30.08.2022
Каким власти видят гражданское общество в Беларуси? Подробности резонансного законопроекта
Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко на совещании у Президента Беларуси Александра Лукашенко доложил о разработке законопроекта о гражданском обществе, передает корреспондент
БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Власть должна видеть активность людей, выстраивать с ними соответствующую работу, чтобы иметь опору в виде социально ответственного гражданского общества. Именно для закрепления сложившихся уже на практике форм взаимодействия и нужен соответствующий закон», – отметил Игорь Сергеенко.
По его словам, в подготовленном законопроекте максимально учтен положительный опыт работы власти с негосударственными структурами. «Шли от жизни», – сказал Глава Администрации Президента.
Также разработчики постарались определить те структуры гражданского общества, которые будут участвовать в формировании и работе Всебелорусского народного собрания.
В законопроекте определяются понятия гражданского общества и его субъекта. «Под гражданским обществом предлагается понимать всех постоянно проживающих в Республике Беларусь и входящих в различные негосударственные структуры, которые образуют систему самостоятельных общественных институтов и отношений. К субъектам гражданского общества (или, как предлагают некоторые политологи, институтам) предлагается отнести любые объединения на основе членства вне зависимости от количественного, территориального или иных цензов, чья уставная деятельность направлена на решение задач государства и общества», – рассказал Игорь Сергеенко.
Вместе с тем Президент предложил еще раз подумать над формулировками, чтобы «не отсекать людей» и «не включать исключительно кого-то».
В разработанном документе также перечислены формы сотрудничества власти и субъектов гражданского общества: общественный контроль, реализация государственного заказа, участие в работе коллегиальных образований госорганов и другие.
Делегатами Всебелорусского народного собрания по законопроекту смогут стать представители тех субъектов гражданского общества, которые зарегистрированы и имеют областную и минскую городскую структуры, являются республиканскими общественными объединениями с численностью не менее 100 тыс. граждан, объединяют не менее половины зарегистрированных в стране профессиональных союзов. Для таких институтов предусмотрены особые формы взаимодействия с государством. Они связаны с формированием, сбором предложений для обсуждения и участием в реализации решений ВНС.
Интересно, что на август этим критериям соответствовали Федерация профсоюзов Беларуси (более 4 млн человек), «Белая Русь» (свыше 188 тыс. человек), БРСМ (более 380 тыс. человек), Белорусский союз женщин (140 тыс. человек), объединение ветеранов (более 2 млн человек).
«В представленном проекте политические партии не рассматриваются как специальный уполномоченный субъект гражданского общества, хоть и являются частью общественно-политической системы», – заметил Глава Администрации Президента.
Полномочия относить субъекты гражданского общества к тем общественным структурам, которые имеют право на взаимодействие с государством в особых формах, в законопроекте возложены на Министерство юстиции.
«При разработке проекта мы шли от жизни, исходили из того, как развивается сегодня наше гражданское общество. Этому предшествовала серьезная работа и в парламенте, в Администрации Президента, работа с учеными, обществоведами, политологами, работа с руководителями общественных объединений, политических партий, широким кругом специалистов», – добавил Игорь Сергеенко.
На совещании главе государства также представили разработанные изменения законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений. Глава государства в целом поддержал законопроекты, но поручил еще раз обсудить документы с кругом экспертов, чтобы еще раз «пройти путь критики и самокритики». Все предложения и замечания лягут на стол Президента.
По сообщению
БЕЛТА
В Беларуси создадут единую автоматизированную систему учета и хранения данных о почтовых отправлениях
Заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Наталья Якубицкая рассказала журналистам о новациях проекта Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи». Законопроект одобрен сегодня на заседании второй сессии Совета Республики, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Я не могу сказать, что закон предусматривает глобальные правовые и организационные изменения, но вместе с тем он предусматривает создание единой автоматизированной системы учета и хранения данных о перемещении почтовых отправлений. Это очень важно, чтобы не терялись отправления в пути, для того, чтобы их можно было отслеживать. Будут выявляться предметы и вещества, запрещенные к пересылке в почтовых отправлениях», – сказала Наталья Якубицкая.
Законопроектом закрепляются полномочия Президента на установление особенностей правового регулирования отношений в области почтовой связи, уточнила Наталья Якубицкая. Правительство наделяется полномочиями на определение порядка функционирования системы, включая перечень и сроки хранения информации о регистрируемых почтовых отправлениях, подлежащей учету и хранению в данной системе.
Кроме того, уточняется порядок обращения коллекционных почтовых марок.
«Мне хотелось бы отметить, что этот законопроект был рассмотрен на экспертном совете, на площадках обеих палат Парламента», – дополнила зампред комиссии.
По информации
БЕЛТА
Состоялось очередное заседание второй сессии Совета Республики
20 мая 2025 г. под руководством Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Натальи Кочановой состоялось очередное заседание второй сессии Совета Республики.
Члены Совета Республики одобрили следующие законопроекты: «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных секретах», «Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи», «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сейшельские Острова о воздушном сообщении», «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Саудовская Аравия о воздушном сообщении», «О прекращении действия Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о производственной и научно-технической кооперации», «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных постановлений судов Республики Беларусь и судов Российской Федерации», «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Пакистан о выдаче», «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части, касающейся особого механизма при проведении расследований и принятии решений о применении или неприменении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер».
Согласно законопроекту о государственных секретах отныне доступ к госсекретам предоставляется Председателю и членам Президиума Всебелорусского народного собрания, начальнику Секретариата ВНС, а также председателю Центральной избирательной комиссии.
Представляя законопроект, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Валерий Гайдукевич отметил, что этот документ носит характер «технического»:
«Всебелорусское народное собрание утверждает Военную доктрину, Концепцию национальной безопасности и другие важные документы, принимает решение о введении военного положения. Лица, которым предоставляется доступ к госсекретам, по должности обязаны владеть информацией и принимать соответствующие важные решения. Поэтому было необходимо законодательно урегулировать этот вопрос», – сказал парламентарий.
Говоря о ратификации соглашений с Сейшельскими островами и Саудовской Аравией о воздушном сообщении, сенатор отметил, что это позволит не только укрепить деловые связи, но и наладить новые туристические маршруты, укрепить связи между странами. Еще один важный документ затронет работу почтовой отрасли. Так, согласно законопроекту о почтовой связи будет создана единая автоматизированная система учета и хранения данных о перемещениях почтовых отправлений. Как отметила член Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Наталья Якубицкая, этот законопроект рассматривался на экспертном совете и на площадках обеих палат Парламента.
«В документе определяются компетенции Правительства и особенности правового регулирования отношений в области почтовой связи Главой государства. Также определяется обращение с коллекционными марками. Законопроектом также предусмотрен контроль за перемещениями предметов и запрещенных веществ, запрещенных к пересылке. В целом работа единой системы затронет и физических и юридических лиц. Будет создана база, чтобы отправления не терялись в пути», – проинформировала сенатор.
Рассуждая о работе почты в целом, Председатель Совета Республики Наталья Кочанова отметила: «И ранее, и сегодня большое внимание уделяется региональному развитию. Почта на себя взяла много функций: отделения осуществляют торговлю и проводят платежи. Согласно Указу Президента об усилении роли председателей исполкомов базового уровня в развитии регионов многие вопросы почтовые отделения теперь согласовывают с местными властями. Но вопросу хорошей работы почты уделите особое внимание. Мы бываем в регионах и часто видим, что почта является местом притяжения людей. Поэтому просьба такая: максимально сохраняйте эти объекты. Потому что когда есть инфраструктура, люди охотнее приобретают жилье и пустующие домики, которые еще есть. Наши председатели сельских Советов сейчас активно занимаются этими вопросами».
По сообщению
официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Совета Республики)
Законопроект о почтовой связи одобрен Советом Республики
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи», передает корреспондент
БЕЛТА.
Законопроект подготовлен в целях выявления предметов и веществ, запрещенных к пересылке в почтовых отправлениях, и предусматривает создание единой автоматизированной системы учета и хранения данных о перемещении почтовых отправлений, определение владельца и оператора данной системы, ее пользователей, обязанности передачи информации в системе и порядка доступа к ней.
Закрепляются полномочия Президента Республики Беларусь на установление особенностей правового регулирования отношений в области почтовой связи. Правительство наделяется полномочиями на определение порядка функционирования системы, включая перечень и сроки хранения информации о регистрируемых почтовых отправлениях, подлежащей учету и хранению в данной системе.
Расширен перечень субъектов, имеющих право на круглосуточный доступ (включая удаленный) к системе, из числа государственных органов, не осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, с учетом предоставленного законодательством права этим государственным органам получать сведения из информационных ресурсов и иметь доступ к ним. Законопроект предусматривает также дополнение нормативными предписаниями в отношении функционирования цифровых почтовых сервисов и мобильных почтовых приложений национального почтового оператора.
Уточняется порядок обращения коллекционных почтовых марок.
По информации
БЕЛТА
Совет Республики ратифицировал соглашение о порядке взаимного исполнения судебных постановлений в СГ
На заседании второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва одобрен проект Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных постановлений судов Республики Беларусь и судов Российской Федерации», передает корреспондент
БЕЛТА.
Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных постановлений судов Беларуси и России, подписанное в Москве 18 декабря 2024 года, направлено на упрощение исполнения исполнительных документов на территориях наших стран.
Соглашением определено, что судебные постановления, вынесенные компетентными судами одной стороны, не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются на территории другой стороны в таком же порядке, что и судебные постановления, вынесенные на территории другой стороны, на основании исполнительных документов компетентных судов стороны, на территории которой были вынесены судебные постановления.
Соглашение будет применяться к судебным постановлениям, вынесенным по гражданским делам и уголовным делам в части гражданского иска, предусматривающим обязательства должника по выплате в пользу взыскателя денежных средств, в том числе в части взыскания государственной пошлины, иных судебных расходов и процессуальных издержек.
Установлены требования к оформлению и пакету документов, направляемому на исполнение в другое государство, а также основания для возврата исполнительного документа. Предусмотрено, что исполнительный документ на основании заявления взыскателя направляется для исполнения уполномоченным органом одной стороны уполномоченному органу другой стороны.
Со стороны Республики Беларусь уполномоченными органами являются управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, со стороны Российской Федерации – территориальные органы Федеральной службы судебных приставов.
После вступления соглашения в силу принудительное исполнение исполнительных документов Республики Беларусь по установленным категориям дел в Российской Федерации станет возможным напрямую, без предварительной процедуры признания судебного решения.
По информации
БЕЛТА
Наталья Петкевич: идея о городах-спутниках призвана дальше развивать населенные пункты независимо от их размера
Идея о городах-спутниках призвана дальше развивать населенные пункты независимо от их размера. Об этом журналистам заявила Первый заместитель Главы Администрации Президента Наталья Петкевич во время посещения Смолевичей, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
По словам Натальи Петкевич, Администрация Президента мониторит ситуацию с городами-спутниками. Она напомнила, что создание городов-спутников было инициативой Главы государства. «Это совершенно великолепная и комплексная инициатива, в ней очень много аспектов. Это дает возможность и разгрузить крупные города, и развивать территории. То есть мы идем вширь. Точки притяжения оттягиваются от центральных городов», – обратила внимание Первый заместитель Главы Администрации Президента.
Наталья Петкевич заметила, что в свое время проведение «Дажынак» дало импульс к расцвету малых городов. Инициатива о городах-спутниках имеет схожую цель. «Идея о городах-спутниках призвана дальше развивать населенные пункты по всей стране, обеспечивая главную цель: выравнивание условий жизни в населенных пунктах, независимо от того, большой он или малый и в каком регионе находится», – сказала Наталья Петкевич.
Первый заместитель Главы Администрации Президента обратила внимание, что в Беларуси восемь городов-спутников. Ранее она посетила Жабинку и Скидель – города-спутники Бреста и Гродно соответственно. «На самом деле где-то становится очень обидно, потому что раскачиваемся медленно. Десять лет прошло, и если бы начали сначала, было бы совсем по-другому. Но начали поздно. Где-то есть объективные причины, где-то, к сожалению, субъективные. В одном из городов приводили пример, когда проектные работы ведутся на протяжении практически пяти лет. Это, конечно, не нормально», – подчеркнула Наталья Петкевич.
Она пояснила, что мониторинг городов-спутников проводится еще и для того, чтобы посмотреть, как развивается ситуация с ними: «Результаты, конечно, есть. Очень полезно общаться с председателями райисполкомов, потому что есть идеи и по корректировке законодательства. Уже можно что-то предлагать Президенту. Есть какие-то идеи и по дальнейшему развитию городов».
По информации
БЕЛТА