Сергей Митянский: Правительство поддерживает создание импортозамещающих производств
Правительство поддерживает создание импортозамещающих производств в регионах. Об этом заявил корреспонденту БЕЛТА заместитель Министра экономики Сергей Митянский, комментируя поручения, которые были даны на заседании Совета Министров под председательством Главы государства.
В стране принят комплексный план по поддержке экономики. Как подчеркнул Сергей Митянский, эти решения будут не последними – работа продолжается. «Однако в нынешних непростых условиях многое зависит от того, насколько эффективно сработают сами субъекты хозяйствования. Необходимо искать замену ушедшим поставщикам комплектующих, по возможности сохранить имеющиеся рынки сбыта, а также переориентировать экспортные потоки на рынки дружественных стран. Еще одно ключевое направление – создание новых производств», – отметил заместитель главы экономического ведомства.
Сергей Митянский особое внимание уделил стратегической задаче – импортозамещению. «Резервы у нас большие. В прошлом году мы закупили сырья, комплектующих и товаров из недружественных стран на более чем $8 млрд. Это тот потенциал, который мы должны заместить собственной продукцией. Работа в этом направлении уже развернута в регионах. В рамках региональных программ импортозамещения за первое полугодие бизнес произвел импортозамещающей продукции на более чем $1,5 млрд. Но на этом нельзя останавливаться. Предпринимателям предлагается встраиваться в кооперационные технологические цепочки вместо ушедших с рынка иностранных поставщиков», – подчеркнул замминистра. Ускорить эту работу помогут меры и механизмы, которые предлагают Банк развития, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей и Белорусская универсальная товарная биржа.
Минэкономики организовало цикл встреч с деловым сообществом в регионах, посвященных деятельности бизнеса в текущих условиях и открывающимся возможностям для предпринимателей. Сегодня очередное мероприятие прошло в Дзержинске с участием Сергея Митянского, который рассказал о мерах по поддержке экономики.
По сообщению
официального портала Министерства экономики Республики Беларусь
(фото – БЕЛТА)
В Беларуси разрабатывается новая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 года. Минэкономики предлагает реализовать комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации. В части ресурсной поддержки в новом документе планируется сохранить действующие подходы, ряд задач трансформируется. Изменится название программы – она будет именоваться «Устойчивое предпринимательство». Основная цель – создание благоприятных условий для ведения бизнеса и динамичного развития малого и среднего предпринимательства.
О роли бизнеса и перспективах его развития в Беларуси – наше интервью с директором департамента по предпринимательству Минэкономики Ольгой Русинович.
Весомый вклад
– Ольга Владимировна, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние сектора МСП и как реализуется государственная программа «Малое и среднее предпринимательство»?
– Малое и среднее предпринимательство – не только динамично развивающийся сектор, но и стратегический драйвер роста и инноваций.
За 2024 год сектор продемонстрировал рекордные показатели: число юридических лиц достигло почти 129 тысяч – исторический максимум, а количество рабочих мест – практически 1,5 млн человек – это около 36 процентов занятых в экономике страны.
Субъекты МСП формируют 27,4 процента ВВП страны, более 31 процента валовой добавленной стоимости, на них приходится свыше 21 процента промышленного производства, 31,4 процента розничного товарооборота, 46,4 процента в объеме внешней торговли товарами, более 35 процентов налоговых поступлений.
Разумеется, такие результаты не случайность, а следствие выверенной госполитики по созданию благоприятного делового и инвестиционного климата, реализации стимулирующих мер, предусмотренных в программных документах.
Ключевая их них – Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство», ставшая мощным механизмом ресурсной и институциональной поддержки. За четыре года ее реализации около 5 тысяч проектов получили финансирование на сумму 1,3 млрд рублей из республиканского, местных бюджетов и средств Банка развития. Необходимо отметить, что преимущественно поддержка предоставляется на реализацию инвестпроектов, направленных на создание и расширение производства, выпуск экспортно ориентированной, импортозамещающей продукции, внедрение новых технологий.
Однако финансовая поддержка не единственный инструмент стимулирования деловой активности. Важное направление – развитие инфраструктуры поддержки МСП. На начало 2025-го в стране функционировало 85 центров поддержки предпринимательства и 18 инкубаторов малого предпринимательства, более трети из них – в малых и средних населенных пунктах и сельской местности. Свыше полумиллиона человек воспользовались их услугами в прошлом году, проведено 14,5 тысячи обучающих курсов и семинаров.
В рамках реализации госпрограммы принят ряд нормативных правовых актов, важнейший из которых – Закон по вопросам предпринимательской деятельности, а также принятые в его развитие документы. Так, в 2024-м вступили в силу регуляторные решения по вопросам осуществления административных процедур, ремесленной деятельности, индивидуальной предпринимательской деятельности и другим.
Значительное место в госпрограмме также занимают мероприятия по стимулированию деловой инициативы, обучению навыкам предпринимательства и популяризации идеи занятия собственным бизнесом, особенно у молодежи.
Значимую имиджевую роль также играют мероприятия республиканского значения – Национальный конкурс «Предприниматель года» и Белорусская неделя предпринимательства. Они имеют большой резонанс не только в предпринимательской среде, но и в обществе в целом, формируя позитивное отношение и мотивируя инициативных граждан делать первые шаги в бизнесе.
– Стоит задача активного роста малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в экономику страны. Как она решается?
– Действительно, увеличение вклада субъектов МСП в экономику – ключевая цель, зафиксированная в программе пятилетки: довести долю сектора в валовой добавленной стоимости до 33 процентов.
На ее достижение направлены меры пролонгированного характера, над реализацией которых сегодня работают органы госуправления. Речь идет о снижении административной нагрузки, либерализации контрольно-проверочной деятельности, развитии цифровых сервисов при взаимодействии по линии «государство – бизнес» и B2B.
В 2024-м приняты и вступили в силу два ключевых документа. Первый из них – уже упоминавшийся Закон о предпринимательской деятельности, который существенно расширил инструментарий поддержки бизнеса.
Во-первых, облисполкомам предоставлено право самостоятельно определять направления и цели финансовой поддержки с учетом особенностей развития их регионов. Ранее они для всех областей и столицы были одинаковыми.
Во-вторых, расширилась целевая аудитория поддержки. Право на ее получение распространили на средний бизнес, т. е. субъектов с числом работающих до 250 человек. Раньше существовало ограничение для организаций со штатом сотрудников 100+.
В-третьих, введены новые финансовые механизмы: поручительства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты от региональных властей, компенсация капитальных затрат при реализации проектов с привлечением кредитов Банка развития.
Второй ключевой документ – Закон об инвестициях, который также ввел целый спектр стимулов. Напомню об основных.
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора.
Предоставлено право на бюджетные трансферты – компенсация части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов.
Внедрен специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Включен упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот – преференциальный проект.
Мы ожидаем, что данные стимулы будут широко востребованы бизнесом и позволят достичь поставленной цели по наращиванию его вклада в общий экономический результат.
Ставка на укрупнение
– Реформа предпринимательской деятельности нацелена на масштабирование бизнеса. Почему бизнесу так важно расти?
– Быть малым – не значит «не иметь потенциала». Трансформация предпринимательской деятельности как раз нацелена на то, чтобы максимально раскрыть этот потенциал. Иными словами, масштабирование бизнеса дает конкретный экономический эффект: рост выручки и прибыли, снижение издержек и повышение устойчивости к внешним неблагоприятным факторам. А для государства это новые рабочие места, налоговые поступления и так далее. Поэтому стимулирование перехода в юридические лица – стратегический шаг вперед.
Сегодня созданы простые и понятные стимулы для масштабирования бизнеса, управляемого «перетока» граждан в формат коммерческих организаций.
– Для чего возникла необходимость в таких дополнительных стимулах?
– Есть инициативные граждане с жизнеспособными и перспективными бизнес-идеями, которые, возможно, и хотели бы воплотить их в жизнь, но отступают перед трудностями, связанными с госрегистрацией, налоговым администрированием, предоставлением различной отчетности и так далее. Для таких белорусов обновленное законодательство предоставило возможность узнать на практике, насколько в тебе развита деловая жилка – стать самозанятым. Физлица, осуществляющие профессиональную деятельность с уплатой налога на профдоход, – полноправные члены «предпринимательской семьи», но им при этом объективно легче сделать первые шаги в бизнесе, заработать необходимый опыт и в дальнейшем перейти на следующую ступень.
До недавнего времени для индивидуального предпринимателя движение вперед означало «обнуление»: закрытие ИП и запуск бизнеса заново. Новый закон устранил этот барьер – теперь можно без лишней волокиты зарегистрировать юридическое лицо и продолжить работу с уже накопленным опытом, клиентской базой и персоналом. Это мощный сигнал: расти не страшно и не сложно.
В настоящее время более 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей перерегистрировались в коммерческие организации, в том числе в реальном секторе экономики – промышленности, транспорте, строительстве.
Стимул для развития
– Как Минэкономики предлагает совершенствовать бизнес-среду в Беларуси и каким видится будущее частного сектора экономики страны?
– Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «гибкость», «мобильность», «адаптивность», воплощает в реальность многие интересные идеи. Сегодня частные предприятия – обладатели более половины всех патентов в стране.
Министерство экономики делает ставку на интеллектуальные технологии, цифровизацию и развитие гиг-экономики. Внедрение искусственного интеллекта и интеллектуальных сетей в бизнес-процессы должно привести к созданию новых продуктов и услуг, востребованных как внутри страны, так и за ее пределами. Это путь к построению интеллектуальной экономики и технологической независимости.
Ожидается, что именно частный сектор пропилотирует вектор гиг-экономики, включая платформенную занятость, новые инструменты ресурсоэффективности.
Минэкономики в свою очередь стремится сократить путь от идеи до реализации для каждого инициативного белоруса.
Задача номер один – сокращение излишних регуляторных требований в отношении субъектов предпринимательства и недопущение необоснованного введения новых. На это нацелен институт прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов.
Второй приоритет – цифровизация как способ снизить административные издержки бизнеса. Продолжится работа по оптимизации наиболее востребованных админпроцедур, упрощению и переводу в электронный формат всех приоритетных деловых ситуаций.
Сейчас идет активная работа над проектом новой госпрограммы «Устойчивое предпринимательство», к которой привлекаем представителей делового и экспертного сообщества, госорганов-регуляторов, ученых. Уже сформировано видение документа.
В части ресурсной поддержки действующие подходы в нем планируется сохранить, однако претерпит трансформацию система предоставления нефинансовых услуг бизнесу. Соответствующие структурные преобразования ждут действующие в регионах институты поддержки предпринимателей. Также предусмотрено создание Центра развития предпринимательства.
Еще одно из наших предложений – реализовать в рамках государственной программы комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации.
Особое внимание – развитию промышленного и инновационного бизнеса. Для этого продолжим расширять технопарки и совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Концепция следующая: предоставлять необходимые площади, инфраструктуру, готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Конечно же, одним из важнейших приоритетов развития предпринимательского сообщества останется его социальная ответственность перед обществом. Предприниматели вне зависимости от их статуса должны работать по единым правилам, а главным критерием качества их деятельности станет мнение потребителя.
Будущее частного сектора в Беларуси – не только рост числа организаций, но и формирование новой культуры предпринимательства, где качество, инновации, ответственность и устойчивость станут стандартом деятельности.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 12 июля 2025 г.
В Пекине (КНР) проходят Министерский учебный семинар ШОС по цифровой экономике и Форум цифровой экономики ШОС, ставшие площадкой для обмена опытом и демонстрации новейших достижений в сфере цифровых технологий. Республику Беларусь на мероприятиях представляют заместитель Председателя Белстата Наталья Тарасюк и начальник управления статистики транспорта и информационно-коммуникационных технологий Белстата Татьяна Максимова, сообщили БЕЛТА в комитете.
В центре внимания – тенденции развития цифровой экономики, системы формирования элементов данных, а также национальные подходы стран-участниц к сбору и распространению данных в этой области.
В рамках форума Беларусь представила свой опыт в области измерения цифровой экономики, приняла участие в тематических семинарах и закрытом заседании министров цифровой экономики стран ШОС.
В своем выступлении Наталья Тарасюк подчеркнула значительные успехи, достигнутые Беларусью в развитии национальной информационной инфраструктуры, создании государственных информационных систем и ресурсов за последние годы. «В рамках выполнения государственных программ реализованы мероприятия по компьютеризации, информатизации, цифровой трансформации отраслей экономики, развитию электронного правительства. Проходит адаптация нормативной правовой базы и методологических подходов к измерению цифровой экономики», – отметила заместитель Председателя Белстата.
Особое внимание было уделено разработанному Белстатом перечню национальных статистических показателей развития цифровой экономики, который включает 35 показателей, сгруппированных в пять ключевых блоков. «Показатели характеризуют деятельность организаций, уровень развития национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также услуг, предоставляемых на ее основе, трансформацию бизнес-процессов. Система показателей не является статичной, она ежегодно актуализируется с учетом изменения международных подходов и стандартов мониторинга развития цифровой экономики», – подчеркнула Наталья Тарасюк.
Она также отметила, что сегодня официальная статистическая информация в Беларуси строится на использовании комбинированного метода наблюдений – как сплошных, так и выборочных. Это дает возможность системной оценки развития экономики страны, уровня цифрового развития ее отраслей, позволяет отслеживать появление новых процессов и явлений, строить прогнозы и определять дальнейшие перспективы. «Кроме традиционных методов сбора информации в рамках государственной статистической отчетности мы в постоянном поиске новых источников данных. Так, Белстатом реализованы проекты по использованию больших данных, активно используются административные данные, внедряется искусственный интеллект для создания интерактивных форматов представления информации и оптимизации коммуникации с респондентами и пользователями», – добавила зампредседателя.
Каждая страна реализует различные методы мониторинга цифровой экономики, но для обеспечения сопоставимости данных на международном уровне необходима выработка единых подходов.
«Участие в мероприятиях ШОС по цифровой экономике подчеркивает стремление Беларуси к развитию цифровой экономики и готовность делиться своим опытом. Мы надеемся, что на основе взаимного уважения и взаимной выгоды будет выстроена модель открытого сотрудничества. Особенно важно углублять практическое взаимодействие в таких областях, как цифровая инфраструктура, сбор и обработка данных, в том числе по новым отраслям экономики, подготовка цифровых кадров, так как высокие темпы цифрового развития влияют не только на стандартные процессы труда, но и на потребности ключевых отраслей экономики в кадрах и компетенциях. Реализация таких подходов позволит совместно решать стоящие перед нами задачи цифровой трансформации», – резюмировала заместитель Председателя Белстата.
По информации БЕЛТА
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования». Документ внесен в Палату представителей Советом Министров 19 мая 2025 г. и подготовлен в целях обеспечения комплексного правового регулирования процедур государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Какие новации предусмотрены законопроектом – узнавал наш корреспондент.
Эволюционное развитие
Для начала отметим, что данный законопроект долгое время разрабатывался на площадке Министерства юстиции во взаимодействии с представителями бизнес-сообщества. Его главная цель – комплексное совершенствование отношений в сфере создания, реорганизации и прекращения бизнеса. Законопроект также сменит действующий на протяжении долгого времени декрет Главы государства по указанному вопросу. Это связано с ранее внесенными в Конституцию нашей страны изменениями, согласно которым последующие корректировки декретов не осуществляются, а взамен декретов Президента готовятся другие акты законодательства. Сам законопроект направлен на ускорение процесса вхождения в бизнес, на максимальную цифровизацию отношений, которые в этой сфере имеют место, и конечно же, на создание дополнительных мер по защите интересов государства, общества и граждан.
По словам председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Виктора Николайкина, законопроект подготовлен качественно:
– Приятно отметить, что разработчики до внесения в Палату представителей провели несколько публичных обсуждений данного законопроекта. И я знаю, что они включили в него около 40 предложений, которые были высказаны на общественном обсуждении. Это тоже нормально, это связь с практикой.
Ключевые новеллы
В законопроекте предусмотрен ряд новаций. Так, устанавливается возможность государственной регистрации юридического лица на основании типового устава, что позволит сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган. Расширяются основания включения и актуализации сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в рамках информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами.
Предусматривается снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
Кроме того, исключается выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица. В частности, юридическому лицу, действующему на основании собственного устава, по результатам государственной регистрации будет выдаваться устав со штампом, а юридическому лицу, действующему на основании типового устава, – выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Расширяются и способы возмездного предоставления информации из ЕГР, что удовлетворит потребности бизнеса в оперативном получении необходимой информации.
– Устанавливается единый срок предоставления информации из ЕГР для граждан и юридических лиц (пять календарных дней вместо установленных в настоящее время семи), закрепляется создание электронного архива. Повышаются требования к верификации и актуализации информации о субъектах хозяйствования, в том числе информации о бенефициарной собственности. Сокращается количество регистрирующих органов за счет исключения из их числа администраций свободных экономических зон. Основным принципом при определении регистрирующего органа будет являться его местонахождение, – отметил Виктор Николайкин.
Законопроектом также закрепляется норма, предусматривающая включение адреса электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя в ЕГР, а также обязанность информирования регистрирующего органа в случае его изменения. Официальному адресу электронной почты придается юридическое значение. Он будет столь же обязательным, как и юридический адрес, и будет использоваться для направления субъектам хозяйствования официальных уведомлений, и получение уведомлений на этот электронный адрес будет порождать правовые последствия. Кроме того, закладываются механизмы дополнительного сопряжения государственных информационных систем, чтобы в наиболее короткие сроки вся информация о деятельности субъекта хозяйствования была доступна к использованию в рамках Единого государственного регистра юридических лиц.
– В целях исключения рисков, связанных с деструктивной и финансируемой из-за рубежа деятельностью, законопроект предусматривает направление запросов в государственный орган, уполномоченный на осуществление мер по предупреждению и выявлению угроз национальной безопасности, о наличии (отсутствии) информации о том, что деятельность собственника имущества частного учреждения, учредителей ассоциации (союза), представивших документы для государственной регистрации данных субъектов хозяйствования, создает угрозу национальной безопасности. В случае положительного ответа на запрос регистрирующий орган будет отказывать в государственной регистрации субъекта хозяйствования, – сообщил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.
Практический подход
Законопроектом предлагается и новый механизм актуализации содержащихся в ЕГР сведений об участниках хозяйственного общества в случае выхода участника. В частности, в Законе «О хозяйственных обществах» планируется установить, что заявление участника о выходе из хозяйственного общества подается не обществу, а нотариусу, который будет информировать о данном факте общество и регистрирующий орган. Такой подход позволит участнику общества в полной мере реализовать свое право на выход, исключит возникающие на практике проблемы, связанные с непредставлением или несвоевременным представлением обществом изменений в устав.
– Законопроектом также предусматриваются изменения порядка постановки субъектов хозяйствования на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрации в РУП «Белгосстрах». Срок постановки субъектов хозяйствования на учет предлагается сократить с пяти до трех рабочих дней. Также исключается необходимость получения субъектом хозяйствования извещения о постановке на учет. Сведения, подтверждающие его постановку на учет, по истечении трех рабочих дней со дня государственной регистрации будут размещаться на веб-портале ЕГР в открытом доступе, – отметил парламентарий.
Кроме того, предлагается установить возможность вынесения запрета судом, судебным исполнителем на принятие решения о ликвидации юридического лица, что будет содействовать решению проблемы принудительного взыскания долгов. Устанавливается запрет на внесение в ЕГР более одного раза записи о прекращении процедуры ликвидации юридического лица, а также предусматривается увеличение с двух до трех месяцев срока приостановления кредитором процедуры ликвидации. Предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества и председателя ликвидационной комиссии по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов в случае нарушения ими законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, повлекшего неудовлетворение требований кредиторов в установленном порядке при наличии возможности их удовлетворения.
– Для защиты прав кредиторов определяется право регистрирующего органа отказать в государственной регистрации или реорганизации юридического лица при наличии письменной информации кредитора об имеющемся у данного юридического лица неисполненном требовании, связанном с его реорганизацией с учетом устанавливаемых условий, – подчеркнул Виктор Николайкин.
В целом законопроект предусматривает значительный ряд мер, обеспечивающих системное и комплексное регулирование сферы государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, актуализацию и оптимизацию регламентируемых процедур, сокращение временных издержек государственных органов и бизнеса, а также стимулирование добросовестного поведения субъектов хозяйствования при их совершении.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 10 июля 2025 г.
Об этом рассказала 9 июля заместить Министра экономики Республики Беларусь Елена Болигатова в ходе круглого стола, на котором обсудили проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026–2030 годы. Мероприятие организовано на площадке НИЭИ Минэкономики.
Елена Болигатова отметила, что в одобренной Главой государства Концепции Программы на 2026–2030 годы, одним из ключевых приоритетов является развитие человеческого потенциала. И сегодня стоит задача выслушать мнения всех заинтересованных сторон – органов госуправления, научного сообщества, бизнеса и экспертов, обобщить эти предложения и консолидировать их в итоговом документе.
«Необходимо сосредоточиться на конкретных, значимых вопросах, которые реально реализовать в течение пятилетия. Проект ПСЭР-2030 опирается на достижения предыдущих лет, учитывает современные вызовы и ориентирован на практические решения. Нам важно мнение бизнес-сообщества о том, что еще необходимо включить в проект документа», – отметила замминистра экономики.
Директор НИЭИ Минэкономики Наталья Берченко представила предложения в проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026–2030 годы.
В ходе обсуждения проекта документа затрагивались вопросы разработки системы новых стандартов качества жизни, цифровизации, подготовки кадров, поиска новой нишевой индустриализации, роли бизнеса в социально-экономическом развитии страны и др.
Круглый стол с участием представителей бизнес-сообщества открыл серию рабочих встреч по обсуждению проекта ПСЭР-2030.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Министерства экономики)
Заместитель председателя постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Вячеслав Данилович в проекте БЕЛТА «Страна говорит» рассказал о том, какие учреждения в Беларуси могут получить статус бизнес-школы после вступления в силу изменений в Кодекс об образовании.
В Кодекс об образовании включены нормы, направленные на совершенствование системы бизнес-образования. Вячеслав Данилович отметил, что до этого изменения в кодекс подобный статус могли получить только специализированные частные структуры. «Те же самые государственные вузы, которые ведут подготовку, допустим, по менеджменту, аналогичного статуса не получали. Хотя менеджментом занимались и те частные организации, которые имели статус бизнес-школ. Министерство экономики давало им определенную аккредитацию. С моей точки зрения это несправедливо. Возьмем нашу Академию управления - мы готовим фактически управленца, он проходит менеджмент, но статус, аналогичный бизнес-школе, мы не имели. Почему государственные вузы не должны иметь подобного статуса, если у них есть все необходимое для того, чтобы давать подобное образование?» – задался вопросом он.
Это важно также и для привлечения иностранных студентов. «Иностранный студент – это определенный доход для учреждений высшего образования, – пояснил парламентарий. – Были отдельные граждане иностранные, которые обучались в государственных вузах на такие специальности, но для них более привлекательный статус – бизнес-школа. Это новшество рассчитано на таких людей. Пожалуйста, вы можете прийти в государственный вуз, получить соответствующее образование либо прийти в частную структуру, которая имеет соответствующий статус, но уже равные возможности. До этого они в основном все шли в эти частные структуры, но это несправедливо с моей точки зрения, потому что в государственных вузах образование дается не хуже, а порой даже и лучше».
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов добавил, что именно поэтому было внесено и поддержано соответствующее изменение в Кодекс об образовании. «Сегодня все учреждения образования, которые осуществляют образовательную деятельность по вопросам подготовки управленцев (это и высшее образование, и дополнительное образование взрослых), тоже имеют возможность в установленном порядке получить статус бизнес-школы, который позволяет более уверенно чувствовать себя на международных рынках образовательных услуг. Выбор образовательной программы, в том числе и нашими зарубежными абитуриентами и управленцами, он тоже как раз таки нацелен на то, чтобы получить это образование в бизнес-школе», – пояснил он.
В учреждениях образования при этом ничего не поменяется, подчеркнул начальник главного управления. «Мы как давали качественное образование в области управления, так и будем продолжать давать. Но в данной ситуации предоставили равные возможности получить такой статус у частных и государственных учреждений», – заключил он.
По информации БЕЛТА