Роман Головченко принял участие в заседании коллегии МИД
По итогам расширенного заседания коллегии Министерства иностранных дел, в ходе которого рассмотрены итоги работы внешнеполитического ведомства в 2021 году, Премьер-министром Республики Беларусь Романом Головченко определены задачи на внешнеэкономическом направлении на 2022 год.
Роман Головченко отметил, что руководство белорусского государства придает исключительно важное значение эффективной деятельности системы МИД. Потребуется слаженная и интенсивная работа Правительства, внешнеполитического ведомства, всех загранучреждений, отраслей и регионов, направленная на решение существующих проблем и эффективное использование открывающихся возможностей во благо национальных интересов.
Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей доложил о результатах работы МИД в 2021 году на внешнеполитическом и внешнеэкономическом направлениях, обозначил пути выполнения соответствующих задач, поставленных Главой белорусского государства. Владимир Макей отметил, что в непростых внешних условиях Беларусь выдержала курс на обеспечение суверенитета, проведение независимой, сбалансированной многовекторной политики, развитие интеграционных процессов на евразийском пространстве, диверсификацию внешней торговли. Основные внешнеполитические усилия белорусской стороны в 2021 году были сконцентрированы на выработке и внедрении комплекса мер по противодействию санкциям коллективного Запада и минимизации их негативных последствий для экономики и населения Беларуси. Следуя указаниям руководства страны, МИД в 2021 году скорректировал основные направления деятельности белорусской дипломатии, реорганизовал систему органов дипломатической службы с учетом динамики политического и торгово-экономического взаимодействия.
В работе расширенного заседания коллегии Министерства иностранных дел, в ходе которого рассмотрены итоги работы внешнеполитического ведомства в 2021 году, приняли участие также руководство и представители Администрации Президента и Совета Министров Республики Беларусь, профильных комиссий палат Национального собрания, руководители ряда республиканских органов государственного управления и государственных организаций.
По сообщению официального сайта Совета Министров Республики Беларусь
Объем торговли Беларуси с Казахстаном стабильно высок, но страны могут достичь большего. Об этом заявил Премьер-министр Беларуси Александр Турчин во время переговоров с премьер-министром Казахстана Олжасом Бектеновым в расширенном составе, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
«Объем взаимной торговли между нашими странами стабильно высок – около $1 млрд. Примечательно, что в текущем году растет как белорусский экспорт в Казахстан, так и казахстанский импорт в Беларусь. Важно, чтобы эта динамика сохранялась. Более того, я считаю, что нам под силу и более серьезные цифры с учетом потенциала развития наших стран. Думаю, что в следующую пятилетку мы должны для себя эту планку существенно повысить и доказать, что мы можем достичь еще большего», – сказал Александр Турчин.
На сегодняшних переговорах акцент сделан на продолжении работы по укреплению торгово-экономических связей. Один из главных приоритетов – сотрудничество в сфере промышленности, в особенности машиностроения. «На территории Казахстана уже не первый год работают наши совместные предприятия. Уровень локализации такой, что это уже наш совместный продукт», – отметил Премьер-министр.
Во время официального визита белорусской правительственной делегации в Астану обсуждаются вопросы дальнейшего взаимодействия, налаживания новых связей и реализации перспективных проектов. «Наше сотрудничество не ограничивается экономикой и торговлей, а охватывает также гуманитарную область, есть совместные проекты в сфере образования, культуры, спорта, туризма. На мой взгляд, расширение связей именно в этих направлениях позволит укрепить фундамент наших отношений и обогатить их содержание», – обозначил глава белорусского Правительства.
«Для нас Казахстан является приоритетным партнером в торговых и экономических отношениях, поэтому правительство нашей страны настроено всячески развивать эти связи. Тот уровень диалога, который сложился на уровне глав государств, обязывает нас демонстрировать уверенный рост товарооборота и дальнейшее углубление отношений между странами», – заключил Александр Турчин.
Олжас Бектенов в свою очередь отметил, что отношения между двумя странами поступательно развиваются. «Уверен, что ваш официальный визит в Казахстан придаст дополнительный импульс развитию наших отношений, укрепит партнерство между нашими странами. Наши отношения действительно носят стратегический характер, для них характерен доверительный диалог на всех уровнях. Развиваются не только торгово-экономические и инвестиционные связи, но и культурно-гуманитарные. Наши народы хорошо знают историю, культуру друг друга. Хотелось бы, чтобы и в культурно-гуманитарной сфере наши связи только крепли. Думаю, это очень важно, если мы говорим о долгосрочном характере отношений. Наши люди должны знать друг друга, уважать и ценить, и это серьезный фундамент в том числе для экономики», – акцентировал он.
По словам премьер-министра Казахстана, товарооборот между двумя странами в этом году радует. «У нас традиционно хорошо развивается промышленная кооперация. Общий пул совместных проектов составляет 15 совместных производств. 12 уже реализованы с общим объемом инвестиций более $200 млн. Три проекта сейчас находятся на стадии реализации. Мы работаем с белорусскими партнерами над углублением локализации той линейки продукции, которая производится здесь, в Казахстане, всегда находим взаимопонимание и конструктивный подход к этим вопросам. Сегодня будет принята дорожная карта по развитию сотрудничества в области промышленной кооперации в ближайшие три года. Думаю, это тоже позволит более предметно, целенаправленно идти к достижению тех целей, которые мы себе наметили. Правительство Казахстана готово приложить все усилия для того, чтобы наши торгово-экономические и другие отношения развивались интенсивно и на взаимовыгодной основе», – подчеркнул Олжас Бектенов.
По информации БЕЛТА
Премьер-министр Александр Турчин считает задачу по выполнению важнейших прогнозных параметров развития страны на 2026 год сверхнапряженной. Об этом он заявил журналистам, комментируя утвержденные Президентом Беларуси Александром Лукашенко 3 ноября документы, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Когда мы начинали разрабатывать прогнозные документы, эти параметры были, скажем так, умеренно напряженными. Сегодня эти параметры выглядят сверхнапряженно», – сказал руководитель Правительства. Он объяснил это тем, что ситуация в стране и на внешнем контуре очень динамично меняется. «И, конечно, те параметры, которые утверждены Президентом, очень напряженные. Для того чтобы их выполнить, потребуется слаженная работа всех заинтересованных в нашей стране, начиная от руководителей предприятий и заканчивая государственным аппаратом», – обратил внимание Премьер-министр.
В то же время Правительство, по его словам, благодарно Главе государства за то, что он поддержал предложения по ключевым показателям социально-экономического развития страны. «Документы подписаны в том виде, в котором их вносило Правительство», – сказал Александр Турчин, добавив, что этому предшествовала огромная подготовительная работа. Она включала согласование всех цифр с заинтересованными структурами – не только членами Правительства, но и госорганами, КГК, а также обеими палатами Ппарламента. «Поверьте, что цифры, которые мы предлагаем Президенту, выверены. Но я еще раз хочу сказать, в сегодняшних реалиях они выглядят весьма и весьма напряженно», – заявил Премьер-министр.
Он обратил внимание, что в развитие утвержденных Президентом важнейших прогнозных параметров правительство готовит еще целый ряд нормативных правовых актов, которые «должны позволить, не раскачиваясь, уже с 1 января 2026 года, приступить к реализации намеченных планов».
Как сообщалось, Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 385, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2026 год. Основополагающая цель – обеспечение устойчивости экономики и повышение благосостояния населения.
Рост валового внутреннего продукта определен на уровне 102,8 % к уровню 2025 года, чему будут способствовать наращивание инвестиций в основной капитал, опережающий рост экспорта товаров и услуг и стимулирующий рост доходов населения.
Соответствующие прогнозные параметры также устанавливаются указом. Планируется, что на инвестиционные цели в следующем году за счет всех источников финансирования будет направлено на 3,1 % больше, чем в текущем году. Экспорт товаров и услуг увеличится на 3,7 % с преимущественным наращиванием его физических объемов. Для этого намечено расширение сотрудничества с опорными точками в странах дальней дуги и восстановление присутствия на традиционных рынках сбыта стран СНГ.
Целенаправленная работа над качественным развитием и расширение экспортного потенциала позволит обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 4,8 %.
Для Национального банка и Правительства устанавливается целевая задача по ограничению инфляции на уровне, не превышающем 7 %.
Указом устанавливается требование по утверждению правительством плана социально-экономического развития на 2026 год, который выступит инструментом достижения обозначенных ориентиров.
Перед утверждением всех ключевых параметров они детально обсуждались на совещании у Президента 16 октября этого года. «В отношении прогнозных показателей на 2026 год: нужен реалистичный, но напряженный сценарий», – подчеркнул тогда Глава государства.
Александр Лукашенко не исключил того, что кто-то может предложить темпы выше оценочного роста в 2,8 %. «Кто-то предложит 3–3,5 % – пожалуйста. Где, за счет чего и как сам впряжется в повышение этой динамики. Если кто-то ниже – пусть объяснит, как это будет воспринято нашим обществом и как будет жить Беларусь. А не просто встать и сказать: «Вот, сейчас мало планируем, надо больше». За счет чего?» – обозначил подход Глава государства.
Он констатировал, что российская экономика сжимается, и вообще не учитывать эту ситуацию нельзя, ведь около 67 % экспорта и 56 % импорта приходится на Россию. «Значит, тем более нам нужны подробные оцифрованные товарные планы (матрицы): что и в каких объемах производим, куда продаем и сколько валюты привезем в страну», – отметил Глава государства.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября заслушал доклад Премьер-министра Александра Турчина.
Основной темой доклада была повестка предстоящего визита белорусской правительственной делегации в Казахстан. Обсуждены основные актуальные вопросы и перспективные направления белорусско-казахстанского сотрудничества, о которых пойдет речь на переговорах.
Тематика сотрудничества с Казахстаном также обсуждалась 29 октября в ходе телефонного разговора Александра Лукашенко с Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым. Главы государств договорились, что правительственная делегация Беларуси в ближайшее время совершит визит в Казахстан и внесет конкретные предложения по углублению сотрудничества.
Кроме того, Премьер-министр доложил Главе государства и о работе по ряду иных важных и актуальных вопросов.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 30 октября собрал совещание по вопросам развития сотрудничества со странами Африки.
Тема взаимодействия со странами Африки часто обсуждается на уровне Главы государства, ведь традиционные экспортные рынки необходимо расширять. «И не только потому, что мы там начали проседать, особенно в плане экспорта нашей продукции», – заметил Президент.
Однако в Правительстве перед совещанием были сомнения относительно того, удастся ли подготовиться к мероприятию в сжатые сроки. «Хочу только предупредить всех членов Правительства и тех, кто отвечает за направление сотрудничества в данном случае с Африкой, – должны быть готовы с утра до вечера каждый день к докладу и обсуждению тех или иных проблем», – ориентировал Александр Лукашенко. Он обратил внимание, что собирает должностных лиц не для того, чтобы теоретизировать или «рассматривать крупные философские проблемы», а для обсуждения реальной работы. Поэтому в повестке мероприятия – нынешнее положение дел в сотрудничестве с Африкой и предложения на перспективу.
Глава государства подчеркнул, что от участников совещания необходимы дополнительные предложения по развитию сотрудничества с Африкой. Особенно это касается таких направлений, как продовольственная безопасность, поставки промышленной и военно-технической продукции, перспективы создания совместных сборочных производств. Нужны также инициативы в сферах образования и здравоохранения. Например, в части взаимодействия по подготовке кадров.
«Африка для Беларуси – тот же Китай 30 лет назад, рынок будущего, куда нужно активно идти и завоевывать на нем свои ниши. Именно там резерв диверсификации экспорта для базовых отраслей нашей экономики, таких как сельское хозяйство, машиностроение, производство минеральных удобрений и другие», – констатировал белорусский лидер.
Темпы роста ВВП этого континента превышают среднемировые – больше 4 % против 3 % в 2025 году, демографического роста – тем более (2–3 % прироста в год). А вот доля в международной торговле пока неадекватно низкая: 2,6 % мирового экспорта и 3 % – импорта. Это говорит о том, что там сжимается пружина отложенного спроса, отметил Президент.
Плюс Африку можно назвать кладовой мира по сырьевым ресурсам. Здесь находится треть мировых запасов полезных ископаемых, в том числе 8 % всего природного газа, 12 % нефти, 40 % золота, до 90 % хрома и платины. «Это сегодня превращает Африку в локомотив, в сцепке с которым можно двигаться вперед. Но именно в крепкой сцепке, а не пытаясь запрыгнуть на последнюю подножку уходящего поезда», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства напомнил, что Правительством была принята программа действий по развитию сотрудничества со странами Африки на 2024–2026 годы. Однако Президент оценил ее как очень легкую, ненапряженную. Например, темп роста экспорта товаров – 107,2 % при среднем по стране 97,5 %. «Вроде бы, неплохой рост, но цифры слишком занижены», – считает Президент.
«Казалось бы, шанс. Раз пошли дела, так надо собрать резервы, поддержать лучших, научить остальных. А на самом деле? – спросил Глава государства. – Признаков системной работы я пока не вижу. Никто ничего не корректирует ни в планах, ни в методах».
«Ситуация на наших основных (экспортных. – Прим.) рынках сейчас сложная. Оттуда мы ни в коем случае не уйдем и будем бороться за своего потребителя. Но у предприятий и отраслей уже не может быть отговорок, что все законтрактовано, что кто-то в России предлагает лучшую цену и так далее, – обратил внимание Глава государства. – Надо идти на дальнюю дугу и там работать. Это серьезная задачи и не столько сегодняшнего дня».
Для руководителей Президент ставит задачи обеспечить загрузку мощностей, рабочие места и зарплаты для людей, несмотря на существующие трудности. «Именно в сложных ситуациях!» – подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства заметил, что на все африканские страны приходится пока только 2 % от общего объема экспорта Беларуси (для сравнения: за 8 месяцев прошлого года этот показатель был на уровне 1,9 %). И это при том, что расширилась география белорусского присутствия в регионе. До 2019 года сотрудничество было преимущественно со странами севера Африки: Египтом, Ливией и Суданом. А сейчас уже наработан значительный политический капитал с Зимбабве, Нигерией, Эфиопией, Кенией. Интерес к активизации совместной работы проявляют Уганда, Ботсвана, Гана и Мозамбик.
«Вы знаете, как монетизировать политический капитал во взаимовыгодные проекты», – констатировал Александр Лукашенко, обращаясь к участникам мероприятия. Соответствующий алгоритм, по его словам, отработан на программе механизации сельского хозяйства Зимбабве. Сейчас по этой же схеме идет успешное сотрудничество с Нигерией. Суммарно туда уже поставлено более 5 тыс. единиц белорусской сельскохозяйственной и специальной техники, проводится обучение персонала, налаживается работа сервисных центров. Есть планы по созданию сборочных производств. «Все понимаем, как надо делать, но делаем очень медленно», – обратил внимание Президент.
«Вопрос присутствующим: какая страна будет следующей и когда начнем?» – продолжил он.
Глава государства отметил, в частности, готовность Алжира вывести отношения на качественно новый уровень, подкрепив их серьезными проектами. «Накануне визита посмотрим, что МИД с Правительством предложат, – сказал Александр Лукашенко. – Рассчитываю в самое ближайшее время обсудить предметные шаги и конкретные экономические задачи с Президентом Теббуном».
К слову, эту африканскую страну посещал недавно Министр иностранных дел Максим Рыженков. «Опоздали мы в Алжир с нашей продукцией или нет?» – спросил белорусский лидер.
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Беларусь и КНДР намерены расширять взаимодействие по всем направлениям. Такой договоренности во время переговоров в Минске достигли Министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков и глава внешнеполитического ведомства Корейской Народно-Демократической Республики Чве Сон Хи, сообщили БЕЛТА в пресс-службе МИД Беларуси.
Министр иностранных дел КНДР прибыл с официальным визитом в Минск по приглашению белорусской стороны.
Во время переговоров главы внешнеполитических ведомств обсудили вопросы развития традиционно дружеских отношений между двумя странами, отметив, что в основе белорусско-корейского сотрудничества лежат принципы уважения суверенитета, равноправия и взаимной выгоды.
«Министры констатировали активизацию диалога на различных уровнях, обсудили график двусторонних контактов. Достигнута договоренность о расширении взаимодействия по всем направлениям, в том числе в политической, торгово-экономической, гуманитарной и других сферах», – рассказали в пресс-службе МИД.
Стороны подтвердили готовность к дальнейшей взаимной поддержке на международных площадках с целью формирования справедливого многополярного миропорядка и договорились о конкретных шагах по укреплению взаимодействия между внешнеполитическими ведомствами двух стран для выведения отношений на новый уровень.
Корейская делегация также приняла участие в III Минской международной конференции по евразийской безопасности.
По информации
БЕЛТА
(фото Министерства иностранных дел Республики Беларусь)
