941-го не позволило руководству БССР провести полноценную эвакуацию главного научного учреждения республики. Кроме того, около трети сотрудников АН пополнили ряды действующей армии. Ученые, которые были эвакуированы в тыловые районы, практически сразу включились в организацию научных исследований, инициировав процесс возобновления деятельности академии. 12–13 марта 1942-го по данному вопросу прошла сессия Академии наук БССР в Казани.
Академические сотрудники во время войны сосредоточились на введении в хозяйственный оборот научных разработок довоенного времени. Благодаря белорусским ученым значительно повысилась урожайность сельскохозяйственных культур в Средней Азии. Значительный интерес представляли исследования по переработке торфа и других твердых горючих материалов. Неизмеримый вклад для поддержания морального духа и патриотизма солдат и офицеров Красной армии внесли академические исследователи-гуманитарии.
Уже начиная с 1943-го, когда стал очевидным крах фашистской военной доктрины и укрепилась вера в скорое освобождение республики, академические ученые сместили ракурс своих исследований на решение задач по восстановлению народного хозяйства. Окончательно возврат «на мирные рельсы» был закреплен после реэвакуации Академии наук БССР решениями ее апрельской сессии в 1945-м.
После войны суть и структура Академии наук трансформировалась из центра теоретических и фундаментальных исследований в направлении наращивания прикладной составляющей. В частности, в завершающие годы войны и первое послевоенное десятилетие при АН БССР начал функционировать целый ряд отраслевых институтов.
– Еще один сложный для истории белорусской науки период – это 1990-е, период перестройки. Могла ли тогда Академия наук прекратить свое существование?
– Отмечу, что Академия наук БССР в годы мирного строительства превратилась в флагман прикладных исследований в стране. В начале шестидесятых она фактически стала интеллектуальным донором для ряда министерств и ведомств БССР. Одновременно за ней закрепился статус центра теоретических разработок. В эти же годы проявилась тенденция интеграции научных исследований в общесоюзном контексте. Расширялись связи с зарубежными научными учреждениями.
В 1970–1980 годы Академия наук стала признанным научным центром страны. К этому времени относится широкое распространение принципов хозяйственного расчета и внедрения результатов исследований в народное хозяйство. С этой целью при институтах технического профиля начали активно создаваться специальные конструкторские бюро с опытным производством. Ряд теоретических и прикладных исследований получили мировое признание.
Значительным испытанием для АН БССР стал кризис начала девяностых. Система научных учреждений, сложившаяся в советский период, претерпела существенные изменения. Были разорваны связи значительной части научных учреждений, прежде всего технического профиля, с основным заказчиком – предприятиями военно-промышленного комплекса СССР. Одновременно экономические, политические и социальные проблемы оттеснили на второй план вопросы, связанные с развитием сферы науки и техники. Расходы государственного бюджета на науку стремительно уменьшались: с 7,9 процента в 1991 году до 0,95 процента в 1994-м. Это привело к сокращению количества работников, занятых в сфере науки, с 107 тысяч человек в 1990-м до 38 тысяч человек в 1996-м. Тревожные оценки сложившейся ситуации были даны в выступлении президента Академии наук Беларуси Леонида Сущени в ходе выступления на общем собрании академии в марте 1994 года. Академик отмечал, что белорусская наука стояла перед опасностью разрушения интеллектуального потенциала республики и той научной инфраструктуры, которая создавалась десятилетиями, потери всякой возможности обеспечивать научный прогресс.
Тем не менее в кризисный период научные исследования не остановились. В частности, выполнялся «Пятилетний план важнейших научно-исследовательских работ в области природоведческих, технических и общественных наук по Республике Беларусь на 1991–1995 годы», кроме того, разрабатывалось 698 тем по 138 научным направлениям.
Возрождение НАН: конец «смутному времени»
Несомненно, разрыв связей с СССР и необходимость переориентации механизма научных исследований на внутренние потребности республики значительно осложняли поиск приоритетных направлений развития. Однако, как показывал на примере сферы машиностроения академик Михаил Высоцкий, многие организации по рекомендации директивных органов в инициативном порядке приступили к созданию жизненно необходимых стране автобусов, троллейбусов, подъемно-транспортной, коммунальной, лесозаготовительной и другой техники.
Акцентирую внимание читателей: только благодаря поддержке государства нам удалось сохранить дееспособное научное ядро и важнейшие научные школы.
Конкретным примером внимания государства к судьбе Академии наук стало принятие Указа Президента от 17 мая 1997 года «О Национальной академии наук Беларуси». Указ, по сути, положил конец «смутному времени выживания», стал провозвестником новой вехи в истории высшего научного учреждения страны.
Современная НАН функционирует как единый живой организм. Мы используем корпоративные и кластерные подходы в постановке и решении самых амбициозных задач. Визитной карточкой академии являются новейшие разработки по самому широкому спектру актуальных научно-технологических трендов: атомная и возобновляемая энергетика, аэрокосмическая отрасль, искусственный интеллект, цифровизация и роботизация, биотехнологии и фармацевтика, машино- и приборостроение, беспилотный и электротранспорт, новые композиционные материалы и многое другое.
По информации «
СБ. Беларусь сегодня», 11 января 2021 г.
Председатель Госстандарта Елена Моргунова – о роли стандартизации в ЕАЭС
26–27 июня Минск станет центром притяжения евразийской интеграции. В эти дни в белорусской столице пройдет IV Евразийский экономический форум на площадке Минского международного выставочного центра, который приурочен к Высшему Евразийскому экономическому совету. В деловую программу включено пленарное заседание с участием глав государств ЕАЭС, а также более 30 тематических мероприятий: пленарных сессий, круглых столов, бизнес-диалогов. Главная тема – «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». Архитектура форума включает шесть крупных тематических блоков. Один из них посвящен актуальным вопросам технического регулирования. О роли этого сегмента в интеграционном объединении, а также о цифровизации технического регулирования наш разговор с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Совместные усилия
– Елена Михайловна, Беларусь на пороге очень важного экономического события. Страна готовится принять Евразийский экономический форум. Насколько важно это мероприятие для Госстандарта и какие темы будут подниматься?
– Для начала отмечу, что техническое регулирование – одно из ключевых направлений евразийской интеграции. Поэтому вопросы данной сферы включены в повестку Евразийского экономического форума. Госстандарт будет активным участником запланированных тематических мероприятий. Например, панельной сессии «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030».
Напомню, в этом году завершаются работы по выполнению Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Основные направления последующей экономической интеграции в рамках союза заложены в Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Она имеет всеобъемлющий характер и ее мероприятия базируются на результатах, которые будут достигнуты к завершению пятилетки реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
В рамках данной сессии планируем затронуть аспекты технического регулирования в стратегических документах Республики Беларусь, сделать акцент на значимости технического регулирования для функционирования промышленности страны и отражении положений законодательства ЕАЭС в сфере технического регулирования в национальном законодательстве, в том числе стратегических документах развития.
Также в рамках панельной сессии «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты» коснемся темы повышения безопасности и качества пищевой продукции путем внедрения инструментов бережливого менеджмента. Данное направление является новым и активно развивающимся в нашей республике. Полагаем, что опыт нашей страны будет полезен коллегам по «пятерке» и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума пройдут очередные заседания Советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран «пятерки». Мы подведем итоги проведенной работы и обсудим подходы к решению новых актуальных задач.
По нашей инициативе в рамках Совета руководителей по стандартизации будет рассмотрен вопрос о разработке приоритетных направлений работ по стандартизации в рамках ЕАЭС. Например, включение таких направлений, как низкоуглеродная повестка, органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для «пятерки» и должны иметь поддержку стандартами.
Кроме того, рассмотрим план работы на 2025–2027 годы. В нем в том числе предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в рамках интеграционных образований.
В сфере аккредитации наши совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий, а также необоснованной выдачи сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. Будут обсуждены меры, которые принимаются в странах для обеспечения прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий, чтобы выработать оптимальные общие подходы. Непосредственно Госстандарт инициирует проведение ряда круглых столов. Например, по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Их предлагается организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС, а также СНГ.
– С какими инициативами по углублению сотрудничества с партнерами по ЕАЭС выступает Госстандарт?
– Технические регламенты устанавливают требования безопасности, которые можно измерить: безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, термическую, химическую, электрическую, радиационную безопасность.
Но в продукции для детей и подростков, игрушках есть не технические аспекты (например, внешний вид, изображения), которые могут навредить психике и развитию детей, негативно повлиять на их эмоциональное состояние. Поэтому актуальная сейчас задача – уберечь детей от пагубного влияния.
В этой работе участвуют депутатский корпус, профильные госорганы и организации, в том числе стран ЕАЭС.
Например, сейчас в рамках «пятерки» проводятся научные исследования по данной тематике. Мы в эту работу также вовлечены. Ее итогом будет внесение изменений в технический регламент ЕАЭС на игрушки. Кроме того, Госстандарт тесно взаимодействует с заинтересованными структурами Российской Федерации по выработке критериев классификации игрушек и компьютерных игр по допустимому возрасту ребенка. Опыт, накопленный в процессе разработки соответствующего российского стандарта, может быть интегрирован в наше законодательство в области защиты детства.
Интеграция помогает получить доступ на рынки стран дальней дуги, что очень актуально для нашей нынешней экспортной политики. Например, ЕАЭС вырабатывает особые механизмы сотрудничества со странами-наблюдателями. Показательные примеры – Узбекистан и Иран. Рынки этих стран представляют интерес для Беларуси.
Сейчас ЕЭК подготовлен проект дорожной карты по сближению систем технического регулирования ЕАЭС и Узбекистана. Он направлен на гармонизацию обязательных требований к продукции, систем аккредитации, процедур оценки соответствия и обеспечения единства измерений. Реализация дорожной карты позволит создать условия для дальнейшего устранения технических барьеров в торговле между странами союза и Республикой Узбекистан. Документ практически готов к подписанию.
Буквально в мае вступило в силу Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном. Есть договоренность о подготовке дорожной карты по его реализации. В нее также будут включены вопросы взаимодействия с иранскими партнерами в области технического регулирования. Предусматривается создание рабочей группы по техническим барьерам в торговле. Она будет рассматривать конкретные экспортные случаи, связанные с техническими требованиями или процедурами оценки соответствия.
Таким образом, интеграционная площадка позволяет находить пути сближения по условиям доступа продукции на другие рынки.
По общим правилам
– В целом какую роль сегодня играет стандартизация в ЕАЭС?
В ЕАЭС основное взаимодействие осуществляется по установлению единых обязательных требований к продукции и правилам ее допуска на единый рынок. Они устанавливаются в технических регламентах союза.
Их выполнение может обеспечиваться субъектами хозяйствования путем непосредственного выполнения требований технических регламентов или путем добровольного применения стандартов, взаимосвязанных с соответствующими техническими регламентами союза.
Данная модель технического регулирования является оптимальной с точки зрения рациональной организации производства и устранения технических барьеров в торговле. Стандарты содержат комплексный пакет требований к продукции, методам ее испытаний, взаимосвязанным процессам производства. Таким образом, обеспечение соблюдения обязательных технических требований сопровождается в том числе системным пакетом качественных показателей. Поэтому стандартизация играет ключевую роль в союзе.
Страны взяли курс на использование межгосударственных стандартов, известных нам как ГОСТ, а не национальных.
Превосходящая роль ГОСТа для целей ЕАЭС говорит о готовности и направленности «пятерки» на реализацию политики устранения технических барьеров. ГОСТ обеспечивает безбарьерную торговлю и в рамках ЕАЭС, и в СНГ.
С другой стороны, можно отметить, что «пятерка» существенно активизировала разработку ГОСТ и обновление этого фонда документов.
Сегодня для выполнения принятых технических регламентов союза применяется более 5880 ГОСТов, содержащих готовые технические решения по обеспечению безопасности продукции и методы испытаний.
– Насколько гармонизированы подходы к стандартизации в странах ЕАЭС?
– Отмечу, что принципы и подходы к разработке и применению стандартов во всех странах ЕАЭС абсолютно одинаковые. Разработка стандартов базируется на открытости, прозрачности, гласности и консенсусе.
Чтобы стандарт был востребован «потребителем», то есть его применяли для изготовления продукции, в его разработке должны участвовать все заинтересованные стороны. Такая возможность предоставлена всем желающим и реализуется посредством работы в технических комитетах по стандартизации, вырабатывающих техническую политику в той или иной области.
Применение стандартов по общему правилу во всех странах ЕАЭС является добровольным.
– Каких успехов удалось достичь странам ЕАЭС в вопросах технического регулирования за время существования интеграционного объединения?
– Созданная единая система технического регулирования ЕАЭС сегодня позволяет государствам-членам решать вопросы снятия технических барьеров в торговле, обеспечивать защиту внутреннего рынка от небезопасной продукции и создавать условия для повышения конкурентоспособности союзной продукции.
Установление на основе консенсуса всех стран единых обязательных требований к продукции и применение единых процедур оценки ее соответствия позволяет выдавать единые разрешительные документы. Если товар соответствует этим требованиям, он получает маркировку знаком «ЕАС» и может беспрепятственно обращаться на рынках стран «пятерки».
Применяя единые технические регламенты, мы имеем возможность размещать продукцию, прошедшую оценку соответствия в Республике Беларусь или другом государстве-члене, на рынке всего союза без дополнительных требований и процедур.
В настоящее время принято 52 технических регламента союза, 48 из которых вступили в силу. Они охватывают, по общей оценке, около 85 процентов продукции.
В 2023 году утвержден Порядок проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов союза и перечней стандартов к ним.
Оценка будет проводиться не реже одного раза в пять лет. План таких работ предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе 5 закреплены за Республикой Беларусь (тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитная совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировка пищевой продукции).
Процесс разработки технических регламентов союза очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет.
Вопрос выносился на заседание Совета комиссии 21 января 2025 года как проблемный, и достигнутый под председательством Республики Беларусь консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности организации процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, сокращение сроков и оптимизацию процедур разработки и принятия технических регламентов союза и внесения в них изменений.
Нет предела совершенству
– В продолжение темы хотел бы уточнить, над какими техническими регламентами сейчас ведется работа в ЕАЭС и какой практический эффект ожидается от их принятия?
– Сегодня осуществляется разработка целого ряда технических регламентов ЕАЭС. Они касаются безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, материалов, контактирующих с пищевой продукцией, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта, трамваев. Еще в разработке технический регламент на никотинсодержащую продукцию и ряд других.
Из 43 изменений в технические регламенты 13 изменений закреплены за Республикой Беларусь. Из них уже принято 7 изменений. Пять проектов находятся на внутригосударственном согласовании. По одному проекту ведется подготовка первой редакции.
Это изменения к техническим регламентам на упаковку (запрещается использование поливинилхлоридных этикеток на упаковке из полиэтилентерефталата, вводятся понятие «биоразлагаемая упаковка», дополнения относительно информации об упаковке в части способов утилизации, переработки и др.), парфюмерно-косметическую продукцию (вводятся запреты и ограничения на применение отдельных компонентов, которые по результатам исследований признаны токсичными), смазочные масла (требования к паспорту качества, классификации и показателям), маркировку пищевой продукции, ограничение применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники (корректируются требования к содержанию в них свинца, кадмия и хрома), требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств (дополняется новыми требованиями к показателям энергоэффективности духовых шкафов и варочных поверхностей).
Всего в ЕАЭС принято 16 изменений, 27 находятся на разной стадии готовности.
– Насколько известно, в ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Расскажите подробнее о нем.
– Основной целью проекта «Цифровое техническое регулирование» является цифровизация процессов разработки технических регламентов союза, перечней стандартов к ним и программ разработки стандартов, осуществления оценки соответствия.
Предполагается создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет реализован ряд сервисов. Они будут предназначены как для специалистов, непосредственно занятых в процессе технического регулирования (это сервисы формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования; разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения их требований), так и для тех, кто является пользователем результатов этой деятельности, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом ведется с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран «пятерки». Уже разработан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время разработки технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, а также будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования государств-членов.
Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 19 июня 2025 г.
В Беларуси объявлен конкурс для назначения стипендий Президента аспирантам на 2026 год
В соответствии с Указом Президента от 6 сентября 2011 г. № 398 «О социальной поддержке обучающихся» Министерство образования совместно с Национальной академией наук Беларуси объявили о проведении открытого конкурса по назначению стипендий Президента аспирантам на 2026 год, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Национальной академии наук Беларуси.
Выдвижение кандидатур для назначения стипендий проводится в три этапа. Первые два этапа для участников из числа аспирантов, обучающихся в научных организациях Национальной академии наук Беларуси, проводятся в Академии наук. Информация о порядке и условиях проведения открытого конкурса размещена на сайте НАН.
Оформленные в соответствии с установленными требованиями документы необходимо представить до 15 сентября 2025 г. в главное управление кадров и кадровой политики аппарата НАН Беларуси по адресу: 220072, Минск, пр.Независимости, 66, к.404 (тел.: 350-26-03, отв. Иванюкович Анна Владимировна).
По информации
БЕЛТА
XII заседание Комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства
В Минске состоялось очередное заседание Комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства. Обсуждении актуальных вопросов прошло в гибридном формате. В нем приняли участие Госсекретарь Союзного государства Сергей Глазьев, его заместитель Алексей Кубрин, а также представители Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, НАН Беларуси, НИЦ «Курчатовский институт» и другие.
Заседание прошло под председательством Сергея Шлычкова, Председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, и Дениса Секиринского, заместителя Министра науки и высшего образования Российской Федерации.
Комиссия рассмотрела ход выполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года (2025–2030 гг.), примерный перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства для дальнейшей разработки, утверждения и реализации, а также обсудила вопросы, касающиеся Премии Союзного государства в области науки и техники и Премии Союзного государства молодым ученым.
Кроме того, решением Комиссии утвержден план работы подкомиссии по интеллектуальной собственности на оставшийся период 2025 года, определены ее сопредседатели: от белорусской стороны – генеральный директор ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности» Алексей Курман, от российской – исполняющий обязанности начальника Управления международного сотрудничества Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) Владислав Мамонтов. На ряду с этим поддержаны предложения белорусской стороны по учету объектов интеллектуальной собственности, созданных в рамках программ Союзного государства.
На заседании также утвержден новый состав подкомиссии по развитию медицинской и фармацевтической науки и технологий.
По сообщению официального сайта
Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь
Роман Головченко – о политике Нацбанка, белорусском рубле и «заржавевшем печатном станке»
Правительство и Нацбанк вместе решают поставленные Президентом задачи по обеспечению устойчивого экономического развития страны: запущен новый инвестиционный цикл, обеспечена устойчивость бюджета, достигнут максимальный уровень зарплаты за всю историю. Об этом и не только беседа с Председателем Правления Национального банка Беларуси Романом Головченко.
Цели и задачи
– Роман Александрович, при назначении вас председателем Правления Нацбанка Президент отметил, что вы всегда хотели «большей вовлеченности банка и банковской системы в экономику». При этом некоторые «аналитики» и «эксперты» восприняли смену руководства Нацбанка как сигнал, что политика регулятора в корне изменится. Это действительно так?
– Конечно же, нет. Смена руководства Национального банка не означает изменения курса проводимой регулятором денежно-кредитной политики. Наша главная цель остается неизменной: обеспечить ценовую и финансовую стабильность и способствовать устойчивому экономическому развитию страны. Стабильные цены и курс валют, надежная работа платежной системы, ресурсная поддержка банками реального сектора экономики – все эти фундаментальные задачи, как и прежде, находятся в центре внимания и ответственности Национального банка как регулятора.
В то же время, как справедливо отметил Глава государства, банковская система должна быть более активно вовлечена в экономику. И здесь наш ключевой приоритет на ближайшие годы – способствовать росту инвестиций.
Инвестиции – это кровь экономики. Это новые технологии, повышение эффективности производств, создание современных рабочих мест и в конечном счете рост заработной платы и качества жизни наших граждан. Поэтому мы ориентируем банки на приоритетное финансирование эффективных инвестиционных проектов, способных дать максимальную отдачу, и на формирование для этого необходимых долгосрочных ресурсов.
При этом мы смотрим шире, полагая, что решать эту задачу должен не только банковский сектор. Планируем активнее подключать к финансированию инвестиционного развития и небанковские кредитно-финансовые организации, создавая для них условия для роста и внедрения новых прогрессивных инструментов поддержки. Более того, нельзя игнорировать и современные источники финансирования, такие как цифровые активы. Наша задача – создать сбалансированную и многоуровневую систему финансирования белорусской экономики.
– А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на финансовом и валютном рынках? Президент недавно с долей юмора сказал, что наш «печатный станок» заржавел.
– Действительно, мировая финансовая система переживает непростые времена, и это, конечно, оказывает влияние на курсы валют.
Однако белорусский рубль демонстрирует устойчивость. С 2015 года Национальный банк придерживается политики плавающего обменного курса: он формируется на основе реального спроса и предложения на валютном рынке, отражая фундаментальные экономические процессы. Мы лишь сглаживаем резкие конъюнктурные колебания, не вмешиваясь в основной тренд.
За последние годы была проделана огромная работа по укреплению доверия к национальной валюте, смело можно говорить, что белорусский рубль стал устойчивой валютой. В рамках реализации совместной с Правительством Стратегии девалютизации экономики мы последовательно «отвязываем» от иностранной валюты налоги, арендную плату, тарифы, сокращаем ее использование во внутренних расчетах. Граждане стабильно продают иностранную валюту, предпочитая хранить средства на рублевых вкладах в банках. Как результат, несмотря на колебания мировых валют, наш внутренний валютный рынок сбалансирован. К слову, за первые пять месяцев 2025‑го белорусский рубль укрепился к доллару США на 13,7 процента, при этом несколько ослаб к российскому рублю – на 12,8.
Что касается меткого замечания Президента о «заржавевшем печатном станке» – это действительно отражает наш подход. Мы не прибегаем к бездумной эмиссии денег для закрытия текущих потребностей и строго контролируем объем денежной массы в экономике, чтобы он соответствовал реальным потребностям и не провоцировал рост цен. Например, прирост средней широкой денежной массы в мае 2025 года составил 16,2 процента в годовом выражении, что является умеренным показателем. Важнейший инструмент в этой работе – наша процентная политика. Привлекательные ставки по рублевым вкладам – например, по долгосрочным безотзывным они достигают более 15 процентов годовых – не только стимулируют граждан сберегать в национальной валюте, но и формируют столь необходимую ресурсную базу для кредитования экономики.
Ставка на ставку
– Многие задаются вопросом: почему Нацбанк не поднимает ставку рефинансирования, раз Центробанк РФ в последнее время держит ключевую ставку на довольно высоком уровне?
– Хочу отметить, что ставка рефинансирования это всего лишь один из инструментов денежно-кредитной политики. Решение об уровне ставки рефинансирования принимается центробанками исходя из текущей экономической ситуации, прежде всего уровня инфляции.
Ключевая ставка российского Центробанка сейчас – на уровне 20 процентов, что объясняется высокими темпами роста потребительских цен – около 10 процентов. Это в два с половиной раза выше цели Банка России в 4 процента. Отрыв от цели наблюдается достаточно давно – с июля 2023 года. Чтобы переломить тенденцию, регулятор вынужден проводить жесткую процентную политику. Так делают все центральные банки, когда инфляция устойчиво превышает свой целевой уровень.
В Беларуси же ситуация иная. Во-первых, у нас инфляция ниже, во-вторых, она ближе к своему целевому значению в 5 процентов. В настоящее время темп прироста потребительских цен выше цели, но не критично. В условиях замедления экономического роста и ускорения инфляционных процессов у наших основных торговых партнеров это вполне допустимо. По сути, это компромисс в пользу поддержки деловой активности и экономического развития нашей страны. Инфляция остается под контролем. Ставка рефинансирования равна 9,5 процента, что выше инфляции и гарантирует положительную реальную стоимость денег.
Надежное плечо
– На встрече с руководителями банков Беларуси вы требовали, чтобы преимущество в работе банковской системы отдавалось финансированию реального сектора экономики – «там создается добавленная стоимость». Как выстраивается эта работа?
– Безусловно, банки – это не только посредники в финансовых операциях, но и драйверы экономического роста, кровеносная система экономики. Банковское кредитование является важнейшим источником ресурсов, необходимых для развития бизнеса.
Динамика 2025 года подтверждает активное участие банков в финансовой поддержке реального сектора. Объем предоставленных за 4 месяца кредитов составил 55 млрд рублей, что на 7,2 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Около 81 процента кредитов предоставлено в белорусских рублях. Задолженность по кредитам юридических лиц выросла на 2,2 млрд рублей. При этом более 70 процентов прироста составили долгосрочные кредиты.
В апреле текущего года Национальный банк определил приоритетные направления поддержки экономики банковским сектором. Акцент смещен в сторону инвестиционного финансирования предприятий, рост которого по итогам года должен составить не менее 16 процентов. При этом банкам предложено ограничить темпы прироста задолженности по потребительским кредитам на уровне 12 процентов, за исключением кредитования товаров отечественного производства, и направить свободные ресурсы на инвестиционное кредитование.
С учетом принятых решений банки уже скорректировали свои планы на текущий год.
Необходимым условием их выполнения, конечно, является наличие стабильной ресурсной базы, в первую очередь долгосрочной.
Следует отметить, что с начала 2025 года остатки долгосрочных вкладов населения на срок один год и более в белорусских рублях увеличились на 12,7 процента и составили 10,1 млрд рублей. При этом их доля в общем объеме вкладов физических лиц в национальной валюте достигла 84,7 процента.
Для закрепления такой положительной тенденции банки ориентированы на поддержание наиболее привлекательных условий по срочным безотзывным банковским депозитам физических лиц в национальной валюте со сроком возврата более одного года.
Полагаем, что в комплексе все принятые решения позволят достичь целей, установленных Главой государства.
Цифра в помощь
– Вопросы доступности финансовых услуг для граждан и предприятий напрямую увязаны с цифровизацией финансового сектора. Какие приоритеты перед банковской системой ставит в этом вопросе Национальный банк?
– Цифровизация – это ключ к доступности финансовых услуг для каждого белоруса. Национальный банк видит своей приоритетной задачей дальнейшее развитие современной технологической среды. Сегодня оплата телефоном, QR-кодом или бесконтактной картой уже привычное дело. Доля безналичных платежей в рознице достигла 64 процентов.
Мы пошли дальше: создана Межбанковская система идентификации, благодаря которой любой гражданин может не выходя из дома стать клиентом любого банка страны и получить необходимые услуги. Мы упростили процедуру заключения юридически значимых сделок: теперь многие из них можно совершать в электронном виде, используя современные программные средства, без необходимости применения электронной цифровой подписи, что раньше могло быть барьером для некоторых граждан. Для повышения удобства и безопасности платежей внедрена возможность использования биометрических данных для подтверждения операций. Активно развивается и система мгновенных платежей, позволяющая переводить деньги родным или друзьям за считаные секунды, зная лишь номер их мобильного телефона, в том числе и за рубеж. Национальный банк продолжит поддерживать внедрение таких инноваций, обеспечивая надежную технологическую и правовую основу.
Что касается цифрового белорусского рубля, то это не просто дань моде, а стратегическая необходимость. Весь мир движется в сторону цифровых национальных валют, и мы не можем оставаться в стороне, иначе придется пользоваться чужими цифровыми деньгами. Национальный банк еще в 2022 году приступил к реализации проекта по созданию цифрового белорусского рубля. Главные цели – это, во-первых, укрепление нашего платежного суверенитета. Во-вторых, это новый технологический уровень для платежной системы, которая будет работать в том числе на технологии блокчейн. И в-третьих, это снижение издержек при расчетах – как для предприятий во внешней торговле, так и для обычных платежей внутри страны.
Мы планируем, что уже к середине 2026 года начнется постепенное внедрение цифрового рубля. Это сделает финансовые операции еще более быстрыми, удобными и безопасными.
– Обратная сторона цифровизации финансовых отношений – рост киберугроз. Что наша банковская система может противопоставить этому вызову современности?
– Вы абсолютно правы, цифровизация несет не только преимущества, но и новые вызовы, главный из которых – обеспечение кибербезопасности. Защита финансовой системы и сбережений наших граждан от преступных посягательств является безусловным приоритетом для Национального банка и всей банковской системы страны. Мы противопоставляем этому вызову комплексную, эшелонированную систему защиты, которая работает на нескольких уровнях: законодательном, технологическом и образовательном.
Во-первых, создана прочная законодательная и организационная основа. Ключевым шагом стало принятие Указа Президента № 269 «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям». Этот документ, подготовленный Национальным банком, позволил нам с 1 марта 2024 года запустить полномасштабный механизм противодействия кибермошенничеству. В его основе – тесное информационное взаимодействие между банками и правоохранительными органами через нашу автоматизированную систему обработки инцидентов (АСОИ). В каждом банке созданы и работают в круглосуточном режиме специализированные подразделения, которые вправе приостанавливать подозрительные операции на срок до двух суток для проверки. В свою очередь правоохранительные органы могут продлить этот срок до десяти суток для проведения необходимых мероприятий. Это дает нам драгоценное время, чтобы остановить хищение средств.
Во-вторых, мы выстроили мощный технологический щит. Все банки внедрили современные антифрод-системы. Это не просто программное обеспечение, а интеллектуальные комплексы, которые в режиме реального времени анализируют миллионы транзакций по заданным признакам и выявляют несанкционированные операции. И эта система уже доказывает свою эффективность. Только за пять месяцев 2025 года благодаря работе антифрод-систем были приостановлены переводы на общую сумму 1,8 миллиона рублей – почти 40 процентов от объема похищенных средств. Это деньги, которые не попали в руки мошенников и остались у наших граждан.
В мае 2025 года мы завершили формирование отраслевой системы кибербезопасности. На базе Белорусского межбанковского расчетного центра создан уникальный «мозговой центр», который осуществляет мониторинг киберугроз в масштабах всей банковской системы страны и координирует действия по их предотвращению.
Но, конечно, самый главный наш союзник в этой борьбе – финансово грамотный и бдительный гражданин. Мы видим, что подавляющее большинство инцидентов – свыше 94 процентов – связано с методами социальной инженерии, когда люди под психологическим давлением сами передают мошенникам свои данные.
Поэтому Национальный банк совместно с заинтересованными государственными органами, банками и другими участниками финансового рынка проводит системную работу по повышению финансовой грамотности населения. Это и прямая работа с клиентами, и социальная реклама, и постоянное освещение темы в средствах массовой информации. Наша задача – вооружить каждого человека знаниями, которые позволят ему вовремя распознать действия мошенников и не поддаться на их уловки.
Владислав Сычевич, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
На республиканском конкурсе инновационных проектов учреждены 29 дополнительных номинаций
На республиканском конкурсе инновационных проектов 2025 года учреждены 29 дополнительных номинаций. Об этом сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по науке и технологиям.
Среди партнеров конкурса, представивших дополнительные номинации, – Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Государственный военно-промышленный комитет, концерны «Белгоспищепром» и «Беллегпром», Белтелерадиокомпания, а также банки, технопарки и IT-компании. Например, в числе допноминаций – «Лучший инновационный проект в легкой промышленности», «Лучший инновационный проект в сфере военной безопасности государства», «Лучший инновационный проект в сфере здравоохранения», «Разработка комплекта методик, направленных на обеспечение качества пищевой продукции, реализуемой в Республике Беларусь», «Лучший инновационный проект в медиасфере и/или в сфере информационной безопасности», «Лучший инновационный проект в сфере сельского хозяйства» и другие. Полный список размещен на сайте Белорусского инновационного фонда.
Победители в дополнительных номинациях получат сопровождение инновационного проекта экспертами и профильными специалистами, а также возможность дальнейшего сотрудничества с организациями, их учредившими.
Главные номинации – «Лучший инновационный проект» и «Лучший молодежный инновационный проект» – остаются неизменными. В дополнительных номинациях могут принимать участие проекты, заявленные в одной из основных.
Авторы проектов, желающие принять участие в дополнительных номинациях, проходят регистрацию на сайте konkurs.belinfund.by, заполняют заявительные документы для участия в одной из основных номинаций и оповещают организаторов о своем намерении письмом (в произвольной форме с указанием названия дополнительной номинации), отправленным на e-mail конкурса: rkip@belinfund.by. Подробную информацию о конкурсе можно получить в Белинфонде по телефонам +375172708429, +375295775689 или по e-mail: rkip@belinfund.by. Срок приема заявок продлится до 1 августа 2025 года.
Конкурс проводится Государственным комитетом по науке и технологиям при активной поддержке Минобразования, НАН Беларуси, БРСМ и Белорусского инновационного фонда.
По информации
БЕЛТА