05.08.2022
Какие изменения планируется внести в Указ № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания»?
Вдохнуть жизнь в глубинку – таков основной лейтмотив принятого в конце 2017-го Указа № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания». Для того чтобы остановить закрытие сельских магазинов, повысить качество жизни и стимулировать конкуренцию там, где торговые объекты, кафе и мастерские уже работают, бизнесу предложили ряд льгот и преференций. Как повлиял Указ № 345 на глубинку и как его планируют модернизировать, чтобы повысить деловую активность на периферии?
Было – стало
– Более чем за четыре года, с 2018-го по март 2022-го, благодаря Указу № 345 на периферии открылся 761 торговый объект, 151 объект общепита и 349 объектов бытового обслуживания, – проанализировали в МАРТ. – Кроме того, в четырех областях (Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской) четыре организации торговли (ООО «Евроторг», СПК «Агрокомбинат Снов», УП «Толочинский Элеватор-Агро» и УЧТП «Яна»), доля которых в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах районов, где расположены принадлежащие им торговые объекты, за предыдущий финансовый год превысила 20 процентов, открыли новые магазины в глубинке. Число согласованных маршрутов движения автолавок выросло на 254: до 2031 маршрута, – озвучивает данные заместитель начальника отдела методологии управления организации торговли и общественного питания МАРТ Наталья Черепович. – Сегодня действие Указа № 345 распространяется примерно на 90 процентов сельских населенных пунктов. Речь идет о более чем 21 тысяче деревень, отнесенных к территории сельской местности, и 65 малых городах, количество жителей в каждом из которых не превышает 2 и 10 тысяч человек соответственно. Распространяются нормы указа и на 671 территорию вне населенных пунктов. Больше всего территорий от общего количества населенных пунктов в Витебской и Гродненской областях отнесено к сельской местности: 99,8 и 99,2 процента соответственно. В рамках действия Указа № 345 больше всего открыто торговых объектов и объектов общественного питания в Витебской, Гродненской и Минской областях: в сумме они составляют 90,8 процента от общего количества открывшихся по указу торговых объектов и 74,8 процента от общего количества таких объектов общественного питания.
Для дальнейшего стимулирования развития торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг на территории сельской местности и малых городских поселений с учетом поступивших в Министерство предложений облисполкомов, Белкоопсоюза и иных организаций подготовлен проект указа, который предусматривает ряд новых льгот и преференций, а также мер, направленных на упрощение работы в глубинке. Документ вынесен на общественное обсуждение. Свои замечания и предложения можно оставить в специальной теме на Правовом форуме до 7 августа 2022 года. Какие основные новшества планируется внести?
Тариф – выгодный
Эту норму очень давно просит и ждет бизнес. Речь о том, чтобы для торговли и общепита на селе ввести отдельный тариф на электроэнергию – не ниже уровня, предусмотренного для тарифной группы «Производственные нужды сельхозпотребителей».
– Сейчас для магазинов и кафе, вне зависимости от того, где они расположены, действует тариф, установленный для группы «Прочие потребители», в размере 0,33048 рубля за киловатт-час без НДС. При переходе предприятий из глубинки на новый тариф киловатт-час подешевеет на 39,9 процента, – подсчитали в министерстве. – Закрепление этой нормы необходимо для сохранения порядка формирования тарифа в случае изменения условий хозяйствования энергоснабжающих организаций. Данный шаг позволит снизить расходы организаций, расположенных в сельской местности, а также поспособствует дополнительной привлекательности такой деятельности на периферии.
Было бы место и желание
Организациям хотят также предоставить право на собственность, пользование или владение находящегося на территории сельской местности недвижимого имущества для осуществления розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг населению без получения согласия антимонопольного органа.
Устарела еще одна норма. Так, организациям хотят предоставить право отчуждать объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или частной собственности, в том числе без наличия документов, удостоверяющих госрегистрацию их создания, возникновения прав на такие объекты и (или) земельные участки.
– Сейчас одним из факторов, затрудняющих оперативное открытие торговых объектов в сельской местности, является отсутствие правоудостоверяющих документов на отчуждаемое недвижимое имущество и невозможность их восстановления в связи с тяжелым финансовым положением собственников. При этом основные вопросы использования имущества, находящегося в госсобственности, урегулированы Указом № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом». Вместе с тем вопросы отчуждения имущества, на которое отсутствуют правоудостоверяющие документы, законодательно не урегулированы. Действующая редакция Указа № 345 частично решает обозначенную проблему, но содержит указание исключительно на отчуждение имущества, находящееся в госсобственности, – подчеркивает Наталья Черепович.
Вместе с тем в глубинке расположены неиспользуемые объекты частной собственности, в которых еще можно работать. Но они не подпадают под действие Указа № 345. Например, объекты райпо, сельскохозяйственных и других организаций. Потенциальные покупатели не готовы идти на риск и заключать без правоудостоверяющих документов сделки, которые заведомо являются ничтожными. В свою очередь, собственники таких объектов отказываются при отсутствии установленных на законодательном уровне нормативных предписаний уменьшать стоимость объекта на сумму внесенной покупателем платы за оформление документов.
– Кроме того, действующая редакция Указа № 345 не содержит указания срока, в течение которого должна осуществляться розничная торговля, общественное питание, оказание бытовых услуг населению, и это означает, что на приобретенных объектах должна осуществляться только такая деятельность и объекты в дальнейшем не могут сменить назначение. А в случае продажи объекта придется постоянно следить за использованием его по назначению. В связи с этим в проект указа включены нормы по отчуждению объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной или частной собственности юридических лиц и ИП, без наличия документов, удостоверяющих госрегистрацию их создания, возникновения прав на такие объекты и (или) земельные участки, для осуществления в таких объектах розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг населению. Также в проект включена норма с указанием срока, в течение которого должна вестись розничная торговля, общественное питание, оказание бытовых услуг населению на приобретенных объектах: минимум три года со дня заключения договора купли-продажи, – обращает внимание Наталья Черепович.
Кроме того, нормы по отчуждению объектов недвижимого имущества дополнены пунктами о предоставлении рассрочки для облегчения финансовой нагрузки на покупателя с учетом единообразного подхода в соответствии с нормами Декрета № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности».
Ожидается, что изменения должны быть приняты до конца 2022 года. При этом в Министерстве поясняют, что Указ № 345 является бессрочным. С января 2023 года утратит силу только один его структурный элемент – подпункт 1.1 пункта 1. В нем содержатся льготы в части начисления НДС, прибыли от реализации товаров, работ и услуг, налогов на недвижимость, земельного налога, арендной платы за объекты госнедвижимости.
Мария Друк, «
Рэспубліка», 5 августа 2022 г.
В Беларуси упрощены строительство и приемка объектов. Как новые подходы применяются на практике
В Беларуси упрощены строительство и приемка объектов в эксплуатацию. Указ от 31 января 2025 г. № 46, которым введены нормы, вступил в силу в мае. Документ предназначен для оптимизации процессов, в том числе ускорения процедур. Как новые подходы применяются на практике, рассказала журналистам заместитель начальника главного управления – начальник управления проектной деятельности, градостроительства и архитектуры Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Анна Кудравец, сообщает
БЕЛТА.
Приемка объектов
Один из разделов указа касается упрощенной приемки объектов, построенных по проектной документации и без существенных изменений. Они могут приниматься на основании заключения Государственного строительного надзора без получения заключений иных контролирующих органов. Такие условия действуют по объектам, возводимым по повторно применяемым проектам, а также по проектной и сметной документации, которые прошли полный цикл государственной экспертизы.
«Даже если вносились изменения в процессе, наличие заключения экспертизы является обязательным. Здесь как раз и выявился сдерживающий фактор – восприятие двух этих норм как совокупности условий (по проектной документации повторного применения и с экспертизой), что неверно. Это два обособленных значения», – пояснила специалист.
Данный подход допускается и для объектов, которые были законсервированы и завершаются после возобновления работ.
Упрощенное строительство
Вопросы на практике возникают и по разделу, определяющему порядок упрощенного строительства, последующую приемку таких зданий. Первоочередной шаг, который должен сделать заказчик: оценить соответствие объекта критериям (4–5-й класс сложности, отсутствие запретов). Также строительство должно вестись на предоставленном земельном участке без изменения его целевого назначения.
Также важно убедиться, что не будут превышены разрешенные нагрузки на инженерные коммуникации. «Сведения о максимально допустимых нагрузках определяются заказчиком на основании существующих договоров на снабжение тем или иным ресурсом, заключенных с эксплуатирующей организацией, на балансе которых находятся объекты инфраструктуры. При чем такие сведения ни в коем случае нельзя воспринимать как технические условия на инженерно-техническое обеспечение объектов, выдаваемые в рамках разрешительной документации. То есть такими организациями дополнительные требования к заказчику, объекту выдвигаться не могут», – проинформировала представитель Минстройархитектуры.
После оценки возможности применения норм указа принимается локальный нормативный правовой акт заказчика о том, что проект реализуется в упрощенном порядке: на основании эскизного проекта и чертежей. Следующий этап – обязательная регистрация в ЕРОКС (информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства»). В последующем разрабатывается и согласовывается с соответствующим структурным подразделением исполкома эскизный проект (согласно административной процедуры в Едином перечне административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования).
Требования безопасности
По словам Анны Кудравец, следующий этап – подготовка чертежей, которые должны подтверждать безопасность и соответствие нормативам (по надежности конструктивов зданий, сооружений, подготовке строительной площадки, включая инженерную защиту, санитарным, противопожарным нормам и др.)
«Чтобы обеспечить такие решения, применяется национальный комплекс технических нормативных правовых актов либо методических документов в области архитектурно-строительной деятельности, – пояснила специалист. – В отношении объектов 4-го класса сложности необходимо наличие аттестата соответствия у разработчика чертежей как при разработке проектной документации по таким объектам».
После разработки чертежей заказчик и застройщик должны направить уведомление о начале выполнения строительно-монтажных работ в органы государственного строительного надзора. После регистрации объекта можно приступать к строительству.
«Чтобы обеспечить надежность эксплуатации и последующую приемку объекта, в период строительства заказчик ни в коем случае не освобождается от ведения исполнительной документации. Только по данным – ввиду послаблений, устанавливаемых указом, – предусмотрен более сокращенный перечень, чем при обычном порядке», – добавила Анна Кудравец.
В обязательном порядке предоставляются акты освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки конструкций, индивидуальных испытаний смонтированного оборудования. Сохраняется необходимость ведения документов об оценке соответствия применяемых на объекте строительных материалов и изделий.
По завершению строительства в обязательном порядке получаются заключения надзорных органов (при необходимости их получения) в зависимости от функционального назначения, за исключением органов государственного энергетического и газового надзора, а также территориальных органов по чрезвычайным ситуациям. «Это обусловлено тем, что представители этих организаций входят в дальнейшем в состав приемочных комиссий. Отдельного заключения от них получать не требуется», – рассказала Анна Кудравец.
Финишный этап – получение заключения органов государственного строительного надзора. На его основании заказчиком, застройщиком создается приемочная комиссия, обязательный состав которой указан в приложении к указу. Результаты приемочной комиссии оформляются актом приемки по установленной Минстройархитектуры форме.
Подробные рекомендации по применению законодательства размещены на сайте Министерства.
«Строительство – зона ответственности всех участников жизненного цикла здания, сооружения, – подчеркнула Анна Кудравец. – Для дополнительного разъяснения новых норм планируем выпустить отдельную памятку с пошаговой инструкцией, что необходимо делать, чтобы не возникало трудностей».
Специалист напомнила, что указ не распространяется на многоквартирные жилые дома и направлен на применение юридическими лицами. Для граждан уже давно действует иной порядок, где также упрощены нормы.
Надежда Матвеева,
БЕЛТА
Более 100 работников агропромышленного комплекса удостоены госнаград и Благодарности Президента
Более 100 работников агропромышленного комплекса удостоены государственных наград и Благодарности Президента за многолетний плодотворный труд, высокий профессионализм, значительный личный вклад в развитие АПК и достижение высоких производственных показателей. Соответствующие Указ и Распоряжение подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко.
Орденов и медалей, почетных званий удостоен 61 работник организаций агропромышленного комплекса.
Орденом Трудовой Славы награждены генеральный директор ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» Владимир Лукьянов и директор ОАО «Отор» Чечерского района Татьяна Струк. Еще пять человек – Орденом Почета. Это оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм МТК «Германишки» КСУП «Гудогай» Островецкого района Гелена Дремо, директор ОАО «Хотимский льнозавод» Николай Курзенков, оператор машинного доения ОАО «Рассвет имени К.П.Орловского» Кировского района Галина Легкая, тракторист-машинист КУПСХП Верхнедвинского района «Кохановичи» Василий Мороз и водитель автомобиля ОАО «Путь новый» Ляховичского района Владимир Побегайло.
Большая группа работников агропромышленного комплекса удостоена медали «За трудовые заслуги». В их числе – оператор машинного доения ОАО «Грицкевичи» Несвижского района Татьяна Гусева, тракторист-машинист кооператива «Лариновка» Оршанского района Евгений Мельницкий, главный агроном ОАО «Спорово» Березовского района Иван Прокурат, оператор птицефабрик и механизированных ферм ОАО »Птицефабрика «Рассвет» Гомельского района Светлана Русских и токарь кооператива «Свитязянка-2003» Кореличского района Виктор Урбанович.
Указом также присвоены почетные звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь». Их удостоены главный агроном СПК «Прогресс-Вертелишки» Гродненского района Иван Головенко, оператор птицефабрик и механизированных ферм бройлерного цеха № 1 ЗАО «Серволюкс Агро» Могилевского района Татьяна Долгоносова, директор ОАО «Святая Воля» Ивацевичского района Владимир Любушак, тракторист-машинист ОАО «Тихиничи» Рогачевского района Андрей Новиков и начальник цеха животноводства КСУП «Брилево» Гомельского района Вячеслав Струк.
Заслуги еще 40 человек отмечены Благодарностью Президента. В их числе – главный агроном ОАО «Круглянский Рассвет» Сергей Островский, директор Щучинской птицефабрики Андрей Красовский, ведущий инженер-технолог Минского молочного завода № 1 Татьяна Михновец, животновод сельхозпредприятия «Рыдомльский» Толочинского района Наталья Рогова и тракторист-машинист ОАО «Городилово» Молодечненского района Александр Стефанович.
Какие новшества предлагается ввести в сфере интернет-торговли, рассказали в МАРТ
Максимально сблизить правила работы стационарного и онлайн-ретейла – на это направлен разрабатываемый Министерством антимонопольного регулирования и торговли проект Указа с предварительным названием «О совершенствовании регулирования потребительского рынка». Работа над документом ведется на протяжении последнего полугода. Недавно регулятор выносил его на общественное обсуждение – поступило 15 сообщений, включающих в себя 54 предложения. Ряд предложений взяли на карандаш. Впрочем, уже сейчас прорисовывается каркас подходов, призванных упорядочить ситуацию в онлайн-торговле с учетом современных реалий. Об основных предлагаемых новшествах узнавала корреспондент «Р».
К теме маркетплейсов – комплексно
Заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич рассказала, что в документе постарались обозначить основные тенденции, которые возникают при работе отрасли в современных условиях, в том числе и в онлайн-сегменте. Он, к слову, активно развивается: по итогам 2024-го доля интернет-торговли в розничном товарообороте составила чуть меньше 12 процентов – практически двукратный рост за два года, к 2022-му.
При этом заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак обращает внимание, что на сегодня в Беларуси нет специального законодательного акта, который бы комплексно регулировал работу маркетплейсов. Из недавнего – в июле 2024-го вступили в силу изменения в Правила дистанционной торговли. В частности, появилось определение, что такое интернет-площадка: это когда продаются товары двух и более продавцов. Введены требования к маркетплейсам, которые касаются в большей степени доведения информации до потребителя. С июля нынешнего года интернет-площадки, как и интернет-магазины, обязаны обеспечить возможность подачи жалоб, обращений потребителей в электронной форме непосредственно на сайте маркетплейса и получение ответа на них в таком же формате. Кроме того, урегулированы определенные вопросы информирования владельцами интернет-площадок об условиях изменения договора как с потребителями, так и с продавцами. Ряд обязанностей появился и у владельцев пунктов выдачи заказов в части информирования клиентов о контактах для связи и указания партнеров из виртуального ретейла.
– Но время не стоит на месте и добавляет новые вызовы, к которым должна быть готова отрасль. Потому и был разработан проект указа, – подчеркнула Ирина Шпак.
Одно из ключевых требований проекта указа говорит о том, что владелец интернет-площадки вправе оказывать услуги в нашей стране со дня включения сведений о маркетплейсе в Торговый реестр. Аналогичные требования уже установлены для владельцев интернет-магазинов, объектов торговли и общепита, торговых центров и рынков. Логично, что эта норма должна распространяться и на виртуальные площадки, которые, по сути, выступают аналогом ТЦ, только в онлайн-режиме.
Второй немаловажный нюанс: если владелец интернет-площадки – иностранное юрлицо или гражданин, то он обязан создать в Беларуси организацию или филиал иностранной организации, сведения которой будут включаться в Торговый реестр. Плюс эта же организация будет отвечать за соблюдение требований национального законодательства, в том числе принимать и рассматривать обращения, представлять интересы иностранного лица в госорганах, судах, обеспечивать работу маркетплейса. Местом оказания его услуг будет признаваться территория Беларуси, если информация на сайте размещается на одном из двух государственных языков, счет для оплаты товаров открыт в нашем банке, а доставка заказанных через маркетплейс товаров происходит в адрес жителей страны.
К исполнению – обязательно
У владельцев маркетплейсов появится и ряд обязанностей, которых сейчас нет в Правилах дистанционной торговли. Например, предоставлять на равных условиях доступ юрлицам и физлицам ко всем услугам интернет-площадки.
– Подразумевается, что у отечественных производителей и торговых организаций будут такие же возможности доступа к услугам, как, например, у продавцов и производителей других государств, – прокомментировала Ирина Шпак.
В списке других обязанностей – предоставление контролирующим и надзорным органам необходимых сведений. Совмин установит требования к показу информации о товарах, в том числе к результатам выдачи товаров через поиск в соответствии с запросом потребителя. В Правила дистанционной торговли также внесут корректировки – пропишут требования к результатам «выпадения» вариантов при поисковом запросе. Требования эти, к слову, в том числе будут направлены на продвижение отечественных товаров.
На виду будут и условия предоставления услуг, в том числе критерии формирования рейтинга товаров и продавцов, их значимость для создания такого списка и основания для изменения, принципы ранжирования товаров и продавцов в поисковой выдаче.
– У производителей, продавцов и потребителей будет четкое понимание, на основании каких критериев и принципов формируются рейтинги. Ведь это, наверное, ключевой показатель, который способствует продвижению товаров на интернет-площадках и увеличению их продаж, – акцентировала представитель МАРТ.
В проекте указа предусмотрен ряд запретов для владельцев интернет-площадок. Во-первых, будет введен запрет на совершение действий, которые ограничивают или устраняют конкуренцию на соответствующих рынках, причиняют вред правам, свободам и законным интересам игроков рынка и потребителей. Появится и запрет на создание дискриминационных условий, определенных в соответствии с Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
– Надо отметить, что в указанном законе такой запрет установлен только для субъектов, занимающих доминирующее положение. Но владельцу интернет-площадки, независимо от того, занимает он доминирующее положение или нет, будет запрещено совершать оговоренные действия. В первую очередь – ограничивать доступ на рынок, – подчеркнула Ирина Шпак.
Кроме того, если товар на интернет-площадке продал нерезидент Беларуси, владелец маркетплейса будет исполнять предусмотренные законодательством о защите прав потребителей обязанности продавца – например, принимать товар ненадлежащего качества, проводить экспертизу и делать возврат. А также – отвечать за причиненные потребителю убытки из-за размещенной продавцом недостоверной информации и убытки в случае реализации товаров ненадлежащего качества.
– МАРТ наделяется компетенцией выносить решение об ограничении доступа к интернет-площадкам при выявлении нашими специалистами или поступлении к нам письменных обращений госорганов или организаций, которые выявили факты неисполнения владельцами интернет-площадок предусмотренных указом требований. Порядок приостановки и возобновления работы будет определен Правительством, – ввела в курс дела представитель Министерства.
Добавить в ассортимент белорусское
Следующий блок касается организаций торговли – владельцев интернет-магазинов. Они будут должны и обеспечить постоянное или сезонное размещение на сайте предложений. Регулятор позже подскажет, какие товары должны быть в наличии. Исключение сделают для фирменных магазинов, секонд-хендов, продавцов на интернет-площадках.
– Важно, чтобы продавец предоставил возможность заключить договор о доставке такого товара, как, например, в магазинах, которые продают продукцию по образцам, в частности, бытовую технику, и уже потом доставляют покупку в оговоренные сроки. Так что добавлять склады не придется, чтобы обеспечить хранение в указанном на сайте количестве, – пояснила Ирина Шпак. – Эта норма сделана по аналогии с требованием к стационарным магазинам и павильонам, которые должны разрабатывать обязательные перечни отечественных товаров и обеспечивать их постоянное наличие. Мера направлена в первую очередь на защиту внутреннего рынка, увеличение продаж белорусских производителей, постоянное наличие их товаров в предложении.
Свой рынок должен быть в приоритете
Еще одно предлагаемое нововведение касается установления правил формирования цен на товары, поставляемые на экспорт. Так, возможно, появится требование о том, что реализация произведенных в Беларуси товаров по перечню, который определит Совмин, на экспорт будет идти по отпускной цене не ниже стоимости таких товаров, поставляемых на внутренний рынок. В случае необходимости продажи за рубеж продукции по отпускным ценам ниже, чем внутри страны, такой шаг предстоит согласовать с местными органами власти. Ожидается, что в перечень войдут наиболее инфлятогенные товары, рассказали в МАРТ.
Мария Друк, «
Рэспубліка», 4 ноября 2025 г.
Александр Лукашенко ратифицировал шесть международных договоров со странами Африки, Азии и Латинской Америки
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал законы о ратификации шести международных договоров, которые направлены на расширение сотрудничества со странами Африки, Азии и Латинской Америки.
Ратифицированы межправительственные соглашения об отмене виз для владельцев дипломатических, официальных и служебных паспортов с Зимбабве, Угандой и Гвинеей-Бисау. В соответствии с ними владельцы таких паспортов освобождаются от необходимости получения виз для въезда, выезда и транзита по территории принимающей стороны. Реализация этих международных договоров позволит упростить взаимные поездки официальных должностных лиц.
Межправительственные соглашения с Колумбией о взаимной отмене виз для краткосрочного пребывания и с Лаосом об отмене виз для владельцев обычных паспортов освобождают граждан, имеющих действительные национальные паспорта, от необходимости получения виз для въезда, транзитного проезда и пребывания на территории государств.
Кроме того, ратифицирован протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение с Турцией о взаимной отмене виз от 29 марта 2013 года. Документ предусматривает освобождение водителей и членов экипажей транспортных средств – граждан Беларуси и Турции, выполняющих международные перевозки грузов и пассажиров, от визовых требований при въезде, выезде, транзите и временном пребывании на территории государств в течение 90 дней в любом из периодов в 180 дней (до подписания протокола – до 30 дней, но не более 90 дней в году).
Главой государства подписан Указ о совершенствовании порядка заселения арендного жилья
Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 388 «О совершенствовании порядка заселения арендного жилья».
Документ направлен на сокращение сроков заселения граждан в построенные государственные арендные квартиры до 30 рабочих дней от даты утверждения акта приемки жилого дома в эксплуатацию. В настоящее время такое заселение допустимо осуществлять в срок до 200 дней.
Указом сокращена продолжительность действующих процедур, необходимых для заселения граждан.
В частности, работы по технической инвентаризации строящегося жилого дома будут начинаться не позднее чем за 45 календарных дней до приемки его в эксплуатацию (сейчас – после утверждения акта ввода).
Сроки обращения за предоставлением арендного жилья, составления технических паспортов, регистрации объектов недвижимости и другие сокращаются до 1–5 дней (ранее – не менее одного месяца).
Указ вступает в силу с 1 января 2026 года.
До указанного срока местным Советам депутатов поручено принять решения по заселению арендных квартир, находящихся в коммунальной собственности, также в 30-дневный срок.