07.12.2022
Бюджет внебюджетного фонда соцзащиты населения на 2023 год: какими будут доходы и расходы
На заседании сессии 7 декабря депутатский корпус рассмотрит в двух чтениях проект закона о бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на 2023 год. Документ определяет источники формирования доходов бюджета фонда, их объем и направления использования средств, устанавливает порядок исполнения бюджета. Об основных нормах законопроекта корреспонденту БЕЛТА рассказала заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Юлия Мурина.
(фото – БЕЛТА)
«Доходы бюджета фонда сформированы с учетом тенденций исполнения бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь текущего года и основных параметров прогноза социально-экономического развития страны в 2023 году и составляют Br25,2 млрд (с учетом средств, передаваемых из республиканского бюджета). Традиционно основным источником доходов бюджета фонда будут являться обязательные страховые взносы, которые занимают порядка 89 % в структуре доходной части бюджета фонда. Общая сумма поступлений страховых взносов в 2023 году предусмотрена на уровне Br22,5 млрд. Сумма предусмотренных на следующий год поступлений по взносам на профессиональное пенсионное страхование составляет Br278 млн, или порядка 1,1 % доходов бюджета фонда.
Неналоговые доходы планируются на уровне Br503,8 млн. Субвенции из республиканского бюджета в бюджет фонда планируются на уровне Br1,9 млрд – 7,7 % в общей сумме доходов бюджета фонда. Расходы бюджета фонда рассчитаны в сумме Br24,7 млрд. Основную их часть (76,3 %) в следующем году запланировано направить на финансирование пенсий, что в общей сумме составит Br18,8 млрд», – рассказала Юлия Мурина.
Расходы на выплату трудовых пенсий, включая услуги по их доставке Br18,4 млрд, что составляет 97,7 % всех расходов, запланированных на выплату пенсий. «В проекте бюджета фонда предусмотрен ежеквартальный перерасчет трудовых пенсий, исчисляемых в минимальном размере, социальных пенсий, повышений и надбавок к пенсиям, производимый в связи с ростом бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Также предусмотрено повышение трудовых пенсий в пределах средств бюджета фонда – не реже одного раза в год. Напомню, для повышения доходов пенсионеров в 2022 году трижды произведен перерасчет трудовых пенсий. Среднемесячный размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера в 2023 году запланирован на уровне Br692,7», – отметила депутат.
Финансирование выплат пособий является следующей по величине статьей расходов бюджета фонда. «Общая сумма расходов бюджета фонда, направляемых на финансирование всех видов пособий, составляет Br5,5 млрд, или 22,2 % всех расходов бюджета фонда. В 2023 году запланировано направить Br3,2 млрд на финансирование государственных пособий, выплачиваемых в соответствии с Законом от 29 декабря 2012 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». В том числе на финансирование пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет – Br2 млрд, пособий на детей старше 3 лет – Br569,9 млн, пособий в связи с рождением ребенка – Br335,6 млн, пособий женщинам, ставшим на учет до 12-недельного срока беременности, – Br24,9 млн, пособий по беременности и родам – Br265,3 млн, – дополнила Юлия Мурина. – На оказание материальной помощи (неработающим пенсионерам, достигшим возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, инвалидам и детям-инвалидам) предусмотрено направить Br8,8 млн. Предполагается выплата материальной помощи – Br90 тыс. пенсионерам. Размер ее в каждом конкретном случае устанавливается индивидуально и, как правило, не превышает размера бюджета прожиточного минимума. Ожидаемый средний размер в 2023 году – Br371,84».
«На финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения предусмотрено направить Br31,5 млн. На финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления будет направлено Br56,2 млн. Плановое количество путевок в 2023 году составит 54 333 штуки, из них на детское оздоровление – 24 759 штук. На финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов будет направлено Br52,6 млн», – уточнила парламентарий.
По ее словам, в целом бюджет фонда на 2023 год сформирован с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме Br536,5 млн. «Это позволит гарантировать выплаты пенсий и пособий в планируемых объемах», – констатировала Юлия Мурина.
По информации
БЕЛТА
Законопроект о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования обсудили в Палате представителей
16 июля 2025 г. состоялось заседание рабочей группы по доработке проекта Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (второе чтение).
Заседание с участием членов Постоянной комиссии по экономической политике, представителей Министерства юстиции и Министерства труда и социальной защиты, Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь провел председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Николайкин В.П.
В ходе заседания были обсуждены варианты корректировки ряда норм законопроекта, касающихся в том числе урегулирования трудовых отношений при отмене реорганизации юридического лица, прекращения трудовых отношений с руководителем организации при создании ликвидационной комиссии, оснований для обращения в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации.
Работа над законопроектом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Четыре новации в госсоцстраховании и пенсионном обеспечении: ФСЗН дал подробные разъяснения
В Беларуси усиливаются меры поддержки плательщиков налога на профессиональный доход в плане формирования будущих пенсионных прав. Упрощается и изменяется порядок государственного социального страхования индивидуальных предпринимателей. Продолжается борьба с серыми схемами выплаты заработной платы. По всем указанным направлениям в законодательстве предусмотрены новации. Речь идет о Законе «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения», который 14 июля подписал Глава государства. О новшествах подробно рассказала корреспонденту
БЕЛТА заместитель управляющего ФСЗН Екатерина Лихачева.
Новация № 1 – меняется порядок участия плательщиков налога на профессиональный доход в системе государственного социального страхования.
Екатерина Лихачева напомнила, что с 1 января 2023 г. появилась новая категория плательщиков – граждане, которые уплачивают налог на профессиональный доход. Как уплачивается налог сейчас? Гражданин отображает свой доход в мобильном приложении «Налог на профессиональный доход», а органы Министерства по налогам и сборам на основании этих данных рассчитывают необходимую к уплате сумму. Если гражданин работает с физлицами, ставка налога составляет 10 %, с юрлицами и сумма дохода превышает Br60 тыс. в год – 20 %.
В Фонд социальной защиты населения поступает 60 % выставленной плательщику суммы налога на профдоход. Исходя из этого и формируются его пенсионные гарантии.
«Достаточно большое количество граждан, являющихся плательщиками налога на профдоход, не формируют свои пенсионные гарантии, поскольку в ФСЗН поступает небольшая сумма. Для формирования месячного стажа взносы в бюджет фонда должны быть уплачены из размера минимальной заработной платы, умноженной на 29 %. То есть Br726 умножаем на 29 %. Полученный результат и является той суммой, которая дает месяц страхового стажа», – пояснила заместитель управляющего ФСЗН положения действующего законодательства.
Теперь же плательщики налога на профдоход (при изъявлении желания) смогут доплатить взносы на пенсионное страхование в бюджет ФСЗН. Порядок будет таким. Как и прежде, плательщик налога на профдоход в течение года будет вести свою деятельность, ежемесячно уплачивая налоги. По истечении года, до 1 февраля, ФСЗН рассчитает, сколько ему нужно доплатить до той суммы, при которой формируется год стажа. Плательщику взносов предложат в добровольном порядке через личный кабинет доплатить нужную сумму не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
Касательно 2024 года есть особенность. Плательщикам налога на профессиональный доход дается право доплатить нужную сумму не позднее 1 сентября 2025 г. «Мы планируем активно информировать наших плательщиков налога на профдоход, у кого не сформировался стаж за 2024 год, о наличии такого права, чтобы они смогли при необходимости доплатить взносы», – сказала Екатерина Лихачева.
Новация № 2 – меняется порядок уплаты взносов индивидуальными предпринимателями.
По словам заместителя управляющего ФСЗН, индивидуальные предприниматели, которые являются плательщиками подоходного налога, будут уплачивать взносы с учетом их дохода. Причем учтут чистый доход за вычетом расходной части.
«Как это происходит сегодня? Индивидуальные предприниматели отражают периоды бездействия, если они не осуществляли деятельность. А за период действия уплачивали взносы. Те предприниматели, которые работали весь год и имели маленький доход, обращались с просьбой снизить финансовую нагрузку, поскольку их доход имеет характер дополнительного заработка», – рассказала Екатерина Лихачева.
Их услышали и внесли коррективы. Теперь если доход за год будет составлять менее 12 минимальных заработных плат индивидуальному предпринимателю предоставят право платить взносы из фактического дохода, отметила Екатерина Лихачева. Таким образом, для индивидуальных предпринимателей, которые получают небольшой доход, несколько смягчены условия по уплате взносов.
Остальные предприниматели, плательщики подоходного налога, при доходе за год в размере 12 минимальных заработных плат и выше должны будут уплачивать взносы в ФСЗН в размере 35 % из размера минимальной заработной платы.
Для плательщиков единого налога, в принципе, ничего не изменилось. Они уплачивают налог за месяц осуществления своей деятельности – в размере не ниже 35 % из размера минимальной заработной платы.
Заместитель управляющего ФСЗН добавила, что для индивидуальных предпринимателей, как и всех физических лиц, смещаются сроки уплаты взносов. В действующем законодательстве определена дата 1 марта года, следующего за отчетным, в новом законе – 31 марта года, следующего за отчетным.
Предпринимателей коснется еще одна новация. «С учетом того, что мы будем получать всю информацию о доходах от Министерства по налогам и сборам, органы фонда все расчеты взносов будут делать самостоятельно. Индивидуальным предпринимателям нужно будет лишь получить от нас информацию о сформировавшемся платеже и оплатить его. Все остальное автоматически сделает фонд», – заметила Екатерина Лихачева.
Новация № 3 – решение ФСЗН о взыскании задолженности субъектов хозяйствования приравнивается к исполнительной надписи.
Новшество касается физических лиц и иных плательщиков. Органам фонда предоставлено право самостоятельно выносить решение, которое приравнивается к исполнительной надписи. На сегодня, если, допустим, индивидуальный предприниматель имеет задолженность, органы фонда обращаются к нотариусам, которые учиняют нотариальную надпись на сумму задолженности. Этот документ направляется в органы принудительного исполнения и начинается взыскание.
По новому закону органы ФСЗН самостоятельно выносят решение, без обращения к нотариусу. Это решение и будет тем документом, который можно предоставить непосредственно в органы принудительного исполнения.
Говоря о преимуществах такой новации, Екатерина Лихачева заметила, что для органов фонда ускоряются процессы взыскания. Для индивидуального предпринимателя, иных физических лиц снижается финансовая нагрузка. Если исполнительную надпись учиняет нотариус, за эту процедуру он берет 5 % от суммы задолженности. Со вступлением нового законодательства в силу станет удобнее работать всем сторонам.
Новация № 4 – принимаются дополнительные меры борьбы со скрытой заработной платой.
«Есть соответствующее поручение Главы государства и мы ежегодно наращиваем обороты по выявлению таких фактов, – сказала Екатерина Лихачева. – Мы видим, что есть определенные лазейки, когда невозможно в полном объеме доначислить взносы», – сказала заместителя управляющего ФСЗН, заметив, что новым законом при установлении серых схем выплаты заработной платы для работодателей устанавливается особый порядок уплаты взносов в ФСЗН.
Так, законом предусмотрено, что при выявлении фактов заработной платы в конвертах взнос начисляется на эту сумму в полном объеме, но не ниже чем 1/30 пятикратной величины средней заработной платы по республике за каждый день выплаты зарплаты в конверте.
Вместе с тем не всегда можно установить полную сумму скрытой заработной платы, которую получал работник. «Поэтому если работодатель выплачивает зарплату в конверте, он должен быть готов, что каждый день выплаты, даже если мы не установили полный размер такой выплаты, равен 1/30 суммы пяти средних заработных плат по республике», – отметила Екатерина Лихачева, добавив, что работодатель должен понимать достаточно большие финансовые риски.
Поскольку в процессе скрытой заработной платы участвуют две стороны – как работодатель, так и работник – новым законодательством предусмотрено, что стаж для будущей пенсии у работника формируется в минимальном размере. То есть независимо от того, какую заработную плату он получал, в документах персонифицированного учета будет отражен доход в размере минимальной заработной платы. Таким образом и у работника не будет заинтересованности получать зарплату в конверте.
Что касается других изменений законодательства, в основном это приведение в соответствии законодательства о госсоцстраховании и пенсионном обеспечении с иными законодательными актами: законами о предпринимательской деятельности, о бухучете, Гражданским кодексом. Все эти нормы нашли отражение в Законе «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения», который вступает в силу через месяц после официального опубликования.
По информации
БЕЛТА
Изменения коснутся исключительно физических лиц. Какие корректировки планируются в Налоговый кодекс
Советом Министров в Палату представителей 1 июля внесен проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. Кого коснутся изменения на этот раз, корреспонденту
БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
«Мы корректируем налоговое законодательство ежегодно. Последняя корректировка была в декабре 2024 года, когда законодатели принимали финансовый и налоговый пакет законопроектов на 2025 год. Изменения, внесенные на рассмотрение в середине этого года, коснутся исключительно физических лиц. Речь идет о таком довольно распространенном источнике дохода, как доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства. То есть это, по сути, деньги, которые получают наши люди от продажи излишков продукции, произведенной на личном подсобном хозяйстве», – рассказала Наталья Кулешова.
В частности, изменения касаются физических лиц, указывающих в пояснениях об источниках доходов, предоставляемых при проведении камеральных проверок соответствия расходов доходам физического лица, доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства, выращенной (произведенной) плательщиком или лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке в размерах, превышающих 200 базовых величин.
«С 1 января 2022 г. физическое лицо при указании в пояснениях таких доходов производило уплату подоходного налога с физических лиц в размере 10 % от суммы такого превышения, – уточнила депутат. – При этом для целей налогообложения датой фактического получения таких доходов признавался день представления плательщиком пояснений об источниках доходов. Проектом закона вносятся изменения, исключающие дату получения доходов как день представления пояснений об источниках доходов. Таким образом, дата получения дохода при принятии изменений будет определяться в общеустановленном порядке, исходя из даты фактического получения дохода в году его получения».
Одновременно проектом предусмотрено изменение особенностей налогообложения либо освобождения доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, заявляемых физическими лицами в пояснениях об источниках доходов.
«Законопроект проходит обсуждение в профильной комиссии по бюджету и финансам, будет рассмотрен 14 июля на заседании комиссии с участием разработчиков и профильных министерств и подготовлен для рассмотрения на заседании третьей сессии Палаты представителей», – дополнила парламентарий.
Как ожидается, в Овальный зал в первом чтении законопроект будет внесен в сентябре.
По информации
БЕЛТА
Корректируются 48 статей. Какие изменения затронут Водный кодекс Республики Беларусь
В Палате представителей идет работа над законопроектом об изменении Водного кодекса Республики Беларусь. Он внесен 8 июля Советом Министров и готовится к рассмотрению в первом чтении. Законопроект нацелен на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса и его приведения в соответствие с положениями Национальной стратегии управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров в феврале 2022 года. О новациях проекта закона корреспонденту
БЕЛТА рассказал член Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Палаты представителей Владимир Бабичев.
По его словам, корректировка Водного кодекса основана на результатах научных исследований и правоприменительной практики. «С учетом десятилетней практики применения Водного кодекса концептуальные изменения затрагивают 48 статей, в том числе 22 статьи предлагается изложить в новой редакции, – рассказал Владимир Бабичев. – В целях обеспечения единства терминологии понятийный аппарат дополнен 19 новыми терминами и их определениями, что позволяет усовершенствовать терминологический словарь, который представлен новой редакцией Водного кодекса».
Проектом закона, в частности, четко разграничиваются существующие сферы регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. Предусматриваются особенности правового регулирования отношений Президентом Республики Беларусь.
«Вносятся изменения по содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройства. На сегодняшний день на практике их обеспечить в полной мере не предоставляется возможным, так как отсутствуют правовые основания для принятия местными исполнительными и распорядительными органами таких решений. Также будет уточнен порядок установления запретов и ограничений на осуществление общего водопользования. Пересмотрен перечень поверхностных водных объектов, на которые распространяется обособленное водопользование, – уточнил депутат. – Принятие закона позволит урегулировать отношения, возникающие в области охраны и использования вод, внесет комплексность в правовое регулирование соответствующей сферы общественных отношений».
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по экологии и природопользованию Палаты представителей. 12 июля состоится ее заседание. «Как ожидается в этот день разработчик – Министерство природных ресурсов и окружающей среды – представит депутатам ключевые положения документа, мы определим дальнейшие шаги по работе с ними и по взаимодействию с заинтересованными структурами», – отметил Владимир Бабичев.
Новации коснутся достаточно большого круга лиц. «Если мы говорим о нормативно-правовой базе, то, например, при переработке Водного кодекса затрагивается Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», но понятное дело, основной закон – «Об охране окружающей среды». По этим подзаконным документам работают многие отраслевые организации, предприятия, сферы и т.д. Например, это будет очень интересно для предпринимателей, для тех, кто ведет и развивает сегодня туристический бизнес, где есть лодочные станции, пирсы для купания и так далее. Сегодня люди обращаются с этими вопросами к нам в ходе проведения личных приемов, – пояснил парламентарий. – Конечно, также законопроект затрагивает Закон «О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь» – будут нормы статей, которые позволяют самостоятельно принимать решения на местах. Будет пересмотрен состав бассейновых советов, которые возглавляют руководители областных исполкомов».
Комплексная переработка Водного кодекса Республики Беларусь продиктована временем, основана на результатах научных исследований и обоснована десятилетней правоприменительной практикой.
«Предлагается более четкое разграничение существующих сфер регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. По результатам инвентаризации поверхностных водных объектов будут изменены подходы к присвоению водным объектам соответствующей классификации. Также уточняется перечень поверхностных водных объектов, в отношении которых не требуется проведение оценки экологического состояния», – пояснил депутат
Владимир Бабичев дополнил, что изменения также обусловлены изменениями климата и природной среды, строительством новых объектов и совершенствованием поверхностных и глубоководных водных ресурсов. Прогресс требует обновления законодательства, и именно поэтому Водный кодекс будет совершенствоваться, что будет способствовать упорядочению законодательных актов в данной области и позволит урегулировать отношения, возникающие в области охраны и использования вод, в том числе комплексность правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
По информации
БЕЛТА
«Найти оптимальные решения». Корректировку земельного законодательства обсудили в Парламенте
Корректировку земельного законодательства в рамках работы над проектом Закона «Об изменении законов по вопросам регулирования земельных отношений» обсудили на расширенном заседании Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей, передает корреспондент
БЕЛТА.
В заседании приняли участие заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер и представители Министерства юстиции.
Особую значимость мероприятию придал тот факт, что депутаты принесли с собой актуальные вопросы и конкретные предложения своих избирателей, собранные во время работы в округах.
«Работа над законопроектом по совершенствованию земельного законодательства и Земельным кодексом является в настоящее время актуальной. И, конечно же, проведение таких совещаний с депутатами для нас существенно повышает эффективность в этой работе, – отметил заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер. – Предложения поступают с мест от избирателей, которые непосредственно пользуются землей. Как следствие, они хотят, чтобы совершенствование законодательства было направлено на улучшение условий использования земельных участков. Поэтому и эффективность данной встречи в том, что мы смогли на сегодняшний день конструктивно обсудить достаточно широкий круг вопросов, касающихся различных направлений совершенствования земельного законодательства, и принять соответствующие решения, которые будут положены в корректировку кодекса».
Как добавил заместитель председателя Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Андрей Балыш, в скором времени законопроект поступит в парламент. «Но уже сегодня комиссия со всеми заинтересованными депутатами прорабатывает данные вопросы. И все вопросы, которые обозначаются депутатами, идут от земли, от наших избирателей. И это немаловажно, потому что на сегодняшний день каждый депутат Палаты представителей, работая в округе, слышит и слушает своего избирателя», – подчеркнул парламентарий.
Дискуссия прошла активно и содержательно. Были обсуждены такие вопросы, как процедура изъятия земель при ликвидации юридических лиц, виды прав на землю, предоставляемую в рамках государственно-частного партнерства, установление минимального порога платежа при приобретении земельного участка в рассрочку.
«Подобные расширенные заседания, где депутаты представляют реальные вопросы и предложения от избирателей, являются жизненно важными для создания по-настоящему эффективного и справедливого законодательства. Именно здесь, в открытой дискуссии с профильными экспертами, мы можем найти оптимальные решения, отвечающие потребностям людей и развитию страны», – констатировал председатель Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Иван Маркевич.
По информации
БЕЛТА