17.02.2022
Госсекретарь Совета Безопасности – о современных угрозах и готовности противостоять им
На вопросы «СБ. Тенденции» отвечает Государственный секретарь Совета Безопасности Александр Вольфович.
(фото – БЕЛТА)
– Александр Григорьевич, сегодня мы являемся свидетелями того, как в результате противостояния мировых центров силы обостряется международная обстановка, возникают новые риски и вызовы для безопасности стран. Как бы вы прокомментировали происходящее?
– Действительно, военно-стратегическая обстановка в мире характеризуется лавинообразным нарастанием негативных и крайне опасных процессов.
Особую тревогу вызывает демонтаж системы контроля над вооружениями. Канули в Лету Договор об ограничении систем противоракетной обороны и Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
В стадии деградации находится Договор об обычных вооруженных силах в Европе и Договор по открытому небу. Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), по сути, остается единственным действующим соглашением в этой сфере.
Анализ последних документов стратегического характера, принятых в НАТО, США и странах – членах альянса, подтверждает, что указанные процессы носят целенаправленный, скоординированный и всеобъемлющий характер. А итоги недавних консультаций России с США и в рамках НАТО по гарантиям безопасности свидетельствуют о неготовности альянса отказаться от планов по дальнейшему расширению блока и формированию новых очагов нестабильности.
Отсутствие эффективной системы сдержек и противовесов привело к тому, что сильные мира сего чувствуют свою безнаказанность, не брезгуют преступать традиционные красные линии. Это влечет возобновление гонки вооружений, эрозию роли международных институтов и организаций, нарастание кризиса доверия в глобальном и региональном масштабах, угрозу суверенитету небольших государств.
Как никогда острый характер приобретает проблема распространения оружия массового поражения. Сохраняется негативная тенденция увеличения числа стран – обладателей ядерного оружия, распространения и использования химического оружия.
Наряду с этим сохраняются угрозы международного терроризма. С развитием информационной сферы исключительное значение на уровне обеспечения национальной безопасности приобретает кибербезопасность.
В целом отмечается трансформация уже известных и появление новых рисков, вызовов и угроз.
– Неспокойно и в сопредельных с Беларусью странах: усиливается военное присутствие НАТО, растет количество учений. Продолжаются провокации на границе. Тем не менее некоторые обыватели считают эти опасности надуманными. Смогли бы переубедить таких скептиков?
– Каждый человек вправе самостоятельно делать выводы из сложившейся ситуации. Лично я при этом опираюсь на конкретные факты. Так, только в прошлом году у наших западных границ было проведено более 50 учений, в том числе с привлечением воинских формирований Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе.
В январе НАТО заявило об усилении группировки в Восточной Европе, направив дополнительные военные корабли и истребители в районы размещения подразделений альянса. Рассматривается вопрос развертывания в Румынии, Болгарии и Турции дополнительных многонациональных боевых групп. США приступили к приведению в повышенную боеготовность воинских формирований численностью около 8,5 тысячи военнослужащих, которые в случае необходимости будут оперативно переброшены в Европу. Великобритания планирует увеличить свой контингент в составе многонациональной боевой группы НАТО в Эстонии с 900 до 1,8 тысячи военнослужащих.
Вызывает обеспокоенность интенсивность разведывательной авиации в воздушном пространстве сопредельных государств.
Активизировались полеты американских стратегических бомбардировщиков у границ Союзного государства. США перебросили в Европу еще четыре стратегических бомбардировщика В-52Н.
Коллективный Запад буквально под микроскопом рассматривает проводимые на территории Беларуси совместные учения «Союзная решимость – 2022», предпочитая особо не распространяться о куда более масштабном учении Объединенных вооруженных сил –НАТО «Удар сабли – 2022», которое с января по апрель проходит в странах Балтии, Польше, Чехии, Словакии и Германии. В этих маневрах принимают участие около 15 тысяч военнослужащих, в том числе до 8 тысяч американских, задействовано более 1 тысячи единиц техники. Настораживают и отрабатываемые вопросы – создание группировок войск и их применение на восточном фланге альянса.
Посмотрите, сегодня расходы на оборону в Польше и странах Балтии уже существенно превышают рекомендованный НАТО минимум в 2 процента от ВВП. Основные средства направляются на приобретение современных средств вооружения, в основном наступательного характера, а также на мероприятия оперативной и боевой подготовки. Под предлогом мифических «угроз с Востока» не отстает от этих стран и Украина.
По-прежнему фиксируются всевозможные провокации на границе.
– В последнее время европейские партнеры буквально накачивают Украину современным оружием и боеприпасами. Александр Григорьевич, на ваш взгляд, получая военную помощь, не становится ли братский нам украинский народ заложником чьих-то непомерных амбиций?
– Действительно, сегодня Киев буквально толкают к обострению конфликта с Москвой. Это видно даже невооруженным глазом. Страны НАТО поставляют Украине новые партии оружия, сотни тонн боеприпасов. Госдеп разрешил странам Балтии передать украинской стороне имеющееся у них вооружение американского производства. Это значит, что Эстония может поставить ракеты «Джавелин», а Литва – ЗРК «Стингер».
Одновременно нагнетается информационная ситуация вокруг Украины, распространяются фейки о неизбежности войны. В СМИ анонсирована возможность приостановки международных авиасообщений с Украиной.
Недавно госдеп США призвал американцев немедленно покинуть страну. Создается впечатление, что Вашингтон намеренно усиливает давление на Киев, повышая градус эскалации по отношению к Москве.
Сегодня вдоль государственных границ с Беларусью и Россией развернуто широкомасштабное межведомственное командно-штабное учение силовых структур Украины под названием «Метель-2022». В нем задействовано около 25 тысяч военнослужащих, 2200 единиц вооружения, военной и специальной техники. Никто не может гарантировать отсутствие очередных провокаций с украинской стороны в ходе этого учения.
Все это напрямую затрагивает интересы безопасности Беларуси и Союзного государства. Украина для своих «западных кураторов» выступает инструментом обострения военно-политической обстановки в регионе.
Ведь конечная цель коллективного Запада – дестабилизация всего постсоветского пространства.
Вместе с тем Беларусь заинтересована решать любые противоречия путем диалога, в том числе с Украиной. Мы очень рассчитываем, что здравый смысл там восторжествует – чем раньше, тем лучше.
– На территории Беларуси проходят совместные учения «Союзная решимость – 2022». Можно ли расценивать данные маневры как адекватную меру реагирования на последовательное наращивание напряженности коллективным Западом?
– Сегодня как никогда необходимо прогнозировать ситуацию на будущее. «Хочешь мира – готовься к войне» – «Союзная решимость» и есть такая подготовка. Прежде всего наши мероприятия направлены на сдерживание военной активности Запада.
Еще в декабре прошлого года президенты Беларуси и России договорились провести внеплановые мероприятия по оценке готовности вооруженных сил обеспечить военную безопасность Союзного государства. В рамках реализации данной договоренности принято решение о проведении проверки совместных сил реагирования в феврале 2022 г.
Вообще, внезапная проверка – это одна из форм подготовки органов военного управления, соединений и воинских частей. Проводимое сегодня мероприятие позволяет руководству стран и вооруженных сил оценить способность войск в сжатые сроки осуществить перегруппировку, провести боевое слаживание, спланировать оборонительную операцию и в условиях, максимально приближенных к действительным, отработать выполнение поставленных задач.
Участники учений успешно демонстрируют готовность Беларуси и России достойно ответить тем, кто накаляет обстановку. Вместе с тем непосредственная военная агрессия в отношении Союзного государства маловероятна. И как раз благодаря тому, что мы готовы ответить на любые враждебные действия, причем сделать это жестко и эффективно.
Фактически не осталось ни одной сферы международной безопасности, в которой сегодня отсутствует конфронтационная напряженность.
– Как вы считаете, насколько серьезно втянута в «гибридную войну» Беларусь и легко ли победить в этом противостоянии?
– К сожалению, так называемые гибридные войны становятся обычным состоянием мировых отношений. Политический прессинг, экономические санкции, демонстрация военной силы, информационный «накат» – то, что в совокупности образует «гибридное» воздействие. Именно с ним пришлось столкнуться и нашей стране. Проводимая Главой государства и поддержанная белорусским народом суверенная и независимая политика не устраивает коллективный Запад.
Все более изощренными стали методы массированного информационно-психологического воздействия. В качестве инструментов информационной агрессии выступают социальные сети, мессенджеры, видеохостинги, которые распространяют ложь, фейки, слухи и домыслы. Любыми путями стремятся манипулировать общественным мнением. Такие действия осуществляются, как правило, из-за рубежа. Цель понятна – раскачать ситуацию в стране.
Безусловно, мы видим и другие вызовы и угрозы. Реагируем на них адекватно развитию обстановки. Принимаем дополнительные меры по укреплению системы обеспечения национальной безопасности. Совершенствуем законодательство. Вносим коррективы в практическую деятельность силового блока, направленные на повышение оперативности и эффективности применения имеющихся сил и средств.
Эти и другие факторы учтены в новой редакции Конституции, одна из главных целей которой – сохранение стабильности и обеспечение устойчивого и безопасного развития.
– Совсем скоро в стране пройдет республиканский референдум. Вы указали на стремление Запада раскачать ситуацию в стране. Готовы ли наши правоохранительные структуры не допустить этого?
– Действующие за границей антибелорусские центры проведение референдума рассматривают как основную возможность радикализировать протест извне. В качестве стратегии в отношении референдума ими продвигаются в интернете всем известные методы, подробно описанные в разного рода зарубежных инструкциях и методичках. Все эти планы, как обсуждаемые кулуарно, так и размещаемые в информационном пространстве, мы отслеживаем.
Как показало время, призывы «беглых» к проведению каких-либо акций не поддерживаются белорусским народом.
Что касается силовых структур, ответственно заявляю, что они готовы к любому сценарию развития ситуации. Опыт 2020 года нас многому научил, мы усвоили эти уроки. Сделали дополнительные выводы из ситуации в Казахстане в текущем году. Граждане Беларуси могут быть уверены в своей безопасности и обеспечении свободного волеизъявления на референдуме.
Уверен, что граждане Беларуси понимают, что изменение Конституции – это выбор дальнейшего пути развития страны, основа для формирования образа будущего суверенного и независимого государства. Поэтому важно, чтобы каждый гражданин высказал на референдуме свою позицию по этому вопросу.
– В настоящее время Государственным секретариатом Совета Безопасности ведется работа над обновлением Концепции национальной безопасности. Какие изменения претерпит этот стратегический документ?
– Действующая Концепция по форме и содержанию носит всеобъемлющий и комплексный характер. Став в 2010 году результатом кардинального научно-методологического переосмысления основ и процесса обеспечения национальной безопасности, Концепция и документы, связанные с ее реализацией, в течение прошедших лет показали свою практичность и в целом не потеряли актуальности.
Вместе с тем сегодня необходимо по-новому взглянуть на национальные интересы. Особую важность приобретают такие из них, как национальная самобытность, благополучие и процветание, сохранение исторической правды, социальная ответственность граждан (а не только государства), защита персональных данных, развитие атомной энергетики, реализация потенциала молодежи.
Все эти национальные интересы найдут отражение в обновленной Конституции. Потребуют они и дальнейшего концептуального закрепления.
Кроме того, нарастание геополитической нестабильности обуславливает необходимость обновления механизмов противодействия новым вызовам и угрозам для успешной защиты белорусской государственности.
– Будет ли учтено мнение научной общественности при совершенствовании Концепции?
– Безусловно, такая работа ведется. Только в прошлом году по материалам аналитических исследований Государственного секретариата Совета Безопасности о наиболее актуальных вопросах национальной безопасности при активном участии научно-экспертного сообщества в различных изданиях размещено более 100 научных публикаций, непосредственно связанных с обновлением Концепции. В столичных и региональных научных и образовательных учреждениях прошло более 20 конференций. В рамках специальной научно-исследовательской работы Минздравом прорабатываются вопросы новой сферы – биобезопасности.
В результате такого всестороннего профессионального экспертного обсуждения проблем обеспечения национальной безопасности мы вновь и вновь убеждаемся, что важной чертой обновленного концептуального документа должна стать преемственность по отношению к действующей Концепции. Это позволит не только в полной мере использовать накопленный базис, но и в испытанной «системе координат» продолжить его развитие – с учетом новых национальных интересов и формирующихся для них угроз.
беседовал Сергей Черновец, «
СБ. Беларусь сегодня», 17 февраля 2022 г.
Госатомнадзор: в Беларуси сформирована нормативная база для обеспечения радиационной безопасности
В Беларуси сформирована нормативная база для обеспечения радиационной безопасности. Об этом заявил заместитель начальника Госатомнадзора Григорий Асташко в пресс-центре
БЕЛТА.
«В Беларуси сформирована нормативная база, которая комплексно регулирует все вопросы обеспечения безопасности в ядерной отрасли. В 2008 году был принят закон об использовании атомной энергии. В нашей стране пройден путь от самого начала сооружения атомной станции до ее успешной эксплуатации. Сегодня она функционирует на полную мощность, а два блока выдают нужную стране электроэнергию. Этот закон отработал до 2022 года. В этом же году был принят новый закон о регулировании безопасности при использовании атомной энергии, который вступил полноценно в силу в 2023 году», – рассказал Григорий Асташко.
С 1991 года действовали два важных закона: о социальной защите граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и о правовом движении территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Эти законодательные акты были направлены на решение вопросов преодоления последствий чернобыльской катастрофы.
В 1998 году в стране был принят первый закон о радиационной безопасности населения, который установил необходимые требования и принципы, критерии обеспечения радиационной безопасности. Основой для данного закона послужил модельный закон об обеспечении радиационной безопасности населения СНГ. В 2019 году он был комплексно пересмотрен и принят в новой редакции с учетом последних современных тенденций в развитии области знаний по обеспечению радиационной безопасности на основе рекомендаций признанных международных организаций.
В 2021 году Указом Президента № 137 были внесены изменения в правовой классификатор страны и законодательно закреплена отрасль ядерного права. «Сейчас мы продолжаем работу по развитию законодательства в этой сфере, в том числе двигаемся в направлении регулирования вопросов обращения с радиоактивными отходами. Одновременно идет подготовка к разработке концепции закона о внесении изменений в закон о правовом режиме территорий, загрязненных в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. После реализации этих шагов будет создана база для формирования цельной системы законодательства, которая будет обеспечивать реализацию необходимых требований в области ядерного права», – сделал акцент представитель Госатомнадзора.
На данный момент в стране разработано и введено в действие свыше четырех десятков норм и правил, которые регулируют самые различные вопросы обеспечения радиационной безопасности. Среди них общие положения обеспечения безопасности атомных электростанций, общие положения по обеспечению безопасности в сфере обращения с радиоактивными отходами. Эта работа продолжается на плановой основе. В планах Госатомнадзора на 2025 год разработка порядка полутора десятков норм и правил в развитие этого направления.
«Мы также разрабатываем и внедряем в действие так называемые руководства по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. Такие документы не являются обязательными для исполнения, но вместе с тем там закладываются положения, которые регламентируют, каким образом, подходами, путями и методологией необходимо реализовывать требования, содержащиеся в нормах и правилах. Принято уже порядка 15 руководств по безопасности, и эта работа продолжается», – подытожил Григорий Асташко.
По информации
БЕЛТА
Как работают судебные эксперты, рассказал Председатель ГКСЭ
22 апреля в 2013 году был подписан Указ об образовании Государственного комитета судебных экспертиз. Сегодня ГКСЭ успешно выполняет поставленные перед ним практические задачи, развивает науку и делится богатым опытом экспертных исследований со многими зарубежными коллегами, и не только стран СНГ. О новых видах и подвидах экспертиз, взаимодействии с правоохранительными органами и международном сотрудничестве рассказал в интервью
БЕЛТА Председатель ГКСЭ Алексей Волков.
– В медиапространстве часто можно увидеть новости о результатах работы судебных экспертов на местах происшествий. Расскажите подробнее об этой работе.
– Эксперты государственного комитета ежедневно несут службу, выбывая на места происшествий в составе следственно-оперативных групп. Осмотр места происшествия является неотложным и самым важным следственным действием. В ходе осмотра обнаруживаются следы преступления, устанавливается механизм его совершения, добываются улики, изобличающие преступника.
От оперативности и качества осмотра места происшествия напрямую зависят результаты расследования преступления и неотвратимость наказания виновных лиц. Ежегодно специалисты экспертного ведомства принимают участие в десятках тысяч осмотров мест происшествий.
Эксперт при обнаружении отпечатков пальцев и следов рук в ходе осмотра имеет возможность быстро установить лиц, причастных к совершению преступления. Оперативность раскрытия преступлений обеспечивается в том числе благодаря внедрению прогрессивных форм и методов организации и проведения экспертных исследований, достижений науки и техники.
Укрепление материальной базы позволило обеспечить территориальные подразделения смартфонами для фотофиксации и незамедлительной передачи следовой информации для проверки. Независимо от того, в каком районе страны были обнаружены отпечатки, время проверки составляет от 10 минут до 2 часов. Ранее исследование проводилось около 2 суток. С помощью дактилоскопической идентификационной системы устанавливаются тысячи совпадений по следам рук, изъятым в ходе осмотров мест происшествий.
Также оперативно проводятся проверки изъятых следов по трасологическому учету. Наблюдается значительный рост совпадений, установленных с помощью учетов ДНК.
В рамках уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, возбужденного Генеральной прокуратурой, эксперты работают с останками детей и подростков. Так было в Хойникском, Жлобинском, Лельчицком и Светлогорском районах Гомельской области. Исследования костных останков детей и подростков являются одними из самых сложных в практике медиков-криминалистов, поскольку значительная их часть утрачивается ввиду полного разрушения. Эксперты буквально по крупицам восстанавливают картину происшедшего более 80 лет назад. Эта работа очень кропотливая и ответственная. Мы помним об ужасной трагедии белорусского народа и делаем все возможное, чтобы последующие поколения о ней не забыли и не допустили повторения.
– Каждый год в Государственном комитете судебных экспертиз вводятся новые виды и подвиды экспертиз. Поделитесь, что нового в экспертном ведомстве?
– Судебными экспертами ежегодно проводится более 200 тыс. экспертиз и исследований.
Экспертное ведомство идет в ногу со временем, отвечая на вызовы современности и удовлетворяя потребности инициаторов назначения экспертиз в разработке новых методов исследования, внедрении новых видов (подвидов) экспертиз.
В 2024 году внедрен новый вид экспертных исследований – судебная видеотехническая экспертиза (цифровых видеограмм). Она позволяет решать вопросы установления признаков монтажа видеозаписей и улучшения их качества для повышения различимости объектов видеосъемки. Экспертиза проводится для определения фейковых видео, что в настоящее время и ближайшем будущем весьма актуально.
При использовании нового подвида судебной экспертизы металлов, сплавов и изделий из них – исследование воды и почвы на содержание тяжелых металлов – можно определить количественное содержание 29 химических элементов в образцах воды и почвы.
Новый вид экспертизы – ботаническая дендрохронологическая – востребован при решении вопросов о повреждении растительности в ходе хозяйственной деятельности, незаконной вырубки леса, а также задач, связанных с природными и техногенными катастрофами. При наблюдаемом ежегодном изменении состояния окружающей среды во всем мире данное исследование будет актуальным.
Внедрена технология применения 3D-визуализации при проведении судебно-медицинских экспертиз для оценки результатов лучевой диагностики. Экспертиза позволяет более детально исследовать механизм образования телесных повреждений.
– Расскажите о взаимодействии государственного комитета с правоохранительными органами.
– Безопасность граждан и государства, спокойствие и благополучие общества зависит от слаженности работы правоохранительных и иных государственных органов. Эффективность работы правоохранительных органов во многих случаях зависит от качественной работы судебных экспертов, начиная с обнаружения и изъятия следов преступления до проведения экспертных исследований и дачи заключения.
Специалисты государственного комитета включены в состав межведомственной рабочей группы по изучению уголовных дел о преступлениях прошлых лет. Усердная и кропотливая работа экспертов в этом направлении способствовала раскрытию ряда преступлений и привлечению виновных лиц к уголовной ответственности.
Благодаря совместной работе правоохранительных органов и специалистов государственного комитета удалось установить личность преступника, убившего в 2009 году кассира в Минске. Судебные эксперты установили генотип лица, совершившего преступление.
Государственный комитет взаимодействует с правоохранительными органами в ходе расследования уголовного дела по факту геноцида белорусского народа. Экспертами проведено более 300 различных экспертиз, исследованы более 670 тыс. объектов: фрагменты костных останков, пули, гильзы, изъятые с мест захоронений.
К примеру, при проведении медико-криминалистической экспертизы на костных останках пяти человек из захоронения на месте уничтоженной в годы Великой Отечественной войны деревни (одна из партизанских зон на территории Минской области) обнаружены следы огнестрельных повреждений. Среди захороненных находились костные останки несовершеннолетнего ребенка. При этом признаков принадлежности кого-либо из погибших к военнослужащим не установлено. Это позволило следствию сделать вывод о расстреле гражданского населения за связь с партизанами.
Помимо деятельности в рамках процессуального законодательства основное взаимодействие Государственного комитета с правоохранительными и иными государственными органами, судами заключается в оказании им необходимой консультативной помощи в сфере экспертной деятельности, разъяснении возможностей экспертного ведомства. Налаженное межведомственное сотрудничество и постоянный обмен информацией способствуют эффективному применению результатов судебно-экспертной деятельности в досудебном производстве и суде.
– Как обстоят дела с международным сотрудничеством?
– Организация и развитие в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности – одна из основных задач экспертного ведомства.
За прошедший год с официальными визитами наше ведомство посетили 18 делегаций из России, Казахстана, КНР, ОАЭ, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Саудовской Аравии, Индии и Вьетнама.
Большое внимание уделяется экспорту образовательных услуг. Белорусское образование в сфере судебно-экспертной деятельности высоко оценивается специалистами других государств.
Три группы экспертов Департамента судебной экспертизы Полиции Абу-Даби, эксперты Министерства общественной безопасности Социалистической Республики Вьетнам и республиканского государственного казенного предприятия «Центр судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан» прошли обучение в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета судебных экспертиз. В настоящее время во Вьетнаме наши эксперты обучают специалистов этой страны в соответствии с учебной программой по осмотру места происшествия по пожарам и взрывам, в том числе техногенного характера.
По инициативе экспертного ведомства Беларуси создан Координационный совет государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере судебно-экспертной деятельности. На базе Исполкома СНГ 26 сентября 2024 года государственным комитетом проведено первое заседание. Участие в мероприятии приняли представители министерств юстиции Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Судебно-экспертной службы при Министерстве юстиции Кыргызской Республики.
Цель образования Координационного совета – создание единого судебно-экспертного пространства для обмена опытом, систематизации и унификации методик экспертных исследований, рассмотрения вопросов организации подготовки и повышения квалификации кадров, а также проведения совместных научно-практических конференций и научно-исследовательских работ.
В октябре 2024 года в Минске состоялась международная научно-практическая конференция «Роль и значение судебно-экспертной деятельности и судебной экспертологии в обеспечении национальной безопасности», посвященная 95-летию со дня образования Научно-практического центра Государственного комитета судебных экспертиз. В конференции приняли участие представители научного и экспертного сообщества Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Узбекистана.
Международное сотрудничество очень важно. Оно способствует обмену опытом и объединению усилий для обеспечения национальной безопасности каждой из сторон. На фоне складывающейся мировой обстановки судебно-экспертную деятельность необходимо рассматривать как один из важнейших элементов противодействия преступности.
– Судебные эксперты заняты работой практически круглосуточно. Есть ли у них время для занятий спортом?
– Государственный комитет судебных экспертиз входит в систему обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Специалисты экспертного ведомства принимают участие в межведомственных учениях по противодействию терроризму, проходят тактическую подготовку – отработку действий при пресечении групповых нарушений общественного порядка.
В силу своей компетенции эксперты ежедневно участвуют в следственных и других процессуальных действиях, оперативно-разыскных мероприятиях.
Для выполнения указанных задач сотрудник должен быть подготовлен не только интеллектуально, но и физически. Поэтому в нашем ведомстве большое внимание уделяется спорту.
Приведу примеры наших побед. В соревнованиях БФСО «Динамо» по стрельбе из табельного оружия команда Государственного комитета в прошлом году уже второй раз подряд поднялась на вторую ступень пьедестала, подтвердив свой высокий уровень. В соревнованиях по служебному многоборью заняла почетное 3-е место среди силовых структур.
На ежегодном межведомственном шахматном турнире памяти Героя Советского Союза Н.А.Михайлашева команда судебных экспертов заняла 3-е место, а ее капитан Сергей Жук в личном зачете среди 44 участников одержал победу.
Таких результатов не удалось бы достичь принуждением к тренировкам. Эксперты ответственно относятся не только к своей работе, но и к физической подготовке, проявляя инициативу. Смело можно резюмировать, что Государственный комитет судебных экспертиз – это сплоченная команда профессионалов и патриотов своей страны.
По информации
БЕЛТА
Первый замминистра труда и соцзащиты – о тенденциях на рынке труда и современных инструментах профориентации
Какие инструменты и инициативы предлагает государство для трудоустройства молодежи и какая сейчас обстановка на рынке труда, корреспондент «Р» поговорила с первым заместителем Министра труда и соцзащиты Татьяной Астрейко.
Спрос и предложения
– Какие тенденции на рынке труда в Беларуси и какое влияние они оказывают на трудоустройство молодежи?
– Белорусский рынок труда переживает период активных изменений. С одной стороны, мы наблюдаем устойчивый рост спроса на рабочую силу и новые компетенции, а с другой – существенно изменяются требования нового поколения сотрудников.
С начала 2025-го количество заявленных вакансий в Общереспубликанском банке вакансий возросло, что отчасти связано со вступлением в силу новой редакции закона о занятости, которая обязала работодателей в первую очередь публиковать вакансии в единой государственной базе. Теперь у молодежи появился более широкий и прозрачный доступ к актуальным предложениям работодателей, что упрощает поиск первой работы.
При этом 67 процентов вакансий – рабочие профессии (водители, продавцы, грузчики), что открывает возможности для молодых людей без высшего образования. Однако важно отметить, что молодежь сегодня стремится не только к трудоустройству, но и к профессиональному развитию: все чаще выпускники ищут вакансии с перспективой карьерного роста и дополнительного обучения.
Государство активно вовлекает молодежь в трудовую деятельность через программы временной занятости. В прошлом году было трудоустроено свыше 55 тысяч учащихся – это в 1,7 раза больше, чем в 2020-м. Кроме того.
В 2024-м 114 тысяч молодых специалистов впервые вышли на рынок труда – на 11,5 процента больше, чем годом ранее. Это говорит о том, что компании готовы брать на работу новичков.
Несмотря на позитивные тенденции, перед молодежью по-прежнему стоит ряд вызовов. К примеру, конкуренция за престижные вакансии – в IT, финансах, маркетинге спрос остается высоким, но требования к кандидатам растут.
– Какие навыки и компетенции наиболее востребованы у работодателей?
– Современные тенденции показывают, что требования работодателей значительно изменились. Раньше главным критерием были профессиональные знания и узкоспециальные навыки, но сегодня они стали базовым требованием, к которому обязательно добавляются другие важные качества.
Это подтверждает и анализ данных Общереспубликанского банка вакансий: работодатели практически повсеместно включают в свои вакансии следующее требование – способность человека эффективно взаимодействовать с другими (так называемые soft skills). Особенно востребованы умение работать в команде, адаптивность и навыки деловой коммуникации. Даже для таких традиционно технических специальностей, как водитель или оператор станков, все чаще становятся обязательными навыки взаимодействия с клиентами и коллегами.
Компьютерная грамотность из дополнительного навыка превратилась в обязательный минимум. Плюс к этому работодатели все чаще готовы закрывать недостаток опыта у молодых специалистов за счет их гибкости и обучаемости.
– Недавно Минтруда и соцзащиты расширило перечень легких видов работ, которые могут выполнять 14–16-летние, и сократило список запрещенных для несовершеннолетних. Какие именно изменения были внесены и как, по вашим оценкам, это повлияет на возможности трудоустройства молодежи?
– Для возрастной группы 14–16 лет существенно расширен перечень легких видов работ. Теперь ребята могут трудоустраиваться в пунктах проката, заниматься оформлением праздников и флористикой, доставлять товары, а также трудиться в справочно-информационных службах. В сфере общественного питания добавлены такие функции, как сервировка столов и прием заказов, в торговле – контроль сроков годности продукции.
Для всех несовершеннолетних до 18 лет сняты ограничения более чем по 160 профессиям. Благодаря приведению перечня запрещенных работ в соответствие с классификатором занятий молодежь теперь может работать поварами, кондитерами, корректорами, операторами полиграфического производства и на других должностях, которые ранее были недоступны, но при этом являются безопасными.
Подчеркну, что все новые возможности строго соответствуют принципам безопасности: запрещены ночные смены, работа с опасными веществами или тяжелыми механизмами. Для 14–16-летних сохраняется требование о согласии родителей.
Где искать работу?
– Что более эффективно в поиске работы: ярмарки вакансий или поиск в сети?
– Эффективнее всего в поиске работы комбинировать разные подходы: и посещать ярмарки вакансий, и активно пользоваться онлайн-ресурсами. Каждый из этих способов дает свои преимущества.
Ярмарки вакансий – это не просто возможность увидеть открытые позиции, но и личный контакт с работодателями. Здесь можно сразу задать вопросы о компании, требованиях к кандидатам, корпоративной культуре и даже пройти мини-собеседование на месте. Для молодежи, особенно выпускников без большого опыта, это отличный шанс проявить себя, произвести впечатление и получить обратную связь напрямую. Онлайн-поиск удобен своей доступностью и оперативностью.
– Какую роль играют ярмарки вакансий в системе содействия занятости молодежи?
– С каждым годом мы наблюдаем увеличение спроса на республиканские ярмарки среди молодых соискателей. Только в 2024-м участие в таком масштабном мероприятии приняли 46 тысяч молодых людей – это на 18 тысяч больше, чем в 2023 году. Причем каждый четвертый участник в 2024-м смог предварительно договориться о последующем трудоустройстве, что свидетельствует о высокой эффективности этого формата.
Анализ показывает, что для молодежи такие мероприятия становятся важным элементом профессиональной ориентации. Широкий спектр компаний из разных отраслей в одном месте помогает сориентироваться на рынке труда, сравнить условия и требования, а иногда и открыть для себя совершенно новые карьерные возможности.
Важным преимуществом современных ярмарок стало их образовательное наполнение. Мастер-классы по составлению резюме или подготовке к собеседованию помогают молодым людям компенсировать недостаток опыта в поиске работы. Экономия времени – это еще один значимый фактор. Для молодежи, совмещающей поиск работы с учебой, возможность за один день пообщаться с десятками работодателей становится реальным ускорителем трудоустройства.
– Сколько ярмарок планируется провести в этом году и в каких регионах?
– В 2025-м в период с 21 по 25 апреля предусмотрено проведение 273 ярмарок вакансий по всей стране. В областных центрах и крупных городах с населением свыше 50 тысяч человек ярмарки будут работать три дня, а в населенных пунктах с меньшей численностью – два.
Уже сейчас к участию заявились более 2,6 тысячи нанимателей из различных секторов экономики, включая промышленность, торговлю, гостиничный бизнес и сельское хозяйство. Они готовы предложить молодежи 34 тысячи вакансий, причем около 12 тысяч из них предназначены для несовершеннолетних. Это особенно важно, так как позволяет охватить все возрастные группы молодежи – от школьников до выпускников вузов.
Отмечу, что для удобства участников создан тематический раздел «Временная занятость» на Информационном портале государственной службы занятости. Именно там можно заранее ознакомиться с условиями работы и требованиями нанимателей.
«Шаг в профессию»
– Какие современные инструменты профориентации доступны молодежи сегодня, как они помогают сделать осознанный выбор профессии?
– Важно взвешенно подходить к выбору профессии и развитию своих навыков. Государственная служба занятости предлагает современный инструмент для этого – цифровой профориентационный сервис «Шаг в профессию».
Сервис позволяет не только пройти комплексное тестирование профессиональных склонностей, но и получить детальную информацию о более чем 800 профессиях – от требований к образованию до карьерных перспектив.
Особую ценность представляет возможность анализировать актуальные данные по вакансиям, что дает четкое представление о востребованных навыках в конкретных регионах и профессиональных сферах. Такой подход помогает сделать выбор, соответствующий как личным способностям, так и потребностям рынка труда.
Планы по развитию молодежной занятости
– Каковы ближайшие планы министерства по решению вопросов молодежной занятости?
– Это существенное обновление механизмов поддержки молодежной занятости, что особенно актуально в условиях трансформации рынка труда.
Один из ключевых шагов – расширение доступа к государственной финансовой поддержке для организаций, готовых трудоустраивать молодежь. Сейчас на уровне Правительства рассматривается инициатива, которая позволит участвовать в программе не только бюджетным учреждениям, но и более широкому кругу работодателей.
– Какие новые форматы занятости молодежи вы намерены развивать в ближайшее время и какие цели стоят за этими инициативами?
– Уже скоро стартует важный проект «Время добрых дел». Он представляет собой качественно новый подход к организации занятости молодежи, объединяя трудовую практику с социальной миссией. Участники будут работать в территориальных центрах социального обслуживания и социальных пансионатах, получая уникальный опыт взаимодействия с пожилыми гражданами и людьми с инвалидностью.
Это не просто временная занятость, а целый механизм, который помогает молодым людям развивать профессиональные и личностные качества. Проект решает сразу несколько стратегических задач: от профориентации молодежи до улучшения качества жизни социально уязвимых категорий населения.
Для участников 14–16 лет предусмотрены различные виды помощи: от обучения пожилых людей компьютерной грамотности до работы в пунктах проката технических средств реабилитации. Ребята постарше смогут заниматься сопровождением пожилых и людей с инвалидностью, оказывать помощь в быту, организовывать досуг для поддержания активного образа жизни пожилых, а также непосредственно участвовать в работе реабилитационно-трудовых мастерских и кружков.
Подростки получат возможность увидеть изнутри работу социальной сферы, что может стать определяющим фактором при выборе будущей профессии. Мы ожидаем, что «Время добрых дел» не только обеспечит временную занятость, но и сформирует кадровый резерв для системы соцзащиты.
Акцентирую, что все эти инициативы носят комплексный характер: они сочетают экономические, воспитательные и карьерные аспекты.
Поддержка молодых специалистов
– Какие меры поддержки предусмотрены государством для молодых специалистов?
– Государственная политика поддержки молодых специалистов охватывает ключевые аспекты профессионального становления. Так, в рамках реализации Указа Президента № 344 от 29 августа 2024 г. создан новый механизм обеспечения жильем через специальные кредитные линии для организаций с госдолей собственности.
Суть инициативы заключается в предоставлении таким предприятиям доступа к льготным кредитам на строительство и приобретение арендного жилья с обязательным условием выделения не менее 20 процентов жилого фонда молодым специалистам и гражданам до 31 года.
Финансовая поддержка приобрела многоуровневый характер: от стимулирующих выплат в бюджетной сфере и сельском хозяйстве до специальных доплат в регионах радиоактивного загрязнения. Введение налогового вычета, сопоставимого с 13-й зарплатой, создает дополнительную мотивацию для выпускников, распределяющихся на предприятия.
Эти меры синхронизированы с изменениями на рынке труда. Усовершенствованные условия льготного кредитования на домашнее имущество, например, учитывают реальные потребности молодых семей. Такой комплексный подход позволяет привлекать молодые кадры в приоритетные для экономики сферы.
Екатерина Умрихина, «
Рэспубліка», 19 апреля 2025 г.
Владимир Перцов о Директиве № 12: расставлены акценты в понимании белорусских смыслов и нарративов
Один из важнейших документов – Директива № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства» – был подписан 9 апреля Президентом Беларуси. Это ожидаемый документ, прежде всего потому, что велось немало дискуссий о том, в каком направлении развиваться и что брать за основу в работе в идеологическом пространстве. О значимости документа корреспондент
БЕЛТА побеседовал с Заместителем Главы Администрации Президента Беларуси Владимиром Перцовым.
– Владимир Борисович, насколько значимым, своевременным и необходимым является этот документ?
– Время для такого документа объективно пришло. Президент часто в последние годы возвращался к вопросам идеологии, национальной идеи, ценностей и смыслов. Заняться идеологией, пропагандой и контрпропагандой было его прямым поручением. И мы над этим довольно активно работали.
Если говорить кратко, то по сути эта Директива – своеобразная дорожная карта, которая необходима, чтобы описать простым и понятным языком концепцию государственности, сделать едиными подходы к организации и проведению идеологической работы по всей стране – в учебных заведениях, на предприятиях, чтобы доносить государственную повестку в том числе до граждан, занятых в частном секторе экономики. Можно сказать, что документ определяет единые правила игры в идеологическом поле.
– Как шла подготовка документа, кто принимал участие в разработке?
– К работе были подключены республиканские и региональные госорганы, экспертное и научное сообщества, представители средств массовой информации и гражданского общества.
При Администрации Президента была создана рабочая группа, приводившая к одному знаменателю огромное количество предложений, мнений и позиций. Работа была проведена колоссальная. При этом главным критерием был один - идти от жизни. Этот президентский принцип помогал отбрасывать все наносное, искусственное и надуманное. Поэтому документ, на мой взгляд, получился максимально практико-ориентированным.
В сухом остатке директива как указ программного характера решает ключевые задачи: в ней определяются идейные ориентиры белорусского общества на современном этапе развития, раскрывается механизм реализации идеологической работы, а также устанавливается оценка эффективности идеологической работы. А это ведь тоже очень важный момент для эффективной реализации документа.
Ведь на практике мы видели, что есть определенные нюансы в идеологическом пространстве, которые надо устранять. Для понимания: до вчерашнего дня в идеологической работе мы руководствовались документами 2003 и 2004 годов, которые, что очевидно, устарели для работы в современных реалиях. При этом еще и подходы к идеологической работе разнились от региона к региону. И потому было важно обобщить весь опыт и установить единые подходы в практических направлениях идеологической работы по всей стране.
– Что принималось во внимание при формировании основ идеологии белорусского общества, которые утвердила подписанная Президентом Директива № 12?
Действительно, наиболее важная составляющая Директивы – утверждаемые ею основы идеологии белорусского общества. Это своего рода букварь гражданина страны. Это емкое и сжатое описание жизни белорусского общества и государства в преломлении прошлого, настоящего и будущего. Расставлены акценты в понимании белорусских смыслов и нарративов.
Одновременно хочу сказать всем критикам. Речь не идет о насаждении некоего единомыслия, речь идет о необходимости обладания гражданами страны четкими, понятными знаниями основ жизни своей страны. Каши в головах у людей быть не должно!
Если мы хотим воспитать думающих, патриотичных, готовых в случае необходимости встать на защиту своей страны граждан, четко осознающих, «что такое хорошо и что такое плохо», то должна вестись соответствующая работа, должны пропагандироваться в обществе соответствующие идеалы и ценности. И мы это будем делать.
Это прекрасно знают и наши так называемые западные учителя. Нам они навязывают принципы плюрализма, а у себя вводят наказания, вплоть до уголовных, за попытки пересмотра устоявшихся истин истории и современности своей государственности.
Невозможно представить себе немца, итальянца или поляка, рассуждающего о целесообразности единства своего государства, о каких-то альтернативных подходах к осмыслению прошлого. Мысли в голове такой нет и быть не может – настолько продуманно и четко сформирована концепция государственности и настолько же эффективно внедряется через все сферы жизни. Такая же однозначность в оценках должна быть и у нас.
И в завершение, если говорить про ключевые аспекты директивы, стоит обратить внимание на то, что в документе четко определяются понятие, цель, задачи, основные формы идеологической работы, субъекты ее реализации. Кроме того, директива устанавливает ключевые подходы к организации идеологической работы в трудовом коллективе и предусматривает обязанность реализации основ идеологии белорусского государства во всех сферах и субъектах хозяйствования независимо от формы собственности. Персональная ответственность за состояние идеологической работы возлагается на руководителя коллектива или отрасли.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси изменены правила по обеспечению промышленной безопасности аттракционов
Об изменениях в правилах по обеспечению промышленной безопасности аттракционов журналистам рассказал начальник управления надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Петр Климко, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Подготовка аттракционов к сезону эксплуатации в этом году будет осуществляться немного в новом порядке, который обусловлен тем, что внесены изменения в правила по обеспечению промышленной безопасности аттракционов. Изменения коснулись в первую очередь проведения технического освидетельствования аттракционов и технического диагностирования аттракционов, которые отработали назначенный срок службы. На сегодняшний момент в стране зарегистрировано около 180 аттракционов, которые подпадают под действие закона о промышленной безопасности, это аттракционы с потенциальным биомеханическим риском RB-1 (самый высокий риск) и RB-2 (средний риск). Отработали назначенный срок службы у нас около 70 % аттракционов. В среднем этот срок составляет примерно 10 лет», – рассказал Петр Климко.
В правила внесены изменения, ограничивающие срок эксплуатации аттракционов – не более трех назначенных изготовителем сроков службы. «Каждый аттракцион перед допуском к эксплуатации, если он отработал назначенный срок службы, проходит обязательное диагностирование и техническое освидетельствование, испытание экспертом в области промышленной безопасности. Те аттракционы, которые отработали назначенный срок службы, будут испытываться и проходить техническое освидетельствование только экспертами Госпромнадзора, чтобы исключить момент, когда одна и та же организация будет проводить и диагностику, и освидетельствование», – проинформировал начальник управления.
По информации
БЕЛТА