21.02.2022
Какие изменения в сфере компьютерных технологий будут происходить в образовании?
У педагогов и учеников появится цифровой профиль, а по каждому обучающемуся можно будет выстроить персональную образовательную траекторию. Директор главного информационно-аналитического центра Министерства образования Юрий Круглик легко и доступно рассказал о ближайших новшествах в этой сложной теме.
У каждой школы появится анкета-паспорт
Планируем составить анкету-паспорт для всех учреждений образования. Специалисты оценят состояние внешних и внутренних локальных сетей учреждений дошкольного, среднего, профессионально-технического, среднего специального образования: насколько они готовы вступить в РИОС – республиканскую информационно-образовательную среду. Сведения внесут в анкету, а в учреждения образования направят конкретные рекомендации по устранению выявленных недочетов. Только в прошлом году закупили около 2 тысяч единиц мультибордов и 5 тысяч единиц компьютеров, в планах продолжить поставку оборудования. Развитие и модернизация информационно-коммуникационной инфраструктуры, улучшение материально-технической базы – одни из важнейших направлений в цифровой трансформации системы образования.
Цифровой профиль у педагога и обучающегося
Разбушевавшийся коронавирус мотивировал появление единого информационно-образовательного ресурса
www.eior.by. Это уникальный продукт, позволяющий организовать учебный процесс в любых условиях. Лучшие педагоги страны, педагоги-новаторы участвовали в его создании. Скоро запустим белорусскоязычную версию. Появятся учебные материалы для учреждений профтехобразования. Проект в ближайшем будущем масштабируется – будет возможность создавать личные кабинеты, устраивать видеоконференции. У каждого педагога и обучающегося появится цифровой профиль. Сюда же подключим электронный журнал, дневник. Учитель сможет моделировать уроки, запускать чат для общения. А ученики – «собирать» отметки, замечания, комментарии педагогов.
Создание трех регистров
Следующие задачи – развитие электронных сервисов, автоматизация процесса управления, построение единой информационной системы управления образованием. Есть общая база со статистическими данными, к которой подключены все учреждения образования. Информация в ней позволяет администрации или вышестоящим органам принимать управленческие решения. Ранее система была достаточно разрозненна, потому проведены работы по ее доработке.
Все процессы в образовании надо типизировать, а также предложить учреждениям стандартный набор программного обеспечения, которое можно применять в учебной, воспитательной, организационной и других сферах. Это будет бесплатный государственный сервис.
К 2023 году внедрим систему мониторинга трудоустройства выпускников, чтобы отслеживать их судьбу – карьерный рост, занятость, область деятельности. Появится информационное ядро в виде трех регистров – обучающихся, организаций образования, работников образования. В настоящее время разработано техническое задание по их созданию. Например, в регистр обучающегося будут внесены сведения по каждому учащемуся и студенту – в какой школе, классе (группе) учится, включен ли в банк данных одаренной молодежи и т.д.
Создадим единую корпоративную систему электронной почты, чтобы она была безопасной и надежной.
Персональная образовательная траектория
Появление регистров, развитие сервисов – электронный дневник и журнал, масштабированная версия единого образовательного ресурса – все это позволит выйти на персональную образовательную траекторию по каждому обучающемуся. Мы сможем видеть аналитику по преподавателю, успеваемости каждого ученика.
В будущем систему можно связать с рынком труда и предоставить возможность родителям, детям посмотреть, какие учреждения готовят самых успешных специалистов, какие предметы нужны для высокооплачиваемых специальностей.
КСТАТИ
В стране разработаны и реализуются сразу несколько государственных программ, направленных на IT-развитие сферы образования. Самые масштабные и значимые – программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы, Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования на 2019–2025 годы. Основная цель – создание республиканской информационно-образовательной среды – РИОС.
Таисия Азанович, «
СБ. Беларусь сегодня», 19 февраля 2022 г.
Соглашение об электронной торговле товарами в ЕАЭС может быть подписано до конца 2025 года
17 и 18 июля на площадке Евразийской экономической комиссии под председательством заместителя директора Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Аската Бекова состоялись очные экспертные консультации с участием органов исполнительной власти и бизнеса стран Евразийского экономического союза, в ходе которых были рассмотрены итоги внутригосударственного согласования проекта Соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС.
Участники обсудили остававшиеся разногласия в части особенностей общесоюзного регулирования взаимной электронной торговли товарами, принципов обеспечения прав потребителей и их защиты, подходов по применению электронного документооборота, основ единого понятийного аппарата, условий оборота цифровых товаров.
«Основная задача соглашения – установление общих прозрачных правил осуществления электронной торговли на внутреннем рынке Союза. Это позволит обеспечить свободу передвижения товаров и сопутствующих услуг, что в свете стремительной цифровизации даст значительный импульс для роста экономик всех наших стран», – отметил Аскат Беков.
С учетом результатов состоявшихся консультаций подписание Соглашения об электронной торговле товарами в ЕАЭС может состояться до конца 2025 года.
Соглашение разработано в рамках реализации Плана мероприятий по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли в рамках Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Евразийского межправительственного совета в 2021 году.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
Утверждено решение совета специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов
Глава государства Александр Лукашенко подписал распоряжение, которым утверждено решение совета специального фонда Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.
На эти цели из республиканского бюджета за счет средств резервного фонда будет направлено около Br560 тыс.
Стипендии Президента Беларуси назначены 185 студентам вузов.
Гранд-премий с присвоением звания лауреата специального фонда удостоены 11 победителей международных олимпиад и конкурсов.
Поощрены специальными премиями 92 учащихся, курсанта и студента.
Оказана материальная поддержка студенческой научной лаборатории «Геоинформационные системы и территориальное управление» Брестского государственного университета имени А.С.Пушкина для дальнейшего развития научных исследований в области геоинформатики и разработки учебных и прикладных географических информационных систем.
Принятие распоряжения будет способствовать мотивации представителей одаренной молодежи, создаст условия для их дальнейшей успешной учебы и профессионального роста, а также будет служить дополнительным стимулом для педагогов.
В Беларуси начато формирование национального технического комитета по стандартизации в сфере искусственного интеллекта
Сегодня технологии искусственного интеллекта как отдельные технические решения начинают активно внедряться в производственной и социальной сферах. Это, в свою очередь, актуализирует вопросы разработки стандартов в данной области.
С этой целью в настоящее время формируется национальная экспертная площадка. Соответствующие работы проводит Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси (ОИПИ НАН Беларуси), который определен «офисом цифровизации» НАН Беларуси.
Технический комитет будет представлять объединение предприятий и организаций, заинтересованных в разработке стандартов сфере искусственного интеллекта.
В число его основных функций входят разработка стандартов, рассмотрение их проектов, включая межгосударственные и международные, обеспечение интересов Республики Беларусь при взаимодействии с аналогичными международными, региональными и национальными техническими комитетами других государств и др.
ОИПИ НАН Беларуси приглашает заинтересованные организации войти в состав технического комитета, участвовать в его работе и тем самым способствовать инновациям и технологиям.
Предложения следует направлять до 25 июля включительно в ОИПИ НАН Беларуси (ул. Сурганова, д. 6, г. Минск, 220012): secretary.tcii@newman.bas-net.by.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
В детском технопарке изменились условия выдачи рекомендаций на поступление без экзаменов
Директор Национального детского технопарка Сергей Сачко рассказал корреспонденту
БЕЛТА об изменениях в порядке выдачи рекомендаций наблюдательного совета на поступление без экзаменов.
(фото – БЕЛТА)
Министерством образования принято постановление от 9 июня 2025 года «О порядке выдачи рекомендаций наблюдательного совета учреждения образования «Национальный детский технопарк». Правовым актом утверждена новая инструкция о порядке выдачи документа.
«Внесены изменения в критерии определения лиц, рекомендуемых наблюдательным советом к зачислению в учреждения высшего образования без вступительных испытаний при поступлении на специальности общего высшего и специального высшего образования, и приему (зачислению) в лицеи, университеты для освоения содержания образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения без вступительных испытаний. В критерии, касающемся результатов учебы и поведения молодого человека в школе, средний балл успеваемости кандидата на получение рекомендации повышается на 0,5 пункта во всех количественных показателях. Раньше, чтобы поступить в столичные вузы, нужно было иметь средний балл не ниже 8, сейчас он определен не ниже 8,5. В другие учреждения высшего образования нижний порог повысился с 7,5 баллов до 8. Что касается показателей успеваемости для зачисления в лицеи, университеты для освоения содержания образовательной программы среднего образования, то ранее установленный показатель для лицеев, университетов, расположенных на территории Минска (за исключением Минского государственного областного лицея), предусматривал не ниже 8 баллов, сейчас – не ниже 8,5 баллов. В другие лицеи, университеты соответственно – с 7,5 до 8 баллов», – проинформировал Сергей Сачко.
Он отметил, что в остальном порядок не изменился и остается прежним.
«Изменение количественных показателей успеваемости учащихся связано с тем, что основной задачей при работе с одаренной молодежью является построение успешной образовательной и профессиональной траектории. Получение качественного высшего образования в сочетании с осуществлением научно-исследовательской деятельности, начатой в детском технопарке, требует от учащихся высокого уровня знаний по учебным предметам школьной программы», – добавил руководитель детского технопарка.
Изменения станут актуальны с 1 сентября.
По информации
БЕЛТА
Встреча Президента Беларуси с ректором Пекинского университета Гун Цихуаном
Президент Беларуси Александр Лукашенко 15 июля встретился с ректором Пекинского университета Гун Цихуаном.
«Между Пекинским университетом и нашим ведущим вузом сложились добрые отношения. Я очень надеюсь, что оно так и будет. Мы на это рассчитывали, что это сотрудничество будет примером и для других вузов. Тем более у нас существует ассоциация ректоров, где мы можем решать общие вопросы», – сказал Александр Лукашенко.
Он особо отметил, что Пекинский университет пошел на беспрецедентные шаги по созданию отдельной программы для обучения особо продвинутых белорусских студентов по специальности «биотехнологии». Эта программа предусматривает углубленное изучение связанных с этим направлением дисциплин.
Александр Лукашенко отметил, что в том числе с китайской стороны есть большая заинтересованность по подобным программам изучать физику, математику, химию, другие науки. «Это хороший пример для изучения этих наук. Думаю, что мы на этом в ближайшее время сосредоточимся. Но мы рассчитываем на более глубокое сотрудничество с КНР», – заявил белорусский лидер.
Несколько тысяч китайских и белорусских студентов, которые обучаются соответственно в вузах Беларуси и Китая, Президент назвал будущим двусторонних отношений.
«Словом, у нас большое поле деятельности. Двери для вас открыты в любое учреждение, в любую компанию, на любое государственное предприятие. Тайн и секретов у нас от Китая нет», – подчеркнул Глава государства.
В свою очередь Гун Цихуан отметил, что это первый его визит в Минск. «У меня ощущение, что это гармоничный мирный город, где люди очень счастливы», – сказал он.
Ректор Пекинского университета отметил, что в прошлом месяце Александр Лукашенко посетил с визитом КНР, состоялась встреча с лидером страны Си Цзиньпином. «Мы хорошие партнеры, хорошие друзья. Ваше высокое руководство и Си Цзиньпина ведет нас к углубленному сотрудничеству, всепогодному стратегическому партнерству. И мы, как Пекинский университет, активно принимаем участие во всех мероприятиях», – подчеркнул ректор вуза.