Минстройархитектуры разработало альтернативный вариант поддержки граждан при строительстве жилья
Министерство архитектуры и строительства разработало альтернативный вариант оказания государственной поддержки гражданам при строительстве жилья. Об этом корреспонденту БЕЛТА рассказала начальник главного управления строительства и жилищной политики Минстройархитектуры Татьяна Василючек.
По словам Татьяны Василючек, государство принимает меры к более широкому строительству арендного жилья. «Это перспективное направление, характерное для многих стран мира, должно стать доступным не только очередникам, но и всем желающим получить его. При этом оказание государственной поддержки определенным категориям граждан в строительстве ими жилья в собственность требует значительных затрат республиканского бюджета, которые ежегодно увеличиваются с нарастающим итогом. И логичным выходом из сложившейся ситуации является поэтапное увеличение объемов строительства арендного жилья», – рассказала начальник главного управления. Такую задачу перед отраслью поставил и глава государства на недавнем заседании Совета Министров.
В целях разработки проекта концепции государственной жилищной политики Беларуси до 2030 года по поручению правительства создана межведомственная рабочая группа. К настоящему времени проект концепции Минстройархитектуры уже разработан. Он рассматривается на заседаниях межведомственной группы, а также обсуждался с парламентариями. «Проект концепции разработан как альтернатива действующему порядку оказания господдержки гражданам при строительстве жилья. Его реализация позволит дать дополнительную возможность в первую очередь молодым семьям и иным гражданам, остро нуждающимся в жилье, улучшить свои жилищные условия, а также постепенно уменьшать количество выделяемых на эти цели бюджетных средств», – сказала представитель Минстройархитектуры.
Целевые средства на строительство арендного жилья в 2022 году предусмотрены в Государственной инвестиционной программе. «Уже проработан вопрос дополнительного финансирования строительства арендного жилья за счет средств республиканского бюджета в объеме Br46,054 млн для обеспечения арендным жильем военнослужащих и государственных служащих. Решается вопрос о дополнительном направлении на строительство арендного жилья Br76,913 млн в рамках региональных инвестиционных программ», – отметила Татьяна Василючек.
По состоянию на 1 января 2022 года арендный фонд составляет 9,290 млн кв.м, или 3,5 % от всего жилищного фонда (267,7 млн кв.м). Государственный арендный жилищный фонд составил 8,335 млн кв.м, а частный – 953,8 тыс. кв.м. «В течение 2019–2021 годов прослеживается тенденция увеличения объемов строительства арендного жилья. Так, в 2019 году введено в эксплуатацию 113,7 тыс. кв.м такого жилья, в 2020 году – 121,1 тыс. кв.м, а в 2021 году – 134 тыс. кв.м», – пояснила специалист.
В 2022 году установлено задание по вводу в эксплуатацию 86,9 тыс. кв.м арендного жилья, исходя из имеющихся объемов финансирования. По итогам заседания Александр Лукашенко сделал особый акцент на строительстве арендного жилья, поручив увеличить объемы его строительства.
По сообщению БЕЛТА
18 июля 2025 г. в Москве прошло 106-е заседание Экономического совета СНГ, в ходе которого рассмотрен широкий круг вопросов экономического сотрудничества государств – участников СНГ. Открыл и вел заседание Председатель Экономического совета СНГ, Первый заместитель Премьер-министра Республики Таджикистан Хоким Холикзода.
В заседании в качестве глав делегаций приняли участие Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Наталья Петкевич, Первый заместитель Председателя Кабинета Министров Кыргызской Республики Данияр Амангельдиев, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Алексей Оверчук, Заместитель Премьер-министра – Министр экономики и финансов Республики Узбекистан Джамшид Кучкаров, Постоянный полномочный представитель при уставных и других органах СНГ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Армения в Республике Беларусь Размик Хумарян, полномочный представитель Республики Казахстан в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ Бекетжан Жумаханов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Туркменистана в Российской Федерации Эсен Айдогдыев, а также Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев.
В ходе заседания рассмотрен проект Декларации о сотрудничестве в сфере обеспечения региональной энергетической безопасности. Доклад на эту тему в узком составе сделал заместитель Министра энергетики Российской Федерации Петр Конюшенко.
В современном обществе с высоким потреблением энергии топливно-энергетический комплекс является не только фундаментом устойчивого функционирования и развития экономики, но и фактором, обеспечивающим национальную безопасность и социальную стабильность.
Сегодня, в условиях глобальных вызовов, меняющейся мировой инфраструктуры перед каждой страной остро встает вопрос обеспечения энергобезопасности, значительно возрастает роль межгосударственного сотрудничества, реализации совместных мер противодействия угрозам в энергетической сфере.
Проект Декларации планируется представить на рассмотрение Совета глав государств СНГ.
Члены Экономического совета рассмотрели информацию об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств – участников СНГ за 2024 год, подготовленную Статкомитетом СНГ в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 19 ноября
2010 года. Выступая перед собравшимися на эту тему, Председатель Статистического комитета СНГ Константин Лайкам отметил, что в 2024 году государства – участники СНГ, подписавшие указанное Решение, в целом придерживались рекомендованных значений показателей, характеризующих макроэкономическую стабильность.
В соответствии со сложившейся практикой регулярных отчетов перед Экономическим советом органов отраслевого сотрудничества информацию о своей деятельности представила Комиссия государств – участников Содружества Независимых Государств по использованию атомной энергии в мирных целях. Заместитель генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Николай Спасский выступил с отчетом, в котором отметил, что Комиссия охватывает важнейшие направления взаимодействия в области атомной энергетики и вносит большой вклад в развитие атомной отрасли в наших странах, а также в обеспечение ядерной и радиационной безопасности государств – участников СНГ.
На заседании одобрен проект Плана мероприятий по реализации второго этапа (2026–2030 годы) Рамочной программы сотрудничества государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях на период до 2030 года. Основные усилия предлагается направить на развитие и совершенствование ядерных инфраструктур, систем безопасности на объектах атомной энергетики, расширение применения ядерных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и других отраслях экономики.
Документ будет внесен на рассмотрение Совета глав правительств СНГ.
Кроме того, на заседании одобрены проекты Концепции ценообразования в строительной деятельности государств – участников СНГ и Плана основных мероприятий по ее реализации. Целью Концепции является повышение экономического потенциала и конкурентоспособности государств – участников СНГ посредством гармонизации ценообразования на реализацию инвестиционных проектов в строительстве. Планом основных мероприятий по реализации Концепции предусмотрен комплекс мер, направленных на выполнение конкретных задач, определены их исполнители и сроки выполнения.
Проекты документов будут внесены на рассмотрение СГП СНГ.
В рамках заседания также одобрен проект Основных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в области лесного хозяйства и лесной промышленности на период до 2035 года. Документ содержит информацию о состоянии и перспективах развития лесного хозяйства и лесной промышленности в государствах – участниках СНГ, цели, принципы и основные задачи сотрудничества в этой области, важнейшие механизмы их решения.
Проект Основных направлений будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
В рамках заседания был представлен Отчет о деятельности Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности в 2021–2024 годах. В указанный период деятельность совета и его рабочих органов была направлена на совершенствование нормативно-правовой базы в области строительства, выработку рекомендаций по сближению законодательства, согласование и совместную реализацию межгосударственного сотрудничества в строительной деятельности, определение основных направлений совместных научных исследований и проектов.
Членами Экономического совета также одобрен Отчет о деятельности Межправительственного координационного совета по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств в 2018–2024 годах. Отмечена эффективная деятельность Совета, направленная на координацию и развитие сотрудничества государств – участников СНГ в области селекции, сортоиспытания, сертификации, семеноводства, питомниководства, производства, межгосударственных поставок семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, посадочного материала плодово-ягодных культур и винограда.
Рассмотрен вопрос о Международном конкурсе «Лучший молодой метролог СНГ». Проведение конкурса направлено на поддержку и поощрение молодых метрологов к участию в деятельности по развитию метрологии, будет способствовать более тесным профессиональным контактам и активному сотрудничеству между государствами – участниками СНГ, а также в масштабах глобального метрологического сообщества.
Принято Решение Экономического совета о внесении изменений в Решение Экономического совета СНГ от 8 декабря 2023 года о базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по вопросам развития национальных ядерных инфраструктур, и статус указанной базовой организации придан учреждению «Росатом – Международная сеть» (Российская Федерация).
Решением Экономического совета СНГ статус базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по повышению квалификации и переподготовке кадров хлебопекарной отрасли придан федеральному государственному автономному научному учреждению «Научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности» (Российская Федерация).
Членами Экономического совета одобрен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2030 года. Комплекс направлен на предотвращение распространения на территориях государств – участников СНГ вспышек бешенства, сведение к минимуму экономического ущерба от заболевания и угрозы здоровью человека. Документ сохраняет преемственность в целях, задачах, направлениях и формах международного сотрудничества, определенных в Комплексе совместных действий на период до 2025 года.
Проект документа будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
Рассмотрен проект Комплекса совместных мер государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром на период до 2030 года. Реализация Комплекса направлена на обеспечение, минимизацию экономического ущерба при возможном возникновении вспышек ящура, осуществление координации, гармонизации и оптимизации совместных действий ветеринарных служб государств – участников СНГ в этих направлениях.
Проект Комплекса совместных мер будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
Представлен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2030 года. В документе изложены анализ эпизоотической ситуации в государствах – участниках СНГ и других странах мира, основные направления по реализации совместных действий, перечень мероприятий по профилактике и борьбе с этими особо опасными заболеваниями птиц, целевые показатели выполнения программы.
Проект Комплекса совместных действий будет внесен на рассмотрение СГП СНГ.
Членами Экономического совета одобрен проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ по предупреждению развития саранчовых вредителей. Подписание и реализация Соглашения позволит снизить ущерб от саранчи, обеспечить благоприятную фитосанитарную обстановку и создать условия для устойчивого развития сельского хозяйства государств – участников СНГ.
Проект Соглашения планируется представить на рассмотрение СГП СНГ.
На заседании был рассмотрен и ряд вопросов, касающихся выполнения в 2024 году Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021–2025 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года, а также Обзор торговой политики Республики Армения.
Следующее заседание Экономического совета запланировано на 5 сентября 2025 г. в городе Душанбе, Республика Таджикистан.
По сообщению официального портала Исполнительного комитета СНГ
В Беларуси наблюдается устойчивость экономической ситуации, ее показатели характеризуются положительной динамикой. Об этом заявил журналистам председатель Межгосударственного статистического комитета СНГ Константин Лайкам, передает корреспондент БЕЛТА.
На состоявшемся 18 июля в Москве заседании экономического совета СНГ Константин Лайкам представил информацию об основных целевых макроэкономических показателях развития экономики государств – участников СНГ за 2024 год.
«В целом по странам СНГ очень приличный рост ВВП – 4,5 % в сопоставимых ценах. В Беларуси тоже очень хороший темп – 4 %», – сказал он журналистам.
Председатель Статкомитета СНГ обратил также внимание на недавно опубликованный Всемирным банком рейтинг стран мира по паритету покупательной способности ВВП на душу населения. «Наши страны практически все укрепили свои позиции. Россия закрепилась на четвертом месте, у нее четвертая экономика мира. Беларусь тоже укрепила позиции. Ну и вообще практически все страны, кроме Молдовы, сохранили свои места или сильно их улучшили. То есть идет такая поступательная динамика», – отметил он.
По словам Константина Лайкама, в Беларуси хорошая динамика по показателю инвестиций. «А это залог будущих темпов роста», – пояснил он.
«В Беларуси неплохая ситуация с инфляцией – она у вас 5 %. Это выше, наверное, чем вы хотели бы, но тем не менее это ниже, чем в целом по СНГ, где она составляет порядка 8,5 %, – продолжил председатель Статкомитета СНГ. – Вообще динамика инфляции в СНГ, конечно, очень серьезная, она сильно различается по странам».
«Сокращается по-прежнему уровень безработицы. В целом в СНГ он достиг беспрецедентно низкого уровня – 3,4 %. В Беларуси – 3 %, в России – 2,5 %, это тоже исторические минимумы», – подчеркнул Константин Лайкам.
«Хочу сказать, что Беларусь занимает ведущее место по доле торговли со странами: практически две трети объема ее торговли приходится на страны СНГ. Потенциал Содружества далеко не исчерпан, мы можем ждать новых результатов», – добавил председатель Статкомитета СНГ.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Как ранее сообщал Белстат, темп роста ВВП по итогам 6 месяцев составил 102,1 %. Некоторое замедление связано со снижением темпов производства в ряде отраслей на фоне общего замедления мирового экономического роста. На результаты в сельском хозяйстве оказали влияние неблагоприятные погодные условия: существенно смещены сроки уборки зерновых и заготовки травяных кормов.
Драйверами выступили такие отрасли как строительство (110,8 %) и информация и связь (104,8 %).
Розничный товарооборот за январь–июнь прибавил 9,0 %, что обусловлено ростом реальных доходов населения (10,5 % по итогам января–мая).
В первом полугодии сохраняется тренд на опережающий прогноз рост инвестиций в основной капитал – «плюс» 14 %. Предприятия продолжают активно вкладывать в технологическое развитие и модернизацию: затраты на приобретение машин и оборудования увеличились более чем на 20 %.
Высокая динамика обеспечена в строительной сфере: за 6 месяцев введено в эксплуатацию 1848,5 тыс. кв. метров жилья – 109,5 % к уровню аналогичного периода прошлого года.
Экспорт товаров и услуг в январе–мае 2025 г. превысил уровень прошлого года. Продолжается наращивание поставок в страны «дальней дуги»: в страны Африки – рост в 1,6 раза, в страны Латинской Америки – почти в 1,7 раза, Юго-Восточной и Центральной Азии – на 25 %.
Высокими темпами растет экспорт услуг. По итогам января–мая 2025 г. увеличение на 15,7 %.
Устойчивая работа экономики позволяет обеспечивать рост уровня доходов населения. Заработная плата в январе–мае 2025 г. составила 2546,3 рублей, средний размер трудовых пенсий превысил 916 рублей.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
В Беларуси обновили строительные правила «Дорожные одежды улиц населенных пунктов». Это предусмотрено постановлением Министерства архитектуры и строительства Беларуси от 30 апреля 2025 г. № 54, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Минстройархитектуры.
Новшества введены в действие с 1 июля.
Как отметил начальник отдела нормирования и стандартизации по строительным материалам и инженерному обеспечению зданий и сооружений РУП «СТРОЙТЕХНОРМ» Андрей Смыковский, документ сохранил все лучшее, что было в ранее действовавших документах. Также были внесены актуальные изменения, которые позволят применять более совершенные методики проектирования асфальтобетонных покрытий по критерию сдвигоустойчивости. Это даст возможность избежать появления колейности.
«Использование новых правил сделает дорожные одежды более надежными, что приведет к увеличению их срока службы и снижению затрат. В документе под одной обложкой собраны все на данный момент действующие методики расчета дорожных одежд как нежесткого, так и жесткого типа. Это существенно упростит работу проектировщиков, позволит им более качественно конструировать дорожные одежды», – отметил Андрей Смыковский.
Дорожная одежда в проектировании – это многослойная конструкция, формирующая проезжую часть автомобильной дороги и предназначенная для восприятия и распределения нагрузки от транспортных средств на земляное полотно. В процессе проектирования определяются состав, толщина и тип материалов для каждого слоя дорожной одежды, исходя из условий эксплуатации, категории дороги и нормативных требований.
Строительные правила СП 3.03.08-2025 являются важным нормативным документом для специалистов, занимающихся проектированием и строительством дорог в населенных пунктах, и обеспечивают соответствие дорожных одежд современным требованиям и стандартам.
По информации БЕЛТА
В Беларуси разрабатывается новая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 года. Минэкономики предлагает реализовать комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации. В части ресурсной поддержки в новом документе планируется сохранить действующие подходы, ряд задач трансформируется. Изменится название программы – она будет именоваться «Устойчивое предпринимательство». Основная цель – создание благоприятных условий для ведения бизнеса и динамичного развития малого и среднего предпринимательства.
О роли бизнеса и перспективах его развития в Беларуси – наше интервью с директором департамента по предпринимательству Минэкономики Ольгой Русинович.
Весомый вклад
– Ольга Владимировна, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние сектора МСП и как реализуется государственная программа «Малое и среднее предпринимательство»?
– Малое и среднее предпринимательство – не только динамично развивающийся сектор, но и стратегический драйвер роста и инноваций.
За 2024 год сектор продемонстрировал рекордные показатели: число юридических лиц достигло почти 129 тысяч – исторический максимум, а количество рабочих мест – практически 1,5 млн человек – это около 36 процентов занятых в экономике страны.
Субъекты МСП формируют 27,4 процента ВВП страны, более 31 процента валовой добавленной стоимости, на них приходится свыше 21 процента промышленного производства, 31,4 процента розничного товарооборота, 46,4 процента в объеме внешней торговли товарами, более 35 процентов налоговых поступлений.
Разумеется, такие результаты не случайность, а следствие выверенной госполитики по созданию благоприятного делового и инвестиционного климата, реализации стимулирующих мер, предусмотренных в программных документах.
Ключевая их них – Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство», ставшая мощным механизмом ресурсной и институциональной поддержки. За четыре года ее реализации около 5 тысяч проектов получили финансирование на сумму 1,3 млрд рублей из республиканского, местных бюджетов и средств Банка развития. Необходимо отметить, что преимущественно поддержка предоставляется на реализацию инвестпроектов, направленных на создание и расширение производства, выпуск экспортно ориентированной, импортозамещающей продукции, внедрение новых технологий.
Однако финансовая поддержка не единственный инструмент стимулирования деловой активности. Важное направление – развитие инфраструктуры поддержки МСП. На начало 2025-го в стране функционировало 85 центров поддержки предпринимательства и 18 инкубаторов малого предпринимательства, более трети из них – в малых и средних населенных пунктах и сельской местности. Свыше полумиллиона человек воспользовались их услугами в прошлом году, проведено 14,5 тысячи обучающих курсов и семинаров.
В рамках реализации госпрограммы принят ряд нормативных правовых актов, важнейший из которых – Закон по вопросам предпринимательской деятельности, а также принятые в его развитие документы. Так, в 2024-м вступили в силу регуляторные решения по вопросам осуществления административных процедур, ремесленной деятельности, индивидуальной предпринимательской деятельности и другим.
Значительное место в госпрограмме также занимают мероприятия по стимулированию деловой инициативы, обучению навыкам предпринимательства и популяризации идеи занятия собственным бизнесом, особенно у молодежи.
Значимую имиджевую роль также играют мероприятия республиканского значения – Национальный конкурс «Предприниматель года» и Белорусская неделя предпринимательства. Они имеют большой резонанс не только в предпринимательской среде, но и в обществе в целом, формируя позитивное отношение и мотивируя инициативных граждан делать первые шаги в бизнесе.
– Стоит задача активного роста малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в экономику страны. Как она решается?
– Действительно, увеличение вклада субъектов МСП в экономику – ключевая цель, зафиксированная в программе пятилетки: довести долю сектора в валовой добавленной стоимости до 33 процентов.
На ее достижение направлены меры пролонгированного характера, над реализацией которых сегодня работают органы госуправления. Речь идет о снижении административной нагрузки, либерализации контрольно-проверочной деятельности, развитии цифровых сервисов при взаимодействии по линии «государство – бизнес» и B2B.
В 2024-м приняты и вступили в силу два ключевых документа. Первый из них – уже упоминавшийся Закон о предпринимательской деятельности, который существенно расширил инструментарий поддержки бизнеса.
Во-первых, облисполкомам предоставлено право самостоятельно определять направления и цели финансовой поддержки с учетом особенностей развития их регионов. Ранее они для всех областей и столицы были одинаковыми.
Во-вторых, расширилась целевая аудитория поддержки. Право на ее получение распространили на средний бизнес, т. е. субъектов с числом работающих до 250 человек. Раньше существовало ограничение для организаций со штатом сотрудников 100+.
В-третьих, введены новые финансовые механизмы: поручительства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты от региональных властей, компенсация капитальных затрат при реализации проектов с привлечением кредитов Банка развития.
Второй ключевой документ – Закон об инвестициях, который также ввел целый спектр стимулов. Напомню об основных.
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора.
Предоставлено право на бюджетные трансферты – компенсация части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов.
Внедрен специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Включен упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот – преференциальный проект.
Мы ожидаем, что данные стимулы будут широко востребованы бизнесом и позволят достичь поставленной цели по наращиванию его вклада в общий экономический результат.
Ставка на укрупнение
– Реформа предпринимательской деятельности нацелена на масштабирование бизнеса. Почему бизнесу так важно расти?
– Быть малым – не значит «не иметь потенциала». Трансформация предпринимательской деятельности как раз нацелена на то, чтобы максимально раскрыть этот потенциал. Иными словами, масштабирование бизнеса дает конкретный экономический эффект: рост выручки и прибыли, снижение издержек и повышение устойчивости к внешним неблагоприятным факторам. А для государства это новые рабочие места, налоговые поступления и так далее. Поэтому стимулирование перехода в юридические лица – стратегический шаг вперед.
Сегодня созданы простые и понятные стимулы для масштабирования бизнеса, управляемого «перетока» граждан в формат коммерческих организаций.
– Для чего возникла необходимость в таких дополнительных стимулах?
– Есть инициативные граждане с жизнеспособными и перспективными бизнес-идеями, которые, возможно, и хотели бы воплотить их в жизнь, но отступают перед трудностями, связанными с госрегистрацией, налоговым администрированием, предоставлением различной отчетности и так далее. Для таких белорусов обновленное законодательство предоставило возможность узнать на практике, насколько в тебе развита деловая жилка – стать самозанятым. Физлица, осуществляющие профессиональную деятельность с уплатой налога на профдоход, – полноправные члены «предпринимательской семьи», но им при этом объективно легче сделать первые шаги в бизнесе, заработать необходимый опыт и в дальнейшем перейти на следующую ступень.
До недавнего времени для индивидуального предпринимателя движение вперед означало «обнуление»: закрытие ИП и запуск бизнеса заново. Новый закон устранил этот барьер – теперь можно без лишней волокиты зарегистрировать юридическое лицо и продолжить работу с уже накопленным опытом, клиентской базой и персоналом. Это мощный сигнал: расти не страшно и не сложно.
В настоящее время более 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей перерегистрировались в коммерческие организации, в том числе в реальном секторе экономики – промышленности, транспорте, строительстве.
Стимул для развития
– Как Минэкономики предлагает совершенствовать бизнес-среду в Беларуси и каким видится будущее частного сектора экономики страны?
– Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «гибкость», «мобильность», «адаптивность», воплощает в реальность многие интересные идеи. Сегодня частные предприятия – обладатели более половины всех патентов в стране.
Министерство экономики делает ставку на интеллектуальные технологии, цифровизацию и развитие гиг-экономики. Внедрение искусственного интеллекта и интеллектуальных сетей в бизнес-процессы должно привести к созданию новых продуктов и услуг, востребованных как внутри страны, так и за ее пределами. Это путь к построению интеллектуальной экономики и технологической независимости.
Ожидается, что именно частный сектор пропилотирует вектор гиг-экономики, включая платформенную занятость, новые инструменты ресурсоэффективности.
Минэкономики в свою очередь стремится сократить путь от идеи до реализации для каждого инициативного белоруса.
Задача номер один – сокращение излишних регуляторных требований в отношении субъектов предпринимательства и недопущение необоснованного введения новых. На это нацелен институт прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов.
Второй приоритет – цифровизация как способ снизить административные издержки бизнеса. Продолжится работа по оптимизации наиболее востребованных админпроцедур, упрощению и переводу в электронный формат всех приоритетных деловых ситуаций.
Сейчас идет активная работа над проектом новой госпрограммы «Устойчивое предпринимательство», к которой привлекаем представителей делового и экспертного сообщества, госорганов-регуляторов, ученых. Уже сформировано видение документа.
В части ресурсной поддержки действующие подходы в нем планируется сохранить, однако претерпит трансформацию система предоставления нефинансовых услуг бизнесу. Соответствующие структурные преобразования ждут действующие в регионах институты поддержки предпринимателей. Также предусмотрено создание Центра развития предпринимательства.
Еще одно из наших предложений – реализовать в рамках государственной программы комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации.
Особое внимание – развитию промышленного и инновационного бизнеса. Для этого продолжим расширять технопарки и совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Концепция следующая: предоставлять необходимые площади, инфраструктуру, готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Конечно же, одним из важнейших приоритетов развития предпринимательского сообщества останется его социальная ответственность перед обществом. Предприниматели вне зависимости от их статуса должны работать по единым правилам, а главным критерием качества их деятельности станет мнение потребителя.
Будущее частного сектора в Беларуси – не только рост числа организаций, но и формирование новой культуры предпринимательства, где качество, инновации, ответственность и устойчивость станут стандартом деятельности.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 12 июля 2025 г.