ЦИК: во время референдума за рубежом участки для голосования образованы не будут
Завершился этап образования участков для голосования на республиканском референдуме. Об этом БЕЛТА сообщили в ЦИК.

(фото – БЕЛТА)
«Так, на территории Республики Беларусь образовано 5510 участков, в том числе 217 – в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, и 12 – в воинских частях. Наибольшее число участков для голосования сформировано в Гомельской и Минской областях (977 и 929 соответственно), 883 – в Брестской области, 714 – в Витебской, 707 – в Могилевской, 608 – в Гродненской и 692 – в Минске», – рассказали в ЦИК.
Во время проведения выборов Президента Беларуси в 2020 году на территории нашей страны было образовано 5723 избирательных участка, что на 213 больше, чем при проведении нынешней кампании по референдуму. Сокращение количества участков вызвано уменьшением численности сельского населения, объединением малочисленных участков в более крупные, а также оптимизацией организаций.
«По сведениям, поступившим из Министерства иностранных дел, руководителями белорусских загранучреждений не принято решений об образовании участков для голосования на республиканском референдуме за пределами Республики Беларусь в связи с объективными в каждом случае причинами (эпидемиологической ситуацией и соответствующими мерами и требованиями, невозможностью обеспечить достаточный уровень безопасности при организации голосования, а также отсутствия необходимого количества граждан на консульском учете)», – добавили в ЦИК.
По сообщению
БЕЛТА
Судья рассказала, как расширились конституционные права белорусов после референдума 2022 года В проекте БЕЛТА «Страна говорит» на тему «Конституция и референдум» судья Конституционного Суда Республики Беларусь Алла Бодак поделилась мнением о том, какие конституционные права белорусов были затронуты на референдуме по внесению изменений и дополнений в Конституцию в феврале 2022 года.
(фото – БЕЛТА)
«Были затронуты разные права граждан. Например, говоря о демократизации нашей современной Конституции, я бы отметила, что (затронуто. – Прим. БЕЛТА) право наших граждан на участие в решении государственных дел. Возможности для реализации этого права расширились. Например, если раньше конституционная норма говорила, что граждане имеют право обсуждать законы, имеют право принимать участие в обсуждении закона, то сейчас они могут обсуждать абсолютно все виды не только законопроектов, но и проектов любых других нормативно-правовых актов», – сказала Алла Бодак.
Эксперт добавила: «У нас появился новый орган – Всебелорусское народное собрание. Очень много идет решений, которые затрагивают и права, и свободы, и интересы граждан и в решениях Президента. Поэтому здесь расширились действительно возможности для граждан в плане влияния, участия в принятии государственных решений».
Обращаясь к социальным правам, Алла Бодак отметила, что Конституция пополнилась обязательствами государства в соцсфере. «С одной стороны, правами граждан на определенные гарантии со стороны государства в плане защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей. Плюс норма, которая впервые появилась, о социализации пожилых людей в обществе», – сказала судья. Эксперт также обратила внимание на еще одно новшество, которое в прошлом году появилось в Конституции. Оно касается права на охрану окружающей среды. Она подчеркнула, что оно тесным образом связано с правом на охрану здоровья.
По информации БЕЛТА
Год с момента референдума-2022: грандиозное совершенствование Новая модель государственного развития избрана народом на республиканском референдуме в феврале 2022 года. В суверенной Беларуси механизм прямого совета власти с народом по важнейшим вопросам развития общества был использован четырежды – в 1995, 1996, 2004 и 2022 годах. Завтра исполнится ровно год со дня оглашения сообщения ЦИК Беларуси об итогах четвертого референдума, послезавтра – со дня подписания Главой государства Решения республиканского референдума 27 февраля 2022 года.
Главные итоги прошедших референдумов
Референдум 14 мая 1995 года
Первый за годы независимости референдум в Беларуси был проведен 14 мая 1995 года. Вопросов на общественное обсуждение было вынесено четыре: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об изменении государственной символики; о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.
Процентов от граждан, участвовавших в плебисците
За придание русскому языку равного статуса с белорусским – 83,3.
За установление новых Государственного флага и Государственного герба – 75,1.
В поддержку действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Россией, – 83,3.
За внесение изменений в действующую Конституцию – 77,7.
В списки граждан, которые имеют право участвовать в республиканском референдуме, были включены 7 445 820 человек, в голосовании на республиканском референдуме приняли участие 4 830 582 человека, или 64,8 процента.
Референдум 24 ноября 1996 года
К 1996 году противоречия между Президентом и Верховным Советом обострились настолько, что страна вступила в полосу политического кризиса. Для выхода из этой ситуации в августе 1996‑го Александр Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую. Верховный Совет идею референдума поддержал и назначил его проведение на 24 ноября, при этом депутаты предложили альтернативный проект Конституции.
Вопросов, инициированных Президентом, было четыре: о переносе Дня Независимости на 3 июля; внесении изменений и дополнений, предложенных Президентом, в Конституцию; о введении свободной, без ограничений, купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения; об отмене смертной казни.
За одобрение вопроса о переносе Дня Независимости на 3 июля – 88,18.
За принятие предложенной Александром Лукашенко новой редакции Конституции – 70,45.
Против одобрения вопроса «Выступаете ли вы за свободную, без ограничений, покупку и продажу земли?» – 82,88.
Против отмены смертной казни – 80,44.
В голосовании на республиканском референдуме – 1996 приняли участие 6 181 463 человека – 84,14 процента.
Референдум 17 октября 2004 года
Третий по счету референдум в 2004 году закрепил дальнейшее поступательное развитие страны. На народный суд был вынесен один вопрос: «Разрешаете ли вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.»?»
За принятие решения по вынесенному на плебисцит вопросу – 79,42.
В голосовании приняли участие 6 307 395 граждан, что составляет 90,28 процента внесенных в списки для голосования.
Конституционный референдум – 2022
Четвертый в истории суверенной Беларуси плебисцит прошел 27 февраля 2022 года. 3 марта Центризбирком на основании протоколов областных и Минской городской комиссии по референдуму установил его итоги.
В соответствии с частями второй и третьей статьи 121 Избирательного кодекса республиканский референдум признан состоявшимся, его решение об изменении и дополнении Конституции – принятым.
Основные новеллы, одобренные на референдуме
Институционализация Всебелорусского народного собрания. Оно стало высшим представительным органом власти, который определяет внешнюю и внутреннюю политику Беларуси. Его предельная численность – 1200 человек, срок полномочий – пять лет. Решения ВНС обязательны к исполнению всеми органами власти.
Исключение военной агрессии в сторону других государств.
Внимание к сохранению исторической памяти.
Провозглашение развития в стране атомной энергетики в мирных целях.
Закрепление понятия брака как союза мужчины и женщины.
Провозглашение проявления патриотизма основным долгом каждого гражданина страны.
Запрет финансирования избирательных кампаний из-за рубежа.
Перераспределение части полномочий Президента.
Норма о том, что Президент страны может избираться не более чем на два срока и не может быть моложе 40 лет, не должен иметь иностранного гражданства либо же вида на жительство.
Норма, согласно которой Президент избирается сроком на пять лет, после сложения своих полномочий (либо досрочно в случае отставки) он может стать пожизненным членом Совета Республики.
Расширение статьи 89: честь и достоинство Президента охраняются законом. Кроме того, после прекращения своих обязанностей Президент не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в связи с осуществлением им президентских полномочий.
Законное реформирование
Для приведения законодательства в соответствие с Конституцией был утвержден план законопроектной деятельности, по которому предполагалось скорректировать около 90 законов. Что сделано за прошедший год?
Принят важнейший Закон «О Всебелорусском народном собрании», а также законы, касающиеся системы органов государственной власти: о Совете Министров, о Национальном собрании, о статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики.
Разработан и принят Закон «Об основах гражданского общества», в котором введено понятие субъектов гражданского общества непосредственно для целей деятельности на площадке Всебелорусского народного собрания.
Скорректирован Избирательный кодекс, что обеспечит правовую основу для проведения электоральной кампании в единый день голосования в 2024 году.
Социальную направленность государства подтвердили изменения в Трудовой и Жилищный кодексы, кодексы о культуре, о земле, о браке и семье, об образовании, Налоговый кодекс и другие.
Претерпели изменения законы, регулирующие вопросы госслужбы, социальной защиты инвалидов, информации и информатизации, государственной молодежной политики, обращений граждан, и многие другие.
Усовершенствовано законодательство о политических партиях, общественных объединениях, борьбе с коррупцией.
За прошедший с момента референдума год
35 законопроектов приняты Парламентом и подписаны Главой государства.
13 законопроектов рассмотрены депутатами в первом чтении.
Около 30 законопроектов готовятся к рассмотрению.
Совершенствование Конституции по итогам референдума-2022:
- подверглись корректировке преамбула и 85 статей;
- появилась одна новая глава;
- появилось 11 новых статей;
- исключены две статьи.
В настоящее время Конституция Республики Беларусь содержит 9 разделов, 9 глав и 156 статей.
Максим Осипов, «
СБ. Беларусь сегодня», 2 марта 2023 г.
(фото – Pravo.by)
Ровно год назад, 27 февраля 2022 года, в Беларуси прошел референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию. Итоги всенародного голосования показали, что белорусы поддерживают идеи расширения народовластия и укрепления демократии в стране, заявил корреспонденту БЕЛТА Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич.
«Результаты референдума свидетельствуют, что, во-первых, идеи укрепления демократических основ общества и государства, развития народовластия всемерно поддерживаются гражданами нашей страны; во-вторых, сохранение национальной идентичности, культурно-духовных традиций и ценностей лежит в основе дальнейшего развития Беларуси без всяких революционных потрясений», – сказал Петр Миклашевич.
Обновленная Конституция стала фундаментом нашего дальнейшего эволюционного развития, поскольку в этом документе были учтены многие предложения, прозвучавшие во время масштабного обсуждения законопроекта с представителями всех слоев населения. Референдум об изменении Конституции продемонстрировал готовность общества и власти искать и находить компромиссы по вопросам совершенствования политической системы государства в соответствии с актуальными вызовами времени.
Благодаря принятию обновленного Основного закона в стране появился новый орган власти Всебелорусское народное собрание, наделенное широчайшими полномочиями, в том числе правом избирать главу и членов ЦИК, Конституционного и Верховного судов, вводить на территории страны режим чрезвычайного или военного положения.
«Обновленный Основной закон страны является действительно реальным договором между властью и обществом о совершенствовании политической системы государства, отражает стремление и желание белорусского народа мирно и стабильно на конституционной основе развивать свою страну», – отметил Петр Миклашевич.
Он также подчеркнул, что широкая народная поддержка обновленной Конституции показала высокое доверие людей к власти, проводимому Президентом курсу по обеспечению суверенитета и независимости Республики Беларусь.
По информации
БЕЛТА
(фото – Pravo.by)
Валентин Семеняко рассказал, как после референдума будут разрабатываться новые законодательные акты Белорусы поддержали новый проект Основного закона. На этом масштабные изменения не закончены. В стране будут разработаны новые законодательные акты. Это ключевая задача на ближайшие годы. Как она будет реализовываться? Об этом беседа с Валентином Семеняко, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту.
Концептуальный документ
– Какие вопросы после проведения референдума будут прорабатываться и сколько это займет времени?
– В соответствии с 9-м разделом Основного Закона переходные нормы предполагают, что в течение 2 лет будут внесены изменения в законодательные и подзаконные акты, которые вытекают из дополнений в Конституцию. Конечно, мы с коллегами уже анализировали ситуацию, проводили детальную подготовительную работу. Около 60 нормативных актов рассматриваем в качестве первоочередных, но этот список остается открытым. Правовая система нашей страны характеризуется не только вертикальными, но и горизонтальными связями. Как только документ вступает в силу, соответствующие органы, ведомства, руководство учреждений, организаций, регионов должны сделать так, чтобы закон начинал работать. Времени – мало, работы – много. Поэтому всем нужно действовать слаженно и оперативно.
– Как будет проходить перераспределение полномочий?
– Часть полномочий от Президента переходит к Парламенту, часть – к Правительству, часть – к Всебелорусскому народному собранию. Эта ротация позволит сбалансировать все ветви власти и упорядочить взаимосвязь между ними.
Следующий этап – работа с теми положениями, которые мы должны отразить в нормативно-правовых актах. В ближайшее время будут приняты закон о местном самоуправлении, национальном собрании и многие другие. Затем все это найдет отражение в подзаконных актах.
Скрупулезная работа ведется по многим направлениям, но здесь важно не скатиться в кампанейщину, чтобы мы не разбалансировали уже созданную систему. Необходимо четко представлять: повышенные полномочия несут и большую ответственность. В сложившейся системе вертикаль власти показала свою высокую эффективность и мобильность к внутренним и внешним вызовам. Это нельзя потерять. Однако необходимо развивать инициативу снизу. Президент не зря спросил в Послании белорусскому народу и Национальному собранию, готовы ли белорусы проявлять инициативу, чтобы улучшить свое благосостояние и повысить уровень жизни. Встречи с избирателями на диалоговых площадках дали богатый материал для законодательной деятельности. В то же время, мы не можем перегружать Основной закон второстепенными нормами.
– Особого внимания требует работа над законопроектом о Всебелорусском народном собрании.
– Необходимо определить аспекты, связанные с выбором делегатов, их полномочиями, порядком проведения ВНС, работой президиума. Все это будет прописано в законе. Избиратели часто спрашивают, к какому органу по классической модели разделения властей относится ВНС. Уникальность белорусской модели развития заключается в том, что во многих вещах мы являемся первопроходцами. В то же время у нас реализуются основные принципы демократии. Когда мы говорим, что власть принадлежит народу, необходимо создать механизмы по реализации этой идеи, которая как раз соответствует идеологии ВНС.
Иммунитет от провокаций
– Скоро откроется очередная сессия Палаты представителей. Каким законопроектам будет уделяться особое внимание?
– Приступаем к работе уже в этом месяце. Повестка дня сформирована. Пока она не включает в себя те законы, которые вытекают из Конституции. Но по завершении процедуры вступления в силу изменений в Основной Закон темы будут расширены. В первую очередь это касается закона о ВНС, Национальном собрании, статусе депутата, Избирательном кодексе и т.д.
Беспрецедентная работа по подготовке к референдуму, когда мы на каждом этапе собирали мнения и советы людей, обязывает парламентариев к совершенствованию законодательной деятельности. Этот тренд следует продолжить. Конечно, наиболее резонансные законы мои коллеги всегда обсуждают в округах со своими избирателями. Граждане видят, как работают нормативно-правовые акты, подсказывают нам правильные формулировки, подходы. Безусловно, предложения, которые не попали в Конституцию, без внимания не останутся и будут переданы в профильные комиссии.
– Изменения в Основной закон страны помогут создать государству более выстроенную систему противодействия деструктивному вмешательству извне?
– Практически по всем направлениям конституционные новеллы отражают основные направления государственной политики, поддержанной гражданами: сохранение социальной направленности, суверенитета, исторической памяти. Все эти составляющие формируют государство. Например, если социальная политика эффективна, то государство вправе ожидать от граждан, что они выполнят свою часть договора. Это участие в общественных делах, патриотизм и многое другое. В этом плане Основной закон достаточно сбалансированный, емкий и системный по всем направлениям. Такой подход помогает объединить нацию и двигаться вперед по выбранному направлению.
Также отмечу, что у общества появился иммунитет к призывам и провокациям извне. Попытки увязать кризис в Украине с нашим электоральным процессом не увенчались успехом, так как они носят разрушительный характер. Глава государства предложил законный, эволюционный переход к переменам, и люди его поддержали.
Сознательный выбор
– На референдуме граждане проявили большую активность. С чем вы связываете высокую явку избирателей?
– Представителями Конституционной комиссии, парламентариями, экспертным сообществом проведена большая подготовительная работа. Обсуждения Основного закона проходили на встречах с трудовыми коллективами, диалоговых площадках, в общественных приемных. Отмечу, что изучение проекта не было поверхностным – это был внимательный и системный анализ документа, который позволил сделать белорусам сознательный выбор. Явка избирателей оказалась высокой. Несостоятельными были призывы сорвать референдум, испортить бюллетени. Такие факты эпизодические, они не вышли за рамки оценочной погрешности. Нынешний плебисцит прошел спокойно, без эксцессов. Конечно, это и результат большой подготовительной работы. Белорусы понимают, что вносят свой вклад в развитие нашей страны и мирного будущего.
Кристина Хилько, « Народная газета», 4 марта 2022 г.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 4 марта подписал Решение республиканского референдума, сообщает БЕЛТА.
Как сообщалось, 27 февраля проведен республиканский референдум по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. На референдум был вынесен один вопрос: принимаете ли вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь? И два варианта ответа – «за» и «против».
Итоговые результаты референдума ЦИК утвердил 3 марта. По данным комиссии, явка составила 78,63 % от общего списка граждан, которые имеют право участвовать в референдуме. За принятие изменений и дополнений Конституции проголосовали 4 440 830 граждан, что составило 82,86 % голосовавших, или 65,16 % от внесенных в списки для голосования.
По сообщению
БЕЛТА
(фото, видео – БЕЛТА)
