ЦИК и Минздрав определили санитарно-противоэпидемические мероприятия при проведении референдума
Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов и Министерство здравоохранения определили санитарно-противоэпидемические мероприятия при проведении референдума. Об этом БЕЛТА сообщили в ЦИК.
(фото – БЕЛТА)
К работе в составе участковой комиссии, а также к наблюдению за проведением референдума будут допускаться люди без признаков респираторной инфекции. На участках для голосования будет соблюден принцип социального дистанцирования при расстановке столов и стульев, определении мест для размещения наблюдателей. Предусматривается обязательное проветривание помещений (без прерывания процесса голосования).
Участки для голосования, дверные ручки, перила, поверхности в кабинах для голосования и столы будут регулярно обрабатываться дезинфицирующими средствами. В местах общего доступа будут размещены средства для дезинфекции.
Участникам референдума рекомендовано использовать средства защиты органов дыхания, предъявлять документы в развернутом виде, демонстрируя необходимые страницы самостоятельно, использовать собственные авторучки для постановки подписи о получении бюллетеня и его заполнения.
По сообщению БЕЛТА
В Беларуси началась опытная эксплуатация Централизованной информационной системы здравоохранения, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Минздрава.

Испытания будут проходить в течение ноября. Результаты должны подтвердить проектные показатели информационной системы, ее надежность и выполнение заявленных функциональных характеристик. Во время опытной эксплуатации будут проведены мероприятия по проверке работоспособности системы в аварийном режиме.
Опытная эксплуатация распространяется на 60 объектов по всей стране, включая всю вертикаль госсистемы от Минздрава до РНПЦ, больниц и поликлиник.
В Минздраве напомнили, что Централизованная информационная система здравоохранения создается по распоряжению Главы государства. В стране будет единое информационное пространство, автоматизированы процессы, связанные с процедурами регистрации, сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации о состоянии здоровья граждан.
По информации БЕЛТА
Министерство здравоохранения утвердило в новой редакции инструкцию о порядке проведения обязательного медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Беларуси. Соответствующее постановление Минздрава № 142 от 8 октября 2025 г. опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале, сообщает БЕЛТА.
Документ вносит изменения в постановление Минздрава № 49 от 7 мая 2009 г.
Согласно постановлению, освидетельствование иностранцев проводится бесплатно в госорганизациях здравоохранения по месту их временного пребывания, месту временного проживания или месту жительства в Беларуси для оценки здоровья и выявления заболеваний на основании клинических протоколов, а также иных нормативных правовых актов Минздрава.
Проводится оно в течение одного месяца со дня представления в госорганизацию здравоохранения письменного направления подразделения по гражданству и миграции.
Освидетельствование проводится комиссией, созданной и функционирующей в порядке, установленном инструкцией о порядке создания и деятельности врачебно-консультационных и иных комиссий, утвержденной постановлением Минздрава № 93 от 10 декабря 2014 г., с учетом особенностей, установленных этой инструкцией.
По результатам освидетельствования оформляется протокол в трех экземплярах. Первый выдается иностранцу, прошедшему освидетельствование, или его законному представителю, второй при согласии иностранца (его законного представителя (опекуна или попечителя) направляется в подразделение по гражданству и миграции, направившее иностранца на освидетельствование, третий хранится в государственной организации здравоохранения.
В случае освидетельствования иностранца, не достигшего возраста 18 лет, который не приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с законодательством и прибывшего в Беларусь без сопровождения законных представителей, первый экземпляр протокола вручается его опекуну или попечителю.
В случае выявления у иностранца в ходе освидетельствования заболевания, включенного в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, либо иного заболевания, требующего лечения в стационарных условиях, государственная организация здравоохранения, в которую был направлен указанный иностранец для освидетельствования, в письменной форме информирует подразделение по гражданству и миграции, выдавшее соответствующее направление, о предварительных сроках и месте лечения.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
По информации БЕЛТА
Как развивается сотрудничество с другими странами в сфере здравоохранения, рассказал Министр здравоохранения Александр Ходжаев в интервью телеканалу СТВ, сообщает БЕЛТА.
«На сегодняшний день мы имеем более 70 подписанных меморандумов и соглашений с различными странами. Только в этом году подписали четыре значимых документа с такими странами, как Иран, Оман, Сербия и Вьетнам, – рассказал Министр, добавив, что не так просто всегда найти общие точки соприкосновения. – Мы ведем достаточно скрупулезную и значимую работу в поисках того, что взаимовыгодно. Даже когда мы берем темы фармацевтики, должны рассмотреть перечень всей номенклатуры, которая есть у нас. Мы предлагаем, но коллеги выбирают то, что им интересно. Здесь, конечно, возникают и дополнительные вопросы».
Основными экспортными препаратами являются онкологические, противовоспалительные, ревматоидные препараты, антибиотики. Иногда востребован более широкий ассортимент, в других случаях страны интересует узконаправленная тематика. «В целом экспортный потенциал и экспортное взаимодействие являются одним из локомотивов развития нашей отрасли», – сказал Министр.
Он добавил, что внутри страны практически 90 % препаратов, которые используются в госпитальном секторе, белорусского производства. «В наших аптеках вы можете увидеть порядка 60–65 % препаратов, которые производятся в нашей стране. Но вместе с тем та номенклатура, которая обсуждается с нашими партнерами, на сегодняшний день, конечно, включает не сотни единиц, что бы нам хотелось, а это где-то единицы», – отметил Александр Ходжаев.
В числе последних примеров – взаимодействие с Оманом. «Мы уже готовим пять регистрационных досье для того, чтобы представить для регистрации, и перечень дополнительных более чем 180 препаратов, которые могут быть полезны для наших оманских партнеров», – рассказал Министр.
По информации БЕЛТА
Председатель ЦИК Беларуси Игорь Карпенко и Министр образования Андрей Иванец подписали план мероприятий по повышению правовой культуры молодежи на 2026–2028 годы, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Татьяны Матусевич, БЕЛТА)
Подписание плана мероприятий прошло в Национальном детском технопарке, где состоялся открытый диалог Игоря Карпенко и Андрея Иванца с молодежью. Прошло мероприятие в рамках II Международного электорального форума.
Приветствуя представителей молодежного актива, Игорь Карпенко отметил, что Международный электоральный форум проходит во второй раз в содружестве с различными министерствами, ведомствами, в том числе с Министерством образования. «Нам очень приятно, что за несколько лет такого взаимодействия у нас сложилась своя база волонтеров, сформирована хорошая команда спикеров, появились активисты, которые работают в территориальных, участковых комиссиях в качестве агитаторов. И сейчас, когда проходит этот форум и к нам приехали гости из ряда зарубежных стран, они сопровождают делегации. Это говорит о том, что мы расширили формат участия молодежи в различных общественных структурах», – отметил Игорь Карпенко.
Он также подчеркнул, что очень важно, чтобы активисты из числа молодежи были примером в учебе, труде, в своем деле, сочетая это с общественной работой. В таких условиях рождается истинный патриотизм.
В своем приветственном слове активу из числа школьников, студентов и работающей молодежи Андрей Иванец пожелал прежде всего верить в себя, ставить амбициозные цели и помнить, что только своим трудом можно всего добиться. «А государство будет делать все возможное, чтобы эти условия были комфортными», – подчеркнул Министр.
В ходе встречи молодые люди смогли пообщаться с экспертами и задать волнующие их вопросы, касающиеся избирательной системы страны, прав избирателей, подняли актуальную для учащейся молодежи тему инноваций в сфере образования и др.
«Такой диалог с молодежью вошел в нашу повседневную практику. Это не монолог старшего, а свободное общение, когда ты отвечаешь на вопросы, слышишь возражения, комментарии, альтернативные мнения и понимаешь, что в споре рождается истина. В рамках совместной работы с Министерством образования мы привлекли молодежь к нашей электоральной тематике. И этот принцип, когда равный обучает равного, здесь играет особую роль. Сегодня они были участниками этого диалога, а завтра станут такими же спикерами в своих аудиториях, общаясь со своими сверстниками и донося ту информацию, которую получили в ходе своей общественной деятельности и будут проводниками политики нашего суверенного государства, которое старается выстроить справедливые взаимоотношения в обществе, стремится создать мощную экономику», – подвел итоги диалога Игорь Карпенко.
По информации БЕЛТА
Семь важных аспектов деятельности для обеспечения электорального суверенитета назвал Председатель Центральной избирательной комиссии Беларуси Игорь Карпенко на открытии пленарного заседания международной научно-практической конференции «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса» II Международного электорального форума, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Кристины Аксеновой,– БЕЛТА)
Тематика конференции, как и мероприятий форума в целом, обусловлена поиском ответов на современные вызовы и проблемы в области обеспечения электорального суверенитета. Здесь председатель ЦИК выделил несколько важных аспектов деятельности.
Говоря о первом аспекте – устойчивом социально-экономическом развитии государства, Игорь Карпенко отметил, что в условиях жесткой борьбы за рынки сбыта и доступ к ресурсам смогут выстоять те государства, экономическая модель которых будет устойчивой к современным вызовам. При этом устойчивость – такое состояние системы, при котором возможно противостояние не только агрессивным воздействиям внешней среды, но и внутренним неблагоприятным факторам развития.
«К сожалению, экономические проблемы, создаваемые всевозможными санкциями и торговыми войнами, оказывают воздействие в том числе на электоральный суверенитет, используются в качестве механизма достижения геополитических целей отдельными государствами. Значит, в основе укрепления государственного суверенитета, поддержания стабильности в обществе, обеспечения безопасности и общественного согласия лежит сильная экономика и сильная социальная политика, направленная на повышение благосостояния народа», – сказал Председатель ЦИК.
Второй аспект – реализация государственной молодежной политики, которая нацелена на передачу опыта предыдущих поколений, создание условий для самореализации и раскрытия потенциала молодежи в интересах общества и государства. «Крайне важно показывать молодым людям значимость их участия в управлении государством, объяснять, с какой целью проводятся выборы и почему каждый гражданин должен реализовывать свои избирательные права, – уверен глава ЦИК. – Преодоление абсентеистских взглядов среди молодежи, проявлений нигилизма требуют разработки комплексных мер, направленных на формирование позитивного мировоззрения молодежи и ее активного гражданского участия».
По словам Игоря Карпенко, не случайно в программе электорального форума и конференции красной нитью проходит молодежная тематика. Дискуссии, встречи, диалоговые площадки, клубы молодых избирателей, деятельность молодежных общественных объединений и формирований – все это направлено на развитие методов работы в молодежной среде, в основе которых заложен принцип «равный обучает равного».
Третий аспект – информационные технологии. Так, при подготовке и проведении выборов значительную роль играют информационные стратегии. Создание эффективных каналов коммуникации и улучшение медийной грамотности населения позволит формировать осознанное общественно-политическое мнение, способность населения критически относиться к внешним информационным воздействиям.
Председатель ЦИК указал, что современные информационные технологии достигли такого уровня, что по заданным человеком критериям автоматические системы способны генерировать и размещать в сети не только текст, но и аудиовизуальные материалы, неотличимые от реальных. При этом скорость такого распространения делает практически невозможным борьбу с фейками традиционными средствами. Не случайно Президент Беларуси неоднократно высказывал обеспокоенность по поводу перспектив неконтролируемого использования возможностей искусственного интеллекта.
Мировые державы синхронно пересмотрели стратегии развития искусственного интеллекта. Россия, Китай, США и Европа сходятся во мнении, что искусственный интеллект в ближайшем будущем станет базовой технологией, определяющей положение государства на мировой арене. «Поэтому промедление в этой гонке недопустимо как в целом, так и в электоральной сфере в частности. В этой связи изучение ИИ и внедрение информационных технологий в контексте обеспечения электорального суверенитета видится актуальной задачей для организаторов выборов», – считает Игорь Карпенко.
Продолжая тему, в качестве четвертого аспекта Председатель ЦИК назвал консолидацию политических партий и общественных объединений. В этой связи, полагает он, конструктивное общественное движение может и должно участвовать в распространении знаний об избирательной системе и основных этапах избирательного процесса. Такое сотрудничество с организаторами выборов позволит разрабатывать совместные образовательные программы, реализовывать социально значимые проекты и мероприятия, которые помогут людям осознать значимость их участия в выборах.
«Таким образом, объединение практического опыта и знаний, ресурсов и усилий при эффективной координации действий приведет участников общественного движения к усилению своего политического влияния, повышению электоральной культуры населения. А значит, поспособствует укреплению электорального суверенитета», – сказал Игорь Карпенко.
Кроме того, важнейшими аспектами являются обучение и подготовка субъектов избирательного процесса, активизация экспертного сообщества, международное сотрудничество, добавил Председатель ЦИК.
По информации БЕЛТА
