16.02.2022
В Отделении Исполнительного комитета СНГ в Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ
15 февраля в Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам, в ходе которого рассмотрен широкий круг вопросов экономического сотрудничества государств – участников СНГ.
В рамках заседания была заслушана информация заместителя Министра иностранных дел Республики Казахстан Сыздыкова М.З. о Концепции председательства Республики Казахстан в Содружестве Независимых Государств в 2022 году и Плане мероприятий по ее реализации. В соответствии с Решением Комиссии ее членам рекомендовано содействовать реализации экономических аспектов данной Концепции.
Особое внимание в ходе заседания было уделено рассмотрению проекта Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций государств – участников Содружества Независимых Государств. В работе над Соглашением принимают участие 8 стран Содружества: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.
Комиссией принята к сведению информация Исполнительного комитета СНГ о завершении в целом на экспертном уровне работы по согласованию текста проекта Соглашения. Решено направить проект Соглашения на рассмотрение очередного заседания Экономического совета СНГ 18 марта 2022 года. Одновременно была подчеркнута необходимость скорейшего завершения подготовки индивидуальных перечней обязательств Сторон.
Подписание Соглашения намечается на заседании одного из высших органов СНГ в 2022 году. Реализация его положений станет важным фактором развития зоны свободной торговли и роста национальных экономик государств – участников СНГ.
В ходе заседания также был одобрен проект Практических мер по информированию о ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, объеме и содержании помощи в рамках выполнения обязательств, предусмотренных Соглашением о взаимодействии государств – участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий от 2 ноября 2018 года, разработка которого была обусловлена необходимостью проработки ряда процедур, связанных с координацией действий Сторон указанного Соглашения. Так, проект документа включает сведения об уполномоченных (компетентных) органах государств – участников Соглашения и национальных пунктах связи, каналах и средствах связи, порядке обмена информацией, а также унифицированные формы запроса и предоставления помощи в рамках взаимодействия государств – участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации. Сформированная подобным образом информация позволяет провести процедуры запроса и ответа о предоставлении помощи максимально оперативно и точно, что в свою очередь снизит время реакции и минимизирует эффекты от возможных инцидентов, связанных с использованием атомной энергии в мирных целях.
В рамках заседания был рассмотрен Прогноз производства, потребления, ввоза и вывоза важнейших видов продукции государств – участников СНГ на 2022 год, подготовленный Исполкомом СНГ совместно с Межгосударственным статистическим комитетом СНГ в соответствии с Решением Комиссии от 17 февраля 2021 года. В Прогнозе представлены 17 важнейших видов продукции, данные об ожидаемых в 2021 году и прогнозируемых на 2022 год объемах производства, экспорта и импорта важнейших видов продукции, а также их «видимом» потреблении. Приведено сопоставление прогнозных данных по производству на 2021 год с их фактическим исполнением.
В соответствии с Решением Комиссии представленный Прогноз предлагается разместить на сайте Исполкома СНГ в Интернете и продолжить эту работу на последующий период.
Одобрена уточненная структура Реестра (Перечня) подписанных международных документов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств – участников СНГ, предусматривающая дополнительное включение в документ подраздела 5 «Соглашения между городами и районами государств – участников СНГ».
До настоящего времени Реестр состоял из 11 разделов (по числу государств – участников СНГ), каждый из которых включает 4 подраздела. В первом подразделе приведены межправительственные документы, во втором – межведомственные, в третьем – документы, в которых договаривающимися сторонами являются правительства и регионы государств – участников СНГ, в четвертом – регионы государств – участников СНГ.
Реестр включает более 5 400 документов и благодаря Интернету доступен для использования в работе всем желающим. Так, за 2021 год зафиксировано более 8 тысяч просмотров Реестра.
Решением Комиссии департаменту экономического сотрудничества Исполкома СНГ поручено осуществлять ведение Реестра в соответствии с уточненной структурой.
Членам Комиссии был предложен для рассмотрения Отчет о деятельности базовой организации государств – участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в химической отрасли Российского химико-технологического университета имени Д.И.Менделеева за 2019–2021 годы. За отчетный период РХТУ им. Д.И. Менделеева в качестве базовой организации осуществлял деятельность по следующим основным направлениям: подготовка кадров для химической, нефтехимической, биотехнологической, фармацевтической и ряда других отраслей, научно-техническое сотрудничество с организациями государств – участников СНГ, взаимодействие с Советом по промышленной политике государств – участников СНГ, участие в подготовке документов для рассмотрения высшими органами СНГ и их реализации, а также организация и проведение международных мероприятий: конференций, семинаров, симпозиумов, научно-практических конференций, рабочих встреч и визитов. В целях подготовки высококвалифицированных инженерно-технических кадров, а также расширения международного сотрудничества в указанный период состоялось открытие филиала РХТУ им. Д.И.Менделеева в г. Ташкенте (Республика Узбекистан).
Кроме того, в рамках заседания был одобрен проект повестки дня Совместного заседания Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества и Комиссии, которое предполагается провести 30 марта 2022 года.
Следующее заседание Комиссии запланировано на 23 марта 2022 года.
По сообщению официального сайта Исполнительного комитета СНГ
В СНГ создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров
В столице Таджикистана – Душанбе завершилось 82-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Об этом
БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполкома СНГ.
На заседании традиционно подводятся итоги за прошедший год и определяются задачи на предстоящий период.
Особое внимание было уделено росту товаро- и пассажирооборота. Так, в 2024 году рост перевозок грузов в государствах – членах совета составил 15 %, а пассажирские перевозки выросли на 13,4 %.
По итогам аудита исполнительного и рабочих органов совета получены высокие оценки их работы и определены точки роста. Это позволило на заседании совета утвердить план по совершенствованию работы.
В рамках совета создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров в целях разработки механизмов управления коридорами, согласования тарифных условий, внедрения цифровизации и совершенствования логистики.
В ходе заседания одобрен отчет о деятельности Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества за период с 2020 по 2024 год, который будет представлен в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения высшими органами СНГ в установленном порядке.
Следующее заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества пройдет в ноябре 2025 года в Баку (Азербайджан).
По информации
БЕЛТА
Игорь Петришенко: международно-правовая культура в СНГ на высоком уровне, государства выполняют обязательства
Международно-правовая культура в СНГ на высоком уровне, государства добросовестно выполняют взятые на себя обязательства, отметил в комментарии журналистам первый заместитель Генерального секретаря СНГ Игорь Петришенко на полях заседания Пленума Экономического суда СНГ, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Экономический суд СНГ был создан в 1992 году, когда возникали вопросы, связанные с расчетами между государствами. Базируется он на территории Беларуси – республика создала все необходимые условия для беспристрастного и эффективного функционирования этого института.
«За этот период рассмотрено 130 дел. Много это или мало – сложно сказать. Но вопрос в том, что обращаются в суд только в случае, когда не удается договориться путем переговоров, консультаций», – сказал Игорь Петришенко. Вместе с тем существующая система в виде нормативной правовой базы СНГ, институциональных структур Содружества (Совет министров иностранных дел, Совет постпредов, Комиссия по экономическим вопросам при Экономическом совете, Совет глав правительств, высший орган – Совет глав государств) позволяет разрешать вопросы и обеспечивать единообразное применение норм.
В этой связи первый заместитель Генерального секретаря СНГ отметил качественную проработку проектов документов и добросовестное выполнение государствами принятых на себя обязательств. «Нет двоякости толкования, поэтому нет необходимости по каким-то частным вопросам правоприменительной практики обращаться в суд. Все идет путем переговоров и качественного выполнения принятых на себя обязательств. Это свидетельствует о том, что международно-правовая культура государств СНГ находится на высоком уровне и государства, если договариваются, они добросовестно исполняют все принятые на себя обязательства», – сказал он.
Вместе с тем суд выполняет свою роль, отметил Игорь Петришенко. Если не удается договориться по каким-то вопросам, каждое государство имеет право обратиться в Экономический суд СНГ.
Первый заместитель Генерального секретаря СНГ обратил внимание на созданную нормативную правовую базу. В частности, упомянул Договор между Республикой Беларусь и Экономическим судом Содружества Независимых Государств об условиях пребывания Экономического суда СНГ на территории Республики Беларусь от 1996 года.
Ввиду того, что правовая база в СНГ была сформирована, она устойчиво функционирует, развивается, а также с учетом того, что государства находят решения и достойно выполняют принятые на себя обязательства, главами государств несколько лет назад было принято решение перевести работу Экономического суда СНГ в формат ad hoc (постоянный формат работы по месту пребывания суда сохранен лишь для его председателя и аппарата).
Игорь Петришенко отметил важность того, что суд активно участвует в развитии права СНГ и это позволяет эффективно развиваться экономикам стран, налаживать новые сферы взаимодействия.
Говоря о компетенции суда, первый заместитель Генерального секретаря СНГ напомнил о подписанном в 2023 году Соглашении о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций. По его словам, наверняка сторонам потребуется толкование и по этому вопросу, что также является сферой деятельности Экономического суда СНГ.
«Мы надеемся, что право СНГ, наряду с классической институциональной структурой, неотъемлемой частью, уставным органом которого является Экономический суд Содружества Независимых Государств, позволит и дальше эффективно развивать нашу организацию, повышать благосостояние наших людей. А суд, как ему и предписано, всегда будет стоять на защите интересов каждого из государств», – отметил Игорь Петришенко.
По информации
БЕЛТА
Толкование соглашений. Андрей Плотников рассказал о востребованной компетенции Экономического суда СНГ
Наиболее востребованной у государств – участников Содружества компетенцией Экономического суда СНГ является толкование заключенных соглашений, отметил в комментарии журналистам Андрей Плотников, который до недавнего времени возглавлял Экономический суд СНГ, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Андрея Плотникова, Экономический суд СНГ – это прежде всего уставный орган Содружества, деятельность которого призвана обеспечивать соблюдение экономических интересов государств – участников Содружества на основе принципа суверенитета и учета национальных интересов. Это предопределяющее в деятельности суда как органа, обеспечивающего единство правового пространства на всей территории стран Содружества.
Продолжая тему компетенции Экономического суда СНГ, Андрей Плотников пояснил, что речь идет, в частности, о рассмотрении запросов о толковании заключенных конвенций и соглашений, а также споров между государствами.
Впрочем, в последнее время государства научились решать свои вопросы иными средствами мирного разрешения споров, отметил он. Прежде всего это консультации, переговоры. «Именно споров (в рамках. – Прим. БЕЛТА) искового производства между государствами сегодня не было. По большей части востребованным и актуальным является рассмотрение дел по толкованию заключенных соглашений», – отметил Андрей Плотников.
Он напомнил, что с 2016 года проводилась реформа Экономического суда СНГ. Суд перешел на новый формат деятельности ad hoc (постоянный формат работы по месту пребывания суда сохранен лишь для его председателя и аппарата). В основном это дистанционная форма работы. В существующих условиях это более оперативное рассмотрение дел, экономичное, рачительное использование денежных средств для содержания суда.
«На территории государств-участников уже является обыденным рассмотрение дел дистанционно. Но межгосударственное рассмотрение споров, когда судьи находятся на территории разных государств и проводят судебные заседания дистанционно, на территории СНГ впервые», – обратил внимание Андрей Плотников.
По его словам, в последнее время работа суда была основана на рассмотрении запросов, касающихся действия заключенных соглашений. Что касается рассмотрения споров между субъектами хозяйствами, это не входит в компетенцию Экономического суда СНГ. Субъекты хозяйствования могут обратиться в суд опосредованно, через структуры и институты СНГ.
«Мы больше рассматриваем вопросы публичного права, но они в дальнейшем влияют непосредственно на деятельность каждого субъекта именно через заключенные в рамках Содружества соглашения», – сказал Андрей Плотников.
В Минске сегодня состоялось заседание Пленума Экономического суда СНГ. Пленум – это высший коллегиальный орган Экономического суда СНГ, состоящий из судей суда (по одному от каждого государства) и председателей высших национальных судов, обладающих компетенцией по рассмотрению экономических споров в государствах – участниках соглашения о статусе Экономического суда СНГ (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан).
«Данный состав пленума и определяет уникальность этого органа, – сказал Андрей Плотников. – Состав пленума предопределяет его взаимодействие с высшими национальными судами, поскольку позволяет вырабатывать общие подходы при регулировании права на территории стран Содружества».
Очередное заседание пленума призвано было рассмотреть вопросы, связанные с внесением изменений в регламент пленума и регламент Экономического суда СНГ по итогам работы в новом формате ad hoc. Процедуры требуют в некоторой части унификации и упрощения. Также требуется адаптация к новым судебным практикам, уже существующим на территории стран Содружества.
По информации
БЕЛТА
Внедрение цифровизации и использование ИИ обсудили эксперты стран СНГ в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге состоялось заседание Экспертного совета по здравоохранению при МПА СНГ «Совершенствование взаимодействия государств СНГ по применению принципов доказательной медицины и развития национальных доказательных баз в здравоохранении с учетом национального законодательства». Об этом
БЕЛТА сообщили в МПА СНГ.
Главная тема заседания – развитие цифрового здравоохранения. В нем приняли участие представители Всемирной организации здравоохранения, Исполнительного комитета СНГ, национальных академий наук и университетов государств СНГ, лидеры пациентских и профессиональных некоммерческих организаций, а также руководство международной неправительственной организации «Евразийское сотрудничество по клиническим рекомендациям и развитию национального здоровья».
Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий отметил, что массовое внедрение цифровых технологий преобразует здравоохранение, позволяя точнее диагностировать и лечить болезни. Ассамблея уделяет серьезное внимание правовой поддержке цифровой трансформации, рассказал генсек. Принято около 30 модельных законодательных актов по вопросам цифровизации в различных сферах, а по предложению совета разработан и принят модельный закон «О цифровом здравоохранении».
«Важно, что с принятием модельного закона работа совета в этом направлении не закончена, она продолжена в деятельности рабочей группы по цифровому здравоохранению. Сотрудничество в этой сфере – залог успеха», – подчеркнул Дмитрий Кобицкий.
Развитие цифрового здравоохранения является непростой темой для всех стран СНГ как с технической точки зрения, так и с финансовой. Об этом сообщил заместитель директора Департамента по сотрудничеству в политической, гуманитарной и социальной сферах Исполнительного комитета СНГ Халмурат Рашидов. «Но мы понимаем, что за цифровизацией будущее. И работа экспертов наших стран должна строиться на согласовании схожих технических подходов и обеспечить правовую основу взаимодействия с учетом защиты прав и интересов наших граждан», – отметил он. Халмурат Рашидов также рассказал об актуализации концепции сотрудничества стран Содружества в области охраны здоровья населения, которую вчера утвердил Совет глав правительств СНГ. Особое внимание в документе уделено развитию медицинской науки.
Ответственный секретарь Экспертного совета по здравоохранению Евгения Владимирова ознакомила с модельными законами и рекомендациями, принятыми МПА СНГ по предложению совета, а также проинформировала о тех предложениях, которые поступают в перспективный план модельного законотворчества Содружества Независимых Государств на 2026–2028 годы.
На заседании обсуждались международные проекты и рекомендации, направленные на унификацию стандартов оценки технологий здравоохранения и управления качеством медицинской помощи. Также был поднят вопрос о подготовке модельного закона о донорстве крови. Участники обсудили этические аспекты применения искусственного интеллекта в медицине и предложили создать рабочую группу по развитию цифрового здравоохранения. Кроме того, участники затронули вопросы развития последипломного образования врачей в отдельных странах СНГ, перспективы доказательной медицины и профилактики инвалидности.
По информации
БЕЛТА
Единые стандарты для будущих специалистов: в СНГ готовят рекомендации по профориентации детей и молодежи
Очередное заседание Экспертного совета по науке и образованию при Межпарламентской ассамблее стран СНГ состоялось 6 июня в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Об этом
БЕЛТА сообщили в МПА СНГ.
На заседании рассмотрен проект концепции рекомендаций по профессиональной ориентации детей и молодежи для стран СНГ. Документ направлен на формирование общего понимания ключевых терминов, таких как «готовность к профессиональному самоопределению», «образовательная профориентация» или «профессиональная проба». Единые определения позволят всем участникам процесса – от педагогов до законодателей – говорить на одном языке и работать в одной системе координат.
Особое внимание уделяется поддержке школьников и студентов. Документ поможет странам внедрять современные системы ранней профориентации, включая онлайн-платформы, такие как российская система «Билет в будущее» или казахстанский сервис EduNavigator, игровые и практические методы – циклы профессиональных проб, карьерные игры, а также проекты с участием реальных работодателей и наставников.
Еще одна важная задача – развитие сотрудничества между странами СНГ. Благодаря унификации подходов государства смогут обмениваться успешными практиками, такими как белорусский цифровой сервис «Шаг в профессию», азербайджанские классы с профессиональным уклоном, российские техноотряды и кыргызская программа с Beeline. Отмечалось, что уровень развития этой сферы в странах СНГ различен: одни уже внедрили цифровые платформы, другие только начинают. Объединение усилий позволит избежать дублирования, обмениваться опытом и быстрее достигать результатов.
Кроме того, профориентация становится не просто помощью в выборе профессии, а средством формирования личности, способной адаптироваться к изменениям, осваивать новые компетенции и строить свою карьеру осознанно. Это напрямую влияет на экономику: чем более осмыслен и обоснован выбор молодого специалиста, тем выше его востребованность на рынке труда, а значит, снижается уровень безработицы и повышается производительность труда.
На заседании представили лучшие практики организации профессиональной ориентации детей и молодежи Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана, России и Узбекистана.
Члены совета рассмотрели предложения в проект перспективного плана модельного законотворчества в СНГ на 2026–2028 годы, включая рекомендации по формированию системы микроквалификаций, модельный закон о противодействии травле (буллингу) в отношении детей в образовательном процессе, рекомендации о нормативном регулировании репетиторской деятельности в образовательной сфере.
Участникам заседания рассказали о ходе подготовки к международной конференции «Русский язык – основа интеграционного диалога в регионе СНГ», а также к международному научно-образовательному конгрессу государств – участников СНГ. Парламентариям представили информацию о международном конкурсе дипломных проектов на соискание награды МПА СНГ.
Очередное заседание Экспертного совета пройдет осенью 2025 года.
По информации
БЕЛТА