08.02.2022
УСН при осуществлении лесозаготовок, распиловки, строгания и пропитки древесины, геодезической и картографической деятельности
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в связи с поступающими запросами плательщиков, касающимися применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения при осуществлении лесозаготовок, распиловки, строгания и пропитки древесины, геодезической и картографической деятельности, сообщает.
С 1 января 2022 года не вправе применять упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги. Исключением являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие туристическую деятельность, деятельность в сфере здравоохранения, деятельность сухопутного транспорта, услуги по общественному питанию, деятельность в области компьютерного программирования, для которых сохраняется право на применение УСН (подпункт 2.7 пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее – Налоговый кодекс).
Также сохраняется право на применение УСН для индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы, осуществляющих оптовую и (или) розничную торговлю, и соблюдающих иные условия применения УСН, предусмотренные главой 32 Налогового кодекса.
Термины гражданского права и других отраслей права, используемые в Налоговом кодексе, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено Налоговым кодексом (пункт 1 статьи 13 Налогового кодекса). В пункте 2 статьи 13 Налогового кодекса содержатся определения терминов «работа» и «услуга», а также определения отдельных видов услуг. Определение терминов, содержащихся в подпункте 2.7 пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса, в Налоговом кодексе не содержится.
Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85 с 1 января 2016 г. введен в действие общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» (далее – ОКЭД). ОКЭД предназначен для классификации юридических и физических лиц в соответствии с выполняемыми ими видами экономической деятельности. При этом область применения ОКЭД выходит за рамки статистической деятельности. В целях обеспечения применения ОКЭД в иных, нестатистических сферах данный классификатор может использоваться для идентификации объектов правоотношений, в том числе кода вида экономической деятельности, относящегося к деятельности определенного юридического или физического лица.
Учитывая изложенное, для целей отнесения оказываемых индивидуальным предпринимателем услуг к установленным законодательством исключениям, перечисленным в подпункте 2.7 пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса, возможно использовать ОКЭД.
Если осуществляемая индивидуальным предпринимателем деятельность не относится к установленным законодательством исключениям, то для определения порядка налогообложения в такой ситуации следует исходить из определений терминов «работа» и «услуга», закрепленных в пункте 2 статьи 13 Налогового кодекса, а не из классификации такой деятельности в соответствии с ОКЭД.
Также для классификации деятельности индивидуальных предпринимателей в целях налогообложения следует руководствоваться определениями отдельных видов услуг, предусмотренными в пункте 2 статьи 13 Налогового кодекса.
Принимая во внимание изложенное, для определения порядка налогообложения при осуществлении индивидуальным предпринимателем лесозаготовок, распиловки, строгания и пропитки древесины, геодезической и картографической деятельности следует исходить из определений терминов «работа» и «услуга», закрепленных в пункте 2 статьи 13 Налогового кодекса, а не из классификации такой деятельности в соответствии с ОКЭД, поскольку согласно ОКЭД подклассы включают как виды работ, так виды услуг.
Так, согласно ОКЭД подкласс 71123 «Геодезическая и картографическая деятельность (без научных исследований и разработок)» включает нижеперечисленные виды деятельности, которые исходя из положений пункта 2 статьи 13 Налогового кодекса, возможно классифицировать как работы:
- гидрологические изыскательские работы;
- геодезические изыскательские работы, связанные со сбором информации о форме, расположении и (или) границах участка земной поверхности различными методами, включая обход, фотограмметрические и гидрографические обследования;
- картографическую деятельность, заключающуюся в подготовке и пересмотре карт всех видов (дорожных, кадастровых, топографических, гидрографических и т.п.) на основании результатов обследований, прочих карт и иных источников информации;
- установление (восстановление) на местности границ административно-территориальных и территориальных единиц, земельных участков.
Согласно ОКЭД подкласс 02200 «Лесозаготовки» включает нижеперечисленные виды деятельности, которые исходя из положений пункта 2 статьи 13 Налогового кодекса, возможно классифицировать как работы:
- производство круглых лесоматериалов для обработки и переработки;
- производство круглых лесоматериалов, используемых в необработанной форме, таких как рудничные стойки и жерди;
- заготовку дровяной древесины;
- сбор и незначительную переработку древесных отходов, полученных после заготовок лесоматериалов и предназначенных для отопления;
- производство древесного угля традиционным методом. Продукция, получаемая в результате этой деятельности, может иметь вид бревен или дров.
Согласно ОКЭД подкласс 16100 «Распиловка, строгание и пропитка древесины» включает нижеперечисленные виды деятельности, которые исходя из положений пункта 2 статьи 13 Налогового кодекса, возможно классифицировать как работы:
- распиловку, строгание и другие виды механической обработки древесины;
- резку, лущение, колку бревен;
- профилирование пиломатериалов по кромке или пласти;
- производство пиломатериалов;
- производство деревянных шпал для железнодорожных и трамвайных путей;
- производство ненаборного деревянного напольного покрытия;
- производство древесной шерсти, древесной муки, щепы, стружки и т.п.;
- сушку, пропитку и химическую обработку древесины при помощи пропиточного состава или прочих материалов.
По информации
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
О расширении с 1 октября 2025 г. перечня товаров, подлежащих маркировке
МНС информирует о том, что Советом Министров Республики Беларусь 25.07.2024 принято постановление № 537 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» (далее – постановление № 537) и 25.11.2024 постановление № 877 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 877).

Постановлениями № 537 и № 877 с 01.10.2025:
расширяется перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 № 250;
Справочно: В указанный перечень включены 36 товарных позиций, в том числе молоко и молочные продукты, крупы, чай, кофе, макаронные изделия, отдельные виды бакалеи, обувь, пылесосы, утюги, телевизоры, электрический чайники, фены и другие.
из перечня товаров, подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками, исключаются безалкогольные напитки, соки, мобильные телефоны и ноутбуки с одновременным их включением в перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, определенный постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
МНС: до 1 ноября предусмотрен тестовый режим для торговли по новым правилам считывания маркировки
До 1 ноября предусмотрен тестовый режим для торговли по новым правилам считывания кода маркировки. Об этом сообщил на семинаре, организованном МАРТ, заместитель начальника главного управления контроля реализации товаров и услуг – начальник управления электронных систем контроля Министерства по налогам и сборам Вячеслав Майковский, передает корреспондент
БЕЛТА.
С 1 июля 2025 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих маркировке, перейти на использование кассового оборудования, соответствующего требованиям законодательства. В отдельных магазинах заблаговременно начали тестировать процессы считывания кода маркировки, но в целом субъекты оказались не готовы к нововведениям.
Чтобы минимизировать возникшие сложности, правительство и Национальный банк пересмотрели требования к работе кассового оборудования. Исключена необходимость сканирования национального QR-кода, которым в настоящее время маркируется большинство товаров, в том числе повседневного спроса. В отношении промаркированных товаров (молочная продукция, обувь, шины и отдельные товары легкой промышленности – верхняя одежда, белье столовое, постельное и кухонное) в большинстве случаев сохранится обязанность по сканированию только международного QR-кода, поскольку он включает в себя GTIN. Это сделано для снижения нагрузки на бизнес, удобства покупателей.
Теперь при продаже соков, напитков, консервов и других товаров можно считывать только штриховой код, если есть дифференцированный учет, а при его отсутствии и торговле только этими товарами в небольшом магазине – просто вводить сумму единицы товара.
Что касается товаров, которые маркируются средствами идентификации, требования сохранились. При их продаже нужно считывать код маркировки, обеспечивать дифференцированный учет и продавать этот товар поштучно. Перечень таких товаров короче, чем подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками. В первую очередь это молочка. Сюда же относятся обувь, шины, отдельные предметы одежды, белье столовое, постельное и кухонное.
«Принято решение, что до 1 ноября будет действовать тестовый режим. Вместе с тем требования соблюдать нужно, но от них можно отступать, если по объективным причинам не смогли выполнить (отклеилась маркировка, не считывается код и др.). Мы даем возможность приспособиться к новым условиям, а от субъектов торговли ожидаем получить информацию о проблемах», – отметил Вячеслав Майковский.
Он особо подчеркнул, что за несоблюдение правил на первом этапе – в период тестирования – налоговые органы штрафовать не будут.
В дальнейшем для многих товаров предусмотрен поэтапный переход на новую систему.
По информации
БЕЛТА
Что изменится в Беларуси в работе кассового оборудования, рассказали в МНС
Что изменится в Беларуси в работе кассового оборудования, рассказала журналистам заместитель начальника управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам (МНС) Ольга Тараканова, сообщает
БЕЛТА.
Правительство и Национальный банк пересмотрели требования к работе кассового оборудования. Принятое постановление позволит минимизировать возникшие с 1 июля 2025 г. сложности в торговых объектах, связанные с необходимостью одновременного сканирования при продаже товаров наносимых на них идентификационных знаков в виде линейного штрихового кода (GTIN) и QR-кода (наносится в рамках действующей в стране системы маркировки товаров).
«Скорректированы требования по маркировке товаров. На сегодняшний день в соответствии с национальным законодательством большинство товаров маркируется унифицированными контрольными знаками. В то же время с учетом принимаемых решений Евразийской экономической комиссии национальная маркировка унифицированными контрольными знаками будет трансформирована в маркировку средствами идентификации. Это связано с тем, что средство идентификации может закодировать в себе больше информации о товарах, которые подлежат маркировке», – рассказала Ольга Тараканова.
Специалист пояснила, что большинство кассового оборудования позволяет из средств идентификации извлекать штрих-код – так называемый GTIN. «Если покупатель на кассе самообслуживания покупает товар, который подлежит маркировке средством идентификации, то ему достаточно считать только код маркировки. Если покупатель пробивает свой товар не на кассе самообслуживания, а за обыкновенной кассой, то в данном случае продавец на товаре, который подлежит маркировке средством идентификации, тоже может считать только код маркировки, который содержится в средстве идентификации», – проинформировала Ольга Тараканова.
Постановление позволит исключить необходимость сканирования национального QR-кода, которым в настоящее время маркируется большинство товаров, в том числе повседневного спроса. В отношении промаркированных товаров (молочная продукция, обувь, шины и отдельные товары легкой промышленности – верхняя одежда, белье столовое, постельное и кухонное) в большинстве случаев сохранится обязанность по сканированию только международного QR-кода, поскольку он включает в себя GTIN.
Ольга Тараканова подчеркнула, что изменения вызваны необходимостью унификацией законодательства Беларуси с законодательством ЕАЭС в сфере маркировки товаров.
По информации
БЕЛТА
Беларусь переходит на использование нового кассового оборудования
Беларусь с 1 июля переходит на использование нового кассового оборудования, сообщили
БЕЛТА в Министерстве по налогам и сборам.
С этого дня субъекты хозяйствования должны пользоваться кассовыми суммирующими аппаратами и программными кассами, которые соответствуют новым требованиям.
На замену касс отводилось 2,5 года. Свыше 100 тыс. торговых субъектов уже обновили оборудование.
За использование кассового оборудования, не соответствующего новым требованиям, с 1 июля 2025 г. предусмотрена административная ответственность.
По информации
БЕЛТА
МНС ответило на вопросы малого бизнеса по учету данных о подлежащих маркировке товарах
Министерство по налогам и сборам ответило на вопросы от субъектов малого бизнеса в части обеспечения с 1 июля 2025 г. дифференцированного учета данных о реализуемых товарах, подлежащих маркировке, сообщили
БЕЛТА в МНС.
С 1 июля юрлица и ИП, которые продают подлежащие маркировке товары, используют кассовые суммирующие аппараты с установленным средством контроля налоговых органов и программные кассы, обеспечивающие считывание кода маркировки либо уникальной последовательности, дифференцированный учет данных о реализуемых товарах и передачу информации в систему контроля кассового оборудования.
При этом определено, что дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, выполняется с использованием международного идентификационного номера товара. Это глобальный номер торговой единицы – Global Trade Item Number (GTIN), наносимый на товар (этикетку, упаковку) в виде машиночитаемых символик (штриховых идентификационных кодов). Источником данных о таком номере является межведомственная распределенная информационная система «Банк данных электронных паспортов товаров».
Дифференцированный учет данных о реализации товаров может быть обеспечен в кассовом оборудовании двумя способами. Первый – использование внутренней базы товаров, второй – взаимодействие с внешней базой. В первом случае субъекту хозяйствования необходимо на кассовом оборудовании (памяти кассового аппарата, программном обеспечении программной кассы или других носителях информации) создать базу товаров и включить в нее следующие сведения: количество предлагаемых к реализации товаров, наименование, стоимость (цена), GTIN. При втором способе кассовое оборудование обеспечивает дифференцированный учет в составе кассовой компьютерной системы (в отношении кассовых аппаратов) либо взаимодействует с товарно-учетной системой субъекта торговли (в отношении программных касс) и должно обеспечивать передачу в такие системы следующий сведений: о проданных и возвращенных товарах, их количестве, наименованиях, стоимости (цене), а также GTIN. При этом субъект хозяйствования должен обеспечить загрузку информации в свою учетную систему о реализованных товарах (внешнюю базу данных). Загрузка может быть выполнена как вручную, так и автоматизированным способом, в том числе путем информационного обмена с другими информационными системами.
Постановлением Совета Министров и Национального банка от 6 июля 2011 г. № 924/16 не предусмотрена обязанность проведения инвентаризации товаров, подлежащих маркировке, по состоянию на 1 июля 2025 г., а также внесение не позднее 1 июля 2025 г. данных о таких товарах в товароучетную систему, интегрированную с кассовым оборудованием, либо во внутреннюю базу товаров. «Внесение соответствующей информации должно быть обеспечено субъектом хозяйствования в установленные им сроки, но не позднее фактической даты реализации таких товаров», – обратили внимание в МНС.
По информации
БЕЛТА