04.02.2022
Международные рейтинговые агентства оценили потенциал ЕАЭС в сфере образования, ИКТ-технологий и человеческого капитала
Департамент макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии проанализировал изменения позиций стран Евразийского экономического союза в международных рейтингах в 2021 году. В целом, как показывает исследование, ЕАЭС обладает хорошим потенциалом в сфере образования, развития ИКТ-технологий, человеческого капитала и исследований, качества окружающей среды. Слабыми сторонами ЕАЭС, по оценке рейтинговых агентств, остаются развитость финансового рынка, качество регулирования, обеспечение здоровья населения, личные права и инклюзивность общества.
Так, агентство Moody’s повысило суверенный кредитный рейтинг Республики Казахстан на одну ступень с Baa3 (прогноз позитивный) до Baa2 (прогноз стабильный), в то же время снизило прогноз по рейтингу Республики Беларусь со стабильного на негативный (кредитный рейтинг сохранился на уровне B3). В 2021 году рейтинговое агентство Standard&Poors впервые присвоило кредитный рейтинг Республике Армения. Рейтинг долгосрочных государственных облигаций в иностранной валюте установлен на уровне B+, прогноз по рейтингу позитивный.
Рейтинг экономической свободы Института Fraser_2021: Армения в ТОП-15, взрывной рост Беларуси и Казахстана
Все страны ЕАЭС, кроме Российской Федерации, улучшили свои позиции. Наиболее значительное продвижение в рейтинге зафиксировано у Республики Беларусь (на 26 позиций вверх) и Республики Казахстан (на 18 позиций).
Страны ЕАЭС по уровню экономической свободы относятся к разным категориям. В частности, Армения (15 место в мировом рейтинге) входит в первую четверть рейтинга, Казахстан (55 место) и Кыргызстан (77 место) – во вторую, Беларусь (88 место) и Россия (100 место) – в третью четверть рейтинга.
Лидерами рейтинга 2021 года являются Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария и Грузия.
Глобальный инновационный индекс_2021: Беларусь и Россия – движение вверх
Республика Беларусь и Российская Федерация улучшили свои позиции в Глобальном инновационном индексе на два пункта. Среди стран ЕАЭС самую высокую позицию занимает Россия (45 место среди 132 исследованных стран), далее следуют Беларусь (62 место), Армения (69 место), Казахстан (79 место) и Кыргызстан (98 место).
Мировым лидером Глобального инновационного индекса является Швейцария, далее следуют Швеция, США и Великобритания. В десятку мировых лидеров также входят Корея, Нидерланды, Финляндия, Сингапур, Дания и ФРГ.
Индекс социального прогресса: страны ЕАЭС демонстрируют хороший уровень доступности школьного и университетского образования
Индекс социального прогресса представляет собой оценку страны, отражающую, в какой мере она способна удовлетворить ключевые потребности своих граждан, обеспечить повышение качества их жизни и создать возможности для реализации их потенциала.
Все страны ЕАЭС, кроме Армении и Беларуси, улучшили свои позиции в рейтинге (Казахстан – на 3 позиции, Кыргызстан и Россия – на 7 позиций). Среди стран ЕАЭС самую высокую строчку занимает Беларусь (54 место), далее следуют Армения (55 место), Россия (62 место), Казахстан (64 место) и Кыргызстан (82 место). Страны ЕАЭС характеризуются высокими показателями в части доступности среднего и высшего образования.
Мировыми лидерами по Индексу социального прогресса в 2021 году являются Норвегия, Финляндия и Дания.
Подробнее информацию по итогам 2021 года смотрите в
материале департамента макроэкономической политики ЕЭК.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
Александр Турчин: объем торговли с Казахстаном стабильно высок, но мы можем достичь большего
Объем торговли Беларуси с Казахстаном стабильно высок, но страны могут достичь большего. Об этом заявил Премьер-министр Беларуси Александр Турчин во время переговоров с премьер-министром Казахстана Олжасом Бектеновым в расширенном составе, передает корреспондент
БЕЛТА.

(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
«Объем взаимной торговли между нашими странами стабильно высок – около $1 млрд. Примечательно, что в текущем году растет как белорусский экспорт в Казахстан, так и казахстанский импорт в Беларусь. Важно, чтобы эта динамика сохранялась. Более того, я считаю, что нам под силу и более серьезные цифры с учетом потенциала развития наших стран. Думаю, что в следующую пятилетку мы должны для себя эту планку существенно повысить и доказать, что мы можем достичь еще большего», – сказал Александр Турчин.
На сегодняшних переговорах акцент сделан на продолжении работы по укреплению торгово-экономических связей. Один из главных приоритетов – сотрудничество в сфере промышленности, в особенности машиностроения. «На территории Казахстана уже не первый год работают наши совместные предприятия. Уровень локализации такой, что это уже наш совместный продукт», – отметил Премьер-министр.
Во время официального визита белорусской правительственной делегации в Астану обсуждаются вопросы дальнейшего взаимодействия, налаживания новых связей и реализации перспективных проектов. «Наше сотрудничество не ограничивается экономикой и торговлей, а охватывает также гуманитарную область, есть совместные проекты в сфере образования, культуры, спорта, туризма. На мой взгляд, расширение связей именно в этих направлениях позволит укрепить фундамент наших отношений и обогатить их содержание», – обозначил глава белорусского Правительства.
«Для нас Казахстан является приоритетным партнером в торговых и экономических отношениях, поэтому правительство нашей страны настроено всячески развивать эти связи. Тот уровень диалога, который сложился на уровне глав государств, обязывает нас демонстрировать уверенный рост товарооборота и дальнейшее углубление отношений между странами», – заключил Александр Турчин.
Олжас Бектенов в свою очередь отметил, что отношения между двумя странами поступательно развиваются. «Уверен, что ваш официальный визит в Казахстан придаст дополнительный импульс развитию наших отношений, укрепит партнерство между нашими странами. Наши отношения действительно носят стратегический характер, для них характерен доверительный диалог на всех уровнях. Развиваются не только торгово-экономические и инвестиционные связи, но и культурно-гуманитарные. Наши народы хорошо знают историю, культуру друг друга. Хотелось бы, чтобы и в культурно-гуманитарной сфере наши связи только крепли. Думаю, это очень важно, если мы говорим о долгосрочном характере отношений. Наши люди должны знать друг друга, уважать и ценить, и это серьезный фундамент в том числе для экономики», – акцентировал он.
По словам премьер-министра Казахстана, товарооборот между двумя странами в этом году радует. «У нас традиционно хорошо развивается промышленная кооперация. Общий пул совместных проектов составляет 15 совместных производств. 12 уже реализованы с общим объемом инвестиций более $200 млн. Три проекта сейчас находятся на стадии реализации. Мы работаем с белорусскими партнерами над углублением локализации той линейки продукции, которая производится здесь, в Казахстане, всегда находим взаимопонимание и конструктивный подход к этим вопросам. Сегодня будет принята дорожная карта по развитию сотрудничества в области промышленной кооперации в ближайшие три года. Думаю, это тоже позволит более предметно, целенаправленно идти к достижению тех целей, которые мы себе наметили. Правительство Казахстана готово приложить все усилия для того, чтобы наши торгово-экономические и другие отношения развивались интенсивно и на взаимовыгодной основе», – подчеркнул Олжас Бектенов.
По информации
БЕЛТА
Встреча Президента Беларуси с послом Индии Ашоком Кумаром
Президент Беларуси Александр Лукашенко 4 ноября встретился с послом Индии Ашоком Кумаром.
«Вопрос сотрудничества Беларуси с Индией весьма актуальный сейчас и находится на особом контроле. Мы далеко не все реализовали и даже близко к тому не подошли, чтобы реализовать те возможности, которыми мы сегодня обладаем. Хоть мы и в два раза повысили наш товарооборот, достигнув полмиллиарда долларов, но в наших отношениях это почти ничто. И та планка, к которой мы стремимся, – $2–3 млрд товарооборота в год – это вполне реально и достижимо. Поэтому главный вопрос – это активизация нашего сотрудничества», – сказал Глава государства.
«Наш Министр иностранных дел доложит, какие в этом направлении нами принимаются меры. Но мы хотели бы, чтобы и индийская сторона к этому процессу активизации нашего торгового оборота подключилась основательно. Я знаю, что вы это сделать можете. У нас большой опыт накоплен, большая предыстория наших отношений еще с советских времен. Поэтому мы хотели бы с вами активизировать торгово-экономические отношения», – заявил Александр Лукашенко.
Что касается политических, дипломатических отношений, Глава государства констатировал, что они находятся на достаточно высоком уровне. Но торгово-экономические отношения могли бы дать этому серьезное ускорение и толчок, уверен он.
«Были бы рады приветствовать в Беларуси Премьер-министра Моди. Мы всегда готовы его принимать, ждем его в Беларуси. Так же, как и весь белорусский народ. Я уверен, что белорусы хотели бы увидеть здесь Премьер-министра, очень опытного, грамотного и очень влиятельного человека», – заявил Президент.
Александр Лукашенко также отметил, что у него лично сложились очень добрые и теплые отношения с Нарендрой Моди. «Мы постоянно с ним общаемся на международных площадках, как это было в последнее время в Китае на заседаниях ШОС», – сказал Президент.
«Мы готовы с вами работать под вашим председательством в БРИКС и готовы сделать все необходимое для того, чтобы ваше председательство было успешным. Мы благодарны вам за ту помощь и поддержку, которую вы оказали нам при вступлении в ШОС, а также за партнерство в БРИКС. Мы с удовольствием опираемся на вашу помощь и поддержку. И вы никогда нам в этой помощи и поддержке не отказывали», – сказал Глава государства.
Беларусь также стремится налаживать с Индией гуманитарное сотрудничество. «Начали с кинематографа. Это естественно. Потому что у вас эта сфера очень развита. На «Лістападзе» у нас ваши фильмы представлены. Мы благодарим вас за то, что вы принимаете в этом участие», – сказал Александр Лукашенко.
Президент поблагодарил индийскую сторону и за участие на весьма высоком уровне в прошедшей недавно Минской международной конференции по евразийской безопасности: «Мы это заметили и очень ценим».
«Словом, господин посол, есть много чего интересного, отталкиваясь от чего мы можем активизировать наше торгово-экономическое сотрудничество. А экономика является базой для наращивания по другим направлениям нашего взаимодействия», – резюмировал белорусский лидер.
Посол Индии Ашок Кумар в свою очередь сказал: «Для меня большая честь присутствовать сегодня на встрече с Вами. Полностью согласен с Вами, что история наших отношений достаточно продолжительная, наши отношения теплые и сердечные».
Дипломат отметил, что совсем недавно заместитель Министра иностранных дел Индии Сиби Джордж принимал участие в III Минской международной конференции по евразийской безопасности. Он также провел ряд встреч в МИД Беларуси, включая встречу с Министром иностранных дел Максимом Рыженковым, состоялись двусторонние политические консультации. В центре внимания обеих сторон были как уже достигнутые результаты сотрудничества, так и следующие шаги по дальнейшему развитию взаимодействия.
Посол, ссылаясь на выступление замглавы МИД Индии на пленарном заседании конференции в Минске, обозначил позицию его страны касательно видения глобального мироустройства. По его словам, отношения нужно строить по аналогии с тем, как это происходит в большой семье. «Такова была древняя мудрость, и мы должны ее развивать и жить таким образом вместе», – сказал дипломат.
Александр Лукашенко ратифицировал шесть международных договоров со странами Африки, Азии и Латинской Америки
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал законы о ратификации шести международных договоров, которые направлены на расширение сотрудничества со странами Африки, Азии и Латинской Америки.
Ратифицированы межправительственные соглашения об отмене виз для владельцев дипломатических, официальных и служебных паспортов с Зимбабве, Угандой и Гвинеей-Бисау. В соответствии с ними владельцы таких паспортов освобождаются от необходимости получения виз для въезда, выезда и транзита по территории принимающей стороны. Реализация этих международных договоров позволит упростить взаимные поездки официальных должностных лиц.
Межправительственные соглашения с Колумбией о взаимной отмене виз для краткосрочного пребывания и с Лаосом об отмене виз для владельцев обычных паспортов освобождают граждан, имеющих действительные национальные паспорта, от необходимости получения виз для въезда, транзитного проезда и пребывания на территории государств.
Кроме того, ратифицирован протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение с Турцией о взаимной отмене виз от 29 марта 2013 года. Документ предусматривает освобождение водителей и членов экипажей транспортных средств – граждан Беларуси и Турции, выполняющих международные перевозки грузов и пассажиров, от визовых требований при въезде, выезде, транзите и временном пребывании на территории государств в течение 90 дней в любом из периодов в 180 дней (до подписания протокола – до 30 дней, но не более 90 дней в году).
Делегация Беларуси приняла участие в представлении периодического обзора по правам человека в Женеве
Универсальный периодический обзор по правам человека представлен в Женеве. Об этом сообщили
БЕЛТА в Национальном статистическом комитете.

В рамках прохождения Беларусью четвертого цикла универсального периодического обзора страна на мероприятии в Женеве представлена делегацией, в состав которой вошли уполномоченный по делам религий и национальностей, представители Генеральной прокуратуры, Национального статистического комитета, МИД, министерств информации, юстиции, труда и социальной защиты.
Начальник главного управления статистики уровня жизни населения и обследований домашних хозяйств Белстата Инна Коношонок отметила, что белорусская статистика является мощным и объективным инструментом мониторинга реальных изменений в жизни людей. «Качественные, своевременные и достоверные данные обо всех сторонах жизни общества и экономики необходимы для планирования и анализа реализации государственной политики и программ, принятия взвешенных решений на всех уровнях – от правительства до отдельного человека. Беларусь демонстрирует успех в достижении ЦУР, что означает и прогресс в реализации прав человека. Так, в Беларуси уровень грамотности населения в возрасте 15 лет и старше составляет 100 %. Наша страна вошла в число стран мира, которые достигли целевого показателя по участию женщин в процессе принятия решений. Если в парламенте первого созыва доля женщин составляла всего 14 % депутатского корпуса, то сейчас – почти 33 %», – поделилась данными она.
Кроме того, Инна Коношонок подчеркнула, что в рамках выполнения Повестки 2030 года Беларусь достигла гендерного паритета по представленности женщин на руководящих должностях: доля женщин-руководителей составляет 49,6 %. «Сегодня большинство белорусских семей (88,5 %) относят себя к классу со средним и выше среднего достатком. Оценивая свою жизнь в целом, более 93 % домашних хозяйств республики, отмечают, что довольны своей жизнью», – добавила она.
В белорусском обществе также растет культура уважительного отношения к женщине. Инна Коношонок отметила, что данные проведенного органами государственной статистики в 2024 году выборочного обследования по теме домашнего насилия работают эффективно, и сегодня насилие в семье характеризуется низким риском для женщин. «Так, доля женщин в возрасте 18–69 лет, подвергшихся физическому или сексуальному насилию со стороны партнера, в последние 12 месяцев составила 1 % (физическое насилие – 0,9 %, сексуальное насилие – 0,2 %, физическое и/или сексуальное насилие – 1 %). Кроме того, Беларусь первая страна в регионе ВЕКЦА (Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. – Прим. БЕЛТА), которая в рамках обследования изучила уровень насилия посредством технологий», – подытожила начальник главного управления статистики уровня жизни населения и обследований домашних хозяйств Белстата.
По информации
БЕЛТА
(фото Национального статистического комитета Республики Беларусь)
Как работают договоренности по пенсиям между странами ЕАЭС, разъяснили в Минтруда
В 2019 году государства – участники Евразийского экономического союза подписали соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся. Это стало важным шагом в урегулировании вопросов пенсионного обеспечения граждан, работающих на территории союза. Документ предусматривает формирование пенсионных прав гражданами в периоды работы в государствах – членах союза. В таком случае уплата страховых взносов осуществляется в пенсионные фонды государства трудоустройства, и, достигнув пенсионного возраста, граждане смогут получать пенсию от этого государства. Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 г. Об особенностях механизма его реализации и инициативах Беларуси рассказала корреспонденту
БЕЛТА начальник главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Елена Гоморова.
Особенностью данного соглашения, отметила Елена Гоморова, является его действие в будущем. Это означает, что оно охватывает периоды работы, которые имели место на территории государств – членов союза после вступления соглашения в силу, то есть после 1 января 2021 года. В отношении периодов до 1 января 2021 года будет применяться национальное законодательство, а если стаж приобретен в России, то договор о социальном обеспечении от 2006 года.
«Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж работы, накопленный на его территории после 1 января 2021 года, независимо от того, проживает ли гражданин в настоящее время на территории другого государства – члена союза. Например, если он работал в Армении, то это государство по достижении пенсионного возраста, установленного в Армении, назначит пенсию за стаж, приобретенный на его территории (при выполнении условий, предусмотренных пенсионным законодательством), даже если на момент назначения пенсии гражданин проживает в Беларуси», – разъяснила суть данного соглашения эксперт.
Елена Гоморова подчеркнула, что одной из ключевых особенностей соглашения является возможность суммирования трудового стажа для определения права на пенсию. «Согласно законодательству Республики Беларусь, для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 20 лет страхового стажа (стажа работы с уплатой страховых взносов). Так, если у гражданина имеется 5 лет работы на территории Кыргызстана и 17 лет страхового стажа в Беларуси, то для определения права на трудовую пенсию по возрасту в Беларуси мы просуммируем стаж, что в итоге составит 22 года. Однако стоит отметить, что Республикой Беларусь выплата пенсии будет производиться в рамках соглашения только за белорусский стаж – то есть за 17 лет, а Кыргызской Республикой – за 5 лет», – пояснила она.
Для получения и назначения пенсий разработан удобный механизм. «Чтобы оформить пенсию за стаж, приобретенный в другом государстве – члене ЕАЭС, нет необходимости выезжать в это государство. Гражданин может подать документы в пенсионный орган по месту жительства, и этот орган направит необходимые документы в компетентное учреждение той страны, где он работал. Затем эта сторона рассмотрит вопрос о назначении пенсии в соответствии со своим национальным законодательством», – рассказала Елена Гоморова. Если у человека есть желание посетить страну, где он заработал свой стаж, и самостоятельно обратиться с соответствующими документами в пенсионный орган, он может это сделать.
При положительном решении пенсия может выплачиваться либо на территории страны проживания гражданина, либо в стране, где он работал. То есть, если гражданин трудился в Кыргызстане, но сейчас живет в Беларуси, кыргызская сторона будет переводить пенсию в Беларусь. Однако выбор остается за самим гражданином.
Важный нюанс заключается в том, что при назначении пенсии каждая страна руководствуется своим национальным законодательством. «Страна оценивает выполнение условий для назначения пенсии в соответствии с собственными правовыми нормами», – отметила Елена Гоморова. Так, в Армении пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 63 года, тогда как в Беларуси – 63 года для мужчин и 58 лет для женщин. Таким образом, пенсия за стаж в Беларуси женщине будет выплачиваться в 58 лет, а за стаж в Армении – в 63 года.
В год председательства Республики Беларусь в ЕАЭС наша страна выступила с инициативой по упрощению процесса обмена документами, необходимыми для рассмотрения вопросов назначения и выплаты пенсий в рамках соглашения. «Сегодня обмен документами для назначения и выплаты пенсий осуществляется в бумажном формате. В настоящее время компетентные учреждения государств – членов союза работают над внедрением электронного взаимодействия, что позволит оперативно передавать информацию для принятия соответствующих решений и информирования сторон, направивших документы, о результатах. В этом году запланировано провести межгосударственное тестирование по обмену документами в электронном виде, а затем реализовать этот процесс на практике», – отметила специалист.
Несмотря на то, что с момента вступления в силу соглашения прошло всего четыре года, уже есть люди, получающие пенсию по этой схеме, хотя их количество пока невелико. «Граждане, выезжая на работу в государство – член ЕАЭС, могут быть уверены в защите своих пенсионных прав», – подчеркнула Елена Гоморова.
По информации
БЕЛТА