28.02.2022
Александр Лукашенко посетил республиканские соревнования среди юношей и молодежи по биатлону и лыжным гонкам
Глава государства Александр Лукашенко 26 февраля посетил республиканские соревнования среди юношей и молодежи по биатлону и лыжным гонкам на призы Президента Беларуси. Соревнования прошли на базе Республиканского центра олимпийской подготовки по зимним видам спорта «Раубичи».
Вместе с известными белорусскими биатлонистами перед стартами Президент протестировал лыжную трассу и стрельбище. По его словам, для нынешней поры года трасса просто идеальная. «Утром было пожестче, потом, естественно, немножко растоптали эту трассу. Но скольжение было отличное. Подушка хорошая, снег хороший, погода идеальная», – отметил Александр Лукашенко.
Глава государства дал старт биатлонной эстафетной гонке среди юношей и девушек 2005–2006 годов рождения. Он также понаблюдал за ходом соревнований и принял участие в церемонии награждения победителей и призеров биатлонных эстафетных гонок.
Президент рассказал, зачем было принято решение о проведении республиканских соревнований среди юношей и молодежи по биатлону и лыжным гонкам.
«Совсем недавно закончилась зимняя Олимпиада. И эта Олимпиада, если откровенно, мало радости подарила белорусскому народу. Мы немало сделали, чтобы наши спортсмены достойно выступили на соревнованиях в Пекине. И когда мы задавали вопросы спортсменам, чего не хватает, всего хватало. В итоге именем то, что имеем. В ближайшее время в рабочем порядке, в том числе и по результатам этих соревнований, ответственные чиновники, Минспорта и Правительство доложат мне, как они распорядились теми средствами, которые были им выделены. Пусть небольшие, но, вроде, всего хватало. И почему так блекло мы выглядели. Думаю, что нет достойной конкуренции», – сказал Глава государства.
Поэтому, отметил Президент, он приехал посмотреть, умеет ли кто-то еще на лыжах бегать и стрелять. «Оказывается, умеют и бегать, и стрелять. Я пообещал этим девушкам и ребятам, что летом мы встретимся здесь на этом стадионе уже на лыжероллерах. Это ближайшая наша смена. Что имеем, то имеем. Но есть очень неплохие девушки и ребята, которые могут попасть даже в новый четырехлетний цикл. Летняя Олимпиада пройдет во Франции, а зимняя в Италии, – заявил Александр Лукашенко. – Я очень хотел бы, чтобы из этих маленьких еще пока звездочек выросли настоящие спортсмены, чтобы у нас была достойная конкуренция, чтобы у нас туристами на чемпионаты мира и Олимпийские игры больше никто не ездил».
Глава государства также высказал пожелание, чтобы подобные соревнования стали традицией.
Он напутствовал юных спортсменов, призвав их ценить и нести ответственность перед своими родителями, болельщиками: «На лыжне надо «умирать», чтобы показывать нормальные результаты. А потом оживать после финиша. Знаете, о чем я говорю».
Чиновников от спорта и тренеров Александр Лукашенко предупредил, что если они хотят и дальше работать, надо показывать результат: «Если чиновники от спорта и тренеры хотят дальше работать, значит, надо показывать результат. Нет – значит, надо уходить. В этом был смысл этих соревнований. Я пообещал этим девушкам и ребятам, что летом мы встретимся здесь на этом стадионе уже на лыжероллерах».
В завершение Александр Лукашенко еще раз призвал всех к здоровому образу жизни и занятиям спортом, для чего в Беларуси созданы все необходимые условия.
Во время посещения центра олимпийской подготовки Глава государства также пообщался с журналистами.
Он считает, что в Беларуси есть все, чтобы спортсмены завоевывали олимпийские медали, но нет ответственности за расходование выделенных средств.
«Чего у нас не хватает для тренировок и подготовки, чтобы завоевывать медали? Все есть, отличная база: зимняя, школы», – отметил Александр Лукашенко.
Президент напомнил, что в стране даже наладили производство лыж. Пусть они и не премиум-класса, для соревнований покупаются лучшие модели, но для тренировок белорусская экипировка вполне подходит, отметил он. Кроме того, есть все необходимое оборудование, чтобы создавать заснеженные трассы. В Беларуси производят и собственные снежные тягачи – ратраки, которые используются для подготовки горнолыжных склонов и лыжных трасс.
«То есть у нас есть все. И спортсмены толковые, могут работать с детишками, есть и седовласые тренеры. Но нет ответственности за те деньги, которые вкладывает государство. Немножко, извините, приборзели и прибурели и спортсмены, и тренеры. Ни один бы в Норвегии или даже в России не остался после этого (неудачного выступления на Олимпиаде. – Прим.). Даже в богатой Норвегии, где огромное количество денег от нефти. То же самое и в России. Про Америку и говорить нечего: провалился на первых соревнованиях - выбросили бы тренера. А на следующих соревнованиях не показал результат – дни спортсмена были бы сочтены, – подчеркнул Глава государства. – А у нас можно вразвалочку. А почему? А потому что никто не платит за это так, как платят там».
«У нас государство за все отвечает, оно все сделает. Контроля соответствующего нет, – отметил Александр Лукашенко. – База есть, тренеры есть – заставить работать. Будут тренеры работать – наши ребята не хуже, они покажут хорошие результаты».
Президент заявил, что в стране есть необходимая спортивная инфраструктура для подготовки спортсменов, в частности, по зимним видам спорта. А хороших атлетов государство готово отправлять в лучшие школы Европы.
«Нужен спрос: я в тебя вложил, я тебе помог как государство – дайте отдачу. Не даете – уходите. То есть надо, чтобы была система. Она, вроде, есть, как мне докладывают, но она не сработала. И надо жесточайший спрос, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Если начальники не сделают выводы, они будут сделаны мной».
«Результаты мы еще проанализируем и посмотрим, какая школа, какие тренеры показали какие результаты, чтобы, откровенно скажу, понимать, иметь с ними дальше дело или же расстаться. Поэтому должен быть анализ, – сказал Александр Лукашенко. – Главное, что я увидел: есть ребята, есть девочки хорошие. Но с ними работать надо».
Вместе с тем Глава государства считает, что некоторые области, например, Брестская и Гомельская, могли выставить больше спортсменов. «Почему, чего не хватает? Что, нельзя подготовить спортсмена на лыжероллерах в сезон, а потом хотя бы десяток-другой человек с одной и другой области перебросить в Витебск? У нас же школы есть, пускай занимаются. Отвратительная работа и органов власти, и спортивной общественности. То есть есть о чем поговорить при отчете Министерства спорта, вице-премьера и руководителей Национального олимпийского комитета. Надо сейчас разобраться, оставить тех, кто хочет работать со спортсменами, и тех, кто хочет бежать на лыжах».
Во время общения с представителями СМИ Президент заявил, что Беларусь готова предоставить площадку для мирных переговоров по урегулированию конфликта в Украине: «Мы открыты. Вот сегодня пусть приезжают. Полностью обеспечим и поможем в этом плане, чтобы предотвратить войну и мясорубку. Пока еще это конфликт. Конфликт на стадии возгорания. Надо это остановить. Вы знаете нашу позицию. Я в первый же день об этом сказал».
«В первый день я предложил (площадку для переговоров. – Прим.). Они должны были приехать завтра. Владимир Путин мне позвонил и сказал… Ну там разные игры идут. Кто в Варшаву, кто в Америку. Слушайте, Киев фактически окружен, а они разглагольствуют. Люди гибнут, а они еще разглагольствуют! Но позицию Президента России вы вчера слышали, она озвучена. Он со мной разговаривал на эту тему. Я ему сказал: пожалуйста, дверь открыта - в любом месте, хоть во Дворце Независимости. Обеспечим все: встретим, скажем, покажем, расскажем. И полная безопасность. Приезжайте», – заявил Александр Лукашенко.
Президент подчеркнул, что нужно остановить этот конфликт, пока это возможно. «Завтра будет война, а послезавтра – мясорубка. Поэтому если у них мозги есть – этих разного рода очумевших, пусть принимают решение, садимся за стол. Если Россия в третий раз вот буквально за последние дни подталкивает их и дает согласие, и они уже согласны на условия, которые сегодня предложены Россией, чего мы медлим, люди же гибнут! Это во-первых. Ну а завтра, может, и переговоры никому не понадобятся. Может, страна-победитель (вы, наверное, не сомневаетесь, что может произойти) просто разговаривать ни с кем не станет, – заметил Глава государства. – Поэтому, ну безумцы! И, мне кажется, опять же есть силы, которые этот режим (в Украине. – Прим.) толкают, толкают, толкают: давайте, не сдавайтесь, сейчас из Афганистана бандиты подъедут, сейчас с Ближнего Востока подкинем. Да и своих ЧВК хватает. Это профессиональные воины, профессиональные убийцы. И если они туда втянутся, вы представьте, что будет в Украине. Поэтому ни России, а тем более нам это опаснее и не нужно».
Глава государства также обратил внимание, что Беларусь уже пытаются представить чуть ли не как участника войны. «Нас же уже все – от Японии до Америки – пытаются пристегнуть к этой войне. Уже нам объявляют санкции. Вроде там и эти – шайка, как Путин сказал, МОКовская (Международный олимпийский комитет. – Прим.) чего-то там заявила, что мы чуть ли не в войне участвуем. Ну это искали повод. Ясно, что там из-за океана позвонили, сказали, как действовать. Так они и начинают действовать. Но это мы переживем. Главное, чтобы не гибли люди. Близкие нам люди, близкая нам страна», – резюмировал Президент.
Совещание по вопросам обращения с отходами и использования вторичных материальных ресурсов
Президент Беларуси Александр Лукашенко 20 мая провел совещание по вопросам обращения с отходами и использования вторичных материальных ресурсов.
«Наверное, для каждого состава Правительства эта тема является лакмусовой бумажкой работы. У нас нет нефти и газа – первичных ископаемых, как вы их называете. Но возобновляемые и вторичные ресурсы – это наше «золото» буквально под ногами, которым мы очень слабо занимаемся, – сказал Глава государства. – Эта фраза, которую я произнес, касается не только Беларуси. Я часто привожу пример Швейцарии. Почти все перерабатывают. А мы собираемся и друг друга уговариваем».
Александр Лукашенко предупредил всех, начиная от Премьер-министра и председателя Мингорисполкома, что особенность нынешнего послевыборного периода будет заключаться в необходимости четкого и оперативного исполнения принятых на уровне Главы государства решений. «Почувствовали, наверное, некоторые. Не будет, что мы сначала на уровне Президента собираемся, проводим мозговую атаку по тому или иному вопросу, а потом десять раз еще у Президента собираемся, молотим языками, как в народе говорят, убеждая друг друга, что это надо делать. Собрались, договорились, не делаете – до свидания. Я хочу, чтобы это запомнили», – сказал Президент.
Глава государства подчеркнул, что вторичные ресурсы – это резерв для роста экономики. Он напомнил, что 11 лет назад эта тема уже обсуждалась в таком же составе, и с тех пор было принято много программ и мероприятий, вложены бюджетные ресурсы.
«Далеко мы продвинулись в этом плане, есть ли результат от нашего «рывка»? Рядовой белорус ощутил какие-то изменения, хотя бы в своем поведении при сортировке бытовых отходов или использовании бумажной упаковки?» – поставил вопрос Президент.
Он заявил о необходимости комплексно проанализировать работу Правительства и исполкомов в данной сфере: «Прежде всего хочу от вас услышать, какова у нас система работы в этом плане. Система! Отходы разного рода, как мы его называем, мусор, кто этим занимается, какое движение этих отходов – сортировка, поставка промышленным предприятиям. Как мы это используем, сколько процентов?»
Александр Лукашенко также потребовал от докладчиков четко ответить на поставленные вопросы, а также доложить о дальнейшей стратегии работы со всеми видами отходов; о выполнении поручений по обеспечению стекольной отрасли отечественным сырьем; готовности навести порядок и «вылизать» страну в Год благоустройства.
О слабом извлечении вторичных материальных ресурсов и порождении импорта
«Почему слабо извлекаем вторичные материальные ресурсы и порождаем импорт? – поставил вопрос Глава государства. – Мы импортируем там, где можем переработать в том числе отходы, и обойтись без импорта. За 2024 год ввезли 22 тыс. т макулатуры, по 2 тыс. т отходов стекла и пластмасс. Миллионы долларов!»
О работе на упреждение и экономике замкнутого цикла
Александр Лукашенко отметил, что в работе с отходами есть два подхода. Можно «героически» бороться с ними, строя новые полигоны и линии сортировки. А можно работать на упреждение: предотвращать появление некоторых отходов. Президент в связи с этим попросил доложить, как работает экономика замкнутого цикла.
«Хотя, как меня информирует Комитет государственного контроля и не только, в стране пока не выстроена прозрачная система учета движения отходов от их образования до использования или захоронения. В промышленности захораниваются миллионы тонн ценного сырья, но мало кто этой проблемой предметно занимается», – констатировал Глава государства.
Президент отметил, что пока полностью не решены вопросы контейнерного сбора коммунальных отходов. «Дачники, жители малых городов зачастую просто не знают, куда выбрасывать ненужное. Знают… Я, можно сказать, случайно (обнаружил. – Прим.). Вот я премьеру говорил – в его области вчерашней (Александр Турчин до премьерской должности возглавлял Минский облисполком. – Прим.) по Минскому району. Я проехал и ужаснулся», – сказал Александр Лукашенко.
«Минский район – это отхожий район города-героя Минска. Что там творится – это кошмар. Прямо на окраине леса, никто не утруждает себя: заехал самосвал, выбросили… Чего только нет! Я специально остановился, посмотрел: старые холодильники, пластмасса, стекло, разного рода бытовой мусор. Это под Минском!» – подчеркнул он.
О работе оператора вторичных материальных ресурсов
Александр Лукашенко призвал дать принципиальную оценку работе оператора вторичных материальных ресурсов. «Мы структуру создали, начальники там есть. Что сделано за это время? Мы специально создавали эту структуру, по сути, как главного контролера в данной сфере от имени государства. Рационально ли используются финансовые средства (Br1,3 млрд за 10 лет)? Насколько обоснованы выбранные направления инвестиций, какая от них отдача в увязке с ростом сбора?» – обозначил вопросы Глава государства.
Он также поинтересовался причинами задержек с вводом объектов, а также почему закупается сравнительно простое импортное оборудование (транспортеры и тому подобное), которое в Беларуси сами способны производить.
О системе депозитно-залогового оборота стеклянной и пластиковой тары
Александр Лукашенко напомнил, что Правительство в 2019 году не смогло внятно обосновать необходимость создания совместно с частным инвестором системы депозитно-залогового оборота стеклянной и пластиковой тары. «Что с пилотными проектами, которые так громко анонсировались? Может быть, сегодня стоит вернуться к этой теме, но уже на базе кооперации холдинга «Белресурсы» и Белорусской стекольной компании?» – отметил он.
О производстве из мусора RDF-топлива
Александр Лукашенко констатировал, что в течение уже почти 10 лет много болтовни и мало дела в вопросе производства из мусора так называемого RDF-топлива (от англ. refuse-derived fuel – «топливо, полученное из отходов») – гранул, производимых из горючих отходов.
«Выгодно ли его изготовление, востребовано ли оно цементными заводами и предприятиями Минэнерго? Есть ли технические возможности его использования и складывается ли экономика в сравнении с этим же газом и пеллетами? И вообще, соответствует ли такое топливо экологическим нормативам и куда будем захоранивать золу?» – поставил вопросы Глава государства.
Об экологических нормах и требованиях
«Масса вопросов у населения и организаций к экологическим нормам и требованиям. Иногда они (нормы и требования. – Прим.) нелогичны и излишне жесткие, – заявил Александр Лукашенко. – Почему старая ферма, допустим, не представляет экологической угрозы, но стоит ее снести – сразу становится огромной проблемой захоронить отходы или подсыпать ими сельскую дорогу, если мы измельчаем этот бетон?»
Президент также поинтересовался, какие предложения есть у Правительства по мерам ответственности за объективные нарушения правил благоустройства и порядка на земле. «Для граждан это, например, неокошенные участки, завалившиеся заборы, мусор на приусадебной территории и тому подобное, – сказал Александр Лукашенко. – Смотрите, чтобы у нас не было неприятного разговора к Новому году. Вы знаете, я человек подвижный. Я могу посмотреть. Вот я объехал в субботу все деревни севера нашего Минского района. Сел и поехал. Смотрю поля, смотрю, как вы там хозяйствуете. Бардак полный. Прошу вас иметь это в виду. Разговор будет жестокий».
Что касается благоустройства, Александр Лукашенко дал четкие и предметные указания. Если речь об одиноком пенсионере, инвалиде – местные органы власти должны помочь, а сельский совет это должен организовать. А если есть здоровые дети, внуки и так далее, то это должно быть уже их сферой ответственности. «Нет – рублем заставляйте», – подчеркнул белорусский лидер.
По его словам, аналогично должно быть и на территории предприятий: «Может быть бедно, но чисто. Это не мной придумано – это за много лет сложившиеся традиции элементарного порядка во всем. Как говорил классик, «разруха не в клозетах, а в головах».
В Беларуси планируется принять единую стратегию обращения с отходами производства и потребления. О разработке такой стратегии Главе государства доложил Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Масляк. Александр Лукашенко заявил о необходимости закрепить в документе более напряженные задачи и предупредил, что затягивать со сроками реализации нельзя.
По словам Министра, проект стратегии разработан и вынесен на обсуждение. При Минприроды был создан координационный совет по обращению с отходами, в который вошли представители науки, бизнеса, местных органов власти, заинтересованных организаций. «Мы учли все возможные замечания, – сказал он. – Стратегия вынесена на общественное обсуждение. Поступают определенные вопросы, в том числе и от граждан, которые мы учитываем. И в ближайшее время, после определенной доработки, стратегия будет внесена на рассмотрение в Правительство».
Как пояснил Сергей Масляк, в новом документе планируется объединить другие документы по этой тематике. «Сегодня в стране вопросы обращения с отходами отражены в шести стратегиях и четырех концепциях. Надо аккумулировать это все в единый документ и дать возможность определить единый орган в лице Минприроды, – объяснил он необходимость разработки и принятия новой стратегии. – Это даст свои результаты в ближайшее время. Я за эти вопросы буду головой отвечать».
Одной из основных, глобальных целей стратегии Министр назвал достижение уровня использования отходов не менее 90 % к 2040 году.
Однако Президент посчитал обозначенный период слишком долгим. «Эти сроки не подходят. Это же наши ресурсы, и это та грязь, которая засоряет природу. Так надо эту грязь взять, переработать и сделать ресурсами. Так что, мы будем до 2040 года в грязи телепаться?» – критически отозвался Глава государства.
На этот счет Премьер-министр Александр Турчин пояснил, что задачи по наращиванию объемов переработки отходов будут решаться более динамично. И в первую очередь предстоит сосредоточить основные усилия на том, чтобы сортировать весь мусор до того, как он попадет на полигоны, извлекая оттуда все ресурсы, которые подлежат переработке. «Если мы возьмем все отходы за 100 %, то процентов 40 можно сдать на переработку, вторичные материальные ресурсы. Процентов 30, чуть больше, – это органика. Остается процентов 20–25 тех отходов, которые сегодня не подлежат переработке. Простая задача (мы это сделаем) – у нас на полигонах не будет никаких вторичных материальных ресурсов. Мы это все сделаем в течение ближайшего времени», – сказал Премьер-министр.
«В ближайшее время – это 2040 год?» – уточнил Александр Лукашенко.
«В ближайшие несколько лет», – заверил Александр Турчин.
В качестве примера обсуждалась работа Брестского мусороперерабатывающего завода. Предприятие обеспечивает сбор и сортировку отходов из Бреста, Брестского и Жабинковского районов, извлекая около 14 видов вторсырья, включая пластик, стекло, макулатуру, а также органические отходы, из которых получают биогаз, используемый для выработки электроэнергии для нужд завода.
Решить поставленную задачу позволит в том числе новый мусороперерабатывающий завод, который строится под Минском и начнет работать в июле этого года. Объем переработки составит около 600 тыс. т отходов в год.
Этот завод, как ожидается, станет крупнейшим в стране производителем RDF-топлива. Объемы запланированы на уровне 113 тыс. т в год, что, по словам специалистов, позволяет в значительной степени обеспечить потребности в энергоресурсах для цементных заводов. Однако последние пока без энтузиазма относятся к перспективе использования RDF-топлива, ссылаясь на разного рода сложности, в том числе технологические и по обслуживанию оборудования.
Президент в этой связи потребовал ставить перед цементными заводами более жесткие задачи и требовать от них использовать RDF-топливо, поскольку это важно для государства и позволяет одновременно решать вопросы как с переработкой отходов, так и с обеспечением цементной отрасли местными энергоресурсами.
«Если это топливо (RDF-топливо. – Прим.) нормально сгорает и должно сгорать, так пускай берут, – сказал Александр Лукашенко. – Установите цену и объемы, которые должны забирать эти заводы. Что вы с ними возитесь? Государственное предприятие (да неважно какое – в стране порядок). Чтобы прекратить эти разговоры: надо, не надо».
Отдельно затрагивался вопрос переработки отходов, которые образуются в результате производства на «Беларуськалии» и Гомельском химическом заводе. За 2024 год в стране образовалось 60 млн т отходов, из которых 56 млн т – отходы производства. В их структуре 70 % приходится на долю крупнотоннажных отходов двух видов – фосфогипс (продукт, образующийся в результате деятельности Гомельского химзавода, к настоящему времени накоплено более 26 млн т) и галитовые отходы, которые образуются при производстве на «Беларуськалии». Отечественные специалисты изучили опыт Российской Федерации в части использования отходов фосфогипса. На совещании у Президента были представлены образцы продукции, которая производится в России из этих отходов, в частности – редкоземельные элементы. Было озвучено предложение изучить российский опыт и экономическую целесообразность его использования в Беларуси, и Глава государства его поддержал.
Базисно Александр Лукашенко также поддержал новую разрабатываемую стратегию. В ней будут учтены и основные моменты, которые обсуждались на совещании. В ближайшее время документ будет дошлифован.
В госрегулировании цифрового развития Беларуси произошли изменения
В целях совершенствования государственного регулирования цифрового развития внесены изменения в Указ от 7 апреля 2022 года № 136 «Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации». Соответствующий Указ № 200 подписал 19 мая Президент Беларуси Александр Лукашенко.
Документ направлен на дальнейшую активизацию регионального цифрового развития за счет средств местных инновационных фондов, расширение перечня услуг отраслевых офисов цифровизации и РУП «Центр цифрового развития», оказываемых государственным органам и организациям за счет бюджетных средств, в том числе по планированию их цифрового развития, сопровождению информационных систем, масштабированию пилотных проектов.
С учетом значимости вопросов цифрового развития для экономики Указом также закрепляется, что Премьер-министр Беларуси курирует Министерство связи и информатизации и возглавляет Наблюдательный совет Парка высоких технологий.
Александр Лукашенко встретился с Наследным принцем – Министром культуры, молодежи и спорта Султаната Оман Зеязином бен Хайтамом Аль Саидом
Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 мая встретился с Наследным принцем – Министром культуры, молодежи и спорта Султаната Оман Зеязином бен Хайтамом Аль Саидом.
В числе участников встречи также президент Оманского инвестиционного агентства Абдельсалам Мохамед аль-Муршиди.
«Мне кажется, что в результате моего визита в вашу прекрасную страну в свое время (в декабре 2024 года Александр Лукашенко посетил Оман с рабочим визитом. – Прим.) мы стали не просто партнерами, а уже друзьями. Мы обменивались многими предложениями, по направлению которых можем выстраивать свое сотрудничество. Нам очень интересна ваша страна. Не скрою, как некоторая альтернатива в том регионе для продвижения наших интересов», – сказал Глава государства.
Он подчеркнул, что прежде всего стороны работают над вопросами торгово-экономического сотрудничества. Для Беларуси особый интерес представляет использование портовой инфраструктуры Омана, чтобы совместно развивать торговлю и с другими странами, включая Африку.
Александр Лукашенко констатировал, что стороны уже убедились в том, что могут сотрудничать по обозначенным проектам: «В Беларуси есть много того, что сегодня интересует оманскую сторону. Вы нам очень интересны по многим направлениям. Это и отдых наших людей, сельское хозяйство, поставка продукции. И, самое главное, ваши порты, через которые мы можем работать в регионе».
Глава государства отметил, что с огромной искренней теплотой вспоминает свою встречу в Маскате с Султаном Омана. «Очень порядочный, добрый человек. Мы с большим удовольствием готовы принять его в Беларуси в то время, когда это будет вам удобно. Передайте ему самые добрые и теплые пожелания и скажите ему, что я его жду в Минске», – сказал Президент.
В свою очередь Зеязин бен Хайтам Аль Саид высказал признательность за гостеприимство и теплый прием, передал приветствия от своего отца – Султана Омана.
«На самом деле с момента Вашего визита мы серьезно продвинулись в наших отношениях. Начали со сферы туризма, гостеприимства. Мы очень рады, что получилось открыть прямой рейс из Минска в наш южный город Салала. И уже много белорусов смогли побывать в Омане. Также мы начали ряд других взаимовыгодных проектов. Я очень рад, что те проекты, которые мы наметили, действительно внесут серьезный вклад в увеличение товарооборота и инвестиционное сотрудничество между нами», – отметил Наследный принц.
Встреча Президента Беларуси с губернатором Красноярского края России Михаилом Котюковым
Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 мая встретился с губернатором Красноярского края России Михаилом Котюковым.
Глава государства в первую очередь обратил внимание на торгово-экономическое взаимодействие страны с российским регионом. «Должен заметить, что мы неплохо сотрудничаем. Об этом говорит рост товарооборота – в районе $200 млн мы всегда находимся, где-то чуть меньше, больше, – сказал Президент. – Но этот показатель мы можем значительно увеличить в связи с тем потенциалом, которым обладают область и наша республика».
Александр Лукашенко отметил, что направления развития сотрудничества хорошо известны. К ключевым относятся, например, поставки техники, оборудования для горнорудной промышленности. «Такой техники, в том числе БЕЛАЗов, у нас достаточно, и с вами, и с другими областями Российской Федерации, где это возможно, мы готовы и будем сотрудничать», – сказал Глава государства.
Президент также обозначил готовность Беларуси поставлять в Красноярский край другую грузовую технику, продукцию «АМКОДОРа» и МАЗа, которая уже хорошо зарекомендовала себя на российском рынке.
«Особая тема в последнее время в Беларуси и в России – замена лифтового оборудования. Тут никуда не денешься. Те лифты, которые мы когда-то устанавливали в советские времена, уже свой срок отслужили, поэтому мы много поставляем лифтов по всему бывшему Советскому Союзу, и прежде всего в Российскую Федерацию. Знаю, что потребность такая есть в вашей области. Можете на нас рассчитывать», – заверил Александр Лукашенко.
Что касается развития сотрудничества в сфере автотранспортных перевозок, Президент отметил потенциал отечественных предприятий по производству и поставке на экспорт техники, в том числе и на газомоторном топливе. Речь шла также о готовности вырабатывать новые формы взаиморасчетов, в том числе поставки по лизингу.
«Сотрудничество в сфере агропромышленного комплекса и поставки сельскохозяйственной техники – очень перспективная, наша, белорусская тема. Если вам нужно будет, мы всегда готовы подставить плечо вашей области», – подчеркнул Глава государства. Президент отметил и заинтересованность со стороны Беларуси в сотрудничестве в области строительства: «Наши возможности вы хорошо знаете. Поэтому можете на нас рассчитывать».
«Словом, вы и ваши коллеги неплохо знаете возможности Беларуси. Если мы можем где-то подставить вам плечо или сотрудничать вместе на перспективу, знайте, что мы к этому готовы», – подытожил Александр Лукашенко.
В отпуск без хлопот. Эксперты разъяснили все нюансы защиты потребителей туруслуг
Белорусы находятся буквально в паре дней от отпускного сезона. Как и в любых жизненных ситуациях, вы можете столкнуться с проблемами, о которых в предвкушении отдыха даже не могли предположить. Вылет перенесли на 15 часов? Развернули в аэропорту, потому что нет визы? Нет кондиционера в автобусе в плюс 35 градусов? Специалисты Министерства спорта и туризма и ОО «Региональное общество защиты потребителей» рассказали на вебинаре НЦЗПИ об основных аспектах оказания туристических услуг и на примерах пояснили, почему важно смотреть, что подписываете, сообщает
БЕЛТА.
Что говорит законодательство
Консультант Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Александр Кречетов рассказал, что отношения, связанные с оказанием туруслуг, строятся исключительно на договорной основе. С 1 января 2023 года вступил в силу новый Закон о туризме, который предусматривает, что исполнителем является туроператор, исключительно юрлицо, имеющее право формировать туры и оказывать туристические услуги.
«Отношения между туроператором и туристом могут строиться опосредованно, поскольку туроператоры могут оказывать услуги как напрямую, так и через своих турагентов. Поэтому при заключении договора оказания туристических услуг следует обратить внимание на ряд определенных моментов, – отметил он. – Во-первых, для договора оказания туруслуг существует типовая форма, утвержденная правительством. Все договоры, которые предлагаются туроператором, должны отвечать этой типовой форме. Условия, предусмотренные в ней, исключениям не подлежат. Но договор, который строится на основании этой формы, можно дополнять, потому что бывают некоторые особенности туров».
Очень важным является вопрос оплаты туристических услуг. С одной стороны, порядок оплаты регулируется договором, но с другой стороны – есть императивная норма, согласно которой услуги оплачиваются либо туроператору, либо турагенту, и третьего варианта не дано. «Когда вам говорят, что вы сейчас нам оплачиваете, а потом часть денег вы вносите либо принимающей стороне, либо, допустим, оплата производится в автобусе, – такой вариант не допускается по законодательству. Все денежные средства за тур вносятся исключительно исполнителю или его уполномоченному лицу. Порядок внесения денежных средств также определяется договором. Возможно ли внесение предоплаты, оплаты в несколько этапов – это все зависит от того, какие варианты предлагает туроператор», – пояснил консультант.
Второй важный момент, связанный с оплатой, – она допускается в любой форме. «Если вам говорят, что оплата только через ЕРИП, то это ограничивает права потребителей, соответственно, такое условие не имеет юридической силы. Оплата туристических услуг возможна как безналичным способом, так и наличными денежными средствами в кассу с предоставлением платежного документа», – подчеркнул специалист.
Среди очень важных аспектов Александр Кречетов выделил то, что с 1 января 2023 года действует норма о том, что в договорах на оказание услуг в сфере международного выездного туризма применяются нормы о наличии у туроператора определенной гарантии (способа обеспечения) в договоре. «Таких способов у нас три – страхование ответственности туроператора, банковская гарантия, выданная на основании договора между туроператором и банком, и участие туроператоров в формировании фонда ответственности. Если мы имеем дело с договором в сфере международного выездного туризма, то в нем в обязательном порядке должны быть указаны способ обеспечения (гарантии), какая организация за это отвечает и ее ответственность, порядок обращения», – рассказал он.
Важно отметить, что способ обеспечения применяется в тех случаях, когда оператор не может исполнить свои обязательства. Законом о туризме предусмотрен исчерпывающий перечень таких случаев, начиная от форс-мажоров, которые подтверждаются официальным госорганом страны, где произошли данные обстоятельства, до объективных обстоятельств, связанных с работой оператора, – его ликвидация, признание банкротом, назначение конкурсного производства и тому подобное. Если возникает вопрос, связанный с некачественным оказанием услуг, то эти способы не применяются. Здесь уже действует порядок подачи претензий.
Порядок работы с претензиями, к слову, тоже является обязательным в договоре. «Законодатель устанавливает, что рассмотрение претензий осуществляется в течение семидневного срока, если заказчик является обычным юридическим лицом. Если это организация или индивидуальный предприниматель, то в течение 30 дней. Зачастую бывают случаи, когда в договоре прописывается, что претензия может быть подана в течение 20 дней или даже меньше. Такое условие является незаконным, поскольку подача претензий в соответствии с законодательством может осуществляться в течение продолжительного периода времени – двух лет с момента оказания услуги или в течение гарантийного срока, если таковой прописан в договоре. Поскольку речь идет об услугах, то зачастую применяются общие сроки подачи претензий», – обратил внимание консультант.
Одним из очень важных условий для оказания услуги является программа туристического путешествия, которая идет приложением к договору. «Когда вы приобретаете тур, обращайте внимание, чтобы все услуги, которые вам предоставляют, были прописаны в договоре. Все услуги, которые включены в программу туристического путешествия, являются туристическими услугами. Если вам говорят, что еще необходимо заплатить за некую услугу, то всегда задавайтесь вопросом, а что это такое? Зачастую пишется: комплекс услуг, который составляет энную сумму долларов или евро в эквиваленте, а определенная услуга – столько-то рублей. Но в этой программе ее нет. Вам могут быть оказаны только те услуги, которые вы сами заказали, и они обязательно должны быть отражены в программе путешествия. Если какой-то услуги там нет, а вам ее навязывают, вы вправе от нее отказаться», – предупредил он.
Также при оказании туруслуг существует такое понятие, как соблюдение правил личной безопасности. До человека должна доводиться информация о том, какие есть особенности пограничного, визового, таможенного и другого контроля. «Требуется ли виза? Требуется ли прохождение еще каких-то формальностей при пересечении государственной границы? Требуется ли уплата дополнительных сборов консульских, туристических? Об этом туроператор должен рассказать заранее. Конечно, необходимо сообщить туристу о месте нахождения представительства в случае, если, не дай бог, произойдет какое-то несчастье. Если турист путешествует в составе группы, то это бремя на себя берет руководитель туристической группы, поскольку он должен, получив инструкции от исполнителя, обратиться либо в правоохранительный орган, находясь в стране нахождения, либо в посольство», – заметил Александр Кречетов.
А что для вас «комфортабельный автобус»? Возможные проблемы рассмотрим на примерах
Юрисконсульт общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей» Мария Толстик обратила внимание, что в своей практике сталкивается с тремя категориями споров: о нарушениях прав потребителей на качество оказываемых услуг, на информацию и об одностороннем отказе от исполнения обязательства по договору.
Начать стоит с того, что договор об оказании туруслуг состоит из основного его текста с описанием прав, обязанностей, предмета договора, стоимости туристических услуг, а также двух приложений к нему. Первое приложение – это программа туристического путешествия. «Зачастую мы сталкиваемся с такой проблемой, как невнесение в программу туристического путешествия каких-то условий, которые устно были согласованы при заключении договора. Чем больше в договоре условий, тем сложнее туроператору его исполнить и проще затем потребителю предъявить претензии в случае, если будут какие-то отступления. Это все характеристики качества оказываемых услуг», – пояснила она.
При рассмотрении споров о качестве услуг специалисты часто сталкиваются с отсутствием точечного правового регулирования. «Приведу пример с автобусными турами. Очень часто, если заключен договор на автобусный тур, то прописывается, что это «туристический автобус», «автобус туристического класса» или еще более расплывчатая формулировка «комфортабельный автобус». Законодательство не дает определения всем этим понятиям. Соответственно когда потребитель приходит в суд и говорит о том, что ему обещали комфортабельный автобус, суд задает абсолютно логичный вопрос: а что в вашем понимании комфортабельный автобус? Ответчик, конечно же, говорит о том, что это все субъективное понятие, что он предоставил автобус, который сам считает комфортабельным», – рассказала Мария Толстик.
Поэтому есть такое понятие, как «предъявляемые требования», – это условия договора, которые не вносятся в него, однако они предполагаются из характера обязательств. «Были неоднократные споры, связанные с тем, что в автобусе что-то некорректно работает, например, сломан кондиционер, сломаны подставки для ног, отсутствуют полки для вещей, хотя предполагается их наличие, сломаны кресла. В этой ситуации мы исходим из того, что если автобус чем-то оснащен, значит, оно должно работать», – отметила юрисконсульт.
Она добавила, что зачастую также бывают отступления от условий договора, которые заблаговременно не согласовываются с потребителем, как, например, перенос времени вылета при услугах раннего бронирования. «Эти вопросы должны быть надлежащим образом согласованы путем подписания дополнительного соглашения к договору, но, как правило, такое соглашение не подписывается. Потребителя просто ставят в известность о том, что вылет перенесен на 15 часов например или что вылет состоится раньше – позже, без объяснения причины. Потребитель, который рассчитывает на конкретное время и количество дней отдыха, естественно, чувствует себя обманутым в этой ситуации. Подписание дополнительного соглашения об изменении программы туристического путешествия дает ему право обратиться в дальнейшем к исполнителю за возмещением соответствующего морального вреда», – пояснила она.
Наиболее актуальный вопрос – визовое сопровождение. Важно: когда потребитель обращается к туроператору, то в договоре обязательно прописывается услуга оказания визовой поддержки либо предоставляется информация о том, что туристическое путешествие может состояться только при наличии, например, шенгенской визы. «По этой теме у нас было уже два спора. Первый спор был связан с тем, что потребителю не была предоставлена полная достоверная информация о программе туристического путешествия и о том, что для осуществления путешествия ей потребуется шенгенская мультивиза. Соответственно уже ближе к концу туристического путешествия ее просто высадили на границе в иностранном государстве и сказали, что дальше она не поедет, потому что у нее нет права на пересечение границы зоны Шенгенского соглашения повторно», – привела пример Мария Толстик.
Также в объединении рассматривали спор о вьетнамской визе, когда потребителю сообщили, что виза ей вообще не нужна, но устно было сообщено о том, что если вдруг окажется так, что нужна, то ее прямо в аэропорту и поставят. «Закончилось все тем, что потребитель прилетела и благополучно улетела в этот же день назад, потому что дальше ее просто во Вьетнам не пропустили. Денежные средства за туристическую поездку были в полном объеме возмещены, в том числе и убытки, которые были понесены для того, чтобы вернуться обратно в Беларусь. И компенсация морального вреда также была выплачена», – резюмировала специалист.
В объединение поступает также много вопросов касательно одностороннего отказа. Потребители обращаются с вопросами о том, сколько денежных средств можно возместить, являются ли правомерными штрафы за отели, является ли правомерным условие перевозчика о том, что стоимость авиаперелета не возвращается и иные.
«У нас есть достаточно интересная судебная практика, когда при вынесении решения суд исходил из того, что ответчик не смог предоставить документацию, которая подтверждает, что денежные средства были уплачены непосредственно за эти услуги, непосредственно за этот тур и непосредственно за этого туриста, потому что односторонний отказ производился не по всему договору, а в рамках одного конкретного лица. Также не были предоставлены достаточно достоверные доказательства о том, что были приняты все меры по минимизации фактически понесенных расходов, – отсутствовали обращения к отелю о том, что нужно заменить или отменить номер, информация о том, что авиабилеты невозвратные. Если туроператор не позаботился о том, чтобы минимизировать расходы потребителя, то почему потребитель должен все эти необоснованные убытки нести? Ведь это обязанность туроператора перед потребителем – принять все меры и вернуть ему денежные средства. Суд исходит из того, что потребитель в данной ситуации прав», – рассказала Мария Толстик.
Потребители при нарушении их прав на качество и информацию могут потребовать соразмерное уменьшение стоимости. «На практике мы именно его и запрашиваем. Сумма выбирается произвольно либо, если, например, некачественно оказана услуга по проживанию в отеле, можно запросить стоимость проживания в отеле. Если пропущены какие-то дни отдыха, можно часть денежных средств тоже вернуть, скалькулировать по стоимости одной ночи. Расторжение договора запрашивается крайне редко, потому что все-таки мы исходим из того, что все участники правоотношений должны быть добросовестными и не злоупотреблять своими правами. В исключительных случаях, конечно, да, расторжение договора возможно», – пояснила юрисконсульт.
Кроме того, за нарушение права потребителя можно потребовать компенсацию понесенного морального вреда, неустойку и убытки.
По информации
БЕЛТА