С 5 мая 2022 г. – изменения в специфических санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям здравоохранения
На Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь опубликовано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2022 г. № 63 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2020 г. № 130» (далее – Постановление).
В Постановлении проведена актуализация и оптимизация санитарно-эпидемиологических требований к организациям здравоохранения, иным организациям и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют медицинскую, фармацевтическую деятельность, а именно:
- конкретизирована область распространения требований при осуществлении фармацевтической деятельности;
- сгруппированы однотипные требования к организациям, осуществляющим медицинскую и фармацевтическую деятельность, а также внесены правки редакционно-технического характера;
- исключены установленные неясности и различия в содержании и понимании нормативного правового акта;
- внесены дополнения и изменения с учетом практики применения документа.
Также дополнены требования:
- к содержанию территории и к минимальному составу и площади помещений организаций здравоохранения;
- к работе с пациентами носителями мультирезистентных штаммов.
Кроме того, документом:
- расширен перечень медицинских манипуляций в пластической эстетической хирургии, которые могут выполняться в процедурном или манипуляционном кабинете;
- расширен перечень средств, используемых для проведения гигиенической обработки кожи рук работниками организаций здравоохранения;
- исключено требование для аптек в части контроля проведения уборки в рамках производственного контроля с проведением микробиологического мониторинга объектов внешней среды;
- установлены ограничения в части использования ртутных термометров;
- введены новые термины «инструкция производителя» и «современные технологии уборок».
Постановление вступает в силу с 5 мая 2022 года.
По информации Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Часть документов и справок можно будет получать автоматически без обращения в медицинское учреждения. О том, что даст внедрение централизованной информационной системы здравоохранения простым гражданам, журналистам рассказал Заместитель Премьер-министра Владимир Караник, передает корреспондент БЕЛТА.
Ожидается, что централизованная информационная система здравоохранения заработает уже к концу этого года. «Сегодня речь не идет о том, что с нуля разрабатывается новая информационная система. Работа по информатизации здравоохранения ведется достаточно давно. Граждане, обращаясь в поликлиники, видят, что информационная система есть практически в каждом лечебном учреждении. Сейчас основная задача и функция единой информационной системы – выступить в роли интегратора, т.е. объединить имеющиеся медицинские информационные системы, чтобы врач на приеме перед общением с пациентом видел всю его историю обращений за медицинской помощью, диагнозы, которые устанавливались данному пациенту, и полученное им лечение. Это касается даже врача скорой помощи – при движении на вызов у него должна быть возможность узнать историю болезни пациента», – рассказал Владимир Караник.
Кроме того, он подчеркнул, что появятся дополнительные электронные сервисы и для пациентов. «Они позволят ему (пациенту. – Прим. БЕЛТА), заходя в свой личный кабинет, видеть историю обращений, результаты своих анализов. Часть документов и справок можно будет получать автоматически без обращения в медицинское учреждение, и также записываться без посещения поликлиники на те или иные виды обследования. Центральная платформа, помимо объединения имеющихся медицинских информационных систем, определит также стратегию развития на ближайший год», – заключил Заместитель Премьер-министра.
По информации БЕЛТА
Первый заместитель Главы Администрации Президента Наталья Петкевич 14 мая встретилась с коллективом Жабинковского сахарного завода, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Виолетты Южаковой, БЕЛТА)
Наталья Петкевич отметила, что в Жабинковском районе у нее насыщенная рабочая программа. В центре внимания – региональная политика. «Глава государства в своей предвыборной программе обозначил основную, принципиальную линию на ближайшую пятилетку – это «сильная страна – сильные регионы». Конечно, для нас задача № 1 – деурбанизация. По объективным и субъективным причинам, к сожалению, как и во всем мире, происходит концентрация людей в городах и отток из иных населенных пунктов. Это ведет к неравномерности развития территорий, что для нашей компактной страны является проблемой и, собственно, наверное, нам не свойственно. Поэтому самое пристальное внимание в ближайшие пять лет будет уделено вопросам развития регионов путем выравнивания условий жизни (именно комфортного проживания) в населенных пунктах разной численности населения», – подчеркнула Первый замглавы Администрации Президента.
На встрече с коллективом Жабинковского сахарного завода основной темой разговора стали возможности для здоровой нации. По словам Натальи Петкевич, вопросы медицины вызывают наибольшие обсуждения, поскольку волнуют каждого человека. «Это та тема, при обсуждении, критике которой мы очень многие вещи не замечаем. Если разложить вопрос на составляющие, то совершенно очевидно, что у страны уникально-позитивный пример в мире. Многое делается», – сказала она.
В частности, в своих обращениях граждане обращают внимание на нехватку врачей, невозможность записаться на прием одномоментно. Такая проблема характерна для всего мира. Одна из причин – повышение спроса на услуги здравоохранения в связи с увеличением средней продолжительности жизни людей, с естественным старением населения. «Система здравоохранения адаптируется под эти новые реалии. И ряд проблем, которые возникают, в течение года-двух посредством предпринимаемых государством мер, разрешаются», – подчеркнула Наталья Петкевич. Чтобы нивелировать нехватку врачей, внедряется в том числе искусственный интеллект.
В Беларуси медицинскую помощь можно получить бесплатно. Создана разветвленная сеть учреждений здравоохранения от фельдшерско-акушерских пунктов до республиканских научно-практических центров. «Сегодня не менее 5,5 % ВВП идет на здравоохранение. Президента интересует каждый маленький фельдшерско-акушерский пункт, как он обеспечен лекарствами, сколько прошло людей и так далее. Посмотрите, какая в стране существует сеть, начиная от ФАПов», – сказала Первый заместитель Главы Администрации Президента.
Каждому из учреждений в областных центрах, малых городах, агрогородках и деревнях уделяется внимание, чтобы обеспечить нужную материально-техническую базу. «Мы дошли до того (в хорошем смысле), что у нас в небольшие больницы требуют МРТ. Говорим о том, что везде должно быть что-то суперсовременное. И это делается. Мало того, что сеть разветвленная, она доступная, оснащенная. Это очень большое достижение нашей независимой страны, что было сделано за короткий промежуток времени, – убеждена Наталья Петкевич. – Не зря страна находится в числе лидирующих по медицинскому туризму. Огромное число людей приезжает и за сложными высокотехнологичными операциями, и за какой-то рядовой помощью».
Также в Беларуси делают ставку на развитие собственной фармацевтики, чтобы не быть зависимыми от импортных поставок и ограничений. В стране созданы возможности для занятий спортом и физической культурой для поддержания здорового образа жизни, в том числе уличные тренажеры. «Санаторно-курортное лечение – реально наш бренд. Нам это надо развивать, пропагандировать, делать темой туризма и зарабатывать на этом деньги. Это не просто отдых, а и лечение, и реабилитация на высочайшем уровне. Это отмечают все – ближнее, дальнее зарубежье», – резюмировала Первый замглавы Администрации Президента.
По информации БЕЛТА
Эксперты государств – участников Содружества Независимых Государств доработали и согласовали проект Плана мероприятий по подготовке и проведению в 2026 году в СНГ Года охраны здоровья. Он будет внесен в установленном порядке на рассмотрение Совета глав правительств Содружества. Такое решение было принято на заседании экспертной группы, которое состоялось 12 мая в Минске.
В заседании участвовали представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Секретариата МПА СНГ и Исполнительного комитета Содружества.
Решение об объявлении в СНГ 2026 года Годом охраны здоровья было принято на саммите в 2022 году. Тогда же Совет глав государств Содружества дал поручение правительствам, соответствующим органам отраслевого сотрудничества СНГ и Межгосударственному фонду гуманитарного сотрудничества предусмотреть в установленном порядке мероприятия по подготовке и проведению этого тематического года, объединив их в специальный План.
С учетом сложившейся практики проведения в Содружестве тематических годов в проект Плана включаются мероприятия, носящие межгосударственный характер, и важнейшие мероприятия, проводимые на национальном уровне.
Проект документа включает в себя 10 разделов, которые объединяют более 120 мероприятий. Среди них – совершенствование нормативной правовой базы Содружества в области здравоохранения, взаимодействие со Всемирной организацией здравоохранения. Большой блок мероприятий посвящен проведению совместных конференций, съездов и форумов.
Особое внимание в проекте документа уделено теме молодых специалистов: в 2026 году планируется проведение Международного конкурса молодых лидеров – организаторов здравоохранения и реализация ряда международных научно-образовательных проектов для молодых исследователей государств СНГ.
Ожидается также, что в Год охраны здоровья в странах Содружества пройдут выставки новых технологий в сфере охраны здоровья, программы телемедицины, дистанционной диагностики и ряд других мероприятий.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Социальные стандарты в области транспорта в Беларуси установили еще в 2003 году. Министерство транспорта и коммуникаций постановлением от 31 января 2025 г. № 5 утвердило инструкцию о порядке оценки минимальных социальных стандартов в области транспортного обслуживания населения. Изменилось ли что-то в самих стандартах, корреспондент БЕЛТА поинтересовалась у начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрея Гладкого.
Когда речь заходит о социальных стандартах транспортного обслуживания, подразумевается наличие пассажирских терминалов на автобусных маршрутах, охват транспортным обслуживанием, обслуживание населения в рамках городских перевозок и междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении.
«Социальные стандарты были первоначально установлены на уровне постановления Правительства № 724 в 2003 году, – напомнил начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта. – Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций мы только уточняем отдельные моменты и методику определения факторов выполнения этих социальных стандартов. Чего-то нового в систему социальных стандартов не привносится».
Так, норматив наличия пассажирских терминалов – один-два на район. Предусмотрен 100 % охват транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного и внутреннего водного транспорта в навигационный период) административных центров сельсоветов при обязательном выполнении не менее 16 рейсов, с 2026 года – не менее 20 рейсов в неделю. Для агрогородков с численностью населения более 1 тыс. – при обязательном выполнении не менее 28 рейсов в неделю.
Зона охвата населенных пунктов с численностью населения от 20 человек транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период) определена до 3 км.
Отмечено, что вопросы транспортного обслуживания часто привлекают внимание общественности, особенно если касаются малых населенных пунктов. «Социальный стандарт предусматривается в том числе для населенных пунктов с численностью от 20 человек. Зачастую пустить туда автобус возможности нет в принципе, поскольку это не позволяют параметры дороги, – обратил внимание представитель Минтранса. – Для этого вводится такая оценка, как зона охвата транспортным обслуживанием, чтобы до определенного остановочного пункта можно было организовать сообщение или построить остановочный пункт и оттуда пустить автобусы. Одинаковое понимание механизмов действия стандартов должно быть как у местных исполнительных и распорядительных органов, так и у населения. С этой целью и введена методика их оценки».
Норматив обслуживания населения в рамках городских перевозок для городов и городских поселков с численностью 10–30 тыс. – один автобус на 8 тыс. пассажиров. Если там проживает от 30 тыс. до 50 тыс. – один автобус на 4 тыс. человек. Для городов с населением от 50 тыс. до 250 тыс. предусматривается один автобус (троллейбус, трамвай) на 2 тыс. человек, для городов с населением от 250 тыс. до 1 млн – один автобус (троллейбус, трамвай) на 1,5 тыс. человек. Для Минска норматив – один автобус (троллейбус, трамвай, вагон метрополитена) на 2 тыс. человек.
Акцент был сделан на том, что обязанность по обеспечению перевозки пассажиров возложена на местные исполнительные и распорядительные органы. В каждой области создана специальная структура – операторы автомобильных перевозок, задача которых – реагировать на обращения граждан, касающиеся транспортного обслуживания. «Допустим, возникает потребность в дополнительном рейсе или изменении расписания движения. Операторы проводят мониторинг и при необходимости вносят изменения в те или иные параметры, – пояснил Андрей Гладкий. – Замечу, что порядка 25 % обращений граждан решаются положительно, то есть имеются объективные основания для изменения маршрута или расписания движения».
Что касается маршрутов междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период), то предусмотрен ежедневно один оборот (два рейса) между районным и областным центрами.
Государственные социальные стандарты по обслуживанию населения республики являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности. Для вынесения заключения о выполнении социального стандарта на территориальном уровне необходимо сравнить фактически достигнутый его уровень, определенный по инструкции, с уровнем установленного социального стандарта или с более высоким уровнем, утвержденным решениями вышестоящего местного исполнительного и распорядительного органа для каждой административно-территориальной единицы с учетом ее специфики и развития инфраструктуры.
«Социальные стандарты определяют общие подходы государства к тому или иному вопросу. В нашем случае подразумевается транспортное обслуживание не только малых населенных пунктов, но также городов, областных центров. Установлены параметры, – уточнил Андрей Гладкий. – На данный момент мы занимаемся в том числе решением проблемы населенных пунктов с незначительным пассажиропотоком. Прорабатывается возможность реализации пилотного проекта, под которым понимается возможность организации перевозки или заказа транспортного средства в удобное для пассажира время, например, по звонку или через мобильное приложение. Выполнить проект мы планируем в ближайшее время, возможно, в 2025 году, в одном из районов».
Согласно документу, социальные стандарты устанавливают гарантированный уровень транспортных услуг, позволяющий удовлетворить основные потребности населения в перемещении. Оценка их выполнения позволит ввести единообразный подход при анализе работы по обслуживанию населения в соответствии с нормативами социальных стандартов.
Для урегулирования вопросов транспортного обеспечения гражданам следует обращаться в местный исполнительный или распорядительный орган, в частности, в районный, городской или областной исполнительный комитет. Министерство транспорта и коммуникаций выступает своего рода методологом и готово помогать исполкомам в решении задач транспортного обслуживания населения.
По информации БЕЛТА
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин подписал постановление «Об утверждении программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2025–2029 годы», сообщили БЕЛТА в пресс-службе Правительства.
Программа состоит из трех разделов. Первый – повышение устойчивости экономики. Основные задачи – сокращение (ликвидация) субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг и транспорта, введение дифференцированной оплаты за сверхпотребление коммунальных услуг, обеспечение долговой устойчивости (поэтапное снижение долговой нагрузки), создание благоприятных условий для инвестирования и улучшение бизнес-среды.
Второй раздел – приоритетные направления социально-экономической политики. В направлении развития человеческого потенциала основными задами стали пересмотр системы поддержки семей (акцент на ее адресность), сохранение и укрепление репродуктивного здоровья (две бесплатные попытки ЭКО), модернизация системы образования, повышение доступности и качества здравоохранения. В направлении новых стандартов качества жизни – обеспечение населения доступным арендным жильем (в том числе его выкуп), улучшение транспортного сообщения между регионами, реновация территорий населенных пунктов. Для развития сферы услуг правительство будет заниматься укреплением сферы туризма (создание 70 региональных туристических информационных центров, переформатирование гостиниц и санаториев под мировые требования), повышением качества бытового обслуживания, продвижением товаров отечественного производства. В направлении цифровизации основные задачи – развитие цифрового государства, создание и использование программного обеспечения. Для технологической самодостаточности перед Правительством стоят задачи по обеспечению опережающего развития производств с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичных видов деятельности, повышению уровня локализации промышленной продукции.
Кроме того, в направлении «уникальность каждого региона» основными задачами стали – развитие внутриобластных агломераций и городов-спутников, расширение применения технологий точного земледелия, а в направлении «экология и рациональное природопользование» – цифровая трансформация лесного хозяйства, обеспечение безопасности ядерных отходов, развитие системы обращения с отходами, расширение сферы применения вторичных материальных ресурсов.
Третий раздел – развитие экспортного потенциала. Основные задачи здесь – качественный рост и диверсификация экспорта, финансовая и нефинансовая поддержка экспортеров.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
7 мая программа деятельности Правительства на 2025–2029 годы одобрена Палатой представителей.
По информации БЕЛТА