Дорожную карту по развитию сотрудничества ОДКБ, СНГ и ШОС планируют подписать до конца года
Дорожную карту по развитию сотрудничества ОДКБ, СНГ и ШОС планируют подписать до конца текущего года. Об этом заявил генеральный секретарь ОДКБ Имангали Тасмагамбетов 19 мая в Бишкеке на заседании Совета Парламентской ассамблеи ОДКБ, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе ОДКБ.
«Проект дорожной карты по развитию сотрудничества ОДКБ, СНГ, ШОС подготовлен Секретариатом ОДКБ и предварительно согласован в ходе состоявшихся 17 февраля консультаций на уровне заместителей генеральных секретарей ОДКБ, СНГ, ШОС. Сейчас он рассматривается в государствах – членах СНГ и ШОС. Планируем подписать его генеральными секретарями трех организаций до конца текущего года», – сказал Имангали Тасмагамбетов.
«Укрепление региональной безопасности и стабильности в Евразии неразрывно связано с дальнейшим развитием трехстороннего формата взаимодействия ОДКБ с СНГ и ШОС. Считаем, что эти три близкие по духу и по политическим приоритетам организации могут совместно задавать тон усилиям по созданию новой общеконтинентальной архитектуры безопасности, по сопряжению интеграционных проектов и гармонизации отношений между центрами развития в Евразии», – заявил генсек ОДКБ.
Помимо СНГ и ШОС среди международных организаций, взаимодействие с которыми является важным направлением для ОДКБ, Имангали Тасмагамбетов назвал ООН. «Объективно интересы ОДКБ и ООН в вопросах поддержания мира и безопасности совпадают. Будем последовательно развивать взаимодействие, в первую очередь, на направлениях миротворчества, борьбы с терроризмом и наркоторговлей, а также противодействия угрозам в сфере международной информационной безопасности», – подчеркнул он.
«В целом удовлетворены развитием нашего взаимодействия с Контртеррористическим управлением ООН и исполнительным директором Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН, а также Управлением ООН по наркотикам и преступности в рамках действующих меморандумов. Заинтересованы в дальнейшем расширении этого сотрудничества. У нас есть эффективный практический опыт – наработанные годами методики взаимодействия, направленные на лишение международных террористических организаций питательной среды. Они реализуются в основном на основе проводимых компетентными органами государств – членов ОДКБ плановых оперативно-профилактических мероприятий, таких как операции «Канал», «ПРОКСИ», «Нелегал», «Наемник». Их цель – систематическое противодействие незаконному обороту наркотиков, пресечение незаконной миграции и недопущение использования информационно-коммуникационных технологий в интересах международного террористического интернационала, а также перекрытие каналов вербовки, въезда/выезда граждан наших государств для участия в террористической деятельности и нейтрализации ресурсной базы террористических организаций», – отметил генсек ОДКБ.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Законодательство о пожарной безопасности. Кто должен обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию на арендуемых объектах, рассказали в МЧС
О том, кто должен обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию на арендуемых объектах, рассказали
БЕЛТА в МЧС.
В спасательном ведомстве разъяснили, арендодатель или арендатор должны обслуживать автоматическую пожарную сигнализацию и (или) автоматическое пожаротушение на объекте. «В соответствии со статьей 46 Закона от 15 июня 1993 г. №2403-XII «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности в жилых помещениях, капитальных строениях (зданиях, сооружениях) и иных строениях возлагается на их собственников, а в случае предоставления жилых помещений, капитальных строений (зданий, сооружений) и иных строений по договору аренды – в соответствии с договором, если иное не предусмотрено законодательством», – пояснили в МЧС.
Такая же норма предусмотрена пунктом 61 общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования. Документ утвержден Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства».
«Таким образом, распределение ответственности между арендодателем и арендатором по обеспечению реализации требований пожарной безопасности на объекте определяется договором аренды. При этом в случае отсутствия в нем указанных положений реализацию требований пожарной безопасности обеспечивает арендодатель. Исключение – требования, касающиеся соблюдения противопожарного режима на арендуемых площадях в объеме деятельности арендатора, касающихся назначения ответственных за пожарную безопасность, организации разработки общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности, подготовки работников по программам пожарно-технического минимума и т.д.», – разъяснили в МЧС.
По информации
БЕЛТА
Госатомнадзор: в Беларуси сформирована нормативная база для обеспечения радиационной безопасности
В Беларуси сформирована нормативная база для обеспечения радиационной безопасности. Об этом заявил заместитель начальника Госатомнадзора Григорий Асташко в пресс-центре
БЕЛТА.
«В Беларуси сформирована нормативная база, которая комплексно регулирует все вопросы обеспечения безопасности в ядерной отрасли. В 2008 году был принят закон об использовании атомной энергии. В нашей стране пройден путь от самого начала сооружения атомной станции до ее успешной эксплуатации. Сегодня она функционирует на полную мощность, а два блока выдают нужную стране электроэнергию. Этот закон отработал до 2022 года. В этом же году был принят новый закон о регулировании безопасности при использовании атомной энергии, который вступил полноценно в силу в 2023 году», – рассказал Григорий Асташко.
С 1991 года действовали два важных закона: о социальной защите граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и о правовом движении территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Эти законодательные акты были направлены на решение вопросов преодоления последствий чернобыльской катастрофы.
В 1998 году в стране был принят первый закон о радиационной безопасности населения, который установил необходимые требования и принципы, критерии обеспечения радиационной безопасности. Основой для данного закона послужил модельный закон об обеспечении радиационной безопасности населения СНГ. В 2019 году он был комплексно пересмотрен и принят в новой редакции с учетом последних современных тенденций в развитии области знаний по обеспечению радиационной безопасности на основе рекомендаций признанных международных организаций.
В 2021 году Указом Президента № 137 были внесены изменения в правовой классификатор страны и законодательно закреплена отрасль ядерного права. «Сейчас мы продолжаем работу по развитию законодательства в этой сфере, в том числе двигаемся в направлении регулирования вопросов обращения с радиоактивными отходами. Одновременно идет подготовка к разработке концепции закона о внесении изменений в закон о правовом режиме территорий, загрязненных в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. После реализации этих шагов будет создана база для формирования цельной системы законодательства, которая будет обеспечивать реализацию необходимых требований в области ядерного права», – сделал акцент представитель Госатомнадзора.
На данный момент в стране разработано и введено в действие свыше четырех десятков норм и правил, которые регулируют самые различные вопросы обеспечения радиационной безопасности. Среди них общие положения обеспечения безопасности атомных электростанций, общие положения по обеспечению безопасности в сфере обращения с радиоактивными отходами. Эта работа продолжается на плановой основе. В планах Госатомнадзора на 2025 год разработка порядка полутора десятков норм и правил в развитие этого направления.
«Мы также разрабатываем и внедряем в действие так называемые руководства по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. Такие документы не являются обязательными для исполнения, но вместе с тем там закладываются положения, которые регламентируют, каким образом, подходами, путями и методологией необходимо реализовывать требования, содержащиеся в нормах и правилах. Принято уже порядка 15 руководств по безопасности, и эта работа продолжается», – подытожил Григорий Асташко.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси изменены правила по обеспечению промышленной безопасности аттракционов
Об изменениях в правилах по обеспечению промышленной безопасности аттракционов журналистам рассказал начальник управления надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Петр Климко, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Подготовка аттракционов к сезону эксплуатации в этом году будет осуществляться немного в новом порядке, который обусловлен тем, что внесены изменения в правила по обеспечению промышленной безопасности аттракционов. Изменения коснулись в первую очередь проведения технического освидетельствования аттракционов и технического диагностирования аттракционов, которые отработали назначенный срок службы. На сегодняшний момент в стране зарегистрировано около 180 аттракционов, которые подпадают под действие закона о промышленной безопасности, это аттракционы с потенциальным биомеханическим риском RB-1 (самый высокий риск) и RB-2 (средний риск). Отработали назначенный срок службы у нас около 70 % аттракционов. В среднем этот срок составляет примерно 10 лет», – рассказал Петр Климко.
В правила внесены изменения, ограничивающие срок эксплуатации аттракционов – не более трех назначенных изготовителем сроков службы. «Каждый аттракцион перед допуском к эксплуатации, если он отработал назначенный срок службы, проходит обязательное диагностирование и техническое освидетельствование, испытание экспертом в области промышленной безопасности. Те аттракционы, которые отработали назначенный срок службы, будут испытываться и проходить техническое освидетельствование только экспертами Госпромнадзора, чтобы исключить момент, когда одна и та же организация будет проводить и диагностику, и освидетельствование», – проинформировал начальник управления.
По информации
БЕЛТА
Парламентарии подтвердили открытость Беларуси в сфере международной информбезопасности
Парламентарии подтверждают открытость Беларуси в сфере международной информационной безопасности. Об этом заявил председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Сергей Рачков на совещании Консультативной группы высокого уровня по противодействию терроризму и насильственному экстремизму 150-й ассамблеи Межпарламентского союза (МПС), сообщает
БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу Палаты представителей.
В ходе мероприятия состоялись экспертные слушания «Искусственный интеллект (ИИ), терроризм и организованная преступность: обмен мнениями для законодателей о возникающих угрозах и глобальной безопасности». Сергей Рачков проинформировал коллег о том, что Беларусь уделяет приоритетное внимание вопросам безопасности в киберпространстве, в том числе в контексте противодействия террористическим угрозам.
Председатель Постоянной комиссии напомнил, что еще в 2019 году глава белорусского государства предложил сформировать «пояс цифрового добрососедства». Речь идет о заключении двусторонних и многосторонних соглашений об обеспечении международной информационной безопасности. Ключевыми элементами таких договоренностей могли бы стать идеи цифрового суверенитета и нейтралитета, а также невмешательства стран в информационные ресурсы друг друга.
Сергей Рачков отметил, что эти идеи отражены в Концепции информационной безопасности Беларуси, принятой в июне 2019 года. По его словам, цифровой суверенитет призван гарантировать способность государства контролировать свое информационное поле, предупреждать и блокировать кибератаки, обеспечивать надежную защиту критической инфраструктуры.
Цифровой нейтралитет предполагает, что страны не будут предпринимать в киберпространстве действия, наносящие ущерб безопасности иных государств. В конечном итоге такие соглашения могут заложить основу для выработки международных правил ответственного поведения в виртуальном пространстве, выразил уверенность председатель Постоянной комиссии.
Запуск путем заключения таких соглашений так называемой волны цифровой безопасности укрепил бы связи между странами, повысил эффективность совместного противодействия террористическим угрозам в киберпространстве. Примером такого взаимодействия и основой для развития сотрудничества на этом направлении для других государств и региональных объединений является Концепция информационной безопасности Союзного государства России и Беларуси, принятая в феврале 2023 года.
Установки концепции последовательно реализуются белорусской и российской сторонами во взаимодействии с государствами-единомышленниками на площадке ООН. Цифровое развитие Беларуси также осуществляется с учетом необходимости сочетания передовых технологий с комплексными мерами по защите информации.
Парламентарии Беларуси работают над законодательным регулированием развития информационных систем и цифровых технологий, обеспечением цифровой трансформации экономики и созданием безопасной информационной среды. В стране создана развитая сеть передачи данных, соответствующая мировым стандартам, функционируют центры хранения и обработки данных, разработаны механизмы идентификации, инструменты для совершения электронных платежей, современные электронные сервисы.
В конце 2024 года состоялись парламентские слушания по вопросам развития цифрового права. В марте 2025 года парламентарии одобрили модельный закон «О технологиях искусственного интеллекта», принятый в рамках МПА СНГ. Планируется имплементировать положения модельного закона в разрабатываемый в Республике Беларусь законопроект об искусственном интеллекте. Созданная на базе Национальной академии наук Беларуси рабочая группа приступила к разработке концепции соответствующего законопроекта.
«Мы подтверждаем открытость Беларуси для дальнейшего наращивания сотрудничества с другими государствами, их парламентами, правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, участвующими в борьбе с терроризмом, в том числе в сфере международной информационной безопасности», – подчеркнул Сергей Рачков.
По информации
БЕЛТА