/ / Общественно-политические
21.02.2022

Какие изменения в сфере компьютерных технологий будут происходить в образовании?

У педагогов и учеников появится цифровой профиль, а по каждому обучающемуся можно будет выстроить персональную образовательную траекторию. Директор главного информационно-аналитического центра Министерства образования Юрий Круглик легко и доступно рассказал о ближайших новшествах в этой сложной теме.

Образование

У каждой школы появится анкета-паспорт

Планируем составить анкету-паспорт для всех учреждений образования. Специалисты оценят состояние внешних и внутренних локальных сетей учреждений дошкольного, среднего, профессионально-технического, среднего специального образования: насколько они готовы вступить в РИОС – республиканскую информационно-образовательную среду. Сведения внесут в анкету, а в учреждения образования направят конкретные рекомендации по устранению выявленных недочетов. Только в прошлом году закупили около 2 тысяч единиц мультибордов и 5 тысяч единиц компьютеров, в планах продолжить поставку оборудования. Развитие и модернизация информационно-коммуникационной инфраструктуры, улучшение материально-технической базы – одни из важнейших направлений в цифровой трансформации системы образования.

Цифровой профиль у педагога и обучающегося

Разбушевавшийся коронавирус мотивировал появление единого информационно-образовательного ресурса www.eior.by. Это уникальный продукт, позволяющий организовать учебный процесс в любых условиях. Лучшие педагоги страны, педагоги-новаторы участвовали в его создании. Скоро запустим белорусскоязычную версию. Появятся учебные материалы для учреждений профтехобразования. Проект в ближайшем будущем масштабируется – будет возможность создавать личные кабинеты, устраивать видеоконференции. У каждого педагога и обучающегося появится цифровой профиль. Сюда же подключим электронный журнал, дневник. Учитель сможет моделировать уроки, запускать чат для общения. А ученики – «собирать» отметки, замечания, комментарии педагогов.

Создание трех регистров

Следующие задачи – развитие электронных сервисов, автоматизация процесса управления, построение единой информационной системы управления образованием. Есть общая база со статистическими данными, к которой подключены все учреждения образования. Информация в ней позволяет администрации или вышестоящим органам принимать управленческие решения. Ранее система была достаточно разрозненна, потому проведены работы по ее доработке.

Все процессы в образовании надо типизировать, а также предложить учреждениям стандартный набор программного обеспечения, которое можно применять в учебной, воспитательной, организационной и других сферах. Это будет бесплатный государственный сервис.

К 2023 году внедрим систему мониторинга трудоустройства выпускников, чтобы отслеживать их судьбу – карьерный рост, занятость, область деятельности. Появится информационное ядро в виде трех регистров – обучающихся, организаций образования, работников образования. В настоящее время разработано техническое задание по их созданию. Например, в регистр обучающегося будут внесены сведения по каждому учащемуся и студенту – в какой школе, классе (группе) учится, включен ли в банк данных одаренной молодежи и т.д.

Создадим единую корпоративную систему электронной почты, чтобы она была безопасной и надежной.

Персональная образовательная траектория

Появление регистров, развитие сервисов – электронный дневник и журнал, масштабированная версия единого образовательного ресурса – все это позволит выйти на персональную образовательную траекторию по каждому обучающемуся. Мы сможем видеть аналитику по преподавателю, успеваемости каждого ученика.

В будущем систему можно связать с рынком труда и предоставить возможность родителям, детям посмотреть, какие учреждения готовят самых успешных специалистов, какие предметы нужны для высокооплачиваемых специальностей.

КСТАТИ

В стране разработаны и реализуются сразу несколько государственных программ, направленных на IT-развитие сферы образования. Самые масштабные и значимые – программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы, Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования на 2019–2025 годы. Основная цель – создание республиканской информационно-образовательной среды – РИОС.

Таисия Азанович, « СБ. Беларусь сегодня», 19 февраля 2022 г.