03.02.2022
Какие плюсы принесет рынку жилой недвижимости корректировка Закона «Об ипотеке»
В Беларуси прорабатывают механизм строительства жилья с помощью ипотеки. В ближайшее время подходы по дальнейшему развитию возможностей решения жилищного вопроса должны предложить специалисты Минстройархитектуры. Об этом после недавнего доклада Президенту рассказал руководитель ведомства Руслан Пархамович. Несмотря на то что ипотечное законодательство у нас работает с 2008 года, широкого распространения такой вариант приобретения недвижимости пока не получил. Вместе с тем именно на него в перспективе могут сделать ставку в стране. Как действует ипотека сейчас и кто обращается к ней? Какие изменения в этой сфере депутаты уже обсудили и что предлагают эксперты? Ответы на эти и другие вопросы искала корреспондент «Р».

Закон «Об ипотеке» действует с 2008 года. Очевидно, что назрела необходимость его адаптировать к новым условиям и законодательным актам, а также учесть опыт партнеров по Евразийскому экономическому союзу. Соответствующие предложения вынесли на рассмотрение депутатов на минувшей осенней сессии – в первом чтении корректировки закона уже одобрили. О каких изменениях идет речь, «Р» разбиралась вместе с членом Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Палаты представителей Национального собрания Верой Широкой.
– За 13 лет действующий Закон «Об ипотеке» претерпевал изменения два раза. Это третья корректировка. Вера Владимировна, с чем она связана?
– Нормы закона приводятся в соответствие с такими законодательными актами, как Гражданский кодекс, Кодекс о земле, законами «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», «Об исполнительном производстве», «О нормативных правовых актах», а также с указами «О распоряжении государственным имуществом», «Об ипотечном кредитовании». Все это – основная часть документов, которая повлекла ряд ключевых изменений в Закон «Об ипотеке». Плюс совершенствование этого института связано с увеличением объемов привлечения инвестиций, оживлением финансового оборота в экономике и развитием банковской системы. Приняли во внимание не только ситуацию с НПА, мнение общественности, но и опыт правового регулирования в сфере ипотеки в странах – партнерах по ЕАЭС, например в России.
– Какие изменения предлагается внести?
– Остановлюсь на наиболее значимых и конструктивных. Определено, в частности, что не может быть предметом ипотеки. Это часть имущества, раздел которого в натуре невозможен без изменения его назначения. Например, гостиница. В эту категорию попадает и имущество, на которое в соответствии с законодательством об исполнительном производстве не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. По сути, сейчас мы говорим об уточнении предмета ипотеки. Как и ранее, это залог недвижимого имущества – квартиры, изолированного помещения, машино-места, зарегистрированных как объект недвижимости.
Примечательно, что характеристики предмета ипотеки могут меняться, но это никак не влияет на договорные обязательства. Например, с момента заключения соглашения и до момента завершения строительства может измениться планировка строения, метраж. При этом в счет идет конечный результат – фактическая готовая недвижимость независимо от того, вносились ли данные об изменениях в договор об ипотеке. Если, конечно, другой алгоритм не согласован и не прописан сторонами.
Напомню, что имущество, являющееся предметом ипотеки, можно сдавать в аренду, передавать в пользование без согласия залогодержателя или владельца закладной. При условии, что эти сроки не превышают срок ипотечного договора и назначение имущества не меняется. Иначе законопроектом вводится ответственность за нарушения. Так, если банк по какой-то объективной причине, например систематических неплатежей, пожелает обратить взыскание на предмет ипотеки, продать его, право аренды и любые другие прекращают свое действие с момента вступления в законную силу решения суда об обращении взыскания на имущество, являющееся предметом ипотеки. Или с момента госрегистрации перехода права собственности на квартиру или машино-место при удовлетворении требования залогодержателя во внесудебном порядке. Кстати, если у должника есть другое имущество, за счет которого могут быть удовлетворены требования залогодержателя, а размер просрочки сравнительно невелик, взыскано может быть оно, а не имущество, находящееся в ипотеке.
Вводится понятие «созалогодержатели», ведь имущество может находиться в ипотеке у нескольких организаций с равными правами. Каждая в таком случае претендует на получение доли от стоимости недвижимости. Если, конечно, между собой партнеры не заключили соглашение об ином порядке действий.
Предлагается, чтобы период между датой составления акта инвентаризации, бухгалтерского баланса, заключения аудитора о составе и стоимости имущественного комплекса и датой заключения договора об ипотеке не превышал шести месяцев. Пожалуй, самые тонкие и требующие особого внимания вопросы здесь касаются проведения финоценки и согласования пакета документов банком-залогодержателем.
– Стремятся решить жилищный вопрос на долгие годы вперед, как правило, люди семейные. Но планирование в личной жизни не всегда работает – сделаны ли нормы законопроекта более гибкими к возможным переменам в статусе залогодателя?
– Гражданин может заключать брачный договор или любой другой, изменяющие статус имущества, нажитого супругами в период брака и являющегося предметом ипотеки, без согласия залогодержателя – банка. По сути, решит глава семейства на всякий случай прописать, как будет делить честно нажитое с супругой при разводе, кому завещает – согласовывать с банком свои намерения и объясняться лишний раз с посторонними не придется. Но уведомить кредитно-финансовую организацию о своем решении обязан.
– По вашему мнению, что в итоге даст принятие изменений рынку, потребителям?
– Вносимые в Закон «Об ипотеке» изменения позволят обеспечить более эффективное правовое регулирование отношений в сфере, устранить устаревшие нормы, пробелы и противоречия. В конечном счете это должно повысить привлекательность обсуждаемого механизма приобретения жилья, увеличить приток временно свободных средств граждан и предприятий, ускорить рост рынка недвижимости и смежных со строительством отраслей.С точки зрения буквы закона к активному использованию ипотеки практически все готово. Дело за материально-технической базой стройорганизаций и достаточным количеством недорогих кредитных ресурсов.
Мария Друк,«Рэспубліка», № 21, 3 февраля 2022 г.
Агентства по госрегистрации и земельному кадастру ко Дню Независимости проконсультируют бесплатно
В преддверии Дня Независимости сотрудники Национального кадастрового агентства 2 июля с 9.00 до 12.00 проведут единый день бесплатного консультирования, сообщили
БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
В указанное время можно обратиться за консультацией как непосредственно в агентство, так и по телефону +375 (17) 285-39-26. Специалисты бесплатно проконсультируют граждан, их представителей, представителей юрлиц и индивидуальных предпринимателей по общим вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также по основным новациям Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», который вступил в силу с 11 июня этого года. Можно будет также задать вопросы о порядке совершения регистрационных действий в отношении предприятия как имущественного комплекса, а именно о порядке обращения с заявлением о госрегистрации, сроках и стоимости административной процедуры, общих вопросах нормативного регулирования государственной регистрации предприятий как имущественных комплексов Беларуси.
У специалистов Национального кадастрового агентства, кроме того, можно будет узнать о технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества, попросить их о независимой оценке (квартир, недвижимости, бизнеса, оборудования и транспорта, нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности) и экспертизе независимости оценки.
Сотрудники Национального кадастрового агентства также проконсультируют обратившихся о порядке предоставления сведений из информационных ресурсов, оператором которых является агентство: единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, реестра характеристик недвижимого имущества, реестра адресов, регистра стоимости земель, земельных участков, единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц, реестра цен на земельные участки.
В этот же день бесплатное консультирование по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, технической инвентаризации и оценки, установления границ земельных участков и другим вопросам, связанным с оформлением прав на недвижимость, будет вестись в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, их филиалах и бюро. Более подробная информация о проведении акции в каждом регионе размещена на официальных сайтах территориальных организаций.
По информации
БЕЛТА
Как работает белорусский рынок оценки после законодательных нововведений
Объективная стоимость активов и недвижимости – во главе угла работы любой организации. Потому компетенции тех, кто занимается этим делом, не должны подлежать сомнению. На это направлены новшества в белорусском законодательстве, которые укрепляют позиции сферы на пространстве Евразийского экономического союза.
Слово – за потребителем
Что касается белорусского рынка оценочных услуг, то в начале –2025-го он претерпел ряд концептуальных изменений – заработал указ по совершенствованию оценочной деятельности. Согласно документу оценку могут проводить исключительно юридические лица со штатом оценщиков не менее пяти специалистов.
– Такое изменение требовалось, чтобы повысить качество оказываемых услуг и сформировать в рамках оценочной организации большой коллективный опыт, который, безусловно, положительно влияет на результат оценки в части качества и безопасности для использующих этот результат, – прокомментировал первый заместитель генерального директора РУП «Институт недвижимости и оценки», член аттестационной комиссии при Государственном комитете по имуществу Дмитрий Корсунский на пресс-конференции в Национальном пресс-центре.
Кроме того, появилась норма, связанная с минимальным уставным фондом для исполнителя оценки. Речь не менее чем о 50 тысячах белорусских рублей, чтобы обеспечить минимальную материально-техническую базу для оказания услуг. Плюс исполнитель оценки должен быть включен в соответствующий реестр, который ведет Госкомитет по имуществу. Еще одно важное изменение затронуло архивирование и хранение документов. Так, у исполнителя оценки должно быть помещение, где будут всегда находиться результаты работы, либо, если речь идет об электронных данных или виртуальных копиях, то и соответствующее ПО. В конечном счете для сферы новшества должны сработать в плюс, ведь результат оценки должен быть на безоговорочно высоком уровне.
– Если давать характеристику рынку оценочных услуг Беларуси, то на сегодня здесь действуют 52 исполнителя оценки, в которых работают около 600 оценщиков. По сути, на рынке достаточно большое количество оценщиков и оценочных организаций. Как следствие, с моей точки зрения, его можно охарактеризовать как высококонкурентный. При этом в связи с таким количеством оценочных организаций он с небольшой доходностью. Скорее, это рынок потребителя услуг, – делится наблюдениями Дмитрий Корсунский.
Он также озвучил результаты маркетинговых исследований уровня цен на белорусском рынке. Так, услуги по оценке недвижимости в среднем стоят около 600 рублей, оборудования, транспортных средств – примерно 350 рублей. Впрочем, эти цифры могут несколько отличаться в зависимости от региона, организации, нюансов объекта оценки. Например, в Минской области цены чуть выше, но не кардинально.
Фокус – на ЕАЭС
Сравнение с соседним рынком неспроста: дело в том, что вот-вот будет создан единый рынок оценочных услуг в ЕАЭС. Так, соглашение об административном сотрудничестве регуляторов в странах «пятерки» в сфере услуг по оценке имущества уже разработано, находится в высшей степени готовности, ожидает подписания первыми лицами государств. А перспективы работы обсуждались на IV Евразийском экономическом форуме в Минске.
– В общем-то, решение о необходимости включения оценочной деятельности в режим единого рынка услуг ЕАЭС было принято в 2020 году. Сейчас уже в отношении более 140 сфер деятельности или услуг принято решение о необходимости их работы в общих условиях. Почему выбрали и наше направление? Это обусловлено необходимостью формирования единого финансового рынка, который без услуг оценщиков функционировать не может. Потому что надежные, объективные результаты оценочной деятельности помогают инвесторам и субъектам хозяйствования определять стоимость своих активов, принимать обоснованные решения о покупке, продаже, страховании, кредитовании и других финансовых операциях. Да и просто необходимы для определения стратегии развития и управления рисками, – пояснила председатель Ассоциации оценочных организаций, член аттестационной комиссии при Госкомимуществе, член рабочей группы в области услуг, связанных с недвижимым имуществом, и оценки имущества от Беларуси Светлана Юреня.
Основные подходы к работе на общем рынке утверждены решением Высшего совета Евразийской экономической комиссии и должны найти отражение в национальных законодательствах стран «пятерки». Смысл в том, что, имея разрешительные документы на оценку тех или иных видов имущества на территории своей страны, услугодатель не должен их подтверждать заново и может спокойно работать на территории другого государства.
Используя, разумеется, местное законодательство. При этом оценочная организация должна направить уведомление в адрес регулятора о том, что желает оказывать услуги в определенной стране, чтобы ее внесли в нужный реестр. Раз в год о результатах работы компания должна сообщать в свою вышестоящую организацию, чтобы, например, при наличии жалобы из-за рубежа Госкомитет по имуществу мог детально разобраться.
Если уже завтра заработает единый рынок оценочных услуг, что это принесет нам? Да, эксперты не отрицают – есть риски для местных игроков в части ценовой конкуренции, что для клиентов будет скорее в плюс. Но при этом расширится обмен опытом, возможностей у отечественных организаций станет больше.
– Уровень белорусских оценщиков, исходя из анализа участия в международных конференциях, выступлениях наших коллег, можно определить как один из самых высоких. Кому мы проигрываем? Единичным компаниям из Москвы и столичного региона, Санкт-Петербурга. А с остальными мы можем конкурировать. Наши коллеги опасаются, что мы выйдем на их рынки и какую-то часть объемов на себя можем перетянуть, – отметила Светлана Юреня.
При этом эксперты ожидают, что чуть позже появятся точечные законодательные нормы, которые обозначат тонкости работы на региональном уровне.
Мария Друк, «
Рэспубліка», 28 июня 2025 г.
Главой государства подписан Указ об установлении единого тарифа на госрегистрацию недвижимости
Президент Беларуси Александр Лукашенко 25 июня подписал Указ № 245, которым установлены единые тарифы на услуги по государственной регистрации недвижимого имущества независимо от того, оказываются они гражданам в агентствах по госрегистрации либо нотариусами. Размер таких тарифов рассчитывался с учетом экономически обоснованных затрат.
Данное решение Президента, как и недавно принятая новая редакция Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», позволит в полной мере обеспечить реализацию принципа «одно окно» при госрегистрации недвижимости.
Указ вступит в силу после его официального опубликования.
На белорусском рынке появился первый выпуск «золотых облигаций»
На белорусском рынке появился первый выпуск «золотых облигаций». Об этом сообщил на пресс-конференции председатель правления ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» Андрей Аухименя, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Сегодня у нас знаковое событие. Впервые в истории Беларуси на нашем рынке появились облигации, которые совмещают в себе и цифровые финансовые активы, и физическое золото, и традиционные инструменты фондового рынка. Это облигации, привязанные к стоимости золота», – сказал Андрей Аухименя. Они допущены к торгам на Белорусской валютно-фондовой бирже.
«Золотые облигации» – это особый вид долговых ценных бумаг, номинальная стоимость и купонный доход которых привязаны к цене золота. Они позволяют инвесторам фактически вкладываться в золото, но при этом получать регулярный доход в виде купонных выплат. Золото традиционно считается защитным активом, позволяющим обезопасить инвестиционный портфель от воздействия инфляции. Допуск к торгам первых «золотых облигаций» является важным шагом для развития финансового рынка Беларуси и предоставляет инвесторам новые возможности для размещения капитала.
«Для инвесторов, которые заинтересованы инвестировать в драгметаллы, до этого было только три варианта – физическое золото, обезличенное золото и цифровые финансовые активы, которые привязаны к стоимости золота. Сегодня появляется четвертый инструмент – традиционные облигации, которые привязаны к стоимости золота. Мы предполагаем, что такие облигации будут востребованы, поскольку наши граждане на сегодняшний момент уже инвестируют в физическое золото, открывают обезличенные металлические счета. Поэтому эмитент, который предлагает сегодня облигацию, привязанную к стоимости золота, надеется привлечь как раз тот круг инвесторов, который раньше занимался сугубо инвестированием в драгметаллы. Вместе с ростом стоимости золота будет расти и стоимость облигаций. Кроме этого, эмитент готов выплачивать и небольшой купонный доход, поэтому инвестор в любом случае некий процент получит по этим облигациям. Ну а стоимость самой облигации будет зависеть от котировок золота», – сказал Андрей Аухименя.
По его словам, «золотые облигации» – это и альтернатива традиционному инвестированию в золото, и дополнительная опция, расширяющая возможности. «Есть физическое золото, но это актив, с которым есть вопросы по хранению, дальнейшей оценке этого слитка или монеты. Обезличенный металлический счет приближен к облигации, которая привязана к золоту. Но у нее есть свои плюсы. Если мы посмотрим на обезличенный металлический счет, там все-таки необходимо давать поручения приобретать это золото на внешнем контуре. А облигация эмитируется резидентом Беларуси, одним из крупнейших брокеров нашей страны. Она привязана к стоимости золота, которую устанавливает Национальный банк. Поэтому это и альтернатива, и конкурент традиционным инструментам», – отметил председатель правления биржи.
Он также обратил внимание, что поставок физического золота по этим облигациям не будет. «До сегодняшней пресс-конференции в средствах массовой информации, в различных чатах обсуждали: «Если что-то произойдет, я вместо облигации заберу золото». Нет, такой опции по облигациям не будет», – добавил Андрей Аухименя.
Облигации номиналом Br313,61 имеют срок обращения до 27 марта 2030 г.
По информации
БЕЛТА
Главой государства подписан Указ, позволяющий гражданам приобретать в собственность арендное жилье
Президент Беларуси Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 июня подписал Указ № 235, направленный на расширение социально-правовых гарантий в области жилищных отношений граждан с предоставлением им права приобретения в собственность арендного жилья.
Гражданам наиболее востребованных профессий будет предоставляться право приобретать в собственность арендное жилье в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек (кроме Минского района) при определенных условиях.
Такое приобретение будет возможно, в частности, при наличии оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, стажа работы в организации, предоставившей жилье, и срока проживания в таком жилье не менее 10 лет, а также неиспользовании указанными гражданами и членами их семей государственной поддержки при возведении, реконструкции или приобретении жилья, отсутствии у них иных жилых помещений в собственности в населенном пункте по месту нахождения арендного жилья либо фактов их отчуждения в течение трех лет.
Оплату стоимости арендного жилья можно будет произвести в рассрочку на 15 лет, а также использовать на данные цели именные приватизационные чеки «Жилье» и средства семейного капитала.
Местные исполнительные и распорядительные органы, государственные органы (организации) будут наделены правом передачи в собственность нанимателей расположенных на селе одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах государственного жилого фонда, эксплуатируемых более 10 лет и требующих капремонта. При этом такое жилье, предоставленное на время трудовых отношений, может быть передано в собственность граждан, имеющих стаж работы не менее 5 лет в организации, выделившей жилое помещение.