Урегулированы исчисления стажа работы для получения свидетельства об аттестации риелтора
Министерство юстиции урегулировало вопросы исчисления стажа работы по специальности для получения свидетельства об аттестации риелтора. Принято соответствующее постановление Минюста от 22 декабря 2021 г. № 225 , сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Как пояснили в Минюсте, Правилами осуществления риелторской деятельности, утвержденными Указом от 9 января 2006 года № 15, предусмотрено, что свидетельство выдается физлицу, который имеет высшее, как правило, юридическое, экономическое образование или образование по профилю «Архитектура и строительство», стаж работы не менее одного года по специальности, соответствующей образованию, либо в качестве агента по операциям с недвижимостью и который сдал аттестационный экзамен.
Постановлением № 225 устанавливается, что понимается под высшим юридическим и экономическим образованием, необходимым для получения свидетельства, а также определяются виды деятельности, включаемые в стаж работы по специальности, соответствующей вышеназванному образованию.
В настоящее время вопросы отнесения того или иного образования к юридическому регулируются постановлением Министерства юстиции № 4 от 23 февраля 2004 года «Об определении специальностей, соответствующих юридическому образованию, и исчислении стажа работы по юридической специальности». При подготовке постановления № 225 сохранен подход, заложенный в этом постановлении.
Понятие экономическому образованию, необходимому для получения свидетельства, дается впервые. Одновременно определяется, работа в каких должностях засчитывается в стаж работы по специальности, соответствующей экономическому образованию.
При этом оговаривается, что стаж работы по специальности лиц, претендующих на получение свидетельств и представивших заявления о выдаче свидетельств в Министерство юстиции до вступления в силу постановления № 225, исчисляется в порядке и на условиях, действовавших до вступления в силу этого постановления.
Документ вступил в силу после его официального опубликования.
По сообщению
БЕЛТА
Белорусская железная дорога и потребительские общества Белкоопсоюза могут покупать технику определенных производителей в лизинг без уплаты аванса. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 25 апреля 2025 г. № 238, сообщает БЕЛТА.
Согласно документу, в 2025 году государственное объединение «Белорусская железная дорога» и организации, входящие в его состав, вправе приобретать грузовой железнодорожный подвижной состав, производимый Могилевским вагоностроительным заводом и Осиповичским заводом транспортного машиностроения, по договорам финансовой аренды (лизинга) у лизингодателей без уплаты авансового платежа.
Также потребительские общества, их союзы и созданные ими организации, входящие в систему Белорусского республиканского союза потребительских обществ, могут приобретать в лизинг без уплаты аванса современную технику и оборудование, производимые на территории Евразийского экономического союза.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
По информации БЕЛТА
СТБ 2672-2025 «Менеджмент качества. Системы бережливого менеджмента. Требования и руководство по применению» принят постановлением Госстандарта от 15 апреля 2025 г. № 49 и введен в действие с 16 апреля текущего года.
Документ разработан Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС) в рамках реализации дорожной карты мероприятий по внедрению принципов бережливого производства, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь.
Данный стандарт по праву можно назвать инновационной разработкой, поскольку при его подготовке были проанализированы многочисленные международные документы, практики различных стран, а также опыт отечественных предприятий и органов госуправления.
«Процесс разработки стандарта включал установленные стадии для учета интересов всех сторон и достижения консенсуса, которые прошли в достаточно сжатые сроки. От начала разработки до утверждения прошло 2,5 месяца. Актуальность и востребованность стандарта подчеркивает факт активного вовлечения различных организаций в этот процесс. В рамках публичного рассмотрения поступило более 80 отзывов. В обсуждении приняли участие представители Госстандарта, министерств экономики, сельского хозяйства и продовольствия, концернов «Беллегпром», «Беллесбумпром», «Белгоспищепром», «Белнефтехим», предприятий различной формы собственности. Это позволило наполнить первую редакцию проекта необходимыми уточнениями, дополнениями, практическим руководством, чтобы стандарт был максимально понятным для организаций и стал реальным инструментом улучшения их деятельности», – отметили в БелГИСС.
СТБ 2672-2025 устанавливает требования к системе бережливого менеджмента и руководство по ее применению. Данная система создается для обеспечения поставок потребителю продукции и услуг соответствующего качества, при оптимальных затратах и в необходимое время.
Баланс этих характеристик может быть обеспечен с использованием рискориентированного проектно-процессного подхода к системе менеджмента организации и ее цепям поставок. Вследствие этого система бережливого менеджмента не может результативно и эффективно развиваться отдельно от системы менеджмента качества и других систем менеджмента организации. Поэтому СТБ 2672-2025 построен на основе высоуровневой структуры стандартов на системы менеджмента, принятой на международном уровне.
Стандарт может использовать любая организация вне зависимости от формы собственности, размера, сферы деятельности.
Бережливый менеджмент – это подход к улучшению качества и измеримых результатов, который предполагает изменение культуры в организациях. Он основан на фундаменте ценностей, состоящем из 14 общепринятых принципов бережливого менеджмента. Они определены в стандарте.
СТБ 2672-2025 также позволяет поэтапно совершенствовать систему бережливого менеджмента, предусматривая четыре уровня. Все из них рекомендованы для проведения сертификации независимой стороной, за исключением первого.
В стандарте приведены область применения, термины и определения, требования к планированию, поддержке, операционной деятельности, оцениванию пригодности и улучшению.
Практическую ценность документу придают содержащиеся в нем рекомендации (приложения), которые помогут организациям более эффективно освоить предлагаемые техники.
Методы и техники, проанализированные в соответствии с направлениями деятельности организаций, и их влияние на целевые показатели качества, затрат и времени, также перечислены в стандарте.
Как сообщили в Госстандарте, следующими шагами по внедрению стандарта в организациях страны и проведению сертификации систем бережливого производства на соответствие его требованиям станут формирование инфраструктуры органов по сертификации, подготовка экспертов-аудиторов, реализация образовательных программ для руководителей и специалистов. Обучающие курсы, семинары уже проводятся в образовательном центре «Академия качества» БелГИСС. Совместно с отраслевыми органами госуправления прорабатывается пилотный перечень организаций, на которых будут сертифицированы данные системы. Итоги его реализации будут проанализированы, и на их основе приняты дальнейшие шаги по тиражированию систем бережливого менеджмента. Также следует отметить, что для мотивации работ в данном направлении учреждена новая специальная награда «Бережливый подход» в рамках конкурса на соискание Премии Правительства за достижения в области качества, начиная с 2025 г., и ведется проработка механизмов государственной поддержки предприятий, сертифицировавших данные системы.
Ознакомиться с текстом СТБ 2672-2025 на бесплатной основе можно в Национальном фонде ТНПА (ул. Новаторская, д. 2А, г. Минск, БелГИСС), а также в других организациях Госстандарта (по графику их работы).
Приобрести издание можно, направив заявки в указанные организации.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «О риэлтерской деятельности», передает корреспондент БЕЛТА.
Проект Закона подготовлен в целях комплексного урегулирования сферы риелторской деятельности и ее дальнейшего развития, защиты прав и законных интересов потребителей риэлторских услуг. В частности, проектом закона предусматривается создание органа самоуправления риэлторского сообщества – Палаты риелторов – и наделение его компетентными полномочиями (методическое руководство, представление и защита интересов членов Палаты риелторов, участие в нормотворческой деятельности, принятие мер по соблюдению законодательства и др.).
Предусматривается упразднение института агентов по операциям с недвижимостью и наделение правомочиями на оказание риэлтерских услуг членов Палаты риелторов, прошедших специальную подготовку и получивших свидетельство об аттестации риелтора по результатам сдачи экзамена, изменение подходов к квалификационным требованиям риелторов в отношении наличия профильного образования у претендента на получение свидетельства об аттестации риелтора, но обязательное прохождение им обучающих курсов в сфере недвижимости, периодическую аттестацию риэлтеров в целях повышения уровня их профессиональной и правовой подготовки, оценки деловых и личностных качеств.
Кроме того, проектом Закона корректируются Налоговый кодекс, законы «О рекламе», «О лицензировании» и «Аб афiцiйных геральдычных сiмвалах» для обеспечения целостности и системности правового регулирования в сфере риэлтерской деятельности.
Предполагается, что принятие проекта Закона позволит повысить качество оказания риелторских услуг, а также защитить права и интересы потребителей при работе с риелторами.
По информации БЕЛТА
28 марта подписано постановление Совета Министров Республики Беларусь № 185 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2023 г. № 879 и от 23 февраля 2024 г. № 120». Данным нормативным документом внесены в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2023 г. № 879 «Об определении перечня» следующие изменения:
- приложение 1 к постановлению № 879 излагается в новой редакции и содержит:
- перечень государственных информационных ресурсов (систем), подлежащих интеграции с общегосударственной автоматизированной информационной системы (далее – ОАИС) для осуществления административных процедур;
- владельцев таких ресурсов (систем);
- сроки интеграции государственных информационных ресурсов (систем) с ОАИС.
По сообщению официального сайта Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
16 апреля 2025 г. в Исполнительном комитете СНГ в Минске состоялся Международный семинар на тему «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в работе которого приняли участие представители министерств юстиции и других заинтересованных органов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.
Семинар стал очередным международным мероприятием, организованным в соответствии с Планом работы Совета министров юстиции государств – участников СНГ на 2025 год.
Открывая семинар, ответственный секретарь Совета министров юстиции государств – участников СНГ Ирина Целиковец отметила, что под эгидой Совета на постоянной основе проходит экспертный обмен опытом, что позволяет проводить системный анализ проблемных вопросов, вносить предложения по развитию конкретных направлений сотрудничества в сфере юстиции и разрабатывать необходимые проекты документов.
С инициативой обсуждения вопросов взаимодействия органов юстиции и юридической службы органов государственной власти выступило Министерство юстиции Кыргызской Республики.
В своем приветствии первый заместитель Министра юстиции Кыргызской Республики Зарема Аскарова справедливо обозначила, что тема семинара актуальна для всего юридического сообщества государств – участников СНГ. В современных условиях эффективная юридическая служба – это неотъемлемая часть сильной государственной власти.
Представитель председательствующей стороны в Совете министров юстиции – заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Валентина Якимович подчеркнула значимость обмена наработанным опытом, теоретическими и практическими подходами министерств юстиции государств – участников СНГ к организации взаимодействия юридических служб.
В рамках состоявшейся дискуссии была представлена модель нормотворчества Кыргызской Республики, в том числе освещено направление методического руководства и правовой координации деятельности юридических служб. Особое внимание было уделено работе Института нормотворчества и верховенства права при Министерстве юстиции Кыргызской Республики, деятельность которого направлена на институционализацию правового анализа, формирование единых подходов в нормотворческой практике, а также развитие экспертной поддержки органов государственной власти.
В ходе семинара обсужден порядок осуществления юридической экспертизы нормативных правовых актов в Республике Беларусь, проводимой Министерством юстиции, а также территориальными органами юстиции. В частности, участие представителей главных управлений юстиции Минского облисполкома и Минского горисполкома позволило затронуть вопрос повышения качества юридической службы как на республиканском, так и на местном уровнях.
Вниманию участников международного семинара был представлен опыт обеспечения Минюстом России и его территориальными органами единства правового пространства Российской Федерации. В выступлениях спикеров были затронуты особенности ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также представлены разработанные Минюстом России в рамках оказания помощи правовым службам регионов и органам местного самоуправления муниципальных образований Методические рекомендации по подготовке проектов нормативных правовых актов, которые в свободном доступе размещены на официальном сайте Минюста России.
В рамках обсуждения Министерством юстиции Республики Узбекистан были продемонстрированы основные направления деятельности органов юстиции в налаживании и координации системы оказания бесплатной первичной юридической помощи гражданам посредством электронного взаимодействия. Представлена работа правовых консультативных бюро, где наряду с бесплатными консультациями для граждан осуществляется подготовка необходимых процессуальных документов. Детально раскрыт и продемонстрирован цифровой путь юридических служб Республики Узбекистан по электронному согласованию проектов нормативных правовых актов.
Опыт взаимодействия органов юстиции с общественными объединениями Республики Беларусь осветили представители Белорусского республиканского союза юристов. Отмечен ряд мероприятий, проводимых с участием юридического сообщества, в том числе обозначено ежегодное проведение Белорусского юридического форума «Право в современном мире», ключевая цель которого – в условиях открытого диалога между представителями государственных органов, гражданского общества и бизнеса обсудить текущее состояние правовой системы, проблемные вопросы применения правовых норм для учета при последующем совершенствовании законодательства.
Представители Белорусской нотариальной палаты, которая является базовой организацией государств – участников СНГ в сфере нотариальной деятельности, обозначили опыт сотрудничества нотариата с уполномоченными должностными лицами по организации нотариального обслуживания жителей агрогородков и оказанию методической помощи в вопросах совершения нотариальных действий, а также совместного участия в мероприятиях по повышению правовой культуры граждан. Отдельно подчеркнули, что данное сотрудничество – пример практической реализации роли органов юстиции во взаимодействии с местными исполнительными органами власти.
В целом стороны обменялись национальным опытом взаимодействия органов юстиции с юридическими службами государственных органов различных уровней, включая вопросы проведения правовых реформ, инвентаризации законодательства, осуществления различного рода экспертиз, методического обеспечения подготовки проектов ведомственных нормативных правовых актов, обучения специалистов. Материалы семинара будут размещены на специальной странице Совета министров юстиции на интернет-ресурсах Исполнительного комитета СНГ.
Итоги проведения Международного семинара «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в том числе предложения по дальнейшему укреплению сотрудничества в правовой сфере, будут представлены на девятнадцатом заседании Совета министров юстиции государств – участников СНГ, которое состоится 25 июня 2025 г. в городе Минске под председательством Министра юстиции Республики Беларусь Коваленко Е.И.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ