29.08.2022
Алексей Ананич: «Создание безбарьерной среды важно для обеспечения равных возможностей и прав для всех граждан»
30 июня 2022 г. Главой государства был подписан Закон «О правах инвалидов и их социальной интеграции». Документ реализует в национальном законодательстве положения Конвенции о правах инвалидов. Особое внимание в новом законе уделено созданию безбарьерной среды для инвалидов и физически ослабленных лиц.
– Минстройархитектуры проводит системную работу по созданию доступной среды, – заявил в своем выступлении на круглом столе в БелТА 24 августа заместитель Министра архитектуры и строительства Алексей Ананич. – Недавно мы провели серию совещаний с заинтересованными сторонами, с целью определить, какие требования необходимо дополнительно включить в нормативную базу, чтобы объекты стали более доступными для всех категорий граждан. Мы уже получили некоторые предложения. Выявленные коллизии в документах будут исправлены.
По его словам, современные нормативы требуют, чтобы каждый возводимый объект был доступен для инвалидов и физически ослабленных лиц. И эти предписания в большинстве случаев соблюдаются. Проблемы возникают, если на объекте технически невозможно обеспечить доступную среду с учетом всех современных норм.
– У нас работает комиссия, которая заседает еженедельно и рассматривает вопрос согласования отступлений от нормативных требований по объектам, где эти требования не могут быть соблюдены, – продолжил замминистра. – Хочется отметить, что ситуация изменилась в лучшую сторону. В предыдущие годы мы отказывали в 3/4 случаев. Сегодня заказчики подходят более комплексно и ответственно к вопросам создания безбарьерной среды. Поэтому мы согласуем уже порядка 2/3 обращений. Согласуемые инженерные решения способны обеспечивать безопасность и доступность объектов для всех категорий граждан.
Однако в Беларуси все еще немало объектов, где современные требования физически невозможно выполнить. Это в основном здания старой застройки.
– Это больная тема, которую мы держим на контроле. В этом месяце проводили несколько совещаний с заинтересованными сторонами: общественными объединениями инвалидов, Госстандартом, МЧС. Искали инженерные решения, которые будут обеспечивать безопасную и доступную среду, определили некоторые направления для повышения эффективности этих объектов. Я думаю, что в скором времени мы эти моменты отработаем и примем решения, чтобы доступных объектов для инвалидов и физически ослабленных лиц стало больше. Коллеги из других госорганов нас услышали. Задача стоит непростая. Однако опыт вселяет в нас уверенность: около двух лет назад мы разработали альбом типовых решений и видим, что сегодня он активно применяется, – резюмировал Алексей Ананич.
Консультант Управления по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Светлана Капура отметила, что в новом законе созданию доступной среды посвящена целая глава.
– Среди нововведений можно отметить создание базы данных «Доступная среда». Туда внесут все объекты социальной и транспортной инфраструктуры, все элементы, которые находятся на объекте. Каждому присвоят результат: доступный или частично доступный, – рассказала она. – Это позволит нам анализировать ситуацию по доступной среде и принимать решения на перспективу. Вся информация из базы будет размещена на публичной кадастровой карте, которой сможет воспользоваться любой гражданин, в том числе инвалиды и физически ослабленные лица, для планирования своего маршрута.
Кроме того, будут разработаны правила обеспечения доступности для инвалидов. Сегодня требования находятся в разных документах: ТКП, строительных нормах, госстандартах. Правила аккумулируют все требования и обозначат, каким должен быть доступный объект, начиная с состояния прилегающей территории и заканчивая обстановкой внутри помещений.
По сообщению
официального сайта Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь
Предупредить возможные неясности. Какие новации затронули работу строителей и архитекторов в Беларуси?
Советом Министров 15 мая принято постановление № 266, которым усовершенствованы нюансы архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Беларуси, и закрепленные в нем нормы уже заработали. Какие именно изменения произошли в отрасли и почувствуют ли их не связанные в профессиональном плане со строительством белорусы? Корреспондент
БЕЛТА задала эти вопросы начальнику управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Министерства архитектуры и строительства Зое Шлег.
Главная цель – гармонизировать акты законодательства
Разработчики обсуждаемого постановления руководствовались необходимостью приведения ряда постановлений правительства в соответствие с Кодексом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, указами Президента от 31 января 2025 г. № 46 «Об особенностях строительства и приемки объектов в эксплуатацию» и от 31 марта 2025 г. № 130 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь». Представитель Минстройархитектуры заметила: документом под номером 266 внесены изменения в 29 постановлений Правительства, еще 48 постановлений или их структурных элементов признаны утратившими силу. Итак, какие корректировки произошли?
Во-первых, постановлением № 266 определен состав работ, без выполнения которых жилые дома могут приниматься в эксплуатацию после внесения изменений в проектную документацию. В перечень включено восемь наименований работ, среди них оклейка обоями, окраска стен, потолков и полов, облицовка стен, покрытие полов, установка встроенной мебели и электрических плит и не только. При этом начальник управления ведомства добавила, что данное правило не распространяется на жилые дома, которые строятся с государственной поддержкой: с использованием субсидий, льготных кредитов, одноразовых субсидий, кредитов, выдаваемых банками на возведение и реконструкцию жилых помещений.
Во-вторых, документом утверждено положение, которым определен порядок принятия областными и Минским городским исполкомами решений о разрешении размещения на территории области и столицы – в данном случае исключениями являются территория Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», земли сельскохозяйственного назначения и лесного фонда – объектов строительства с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования.
Для получения разрешения, как прокомментировала специалист, юрлицо или индивидуальный предприниматель должны подать в исполком по территориальной принадлежности документы по перечню, в который входит в том числе архитектурно-планировочная концепция объекта. Для принятия решения концепция выносится на общественное обсуждение. После его завершения архитектурно-градостроительным советом при исполкоме формируется протокол, который направляется комиссии по общественному обсуждению и организатору этого обсуждения, тот в течение трех рабочих дней предоставляет протокол исполкому. Изучив документы, исполком принимает решение о разрешении размещения объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования на предоставленном участке либо об отказе в таком размещении. Уведомление о решении направляется в течение четырех рабочих дней со дня его принятия.
Перечисленные новации – основные, но ими перечень законодательных новелл в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности не ограничивается. В частности, было утверждено положение о порядке формирования и комплектования проектной документации в электронном виде, которым определены требования к проектной документации, оформляемой в электронном виде, в том числе к форматам файлов, их содержанию и структуре, установлен и порядок формирования и комплектования проектной документации.
Принята также форма примерного договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и ведение авторского надзора. «Договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика при разработке предпроектной и проектной документации, выполнении изыскательских работ или ведении авторского надзора за строительством, – добавила начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Зоя Шлег. – Установление единой формы договора, по мнению разработчиков, позволит обеспечить единообразный подход к созданию проектной документации, будет способствовать улучшению ее качества и сокращению сроков подготовки».
В новой редакции изложено и положение о порядке заключения, исполнения и расторжения договоров создания объектов долевого строительства и условиях привлечения денежных средств при этом. «Совет Министров наделен полномочиями по определению порядка заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, формированию цены такого договора, установлению условий привлечения денежных средств при выполнении долевого строительства и порядка направления граждан на строительство объектов долевого строительства», – прокомментировала представитель профильного ведомства.
Среди основных вводимых в этой связи новаций: закрепление порядка формирования состава дольщиков из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся, обязанность застройщиков привлекать денежные средства дольщиков только на специальные счета, открытые для каждого объекта при долевом строительстве, и совершенствование порядка определения цены договора создания объекта долевого строительства.
В числе новаций, о которых рассказала начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли, также утверждение положения о порядке формирования неизменной договорной, то есть контрактной, цены на подрядные работы. Главные изменения заключаются, например, в расширении предмета регулирования: установлен порядок формирования неизменной цены на подрядные работы по объектам текущего ремонта и объектам пятого класса сложности. Проведена также корректировка методов формирования цены предложения подрядчика, дополнен перечень случаев корректировки неизменной цены. Предусмотрены и прочие новшества.
Постановление № 266 вступило в силу 6 июня и специалисты строительной отрасли убеждены: его принятие поможет сделать функционирование всего стройкомплекса республики продуктивнее и рациональнее.
По информации
БЕЛТА
Минстройархитектуры установило статиндексы стоимости строительно-монтажных работ за май
Министерство архитектуры и строительства определило статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ за май. Это предусмотрено постановлением ведомства от 2 июня 2025 г. № 68, сообщает
БЕЛТА.
Документом установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ, в том числе эксплуатации машин и механизмов (средний по стране – 100.7784), строительных материалов, изделий и конструкций (средний по стране – 100.6386). Индексы рассчитаны за май 2025 года к апрелю 2025 года.
Также постановлением установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия, указанные за май 2025 года к маю 2024-го. Средний индекс по стране составил 114.7011.
Документ вступает в силу после официального опубликования.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси изменили условия господдержки при строительстве и кредитовании жилья
Подходы к порядку строительства и кредитования жилья усовершенствованы в стране. Это предусмотрено указами Президента № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» и № 94 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» от 6 марта 2025 г., сообщает
БЕЛТА.
Указ № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» принят для создания единого нормативного документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки. Размеры государственной поддержки установлены на действующем уровне. Категории, имеющие право на нее (все гражданские и военные), порядок и условия ее предоставления сохраняются.
Указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья: льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу (21 категория граждан), одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья (17 категорий граждан), финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам (для многодетных и молодых семей, при рождении детей). Отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
Среди основных новаций Указа – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, построенных по государственному заказу (при этом по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку). Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами. В населенных пунктах с численностью до 20 тыс. льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном.
Указом № 94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть госзаказа заключается в том, что возводятся жилые дома госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации-заказчику. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли-продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. В числе новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (прежде – только имеющим право на господдержку).
Все изменения вступили в силу с 1 июня 2025 г. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, будет вестись на прежних условиях.
По информации
БЕЛТА
«Граждане станут менее уязвимыми». Что изменится с 1 июня в кредитовании и строительстве жилья
С 1 июня вступают в силу подписанные 6 марта Главой государства указы № 94 и № 95, направленные на совершенствование подходов к порядку строительства и кредитования жилья. Как законодательные новеллы скажутся на сроках получения квартир и к каким изменениям готовиться очередникам, корреспондент
БЕЛТА поинтересовалась у заместителя начальника главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инны Пинковской.
Так, главная цель Указа № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве», по словам специалиста, заключается в создании общего всеобъемлющего документа по предоставлению гражданам государственной поддержки при улучшении жилищных условий. В нем объединены все существующие в стране формы такой поддержки. Представитель Минстройархитектуры подчеркивает: документ изложен простым и доступным языком, понятным как профессионалам, которые будут им руководствоваться для принятия решений, так и далеким от строительства людям, желающим улучшить свои жилищные условия путем возведения жилья с государственной поддержкой.
Размеры господдержки установлены на действующем уровне, сохраняются и категории, имеющие на нее право, как и порядок и условия предоставления господдержки. Указ предусматривает три формы господдержки при строительстве или приобретении жилья. На льготные кредиты на строительство одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, а также на приобретение одноквартирных жилых домов, квартир в многоквартирных или блокированных жилых домах, построенных по госзаказу, может претендовать 21 категория граждан. Одноразовые субсидии на строительство или приобретение жилья доступны 17 категориям граждан. Финансовая помощь государства в возврате задолженности по льготным кредитам выделяется многодетным и молодым семья при рождении детей. Вместе с тем, как было отмечено, отдельные категории граждан могут иметь право на все формы государственной поддержки.
«Сохранены и направления использования льготных кредитов и одноразовых субсидий. Очередники, имеющие право на получение господдержки, могут с их использованием возвести или реконструировать индивидуальный жилой дом подрядным или хозяйственным способом, имеют право и на приобретение жилого помещения, построенного по государственному заказу, – добавила Инна Пинковская. – Многодетным семьям при использовании льготных кредитов или одноразовых субсидий позволяется приобрести жилье на первичном или вторичном рынке. Дополнительно предусмотрено: в населенных пунктах до 20 тыс. льготные кредиты будут предоставляться для покупки жилья как на первичном рынке (построенного по государственному заказу), так и на вторичном. Эта норма подготовлена для поступательного развития небольших населенных пунктов».
Среди основных новаций Указа – исключение граждан из участия в процессе долевого строительства и предоставление льготных кредитов только на покупку квартир в многоквартирных жилых домах, построенных по государственному заказу. При этом замначальника главного управления строительства и жилищной политики обращает внимание, что по индивидуальным жилым домам сохраняется кредитование на строительство и покупку. Кроме того, субсидии на погашение долга и процентов по коммерческим кредитам на строительство жилья замещаются льготными кредитами.
В то же время свежим Указом № 94 в новой редакции излагается Указ от 8 мая 2013 г. № 215, которым введен механизм государственного заказа на строительство жилья. Суть госзаказа заключается в том, что возведение жилых домов ведется госзаказчиками (УКСами и другими государственными организациями) без привлечения граждан на этапе строительства. Льготный кредит на строительство жилого дома предоставляется организации-заказчику. После ввода дома в эксплуатацию и заключения договоров купли-продажи с гражданами задолженность по льготным кредитам переоформляется на граждан.
«На темпах строительства жилья это никак не скажется, просто многоквартирные жилые дома, какие раньше возводились по долевым договорам или в составе жилищно-строительных потребительских кооперативов, переводятся на строительство по госзаказу, – прокомментировала сотрудник Минстройархитектуры. – Такой способ более приемлем для граждан, так как отныне они не столкнутся с переносами сроков ввода жилья в эксплуатацию или изменением стоимости квартиры в процессе ее строительства, соответственно, отпадет необходимость брать кредит во время стройки. После завершения строительства заказчик получит полностью готовую для проживания квартиру. Никаких проблем не возникнет точно».
Указ предусматривает возможность строительства в многоквартирном жилом доме части квартир по государственному заказу и части квартир за счет средств бюджета для предоставления гражданам в качестве арендного и социального жилья. В числе подготовленных новаций также продажа жилья, построенного по госзаказу, всем гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, тогда как теперь – только имеющим право на господдержку.
Все изменения вступают в силу с 1 июня 2025 г. Государственная поддержка по жилым домам, возведение которых начато до указанной даты, будет вестись на прежних условиях.
По информации
БЕЛТА
Минэкономики об особенностях начисления амортизации по некоторым видам имущества
Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30 апреля 2025 г. № 7/31/56 «Об изменении постановления Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6» принято с целью приведения законодательства в соответствие с распоряжением Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2024 г. № 219рп «Об особенностях учета имущества, полученного в безвозмездное пользование» (распоряжение № 219рп).
Имущество, переданное по отдельным видам договоров безвозмездного пользования, определенное распоряжением № 219 с 1 июля 2025 г. подлежит учету у ссудополучателей в качестве объектов основных средств и, соответственно, является объектом начисления амортизации. С учетом особого характера использования и восстановления данного имущества, постановлением № 7/31/56 определены особенности начисления амортизации по такому имуществу (глава 8 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6 (далее – Инструкция № 37/18/6).
Особый порядок начисления амортизации предусмотрен для ограниченного круга имущества – основных средств, принятых к бухгалтерскому учету:
-
ссудополучателями, являющимися хозяйственными обществами, созданными в процессе преобразования арендных предприятий, коллективных (народных) предприятий, государственных предприятий, государственных унитарных предприятий, колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов), приватизации арендных и иных предприятий, их правопреемниками, а также республиканскими государственно-общественными объединениями;
-
по договорам безвозмездного пользования, заключенным в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2103-ХII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества», Законом Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. № 150-3 «О республиканских государственно-общественных объединениях», подпунктом 1.6 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 26 июля 2010 г. № 388 «О порядке распоряжения государственным жилищным фондом», пунктом 7 Указа Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2022 г. № 330 «О распоряжении имуществом», решениями местных Советов депутатов;
-
от государственных органов и организаций, их структурных подразделений, наделенных правами юридического лица, государственных юридических лиц, за которыми эти основные средства не закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
С 1 июля 2025 года порядок начисления амортизации ссудополучателем по указанным видам имущества (основных средств) зависит от сформированной величины суммы доходов будущих периодов относящейся к стоимости этих основных средств:
-
в пределах суммы доходов будущих периодов, отраженных по каждому объекту основных средств (включая суммы переоценки) – амортизационные отчисления подлежат отнесению на уменьшение доходов будущих периодов (абзац второй пункта 72 Инструкции № 37/18/6). Данные суммы амортизации не подлежат включению в затраты на производство, расходы на реализацию, в состав прочих расходов по текущей деятельности, прочих расходов;
-
от стоимости, превышающей сумму доходов будущих периодов, относящуюся к данному основному средству, – амортизационные отчисления включаются в затраты на производство, расходы на реализацию, в состав прочих расходов по текущей деятельности, прочих расходов в общеустановленном порядке (абзац третий пункта 72 Инструкции № 37/18/6).
Непосредственный порядок отражения на счетах бухгалтерского амортизационных отчислений по указанным в пункте 71 Инструкции № 37/18/6 объектам основных средств осуществляется в соответствии с постановлением Министерства финансов от 30 апреля 2025 г. № 30 «Об особенностях бухгалтерского учета имущества, полученного в безвозмездное пользование».
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь