04.01.2022
Депутат: бюджет внебюджетного фонда соцзащиты населения сформирован с профицитом
Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2022 год сформирован с профицитом, сообщила
БЕЛТА заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Юлия Мурина.

«Доходы бюджета фонда составляют Br21,4 млрд. Темп роста по отношению к ожидаемому исполнению текущего года – 109,5 %. Традиционно основным источником доходов бюджета фонда будут являться обязательные страховые взносы, которые занимают около 90 % в структуре доходной части бюджета фонда», – рассказала Юлия Мурина.
По ее словам, общая сумма поступлений страховых взносов в 2022 году предусмотрена на уровне Br19,4 млрд, с ростом по отношению к ожидаемому исполнению текущего года 109,7 % (Br17,5 млрд). Из них: страховые взносы работодателей и работающих граждан составляют Br19 млрд (99,3 %, рост к ожидаемому исполнению 2021 года – 109,7 %), страховые взносы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и самозанятых лиц, – Br140 млн (0,7 %, рост к ожидаемому исполнению 2021 года – 108,5%), страховые взносы, уплачиваемые военнослужащими срочной военной службы, – Br1,5 млн (рост к ожидаемому исполнению 2021 года – 107,1%). Сумма предусмотренных на следующий год поступлений по взносам на профессиональное пенсионное страхование составляет Br228 млн, или порядка 1 % доходов бюджета фонда. Темп роста 106,5 % (2021 год – Br214 млн). Неналоговые доходы бюджета фонда планируются на уровне Br322,6 млн.
«Субвенции из республиканского бюджета в бюджет фонда планируются на уровне Br1,7 млрд (порядка 8 % в общей сумме доходов бюджета фонда), рост 107,9 % (2021 год – Br1,611 млрд). В том числе расходы бюджета фонда рассчитаны в сумме Br21,1 млрд. Темп роста к 2021 году – 109,6 % (2021 год – Br19,3 млрд), – подчеркнула депутат. – Основную часть расходов бюджета фонда (76,4 %) в следующем году запланировано направить на финансирование пенсий, что в общей сумме составит Br16,1 млрд. Темп роста 110,2 % (2021 год – Br14,6 млрд)».
Расходы на выплату трудовых пенсий, отдельных видов доплат, включая услуги по их доставке, составят Br15,8 млрд, что составляет порядка 98 % всех расходов, запланированных на выплату пенсий. Темп роста 110,1 % (2021 год – Br14,3 млрд). В бюджета фонда предусмотрен ежеквартальный перерасчет трудовых пенсий, исчисляемых в минимальном размере, социальных пенсий, повышений и надбавок к пенсиям, производимый в связи с ростом бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, также предусмотрено повышение трудовых пенсий не реже одного раза в год в пределах средств бюджета фонда. Планируется, что в 2022 году с учетом повышения трудовых пенсий (ориентировочно: май – 6,5%, август – 5,4%) среднемесячный размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера составит Br581,2.
«Финансирование выплат пособий является следующей по величине статьей расходов бюджета фонда. Общая сумма расходов бюджета фонда, направляемых на финансирование всех видов пособий, составляет Br4,7 млрд (22,1 % всех расходов бюджета фонда, рост 107,7 % (2021 год – Br4,3 млрд), – рассказала Юлия Мурина. – На финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения предусмотрено направить Br42,9 млн (0,2 % расходов бюджета фонда, рост 121,9 %). Также предусматриваются расходы на выплату пособий по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, семьям, воспитывающим детей, по временной нетрудоспособности, а также на финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления, мероприятия по обеспечению занятости населения. Таким образом, через последовательное использование законодательных механизмов гарантируется реализация важнейших социальных прав граждан».
В целом, бюджет фонда на 2022 год сформирован с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме Br347,1 млн, которые в соответствии с законодательством подлежат накоплению.
По сообщению
БЕЛТА
О подготовке проекта бюджета Союзного государства на 2026 год рассказали в Постоянном комитете СГ
Подготовке проекта бюджета Союзного государства на 2026 год было посвящено совещание, прошедшее 9 июля в Минске под руководством Государственного секретаря Союзного государства Сергея Глазьева с подключением Москвы по видео-конференц-связи. Об этом
БЕЛТА сообщили в Постоянном комитете Союзного государства.
По словам заместителя Госсекретаря СГ Эллы Селицкой, созданная в Постоянном комитете рабочая группа в течение двух ближайших месяцев должна рассмотреть все заявки госзаказчиков по программам, проектам и мероприятиям Союзного государства, а также вопросы финансирования органов и организаций СГ. «Доходная часть бюджета на 2026 год, исходя из общих подходов, будет формироваться на уровне 2025 года, увеличенная на прогнозный индекс инфляции», – сообщила она, добавив, что бюджет будет сформирован с профицитом.
Постком Союзного государства рассмотрел заявки по 6 союзным программам, 5 из них были одобрены. Сумма ассигнований – около 2 млрд 225 млн российских рублей. Также в числе одобренных Группой высокого уровня Совета Министров СГ, но пока дорабатываемой Минобрнауки РФ, – программа «Союз-Биомембрана», которая тоже может быть в перечне союзных программ 2026 года, отметила Элла Селицкая.
В числе союзных проектов будущего года – очередной объем реконструкции и реставрационно-строительных работ на объектах Брестской крепости; проект комплексного решения по охране окружающей среды от загрязнения пестицидами, включая разработку технологий обезвреживания при ликвидации Городокского захоронения (по словам Эллы Селицкой, этот проект сегодня в высокой степени готовности). Два пилотных проекта касаются трансграничных перевозок по железной дороге маршрутами Смоленск – Витебск и Смоленск – Орша.
Что касается мероприятий Союзного государства, то были одобрены 8 бюджетных заявок на примерно 250 млн российских рублей. Это организация союзных мероприятий на «Славянском базаре в Витебске»; военно-патриотическая кадетская смена в «Орленке», туристический слет учащихся Союзного государства; организация санаторно-курортного лечения инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий; лечение и оздоровление детей из районов, пострадавших от последствий катастрофы на ЧАЭС; фестиваль «Молодежь за Союзное государство»; информационное обеспечение Союзного государства и др.
«Если говорить о финансировании органов и организаций Союзного государства, то пока в стадии согласования вопросы функционирования союзного медиахолдинга, издательской деятельности и др. Что касается деятельности наднационального органа Беларуси и России – Комитета по стандартизации, то договорено, что это будет коллегиальный орган без дополнительного финансирования», – пояснили в Постоянном комитете.
В бюджет Союзного государства – 2026 будет также закладываться резервный фонд, который может быть израсходован на финансирование той или иной союзной инициативы в оперативном порядке.
«На рассмотрении у Парламентского собрания сводный документ по проекту бюджета должен быть до 15 ноября этого года», – добавили в Постоянном комитете.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Более 90 программ и проектов реализовано за 25 лет. Бюджет Союзного государства с каждым годом растет
Бюджет Союзного государства с каждым годом растет. Об этом сообщил председатель Комиссии Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку Виктор Селиверстов во время 68-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, которая прошла 16 июня в Бресте, передает корреспондент
БЕЛТА.
«У нас с каждым годом уменьшается профицит за счет того, что появляются новые программы, проекты и мероприятия. В 2025 году количество программ, проектов и мероприятий – тоже больше: у нас восемь программ, два проекта и 41 мероприятие, – сказал Виктор Селиверстов. – Очень важно, что бюджет разложен очень разносторонне. То есть у нас есть совершенно прикладные вещи, которые нацелены на освоение космоса, на решение проблем, связанных с разработкой новых медицинских, биологических препаратов, а также инфраструктурные проекты».
В частности, в Союзном государстве в этом году появилось новое мероприятие. В апреле в Волгограде впервые прошел международный форум Союзного государства «Великое наследие – общее будущее». На сессии предложено сделать его традиционным и проводить попеременно в России и Беларуси. В 2026 году форум планируется провести в Беларуси и посвятить 85-летию начала Великой Отечественной войны.
Из бюджета СГ финансируются различные программы, проекты и мероприятия. В их числе – «Славянский базар» в Витебске, программы оборонной, космической, научной направленности. «Есть ряд предложений по программам и проектам 2026 года, которые сейчас находятся в высокой степени готовности, – отметил председатель комиссии. – Самое главное, что бюджет Союзного государства с каждым годом растет. На 2025 год он был увеличен на 19 %».
Виктор Селиверстов акцентировал внимание на том, что за последние 25 лет реализовали более 90 программ и проектов в рамках Союзного государства, которые дали ощутимые результаты в различных отраслях.
Также сегодня на сессии Парламентского Собрания принято заявление по вопросам защиты исторической правды, сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне.
По информации
БЕЛТА
Парламентарии утвердили отчет об исполнении республиканского бюджета за 2024 год
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли законопроект «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2024 год», передает корреспондент
БЕЛТА.

Проект закона внесен в Палату представителей Советом Министров. Необходимость рассмотрения законопроекта на второй сессии обусловлена требованиями Бюджетного кодекса и регламента Палаты представителей, где в статье 197 предусмотрено, что проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год рассматривается Палатой представителей до рассмотрения проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Исполнение республиканского бюджета в 2024 году осуществлялось в условиях нестабильной внешнеэкономической конъюнктуры, закрытия ряда традиционных рынков сбыта, блокировки товарных потоков.
Законом «О республиканском бюджете на 2024 год» по расходам республиканский бюджет был утвержден в сумме Br44 657,4 млн, исходя из прогнозируемого объема доходов Br39 906,4 млн с дефицитом в размере Br4751,1 млн.
С учетом внесенных в 2024 году изменений уточненные показатели республиканского бюджета составили: по расходам - Br45 122,6 млн, доходам - Br43 950 млн, дефицит бюджета - Br1172,7 млн. За 2024 год в республиканский бюджет поступило доходов на сумму Br44 634,4 млн, или 101,6 % уточненного годового плана.
Доходы республиканского бюджета формировались за счет налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Наибольший удельный вес в общей сумме фактически поступивших доходов занимают налоговые доходы. В разрезе основных источников доходов бюджета налоговые доходы исполнены следующим образом: налог на прибыль составил Br2388 млн, или 100,4 % уточненного годового плана, налог на добавленную стоимость - Br17 290 млн, или 99,8 %, доходы от внешнеэкономической деятельности - Br8027,8 млн, или 104,5 %.
Всего расходы республиканского бюджета за 2024 год составили Br43 916,2 млн, или 97,3 % уточненного годового плана.
Основными задачами в области политики расходов являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг и гарантий, повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами.
Расходы республиканского бюджета на финансирование общегосударственной деятельности составили Br19 829,8 млн, или 96,2 % уточненного годового плана.
В 2024 году Республикой Беларусь обеспечено перечисление долевого взноса в бюджет Союзного государства, что позволило реализовывать союзные программы и мероприятия.
Расходы на национальную оборону профинансированы в сумме Br3135,1 млн, или на 98,9% от уточненных годовых назначений. Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности профинансированы в сумме Br4689,3 млн, или 99,2 %.
Фактическое финансирование по разделу «Национальная экономика» составило Br8318 млн, или 98,8% уточненного годового плана. На развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности направлено Br2413 млн, или 99,5 %.
Фактическое финансирование по подразделу «Промышленность, строительство и архитектура» составило Br2615,5 млн, или 98,9 % уточненного годового плана. На финансирование мероприятий дорожного хозяйства за счет средств республиканского бюджета использовано Br2021 млн, или 100 % уточненного годового плана. Расходы направлены на содержание, текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог, их строительство и реконструкцию.
По республиканскому бюджету в 2024 году на финансирование здравоохранения направлено Br2465,8 млн, или 99,5 % уточненного годового плана.
Финансирование расходов на здравоохранение осуществлялось по следующим направлениям: медицинская помощь населению - Br962,1 млн, государственный санитарный надзор - Br12,1 млн, прочие мероприятия по здравоохранению - Br1458 млн.
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации в 2024 году профинансированы в сумме Br731,2 млн, или 85,2 % уточненного годового плана.
В 2024 году республиканским бюджетом на содержание учреждений культуры и проведение мероприятий в области культуры направлено Br212,8 млн, или 98,7 % уточненного годового плана.
По подразделу «Средства массовой информации» профинансировано Br227,1 млн, или 67,2 % к уточненным плановым назначениям. Расходы на финансирование учреждений и мероприятий по образованию составили Br1822,5 млн, или 97,8 % уточненного годового плана. Данный уровень расходов позволил обеспечить выполнение всех обязательных социальных стандартов в области образования, реализовать ряд мероприятий по государственным программам.
Расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» профинансированы в сумме Br2741,3 млн, или 98,4 % уточненного годового плана.
Сформирован «семейный капитал» в сумме Br292,4 млн. Обеспечены оплата труда, выплата пенсий, стипендий, пособий, средства на выполнение государственных социальных стандартов.
Расходы государственных целевых бюджетных фондов профинансированы в сумме Br2921,6 млн, или 96,3 % уточненного годового плана.
Таким образом, уточненный план по доходам республиканского бюджета за 2024 год выполнен на 101,6 %, по расходам - на 97,3 %. Профицит составил Br718,3 млн, или 0,3 % ВВП.
По информации
БЕЛТА
(фото Кристины Аксёновой)
Депутаты утвердили отчет об исполнении бюджета фонда соцзащиты населения за 2024 год
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли законопроект «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2024 год», передает корреспондент
БЕЛТА.

Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на 2024 год утвержден законом от 13 декабря 2023 года №317–3 «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2024 год» по доходам в сумме Br28 225,8 млн, по расходам – Br27 768,7 млн, с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме Br457,1 млн.
В соответствии с указом № 476 «Об уточнении отдельных показателей бюджета государственного внебюджетного фонда» доходы бюджета фонда увеличены на Br2472,8 млн, расходы – на Br632,8 млн, превышение доходов над расходами увеличено на Br1840 млн.
С учетом изменений, внесенных указом, уточненные показатели бюджета фонда составили: по доходам – Br30 698,6 млн, расходам – Br28 401,5 млн, превышение доходов над расходами – Br2297,1 млн за счет средств государственного социального страхования в сумме Br1819,8 млн, профессионального пенсионного страхования в сумме Br477,3 млн.
Доходы бюджета фонда за 2024 год сложились в сумме Br30 638 млн, что составляет 108,5 % к утвержденному законом плану и 99,8 % к уточненному плану, и увеличились по сравнению с 2023 годом на 20,9 %.
Основной источник доходов бюджета фонда (92,5 %) – взносы на государственное социальное страхование, в том числе Br28 094 млн составляют обязательные страховые взносы и Br242 млн – взносы на профессиональное пенсионное страхование.
Неналоговые доходы бюджета фонда составили Br493,6 млн. Поступления из республиканского бюджета – Br1808,4 млн.
Расходы бюджета фонда в 2024 году составили Br28 281 млн. Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда составляют расходы на выплату пенсий (79,8 %) и пособий (19 %).
В 2024 году перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике производился дважды: с 1 февраля – на 10%, с 1 октября – на 5 %.
Кроме того, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения четырежды (в феврале, мае, августе и ноябре) повышались минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет.
Финансирование всех определенных законодательством расходов за счет средств государственного социального страхования в 2024 году обеспечено своевременно и в полном объеме. Таким образом, бюджет фонда в 2024 году сбалансирован и исполнен с профицитом в сумме Br2357 млн, в том числе профицит по средствам государственного социального страхования составил Br1877,9 млн, профицит по средствам профессионального пенсионного страхования – Br479,1 млн.
По информации
БЕЛТА
Без дефицита: Министр финансов о бюджете Беларуси в 2024 и начале 2025 года
Бюджет Беларуси в 2024 году исполнен сбалансированно. Об этом сообщил журналистам Министр финансов Юрий Селиверстов перед заседанием коллегии ведомства, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Прошлый год был закончен достаточно неплохо. Вы знаете, у нас был заложен дефицит бюджета. Но, можно сказать, что, в принципе, дефицита у нас не было. Бюджет исполнен сбалансированно, а это именно то, чего требует от нас Глава государства и Правительство. Экономика сработала так, как планировалось. Поступили соответствующие доходы. Прибыль, таможенные пошлины в связи с экспортом товаров – все поступило в таком объеме, как планировалось, даже с определенным плюсом. Благодаря этому мы получили сбалансированный бюджет», – сказал Юрий Селиверстов.
По его словам, в первые два месяца 2025 года дефицита бюджета также не наблюдается. «Нельзя сказать, что какие-то огромные поступления идут в бюджет. Просто мы, исходя из имеющихся задач и приоритетов, балансируем так, чтобы обеспечивать все то, что нам необходимо. В первой половине года основной упор делается на агропромышленный комплекс. К посевной нужно готовиться заранее. Поэтому, конечно, сейчас уделялся приоритет всему, что надо было агропромышленному комплексу, – удобрениям, топливу. Мы стараемся, чтобы у нас равномерно все платежи проходили. Нет такого, чтобы кто-то не получал ресурсов», – отметил Министр.
По информации
БЕЛТА