/ / Общественно-политические
08.12.2022

6 законопроектов рассмотрено на заседании Палаты представителей 7 декабря

7 декабря 2022 года состоялось очередное заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва, на котором депутатским корпусом рассмотрено 6 законопроектов.

Заседание Палаты представителей

В двух чтениях был принят проект Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2023 год», с докладом по которому выступила Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А., с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Мурина Ю.Г.

Данный законопроект определяет источники формирования доходов бюджета фонда, их объем и направления использования средств фонда, устанавливает порядок исполнения бюджета фонда.

Доходы бюджета фонда рассчитаны в сумме 25 221,6 млн. рублей или 116 процентов к бюджету фонда за 2022 год.

Основную долю в структуре взносов на государственное социальное страхование занимают обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан – 98,1 процента или 22 354,7 млн. рублей.

Обязательных страховых взносов, уплачиваемых организациями, в которых обеспечивались денежным довольствием военнослужащие срочной военной службы, предусмотрено в сумме 5,0 млн. рублей (0,02 процента).

Взносы на профессиональное пенсионное страхование рассчитаны в сумме 278,0 млн. рублей (1,2 процента).

Неналоговые доходы бюджета фонда составляют 503,8 млн. рублей, из них наибольший удельный вес (63,3 процента) приходится на доходы от размещения средств профессионального пенсионного страхования в сумме 319,0 млн. рублей, другие неналоговые доходы составляют 184,8 млн. рублей.

Субвенции из республиканского бюджета составляют 1934,1 млн. рублей, основная масса которых это расходы, которые согласно законодательству, осуществляются из республиканского бюджета.

Расходы бюджета фонда рассчитаны в сумме 24 685,1 млн. рублей или 116 процентов к бюджету фонда за 2022 год.

Основную сумму расходов 18 836,1 млн. рублей (76,3 процента расходов бюджета фонда) предусматривается направить на финансирование пенсионного обеспечения.

Объем средств на финансирование расходов на выплату пенсий запланирован в бюджете фонда с учетом сохранения реального размера пенсии по возрасту неработающего пенсионера (104,0 процента) и обеспечения соотношения среднего размера пенсии по возрасту неработающего пенсионера и средней заработной платы работников республики (после уплаты подоходного налога и обязательных страховых взносов в бюджет фонда на государственное социальное страхование) на уровне не ниже 41,9 процента.

В составе иных расходов бюджета фонда осуществляется финансирование оплаты одного дополнительного свободного от работы дня в месяц матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, в соответствии с частью первой статьи 265 Трудового кодекса Республики Беларусь в сумме 1,9 млн. рублей (0,01 процента расходов бюджета фонда).

Общая сумма расходов бюджета фонда, направляемых на финансирование пособий, составляет 5680,5 млн. рублей. Кроме того, запланировано финансирование по другим статьям расходов в соответствии с целевым назначением средств фонда.

В целом, бюджет фонда на 2023 год сформирован с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 536,5 млн. рублей, которые в соответствии с законодательством подлежат накоплению. Исполнение бюджета фонда будет осуществляться через единый казначейский счет.

В первом чтении были приняты три проекта законов.

Министр финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Вабищевич П.А. представили проект Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения».

Законопроект предусматривает определенные системные меры по совершенствованию налогового законодательства и достижению оптимального уровня налоговой нагрузки на экономику, не допуская снижения объема бюджетных доходов.

В частности, с 2023 года законопроектом предлагается:

  • отмена малоэффективных налоговых льгот;
  • индексация ставок земельного, экологического налога, подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах в целях адаптации их к инфляционным процессам;
  • увеличение ставок налога на прибыль для юридических лиц с 18 до 20 процентов и подоходного налога с доходов индивидуальных предпринимателей с 16 до 20 процентов;
  • цифровизация уплаты земельного налога, т.е. сумма данного налога для организации будет определяться налоговым органом на основании имеющихся у него сведений;
  • возможность списания задолженности по имущественным налогам в сумме, не превышающей 1 рубль;
  • установление для плательщиков упрощенной системы налогообложения возможности ведения в личном кабинете плательщика на портале МНС учета в книге учета доходов и расходов;
  • совершенствование порядка проведения камеральных проверок соответствия расходов доходам физических лиц.

Законопроектом продлевается действие на период с 1 января 2023 года до 1 января 2025 года ставки налога на прибыль в размере 30 процентов для операторов сотовой подвижной электросвязи, оператора по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи и коммерческих микрофинансовых организаций, по подоходному налогу для Парка высоких технологий, сохранено право местных Советов депутатов вводить местный сбор за пересечение транспортными средствами границы.

Также в Налоговом кодексе предусматриваются системные изменения в отношении подходов к налогообложению самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей:

  • исключение из сферы единого налога для ИП определенных видов деятельности;
  • корректировка ставок единого налога для индивидуальных предпринимателей в 1,5 – 3 раза и для самозанятых граждан в 1,5 – 2,5 раза;
  • установление ставки сбора для агроэкоусадеб в размере 37 руб. в месяц за каждую усадьбу и ставки сбора по ремесленной деятельности 6 руб. в месяц или налога на профессиональный доход.

Уплата налога на профессиональный доход для самозанятых граждан предусмотрена в процентах от выручки на основании мобильного приложения, разработанного Министерством по налогам и сборам, после регистрации в котором от плательщика потребуется только внесение данных о сумме полученной ими выручки.

Предлагаемые меры направлены на консолидацию доходов бюджета, выполнение плановых параметров в соответствии с Договором об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, оптимизацию налоговых льгот и совершенствование налогового администрирования.

В рамках предложенных изменений налоговая нагрузка прогнозируется на уровне 19,36 процента к ВВП.

Ю.М.Селиверстов также доложил о проекте Закона «О республиканском бюджете на 2023 год» (содокладчик – председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Нижевич Л.И.).

Проект республиканского бюджета и расчетные показатели по бюджетам областей и г. Минска на 2023 год разработаны на основе положений программных документов по социально-экономическому развитию страны с учетом складывающейся экономической ситуации.

Ключевой задачей развития Республики Беларусь в 2023 году будет являться обеспечение сбалансированности и устойчивости республиканского и местных бюджетов, социальная защищенность населения и повышение на этой основе благосостояния белорусского народа.

Доходы по проекту республиканского бюджета на 2023 год предусматриваются в сумме 33 362,4 млн. рублей и по сравнению с оценкой поступлений текущего года увеличатся на 24,6 процента.

Основными источниками налоговых доходов республиканского бюджета являются налог на добавленную стоимость, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы по проекту республиканского бюджета на 2023 год сформированы в сумме 36 536,2 млн. рублей, или 109,9 процента к ожидаемому исполнению 2022 года.

В 2023 году основными задачами для сектора государственных финансов являются обеспечение экономического роста на основе повышения эффективности использования внешних и внутренних ресурсов и сокращения региональных диспропорций.

В 2023 году сохранится социальная направленность расходов бюджета.

В приоритете финансирование образования и здравоохранения, а также реализация мер, направленных на повышение качества жизни населения, поддержку многодетных семей. Предусмотрено формирование семейного капитала в сумме 429,4 млн. рублей. Значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов.

На 2023 год формирование проекта республиканского бюджета произведено с дефицитом в размере 3173,8 млн. рублей.

О положениях проекта Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» проинформировали заместитель Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь Гладышев С.С. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Дубов А.В.

Целью подготовки проекта Закона является принятие мер упреждающего характера за совершение преступлений экстремистской (террористической) направленности путем корректировок Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Республики Беларусь.

Так, в целях обеспечения системности УК применительно к установлению оснований для освобождения от уголовной ответственности статья 125 УК дополняется соответствующим примечанием об освобождении от уголовной ответственности лица, участвовавшего в приготовлении к нападению на учреждения, пользующиеся международной защитой, если оно своевременным предупреждением государственных органов или иным образом оказало содействие в предотвращении указанного преступления.

В диспозициях некоторых статей УК проектом Закона уточняются квалифицирующие признаки преступлений, относящихся к деятельности органов государственной безопасности по пресечению незаконной деятельности террористической направленности, а также преступлений против мира и безопасности человечества.

В целях оказания сдерживающего воздействия на деструктивные элементы, а также демонстрации решительной борьбы с изменой государству проектом Закона предлагается внесение изменений в санкцию части 2 статьи 356 УК, предусматривающих возможность применения исключительной меры наказания в виде смертной казни за измену государству, совершенную должностным лицом, занимающим государственную должность, или лицом, на которое распространяется статус военнослужащего. В этой связи приводятся в соответствие также статьи 58 и 59 УК.

Проектом Закона вносится изменение в статью 360 УК – целью совершения преступления вместо нанесения ущерба экономической безопасности и обороноспособности становится причинение ущерба экономической и (или) военной безопасности. Также статья 360 УК дополняется примечанием, допускающим освобождение лица от уголовной ответственности за приготовительные действия к диверсии в случае ее предотвращения.

В диспозицию статьи 3691 УК вносится дополнение в целях установления ответственности за распространение заведомо ложных сведений, дискредитирующих Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, военизированные организации Республики Беларусь. Введение такой правовой нормы будет являться действенной превентивной мерой распространению заведомо ложной несоответствующей действительности информации о белорусской армии и других «силовых структурах».

Проектом Закона предлагается установить размер штрафа за антигосударственные преступления в пределах от пятисот до пятидесяти тысяч базовых величин, а также ввести в отдельные санкции норм Особенной части УК, предусматривающих ответственность за совершение указанных преступлений, дополнительное наказание в виде штрафа в целях лишения материальных активов лиц, совершивших названные преступления.

Проектом Закона УК дополняется статьей 2891 «Пропаганда терроризма», при этом в качестве объекта уголовно-правовой охраны предлагаемой статьи выступает общественная безопасность, то есть состояние общественных отношений, которое обеспечивает надлежащий уровень качества функционирования государственных и общественных структур, защищенности отдельно взятого человека, всего общества в целом.

Актуальность включения в УК соответствующей нормы также обусловлена многонациональностью и поликонфессиональностью белорусского общества, которые могут быть использованы внешними деструктивными силами во вред национальной безопасности Республики Беларусь. Дополнение УК статьей 2891 значительно усилит превентивный потенциал УК, поскольку установление уголовной ответственности за пропаганду терроризма будет способствовать предотвращению распространения информации, реабилитирующей терроризм, и недопущению признания практики и идеологии терроризма как правильных и заслуживающих поддержки моделей поведения.

С целью установления уголовной ответственности за нарушение требований по защите государственных секретов также предлагается дополнить УК статьей 3752«Нарушение требований по защите государственных секретов».

Изменения в часть 4 статьи 108 УПК, предлагаемые проектом Закона, предусматривают возможность задерживать лиц по статьям 356 – 3581 УК на срок до 10 суток, а обвинение предъявлять в срок до 20 суток с момента задержания. Это вызвано тем, что зачастую по этим составам преступлений помимо процессуального закрепления доказательств на начальной стадии активно проводятся оперативно-следственные комбинации, на проведение которых 72 часов задержания бывает недостаточно.

Также проектом Закона вносятся изменения в часть 2 статьи 182 УПК, касающиеся подследственности органов государственной безопасности.

Принятие проекта Закона позволит более действенно реализовывать комплекс мер, направленных на выявление и противодействие экстремистским и террористическим структурам, а также попыткам иностранных спецслужб и организаций вовлечь белорусских граждан в деятельность, направленную на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь.

Во втором чтении были приняты два законопроекта.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Петрашова О.В. доложила о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции».

Проект Закона направлен на совершенствование регулирования экспорта и импорта рабочей силы, защиту национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, смягчение ситуации на внутреннем рынке труда за счет трудоустройства белорусских граждан за границей.

31 мая 2022 года Палатой представителей в первом чтении был принят проект Закона в авторской редакции. Ко второму чтению на него поступило более 40 замечаний и предложений.

В ходе доработки проекта Закона ко второму чтению были скорректированы отдельные термины, используемые в проекте Закона, и их определения, включая термины «высококвалифицированный работник», «договор о содействии в трудоустройстве», «договор о трудоустройстве».

Расширен перечень иностранцев, на которых не распространяется сфера действия настоящего Закона. В данный перечень предлагается включить иностранцев, желающих трудоустроиться в нашей стране, будучи творческими работниками, работниками культуры, техническими специалистами, приглашенными государственными организациями культуры для реализации культурных проектов. Также применение этой нормы предлагается в отношении иностранцев, являющихся профессиональными тренерами, осуществляющими спортивную подготовку профессиональных спортсменов (команд спортсменов).

Проект Закона предлагается дополнить полномочиями Президента Республики Беларусь в части определения особенностей регулирования отношений в области внешней трудовой миграции.

С целью обеспечения защиты Республикой Беларусь прав, свобод и законных интересов граждан нашей страны, а также иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, выезжающих из Беларуси для трудоустройства, проектом Закона предусматривается закрепить новое положение, регулирующее особенности трудоустройства за пределами Республики Беларусь несовершеннолетних трудящихся-эмигрантов.

В отношении данной категории граждан, находящихся за пределами Республики Беларусь без родителей (иных законных представителей), органы дипломатической службы будут осуществлять контроль за условиями их пребывания в государстве трудоустройства, а также защиту их прав, свобод и законных интересов.

Законопроектом предусмотрено, что перечень мер по контролю за условиями пребывания и защите прав, свобод и законных интересов указанных несовершеннолетних трудящихся-эмигрантов, а также порядок реализации таких мер будут устанавливаться Министерством внутренних дел совместно с Министерством иностранных дел.

Кроме того, отдельные положения законопроекта приводились в соответствие с нормами действующих законов Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы», «О лицензировании» и др.

С докладом о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией» выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Ленчевская М.А.

Законопроект направлен на повышение эффективности противодействия коррупции, оптимизацию взаимодействия государственных органов и иных организаций в сфере профилактики коррупции, упрощение порядка декларирования доходов и имущества государственными должностными лицами с учетом практики применения законодательства, предложений государственных органов и иных организаций, граждан, зарубежного опыта, положений ратифицированных Республикой Беларусь международных правовых актов в данной сфере.

Следующее заседание Палаты представителей состоится 14 декабря 2022 года.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)