15.02.2022
Что предлагается изменить в земельном законодательстве. Николай Снопков рассказал подробности
Первый вице-премьер Николай Снопков на совещании у Президента по вопросам совершенствования земельных отношений подробно рассказал о предложенных корректировках законодательства, передает корреспондент
БЕЛТА.
Как пояснил Николай Снопков, подготовка соответствующего проекта указа Главы государства велась с ноября 2020 года: «Он не так просто рождался и на данный момент является осмысленным, реализующим две цели: первая – это решение типовых проблем граждан, вторая цель предлагаемых норм – развитие сельских территорий». По его словам, предложенные новации долго и подробно обсуждались с участием представителей местных органов власти.
При разработке проекта учитывались демографические тенденции в Беларуси за последнее десятилетие. Например, то, что рост численности населения наблюдается только в 16 из 128 административно-территориальных единиц. Очевидно, что за последние годы многие районные центры превращаются в деревни, областные центры по численности приближаются к районным центрам и самым многочисленным остается мегаполис Минск.
Нормы проекта указа не распространяются на Минск, областные центры и районы около областных центров. Там сохранятся полномочия Президента по всем земельным вопросам. Также они не меняются в том, что касается сельскохозяйственных земель и лесных угодий.
Документ призван расширить полномочия местных органов власти с целью развития сельских территорий и вовлечения в оборот неиспользуемых земель населенных пунктов и объектов промышленного назначения, не используемых в границах населенных пунктов и на прилегающих к ним территориях. «В целом нормы распространяются на территорию районов, районных центров и сельских населенных пунктов площадью 1,2 млн га, или 5,8 % всех земель страны», – отметил первый вице-премьер.
На указанных территориях гражданам предоставлено для обслуживания жилых домов 279 тыс. га, для ведения личных подсобных хозяйств – 316 тыс. га. То есть меньше половины земель населенных пунктов являются объектами регулирования предлагаемого проекта указа. Остальные земли заняты юридическими лицами либо являются землями общего пользования, проинформировал Николай Снопков. «Таким образом, нормы указа не нарушат базовые принципы системы управления земельными ресурсами и сложившуюся систему государственной собственности на землю в нашей стране. Документ направлен исключительно на стимулирование развития сельских территорий», – подчеркнул он.
Как пояснил первый вице-премьер, в проекте указа четко разделены понятия «самовольное занятие земельного участка» (то есть его захват), «несоблюдение границ предоставленного земельного участка» и «несоблюдение целевого назначения земельного участка».
«То, что касается самовольного занятия земельного участка, то есть его захвата, в любом случае решение остается за Президентом», – уточнил он.
В этой связи Александр Лукашенко подчеркнул: «Этого быть не должно, за это надо отвечать по закону. Но в крайнем каком-то случае (это единицы) вы выходите на Президента и он согласовывает (подобные решения. – Прим. БЕЛТА)».
Николай Снопков назвал пять основных принципов, на которых предлагается выстраивать дальнейшие земельные отношения на сельских территориях. Первый – это создание условий для более свободного распоряжения гражданами земельными участками при соблюдении градостроительных норм и санитарных правил. Исключения составляют участки, предоставленные на льготных условиях многодетным семьям и нуждающимся. На них распространяются действующие ограничительные нормы.
Второй – предоставление земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома площадью до 1 га. Третье – организация личных подсобных хозяйств на площади до 4 га независимо от регистрации на территории сельского совета (сегодня эта регистрация обязательна). Четвертое – вовлечение в хозоборот неиспользуемых производственных площадок, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих территориях. Пятое – льготный 5-летний период выкупа предоставленных земельных участков по кадастровой стоимости, уменьшенной на 50 % для стимулирования экономического оборота земли.
Николай Снопков подчеркнул, что для физических лиц нормы указа позволят упростить порядок предоставления земельных участков, снизить затраты, уменьшить процедурные действия. Для юридических лиц – это возможность параллельного со строительством отвода земли, четкий регламент изъятия для государственных нужд при минимальном количестве согласований (сейчас этого четкого регламента нет).
Проектом указа предлагается разрешить размещение нестационарных объектов без оформления отвода земли (речь об объектах без фундамента, например, ларьках, временных сооружениях), а также оформление участков садовых товариществ по фактическому пользованию, без внесения изменений в проект застройки. «Эти, казалось бы, мелкие нормы очень ожидаемые гражданами», – отметил первый вице-премьер.
Он также озвучил предложение наделить местные органы власти правом определять место и цели предоставления земельных участков без аукциона, а также предоставлять дополнительные земельные участки, примыкающие к существующему, без аукциона, по желанию граждан.
Проект указа также содержит прямую норму, позволяющую местным исполкомам создавать хутора на непригодных для иного использования землях, и норму, позволяющую сносить неиспользуемые промышленные объекты и включать их в земли населенных пунктов.
Предлагается снять ограничения по распоряжению земельными участками, предоставленными для ведения личного подсобного хозяйства и разрешить изменять их целевое назначение, использовать для строительства и обслуживания жилого дома. Есть предложение предоставлять возможность раздела земельных участков для строительства жилого дома, изменения целевого назначения земельного участка до завершения строительства при реализации инвестиционного проекта.
Местные органы власти предлагается наделить полномочиями по урегулированию вопросов, связанных с несоблюдением границ предоставленных земельных участков. «Не с захватом, а несоблюдением границ предоставленных участков (так называемая в обиходе «самоволка») при нарушениях до 10 % от существующей территории, – уточнил первый вице-премьер. – По оценке, на основе инвентаризации 27 районов, по аэрофотосъемке, фактов с признаками нарушений по несоблюдению границ по всей стране оценивается порядка 150 тысяч».
По сообщению
БЕЛТА
Агентства по госрегистрации и земельному кадастру ко Дню Независимости проконсультируют бесплатно
В преддверии Дня Независимости сотрудники Национального кадастрового агентства 2 июля с 9.00 до 12.00 проведут единый день бесплатного консультирования, сообщили
БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
В указанное время можно обратиться за консультацией как непосредственно в агентство, так и по телефону +375 (17) 285-39-26. Специалисты бесплатно проконсультируют граждан, их представителей, представителей юрлиц и индивидуальных предпринимателей по общим вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также по основным новациям Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», который вступил в силу с 11 июня этого года. Можно будет также задать вопросы о порядке совершения регистрационных действий в отношении предприятия как имущественного комплекса, а именно о порядке обращения с заявлением о госрегистрации, сроках и стоимости административной процедуры, общих вопросах нормативного регулирования государственной регистрации предприятий как имущественных комплексов Беларуси.
У специалистов Национального кадастрового агентства, кроме того, можно будет узнать о технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества, попросить их о независимой оценке (квартир, недвижимости, бизнеса, оборудования и транспорта, нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности) и экспертизе независимости оценки.
Сотрудники Национального кадастрового агентства также проконсультируют обратившихся о порядке предоставления сведений из информационных ресурсов, оператором которых является агентство: единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, реестра характеристик недвижимого имущества, реестра адресов, регистра стоимости земель, земельных участков, единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц, реестра цен на земельные участки.
В этот же день бесплатное консультирование по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, технической инвентаризации и оценки, установления границ земельных участков и другим вопросам, связанным с оформлением прав на недвижимость, будет вестись в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, их филиалах и бюро. Более подробная информация о проведении акции в каждом регионе размещена на официальных сайтах территориальных организаций.
По информации
БЕЛТА
ВС: от качества рассмотрения земельных вопросов зависит инвестиционная привлекательность страны
От качества рассмотрения земельных вопросов зависит инвестиционная привлекательность страны, отметил в комментарии журналистам первый заместитель Председателя Верховного Суда Беларуси Валерий Калинкович, передает корреспондент
БЕЛТА.
В Верховном Суде 26 июня прошел Пленум, где рассмотрены два очень важных и значимых вопроса. Один из них, касающийся применения земельного законодательства, тесно корреспондирует с темой форума, который в Минске проходит по линии ЕАЭС.
«Наша земля представляет собой народное достояние. Она является объектом различного рода хозяйственной и, кроме того, инвестиционной деятельности. Насколько четким, понятным и современным является законодательство, регулирующее оборот земли, насколько правильно рассматриваются судами и административными органами земельные споры, вытекающие из этих отношений, зависит не только возможность решения своих насущных вопросов для рядовых граждан, но и инвестиционная привлекательность нашей страны», – сказал Валерий Калинкович.
С учетом того, что в последнее время земельное законодательство в Беларуси в значительной степени обновилось, разработан принципиально новый проект постановления Пленума о судебной практике по земельным спорам. С одной стороны, их не очень много. Суды рассматривают порядка 800–900 такого рода дел в год. Однако и в силу своей значимости, и в силу достаточной сложности нормативного регулирования такие споры, как правило, представляют определенную сложность.
Первый заместитель Председателя Верховного Суда отметил, что ряд земельных споров подлежит разрешению исключительно в судах, например, раздел земельного участка между бывшими супругами в случае развода. Рассмотрение части земельных споров, в частности об установлении и изменении границ земельных участков, находится в исключительной компетенции местных органов власти, решения которых, в свою очередь, могут быть обжалованы в суд.
«Мы, конечно же, заинтересованы в том, чтобы эти споры рассматривались судами в строгом соответствии с законом, чтобы законодательство применялось единообразно и главное, чтобы принимаемые судами решения были действительно выстроенными, продуманными, справедливыми и позволяли и гражданам, и субъектам хозяйствования защищать свои права и законные интересы, отвечали требованиям законности», – сказал Валерий Калинкович.
По информации
БЕЛТА
26 июня пройдет Пленум Верховного Суда, где рассмотрят уголовные дела о хулиганстве и тему земельных споров
На повестке грядущего пленарного заседания два важных вопроса. Первый посвящен рассмотрению судами уголовных дел о хулиганстве. Второй – теме земельных споров. Сегодня мы говорим о ней. В последние несколько лет произошла существенная трансформация законодательства в сфере земельных правоотношений. О том, как эти изменения отразились на судебной практике рассмотрения земельных споров, с какими трудностями сталкиваются судьи при разрешении подобных вопросов и как изменилась жизнь граждан с приходом новаций закона, в преддверии заседания поговорили с заместителем Председателя Верховного Суда Андреем Алещенко.
– Почему тема земельных споров стала актуальной для пленума сегодня? Насколько распространена данная категория дел?
– В 2022 году был существенно обновлен и принят в новой редакции Кодекс о земле от 2008 года. Он содержит множество новых норм и институтов, которые необходимы для эффективного регулирования земельных отношений. Действующее сейчас земельное законодательство более лояльное, гибкое. Нельзя забывать об объявленной «земельной амнистии», срок которой продлен до 2028 года, чтобы люди могли надлежащим образом оформить свои права на земельные участки и в то же время не допускать нарушения установленного публичного порядка.
Что же касается второго вашего вопроса, то таких дел немного: около половины процента от общего количества гражданских дел. В абсолютных цифрах – ежегодно рассматривается от 800 до 900 дел.
Но с учетом их сложности, повышенной конфликтности и высокой «обжалуемости» судебных решений они имеют большое значение и требуют серьезного внимания со стороны высшей судебной инстанции. В структуре дел, которые попадают в поле зрения Верховного Суда, это также значительный объем.
– С какими сложностями сталкиваются суды при рассмотрении споров о земле?
– Прежде всего сложность обусловлена тем, что земельные отношения регулируются большим массивом нормативных правовых актов. Как правило, они связаны с определенной историей земельного участка, которая могла начаться еще в 80-е или 90-е годы прошлого века, и судье, рассматривающему конкретный спор, необходимо погрузиться в историю формирования этого участка, изменения его правового режима, целевого назначения. Здесь же и юридические, и технические вопросы, которые разрешает суд при рассмотрении этих споров, поскольку по большинству из них требуется проведение исследования землеустроительной и технической документации, назначение экспертиз.
– Какие земельные споры рассматривает суд, а какие подведомственны иным органам?
– Этот вопрос четко урегулирован Кодексом о земле в действующей редакции 2022 года. Как и ранее, суды разрешают дела, связанные с правом частной собственности на земельные участки, их наследованием, возмещением убытков. Также они рассматривают споры между участниками совместного домовладения и лицами, имеющими в общей собственности капитальное строение. К исключительной компетенции местных исполкомов отнесены споры о нефиксированных границах земельных участков.
Но следует понимать, что закон содержит повышенную гарантию: принимаемые решения по результатам рассмотрения подведомственных исполкомам вопросов могут быть все равно обжалованы в суде, то есть в конечном итоге эти вопросы находятся в сфере судебного контроля.
– Куда и в какие сроки должны обратиться наследники земельных участков за государственной регистрацией?
– В Беларуси действует система публичного подтверждения, публичного учета прав на недвижимость, сведения о которых вносятся в Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Это требует оформления прав и на те земельные участки, которые получаются в порядке наследования. То есть только оформления свидетельства о праве на наследство недостаточно.
Закон определяет, что наследники земельных участков обязаны обратиться в соответствующую организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по истечении установленного гражданским законодательством срока для принятия наследства, но не позднее 18 месяцев со времени открытия наследства.
Срок государственной регистрации перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок или права пожизненного наследуемого владения земельным участком может быть продлен по заявлению наследника судом либо местным исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией, но не более чем на 6 месяцев, если у наследника имелась уважительная причина, препятствовавшая ему обратиться за государственной регистрацией перехода соответствующего права на земельный участок (например, болезнь, отсутствие в стране длительное время).
Отмечу, что шестимесячный срок является пресекательным, и ни суд, ни другой государственный орган его восстановить не может. Поэтому необходимо учитывать это при защите своих прав и законных интересов всем наследникам.
– А как решается вопрос с компенсацией при изъятии участков?
– Одной из новаций Кодекса о земле в редакции закона от 2022 года, которая гарантирует интересы прав землепользователей, является установление обязанности государства при изъятии земельного участка обеспечить выплату компенсации. И закон содержит четкий механизм определения такой выплаты. Это обычно та сумма, которая извлекается при продаже данного участка с торгов, но не свыше той суммы, которую затратил бывший собственник на приобретение этого участка.
– По каким основаниям суд вправе признать недействительной государственную регистрацию земельного участка?
– Государственная регистрация может быть признана недействительной только в судебном порядке, поскольку право на земельный участок существует при условии, что оно отражено в Едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Основания признания недействительности госрегистрации могут быть самыми разными.
Как правило, это какие-то ошибки местных исполнительных комитетов, землеустроительных организаций, которые допущены при предоставлении земельного участка или формировании землеустроительного дела.
Например, когда граница земельного участка проходит по строению, принадлежащему смежному землепользователю. Или в том случае, если у кандидатов в правообладатели смежного участка не было получено согласование о местоположении границы, когда это требуется. Но мы обращаем внимание судов, что не любая ошибка влечет недействительность госрегистрации, а только ошибки сущностные, которые затрагивают вопросы расположения земельных участков, определения прав на них.
– Зачастую супруги при разводе делят не только дом, но и земельный участок. Какие особенности имеются при возникновении таких ситуаций?
– Новации 2022 года в земельное законодательство решили одну из проблем, которую выявила судебная практика. Это ситуация, когда супруги построили дом в период брака, но на том земельном участке, который принадлежал одному из них до брака или получен кем-то из них в порядке наследования. В этом случае возникала проблема невозможности соблюдения принципа единства судьбы земельного участка и расположенного на нем строения, поскольку другой супруг не имел никаких прав на землю.
В настоящее время предусматривается, что в таком случае муж или жена, у которого нет прав на землю, может требовать отчуждения ему соответствующей части земельного участка. Он имеет возможность предъявить в суд иск о понуждении к приобретению соответствующей доли, и в случае его удовлетворения судебное решение будет являться достаточным основанием для оформления органами по госрегистрации прав на долю в земельном участке. Механизм очень понятный, удобный, и соответствующая судебная практика по этому вопросу уже начинает формироваться.
– Какие еще важные разъяснения для судов по правоприменению норм земельного законодательства планируется закрепить в новом постановлении пленума?
– Особенно отмечу, что «земельный вопрос» всегда был одним из самых важных для государства и чувствительным для граждан.
Как отмечал Глава государства в 2022 году на совещании по вопросам совершенствования земельных отношений, справедливые базовые правила распоряжения землей – это фундамент стабильности в обществе. Трепетное отношение к земле заложено глубоко в менталитете людей, в их исторической памяти, культуре, традициях предков.
Потому на пленуме мы планируем разъяснить все те вопросы, которые имеют значение для правильного и справедливого разрешения земельных споров судами, которые будут полезны и другим правоприменителям, прокурорам, адвокатам, землеустроительным службам. Ведь порядок в обществе начинается с порядка на земле.
Дарья Готовко, «
СБ. Беларусь сегодня», 25 июня 2025 г.
На малой родине и в местах боевой славы. Как названия улиц сохраняют память о героях ВОВ
Национальное кадастровое агентство, оператор реестра адресов, в канун 80-летия Великой Победы подсчитало, сколько улиц в стране названы в честь героев Великой Отечественной войны, сообщили
БЕЛТА в агентстве.
Так, всего в реестре адресов содержится 3266 улиц, наименования которых несут дань уважения великим подвигам наших предков и тем, кого мы сегодня благодарим за мирное небо. Рекордсменом в количестве таких наименований является Гомельская область – 647 названий в честь героев ВОВ.
Адресная система страны содержит 452 элемента улично-дорожной сети, названных Победой, Победными, Победителей, 9 мая. Лидерами в присвоении таких наименований стали Гомельская (134 объекта) и Брестская (101 объект) области.
Тенденция присвоения наименований в населенных пунктах такова, что, как правило, в честь героя войны называют элементы улично-дорожной сети на его малой родине, в населенных пунктах, где протекала его активная антифашистская деятельность или которые были освобождены с его участием. Примером тому могут служить улица Братьев Василевских, организаторов подпольного движения на Браславщине, в Браславе, улица Московского в Верхнедвинске, погибшего в боях за освобождение города, улица партизана Петра Нестерука в деревне Верхустье Ивановского района, где он родился.
В честь Павла Яковлевича Головачева, советского летчика, участника Великой Отечественной войны и дважды Героя Советского Союза, названа улица на его малой родине, в городе Буда-Кошелево. В Кричевском районе родился Иосиф Ираклиевич Гусаковский, дважды Герой Советского Союза, генерал армии, командир танковой бригады во времена Великой Отечественной, в Кричеве его именем названа улица.
В Брестской и Гродненской областях в целом чаще встречаются наименования в честь пограничников, доблестно защищавших границу Родины. В Высоком Каменецкого района улица Беляева названа в честь пограничника Ивана Беляева, который 22 июня 1941 года, командуя небольшой группой пограничников, долго не позволял немецким солдатам перебраться на советский берег. Улицы Бытко, Гаврилова, Зубачева, Кижеватова, Лейтенанта Акимочкина, Лейтенанта Рябцева, Наганова, Нестерчука, Фомина хранят имена руководителей и участников обороны Брестской крепости.
Названия улиц сохранили и даты освобождения населенных пунктов от немецко-фашистских захватчиков. Например, в агрогородке Короватичи Речицкого района есть улица 19 ноября, а в Речице – улица 18 ноября, в городском поселке Радунь Вороновского района появилась улица 13 июля.
Больше информации о выдающихся личностях и фактах, в честь которых названы улицы населенных пунктов, доступно на публичной кадастровой карте в слое «Элементы внутреннего адреса».
По информации
БЕЛТА
Сведения о памятниках Великой Отечественной войны на кадастровой карте дополнили 90 объектами
В год 80-летия Победы советской армии над немецко-фашистскими захватчиками на публичной кадастровой карте обновлен слой «Памятники Великой Отечественной войны», добавлено 90 новых объектов. Об этом сообщили
БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
«Поддержание данных о местоположении памятников, размещение их фото и описаний обеспечивают сохранение памяти о героизме советского народа, защитившего Родину от врага. Каждое знаковое место, каждое захоронение, каждая мемориальная плита и памятная доска – символы несломленного духа, единства и стойкости нашего народа в борьбе за свободу и независимость», – подчеркнули в агентстве.
Благодаря информационному взаимодействию министерств, ведомств, государственных организаций и волонтеров данные доступны и понятны для каждого пользователя. Так, на сегодня информационный слой «Памятники Великой Отечественной войны» содержит данные о 3312 братских могилах, 42 воинских кладбищах, 507 захоронениях жертв войн, 1151 индивидуальной могиле, 126 мемориальных плитах, 174 мемориальных комплексах, 482 обелисках, 380 памятных досках, 1828 памятниках, 426 памятных знаках и 167 стелах.
По информации
БЕЛТА
(фото Национального кадастрового агентства)