23.08.2022
Татьяна Бранцевич: в Беларуси появится дорожная карта развития шеринговой экономики
В Беларуси появится дорожная карта развития шеринговой экономики. Об этом заявила сегодня заместитель Министра экономики Татьяна Бранцевич, сообщает
БЕЛТА.

Создание условий для ее продвижения в нашей стране предусмотрено стратегическими программными документами: НСУР-2035, программой-2025, планом по развитию зеленой экономики до 2025 года и др.
Как отметила Татьяна Бранцевич, одной из рациональных моделей циркулярной экономики является совместное потребление, или шеринг. Он предполагает коллективное пользование товарами или услугами без обязательного владения ими.
«Новый подход получил наибольшее распространение в таких сферах, как транспорт, недвижимость, потребительские товары и частные услуги, машины и оборудование, а также финансы. Это такие популярные бизнес-модели, как каршеринг, байкшеринг, временное размещение у частных лиц, коворкинг, С2С-продажи, фриланс, краудфандинг и др.», – рассказала замминистра.
По ее словам, сегодня шеринговая экономика проникает практически во все сферы коммерческой деятельности. «Успех такого рода сервисов объясняется их выгодой для всех участников экономических отношений. Владельцам активов, которые дополнительно вовлекаются в экономический оборот, совместное потребление дает возможность получения дохода. Потребителям товаров и услуг шеринг открывает более экономный доступ к материальным и нематериальным благам. Именно этим можно объяснить все большее внимание производственных компаний к сервисной деятельности. Так как помимо прибыли она обеспечивает устойчивость бизнеса посредством диверсификации деятельности и повышает лояльность потребителей к бренду предприятия», – подчеркнула Татьяна Бранцевич.
Кроме того, в сущностном плане такие модели чаще всего представляют собой информационные сервисы. «По сути, большинство компаний, функционирующих в сфере экономики совместного потребления, с формальной точки зрения осуществляют деятельность в области информационного обслуживания. То есть, создавая условия для продвижения шеринга в стране, мы дополнительно стимулируем развитие IT-сектора в целом», – пояснила суть новой модели заместитель главы экономического ведомства.
Татьяна Бранцевич особо обратила внимание на экономическую эффективность шеринга. «В настоящее время наш НИЭИ работает над целесообразностью принятия регуляторных мер развития экономики совместного потребления с учетом международного опыта реализации. Например, за четыре года объем шеринговой экономики в Китае вырос почти в два раза и по состоянию на 2021 год составил $584 млрд. В России с 2017 года совокупный объем выручки шеринговых компаний вырос почти в три раза и по итогам 2020 года составил около $14 млрд. Как видите, прибыльность очевидна. Поэтому в ближайшей перспективе будет подготовлен план мероприятий по развитию шеринговой экономики у нас в стране», – резюмировала заместитель Министра экономики.
По сообщению
БЕЛТА
Минэкономики: задачи инициативы «Один район – один проект» выполнили более половины регионов
С 2022 года инвестиционный портфель инициативы «Один район – один проект» вырос в 1,7 раза, его сформировал 221 проект на более чем Br9 млрд, при этом более половины регионов уже выполнили обозначенные задачи. Такое заявление в интервью программе «Контуры» телеканала
ОНТ сделал заместитель начальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Виктор Войтехович, сообщает
БЕЛТА.
«В целом за неполные 3,5 года имеем уже 80 «историй успеха» в 68 районах, создано около 4 тыс. новых рабочих мест, то есть более половины регионов уже справились с поставленной задачей, при этом в 12 реализовано по две и более перспективных бизнес-идеи. В ряде районов появились новые компетенции – выпускается продукция, которая ранее там не производилась, – прокомментировал Виктор Войтехович. – К концу пятилетки ожидаем завершение еще порядка 90 проектов инициативы. По оставшимся срок реализации уходит за пределы 2025-го, и это наш задел уже на будущую пятилетку».
Заместитель начальника главного управления ведомства также рассказал о стимулировании инвестиционной деятельности в «услужных» секторах экономики регионов. Речь, в частности, шла о логистике, сферах туризма, отдыха и медицины. Было отмечено, что изначально основной направленностью инициативы являлись производственные проекты, но с учетом практики применения с этого года были донастроены подходы к поддержке проектов в сфере услуг.
Так, на данный момент, следуя этому механизму, строятся медицинский комплекс в Гродно, логистические центры в Верхнедвинском, Витебском, Берестовицком и Вороновском районах, создаются места проживания и оказания услуг в Дятловском районе, в Бресте и Мяделе. Запланирован к включению в перечень и проект по строительству гостиничного комплекса в Миорском районе. «В перспективе – это новые высокопроизводительные рабочие места для наших регионов», – резюмировал замначальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности.
В Беларуси с 2022 года реализуется программа «Один район – один проект», инициированная Главой государства. Ее цель – поддержка и развитие инициатив с акцентом на создание новых рабочих мест. Проекты выполняются на основе имеющихся ресурсов, многие из них являются одновременно импортозамещающими и экспортно ориентированными. При отборе проектов учитывается ряд критериев, а именно их производственная направленность, создание новых рабочих мест, использование местного сырья и компетенций, перспективы импортозамещения и увеличения экспорта.
По информации
БЕЛТА
Беларусь и ОАЭ подписали соглашение о торговле услугами и инвестициях
Сегодня, 27 июня 2025 г., в Доме Правительства в г. Минске подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о торговле услугами и осуществлении инвестиций.
Подписи под международным договором поставили Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь – Наталья Петкевич и государственный министр ОАЭ по вопросам внешней торговли г-н Аль Зейуди.
Переговоры по услужно-инвестиционному Соглашению длились чуть более двух лет в формате «fast-track».
Документ предусматривает создание правового поля для регулирования двусторонней торговли услугами, а также содержит дополнительные механизмы развития инвестиционного сотрудничества. Беларусь и ОАЭ фиксируют условия, на которых компании могут осуществлять деятельность в сфере услуг. Также закрепляются условия пребывания отдельных категорий физических лиц, вовлеченных в торговлю услугами.
Основные преференции, которые белорусская и эмиратская стороны предоставляют друг другу, – предсказуемость и прозрачность условий ведения деятельности.
Стороны принимают обязательства допускать субъектов хозяйствования на рынки услуг в более, чем ста секторах, охватывающих такие сферы, как финансы, строительство, деловые услуги, транспорт и др.
Соглашение учитывает тренды международной договорной практики и основывается на предоставлении гарантий на высоком уровне.
Объединенные Арабские Эмираты дополнили преференциальный пул партнеров, которым предоставляются гарантии недискриминации на белорусском рынке. В настоящее время для Беларуси схожие услужно-инвестиционные договоренности действуют только с ближайшими торговыми партнерами по ЕАЭС и СНГ. В прошлом году также подписано Соглашение по услугам и инвестициям с Китаем.
Соглашение по услугам и инвестициям станет дополнением товарной сделки, заключаемой между Евразийским экономическим союзом и ОАЭ: соответствующее Соглашение о б экономическом партнерстве ЕАЭС и ОАЭ планируется к подписанию сегодня в ходе заседания Высшего Совета.
Таким образом, ОАЭ станет первым государством дальнего зарубежья, с которым Беларусь одновременно создает как зону свободной торговли товарами, так и зону свободной торговли услугами.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Беларусь предложила разработать единую программу развития кооперации и импортозамещения в ЕАЭС
Беларусь предложила разработать единую программу развития кооперации и импортозамещения в ЕАЭС. Об этом заявил Министр экономики Юрий Чеботарь во время круглого стола «10 лет ЕАЭС: о вызовах и достижениях» на полях Евразийского экономического форума, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«На мероприятиях Евразийского экономического форума мы выработаем новые предложения, как формировать дальше наиболее эффективно наш союз. Те положения, которые были заложены главами государств при подписании Договора о ЕАЭС, создали прочную основу для нашего сотрудничества. Раз в пять лет мы утверждаем соответствующие направления реализации наших приоритетов в союзе. Получен действительно положительный эффект. Это и рост ВВП по паритету покупательной способности практически в два раза, и рост взаимных инвестиций в 1,3 раза, почти в два раза рост товарооборота», – сказал Юрий Чеботарь.
Он также обозначил, что в числе приоритетов для ЕАЭС – развитие технологического потенциала. «Беларусь имеет сильную современную промышленность, и сегодня на выставке вы можете убедиться, насколько мы преуспеваем в машиностроении. Сопрягать интересы промышленных комплексов наших стран очень важно. Для этого мы наработали ряд направлений. Это карта индустриализации нашего союза. В ней более 150 инвестиционных проектов в 25 отраслях на сумму $200 млрд, сотни технологических направлений по 30 отраслям промышленности, по которым целесообразно импортозамещение. Реализация этих проектов позволит сохранить конкурентоспособность, но самое главное – создать новые предприятия. Беларусь уже готова наполнять эту карту очень интенсивно», – подчеркнул Министр.
Беларусь внесла в ЕЭК предложение по разработке единой программы развития кооперации и импортозамещения. «Мы предлагаем нашим партнерам по союзу подключиться к этой работе и координировать наши действия. Начало уже есть – карта индустриализации. Если мы эти мероприятия реализуем, то надо ставить перед собой амбициозные цели по увеличению доли государств ЕАЭС в мировой экономике в 1,5–2 раза к 2045 году», – считает глава Минэкономики.
Еще одна инициатива белорусской стороны касается инвестиционного взаимодействия. «Для нас очень важно создание совместных предприятий. Общие инвестиционные условия в ЕАЭС для нас также важны. Мы предлагаем проработку комплекса мер по созданию благоприятных условий для взаимных капиталовложений. Такую инициативу мы тоже направили в комиссию», – проинформировал Юрий Чеботарь.
Среди других важных направлений – продовольственная безопасность. Для взаимных поставок требуются единые правила и подходы в том числе в фитосанитарных вопросах. Также в особом приоритете транспортное сообщение, логистика. Здесь Министр сделал акцент на необходимость снятия барьеров в области перевозок. Большой потенциал Беларусь видит и в развитии сферы услуг в ЕАЭС.
«Обеспечение конкурентоспособности союза и повышение эффекта от реализации интеграционного потенциала возможно на основе постоянного анализа наших слабых сторон и устранения узких мест», – заключил глава Минэкономики.
По информации
БЕЛТА
Юрий Чеботарь: начинаем масштабную работу по наполнению программы новой пятилетки конкретными мерами и проектами
Об этом заявил 25 июня Министр экономики Юрий Чеботарь, открывая серию встреч в формате круглого стола с представителями органов госуправления по разработке проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026–2030 годы.
Как напомнил в своем выступлении руководитель Министерства, сама Концепция Программы-2030 уже одобрена: определены структура и приоритетные направления развития, обозначены отрасли, которые станут драйверами роста на ближайшие пять лет. Теперь предстоит наполнить проект документа конкретными мерами и задачами.
«Чтобы получить «на выходе» качественный, всесторонне проработанный документ, учитывающий запросы всех слоёв общества, Минэкономики стремится вовлечь в обсуждение всех заинтересованных: учёных, бизнес, экспертов, отраслевых аналитиков, госорганы-регуляторы, «лидеров мнений».
Мы особенно заинтересованы в свежих, обоснованных предложениях, которые, учитывая глобальные тренды, внутренние условия и резервы роста, обеспечивают реализацию приоритетов пятилетки и достижение индикаторов развития. Такие инициативы будут обязательно учтены в проекте Программы-2030», – отметил Юрий Чеботарь.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Министерства экономики)
Игорь Сергеенко: назрела необходимость уточнить отдельные положения Закона «О дорожном движении» и других законов
Предоставление гражданам возможности пользоваться надежными, доступными, экологически устойчивыми транспортными системами на основе повышения безопасности на дорогах приведено в качестве одной из Целей устойчивого развития Беларуси до 2030 года. Об этом Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко заявил в ходе семинара-совещания «Актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь», который проходит в Овальном зале Дома Правительства, передает корреспондент sb.by.
Председатель Палаты представителей отметил, что тема семинара появилась на основании той информации, которую предоставляли депутаты в течение полугода, возвращаясь из избирательных округов, после общения с избирателями, должностными лицами, рядом небезразличных людей, которые обеспокоены этой ситуацией, в основе которой – безопасность и жизнь наших людей.
Игорь Сергеенко обратил внимание, что в нашей стране в целом созданы необходимые правовые организационные основы в дорожной сфере. В их числе – Закон «О дорожном движении», утвержденные Главой государства Правила дорожного движения, Концепция обеспечения безопасности дорожного движения. При Совете Министров действует постоянная комиссия по данному направлению.
– Проводимый комплекс организационных, профилактических, практических мероприятий позволяет минимизировать основные угрозы, связанные с движением на дорогах. Напомню, что в текущем году внесены изменения в Уголовный кодекс, согласно которому уголовные дела с нарушением Правил дорожного движения, повлекшим причинение вреда близким родственникам или членам семьи виновника ДТП, будут подлежать возбуждению только по заявлению потерпевших. Также с учетом Указа Президента от 18 марта «О страховании» водители смогут получать страховые выплаты в случае причинения вреда их жизни или здоровью в результате ДТП с участием диких животных, – сказал Игорь Сергеенко.
Спикер подчеркнул, что, несмотря на принимаемые в стране меры, статистика за 2024 год по дорожно-транспортным происшествиям вызывает обеспокоенность. Это связано с ежегодным увеличением количества транспортных средств, в том числе средств персональной мобильности, таких как электросамокаты, гироскутеры, моноколеса.
– Если в 2016 году в собственности граждан находилось 3,5 миллиона единиц транспорта, зарегистрированных в ГАИ, то в настоящее время данный показатель приближается к 3,9 миллиона. В связи с этим одной из задач на ближайшую пятилетку является повышение уровня безопасности дорожного движения, в основе которого профилактика дорожно-транспортных происшествий. Проводимая работа должна строиться на грамотном проектировании дорожной сети, улучшении ее инфраструктуры, совершенствовании организации дорожного движения, постоянном контроле технического состояния транспортных средств и проведении профилактических мероприятий среди детей и молодежи, – заявил председатель Палаты представителей.
Игорь Сергеенко добавил, что безопасности на дорогах также будет способствовать корректировка Правил дорожного движения, предусмотренная планом подготовки законопроектов на 2025 год. Спикер добавил, что эта работа находится в стадии завершения.
– Возможно, назрела необходимость уточнить отдельные положения Закона «О дорожном движении» и других законов.
Анастасия Целюк, «
СБ. Беларусь сегодня», 25 июня 2025 г.