/ / Общественно-политические
05.01.2022

В День работников социальной защиты Министр труда и соцзащиты – об итогах года и планах службы

С социальной службой знаком тот, кто вкусил тяготы немощи и одиночества, инвалидности, болезни близких и материальных проблем… Сегодня есть повод поздравить профессионалов, подставивших плечо в трудную минуту. 5 января в стране отмечают День работников социальной защиты. Каким был для них прошедший год и что намерены сделать в этом, корреспонденту «Р» рассказала Министр труда и соцзащиты Ирина Костевич.

– Ирина Анатольевна, как вы охарактеризовали бы 2021-й?

– Он был динамичным и результативным. Во-первых, в сфере социального обслуживания введены новые социальные услуги. Мы развернули новое направление – обучение навыкам ухода граждан, которые самостоятельно присматривают за своими маломобильными членами семьи. Во-вторых, в домах-интернатах появилась услуга дневного присмотра за пожилыми гражданами и инвалидами. Это своего рода детский сад для взрослых, где оплачивать нужно только питание. Правда, из-за пандемии данная услуга пока не получила широкого распространения. Но я уверена, что в складывающейся демографической ситуации она обязательно будет востребована. В-третьих, с учетом пожеланий семей, воспитывающих ребенка-инвалида, мы увеличили период безвозмездного предоставления им услуги няни. Если раньше такая помощь была доступна до момента, пока ребенку-инвалиду исполнится четыре года, то теперь – до 18 лет. Поддержку получили и семьи, в которых оба родителя являются инвалидами I или II группы. Срок предоставления услуги няни им тоже увеличен – с четырех до шести лет.

И еще один важный шаг вперед, который был сделан в прошлом году: Главой государства принят указ, согласно которому с 2022 года ветераны Великой Отечественной войны и лица, пострадавшие от последствий войны, в преддверии 9 Мая каждый год будут получать материальную помощь. К слову, в наступившем году на эти цели запланировано направить около 11 миллионов рублей.

– Наряду с медиками социальные работники защищали самых уязвимых от заражения коронавирусной инфекцией. Насколько осложнила деятельность отрасли пандемия?

– Система социального обслуживания постепенно адаптировалась к новым вызовам. Мы перестроили свою работу, многому научились. В условиях подъема уровня заболеваемости продолжали в полном объеме оказывать социальные услуги маломобильным и нуждающимся в постороннем уходе людям – пожилым и инвалидам. При этом широкое развитие получили формы дистанционной работы с населением. С целью профилактики последствий социальной изоляции территориальные центры проводили мероприятия для активных пожилых граждан и инвалидов в онлайн-режиме. А нуждающимся доставляли продукты питания, предметы первой необходимости, медикаменты на дом.

В домах-интернатах как эффективный способ противодействия заносу и распространению инфекции зарекомендовал себя вахтовый метод. Сотрудники в течение двух недель, а иногда и более, не покидали стены учреждения. Но если в начале прошлого года вахтовый метод использовался в 127 из 156 стационарных учреждениях (а это 92 дома-интерната и 64 отделения круглосуточного пребывания), то сейчас на вахте находятся всего семь учреждений.

Дело в том, что с марта прошлого года мы начали активно внедрять вакцинацию, а с ноября проводим уже ревакцинацию. Как итог – в домах-интернатах привиты от ковида 96 процентов проживающих и 87 процентов работников, а ревакцинированы 59 и 27 процентов соответственно. Благодаря самому эффективному методу профилактики, бесспорно, работать было легче, чем в 2020-м, когда началась пандемия.

– Выросла ли оплата труда в связи с такой нагрузкой?

– На работу в режиме полной изоляции мы перешли с апреля 2020 года. С мая, учитывая сложность организации такой работы, решением Главы государства работникам стационарных учреждений соцобслуживания установлены надбавки от 250 до 1500 рублей. Размер зависит от категории работника и продолжительности его работы в красных зонах.

В 2020-м на вахтовом режиме работы находились более 6 тысяч человек. На выплату им надбавок из бюджета израсходовано 13,7 миллиона рублей. На протяжении прошлого года количество людей, занятых на вахтовом режиме работы, постепенно уменьшалось и к концу года составило уже 900 человек. На выплату им надбавок в 2021-м направлено 8,4 миллиона рублей.

Кроме того, работникам, находящимся на вахте, предусмотрена и компенсация на питание. На данные выплаты потрачено почти 7 миллионов рублей.

Благодаря таким мерам заработная плата у практиковавших вахтовый метод работы выросла на 30–80 процентов. У врачей социальных учреждений она составила 1800–2000 рублей, у медсестер – 1300–1500 рублей, у иных работников – 1000–1200 рублей.

У работников ТЦСОН и домов-интернатов достаточно высокий уровень образования. 72 процента руководителей и специалистов ТЦСОН – с высшим образованием, 23 процента – со средним специальным. В домах-интернатах это соотношение примерно 40 и 60 процентов. Хотя о кадровом потенциале системы социальной защиты следует судить не только по образовательному уровню и структуре кадров. Оценивать их стоит больше через призму моральных, духовных и нравственных качеств. Представителям нашей профессии присущи милосердие, сострадание, умение сопереживать и готовность прийти на помощь нуждающимся в самых сложных ситуациях.

– А как проверяют на профпригодность кандидатов на трудоустройство?

– Квалификационными требованиями для социального работника являются среднее специальное, профессионально-техническое или общее среднее образование и специальная подготовка, которую он проходит уже на рабочем месте. На профпригодность их тестируют сама жизнь и практическая деятельность – способность заботиться о тех, кто не может самостоятельно справиться с жизненными трудностями. Как показывает практика, если сотрудник проработал два года и не уволился – это наш человек.

– Расскажите, кто сегодня трудится в системе социальной защиты и вправе считать день 5 января своим праздником.

– Если говорить о системе в целом, то в ней сегодня более 40 тысяч работников. И в основном это женщины – 86 процентов. К сфере соцзащиты в первую очередь относят работников, которые трудятся в территориальных центрах социального обслуживания и домах-интернатах, а также тех, кто занимается назначением и выплатой пенсий и пособий, государственной адресной социальной помощи. Сегодня ТЦСОН есть в каждом районе страны, и там задействованы более 21 тысячи сотрудников. Свыше 11 тысяч человек – соцработники, 1,8 тысячи – сиделки, 1,5 тысячи – няни. В домах-интернатах различного типа заняты более 12 тысяч человек.

– Какие задачи поставлены перед службой соцзащиты в этом году? Каких изменений стоит ожидать людям, которые находятся под ее опекой?

– Наше население стареет, и мы должны создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы подольше сохранить пожилым людям, нуждающимся в уходе, семейную среду или же предоставить гибкие формы соцобслуживания в стационарных учреждениях в зависимости от потребностей. Поэтому стратегически важным в этом году является развитие неформального ухода за нетрудоспособными гражданами. Планируем законодательно закрепить механизм поддержки лиц, осуществляющих такой уход. Кроме того, предусматриваются развитие обучения навыкам ухода, психологическая поддержка, предоставление социальной передышки и другое.

Требуют пересмотра критерии определения нуждаемости в социальном обслуживании. Сегодня для этого используется медицинская модель, основанная на состоянии здоровья человека. С нашей точки зрения, данный механизм следует усовершенствовать – в частности, повысить его адресность. Поэтому мы планируем внедрить оценку нуждаемости в соцобслуживании с учетом социальных показаний, то есть индивидуальных потребностей и условий жизнедеятельности граждан. Эти нормы будут закрепляться в рамках обновления Закона «О социальном обслуживании».

Елена Козловская, «Рэспубліка», № 253, 5 января 2022 г.