Минэнерго о правилах безопасности во время ведения любительского рыболовства
Минэнерго напоминает, что ловля рыбы в охранных зонах линий электропередачи смертельно опасна.
Рыбалка под линиями электропередачи создает реальную угрозу жизни и здоровью. Поражение электрическим током может наступить не только при прикосновении удочкой к электросетям, но и при приближении к ним на недопустимое расстояние – от 0,6 до 2,5 метров.
Рыбная ловля вблизи линий электропередачи приводит к несчастным случаям.
В целом по стране за летний сезон от ударов током на рыбалке из-за нарушения правил безопасности пострадало четыре человека.
В связи с этим просим всех любителей рыбалки не осуществлять рыбную ловлю в охранных зонах электрических сетей, обращать внимание на предупреждающие знаки, отказаться от рыбалки в грозу, быть внимательными при перемещениях под ЛЭП как на самом водоеме, так и по пути следования к нему, предварительно складывать удилища во избежание случайного прикосновения к проводам высоковольтных линий.
Охранные зоны линий электропередачи установлены для предотвращения несчастных случаев вблизи водоемов. Это территория воздушного и водного пространства по обе стороны от крайних проводов. Для линий напряжением 6-10 кВ эта зона составляет 10 метров, 35 кВ – 15 метров, 110 кВ – 20 метров, 330 кВ – 30 метров. В охранных зонах запрещается устраивать стоянки транспорта, палаточные городки, площадки для игр, костры.
По сообщению официального сайта Министерства энергетики Республики Беларусь
12 ноября 2025 г. под председательством Ж.Н.Чернявской состоялось заседание рабочей группы Постоянной комиссии Палаты представителей по экологии и природопользованию по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь».
В мероприятии приняли участие представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национального центра законодательства и правовой информации, депутаты-члены Постоянной комиссии, работники Секретариата Палаты представителей.
Участники заседания обсудили вопросы:
- использования поверхностных водных объектов (их частей) на безвозмездной основе;
- особенности аренды поверхностных водных объектов (их частей) для рекреации, физической культуры, спорта и туризма.
В частности, предложено установить ограничение на предоставление в аренду для рекреации, физической культуры, спорта и туризма поверхностного водного объекта, если это единственный водный объект на территории населенного пункта либо в границах территории, находящейся между населенными пунктами, а также части поверхностного водного объекта –– если к ней прилегает единственный (либо единственный благоустроенный) доступ к водному объекту.
По итогам принятых решений соответствующие корректировки будут внесены в Водный кодекс.
Работа над законопроектом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Как в Беларуси совершенствуется система обращения с отходами, рассказал заместитель начальника управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Максим Тарасов на пресс-конференции «Государственная политика в сфере обращения с коммунальными отходами: принятие технических и организационных мер» в БЕЛТА.
«Проблема в современном мире становится все более острой. Урбанизация и развитие промышленного производства, потребления приводит к увеличению объемов отходов. Неправильное обращение с ними вызывает загрязнение окружающей среды, ухудшение качества воды, воздуха, почвы, негативно сказывается на здоровье человека. При этом некоторые отходы могут повторно вовлекаться в оборот, переработку», – рассказал Максим Тарасов.
В 2024 году в стране образовалось 4,3 млн т твердых коммунальных отходов, из которых использовались 39,8 %. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с другими ведомствами подготовило стратегию по обращению с отходами производства и потребления до 2040 года, цель которой – использовать не менее 90 % твердых коммунальных отходов. Проект утвержден постановлением правительства в августе текущего года.
План разделен на три этапа: до 2030, до 2035 и до 2040 года. Предусмотрены целевые показатели по основным группам отходов. Уже к 2030 году планируется достигнуть уровня использования ТКО не менее 70 %. В числе мер – определение единого государственного органа для регулирования и контроля системы обращения с отходами, ограничение чрезмерного использования упаковки в производстве, стимулирование использования перерабатываемых материалов и др. Продолжится развитие комплексов по переработке и сортировке отходов, поэтапное закрытие мусоропроводов, создание в средних и крупных городах центров по раздельному сбору ТКО.
Некоторые меры уже реализуются. Подготовлен проект закона, которым вносятся корректировки в сферу обращения с отходами. Он сейчас находится на рассмотрении в правительстве. Предусмотрены и другие законодательные новации, направленные на более широкое использование вторичных материалов в производстве, контроль за эксплуатацией полигонов, предотвращение несанкционированных свалок.
Минприроды усилило контроль в сфере обращения отходов. В ходе проверок выявлены нарушения, проводится работа по их устранению. В результате большинство предписаний выполнены. Предприятия, допускавшие нарушения, были временно лишены лицензий для исправления недоработок.
По информации БЕЛТА
6 октября 2025 г. в Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по экологии и природопользованию состоялось заседание рабочей группы по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь».
В ходе заседания были обсуждены вопросы:
- использования поверхностных водных объектов для рекреации, физической культуры, спорта и туризма, а также для лечебных (курортных, оздоровительных) нужд;
- осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах;
- ведения государственного водного реестра и государственного водного кадастра и др.
По обсуждаемым вопросам выработаны конкретные предложения.
Работа над законопроектом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
11 сентября 2025 г. под руководством председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Наркевича Ю.И. состоялось заседание рабочей группы по проекту Закона Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)».
В мероприятии приняли участие депутаты Палаты представителей, представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь, Государственного производственного объединения «Белводоканал», а также Секретариата Палаты представителей.
В ходе заседания рабочей группы участники обсудили замечания и предложения главного правового управления Секретариата Палаты представителей и Национального центра законодательства и правовой информации Республики Беларусь. Наиболее острые дискуссии вызвали вопросы, касающиеся названия законопроекта, определений его основных терминов, государственного регулирования в области питьевого водоснабжения и водоотведения (канализации), информирования в этой сфере, гарантий обеспечения питьевой водой и надежности приема сточных вод, пользования централизованными системами питьевого водоснабжения, водоотведения (канализации).
Работа над документом будет продолжена.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды усилило контроль за нарушениями в области обращения с отходами. Об этом заявил на полях III Международной специализированной экологической выставки Ecology Expo заместитель начальника управления координации контрольной деятельности Минприроды Степан Дубницкий, передает корреспондент БЕЛТА.

По словам Степана Дубницкого, контроль в области обращения с отходами включает в себя систему мер, направленных на обязательность соблюдения законодательства в обращении с отходами всеми субъектами хозяйствования и неотвратимость наказания. Контроль в сфере обращения с отходами Минприроды реализует в форме проверок и иных форм контроля, предусмотренных законодательством. Основные требования, предъявляемые субъектам, установлены в законе «Об обращении с отходами». Ответственность за нарушение законодательства предусмотрена ст.16.44 Кодекса об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с постановлением Совета Министров от 11 апреля 2022 года № 219 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядке его исчисления», вред окружающей среде считается причиненным при установлении факта засорения отходами.
«Итоги контрольно-надзорной деятельности в сфере обращения с отходами регулярно рассматриваются в Минприроды. Ежегодно наибольшее количество правонарушений выявляется в части несоблюдения законодательства в области обращения с отходами. Типичными нарушениями являются размещение отходов в несанкционированном месте, необеспечение сбора и разделения их по видам, а также захоронение вторичных материальных ресурсов», – отметил Степан Дубницкий.
Основную часть всех проведенных контрольно-аналитических мероприятий в сфере обращений с отходами составляют мониторинги. Положительный эффект проводимой профилактической работы – заинтересованность субъектов хозяйствования в оперативном устранении нарушений. «Большая часть всех выданных по результатам мониторингов рекомендаций и предписаний выполняется. По выявленным правонарушениям в 80 % случаев составленных административных дел виновные лица освобождены от административной ответственности с вынесением предупреждений. Штрафные санкции, как правило, применяются к виновным лицам, допускающим повторные нарушения», – обратил внимание представитель Минприроды.
При выполнении поручений главы государства, полученных 20 мая 2025 года в ходе совещания по вопросу обращения с отходами и использованию вторичных материальных ресурсов, Минприроды усилило контроль за соблюдением лицензионных требований предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, эксплуатирующими объекты захоронения коммунальных отходов. В ходе проведения контрольно-аналитических мероприятий установлено, что на большинстве полигонов твердых коммунальных отходов присутствует нарушение лицензионных требований.
Степан Дубницкий добавил, что типичными нарушениями были несоблюдение определенного технологического регламента захоронения отходов на полигонах ТКО в части захоронения вторичных материальных ресурсов, отсутствие послойного уплотнения и промежуточной изоляции отходов, дезинфицирующих средств для колес мусоровозов и беспорядочное складирование отходов по всей площади полигона. Предприятия – собственники полигонов ТКО и должностные лица привлечены к административной ответственности. «Хочу обратить внимание, что неустранение нарушений в установленный срок является основанием для приостановления действия лицензии до шести месяцев. Выполнение предписанных мероприятий остается на дальнейшем контроле в ведомстве», – подчеркнул он.
В этом году с учетом одобренных главой государства подходов по усилению административной ответственности за правонарушения, связанные с благоустройством и наведением порядка на земле, подготовлен законопроект «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности».
«В соответствии с действующим кодексом при загрязнении леса и иной древесно–кустарниковой растительности в отношении виновного лица могут быть применены меры административной ответственности как по ст.16.22, так и по ч.3 ст.16.44. Вместе с тем действующие штрафные санкции, предусмотренные ч.3 ст.16.44, в десятки раз выше санкций, установленных ст.16.22. В целях устранения неравенства применяемой административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения, а также для усиления ответственности за эти правонарушения верхние пределы штрафных санкций ст.16.22 предлагается определить на уровне ч.3 ст.16.44», – добавил Степан Дубницкий.
В настоящее время проводится активная работа по подготовке проекта Экологического кодекса Беларуси. Одно из нововведений – термин «накопленный вред окружающей среде», под которым следует понимать вред, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности юридического или физического лица, обязанности по устранению которого не были выполнены в полном объеме. Выявление объектов накопленного вреда будет проводиться посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом проводилась антропогенная деятельность и на которых расположены бесхозные объекты капитального строительства и хранения отходов.
Также в законопроекте определена компетенция органов госуправления на установление порядка выявления, оценки объектов накопленного вреда, введение их в государственный реестр, а также организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
III Международная специализированная экологическая выставка Ecology Expo три дня будет встречать гостей из сферы охраны окружающей среды. В ней с 19 по 21 августа примут участие представители республиканских органов государственного управления, министерств и ведомств из стран ближнего и дальнего зарубежья, белорусских и зарубежных предприятий и международных организаций, ученые. Они обсудят ключевые вопросы развития зеленой экономики, обменяются передовым опытом и продемонстрируют достижения в области охраны окружающей среды.
По информации БЕЛТА
