17.08.2022
Первый урок 1 сентября пройдет под названием «В исторической памяти сила и единство белорусского народа»
Министерство образования подготовило инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году».
Особое внимание при организации воспитательной и идеологической работы будет уделено идеологическому, гражданскому и патриотическому воспитанию учащейся молодежи, воспитанию информационной культуры, ознакомлению с материалами по тематике геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, а также воспитанию культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
На протяжении учебного года будет продолжена практика проведения единых уроков, посвященных памятным событиям, государственным праздникам и знаменательным датам в истории Республики Беларусь. Информационно-методические материалы для их проведения будут размещаться на национальном образовательном портале adu.by.
На национальном образовательном портале создан раздел «Год исторической памяти», который включает актуальную информацию для проведения мероприятий патриотической направленности.
22 марта 2023 года исполняется 80 лет со дня трагедии в Хатыни. С учащимися проведут информационные часы, уроки Памяти, организуют экскурсии.
Особое внимание – проведению торжественных мероприятий с использованием Государственного флага и Государственного гимна Республики Беларусь. В учреждениях образования в соответствии с приказом Министра образования «О совершенствовании работы по патриотическому воспитанию» от 25.05.2022 № 368 определены единые дни проведения ритуалов чествования государственной символики. В них на системной основе будут принимать участие все обучающиеся.
В 2022/2023 учебном году в школах запланированы создание музея, музейной комнаты, а также тематических экспозиций, в том числе посвященных Году исторической памяти, геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. На постоянной основе – пополнение экспозиций школьных музеев, обновление сайтов и соответствующих разделов, организация исследовательской работы учащихся на базе музеев.
Будет активизирована деятельность патриотических клубов, сотрудничество с областными, районными и городскими ресурсными центрами по гражданско-патриотическому воспитанию. В настоящее время функционируют 18 таких клубов. Министерством образования совместно с Министерством обороны разработаны Программа военно-патриотического клуба и Положение о военно-патриотическом клубе, что позволит систематизировать их деятельность и придать ей целенаправленный характер.
На национальном образовательном портале создан раздел «Руководителю по военно-патриотическому воспитанию. Каталог ресурсов и материалов».
Данный раздел содержит информацию об отечественных интернет-ресурсах (ресурсных центрах, патриотических центрах, клубах), а также ссылки на сборники, статьи и методические разработки.
В целях развития у ребят интереса к историко-культурному наследию Беларуси и в новом учебном году будет продолжена работа по организации поисково-исследовательской и туристско-краеведческой деятельности учащихся.
Среди запланированных мероприятий – проведение тематических экскурсий и походов, участие в ежегодных акциях и мероприятиях гражданско-патриотической и краеведческой направленности (Всебелорусская молодежная экспедиция «Маршрутами памяти. Маршрутами единства», республиканский гражданско-патриотический проект «Собери Беларусь в своем сердце», республиканская акция «Я гэты край Радзімаю заву», республиканский конкурс научных краеведческих работ).
В 2022/2023 учебном году продолжится реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» («ШАГ») для V–VII, VIII–XI классов, направленного на формирование гражданской компетентности учащихся.
Обращаем внимание, что с января 2022 года в журнале «Веснік адукацыі» размещаются методические материалы для реализации проекта «ШАГ» в V–VII классах: матрицы классных часов, призванные помочь педагогу спроектировать интересный классный час в рамках каждого тематического блока.
К новому учебному году будет издано обновленное пособие для педагогов учреждений общего среднего образования «Гордость за Беларусь» (С.Г. Мусиенко; под ред. Д.А. Жука, М.В. Осипова), в котором будут размещены материалы для проведения информационных и классных часов, тематических внеклассных мероприятий.
Не останутся без внимания и такие важные направления, как формирование информационной культуры учащихся, развитие навыков безопасного и ответственного поведения в сети Интернет, профилактика и предупреждение правонарушений в области информационного пространства.
В 2022/2023 учебном году продолжится работа по включению учащейся молодежи в благотворительную деятельность и волонтерское движение. Будут организованы благотворительные акции по оказанию помощи инвалидам, ветеранам войны и труда, несовершеннолетним узникам фашизма, поддержке детей из многодетных семей и детей с ограниченными возможностями.
В V(VI), VI (VII) классах учреждений общего среднего образования будет продолжена реализация факультативных занятий «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма».
Как и в предыдущие годы, сохраняет актуальность проблема формирования у школьников безопасного и ответственного поведения, сохранения жизни и здоровья, защиты от реальных и потенциальных угроз. В целях обеспечения безопасных условий жизнедеятельности ребятам разъяснят правила поведения в школе, быту и на улице, правила пожарной безопасности, дорожного движения.
Большой воспитательный потенциал и у спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы. В данном направлении остаются актуальными традиционные мероприятия: республиканская акция «Неделя спорта и здоровья»; международные и республиканские Дни здоровья; республиканские соревнования по подвижным играм «Вас вызывает Спортландия!»; республиканский смотр уровня физической подготовленности в программе физкультурно-спортивного движения «Олимпийские надежды Беларуси»; республиканские соревнования «Снежный снайпер».
В организации профессионального воспитания акцент – на выработку стремления учащихся к осознанному выбору профессии. В этом плане отлично зарекомендовала практика проведения «Профессиональных суббот», а также встречи учащихся с представителями различных профессий, проведение экскурсий на производство и иные формы работы в рамках шестого школьного дня.
К слову, в целях повышения эффективности воспитания на национальном образовательном портале создана тематическая рубрика «Актуальные практики и технологии воспитания», в которой представлен лучший опыт в области организации воспитательной работы.
В данной рубрике размещены ссылки на аннотированные каталоги материалов ХIХ Республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи, публикации, информационные и методические материалы, проекты, разработки.
Для координации и распространения эффективного опыта работы по патриотическому воспитанию создана и успешно функционирует единая интерактивная платформа «Патриот.by», которая стала современным интернет-ресурсом для педагогических работников.
Обращаем внимание, что актуальные нормативные правовые акты в сфере воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования размещены в информационно-правовых системах «Эталон», «Консультант», «ilex».
На национальном образовательном портале размещены учебные программы факультативных занятий воспитательной направленности, электронные версии получивших гриф пособий по воспитательной работе для учреждений общего среднего образования.
По сообщению пресс-центра Министерства образования Республики Беларусь
Цифровые технологии, стажировки, двойные дипломы: как будет развиваться академическая мобильность в странах СНГ
31 октября состоялось заседание Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи СНГ по науке и образованию.
В мероприятии приняли участие представители парламентов Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, а также эксперты из стран Содружества.
Председателем комиссии переизбрали председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания России по науке, образованию и культуре Лилию Гумерову.
«Даже в самых сложных вопросах мы находим точки соприкосновения и не боимся браться за новые задачи и вызовы. Уверена, что и дальше мы будем работать дружной и единой командой. Этот командный дух, без сомнения, станет надежным фундаментом для востребованных и верных законотворческих решений», – отметила сенатор.
Генеральный секретарь Совета МПА СНГ Дмитрий Кобицкий поздравил председателя с избранием. «Убежден, что ваши опыт, знания и профессиональный авторитет будут способствовать дальнейшей эффективной работе комиссии», – сказал Генеральный секретарь.
Парламентарии одобрили проект Рекомендаций по нормативному регулированию академической мобильности.
Документ предлагает комплексную, многоуровневую систему поддержки, сочетающую цифровые технологии, гибкие образовательные форматы, финансовые инструменты и социальную адаптацию. Это позволит сделать академическую мобильность доступной, безопасной и эффективной для всех участников.
Рекомендации дают практические примеры того, как может выглядеть академическая мобильность в реальности: от студента, проходящего практику в технопарке, до профессора, читающего лекции в другом государстве, и волонтера, чей опыт засчитывается как учебная практика.
Также на заседании рассмотрели и одобрили проект Рекомендаций по нормативно-правовому регулированию системы развития и поддержки молодых талантов для стран СНГ.
Среди других рассмотренных документов – проекты Рекомендаций по профессиональной ориентации детей и молодежи для государств СНГ и модельного закона «Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей».
На заседании подвели итоги конкурса дипломных студенческих проектов, посвященного модельному законотворчеству МПА СНГ.
Участие в интеллектуальном состязании приняли студенты, обучавшиеся юриспруденции и защитившие дипломы в прошлом учебном году.
Как отметил Дмитрий Кобицкий, работы убедительно показали, что тема правотворчества в рамках СНГ остается живой и востребованной среди нового поколения юристов.
«Мы внимательно ознакомились со всеми представленными исследованиями. В них – немало глубоких наблюдений, нестандартных решений и свежих подходов. Такие работы заставляют по-новому взглянуть на привычные вопросы даже тех, кто давно занимается этой темой. За каждой из них чувствуется серьезная подготовка, интерес к праву и стремление понять, как создаются правовые основы взаимодействия между нашими странами», – сказал Генеральный секретарь.
Лауреатами конкурса стали Александра Тараненко, Ислам Шамсиев, Ульяна Яндульская, Залина Дикаева, Полина Яндульская, Анастасия Жильченко, Арина Вавилонская.
Следующее заседание комиссии запланировано провести весной 2026 года.
По сообщению
официального сайта Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств
Что изменилось в ценообразовании: новые правила для физлиц и изъятого имущества
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
С 1 ноября в большинстве региональных вузов стартует регистрация для участия в университетских олимпиадах
Университетские олимпиады – это хорошая возможность для заинтересованных в поступлении одиннадцатиклассников проверить свои знания по конкретному предмету и в случае победы получить почетное звание студента еще до начала основной вступительной кампании. В этом году воспользоваться ею предлагает 21 региональный вуз. Почему университетские олимпиады пользуются популярностью среди учащихся и как они повышают престиж высших учебных заведений, разбиралась корреспондент «Р».
Участников – все больше
Консультант управления высшего образования главного управления профессионального образования Минобразования Наталья Житникова поделилась, что уже определены сроки проведения заключительного этапа университетских олимпиад. В 2026 году заключительный этап пройдет 21 и 22 февраля, а в сельскохозяйственных вузах – 28 февраля.
– Каждый университет разрабатывает положение: утверждается перечень учебных предметов, а также специальностей, по которым устанавливается количество мест для поступления. До 1 ноября на сайтах вузов размещается подробная информация об открытии регистрации и о сроках проведения профильного состязания. А с 1 ноября практически во всех университетах начинается регистрация для участия в олимпиаде. Обращу внимание, что у каждого учреждения свой график, – отметила эксперт.
Главным бонусом, который получают обладатели дипломов I, II, III степени, является право на зачисление без вступительных испытаний в университеты, где они участвовали в олимпиаде и стали победителями. О повышении интереса абитуриентов к данной траектории поступления в региональные вузы свидетельствует статистика: с каждым годом желающих поучаствовать становится все больше.
– В рамках вступительной кампании 2025-го в предварительном этапе приняли участие 8 тысяч ребят. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос. До заключительного этапа дошли более 4 тысяч учащихся, что на 500 человек больше, чем в 2024-м. Всего более 1,3 тысячи школьников стали победителями университетских олимпиад этого года в Беларуси, – привела цифры специалист.
В топ-5 специальностей у абитуриентов вошли медицинские, инженерные (технические), лингвистические и педагогические. В лидерах специальности «Искусственный интеллект» и «Электронные системы и технологии» БрГТУ. «Историю» и «Современные иностранные языки» выбирают абитуриенты-олимпиадники в ГрГУ имени Янки Купалы. В БГСХА интересными и перспективными считают специальности «Водные биоресурсы и аквакультуры» и «Защита растений и карантин».
Наталья Житникова напомнила:
– Основной задачей университетской олимпиады является привлечение в вузы наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов еще до начала основной приемной кампании. В 2025 году по результатам олимпиад было зачислено 496 победителей, из них более 90 процентов имеют средний балл аттестата выше 8,0. Мы видим, что это таланливые, целеустремленные ребята. Кроме того, более 80 процентов от зачисленных победителей учились в школе в тех регионах, где находится вуз, и после его окончания они с большой вероятностью будут трудоустроены в местные ведущие организации. Можно сделать вывод, что такие состязания выгодны для всех: и для абитуриентов, и для университетов, и для организаций-заказчиков.
Комментарии на местах
В Гомельском государственном медицинском университете олимпиада по учебному предмету «биология» пройдет уже в четвертый раз. Победа в ней может гарантировать поступление на одну из трех востребованных специальностей: «Лечебное дело», «Медико-диагностическое дело», «Медико-профилактическое дело».
– В 2025–2026 годах предварительный этап будет организован 23 декабря в дистанционной форме: данный формат хорошо себя зарекомендовал и пользуется популярностью среди абитуриентов. Заключительный этап будет проводиться в очном формате 21 февраля, – рассказал декан медико-диагностического факультета, ответственный секретарь приемной комиссии ГомГМУ Ирина Назаренко. – Для медицинских вузов квота для зачисления без вступительных испытаний победителей в 2026-м составит до 7 процентов от контрольных цифр приема за счет средств республиканского бюджета.
Специалист поделилась, что в этом году было рекордное количество победителей очного тура в истории университета. Обладателями дипломов различной степени стали 49 человек, из которых 38 лучших поступили на выбранную специальность без вступительных испытаний.
– Проведение таких олимпиад позволяет выпускникам стать студентами университета раньше всех и без лишнего стресса провести последнее беззаботное лето, набравшись сил перед получением высшего медицинского образования, – заключила Ирина Назаренко.
Белорусская государственная сельскохозяйственная академия проведет первый этап олимпиады 8–9 января 2026 года по профильным предметам «математика» и «биология». Обладатели дипломов смогут поступить на одну из восьми специальностей вуза.
– Как показывает практика, самыми привлекательными для наших студентов остаются специальности «Землеустройство и кадастры», «Защита растений и карантин», «Водные биоресурсы и аквакультура». В 2025-м в первом этапе поучаствовал 91 человек, во второй прошли 30 учащихся, из которых 11 завоевали дипломы. Четверо победителей вернулись к нам уже в качестве студентов, – рассказал об условиях проведения олимпиады Андрей Какшинцев, ведущий специалист по научно-исследовательской работе студентов.
Представитель учреждения акцентировал, что подобные инициативы – это возможность для школьников продемонстрировать свои знания в конкретной предметной области, точно определиться с выбором специальности, а вузам привлечь к себе потенциальных абитуриентов и вырастить профессионалов своего дела.
Университетскую олимпиаду организовывает и Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Проверить свои знания и поучаствовать в дистанционном этапе можно будет с 18 ноября по 20 декабря этого года.
Ирина Корлюкова, начальник центра развития карьеры, ответственный секретарь приемной комиссии ГрГУ имени Янки Купалы, пояснила, что учащиеся могут принимать участие в предварительном этапе нескольких профильных олимпиад сразу. Расписание предварительного этапа составляется именно с учетом таких возможностей.
– В прошлом году в дистанционном этапе поучаствовали 429 учащихся, в очном – 328. Чаще всего молодые люди выбирали сразу два профильных предмета вступительных испытаний по интересующей специальности: история Беларуси и биология, история Беларуси и русский (белорусский) язык, к примеру, – объяснила Ирина Корлюкова. – Самым популярным направлением стала математика. В первом этапе решили проверить свои знания 212 участников, до второго тура дошли 97 человек. Всего победителями в 2025 году стали 127 абитуриентов. Дополню, что победителям олимпиады предоставлен выбор из 25 специальностей. Это практически половина всех направлений, которым обучают в Купаловском университете.
Екатерина Курдо, «Рэспубліка», 28 октября 2025 г.
«Излишнего регулирования быть не должно». Что решили у Президента по стимулам для молодых специалистов
Проект указа «О мерах поддержки молодежи», предусматривающий формирование условий для привлечения и сохранения молодых кадров на предприятиях, обсудили на совещании у Президента Беларуси с руководством Совета Министров. Говорили о мерах, которые в основном касались бы нанимателей при распределении и заключении договоров о целевом обучении. Итог обсуждения – излишнего регулирования в этом плане быть не должно, рассказала журналистам Министр труда и социальной защиты Наталия Павлюченко, сообщает БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Мы говорили о мерах, которые больше касались бы нанимателей при распределении, заключении договоров о целевом обучении. Там, где мы излишне опекать не должны, излишних мер регулирования на правовом уровне быть не должно, – отметила Министр. – Сегодня мы мониторим, работаем в этом русле, продолжаем говорить о том, что эти меры должны быть системными в первую очередь».
В этой связи предложения проекта указа были рассмотрены, но не поддержаны. «Меры стимулирования и предложения по стимулированию молодых специалистов не ограничиваются обсуждавшимся проектом указа. Мы будем вырабатывать и предлагать новые предложения. А в рамках тех, которые сегодня рассматривали, – здесь излишнего регулирования быть не должно. Поэтому эти меры мы пока откладываем», – заявила Наталия Павлюченко.
Она рассказала, что уже сейчас в Беларуси действует серьезная система мер поддержки молодых специалистов, которые приходят на первое рабочее место. Это и единовременная выплата, и ежемесячные выплаты (надбавки). Отдельные меры предусмотрены коллективными договорами организаций и предприятий.
Например, на днях Александр Лукашенко подписал указ о доплатах отдельным категориям работников агропромышленного комплекса. Документом предусматривается увеличение размера ежемесячных доплат молодым специалистам сельхозорганизаций с 0,46 до 1 базовой ставки, устанавливаемой Советом Министров для оплаты труда работников бюджетных организаций. Такие доплаты полагаются в течение двух лет со дня заключения трудового договора (контракта). Дополнительно введены ежемесячные доплаты в размере 0,81 базовой ставки молодым специалистам этих организаций, отработавшим два года и продолжающим работать в течение последующих трех лет.
Предусмотрены законодательством для молодых специалистов и фискальные меры поддержки. Они имеют право на получение стандартного налогового вычета.
Кроме того, в договор о целевом обучении могут включаться пункты о доплатах к стипендии со стороны организаций-заказчиков.
«Все эти меры системные», – подчеркнула Наталия Павлюченко.
По информации
БЕЛТА
Андрей Иванец после совещания у Президента пояснил, как изменится прием в магистратуру
Министр образования Андрей Иванец по итогам совещания Президента Беларуси Александра Лукашенко с руководством Совета Министров рассказал журналистам, как изменится прием в магистратуру, передает БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
Министр подчеркнул, что белорусское образование имеет высокий имидж как внутри страны, так и за ее пределами. Хорошее качество отечественного образования подтверждается и значительным числом иностранных студентов, которые обучаются в белорусских вузах. Магистратура, по словам министра, не является исключением. Общее количество обучающихся в ней – порядка 10 тыс. человек, из которых 6 тыс. – иностранцы.
Как одна из ступеней углубленного высшего образования магистратура, безусловно, остается, заверил Андрей Иванец. Специалисты, которых там готовят, нужны многим предприятиям, внедряющим новые технологии, научным организациям.
Но на совещании у Президента речь шла о том, чтобы подготовка кадров в магистратуре была больше ориентирована на интересы страны и прежде всего экономики. «Глава государства сказал, что надо еще раз серьезно и взвешенно подойти к тому, кого мы готовим, по каким программам. И, самое главное, это должно отвечать интересам нашей страны и общества», – пояснил Министр.
По его словам, в магистратуре сохранятся все три траектории получения образования: для граждан Беларуси будет как бюджетная, так и платная форма получения образования, а также платная для иностранцев.
Однако контрольные цифры приема в магистратуру будут скорректированы - они будут определяться в строгом соответствии с заказом со стороны государства по аналогии с тем, как это сейчас действует для университетов и колледжей. Если ранее вузы формировали число бюджетных мест в магистратуре и перечень специальностей, исходя из своего видения, то теперь ситуация изменится. Количество бюджетных мест будет зависеть от запроса на определенных специалистов. «На конкурсной основе каждый желающий будет иметь возможность поступить на бюджетную форму получения образования в магистратуре», – сказал Министр.
Что касается платной формы обучения в магистратуре для иностранцев, то здесь вузы могут набирать необходимое количество обучающихся.
Еще одно важное изменение, принятое по итогам совещания, связано с обязательными требованиями об окончании магистратуры для тех, кто хочет продолжать обучение в аспирантуре или преподавать в вузах. «Президент еще раз подчеркнул, что те искусственные барьеры, которые созданы для одаренных, талантливых ребят, должны быть устранены. Речь идет о том, что те ребята, которые заинтересованы заниматься научной, научно-исследовательской деятельностью, должны иметь возможность приходить в аспирантуру без окончания магистратуры. И в этой связи каждый университет и ученые советы должны видеть таких ребят и выдавать соответствующие рекомендации», – отметил Министр.
«Те ребята, которые хотят после окончания университета остаться на преподавательской деятельности в университетах, они тоже должны иметь такую возможность без обязательного окончания магистратуры»,
– добавил Андрей Иванец.
По информации
БЕЛТА