04.01.2022
Наталья Кочанова: Азербайджан для Беларуси не просто партнер, а близкий друг
Азербайджан для Беларуси не просто партнер, а близкий друг, заявила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова во время встречи с Чрезвычайным и Полномочным Послом Азербайджана в Беларуси Ульви Бахшалиевым, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – Оксана Манчук, БЕЛТА)
«Для нас Азербайджан не просто партнер, а близкий друг. Страна, с которой нас связывают дружественные отношения, экономические, политические, гуманитарные связи. Это взаимодействие очень важно для нас, потому что мы чувствуем поддержку Азербайджана в международных организациях на всех уровнях. Так и должны поступать настоящие партнеры, друзья. И, конечно, во многом такие добрые отношения между нашими странами сложились благодаря нашим президентам», – сказала Наталья Кочанова.
Спикер отметила, что между Беларусью и Азербайджаном идет интенсивный политический диалог. «В это непростое время отношения между нашими странами должны быть еще более тесными и плодотворными. И мы рады, что работает межпарламентская рабочая группа. Конечно, взаимодействие парламентариев должно быть более тесным. Наши контакты должны быть более эффективными, и, думаю, возобновление встреч, парламентских визитов в Азербайджан и Беларусь будет этому содействовать. Мы нашли полное взаимопонимание происходящих процессов, в поддержке друг друга, и мы сделаем все, чтобы активизировать сотрудничество. У нас сложился неплохой товарооборот в этом году: за 10 месяцев – $442 млн», – подчеркнула Председатель Совета Республики.
Наталья Кочанова констатировала, что белорусская сторона нацелена на плодотворный и конструктивный диалог с парламентариями Азербайджана. «Мы будем рады визиту руководителя парламента Азербайджана в Беларусь, делегаций наших коллег-парламентариев, которые дадут результат на пользу наших народов и стран», – добавила она.
(фото – Оксана Манчук, БЕЛТА)
Ульви Бахшалиев выразил признательность за организацию встречи в Совете Республики. «Я очень рад побывать здесь в качестве посла, – сказал он. – Мы весьма благодарны нашим президентам за тот темп, который они придали нашим взаимоотношениям. И мы должны стараться успеть реализовать те задачи, которые находятся в двусторонней повестке. Я хотел бы поблагодарить вас за решение вопроса по установлению памятника Низами Гянджеви. Хотел бы проинформировать, что памятник установлен и в ближайшее время будет открыт. Мы тесно работали в этом направлении с Мингорисполкомом. Минск – очень красивый город, и мне кажется, что памятник украсит архитектуру столицы».
Председатель Постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению Совета Республики Михаил Русый добавил, что любая внешнеэкономическая работа, которая выстраивается Беларусью с другими странами, ведется по самому широкому спектру направлений. «Если говорить об Азербайджане, то это крайне дружественная и эффективная страна, где есть возможность работать как нашим производителям, нашим капиталам, так и представителям Азербайджана на нашей территории. Я этот вопрос знаю несколько глубже, поскольку три года возглавлял межправительственную комиссию по социально-экономическому сотрудничеству Беларуси и Азербайджана. Сделано очень многое, потому что есть дружба и доверие между главами государств. Поэтому легче работать и правительствам, и органам управления», – рассказал он.
Сенатор привел в пример проекты, которые реализуются сейчас между странами. «В Азербайджане создана целая отрасль – сельскохозяйственное машиностроение. В Гяндже выпускаются наши грузовики, МАЗы. Через Азербайджан мы вышли на строительство тракторов в Турции. То есть это межрегиональное направление. Техника, которая производится – трактора мощностью до 80 лошадиных сил, – продаются в сопредельные государства, в первую очередь Грузию. Выстроена система работы и в обратном направлении. Ранее депутат парламента Азербайджана Ханлар Фатиев, который как раз возглавляет все эти направления по производству тракторной техники и машин, МАЗов, помог организовать сеть белорусских магазинов, которые работают в Азейрбаджане и Грузии. Бизнесмен Васиф Исмаилов организовал мощнейшие объекты производства в Могилеве, Минске. Поэтому такие связи переходят от слов к крупным делам, – пояснил он. – Нам приятно, что выстроилась такая система работы между нашими президентами. Торговый дом Азербайджана в Минске открывал лично Президент Азербайджана. И мы имеем возможность представлять их товары на нашем рынке».
Михаил Русый подчеркнул, что многое сделано и в поставках сельхозпродукции. «Решены вопросы в развитии агропромышленного комплекса, поэтому интерес очень большой. В рамках парламентов и рабочих групп мы будем развивать отношения, чтобы они выстраивались на доверительном и высоком уровне. Парламентарии Азербайджана поддерживают позицию Беларуси на площадках всех международных организаций так же, как и мы поддерживаем их. Уверен, мы продлим нашу работу в том же ключе», – добавил он.
По сообщению
БЕЛТА
Совбезы Беларуси и России подписали план сотрудничества на предстоящие два года
План сотрудничества между Государственным секретариатом Совета Безопасности Беларуси и аппаратом Совета безопасности России на 2026–2027 годы подписан 5 ноября в Москве на встрече Госсекретаря Совбеза Беларуси Александра Вольфовича и секретаря Совбеза РФ Сергея Шойгу. Она состоялась на полях ежегодного совещания секретарей советов безопасности стран СНГ, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
«Такой формат востребован, нужен, наши партнеры по СНГ проявляют большой интерес к обсуждению актуальных, трансформированных вызовов и угроз», – отметил, комментируя встречу коллег из СНГ, Александр Вольфович.
«Мы постоянно находимся в контакте. Вопросы, которые обсуждают наши руководители, требуют нашего постоянного внимания», – сказал Сергей Шойгу о двустороннем белорусско-российском взаимодействии.
По информации Государственного секретариата Совета Безопасности Беларуси, на совещании секретарей совбезов стран СНГ состоялся обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам международной и региональной безопасности. Обсуждались вызовы и угрозы на пространстве СНГ и возможные совместные меры реагирования, развитие гуманитарного и образовательного сотрудничества государств – участников Содружества.
Белорусской стороной были отмечены негативные тенденции развития военно-политической обстановки в Восточно-Европейском регионе, в том числе касающиеся обострения ситуации на западных границах. Подчеркнуты инициативы Беларуси по снижению международной напряженности и обеспечению стратегической стабильности.
Александр Вольфович акцентировал внимание на инициативах Президента Республики Беларусь, выдвинутых в ходе III Минской международной конференции по евразийской безопасности, в частности о запрете санкций в отношении продовольствия и медикаментов, защите международной критической инфраструктуры, дальнейшем продвижении Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Александр Лукашенко заслушал доклады Председателя Комитета государственного контроля и Министра внутренних дел
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 ноября заслушал доклады Председателя Комитета государственного контроля Василия Герасимова и Министра внутренних дел Ивана Кубракова.
Председатель КГК доложил о результатах проведенной проверки в дорожной отрасли. Соответствующую задачу (о проведении мониторинга) ранее ставил перед Комитетом госконтроля Глава государства. Проверялось качество выполнения строительных работ при сооружении и реконструкции дорог и мостов, изучался вопрос закупок новой дорожной техники.
Вторая тема разговора Главы государства с Председателем КГК – эффективное использование земель и госимущества. Речь о вовлечении земли в хозяйственный оборот, сносе тех или иных старых построек. Президентом ранее было дано поручение провести полную ревизию сельхозобъектов, которые не используются, и определиться с их возможным назначением. Василий Герасимов доложил о выявленных недоработках в этих вопросах.
Доложено Президенту также о проверке выполнения поручения по долгостроям. В частности, по подходам, определенным в отношении недостроенных объектов по всей стране. Доложено, что количество таких объектов за последние годы значительно сократилось, но остается ряд проблемных вопросов.
Комитет госконтроля также в развитие поручения Президента осуществляет мониторинг по наведению порядка (до 7 ноября). Это касается страны в целом, и особенно Витебской области, где Александр Лукашенко недавно проводил совещание по вопросам развития региона. Председатель Комитета госконтроля доложил о промежуточных результатах. Президент отметил важность того, чтобы сосредоточиться не только на внешнем наведении порядка, но и на решении вопросов более глобального характера. Глава государства поручил КГК после 7 ноября уже основательно проверить состояние дел в целом по стране и по прошествии выходных дней предоставить ему обстоятельный доклад о том, как выполняется поручение по наведению порядка.
Кроме того, в ходе доклада Александр Лукашенко дал поручение Комитету госконтроля изучить рынки оборота табачных изделий и спиртосодержащей продукции, начиная от распределения квот и заканчивая оборотом этой продукции на территории страны.
Иван Кубраков доложил Главе государства об оперативной обстановке в стране и, в частности, о статистике преступности по линии уголовного розыска. Обстановка спокойная и находится под контролем правоохранительных органов, продолжается тенденция к снижению преступности. Как заверил глава МВД, работа на профилактику, что ранее поручал Президент, дает результат. Доложено и о работе по раскрытию преступлений прошлых лет – резонансным, а также преступлениям, которые находятся на контроле Президента.
Еще одна тема – противодействие киберпреступности. Архиважной проблемой Александр Лукашенко называл эту тему не раз и ставил перед правоохранительными органами задачу защитить людей от подобного рода преступных посягательств. Иван Кубраков доложил о тенденциях на данный момент – впервые в стране удалось переломить ситуацию, фиксируется снижение данного вида преступлений примерно на 10 %. Доложено о мерах по защите граждан, которые принимает милиция. Президент поставил задачу особенно обращать внимание и оказывать помощь людям пожилого возраста.
В ходе доклада обсуждена и тема противодействия нелегальному обороту наркотиков, также доложено о динамике и статистике в этом плане. В целом ситуация в данной сфере, как было доложено, находится под контролем.
Важная тема доклада – вопросы дорожной безопасности. Акцент сделан на проблемных моментах и причинах, которые приводят к трагическим последствиям на дороге. В том числе Президенту доложено по результатам проведенной работы после изменения правил ПДД. Главу государства интересовало, как население относится к изменениям законодательства в сфере обеспечения дорожной безопасности, особенно что касается средств персональной мобильности.
Иван Кубраков также доложил Главе государства о статистике и оперативной обстановке по теме миграции.
По всем вопросам Президент дал конкретные поручения.
Встреча Президента Беларуси с послом Индии Ашоком Кумаром
Президент Беларуси Александр Лукашенко 4 ноября встретился с послом Индии Ашоком Кумаром.
«Вопрос сотрудничества Беларуси с Индией весьма актуальный сейчас и находится на особом контроле. Мы далеко не все реализовали и даже близко к тому не подошли, чтобы реализовать те возможности, которыми мы сегодня обладаем. Хоть мы и в два раза повысили наш товарооборот, достигнув полмиллиарда долларов, но в наших отношениях это почти ничто. И та планка, к которой мы стремимся, – $2–3 млрд товарооборота в год – это вполне реально и достижимо. Поэтому главный вопрос – это активизация нашего сотрудничества», – сказал Глава государства.
«Наш Министр иностранных дел доложит, какие в этом направлении нами принимаются меры. Но мы хотели бы, чтобы и индийская сторона к этому процессу активизации нашего торгового оборота подключилась основательно. Я знаю, что вы это сделать можете. У нас большой опыт накоплен, большая предыстория наших отношений еще с советских времен. Поэтому мы хотели бы с вами активизировать торгово-экономические отношения», – заявил Александр Лукашенко.
Что касается политических, дипломатических отношений, Глава государства констатировал, что они находятся на достаточно высоком уровне. Но торгово-экономические отношения могли бы дать этому серьезное ускорение и толчок, уверен он.
«Были бы рады приветствовать в Беларуси Премьер-министра Моди. Мы всегда готовы его принимать, ждем его в Беларуси. Так же, как и весь белорусский народ. Я уверен, что белорусы хотели бы увидеть здесь Премьер-министра, очень опытного, грамотного и очень влиятельного человека», – заявил Президент.
Александр Лукашенко также отметил, что у него лично сложились очень добрые и теплые отношения с Нарендрой Моди. «Мы постоянно с ним общаемся на международных площадках, как это было в последнее время в Китае на заседаниях ШОС», – сказал Президент.
«Мы готовы с вами работать под вашим председательством в БРИКС и готовы сделать все необходимое для того, чтобы ваше председательство было успешным. Мы благодарны вам за ту помощь и поддержку, которую вы оказали нам при вступлении в ШОС, а также за партнерство в БРИКС. Мы с удовольствием опираемся на вашу помощь и поддержку. И вы никогда нам в этой помощи и поддержке не отказывали», – сказал Глава государства.
Беларусь также стремится налаживать с Индией гуманитарное сотрудничество. «Начали с кинематографа. Это естественно. Потому что у вас эта сфера очень развита. На «Лістападзе» у нас ваши фильмы представлены. Мы благодарим вас за то, что вы принимаете в этом участие», – сказал Александр Лукашенко.
Президент поблагодарил индийскую сторону и за участие на весьма высоком уровне в прошедшей недавно Минской международной конференции по евразийской безопасности: «Мы это заметили и очень ценим».
«Словом, господин посол, есть много чего интересного, отталкиваясь от чего мы можем активизировать наше торгово-экономическое сотрудничество. А экономика является базой для наращивания по другим направлениям нашего взаимодействия», – резюмировал белорусский лидер.
Посол Индии Ашок Кумар в свою очередь сказал: «Для меня большая честь присутствовать сегодня на встрече с Вами. Полностью согласен с Вами, что история наших отношений достаточно продолжительная, наши отношения теплые и сердечные».
Дипломат отметил, что совсем недавно заместитель Министра иностранных дел Индии Сиби Джордж принимал участие в III Минской международной конференции по евразийской безопасности. Он также провел ряд встреч в МИД Беларуси, включая встречу с Министром иностранных дел Максимом Рыженковым, состоялись двусторонние политические консультации. В центре внимания обеих сторон были как уже достигнутые результаты сотрудничества, так и следующие шаги по дальнейшему развитию взаимодействия.
Посол, ссылаясь на выступление замглавы МИД Индии на пленарном заседании конференции в Минске, обозначил позицию его страны касательно видения глобального мироустройства. По его словам, отношения нужно строить по аналогии с тем, как это происходит в большой семье. «Такова была древняя мудрость, и мы должны ее развивать и жить таким образом вместе», – сказал дипломат.
На чем сделан акцент в прогнозных параметрах развития Беларуси на 2026 год?
Член Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Игорь Сергеев рассказал корреспонденту БЕЛТА, на чем сделан акцент в прогнозных параметрах развития Беларуси на 2026 год, комментируя подписанный Президентом Указ № 385, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2026 год, передает корреспондент
БЕЛТА.
Указ № 385 от 3 ноября 2025 г. о важнейших показателях и параметрах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026 год устанавливает приоритеты в экономике страны на следующий год. «Основной акцент сделан на инвестициях, экспорте и поиске новых рынков. На этих трех ключевых направлениях построено благосостояние населения страны. В условиях внешних вызовов гораздо сложнее удерживать баланс между ростом и стабильностью», – отметил Игорь Сергеев.
В соответствии с Указом будет утвержден план социально-экономического развития на год, который послужит руководством для достижения целевых экономических ориентиров, добавил он. Также потребуется принятие новых законов и нормативных актов.
«Для обеспечения роста инвестиций на 3,1 % надо будет сосредоточиться на совершенствовании инвестиционного законодательства: определенные процедуры необходимо упростить, предоставить льготы и обеспечить гарантии для инвесторов. Что касается экспорта, важно поддерживать законы, стимулирующие внешнеэкономическую деятельность и диверсификацию экспорта. Особое внимание будет уделено контролю за инфляцией, целевой показатель которой определен не выше 7 %. Необходимо эффективно работать для достижения ценовой стабильности», – уверен он.
Благодаря последовательной и, возможно, временно жесткой денежно-кредитной и бюджетной политике Республика Беларусь достигла значительных результатов в финансовом секторе, и это, в сочетании с другими монетарными методами управления экономикой, позволило создать определенные благоприятные условия для хозяйствования, обратил внимание Игорь Сергеев.
«В результате достигнут рост ВВП в стране, а не спад, как это было в девяностые годы. Мы имеем устойчивую положительную динамику и промышленного производства, и сельского хозяйства, а вместе с этим – и реальный рост доходов граждан, – подчеркнул он. – Указ № 385 является крайне необходимой мерой для экономического роста нашей страны в действующих геополитических условиях».
По информации
БЕЛТА
Инфляция, ЗВР. Целевые показатели денежно-кредитной политики прокомментировали в Нацбанке
Как будет обеспечена финансовая стабильность в Беларуси, рассказал заместитель Председателя Правления Национального банка Андрей Картун, комментируя целевые показатели денежно-кредитной политики на 2026 год, утвержденные сегодня Главой государства, передает корреспондент
БЕЛТА.
Документ принят в целях создания условий для устойчивого роста экономики. Перечень показателей соответствует требованиям, предъявляемым к работе Национального банка и банковской системы в целом, – содействие экономическому росту наряду с поддержанием ценовой и финансовой стабильности.
Инфляция – не более 7 %
Как отметил Андрей Картун, в Нацбанке не отходят от среднесрочной цели по годовой инфляции в 5 %, хотя в 2025 году она сложится несколько выше – около 7 %. На показатель влияние оказывают цены на импортные товары. Например, выросли цены на какао-бобы и кофе, что повлияло на стоимость шоколада и кондитерских изделий. Это объясняет рост цен в этих сегментах. Отечественные производители вынуждены реагировать на ситуацию на мировых рынках. Только рост цен на кофе дал около 0,2 % инфляции.
«С учетом рисков, которые прогнозируются и уже просматриваются, поставили планку по инфляции не более 7 %», – сказал Андрей Картун.
Он выделил 10 основных категорий товаров и услуг, которые вместе объясняют 70–80 % инфляции. В их числе мясо-молочная продукция, услуги ЖКХ, бытовые и иные услуги. По отдельным группам товаров, а также услугам применяется государственное регулирование цен. Тарифы по некоторым из них, в частности на городские перевозки, долгое время практически не повышались, а себестоимость и соответственно субсидирование увеличилось.
«Национальный банк для себя видит задачу – удержать базовую инфляцию (исключая сезонные и регулируемые факторы) на уровне не более 5 %», – сказал Андрей Картун.
Золотовалютные резервы – не менее $9,2 млрд
Заместитель Председателя Правления Национального банка обратил внимание, что показатель по ЗВР несколько занижен. В октябре этого года обновлен исторический максимум: ЗВР увеличились до $13,284 млрд в эквиваленте.
«На это в первую очередь влияет рост мировых цен на золото. Пока составлялся прогноз, сами не закладывали такую динамику цен на золото, которая, по сути, превысила исторический максимум. Сейчас немножко откатились цены, но тем не менее мы здесь очень консервативны в своих оценках. Не закладываем, что цены на золото будут стремительно расти дальше. Подходим с осторожностью. Если цены на золото сохранятся, то, конечно, наши резервы будут значительно выше. Плюс сложившаяся конъюнктура валютного рынка позволила покупать валюту, наращивать резервы», – пояснил Андрей Картун.
Нацбанк ожидает, что в следующем году будет сбалансированный валютный рынок.
«Этот фактор никак не повлияет ни на рост, ни на снижение ЗВР. Тем не менее видим, что запасы есть с точки зрения того, чтобы сглаживать волатильность на валютном рынке. Но самый главный второй фактор, который повлияет или может повлиять на снижение резервов по сравнению с фактическим значением, – валютные обязательства правительства. В следующем году у нас одни из пиковых выплат по внешним долгам в валюте. Принято решение меньше рефинансировать внешние долги – больше отдавать для того, чтобы экономика «дышала» более свободно», – пояснил Андрей Картун.
Доступность платежных систем и инвестиционное кредитование
Коэффициент доступности автоматизированных систем участников платежного рынка, посредством которых обеспечивается проведение расчетных операций, установлен не ниже 99,8 %. Чем выше этот показатель, тем более надежно и бесперебойно работают системы, через которые проводятся платежи. Для обычного человека это означает, что оплата будет проходить быстрее и с меньшей вероятностью сбоев.
«Достигнуть 100 % практически невозможно. Системы постоянно обновляются, требуются технологические перерывы. В целом параметры достаточно жесткие для тех, кто работает на рынке. Главное для потребителя – чтобы он не заметил технических изменений», – пояснил Андрей Картун.
Еще один показатель – прирост объема инвестиционного финансирования, который должен составить в 2026 году не менее 13 %. Андрей Картун обратил внимание, что в прошлые годы повышены требования банков к экономике, в 2025-м – изменены несколько параметров.
«В состав ключевого параметра ввели темп роста инвестиционного кредитования. Ставим себе планку – не менее 13 %, исходя из тех посылов, которые нам и правительству обозначил глава государства. Инвестиционное кредитование как раз один из драйверов экономического роста», – сказал заместитель Председателя Нацбанка.
Стабильность банковской системы и поддержка отечественных производителей
Доля необслуживаемых активов банков в активах, подверженных кредитному риску, не должна превысить 10 %. Удержание такого уровня обеспечит стабильность всей банковской системы.
«Это, по сути, процент кредитов, по которым обязательства не исполняются, – пояснил Андрей Картун. – Признанное на международном уровне значение – 10 %. В случае рисков банки не должны выходить за эту величину».
В отдельных банках доля необслуживаемых активов ниже. В Нацбанке исходили из того, что 10 % – оптимальный показатель для банков. Нет необходимости ужесточать требования.
Основные направления денежно-кредитной политики на 2026 год, включая значения процентных ставок, будут опубликованы на сайте Национального банка. Говоря о процентных ставках, Андрей Картун обозначил, что не планируется их повышать. Процентные ставки останутся в прежних диапазонах. В случае необходимости будут приняты дополнительные меры, чтобы инвестиционное кредитование было доступным.
Будет продолжено кредитование товаров отечественного производства с увеличением его доли в среднесрочной перспективе в два раза. «Все банки имеют определенные программы для поддержки отечественных производителей. Они будут расширяться и дальше. Условия кредитования значительно более выгодные по сравнению с другими», – добавил Андрей Картун.
По информации
БЕЛТА