Для закрепления молодых специалистов на местах. Профсоюзы предлагают допмеры по развитию наставничества
Профсоюзы предлагают дополнительные меры по развитию системы наставничества. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Федерации профсоюзов Беларуси.
Каждая организация заинтересована в том, чтобы сохранить свой кадровый потенциал, закрепить молодых специалистов на рабочих местах. Но сегодня недостаточно просто принять на работу специалиста. Важно создать такие условия, при которых у молодого человека будет желание не только остаться на работе, но и работать на результат. К работе они приступают практически без опыта, но, как правило, с желанием показать и реализовать себя. Помочь раскрыть им свой потенциал помогают именно наставники. И их роль в повышении профессионального уровня молодежи сложно переоценить.
На сегодняшний день организация наставничества обеспечивается на основании принятых на предприятиях локальных правовых актов. Меры поддержки наставников различные. Они включают в себя как моральное, так и материальное стимулирование. Например, все больше проводится конкурсов профмастерства, в рамках которых отдельно отмечаются лучшие наставники. Также локальные документы содержат немало положений по материальной поддержке – это премирование, установление надбавок и т.д.
Для дальнейшего развития такой практики, для более эффективной защиты интересов всех участников Федерация профсоюзов Беларуси работает над внесением изменений и дополнений в Трудовой кодекс.
Как отметили в пресс-службе ФПБ, это своевременный и необходимый шаг. Без четкого законодательного определения роль наставника остается размытой. Кроме того, представители профсоюзов в своей работе уже сталкивались с примерами, когда наниматели не выполняли свои договоренности по поддержке наставников. Например, профсоюзный специалист проводил мониторинг оплаты труда в организациях здравоохранения Витебщины и в отдельных учреждениях выявил факты невыполнения приказов отраслевого министерства в части материального стимулирования наставников молодежи. На основании рекомендации, составленной профсоюзом, работникам было выплачено свыше Br4,5 тыс.
По информации
БЕЛТА
Единые стандарты для будущих специалистов: в СНГ готовят рекомендации по профориентации детей и молодежи
Очередное заседание Экспертного совета по науке и образованию при Межпарламентской ассамблее стран СНГ состоялось 6 июня в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Об этом
БЕЛТА сообщили в МПА СНГ.
На заседании рассмотрен проект концепции рекомендаций по профессиональной ориентации детей и молодежи для стран СНГ. Документ направлен на формирование общего понимания ключевых терминов, таких как «готовность к профессиональному самоопределению», «образовательная профориентация» или «профессиональная проба». Единые определения позволят всем участникам процесса – от педагогов до законодателей – говорить на одном языке и работать в одной системе координат.
Особое внимание уделяется поддержке школьников и студентов. Документ поможет странам внедрять современные системы ранней профориентации, включая онлайн-платформы, такие как российская система «Билет в будущее» или казахстанский сервис EduNavigator, игровые и практические методы – циклы профессиональных проб, карьерные игры, а также проекты с участием реальных работодателей и наставников.
Еще одна важная задача – развитие сотрудничества между странами СНГ. Благодаря унификации подходов государства смогут обмениваться успешными практиками, такими как белорусский цифровой сервис «Шаг в профессию», азербайджанские классы с профессиональным уклоном, российские техноотряды и кыргызская программа с Beeline. Отмечалось, что уровень развития этой сферы в странах СНГ различен: одни уже внедрили цифровые платформы, другие только начинают. Объединение усилий позволит избежать дублирования, обмениваться опытом и быстрее достигать результатов.
Кроме того, профориентация становится не просто помощью в выборе профессии, а средством формирования личности, способной адаптироваться к изменениям, осваивать новые компетенции и строить свою карьеру осознанно. Это напрямую влияет на экономику: чем более осмыслен и обоснован выбор молодого специалиста, тем выше его востребованность на рынке труда, а значит, снижается уровень безработицы и повышается производительность труда.
На заседании представили лучшие практики организации профессиональной ориентации детей и молодежи Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана, России и Узбекистана.
Члены совета рассмотрели предложения в проект перспективного плана модельного законотворчества в СНГ на 2026–2028 годы, включая рекомендации по формированию системы микроквалификаций, модельный закон о противодействии травле (буллингу) в отношении детей в образовательном процессе, рекомендации о нормативном регулировании репетиторской деятельности в образовательной сфере.
Участникам заседания рассказали о ходе подготовки к международной конференции «Русский язык – основа интеграционного диалога в регионе СНГ», а также к международному научно-образовательному конгрессу государств – участников СНГ. Парламентариям представили информацию о международном конкурсе дипломных проектов на соискание награды МПА СНГ.
Очередное заседание Экспертного совета пройдет осенью 2025 года.
По информации
БЕЛТА
Какие документы понадобятся молодежи для трудоустройства на время летних каникул, разъяснили в Минтруда
Какие документы понадобятся молодежи для трудоустройства на время летних каникул, рассказали в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В Минтруда подчеркнули, что сейчас самое время подготовить школьникам и студентам документы для трудоустройства на время летних каникул. Понадобятся: направление на работу от службы занятости, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, справка, подтверждающая обучение в учреждении образования, медицинская справка о состоянии здоровья (форма 1 здр/у-10), письменное согласие одного из родителей (усыновителей, попечителей) для лиц в возрасте от 14 до 16 лет, трудовая книжка (при наличии) и заявление о приеме на работу.
Для оказания содействия в трудоустройстве молодежи в свободное от учебы время можно обратиться в службу занятости по месту жительства и в учреждение образования.
В Беларуси подростки могут работать с 14 лет, но только с письменного согласия одного из родителей. С 16 лет такое решение можно принимать самостоятельно. До 18 лет у молодежи установлена сокращенная продолжительность рабочего времени: от 14 до 16 лет – не более 23 часов в неделю (во время каникул – не более 4 часов 36 минут в день и только легкие трудовые задачи), с 16 до 18 лет – не более 35 часов (7 часов в день).
Также в стране запрещено привлекать детей к ночным и сверхурочным работам, а также к работе в праздничные и выходные дни. Кроме того, все лица моложе 18 лет принимаются на работу только после медицинского осмотра. Размер начисленной заработной платы за полностью отработанный месяц не должен быть меньше минимальной заработной платы – Br726.
По информации
БЕЛТА
НАН Беларуси объявляет молодежный конкурс научных и творческих работ «Наука будущего», посвященный Году благоустройства
Национальная академия наук Беларуси объявляет молодежный конкурс научных и творческих работ «Наука будущего», посвященный Году благоустройства пятилетки качества. Такое решение принято Бюро Президиума НАН Беларуси.
Конкурс проводится в целях повышения престижа научной деятельности, развития творческой активности, стимулирования интереса к научному творчеству и привлечения молодежи в науку, формирования в обществе ответственности за результаты своего труда и чувства сопричастности к будущему страны.
К участию в Конкурсе приглашается школьная, студенческая и рабочая молодежь, представители творческих профессий, магистранты, аспиранты, молодые ученые.
Конкурс «Наука будущего» проводится НАН Беларуси в 2025 году по девяти номинациям: «Инновации благоустройства городов, районных центров, поселков и деревень Беларуси»; «Будущее за качеством: инновации и творчество молодежи»; «Физика, математика и информатика»; «Экспериментальная биология. Экология, сохранение биоразнообразия»; «Физико-технические инновации»; «Химия и природопользование»; «Медицина будущего»; «Гуманитарное знание и творчество в XXI веке»; «Инновации в АПК».
В каждой из номинаций Конкурс проводится по трем категориям:
-
категория 1 – школьники и студенты;
-
категория 2 – магистранты, аспиранты;
-
категория 3 – рабочая, творческая молодежь (до 31 года по состоянию на 1 января конкурсного года).
В каждой из категорий вручаются дипломы I, II и III степени.
Участниками Конкурса могут быть как отдельные граждане, так и авторские коллективы в составе не более трех человек.
На Конкурс представляются опубликованные и неопубликованные работы в форме статей (цикла статей), разработки, обладающие инновационностью, социально-экономической значимостью, а также макеты, модели, установки, аппараты, механизмы, поделки и другие возможные формы, образцы, научные доклады, презентации, эссе и др. Каждый соискатель может представлять для участия в Конкурсе только одну работу по одной из номинаций.
Заявка на участие в Конкурсе отправляется путем заполнения соответствующей регистрационной формы на официальном сайте Национальной академии наук Беларуси до 1 октября конкурсного года. Остальные материалы направляются почтой с пометкой «Молодежный конкурс научных и творческих работ «Наука будущего» в одном экземпляре до 1 октября конкурсного года по адресу 220072, г. Минск, проспект Независимости 66. Допускается направление заявки в бумажном виде (по форме согласно приложению) вместе с материалами выдвижения в случае технической невозможности заполнения регистрационной формы.
По информации
официального сайта Национальной академии наук Беларуси
Наталия Павлюченко: в 2025 году наниматели увеличили количество мест для временной занятости молодежи в 1,5 раза
В 2025 году наниматели увеличили количество мест для временной занятости молодежи в 1,5 раза. Об этом в программе «Актуальное интервью» на «Первом информационном» рассказала Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко, сообщает
БЕЛТА.
Она отметила, что в этом году Министерство ожидает особые результаты от летней временной занятости молодежи. «В прошлом году в течение года у нас было трудоустроено более 55 тыс. ребят. Но уже сегодня мы видим, что наниматели предоставили для трудоустройства ребят в полтора раза больше рабочих мест», – отметила Министр.
Наталия Павлюченко напомнила, что на прошлой неделе в стране работала Республиканская молодежная ярмарка вакансий. «И мы видели, что каждый третий ушел с конкретным предложением от нанимателя», – отметила она и добавила, что такие результаты – итог работы, которую ведомство проводило в преддверии этого сезона.
Так, в этом году были переработаны два перечня: список работ, на которых запрещен труд несовершеннолетних, и перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет. «Благодаря этому появилась дополнительная возможность трудоустройства на 160 профессий. Это направления, которые безусловно востребованы у ребят: офисная работа, пункты проката, доставка. Если судить по ярмарке вакансий, то у ребят в первую очередь востребованы направления услуг – это ресторанный и гостиничный бизнес. Но не может не радовать, что в регионах ребята особенно охотно откликаются на работу в сельскохозяйственных и промышленных организациях, а также на складских помещениях. Это здорово, и наниматели сегодня понимают, что возможность привлечь ребят к себе в рамках каникулярного периода временной занятости – это не просто пополнение своих трудовых ресурсов на короткий срок, но и возможность презентовать себя и присмотреться к потенциальному работнику», – отметила она.
Она также рассказала, что еще одна новация этого года – проект «Время добрых дел». «Это отраслевая идея Министерства труда и социальной защиты. Мы предлагаем в рамках временной занятости трудоустраиваться ребятам и получать практические навыки за определенную плату в наших учреждениях социального обслуживания: территориальных центрах социального обслуживания и социальных пансионатах. Конечно, в зависимости от возраста и задач у ребят будут разные виды деятельности: кружковая работа, сопровождение пожилых людей и людей с инвалидностью, обучение компьютерной грамотности. Здесь в первую очередь цель – развитие эмпатии и социальной ответственности ребенка. Но и для ребят это возможность присмотреться к работе в системе социальной защиты», – сказала она.
По информации
БЕЛТА