Вопросы совершенствования реорганизации юридических лиц рассмотрены в Министерстве юстиции
23 декабря состоялось заседание общественно-консультативного (экспертного) совета по развитию предпринимательства при Министерстве юстиции Республики Беларусь.
На обсуждение совета были вынесены предложения Министерства внутренних дел по совершенствованию законодательства в части реорганизации юридических лиц.
В частности, предлагается установить норму о неосуществлении государственной регистрации реорганизации юридических лиц до истечения 30 дней с даты размещения на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений о нахождении юридического лица в процессе реорганизации, а также предложения уполномоченных органов запретить регистрацию реорганизации.
Помимо членов совета, в заседании приняли участие представители Министерства внутренних дел, Министерства по налогам и сборам, Министерства труда и социальной защиты, Министерства экономики, Государственного таможенного комитета, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
В рамках заседания состоялся обмен мнениями представителей государственных органов и бизнес-сообщества по вопросам поиска оптимального решения по защите прав кредиторов реорганизуемых субъектов хозяйствования.
По результатам дискуссии предложение Министерства внутренних дел о неосуществлении государственной регистрации реорганизации юридического лица до истечения 30 дней с даты размещения сведений о нахождении его в процессе реорганизации поддержано.
Возможность реализации иных предложений будет определяться в рамках работы над проектом Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
(фото – официальный портал Министерства юстиции)
8 мая 2025 г. с 10.30 до 12.30 Министерство юстиции проведет в формате прямой телефонной линии акцию по бесплатному правовому консультированию граждан, приуроченную к государственному празднику – Дню Победы.
В ходе консультирования граждане смогут получить ответы на интересующие их вопросы, не требующие ознакомления с документами, в сфере:
- нотариальной деятельности – тел. 8 (017) 200 89 71;
- регистрации актов гражданского состояния – тел. 8 (017) 211 01 85;
- легализации (апостилирования) официальных документов, составленных на территории Республики Беларусь, – тел. 8 (017) 211 01 93;
- принудительного исполнения исполнительных документов – тел. 8 (017) 210 40 49.
Также акции пройдут в главных управлениях юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, в нотариальных конторах, нотариальных бюро и юридических консультациях нашей страны.
Подробности акции – по ссылкам:
Главное управление юстиции Минского городского исполнительного комитета
Главное управление юстиции Брестского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Витебского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Гомельского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Минского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Могилевского областного исполнительного комитета
Белорусская республиканская коллегия адвокатов
Белорусская нотариальная палата
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
16 апреля 2025 г. в Исполнительном комитете СНГ в Минске состоялся Международный семинар на тему «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в работе которого приняли участие представители министерств юстиции и других заинтересованных органов Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.
Семинар стал очередным международным мероприятием, организованным в соответствии с Планом работы Совета министров юстиции государств – участников СНГ на 2025 год.
Открывая семинар, ответственный секретарь Совета министров юстиции государств – участников СНГ Ирина Целиковец отметила, что под эгидой Совета на постоянной основе проходит экспертный обмен опытом, что позволяет проводить системный анализ проблемных вопросов, вносить предложения по развитию конкретных направлений сотрудничества в сфере юстиции и разрабатывать необходимые проекты документов.
С инициативой обсуждения вопросов взаимодействия органов юстиции и юридической службы органов государственной власти выступило Министерство юстиции Кыргызской Республики.
В своем приветствии первый заместитель Министра юстиции Кыргызской Республики Зарема Аскарова справедливо обозначила, что тема семинара актуальна для всего юридического сообщества государств – участников СНГ. В современных условиях эффективная юридическая служба – это неотъемлемая часть сильной государственной власти.
Представитель председательствующей стороны в Совете министров юстиции – заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Валентина Якимович подчеркнула значимость обмена наработанным опытом, теоретическими и практическими подходами министерств юстиции государств – участников СНГ к организации взаимодействия юридических служб.
В рамках состоявшейся дискуссии была представлена модель нормотворчества Кыргызской Республики, в том числе освещено направление методического руководства и правовой координации деятельности юридических служб. Особое внимание было уделено работе Института нормотворчества и верховенства права при Министерстве юстиции Кыргызской Республики, деятельность которого направлена на институционализацию правового анализа, формирование единых подходов в нормотворческой практике, а также развитие экспертной поддержки органов государственной власти.
В ходе семинара обсужден порядок осуществления юридической экспертизы нормативных правовых актов в Республике Беларусь, проводимой Министерством юстиции, а также территориальными органами юстиции. В частности, участие представителей главных управлений юстиции Минского облисполкома и Минского горисполкома позволило затронуть вопрос повышения качества юридической службы как на республиканском, так и на местном уровнях.
Вниманию участников международного семинара был представлен опыт обеспечения Минюстом России и его территориальными органами единства правового пространства Российской Федерации. В выступлениях спикеров были затронуты особенности ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также представлены разработанные Минюстом России в рамках оказания помощи правовым службам регионов и органам местного самоуправления муниципальных образований Методические рекомендации по подготовке проектов нормативных правовых актов, которые в свободном доступе размещены на официальном сайте Минюста России.
В рамках обсуждения Министерством юстиции Республики Узбекистан были продемонстрированы основные направления деятельности органов юстиции в налаживании и координации системы оказания бесплатной первичной юридической помощи гражданам посредством электронного взаимодействия. Представлена работа правовых консультативных бюро, где наряду с бесплатными консультациями для граждан осуществляется подготовка необходимых процессуальных документов. Детально раскрыт и продемонстрирован цифровой путь юридических служб Республики Узбекистан по электронному согласованию проектов нормативных правовых актов.
Опыт взаимодействия органов юстиции с общественными объединениями Республики Беларусь осветили представители Белорусского республиканского союза юристов. Отмечен ряд мероприятий, проводимых с участием юридического сообщества, в том числе обозначено ежегодное проведение Белорусского юридического форума «Право в современном мире», ключевая цель которого – в условиях открытого диалога между представителями государственных органов, гражданского общества и бизнеса обсудить текущее состояние правовой системы, проблемные вопросы применения правовых норм для учета при последующем совершенствовании законодательства.
Представители Белорусской нотариальной палаты, которая является базовой организацией государств – участников СНГ в сфере нотариальной деятельности, обозначили опыт сотрудничества нотариата с уполномоченными должностными лицами по организации нотариального обслуживания жителей агрогородков и оказанию методической помощи в вопросах совершения нотариальных действий, а также совместного участия в мероприятиях по повышению правовой культуры граждан. Отдельно подчеркнули, что данное сотрудничество – пример практической реализации роли органов юстиции во взаимодействии с местными исполнительными органами власти.
В целом стороны обменялись национальным опытом взаимодействия органов юстиции с юридическими службами государственных органов различных уровней, включая вопросы проведения правовых реформ, инвентаризации законодательства, осуществления различного рода экспертиз, методического обеспечения подготовки проектов ведомственных нормативных правовых актов, обучения специалистов. Материалы семинара будут размещены на специальной странице Совета министров юстиции на интернет-ресурсах Исполнительного комитета СНГ.
Итоги проведения Международного семинара «О роли органов юстиции в повышении качества юридической службы органов государственной власти», в том числе предложения по дальнейшему укреплению сотрудничества в правовой сфере, будут представлены на девятнадцатом заседании Совета министров юстиции государств – участников СНГ, которое состоится 25 июня 2025 г. в городе Минске под председательством Министра юстиции Республики Беларусь Коваленко Е.И.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
На совещании у Премьер-министра Александра Турчина обсудили будущее РУП «Белпочта» – от традиционных писем до цифровых сервисов и e-commerce, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Правительства.
С руководством Министерства связи и информатизации и «Белпочты» детально рассмотрены основные направления повышения эффективности функционирования национального почтового оператора, в том числе с учетом изменения подходов к оказанию ряда традиционных почтовых услуг.
Отдельное внимание уделено оказанию услуг по пересылке письменной корреспонденции и доставке средств массовой информации наряду с активным развитием цифровых услуг и сервисов.
«Каждое направление должно обеспечивать положительный результат с учетом стратегических решений по его развитию», – подчеркнул Премьер-министр.
Как отметила гендиректор «Белпочты» Светлана Юркевич, благодаря развитой инфраструктуре и логистике почтовый оператор активно участвует в сегменте электронной торговли, обеспечивая во взаимодействии с электронными площадками доставку заказов до каждого населенного пункта страны, а также развивает собственный интернет-магазин, реализуя там как почтовую продукцию, так и потребительские товары белорусских производителей.
По информации БЕЛТА
Директиву № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины» можно сравнить с тонкими настройками уже существующей системы государственных органов и организаций. Об этом в эфире телеканала «Беларусь 1» заявил Министр юстиции Евгений Коваленко, сообщает БЕЛТА.
«Я бы сравнил этот документ с тонкими настройками для уже существующей, действующей, работающей системы государственных органов и организаций. Это тот случай, когда нужно устранить шероховатости, сгладить какие-то недочеты и, конечно же, обеспечить, чтобы каждое звено вращалось в нужном направлении с заданной скоростью и обеспечивало эффективность всего механизма», – сказал Евгений Коваленко.
Говоря о болевых точках и рисках, которые могут иметь место в деятельности государственных органов, Министр юстиции назвал слабую исполнительскую дисциплину, бесхозяйственность, размывание ответственности или затягивание принятия решений.
«У каждого государственного органа, государственной структуры есть широкий спектр инструментов, которые применяются в рамках управленческой деятельности. Временные, организационные, финансовые затраты, которые связаны и с совещаниями, и с командировками, должны быть обоснованы, – подчеркнул Евгений Коваленко. – Если брать нормотворческую деятельность, то в рамках нормативно-правовых актов предусмотрена такая процедура, как проведение согласительного совещания. Но до того, как согласительное совещание предстоит провести, проект должен быть подготовлен и направлен заинтересованным. Заинтересованные должны оперативно высказать свои мнения относительно подготовленного проекта будущего решения. Эти позиции нужно сблизить в рамках взаимодействия между государственными органами».
Министр пояснил, что согласительное совещание следует проводить только тогда, когда остаются один или два нерешенных вопроса по подготовленному проекту. Его протокол является частью пакета, вносимого в законодательный орган для принятия окончательного решения.
«Директива акцентирует наше внимание на необходимости более активного внедрения в работу информационных ресурсов и электронных средств коммуникации, электронных средств взаимодействия. В настоящее время в соответствии с директивой прорабатываются вопросы дальнейшей минимизации количества собираемых, например у субъектов хозяйствования, данных. Если есть какие-то сведения в одной из уже действующих государственных информационных систем, то другие государственные органы не должны обращаться к тем же субъектам хозяйствования за получением той же информации», – отметил Евгений Коваленко.
По его словам, у местной власти станет больше рычагов и полномочий для решения тех или иных проблем. «Надо рассматривать директиву как документ, направленный на дальнейшую реализацию ранее принятых решений Главы государства. Если говорить об усилении полномочий руководителей местных органов власти, то можно сказать, что каждый из них – это непосредственно лицо государства на земле. Это те структуры, с которыми граждане сталкиваются в своей повседневной деятельности. И нормы директивы также предполагают, что исполнительская дисциплина должна быть обеспечена на всех уровнях государственной власти», – подчеркнул он.
Министр юстиции добавил, что этот документ адресован всем слоям населения – как представителям власти, так и простым гражданам. «Можно условно разделить нормативные предписания директивы на два блока. Один адресован деятельности государственных органов, их внутренней работе, взаимодействию между собой. Второй же адресован всему обществу в целом. И ключевой момент – ответственность общества, наших граждан за то, как развивается страна», – заключил Евгений Коваленко.
По информации
БЕЛТА
(фото – скриншот видео «Беларусь 1»)
10 апреля 2025 г. под председательством И.П.Сергеенко состоялось заседание семинара-совещания Палаты представителей на тему «О Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года».
В семинаре приняли участие депутаты Палаты представителей, руководитель Аппарата Совета Министров, министры архитектуры и строительства, жилищно-коммунального хозяйства, труда и социальной защиты, председатели комитетов по архитектуре и строительству Минского облисполкома и Мингорисполкома, представители других государственных органов и организаций, депутаты Гродненского городского Совета депутатов.
Обращаясь к участникам мероприятия, Председатель Палаты представителей отметил, что Концепция, определяющая стратегические направления обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, стала результатом деятельности межведомственной рабочей группы с участием депутатского корпуса.
Он напомнил позицию Главы государства по этому вопросу: «Жилье – это не просто квадратные метры, стены и крыша над головой, а основа стабильности и благополучия каждой семьи, условие для реализации потенциала граждан и важный элемент социальной справедливости. Строить надо там, где есть потребность в кадрах».
Поставленные задачи требуют комплексных решений, работы на перспективу, учета демографических вызовов и интересов будущих поколений, сказал И.П.Сергеенко.
Он обратил внимание на то, что Концепция содержит ряд вопросов, решение которых требует незамедлительного принятия мер, в том числе законодательного характера.
Во-первых, это критическое состояние жилищного фонда – 190 тыс. м2 аварийного жилья, преимущественно в сельской местности. Более 9 % жилья не оборудовано водопроводом, 11 % – канализацией, почти 20 % – горячим водоснабжением. При этом в стране числится 110 тыс. жилых домов, а также более 17 тыс. квартир, в которых никто не зарегистрирован и не проживает.
Во-вторых, сохраняется дисбаланс в развитии регионов и отток населения в крупные города. Эта проблема постоянно усугубляется.
В-третьих, озабоченность вызывает ситуация с обеспечением жильем наиболее уязвимых категорий граждан, в том числе имеющих право на получение жилых помещений социального пользования.
Аналогичная ситуация складывается и по темпам строительства жилых помещений для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, – построено 95 квартир при потребности более чем 3,5 тыс., а также для детей-сирот – 864 при потребности более 27 тыс. Эти и многие другие вопросы регулярно поднимаются в обращениях граждан.
Призывая участников семинара к обмену мнениями, Председатель Палаты представителей подчеркнул, что Концепция государственной жилищной политики до 2030 года является отправной точкой для решения задачи повышения доступности жилья в стране. И сегодняшний диалог должен стать основой для конкретных законодательных инициатив.
Далее выступали основные докладчики. Об основных направлениях Концепции государственной жилищной политики до 2030 года депутатов проинформировал Министр архитектуры и строительства Студнев А.В.
Заместитель Министра архитектуры и строительства Шваюнов А.О. доложил о государственной поддержке при жилищном строительстве.
С докладом на тему «Новеллы в жилищном законодательстве. Предоставление арендного жилья гражданам наиболее востребованных профессий. Приобретение жилых помещений государственного жилищного фонда в сельской местности» выступил Министр жилищно-коммунального хозяйства Трубило Г.А.
О градостроительном обеспечении реновации в Республике Беларусь информацию представил директор унитарного предприятия «БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА» Хижняк А.Н.
Подводя итоги семинара, Председатель Палаты представителей поблагодарил всех участников и выступающих за качественную подготовку докладов и подчеркнул:
«Мы увидели направление дальнейшей реализации Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2030 года. Концепция – стратегический документ, который наполняется конкретным содержанием, в том числе и в виде тех указов по жилищному строительству, которые действуют и которые сегодня совершенствуются.
Мы увидели основные новеллы этих проектов, соответствующие реалиям сегодняшней жизни. В этом году на площадку Палаты представителей законопроекты по данному направлению, скорее всего, не поступят, и все будет регламентироваться в основном указами».
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)